Глава VIII. О вечности священства в церкви Христовой — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава VIII. О вечности священства в церкви Христовой

2022-07-07 20
Глава VIII. О вечности священства в церкви Христовой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Св. Иоанн Златоуст: а) «Шедше научите вся языки крестяще их во имя Отца, и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф.28:19–20), Здесь Он говорит об учении и заповедяхъ... Он только повелевает возвестить по всей вселенной Его ученье, которое сокращенно вручил им вместе с заповедью о крещении. Но так как Он заповедал им дело великое, то, ободряя их сердца, сказал: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Не видишь ли опять силы Его? И не видишь ли при том, с каким снисхождением Он говорит это? Не с ними только будет находиться, говорит Он, но и со всеми теми, которые после них будут веровать. Апостолы не могли пребывать до скончания века; но Он говорит ко всем верным, как-бы к одному телу. Не говорите Мне, сказал Он, о препятствующих и трудностях: с вами Я, Который делаю все легким» (т. VII, стр. 884–885; то же см. стр. 149).

 

б) «И аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век... Что значит: да будет с вами? То же, что Он о Себе говорит: Аз с вами есмь (Мф.28:20). Сверх того, Он намекает и на нечто другое, именно: не претерпит того, что Я претерпел, и не отойдет» (т. VIII, стр. 498).

 

II. Бл. Феофилакт Болгарский: а) В толковании на 116-е зачало: «Сказавши, что крестить должно во имя Троицы, Он преподал нам богословие, а присовокупивши, что должно учить и соблюдать заповеди, показал нам деятельную добродетель. Наконец, поелику Господь посылал учеников Своих к язычникам и при том на опасность и на смерть, то, чтобы ободрить их, говорит: не бойтесь, потому что Я буду с вами до скончания века. Знай, что и о кончине века Он напоминал для того, чтобы побудить их еще более презирать опасности. Не бойтесь, говорит: все мирское: горе ли то, или благополучие, будет иметь конец: посему ни в горе не отпадайте, потому что оно проходит, ни благами не обольщайтесь, потому что они кончатся. Впрочем, не к одним апостолам относится обещание Господа быть с ними, но и ко всем вообще ученикам Его, то есть ко всем верующим в Него и хранящим Его заповеди: потому что апостолы имели жить не до кончины века. Итак, Господь обещает Свое пребывание до скончания века и нам и тем, которые будут после нас.» (Толк. на Мф. по изд. 1855 г., стр. 517–518).

 

б) В толковании на притчу о добром самарянине, 53-е зач. Луки: «Образ гостинника носит в себе всякий апостол, и учитель, и пастырь: им Господь дал два динария, то есть два завета, ветхий и новый... Сии-то динарии Господь, восходя на небеса, оставил апостолам, и последующих времен епископам и учителям. Сказал: если что из своего издержишь, я отдам тебе (егда возвращуся). Апостолы действительно издерживали и свое, много трудившись и повсюду рассеевая учение. Да и учители последующих времен, изъясняя ветхий и новый завет, много издержали своего. За это они получат награду, когда Господь возвратится, то есть во второе Его пришествие» (ч. 3, по изд. 1864 года, Москва, л. 69, об.–70).

 

в) См. еще в толк. на 95 зачало Луки – там же стр. 151–152; и на посл. ап. Павла к Филипийцам, стр. 233.

 

III. Деяния Вселенских Соборов: а) «Сказавши апостолам, что Он (Христос) пребудет с ними до скончания века, конечно, тоже обещал и тем, которые после них надзирают над церковью Его; потому что он не имел намерения пребыть с апостолами до скончания настоящего века» (т. VII, изд. 2-е, стр. 164).

 

б) «Христос Бог наш, даровавший нам свет познания и избавивший нас от мрака безумной приверженности идолам, обручивши Себе кафолическую церковь, не имеющую скверны или порока, обещал ей охранять ее и подтвердил это обещание ученикам Своим, говоря: Аз с вами есмъ во вся дни до скончания века (Мф. 28:20). Это обетование Он даровал не только им, но и нам по их слову уверовавшим во имя Его (это говорили 314 епископов) (там же стр. 283).

