Глава XIV. О восхищаюших недарованная — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава XIV. О восхищаюших недарованная

2022-07-07 19
Глава XIV. О восхищаюших недарованная 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Ап. Павел: «Никто же сам себе приемлет честь, но званный от Бога, яко же и Аарон. Тако и Христос на Себе прослави быти первосвященника, но глаголивый к Нему Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Евр.5:4–5).

 

II. Правила святых Апостолов: «Кождо в данном ему чину да пребывает; и не преступайте заповедей не суть бо наша, но Божая... Восхищающии не дарованная им раздражают Бога, яко же сынове кореови и Иозия царь. Ни диакону убо приности жертвы несть достойно, ни крестити кого, ни благословения мала или велика сотворит. Тако же ни пресвитеру несть достойно поставления творити развращати чин священнический. Якоже дерзнувый таковая, не с нами борется, но с великим архиереем Христом. Аще бо Филипп скопца крестил, и Анания менее Павла, но не сама себе восхитиста святительского чина, но от Бога прияста власть, от несочетанного архиерея» (1–2 пр. старопеч. Кормчая л. 30 об.).

 

III. Св. Иоанн Златоуст: «Весьма ясно можно видеть, как далек должен быть подчиненный от того, чтобы исправлять дела священников. Так некогда, при возвращении кивота, когда некоторые из подчиненных, увидев его наклонившимся и готовым упасть, поправили его, то подверглись наказанию на том же самом месте, будучи поражены Господом и падши мертвыми. Между тем они не сделали ничего худого; они не наклонили кивота, а поправили, когда он наклонился и готов былъ был упасть. Но чтобы ты вполне убедился в достоинстве священников и в том, как непозволительно человеку подвластному и принадлежащему к числу мирян исправлять такие дела, Бог умертвил их среди множества народа, с великою силою устрашая всех прочих и внушая никогда не приближаться к недоступным предметам священства. В самом деле, если бы каждый, под предлогом исправления худо сделанного, стал присвоять себе достоинство священства, то никогда не было бы недостатка в предлогах к исправлению, и все размещались бы между собою так, что мы не различили бы ни начальника, ни подчиненного» (т. III, стр. 201–202).

 

б) «Озия, будучи царем и облеченным в диадему, стал превозноситься потому, что был праведным, и возгордившись больше собственного достоинства, вошел во святилище. И что говорит писание? Вниде во святая святых и глаголет: хощу покадити фимиамом (ср. Пар.26:16).

 

Будучи царем, он похищает преимущество священства; хочу, говорит, покадити фимиамом, потому что я – праведен. Но остановись в своих пределах; иные пределы царской власти, и иные пределы священства, последнее больше первой... Но Озия царь, вышедши из своих пределов и преступив меру царской власти, решился присвоить себе лишнее и с дерзостью вошел во святилище, желая кадить фимиамом. Что же священник? Не позволительно тебе, Озия, сказал он, кадить фимиамом. Посмотри на дерзновение, на нераболепный образ мыслей, на язык, касающийся неба, на свободу, ничем не стесняющуюся, на тело человека и ум ангела, находящегося на земле и обитающего на небе. Он видел царя, и не смотрел на диадему. Не говори мне о царской власти там, где беззаконие. Несть твое, царь, да кадиши фимиамом во святом святых; ты преступаешь пределы, присвояешь не данное тебе; потому ты потеряешь и то, что получил. Несть твое кадиши, но Священником; это не твое, а мое. Похитил ли я твою порфиру? Не похищай же ты моего священства. Иметь твое, да кадиши фимиамом, но токмо священником, сыном Аароним (2Пар. 26:18). Это происходило спустя много времени после смерти Аарона. Почем0у же он не сказал только: священником, но упомянул и о праотце? В то время случилось нечто подобное. – Дафан, Авирон и Корей восстали против Аарона; но разверзлась земля и поглотила их; сошел огонь с неба и попалил их (Числ.16:1–50; Пс.106:17–18). – Потому священник, желая напомнить царю из тогдашней истории, что и прежде нападали на священство, но оно не было унижено, и восставало множество людей, но Бог отомстил за него, сказал: несть твое, да кадиши фимиамом, но токмо священником, сыном Аароним. Не сказал: вспомни, что претерпели тогда сделавшие это; не сказал: подумай, что восставшие были сожжены; но назвал Аарона, за которого было отмщено, и привел царю на память это событие, как бы так сказал: не дерзай на дела Дафана, чтобы тебе не потерпеть того же, что было при Аароне. Но царь Озия не послушался, а надмеваясь гордостью, вошел во святилище; открыл святое святых и хотел кадить фимиамом. Что же Бог? Когда таким образом священник был презрен и достоинство священства попрано, и уже священник не мог сделать ничего – ведь дело священника только обличать и показывать дерзновение, а не употреблять оружие, не браться за щиты, не потрясать кошем, не натягивать лук, не бросать стрелы, но только обличать и показывать дерзновение, – когда священник обличал, а царь не послушался, но взялся за оружие, щиты и копья, и воспользовался своею властью, тогда священник сказал к Богу: я сделал свое дело, больше не могу сделать ничего; помоги попираемому священству; законы нарушаются, правила ниспровергаются. Что же Человеколюбец? Он наказал дерзкого. И тотчас проказа взыде на чело его (2Пар.26:19). Где бесстыдство, там и наказание (т. VI, стр. 411–413).

