Глава XVI. Истинный признак православной Христовой церкви и истинного священства Христова – непрерывная преемственность хиротонии — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава XVI. Истинный признак православной Христовой церкви и истинного священства Христова – непрерывная преемственность хиротонии

2022-07-07 18
Глава XVI. Истинный признак православной Христовой церкви и истинного священства Христова – непрерывная преемственность хиротонии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Св. Климент Римский. «Апостолы были посланы проповедывать евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то н другое было в порядке по воле Божией. Итак, принявши повеление, апостолы..., проповедуя по различным странам и городам, они первенцы из верующих, по духовном испытании, поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих. И это не новое установление; ибо много веков прежде писано было о епископах и диаконах. Так говорит Писание: «поставлю епископов их в правде и диаконов в вере». «И чему дивиться, если те, коим в Христе вверено было от Бога это дело, поставляли вышеупомянутых служителей»... Указывая далее на Божественное избрание Аарона для священнослужения и на спор по этому поводу в Израиле, разрешенный при помощи жезлов, видимого знака воли Божией, Климент продолжает: «И апостолы наши знали чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишать служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей церкви..! (Писан, муж. Апост. стр. 100–101).

 

II. Св. Ириней Лионский: а) «Все желающие видеть истину могут во всякой церкви угнать предание апостолов, открытое во всем мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что эти еретики бредят... Но поелику было бы весьма длинно в такой книге, как эта, перечислять преемства предстоятелей всех церквей, то я приведу предание, которое имеет от апостолов величайшая, древнейшая и всем известная церковь, основанная и устроенная в Риме двумя славнейшими апостолами Петром и Павлом, и возвещенную людям веру, которая чрез преемства епископов дошла до нас, и посрамлю всех тех, кто всячески незаконным образом составляет собрания или по худому самоугождению или по тщеславии, или по слепоте и превратным мнениям... Блаженные апостолы, основав и устроив церковь, вручили служение епископства Лину... Ему преемствует Анаклит; после него на третьем месте от апостолов получает епископство Климента. Этому Клименту преемствует Еварест, – Эваресту Александр, потом шестым от апостолов был поставлен Сикст, после него Телесфор, который славно претерпел мучение; потом Гигин, потом Пий, после него Аникита; после Сотира, преемствовавшего Аниките, ныне на двенадцатом месте от апостолов жребий епископства имеет Элевфер. В таком порядке и в таком преемстве церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная вера сохранялась в церкви от апостолов до ныне и предана в истинном виде» (кн. 8-я, гл. 8-я, стр. 275–277).

 

б) «Не должно искать у других истины, которую легко получить от церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни. Она именно есть дверь жизни, а все прочие учители суть воры и разбойники. Посему должно избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к церкви, и принимать предание истины. Что же? Если бы возник спор о каком-нибудь важном вопросе, то не надлежало ль бы обратиться к древнейшим церквам, в которых обращались апостолы, и от них получить, что есть достоверного и ясного относительно настоящего вопроса? Что если бы апостолы не оставили бы нам писаний? Не должно ли следовать порядку предания, преданного тем, кому они вверили церквь?

 

Прежде Валентина не было валентиниан, а до Маркиона не было маркионитов, равно и прочих худомыслящих учителей, которых я перечислил выше, не было прежде, чем появились основатели и изобретатели их превратного учета» (кн.3-я, гл. 4-я, стр. 279–280).

 

в) «Надлежит следовать пресвитерам в церкви, тем, которые, как я показал, имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению отца получили известное дарование истины; прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия. Все эти отпали от истины. Еретики, приносящие к алтарю Божию чуждый огонь, т. е. чуждые ученья, будут сожжены небесным огнем, подобно Надаву и Авиуду. Восстающие же против истины и других возбуждающие против церкви Божией, останутся в аду, поглощенные землею, как приверженцы Корея, Дафана и Авирона. Но рассекающее и разрывающее единство церкви получат от Бога то же наказанье, как Иеровоам... От всех таковых надлежит удаляться; держаться же тех, которые, как я выше сказал, и хранят учение апостолов и вместе с чином пресвитерства ведут здравую речь и бессоблазненную жизнь к утверждению и исправлению прочих» (кн. 4-я, гл. 26-я, стр. 498–499).