 

в) «Каким образом говорится: Аз с вами есмъ во вся дни до скончания века (Мф.28:20)? Но спасительный ли это глас, если не видно, чтобы содержащееся в нем обетование исполнилось на самом деле? Ведь такое обетование дал Он находившимся тогда с Ним св. апостолам. Каким же образом они пребыли во плоти до скончания века, когда они оставались живыми по возвращении Его на небеса лишь малое время и закончили жизнь смертью, умерши в силу общего закона природы? Но дар этого благовеста перешел на нас; мы подчинились их проповеди, и Христос, обитавший с ними во плоти, в течение всей нашей жизни пребывает с нами духовно. Итак в настоящем случае нужно плакать о заблуждении еретиков, которые так презрительно отнеслись к этому, отрицают такие очевидные догматы, осмеивают божественные обетования, относящиеся к кафолической церкви, нечестиво отвергая их; так как церковь никогда не отпадала от преданной ей веры, а пребывает, как сказано в писании, девою чистою, и сохраняет непорочным залог своего жениха Христа, то есть, дарованную ей благодать Духа. Потому и Давид, предвозвещая многим прежним народам непоколебимость дарованной ей веры, провозгласил: Бог посреди его и неподвижится (Пс.45:6), ибо утверди вселенную, яже неподвижится (Пс.92:1), то есть, и тогда, когда обуревают дьявольские ковы. Хотя некоторые из древних и новейших еретиков и хотели сокрушить твердыню даннаго ей евангельского обетования, но на самом деле сами подверглись тому, что замышляли против нее; между тем как она одна сохранилась во веки непоколебимою, согласно обетованию Того, Кто неложно сказал ей: Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати изчадия чрева своего, аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь» (Ис.49:15) (т. VII, стр. 316–317).

 

IV. Бл. Иероним Стридонский: а) «Апостол говорит, что священство Аароново, т.е. народа Иудейского, имело и начало и конец, а священство Мелхиседеково, т. е. Христа и церкви, в отношении и к прошедшему и к будущему вечно» (ч. II, стр. 266–267).

 

б) То же см. письмо 68-е, ч. II, стр. 270.

 

в) В толковании 5 ст. 12-й гл. кн. Екклесиаст: «И перестанут молоть мелющее, потому что они уменьшились, и помрачатся смотрящие в отверстиях. При кончине мира, когда охладеет любовь многих и сократятся в числе души учителей, способный подавать верующими, небесную пищу, и когда он будут перенесены на небеса, тогда те, кои в мире сем отчасти видели свет ведения, начнут окружаться тьмою» (ч. VI, стр. 127).

 

г) В толков. 14–16 ст. 8-й гл. кн. пр. Иеремии: «Обратитесь ко Мне, сыны возвращающееся, говорит Господь: ибо Я муж ваш, и возьму вас, одного из народа и двоих из племени, и введу вас в Сион, и дам вам пастырей по сердцу Моему, и они будут пасти вас знанием и учением... И даны пастыри по сердцу Его – апостолы и апостольские мужи; они рождают множество верующих и, по рассеянии проповеди Евангелия во всем мире, не на иудейских уже церемониях, а на ведении Христа и Его учении они будут утверждать надежду свою, и не на ковчеге Господнем, который был хранилищем закона Моисеева, а сами они будут храмом Божиим, и будут служить не отмененным жертвам, подобно заблуждающимся назореям, а будут следовать богослужению духовному»... (ч. VI, стр. 212–213).

 

д) В толк. 10–11 ст. 5 гл. кн. пр. Иеремии: «Взойдите на стены его и разрушайте, но истребления не делайте. Уничтожьте зубцы его (или подпоры), потому что они не Господни. Ибо изменою изминил мне дом

 

Израилев и дом Иудин, говорит Господь. Народам, о которых говорил выше: поразил их лев из леса, волк опустошил их и барс в городах их, повелевает, чтобы они взошли на стены или укрепления Иерусалима и разрушили его, но полного истребления не делали, чтобы спасся остаток и было кому возвестить среди народов славу Божию; со строгостью соединяет милость. Словами же: уничтожьте зубцы его, или подпоры повелевает, чтобы отняты были все вспомогательные средства, которые он потерял по своей вине, – тем, что изгнил Богу дом Израилев и дом Иудин, чем обозначаются десять колен и два колена. Да внемлет сему церковь, что скоро разрушаются стены и укрепления тех, кои не имеют надежды на Господа и изменяют Ему; полного же истребления, однако же, не последует по милости Судии, а не ради, заслуг согрешающих» (ч. VI, стр. 233).

 