 

IV. Бл. Августин: «Явившиеся в народе Божием мятежники, отделившись от свыше учрежденного общества, для видимого примера невидимой кары пожраны были разверзшеюся землею живыми (Числ.15:32)» (т. IV, стр. 117).

 

IV. Св. Кирилл Александрийский: а) «Корей, а также Авирон и к тому еще Дафан происходили от колена и крови Левия; и тогда как им поручена была установленная определением свыше служба в святой скинии, как сказано (Числ.16:9), они возжаждали славы Моисея и Аарона, сами себе восхищая честь, но не званные к тому от Бога (ср. Евр.5:4); и надмеваемые неукротимой дерзостью, весьма гордясь, они делают неудобоносимый и даже совершенно несносный наговор против обоих; как оставлявшее стадо воды, они удаляются и, отрясая служение Богу, убеждают и других нечестивцев отступить вместе с ними. Но за свою дерзость они понесли наказание: ибо земля, разверзши уста свои, низвела во ад надменных людей вместе с родниками, шатрами и имуществами их (Числ.16:31–33)» (т. II, стр. 207).

 

б) «В лето двадесять седмое Иеровоама царя Израилева воцарися Азария, сын Амессии... И сотвори правое пред очима Господними, по всему елика сотвори отец его Амессиа. Обаче высоких не разори: еще людие жряху, и кадяху на высоких. И коснеся Господь царя и быть прокажен до дне смерти своея (4Цар.15:1–5). Хотя Озия был благочестив и боголюбив, но не всецело; ибо он, сказано, не уничтожил высот, и заблуждающиеся воскуряли на них фимиам и приносили жертвы демонам. Потом Азария или Озия, увлекшись странными помыслами, вообразил, что царскому сану приличествует исполнять и установленные Богом священнодействия и совершать богослужение. Итак, пренебрегая законами, Моисея, он самолично совершил жертвоприношение. Когда же он приступил к служению, отнюдь ему не подобающему, говорю священному; тогда, говорит, коснеся его Господь и быстъ прокажен до дне смерти своея... Так дерзнувший на противозаконное деяние был наказан болезнью, и царя, похитившего священное достоинство, Бог осудил на бесчестие» (т. IX, стр. 15–16).