 

г) «Итак, где находятся дарованья Господни, там надлежит учиться истине у тех, которые имеют преемство церковное от апостолов, здравую и неукоризненную жизнь и неискаженное и неповрежденное учение» (кн. 4, гл. 26-я, стр. 501).

 

д) «Истинное познание есть учение апостолов и изначальное устройство церкви во всем мире, и признак Тела Христова, состоящий в преемстве епископов, которым те (апостолы) передали сущую повсюду церковь; и она во всей полноте дошла до нас с неподдельным соблюдением писаний, не принимая ни прибавления, ни убавления» (кн. 4-я, гл. 33, стр. 527–528).

 

е) «Должно внимать пастырям, коим апостолы вверили церкви, содержащими одно и то же учение о спасении, еретиков же избегать... Все еретики гораздо позднее епископов, коим апостолы вверили церкви... Еретики, будучи слепы для истины и сбившись с пути, необходимо блуждают по разным дорогам; и оттого следы их учения рассеяны там и сям без всякого согласия и связи. Путь же тех, кто принадлежит к церкви, идет по всему миру, потому, что имеет твердое предание от апостолов и дает нам видеть, что у всех одна и та же вера... и содержат тот же образ устройства церкви...» (кн. 5-я, гл. 20, стр. 632–633).

 

III. Тертуллиан: а) «Если какие-либо (из сект) осмеливаются возводить себя к апостольскому веку, так что кажутся преданными от апостолов, на том основании, что были во времена апостолов, то мы можем сказать на эго: пусть покажут начало своих церквей, выяснят порядок своих епископов, по преемству исходящий от начала, так чтобы первый епископ имел своим виновником и предшественником кого-либо из апостолов, или мужей апостольских, постоянно пребывавших с апостолами. Ибо так церкви, апостольские ведут свои списки епископов, как например церковь Смирнская повествует, что, Поликарп поставлен на место Иоанном, церковь Римская заявляет, что Климент посвящен Петром; почему и другие церкви указывают, какие они имеют отпрыски апостольского семени, каких лиц, поставленных апостолами на епископство» (против ересей, гл. 32)..

 

б) «Известно, что всякое учение, которое только согласно с верованием первоначальных апостольских церквей, должно считать за истину, в полной уверенности, что церковь прияла это учение от апостолов, апостолы от Христа, Христос от Бога» (против ересей, гл. 21).

 

в) «Если ты желаешь упражнять свое стремление к знанию более благодетельно в деле спасения, то обойди апостольския церкви, у которых стоят и доселе на своих местах седалища апостольские, в которых читаются оригиналы их посланий, которые представляют их голос и в настоящее время заменяют для вас лицо каждого из них. Если ближе всего к тебе Ахаия, то отправляйся в Коринф, как к апостольской церкви – матери. Если ты не далеко от Македонии, то имеешь Филиппы. Живешь ли вблизи Италии, то имеешь там Рим в качестве апостольской церкви-матери. Присмотревшись к учению, содержимому церквами, ты увидишь, что они содержат то самое учение, которое предсказало ереси» (тамже, гл. 36).

 

IV. Св. священномуч. Киприан: а) «Церковь одна, а будучи одна, она не может быть и внутри и вне. Если она у Новациана, то не была у Корнелгя. Если же она была у Корнелия, который наследовал епископу Фабиану, по законному посвящению, и которого, кроме чести священства, Господь прославил и мученичеством; то Новациан не принадлежит к церкви и тот, кто, презревши Евангельское и апостольское предание, никому не наследуя, произошел от самого себя, не может считаться епископом, не может ни коим образом иметь церковь и обладать ею не посвященный в церкви... Каким образом может считаться пастырем тот, кто, при существовании пастыря, управляющего в церкви Божией по преемству посвящения, оказывается чужим и сторонним, кто, никому не наследуя, начиная от самого себя, будучи врагом Господня мира и божественного единства, не обитает в доме Божием, т. е. в Божией церкви, в которой обитают только согласные и единодушные» (т. I, пис. 62-е к Магну, стр. 313–314).