е) В толк. на 1–4 ст. 23 гл. пр. Иеремии: «Горе пастырям», которые губят и терзают стадо паствы Моей, говорит Господь. Посему так говорит Господь Бог Израилев ко пастырям, которые пасут народ Мой: вы расточили стадо Мое, разогнали их, и не посещали. Вот Я посещу в вас лукавство наклонностей ваших, говорит Господь. И Я соберу остаток стада Моего из всех земель, к которым Я изгнал их туда, и обращу их к селеньям их (или возвращу их к паствам их), и возрастут и размножатся. И поставлю над ними пастырей, и упасут их. Не убоятся уже, и не ужаснутся, и ни один не будет разыскиваться из числа их, говорит Господь. Пророческая речь обращена к пастырям или о пастырях. И так как об Иехонии, предпоследнем царе Иудейском, из племени Давидова, читаем: земля, земля, земля! слушай слово Господне: запиши мужа сего отверженным, или безплодным, и не будет от семени его мужа, который сидел бы на престоле Давидовом» (Иер.22:29–30), чем отнята была всякая надежда на продолжение царства Иудейского: то переходит к начальникам церкви, и, по оставлении и осуждении синагоги с ее пастырями, речь обращается к апостолам, о которых говорится: и поставлю над ними пастырей, и упасут их, не убоятся уже, и не ужаснутся, и ни один не будет разыскиваться из числа их, говорит Господь. Ибо апостолы с уверенностью и без всякого страха будут пасти стадо церковное, а остаток народа израильского из всех земель спасется и обратится к селениям или паствам своим, и стадо возрастет и размножится. Злых же пастырей, книжников и фарисеев, посетит Господь по лукавству стремлений их. В переносном смысле можем разуметь это на церковных начальниках, недостойно управляющих овцами Господними, – что, по отвержении и осуждении их, спасется народ, будучи поручен другим, кои будут достойны, и остаток спасется» (ч. VI, стр. 400–401).

 

ж) В толк. на 35–36 ст. 31 гл. пр. Иеремии: «Семя и род Израилев волею Господа пребудет вечным и никогда не прекратится... Каким образом семя израилево может быть вечннм?.. Пока будет существовать мир сей, семя израилево и народ иудейский будут продолжаться, – не в тех, кои теперь не веруют, а в тех, кои апостолами и чрез апостолов уверовали, чтобы остаток спасся» (ч. VI, стр. 604).

 

з) В толк. 8–16 ст. 41 гл. кн. пр. Исаии: «После призвания народов, когда увидели острова и убоялись, концы земли изумились, приблизились и подошли; призываются остатки по избранию благодати, о чем пишет и Евангелие: избра от них Иисус дванадесять, ихже и апостолы нарече (Лук.6:13), которые, после рабства детоводительному закону, избраны в Евангелии и удостоились быть семенем Авраама, друга Божия. Ибо в нем Он взял их от края земли, и отдаленных пределов ее призвал Израиля из всех народов, собирая сперва народ иудейский, о котором и апостол Павел говорит: вам бо лепо первее глаголати слово; а понеже отвергосте е, обращаемся во языки (Деян.13:46). Итак, тебе и рабу Моему, и избранному Моему, о котором будет проповедано среди народов и который подвергнется весьма многим преследованиям, Я говорю: не бойся, потому что Я с тобою, которому говорю в Евангелии: се Аз с вами есмь, во вся дни до скончания века (Мф.28:20). Не заблуждайся и не отступай от истины, и не прельщайся ложным убеждением, что ты своими силами, будучи не опытен и наг, проникаешь в массу народов и самые неукротимые народы призываешь к кротости. Это Я укрепил тебя и помог тебе, и поддержал или защитил тебя правою рукою праведного Моего, то есть Господа Спасителя, или десницею Моею... Следующее же за тем: Я сделаю тебя молотильнею новою, имеющею острия зубчатые, означает то, что проповедь Евангельская сокрушит противные силы и духовную испорченность, восстающую на разум Божий, каковы по различию превозношения, называются горами н холмами... И когда они будут унесены и рассеяны как вихрем, то будет ликовать и радоваться Израиль о Господе Святом Израилевом. Мы можем также сказать, что служитель церкви, имея зубчатые острия евангельской проповеди на новой молотильне и действуя не по ветхой букве, а по новому духу, сокрушить жестокосердие неверующих, отделяя пшеницу от соломы и растирая холмы и горы, то есть всех иерархов, которые, быв сокрушены и разбиты, обращаются в пепел и научаются тому, что они ничто, чтобы бывшие худо соединившимися разделились ко благу своему» (ч. VIII, стр. 162–164); то же см. ч. VIII, стр. 184–186; ч. XI, стр. 361.

 

и) В толк. на 6–7 ст. 62 гл. кн. пр. Исаии: «И на спинах твоих, Иерусалим, Я поставил стражей, которые весь день и всю ночь никогда не будут умолкать, напоминая о Господе. Ибо Он не подобен вам, если исправит и сделает Иерусалим славою на земли. Пророк говорит: ради Сиона не умолкну и ради Иерусалима не успокоюсь и прочее до того места, где теперь окончился отдел: будет радоваться Бог твой о тебе. Он обещал, что он днем и ночью будет просить, чтобы пришел Спаситель и Праведный, который был обетован, и чтобы освещал всю вселенную подобно светильнику. После этого вводится лицо Бога, говорящего Иерусалиму, то есть церкви первенцев и той, которая создана в апостолах и чрез апостолов: на стенах твоих Я поставил стражей, под которыми мы можем понимать или ангелов, или апостолов и всех предстоятелей ее и учителей. Они охраняют стены церкви, чтобы противник наш дьявол, который подобно льву рыкающему ходит и ищет, как войти в нас, не получил возможности опустошать стадо Господне.