 

VI. Св. Киприан Карфагенский: «Ереси происходили и часто происходят от того, что строптивый ум не имеет в себе мира и посеваюшее раздор вероломство не держится единства. Господь, сохраняя наш свободный произвол, допускает быть сему, чтобы, чрез искушение сердец и мыслей наших состязанием об истине, в ясном свете представилась чистая вера достойных. Об этом предвозвещает Дух Святой чрез Апостола, говоря: подобает и ересям в вас быти, да искуснии явлены бывают в вас (1Кор.11:19). Так испытываются верные и открываются вероломные; так, еще прежде дня судного, отлучаются души праведных от неправедных и отделяются плевелы от пшеницы! Отделяются те, кои, без божественного распоряжения, самовольно принимают начальство над безрассудными скопищами, – без законного посвящения поставляют себя вождями, присвоивают себе имя епископа тогда, как никто не дает им епископства. Дух Святой в псалмах называет их сидящими на седалище губителей (Пс.1:1), язвою в заразою для веры, – людьми, обольщающими посредством змеиных уст, искусными в извращении истины, пагубным языком изрыгающими смертоносный яд, – людьми, которых слово распространяется как рак (2Тим.2:17) и беседа вливает смертельную заразу в сердце каждого. Против них вопиет Господь, от них удерживает и отклоняет заблуждаюпцйся народ свой, говоря: не слушайте словес пророков, иже пророчествуют вам и прельщают вас: видите от сердца своего глаголют, а не от уст Господних. Глаголют отвергающим мя: мир будет вам и всем, иже ходит в похотех своих, и всякому ходящему в строптивости сердца своего рекоша: не приидут на вас злая. Не глаголах к ним, и тии пророчествоваху. И аще бы стали в совете Моем, слышаны сотворили бы словеса Моя, и отвратили бы людей Моих от пути их лукавого и от начинаний их лукавых (Иер.23:16–22). Их же описывает и обозначает Господь, говоря, Мене оставиша источника воды живы и ископаша себе кладенцы сокрушенных, иже не возмогут воды содержати (Иер.2:13). Тогда как, кроме одного, не может быть другого крещения, они думают, что могут крестить. Оставивши источник жизни, они обещают благодать животворной и спасительной воды. Там не омываются люди, а только более оскверняются; не очищают грехи, а только усугубляются. Такое рождение производит чад не Богу, но диаволу. Рожденные от лжи несподобляются обетований истины. Порождаемые вероломством погубляют благодать веры. Нарушившие мир Господень неистовым раздором, не могут достигнуть награды мира» (т. II, стр. 178–179).

 

б) «Можно ли представить себе, что тот находится со Христом, кто действует против священников Христовых, – отделяет себя от общения с его клиром и народом? Да, ведь, он вооружается против церкви, противодействует Божественному домостроительству; он враг алтаря, возмутитель против жертвы Христовой, изменннк в отношении веры, в отношении благочестия святотатец, непокорный раб, сын беззаконный, брат неприязненный: презревши епископов и оставивши священников Божиих, он дерзает устроить другой алтарь, составлять другую молитву из слов непозволительных, ложными жертвоприношениями осквернять истину жертвы Господней, и даже не хочет знать, что действующий вопреки Божию чиноположению наказывается за безрассудное дерзновение по усмотрению Божественному. Так Корей, Дафан и Авирон, восставшие против Моисея и Аарона священника и покусившиеся присвоить себе право жертвоприношения, тотчас подверглись наказанию: земля, расторгнув связь свою, открыла глубокую бездну и разверзшимся зиянием своим поглотила их стоящих в живых; и не только зачинщиков поразил гнев Божий, но изшедший от Господа огонь не замедлил испепелить, в числ двухсот пятидесяти, и прочих соединившихся с ними, участников и споспешников того же безумия (Числ.16); напоминая и показывая тем, что все покушения, предпринимаемые нечестивыми, по своей воле, для разорения Божественного чиноположения, делаются против Бога. Так и Озия царь, когда, взявши в руки кадильницу и вопреки Закону Божию присвояя себе право жертвоприношения, не захотел повиноваться и уступить священнику Азарии, возбранявшему ему это, посрамлен был гневом Божиим и поражен проказою на челе... Равно и сыновья Аароновы, возложившие на алтарь огнь чуждый, которого возлагать не повелел Господь, тотчас были сожжены пред лицом Карателя – Бога (Лев.10). Им-то подражают и последуют те, кои, презрев Божественные Заповеди, увлекаются чуждым учением и вводит уставы, постановленные людьми. Господь обличает и укоряет таких людей в евангелии своем, говоря: оставлъше Заповедь Божию, держит предания человеческие» (Мрк.7:8) (т. II, стр. 185–186).