 

б) «Господь наш, коего заповеди и увещания мы должны хранить, определяя достоинство епископа и управление своей церкви, говорит Петру в евангелии: Аз тебе глаголю... (Мф.14:28–30). Отсюда последовательно и преемственно истекает власть епископов и управление церкви, так, что церковь поставляется на епископах и всяким действием церкви управляют теже начальствующие... Это основано на божественном законе»... (пис. 17-е; т. I, стр. 64).

 

в) «Власть отпускать грехи дарована апостолам и церквам, учрежденнным от них – посланников Христовых, а затем епископам, которые наследовали им по преемству посвящения. И потому враги одной кафолической церкви, в которой мы находимся, восстающие на нас, наследовавших апостолам, присвояющие себе, вопреки нам, незаконное священство, и строющие чуждые алтари, – не святотатственные ли это преступники, подобные Корею, Дафану и Авирону, которые, подобно им, должны понести теперь казнь вместе с своими сообщниками, так как и тогда вместе с теми погибли их соучастники и поборники...» (пис. Фирмилиана к Киприану; т. I, стр. 333).

 

V. Св. Григорий Богослов: «Возводится он (св. Афанасий Ал.) на престол Марка преемником его председательства, а не менее и благочестия; ибо хотя далек от него в первом, однако же близок в последнем. А в этом собственно и надобно поставлять преемство; ибо единомыслие делает и единопрестольными, разномыслие же разнопрестольными. И одно преемство бывает только по имени, а другое в самой вещи. Ибо тот истинный преемник, кто не употребил, а разве потерпел насилие (принуждение), кто возведен, не преступив закон, но по закону, кто не противного держится учения, но ту же содержит веру; если только называешь преемником не в том смысле, в каком болезнь преемстует здравию, мрак – свету, буря – тишине, исступление – здравомыслию» (т. II, изд. 3, стр. 148).

 

VI. Св. Василий Великий: Говоря о сообщении блатодати священства в преемственном поставлении, указывая самое время и способ сообщения благодати, св. отец в первом каноническом послании – пишет относительно священства еретиков и раскольников: «Хотя начало отделения было в сдедствие раскола, но отступившие от церкви не имели уже на себе благодати святого Духа, так как преподаяние оной оскудело по пресечении и преемства, и хотя первые отделившиеся имели рукоположение от отцев, и чрез возложение рук их получили духовное дарование; но отторгнувшиеся, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не в состоянии были передавать другим благодать святого Духа, от которой сами отпали«(т. VII, стр. 7, изд. 1892 г.).

 

VII. Св. Епифаний Кипрский: а) «Первые апостолы Петр и Павел сами были в Риме и епископами; потом Лив, потом Клит, потом Климент, современник Петру и Павлу, о котором упоминает Павел в послании к Римлянам. И никто да не дивится, что прежде него другие были преемниками апостолов в епископстве, когда Климент был современен Петру и Павлу, потому что и он делается епископом современным апостолам... Впрочем, преемство епископов в Риме следует в таком порядке: Петр и Павел, Лив и Клит, Климент, Еварест, Игин, Пий, Аникита, в списке показанный выше. И никто да не удивляется, почему с такою точностью перечисляю каждого; ибо посредством сего дело всегда приводится в ясность» (т. I, изд. 1863 г., стр. 186–188).

 

б). «Петръ и Андрей, Иаков и Иоанн, Филипп и Варфоломей, Фома, Фаддей и Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Кананит и Матвей, избранный в пополнение двенадцати (Деян.1:26), – все эти избраны были в апостолы, священнодействуя благовествоваш по всей земле (Рим.15:16), вместе с Павлом и Варнавою и прочими, и являясь началовождями таинств вместе с Иаковом братом Господним и первым епископом Иерусалимским. От этого епископа и от вышепоименованных апостолов установлены преемства епископов и пресвитеров в доме Божием» (т. V, изд. 1882 г., стр. 281).