 

Эти страха не должны умолкать ни днем, ни ночью, ни при радости, ни при скорби, но постоянно молить о милосердии Господа, чтобы стадо Его и стены Иерусалима охранялись и ограждались Его помощью... Всемогущий Бог, сказавший церкви: на стенах твоих Я поставил стражей, которые никогда не будут умолкать, и которым Я заповедую, чтобы они никогда не переставали молиться, пока не достигнут того, о чем молят, теперь клянется десницею Своею и мышцею силы Своей» (ч. IX, стр. 149–151).

 

й) В толк. 9–10 ст., 2-й гл., кн. пр. Михея: «Вожди народа Моего будут извергнуты из домов увеселений своих; по причине злых начинаний своих они были отвергнуты. Пророческая речь описывает также и владык церкви, которые утопают в увеселениях, и думают, что среди пиров и забав они сохраняют целомудрие; но они должны быть извергнуты из своих обширных палат, от великолепных пиршеств, от банкетов, стоивших больших трудов; они должны быть извергнуты по причине злых начинаний и дел своих. А если хочешь знать, куда они должны быть извергнуты, читай Евангелие: Во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов (Мф.22:13)... Если мы занимаем место апостолов, то будем и подражать не только слову проповеди их, но и обращению, и воздержанию их. Несомненно, что свято служение апостолов, их служение вдовицам и бедным; но и они говорят: Не должно, чтобы мы, оставив слово Вожие, служили трапезам (Деян.6:2). А ныне жрец Христов приглашает на пир, не говорю бедных, братий, и тех, которые со своей стороны не могут заплатить приглашением (от которых рука епископа кроме благодарности ничего другого не может ожидать), но военных людей, препоясанных мечем, и судей, в то время как у входных дверей бодрствуют центурионы и отряды солдат. По всему городу суетятся клирики: они стараются доставить судьям то, чего эти последние не могут найти в своих преториях или нашедши не могут купить. Конечно, не должно думать, что это слово укоризны относится ко всем вообще епископам. Нет! Речь пророка пусть коснется тех, которые таковы по своим качествам; пусть этим именно угрожают наказания и вечность мучений, чтобы те из них, которых не удерживает стыдливость, сотворили покаяние по крайней мере под влиянием угроз наказаниями» (ч. XIV, стр. 33–34).

 

к) В толк. 6–7 ст., 3 гл., кн. пр. Захарии: «То, что говорится о членах, относится ко всему телу: наше усовершенствование есть победное торжество Господа. И когда мы достигаем степени мужа совершенного в меру полноты возраста Христова (Ефес.4:13), то Он будет судить дом Божий согласно слову апостола: Христос же как бы сын над домом Его, Коего дом мы (Евр.3:6), или в послании к Тимофею: Если я замедлю, чтобы ты знал, как должно поступить в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Но Он не только будет судить дом Его, а и сохранять дворы Господни, о которых написано: Покланяетеся Господу во дворе святом Его (Ис.28:2). Он будет судить и рассудит хозяина его, и по заслугам каждого одному даст десять городов, а другому пять (Лук.19:17–18), поставляя одних пророками, других апостолами, иных учителями, а иных совершителями знамений (1Кор.12:28): в одном имея какбы очи для себя, в других руки, а в иных ноги, как о том читаем: Бог стал в собрании богов, в среде, же богов рассудит (Пс.81:1). И дал Ему из числа ангелов служителей, которые, хотя и во плоти, но подобны суть ангелам, и о которых апостол говорил: Наше жилище (или город) на небесах (Флп.3:20). В самом деле, ведь если ангелы не женятся и не вступают в брак, а твердо сохраняющие девственность подобны ангелам, то почему мы не признаем, что Иисусу Христу даны апостолы, по достоинству равные ангелам, некоторые святые, которые предстоят ему в церкви и имеют никогда не уклоняющиеся с правого пути ноги, но твердо стоят с стоящим Господом» (ч. ХV, стр. 34).

 