 

VII. Бл. Симеон Солунский: а) «Священство, как особенный дар и исключительное дело Божие, дается рукоположением. И никто, хотя бы то даже чудотворец, не совершит без рукоположения ничего священнического» (т. II, стр. 70).

 

б) Томь III, стр. 147–149, см. выше стр. 109–110.

 

VIII. Св. Ефрем Сирин: «Знай, что потерпели те несчастные, воспротивившиеся некогда Моисею и Аарону и возимевшие безрассудство, бесстыдно и самовольно принести фимиам Богу. Не поял ли всех огнь с неба за то, что отважились присвоить себе сан, который был выше их?» (т. II, изд. 4-е, стр. 400).

 

IX. Преп. Феодор Студит: «Кто самовольно по властолюбию берет пастырский жезл, тот ненавистен и противен Богу, не спасает других и сам не спасается; а кто, быв призван, примет настоятельство из повиновения Богу, тот будет другом Божиим, может спасти других и сам спастись (т. II, стр. 335, пис. 134).

 

X. Послания старца Артемия, XIV века: «И доброе бо недобро есть, егда недоброе завещается. Помяни яже о Кореи, Дафане и Авироне случшаяся, и Озеино дерзновение и прочих, о нихже рече Бог: аз не послах, они же течаху, и не глаголах им, они же пророчестваху» («Палинодия», стр. 1210; СПб., 1878 г.

 

Глава XV. О посланничестве

 

I. Благовестное Евангелие: «Пророки приходили потому, что были посланы, а лжепророки, как мятежники, приступали к развращению оболыцаемых, тогда как никто их не посылал» (Толк. на Иоанна, стр. 258, изд. 1870 г.).

 

II. Правила св. Апостол. б) «Не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную преходити, аще бы и от многих убеждаем был, разве когда будет некоторая вина благословная, сие творити его понуждающая, яко могущего большую пользу обитающим тамо принести словом благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению» (14 пр. св. Ап.).

 

Зонара. «Различные соборные правила запрещают епископам от своих церквей переводить к другим, и предписываю каждому пребывать в той церкви, которая приняла его, дабы не возникло между ними раздоров. Не должно думать, что каноны дают противоречивые предписания. Но те правила законополагают, чтобы епископы не переменяли церквей и запрещают переменять; а настоящее правило рассуждает об отшествии епископа в другую церковь, в случае настоятельной нужды, для научения... Но правило хочет, чтобы и тогда он не сам по себе уходил, а если призывают, или лучше, если он побуждается к сему судом многих епископов. Итак, правила соборов запрещают епископу совсем переходить из своей области в другую область и восхищать церковное управление оною, хотя бы та церковь вдовствовала без епископа, по 16 правилу антиохийского собора. А настоящее правило св. Апостол не запрещает епископу на время отходить в другую область ради научения и собеседования для пользы тамошнего народа, но и тогда не самому по себе, но если будет призываем и удостоен».

 

Вальсамон. «Настоящее 14 правило определяет, что епископ не имея власти в своей области переходить в другую, хотя бы делал это для пользы народа, хотя бы понуждаем был к сему народом другой области, исключая того случая, если делает сие по соборному поручению. – А 16-е правило Антиохийского собора говорит, что подлежит извержению тот, кто восхитил праздную церковь без ведома собора»... (См. Полн. Корм. стр. 23–24).

 

б) Чит. еще 34 пр. св. Апостол.