 

VIII. Св. Григорий Нисский: «Нам никто не может возразить, что и наше учение не должно быть подкрепляемо основаниями и доказательствами; для доказательства нашего (догматического) учения достаточно и того, что мы имеем его чрез преданное от отцев учение (предание), как некое наследство, полученное от апостолов при посредстве преемства, дошедшего до нас безпрерывным рядом святых». (Против Евномия).

 

IX. Ориген: «Так как многие, верующие во Христа, расходятся между собою не в одних только малых вещах, но даже и в вопросах крупных и важных, т. е. в учении о Боге, или о Христе, или о святом Духе; то, поэтому, является необходимость установить об этих отдельных частях учения норму и ясное правило, и после этого заняться только более подробно исследованием их. Итак, когда мы не ищем истины у греков и варваров, после того как возвысились до веры во Христа, Сына Божия, и пришли к убеждению, что истине можно научиться только у Него, то должны далее, так как между исповедающими Христа есть разномыслящие, держаться одного только церковного учения (проповеди), которое чрез порядок преемства преданное от апостолов сохранилось в церквах и до настоящего времени. Только то следует с верою принимать, как христианскую истину, что ни в чем не уклоняется от церковного и апостольского предания» (см. у Макария Введение в пр. Догм. Богосл. § 129, стр. 348).

 

X. Бл. Симеон Солунский: а) «О том, что Христос – источник священства и что от Него чрез преемников Его преподается благодать. Итак, от тех божественных рук и уст приняв благословение и дуновение, рукоположение и благодать, мы, когда посвящаемся, чрез освященных от Него (Христа) по преемству получаем благодать, и источник благодати для нас – Христос, который именно и действует вся во всех» (т. II, стр. 93).

 

б) «Благодать по преемству; ибо от источника благодати Господа и Спасителя нашего она перешла на Его апостолов; от апостолов – на отцов, а от отцов наших – на нас. Итак, если мы соблюдаем правила отцов, то и преемство благодати будет в нас, и приговор наш будет тверд; иначе, если будешь поступать не по определенному нами, то и приговор будет не тверд» (т. II, стр. 323–324).

 

XI. Св. Иоанн Златоуст «Что говоришь ты? У них таже самая вера, и они также православны»? Если так, отчего же они не с нами? Един Господь, едина вера, едино крещение. Если у них хорошо, то у нас худо; а если у нас хорошо, то у них худо. Младенцы, говорит, влающеся и скитающеся всяким ветром. Скажи мне: ужели вы считаете достаточным то, что их называют, православными, тогда как у них оскудела и погибла благодать рукоположения? Что же пользы во всем прочем, если у них не соблюдена эта последняя? Надобно, однако, стоять как за веру, так и за нее (благодать священства) (т. XI, стр. 103).

 

XII. Бл. Августин: «Церковь со времен самих апостолов чрез известнейшие преемства епископов, продолжающаяся даже до наших дней, и имеющая продолжаться на все последующие времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в таинстве тела Христова» (против закона и пророков, гл. 1-я, число 39).

 

ХIII. Бл. Иероним: «Следует твердо держаться той церкви, которая, будучи основана апостолами, продолжает свое существование до настоящего дня. Услышишь где-нибудь о таких, которые, считая себя Христовыми, приняли имя не от Господа Иисуса Христа, а от кого-либо другого, как напр. о Маркианитах, Валентинианах, Монтенсах или Кампитах, знай, что то не церковь Христова, а синагога антихриста. Ибо то самое, что они появились после, указывает в них тех, о которых предвозвестил, в будущем апостол. И пусть не льстят они себе тем, что находят, повидимому, подтверждение своих слов в Писавниях: потому что и диавол говорил нечто от Писаний; и сущность Писаний не в чтении, а в понимянии» (ч. IV, стр. 92–93).

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.