V. Бл. Августин: а) «О том, что в пророческом духе говорил священнику Илию Человек Божий, давая разуметь, что священство, установленное по чину Ааронову, должно упраздниться. Но еще яснее говорит об этом к самому Илию священнику посланный Человек Божий. Хотя имя его и умалчивается, но, судя по возложенной на него обязанности и исполнению ее, это был без всякого сомнения пророк. Писание так говорит: И прииде человек Божий к Илию, и рече: Сия глаголет Господь: Почто ты воззрел еси на фимиам мой, и на жертву мою бесстудным оком, и прославил сыны твоя паче Мене, еже благословляти начаток всякия жертвы Израилевы предо Мною? Сего ради сия глаголет Господь Бог Израилев. Рекох: дом твой и дом отца твоего приидет предо Мною до века. А ныне глаголет Господь: Никако же, но прославляюща Мя прославлю, и уничижаяй Мя безчестен будет. Се дние идут, и потреблю семя твое и семя дому отца твоего, и не будет старца в дому твоем во вся дни. И мужа истреблю тебе от алтаря Моего, во еже оскудети очесем его, и истаяти души его; и вси прочии дому твоего падут оружием мужеским. И сие тебе знамение, еже приидет на оба сына твоя сия, Офии и Фиенеса: в день един умрут оба. И возставлю себе жреца верна, иже вся, яже в сердце Моем», и яже в душе Моей, сотворите; и созижду ему дом верен, и предидет пред Христом Моим во вся дни. И будет всяк оставшийся в дому твоем приидет поклонитися ему с цатою сребра и хлебом единым, глаголя: Приими мя к единому от священнослужений твоих, еже ясти хлеб (1Цар.2:27–86). Нельзя сказать, чтобы это пророчество, в котором с такою ясностью предсказано было изменение ветхого священства, исполнилось на Самуиле. Правда, хотя Самуил происходил из того самого колена, которое поставлено было Господом на служение алтарю, но не был из сынов Аарона, потомки которого были назначены становиться священниками. Но чрез это предъизображена только самым фактом та перемена, которая имела, быть совершена Иисусом Христом. Это было пророчество не слова, а самого факта, собственным смыслом своим относившееся к Ветхому, а образным к Новому Завету... Эти предвозвещенные дни уже и пришли. Священника по чину Ааронову ни одного нет; и кто не остался из рода его, у такого, – когда он видит, каким уважением пользуется во всем мире жертва христианская, и как у него отнята эта великая честь, – оскудевают очеса его и истаевает душа его от глубокой скорби» (о «Граде Божием», кн. 17, гл. 5, ч. V, стр. 236–238).

 

б) Об иудейском священстве и царстве, которые хотя и называются установленными на веки не сохранились; так что под ними разумеются другие священство и царство, которым обещается вечность. Но хотя это предвозвещено было с такою возвышенностью и оправдалось в настоящее время на деле с такою ясностью, однако кто-нибудь может не без основания придти в недоумение и сказать: на каком основании мы уверены, что совершается все, что в виде имеющего случиться предсказано в тех книгах, если не могло придти в исполнение даже то, что в них сказано как божественное определение: Дом твой, и дом отца твоего прейдет предо Мною до века? Ведь мы видим, что священство это было отменено, и что нет даже надежды, чтобы обещанное тому дому когда-нибудь исполнилось; потому что то священство, которое по отвержении и отмене его заступило место его, еще с большею силою провозглашается вечным. Говорящий это не понимает, или забывает, что и само священство по чину Ааронову установлено, в виде сени будущего вечного священства; а потому, когда ему обещана была вечность, она обещана была не сени или образу, а тому, что ею оттенялось или преобразовалось. Но чтобы о ней не думали, будто она имеет остаться, нужно было пророчество и об отмене ее» (О граде Божием, кн. 17, гл. 6-я, ч. V, 242 стр.).

 

в) «Ни поврежду во истине Моей, ниже оскверню завета Моего, и исходящих от уст Моих не отвергуся. Единою кляхся о святим Моем, аще Давиду солжу (Пс. 88:34–36): т. е. ни в каком случае Я не солгу Давиду. Так имеет обыкновение выражаться не ясно. А в чем не солжет, Он добавляет, говоря: Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен (там же 37–38 ст.) (ч. V) стр. 252–253)1.

 

г) Клялся Господь, и не раскается (этими словами указывается непременное исполнение в будущем того, что прибавляется): Ты иерей во век по чину Мелхиседекову (Пс.109:4), – кто имея в виду, что священства и жертвоприношения по чину Ааронову уже нигде нет, а повсюду при священстве Христовом приносится то, что изнес Мелхисидек, когда благословил Авраама...

 

Премудрость созда себе, дом, и утверди столпов седмь; закла жертвенная; раствори в чаше своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающа с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите мой хлеб, и пейте вино, еже растворих вам (Прит.9:1–5). В этих словах мы действительно узнаем Божью премудрость, т. е. совечное Отцу Слово, создавшее Себе в девственном чреве дом – и тело человеческое, и к этому телу, как члены к главе, присоединившее церковь; заклавшее жертвы мучеников; приготовившее трапезу из вина и хлебов, в которых проявилось и священство по чину Мельхиседекову»... (ч. V, стр. 267 275).

 

д) «Церковь от времен самих апостолов чрез известнейшие преемства епископов, продолжавшаяся даже до наших дней, и имеющая продолжаться на все последующие времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в таинстве тела Христова» (против противн. Закона и пророков, гл. 1-я; числ. 39).