 

III. Правила Вселенских соборов: а) В Толковании на 15 пр, первого Вселенского собора: «Апостольское 14-е правило запрещает нашествие или вторжение епископов из одной епархии в другую, а перемещение допускает по важной и основательной причине. И 16-е правило Антиохийского собора определяет, чтобы епископ, не имеющий епархии, – в епархию, не имеющую епископа, – переходил с рассмотрнием и приглашением совершенного собора. Подобным образом первое и второе правило Сардикийского собора строго наказывает того, кто хитростью и худыми средствами оставляет церковь, принявшую его, и восхшцает большую. А настоящее 15-е правило первого собора совсем запрещает переход из города в город епископов, пресвитеров и диаконов; но не наказывает за сие, а определяет, чтобы не имело силы такое предприятие, а чтобы епископ, пресвитер или диакон были возвращены в прежнюю церковь, в которой рукоположены. Имея в виду все сии правила, иной может сказать, что эти правила противоречат одно другому и постановляют разное. Но это не так. Равнятся между собою перемещение, перехождение и вторжение. Перемещение есть перевод из епархии в епархию, когда, может быть, епископ, украшенный разнообразною мудростью, призывается многими епископами для большего вспомоществования вдовствующей церкви, которая подвергается опасности в отношении к благочестию. Нечто подобное было с веляким Григорем Богословом, перемещенным из Сасим в Константинополь. Такое перемещение позволительно, как видно из 14 пр. св. Апостол. Перехождение бывает, когда кто свободный, т. е. не имеющий епархии, которая, например, занята язычниками, многими епископами побужден перейти в праздную церковь, как обещающий великую пользу для православия и прочих церковных дел. И это перехождение допускается божественными правилами св. отец, собравшихся в Антиохии. Вторжением называется самочинное, или даже и с употреблением худых средств, незаконное занятее вдовствующей церкви епископом, не имеющим церкви, или и имеющим церковь; и святые отцы, собравшиеся в Сардике, столь сильно порицали, что определили поступающего таким образом лишать общения со всяким христианином, и даже при последнем ивдыхании не удостоивать его общения, как мирянина» (Полн. Кормч., вып. 2-й, стр. 58–60).

 

б) «Не быв приглашены, епископы да не преходят за пределы своей области для рукоположения, или какого-либо другого церковного распоряжения...» (2 пр. II Всел. соб.).

 

Зонара. И св. апостолы и потом божественные отцы употребляли многие попечения, дабы в церквах было благоустроение и мир. Ибо апостолы в 14 правиле постановили, что не позволительно епископу переходить в область другого, оставив свою. А отцы, собравшиеся на первом соборе в Никее, в шестом и седьмом правилах положили, чтобы сохраняемы были древние обычаи, – и каждый престол управлял принадлежащими ему епархиями. Это же определяет и настоящее правило, и повелевает, чтобы епископ не простирал своей власти, то есть, дальше принадлежащей ему епархии, на церкви за пределами его епархии, т. е. находящаяся за указанными каждому пределами (обозначая выражением: «простирать власть», например, разбойническое и бесчинное нашествие), и не приходил в область другого. Выражение: «за пределами своей области» означает, что епископ не может совершать никакого иерархического распоряжения не призванный; но может, если будет пригзван и получит на это поручение от многих епископов, по указанному Апостольскому правилу» (Полн. Кормч., вып. 2-й, стр. 91–92).

 

IV. Правила Поместных соборов: «Аще который епископ, не имеющий епархии, вторгнется в церковь, не имеющую епископа, и восхитит престол ее без соизволения совершенного собора; таковый да будет отвержен, хотя бы его избирал весь народъ, который он себе восхитил. Совершенный же собор есть тот, на котором присутствует с прочими и митрополит» (16 пр. Антиох. соб.).

 

Зонара. «Праздный епископ тот, который не имеет церкви, или потому, что ею завладели явычники, или потому, что он не принять народом города, в который рукоположен, не по собственной вине, но по бесчинию народа; а праздная церковь – та, которая не видет епископ. Итак, если праздный епископ, пришедши в праздную церковь, восхитит престол ее, хотя бы народ этого города и желал его, он должен быть отвержен, если совершенный собор не присудит ему праздной церкви... Итак, когда совершенный собор согласно решит дать праздному епископу праздную церковь, – в таком случае это возможно».

 

Аристин. «Без совершенного собора, и его митрополита захватывающий праздную церковь отвержен, хотя бы и сам был праздный. Настоящее правило определяет, чтобы праздный епископ в праздную церковь был назначаем совершенным собором, когда присутствует на нем и епископ митрополии; но не сам по себе восхищал престол, хотя бы всем народом был принуждаем, если не хочет быть отверженным...»

 

Вальсамон. «Один епископ праздный, то есть, неимеющий церкви, так как ею овладели явычники, самовольно занял церковь праздную, то есть не имеющую епископа, и взошел на престол ее и действовал архиерейскими правами. Итак, будучи обвиняем в том, что поступил столь дерзновенно, он говорит в оправдание, что действование вне своей епархии запрещено не для чего-либо другого, как для того, чтобы предстоятель той епархии не подвергся в следствие сего оскорблению, или презрению. А как нет архиерея в праздной церкви, и как сам он не имеет церкви своей, ибо она находится во власти явычников; то и не имеет здесь места указанное оскорбление и сам он не должен подлежать осуждению, как присвояющей чужое сверх того, что имеет. Итак, правило говорит, что так дерзновенно восхищающий престол, не данный ему благодатью всесвятого Духа, хотя бы сам он был праздный и церковь эта была также праздная, подлежит отвержению. А так как кто-то говорит, что это определение имеет место там, где праздный епископ хищнически присвоит себе праздную церковь, а не тогда, когда народ этой церкви перевел в нее праздного епископа, даже без его воли: то в виду сего правило присовокупляет, что и этим не извиняется совершившей что-либо архиерейское в праздной церкви без соборного распоряжения... Итак, заметь из настоящего правила, что предоставлять праздному епископу право священнодействовать в праздной церкви, и возседать ему и на самом престоле ее дозволяется по соборному усмотрению; ибо я многократно слыхал, что для этого нужно и императорское повеление. А иной спросит: как должно разуметь выражение: «быть отверженным таким образом восхитившему церковь»? Некоторые говорили, что это должно понимать в смысле отлучения; а мне кажется, в смысле извержения, на основании правил, в которых говорится, что рукополагающие вне своей епархии подлежат извержению. Ибо если извергается совершивший что-либо архиерейское к оскорблению одного местного архиерея; то гораздо более должен быть наказан сделавший что-либо таковое к оскорблению совершенного собора» (Полн. Кормч. Прав. пом. соб., вып. первый, стр. 182–184).

 

б) «Епископ да не приходит во иный град, не подчиненный ему, ни в селение ему не принадлежащее, для рукоположения кого-либо, и да не поставляет пресвитеров или диаконов в места, подчиненные другому епископу, ракве токмо по соизволению епископа той страны. Аще же кто дерзнет на сие, то рукоположение да будет не действительно, и он да подлежит епитимии от собора» (22 пр. Антиох. соб.).

 

Зонара. «Различными правилами запрещено и то, чтобы ни в город, ни в селение, подчиненное другому епископу, не приходил иной епископ и не рукополагал, если ему не будет дозволено епископом той страны. Иначе, если он пойдет и будет рукополагать, рукоположение не действительно, а рукоположившей подвергается епитимии» (Полн. Кормч. стр. 197).

 

К сему чти еще 21 пр. того же собора.

 

в) «Аще кто от града во град прешед, и молвы творит, от народа приимая себе поборники, да глаголют желаем и молимся, да будеши нам епископ, той на самой кончине непричастен».

 

Толкование: «Аще который епископ в толико шатание и неистовство пришед, и дерзнет просити и прейти от града во град, глаголя, яко хотят мене людие града того: и оттуду взем грамоту, показует написанное к нему от всех граждан моление, яко же дабы им епископ был: еже яве есть, яко смышлением и хитростью таковое бысть, мало неких мздою и дары и честью возмогл привлекши к себе, да в церкви ставше молву сотворять, глаголюще велегласно, просяще иметь того епископа. Таковаго убо яко зело смешавша, и таковое сотворша, и познана бывша в том, вельми сей святый собор осуди: отрече бо тому ни во исходе от жития достойну быти причащения, и назнамена. Странно бо се и страшно есть, еже ни во исходе жития не сподоботися причащения, его же не обрящеши во всех правилах написана, о инех ни о коих же гресех такова запрещения» (2 пр. Сардик. соб. Пол. Кормч. стр. 290).