 

е) «О наложении уз на диавола и об освобождении его. По сих, говорит, подобает ему освобождену быти на малое время (Откр.20:3). Если быть связанным и заключенным для дьявола значит не иметь возможности обольстить церковь; то освобождение его не то ли значит, что он будет иметь эту возможность? Отнюдь нет. Никогда не обольстит он церкви, предназначенной и избранной до созданья мира, о которой сказано: Позна Господь сущия Своя (2Тим.2:19). И, однако же, церковь эта будет здесь и в то время, когда получит свободу дьявол, как была здесь со времени своего учрежденья и будет все время в тех членах своих, которые, рождаясь, заступают место умирающих» (О граде Божьем, кн. 20, гл; 8, т. VI, стр. 196–197).

 

VI. Св. Епифаний Кипрский: «Престол Давидов, и царское седалище есть священство во святой церкви; сие-то царское и первосвященническое достоинство, соединив во едино, Господь даровал святой Своей церкви, перенеся в нее престол Давидов, не престающий пребывать во век... Водружается же престол в святой Божией церкви во веки, имея достоинство по двоякому праву, и царскому и первосвященническому... Господь наш Иисус Христос священник во век по чину Мелхиседекову (Евр.6:20), а вместе и царь по чину свыше, чтобы священство перенесено было вместе с законоположением; потому что семя Давидово чрез Марию восседает на престоле во век, и царствию Его не будет конца (Лук.1:33)... Ибо пребывает престол Его, царствию Его не будет конца, воссядет на престоле Давида, преставив царство Давидово, и вместе с первосвященством даровав его слугам Своим, то есть архиереям вселенской церкви»... (т. I, по изд. 1863 г, стр. 204–207).

 

VII. Св. Кирилл Александрийский: а) «И ты заповеждь сыном Израилевым, и да возмут тебе елей от масличия без дрожжей чист изжат сожигать в светение, да горит светильник всегда в скинии свидения, вне завесы, яже над заветом, и возжигати будет его Аарон и сынове его от вечера даже до утра, пред Господом: законно вечно в роды ваша от сынов Израилевых» (Исх.27:20–21)... Я думаю, что эта прикровенная речь есть мудрая и имеет настоятельнейшую нужду в изъяснении ибо седмь лампад, непрестанно горящих и светящих в святой скинии, весьма легко можно уподобить освещению Христову, имеющему достаточную силу к осиянию и воззжению и наполнению ума верующих, – потому что число семь везде указывает на значение совершенства, как на пример, в изречении: не плоды же роди седмь (1Цар.2:5), то есть весьма много и сколько нужно было к довольству. Возжигают же лампады Аарон и остальные следовавшие за ним священники: ибо исходящее от Христа освещение как бы неугасимым сохраняется в церквах посредством истинной жизни предназначенных к священству, которые правым тайноводством осиявают ум верующих: потому что это, я думаю, значит возжигание лампад от вечера до утра» (т. II. стр. 176–177, изд. 1882 г.).

 

б) В толков. 20–21 ст. 33 гл. кн. пр. Исайи: «Се Сион град, спасение наше, очи твои узрят Иерусалим, град богатый, кущи, которые не поколеблются, ниже подвигнутся тли храмины его в вечное время, и ужя его не преторгнутся, як имя Господне велико вам есть, место вам будет, реки и ровенницы широки и пространны... Сион именует богатым, а о скинии говорит, что будет непоколебима, так как утверждается имеющею связи (узы) не расторжимые и столпы (колие) водруженные навсегда. Ибо утверждена церковь и непоколебимое имеет пребывание в благосостоянии, так что и врата адова, говорит Господь, не одолеют ее (Мф.16:18). – Представляет и причину, по которой она будет такова, и говорит уверовавшим во Христа: яко имя Господне велико вам есть... Итак «сия, говорит, всегда пребывающая скиния, место вам будет, ибо мы принимаем церковь Христову как бы за город; образ вышняго града. Будут в нем реки и ровенницы широки и пространны. Этими словами знаменует святых евангелистов, апостолов, блюстителей в свое время церквей, которые, на подобие речного потока, орошают души уверовавших, исполняют их Божественными словесами и вливают в них обильное утешение, очевидно, Святым Духом». (т. VII, стр. 242–244).