 

г) «Иже... от престола на престол преходяща сами о себе, кроме совершенного собора, или по мзде восходяще, или продающе, таковии в жребии окаянному Иуде, предавшему Господа, отлучени суть, и купившим его Иудеям, или аще сожитницы своя пущающе того ради сана. И аще кто от таковых будет вшел на престол святительства, изврещи я повелеваем, и в степени, в немже бяху прежде, в том да пребывают. Аще ли не покорятся, тогда будут прокляти и отлучены святого общения пречистого тела и крове Христовы и с помощники их» (собор Соединения; см. слав. Кормч. 570 л. и об.).

 

V. Матвей Властарь: «Вторжением называется самочинное, или даже с употреблением каких-либо худых средств незаконное вступление во вдовствующую церковь епископа,, не имеющего церкви, или и имеющего церковь, и сие-то божественные отцы Сардикийского собора столь сильно порицали, что определили поступающего таким образом лишать общения со всяким христианином, и даже при последнем издыхании не удостаивать его общения, как мирянина» (Синтогма, буква «а», гл. 9-я, стр. 34).

 

VI. Св. Климент Римский: «Апостолы были посланы проповедывать евангелие от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией. Итак, принявше поведете, апостолы... пошли благовествовать наступающее царство Божие. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании, поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих. И это не новое установление» (1Кор.42; Писан. мужей апостольских).

 

VII. Пр. Феодор Студит: «Кто самовольно по властолюбию берет пастырский жезл, тот ненавистен и противен Богу, не спасает других и сам не спасается; а кто, быв призван, примет настоятельство из повиновения Богу, тот будет другом Божиим, может спасти других и сам спастись» (т. II, стр. 335.).

 

VIII. Бл. Иероним Стридонский: а) «Все, говорит, приходившие прежде Меня тате суть и разбойницы (Ин.10:8). Если все, то не исключается никто. Приходившие, говорит, а не посланные, о которых пророк говорит: «сами приходили от себя, а Я не посылал их» (ч. V, стр. 230).

 

б) «Под ворами и разбойниками, приходившими прежде Господа, мы должны понимать не Моисея и пророков, которые всегда восхваляются устами Спасителя, а лжепророков и затем еретиков, которые не были посланы Господом, но приходили по собственной воле» (ч. ХП, стр. 236).

 

в) «Есть четыре рода апостолов. – Один род это те, которые не от людей и не чрез человека, а от Иисуса Христа и Бога Отца; другой род – это те, которые от Бога, но чрез человека; третий это – те, которые от человека, а не от Бога; четвертый это – те, которые и не от Бога, и не чрез человека, и не от человека, а от самого себя. К числу апостолов первого рода относится Исаия и прочее пророки, и сам апостол Павел, который не от людей и не чрез человека, а послан от Иисуса Христа и Бога Отца; ко второму роду относится Иисус, сын Навина, который поставлен апостолом, правда, от Бога, но чрез человека Моисея. К третьему роду относится тот, который поставлен по благорасположениию и старанию людей. Такими мы видим весьма многих, которые призваны к священству не по божественному суду, а по подкупленному голосу простого народа. К четвертому роду относятся лжепророки и лжеапостолы, о которых апостол говорит: лжеапостолы этого рода, делатели неправды, преображающие себя в апостолов Христовых (суть те), которые говорят: Сие говорит Господь». А Господь не послал их» (ч. XVII, стр. 7).

 

IX. Св. Григорий Богослов: «Тот истиный преемник, кто не употребил, а разве потерпел принуждение, кто возведен, не преступив закон, но по закону» (т. II, стр. 148, изд. 1889 г.).