 

в) В толков. 11–54 гл. кн. пр. Исаии: «Се аз уготовляю тебе аноракс камень и на основание твое сапфир. И положу забрала твоя яспис, и врата твоя камения кристалла, и ограждение Твое камение избранная. И вся сыны твоя научены Богом, и во мнозе мире чада твоя... Рассуждает о явлении невиданного города – церкви из мучеников, великолепного и прекрасного: появится, говорит, он – изукрашенный камнями самыми драгоценными. Положу, говорит, аноракс камень твой. По-видимому, желает этим указать на Иисуса, который, как говорит Св. Писание, положен во основание Сиону и веруяй в он не постыдится (Ис.28:16)... Итак, камнем и непоколебимым основанием Святого града положен аноракс, а на нем камни сапфирные, скорее всего обозначающие сонм святых апостолов, ибо они наиболее близки ко Христу, и после Него стали как бы некоторыми основаниями поднебесной. Подобным образом говорит Давид в семнадцатом псалме: явишася источницы воднии, и открышася основанья вселенныя, от запрещения Твоего Господи, от дохновения духа гнева Твоего (Пс.17:16). Ибо, когда потомки Израиля были осуждены и подверглись прещению божественного гнева, за то, что поглумились над Христом, тогда показались источницы воднии, т. е. очищение святым крещением, обнаружились и основания вселенныя, т. е. повторяю, богоглаголивые ученики-апостолы и евангелисты. И положу, говорит, забрала твоя яспис, и врата твоя камения кристалла, и ограждение твое каменья избранная, именуя забралами, вратами и ограждением боголюбивый и мудрейший чин святых тайноводителей, которые представляют окопы и врата, ограду и стены святого града. Они сражаются с идущими на войну против него или живущих в нем, т. е. множества спасенных верою: с осмотрительностью выступают против изобретателей нечестивых ересей, сопротивляются ухищрениям дьявольским, старательно не допускают никого из спасенных впадать в опасность и как бы по чину приводить от прелести эллинской к Боговедению, ограждая и окружая их наставлениями и тайноводством, так что они делаются неприступными для лукавых сил и для плутовства лжеучителей, которые вливают в душу простецов яд лжеименного знания... Итак, святых тайноводителей, блистающих разнообразными достоинствами и красотою духовною, уподобляет самым дорогим камням и говорит, что одни положены основанием святого града, другие – забралами, иные – исполняют назначение ворот и ограждения. Это – о предстоятелях города, который живописует нам слово» (т. VIII, стр. 256–260, изд. 1890 г.).

 

г) В толк. 3 ст. 54 гл. кн. пр. Исаии: «Расшири место кущи твоея и покровов твоих, ибо семя твое языки наследит, и грады опустевшия населиши. Церковь из язычников сделалась матерью и кормилицею весьма многих мужей святых и добрых, произвела многих начальников и вождей народных, и потому управляет языками многими, имея возможность проповедывать неповрежденное слово тайноводительства и не будучи лишена пастырской благоискусности» (т. VIII, стр. 242).

 

д) В толк. 18 ст. 60 гл. кн. пр. Исаии: «Когда начальство их (начальников Иудейской синагоги) прекратилось, на место их поставлен был лик святых апостолов, а потом те, которые после апостолов стараются следовать стопами их, правильно изъясняют слово истины и сделались превосходными воспитателями подчиненных своих. Посему весьма справедливо говорит, что не услышится по сем неправда на земли их, ни сокрушенье, ни бедность, напротив, призовется спасение забрала твоя и ваяние врата. Стенами же, как я думаю, называет святых наставников, охраняющих церковь учетами догматическими и нравственными, так что она неодолима для врагов, как видимых, так и невидимых» (т. VIII, стр. 404–406).

 

е) В толков. 6–9 ст. 61 гл. кн. пр. Исайи: «И приидут инороднии: пасущии овцы твоя, и иноплеменницы оратели, и виноградари. Вы же священницы Господни наречетеся, служители Бога. Крепость язык снесте и в богатстве их чудни будете. Вместо студа вашего сугубого и вместо срама возвеселится часть их, и еще землю свою сторицею наследят, и веселье вечное над главою их. Здесь ясно говорит, что будет преобразование закона и установленного им священства. Ибо священнодействие, как Имя, так и дело богослужения, не будет уже приличествовать потомкам Левия; но они изгнаны, а сия слава дана призванным чрез веру из язычников, которые получают эту честь по определению божественному и сами поставляются служителями и героями. Приидут, говорит, инороднии, пасущии овцы твоя. Эта речь обращена как бы к церкви, под овцами которой можно разуметь святой народ, спасенный чрез веру. Он имеет пастырей из иноплеменных, ибо древние книжники и фарисеи, получившие должность наставлять потомков Израиля, сделались ленивыми, недеятельными и крайне неискусными пастырями... Посему они удалены были, и весьма справедливо, от пасения народа Господня, и вместо них призваны были к этому инородные. Учителями церквей рукополагаются Христом мужи мудрые и твердые, обладавшие умом, исполненные тонкого понимания догматов, мужи из сонма эллинов, а не потомки Израиля, сии-то и соделались орателями и виноградарями...