 

X. Св. Кирилл Александрийский: а) «Когда завершена была в приличествующей красоте святая скиния и доведена до образа, показанного на горе божественному Моисею, Бог сделал назначение священников и сказал: и ты приведи к себе Аарона брата твоего, и сына его от сынов Израилевых, да священнодействуют Мне, Аарон, и Надав, и Авиуд, и Елеазар, и Ифамар, сынове Аарони (Исх.28:1). Таким образом поименно названы избранные для священнодействия, ибо никто же сам себе приемлет честь, но званный от Бога, по написанному (Евр.5:4). Так самовольно никто да не идет на священнодействие Богу, но пусть ожидает призвания, иначе покушающейся восхищать то, на что не иметъ решения свыше, подпадет суду Дафана и Авирона. И не удивляйся, если самоволие признается нами неуместным и нелепым, когда и о Самом Христе Павел пишет, – что Он не Себе прослави быти первосвященника, но глаголавый к Нему: Ты еси священник во век, по чину Мелхисидекову (Евр.5:5–6). Итак, образом именуемого по отношению ко Христу звания может служить мудро сказанное Моисею: и ты приведи к себе Аарона брата твоего и сыны его: ибо приведи что иное означает, как не сие, сродни и призови? Зван же как бы в первосвященника Христос волею Отца. А вместе с Ним некоторым образом званы и поставлены споспешниками в священнодействии и божественные ученики Его. Поэтому-то они и говорили весьма ясно: Богу бо есмы споспешницы (1Кор.3:9; ср. Рим.16:3). И они обошли всю подсолнечную, священнодействуя Евангелие Христово между язычниками: ибо они званы к апостольству чрез Христа»... (т. II, 1882 г., стр. 262–264).

 

б) «Поелику в богодухновенном писании уверовавшие называются нередко избранною землею и виноградником и садом; то пророческое слово говорит здесь о том, что орателями и виноградарями будут те, которые некогда должны быть поставлены священниками Господними и служителями Божими, право правящими слово истины (2Тим.2:15), и священнослужителями евангелия Христова, как написано. Таким образом они не сами себе восхищают эту честь, но призываются от Бога, как говорит и премудрый Павел (Евр.5:4). Хотя он и происходит из колена Вениаминова, но постоянно называет себя священнослужителем и званным апостолом Иисуса Христа» (т. VIII, стр. 423–424, изд. 1890 г.).

 

XI. Св. Василий Великий: «Избранный должен не самовольно приступать к проповеди, но ожидать времени Божия на то благоволения, и начинать проповедь, когда велено, а проповедывать тем, к кому он послан» (пр. 70-е, т. III, стр. 372, изд. 1891 г.).

 

XII. Бл. Феодорит Киррский: В толков, на 14 ст. 10 гл. посл. к Римлянам: «Како убо призовут, в Него же не вероваша? Како же уверуют, Его же не услышаша? Како же услышат без проповедующего? Како же проповедят, аще не послани будут? Надлежит сперва уверовать, говорит Апостол, а потом призывать, но невозможно уверовать не воспользовавшемуся учением; нет возможности и учение услышать, когда нет проповедающих, и проповедникам опять делает рукоположение. Так, сказатъ это как бы в оправдание иудеев, тем самым увеличивает обвинение, на них произносимое, и на последнем месте поставил первое, тоесть сказанное о послании проповедников, показав, что сие предвозвещено издревле» (т. VII, стр. 116, изд. 1861 г.).

 

ХШ. Деяния Вселенских соборов: «Не быв призваны, епископы да не преходят за пределы области, для рукоположения или для каких-нибудь других церковных распоряжений» (т. IV, изд. 2-е, стр. 165–167).

 

XIV. Макариевская Четья Минея: см. выше стр. 115.

 

XV. Симеон Солунский. т. 3, стр. 147–149. См. выписку на стр. 109–110.

 

XVI. Номоканон при Б. Требнике. См. выписку на стр. 108.

 

XVII. Кн. о Вере: Слушаем, александрийского, антиохийского, иерусалимского, и великой русии, яко единоверных константинопольскому почитаем и приимаем к ним бо належат оны Христовы словеса, слушаяй вас, Мене слушает, а отметаяйся Мене, отметается пославшего Мя. И истинно есть. Кто слушает патриархов, и от них освящаемых и посылаемых, Христа слушает, а кто отметается их, самого Христа Бога отметается той.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.