 

Аз бо есмь Господь любяй правду, и ненавидяй грабления от неправды: и дам труд их праведником, и завет вечен завещаю им... Труд или забота книжников и фарисеев дана другим, ясно, что учителям из язычников. Посему Христос говорит: отнимется от вас царствие Божие, и дастся языку творящему плоды его (Мф.21:43). Итак, те будут отвержены, а с вами, говорит, призванными из язычников для священнослужения, заключу вечный завет, указывая сим или на евангельскую проповедь, или на надежду нескончаемую» (т. VIII, стр. 421, 422, 423, 425 – cнеси со стр. 378).

 

ж) В толк. 6 ст. 62 гл. кн. пр. Исайи: «И на стенах твоих, Иерусалиме, пристави стражи весь день и всю нощь, иже до конца не премолкнут поминающе Господа. Несть бо вам подобен». Обращает свою речь как бы к славному и многонаселенному городу. Как вокруг знаменитейших городов ходят многочисленные и бдительные стражи, чтобы кто-нибудь из неприятелей не вторгся в них неожиданно; так и Спаситель и Господь всех, оградив церковь неизреченною Своею силою и помощью ангелов, рукоположил для нее мудрых и бдительных стражей, которые ни в каком случае не перестают помнить о славе Его и о чудесах Его, как написано» (т. VIII, стр. 437).

 

з) В толк. 10 ст. 62 гл. кн. пр. Исайи: «Идите враты моими, и путь сотворите людет моим, и камени, еже на пути, размещите: воздвигните знамение на языки. Се бо Господь слышано сотвори до последних земли. Теперь обращается уже к самим стражам и учителям, ибо повелевает отворить входы святого города и дорогу в него сделать гладкою и удобопроходимою и свободною от препятствий для тех, которые желают войти в него. Под камнями же разумеет соблазны... Но бдительные стражи и тайноводители отсекают поводы к соблазнам, искусно уничтожая все, что оказывается противным преданию веры, в Господа нашего Иисуса Христа. Это они делают правильно, очищая мысли и уничтожая всякое возношение на познание Бога и пленяя всякий ум в послушание Ему… Впрочем, под камнями, о которые некогда преткнулись некоторые, полагаем, можно разуметь и иное, а именно нечистые и отвратительные измышления нечестивых еретиков; ибо они, жалкие, пустословят, злоумышляя против идущих правильным путем и тех, которые удобно могут быть увлечены, удаляя от истины догматов. Но стражи и это выбрасывают из среды стен церкви. Стенами же ее мы называем непоколебимость истинных догматов, которых не могут одолеть и врата ада (т. VIII, стр. 440–442).

 

и) В толк. 5–6 ст. 5 гл. кн. пр. Михея: «Егда Ассур приидет на землю вашу и егда взыдет на страну вашу и востанут нань седмь пастыри, и осмь язв человеческих, и упасут Ассура оружием, и землю Немродову во рву его, и избавит от Асура, егда приидет на землю вашу, и егда вступить в пределы ваша. Для объяснения сих стихов мы скажем, что пророческое слово опять удаляется от чувственных и наглядных предметов, как бы поднимается вверх и от видимого образа искусно уводит к духовным явлениям. Под Ассирийцами здесь разумеет уже не человека из Вавилона, но скорее виновника греха, или сатану, или даже говоря вообще, свирепое множество демонов, которое духовно противится всему святому и враждует против святого города, духовного Сиона, о котором и божественный псалмопевец воспоминает, говоря: преславная глаголашася о тебе, граде Божий (Пс.86:3); ибо Христос обитает в церкви и как бы сделал ее некоторым городом Своим, хотя Он божественным естеством Своим наполняет все. Итак, она есть град Божий, как бы некая вемля, страна освященных и в Духе обогатившихся единством с Богом. Итак, говорит, когда Ассириянин придет на город ваш, то есть, когда жестокие и враждебные силы захотят напасть на святых; то они не найдут их лишенными защитников; ибо против них восстанут седмь пастыри и осмь язв человеческих. Кажется, мысль сего пророчества при помощи времен и чисел, говорю, семи и осми, хочет указать на святых, бывших до пришествия Христа, во время самого пришествия и после сего... Итак, когда, говорит, приидет Ассур, или чужеземец и варвар; тогда-то он придет к семи пастырям и осми язвам; ибо мы найдем, что и во время закона были святые, которых называет семью пастырями; и кроме них были еще апостолы и евангелисты и, сообразно с нуждами церквей, учители, которые всегда мужественно вели борьбу и восставали против обольщений демонов и неутомимой злобе лукавого противопоставляли свойственную им бдительность. Они спасают живущих в святой земле и стране, утверждая их своими наставлениями во всем, что есть самого наилучшего... Но если бы на кого напал ассириянин, то есть, муж иномыслящий и заблудившийся и не имеющий правой веры, как бы хромающий и изломанный умом; то и сему противопоставятъ силу истины, как бы угрызая его как волка и изгоняя его из стада духовных овец.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.