Глава VI. Отцами церкви епископы именуются главою церкви в своей епархии, или главою поместной церкви (но не главою вселенской церкви, глава которой Христос) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава VI. Отцами церкви епископы именуются главою церкви в своей епархии, или главою поместной церкви (но не главою вселенской церкви, глава которой Христос)

2022-07-07 18
Глава VI. Отцами церкви епископы именуются главою церкви в своей епархии, или главою поместной церкви (но не главою вселенской церкви, глава которой Христос) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Св. И. Златоуст: а) «Апостольство (у нас вместо апостолов епископы, см. выше), есть не только начало прочих властей, но и основание и корень. Как голова, находясь выше всего, не только есть начало и власть тела, но и корень, потому что нервы, управляемые телом, исходя из нее, и произрастая из самого мозга, и оживляясь духом, таким образом управляют всем животным составом, – так и апостольство не только стоит выше, как начало и власть прочих дарований, но и сосредоточивая, содержат в себе корни всех их... Знай, что вся совокупность прочих дарований сосредоточивается в апостольстве, как в главе» (т. III, стр. 79–80).

 

б) «Так как архиерей был глава народа, то ему, как главе всех, надлежало иметь на голове символ власти... Закон повелевает, чтобы голова архиерея не была обнажена, но была покрыта, чтобы голова народа поняла, что у нее есть голова. Поэтому и в церкви во время рукоположения евреев, на голову их возлагается Христово Евангелие, чтобы рукополагаемый понимал, что он принимает истинную веру Евангелия, – и чтобы он знал, что хотя он и глава всех, но поступает, подчиняясь этим законам»... (т. VI, стр. 707).

 

II. Св. Кирилл Александрийский: «Ибо глава народа священник, когда народ понимается в виде одного тела... И так как простой народ следовал учению священников, которые стояли во главе народа, то его назвал хвостом» (т. VI, стр. 288).

 

III. Св. Ефрем Сирин в слове «на кончину епископа»: «Как же утешиться церкви твоей, когда нет никого, подобного тебе? Она одинока, как вдовица, пока не будет, у ней главы» (т. IV, стр. 368).

 

IV. Св. Григорий Богослов: а) К Феодору, епископу Тианскому, писал: «Свидетельствую пред Богом и пред избранными ангелами, что сия Божия паства (в Назианзе) несправедливо страждет, оставаясь без пастыря и без епископа, по причине моего омертвения; потому что меня держит болезнь, вдруг удалила от дел церковных, и теперь ни к чему я негоден, непрестанно нахожусь при последнем дыхании, еще более обременяюсь делами. Поэтому, если бы епархия имела кого другого главою, к нему должна бы взывать, и у него испрашивать помощи, но как выше всех твое благоговение, то необходимо обратиться к тебе. Позаботься о своей церкви» (т. VI, стр. 198).

 

б) «Но поелику телом я болен, как всем это известно, и по причине, мною сказанной, не боюсь важных последствий от сего удаления, но вижу, что церковь под моим правлением терпит вред в самом главном, и по расстроенному моему здоровью, приходит почти в расстройство, то и прежде просил и теперь прошу боголюбивейших епископов, разумею отечественных, дать церкви главу, как при помощи Божией и дали, достойную и моего желания и ваших молитв (т. VI, стр. 208).

 

V. Пр. Исидор Пелусиот: В письме к епископу Феодосию: «Посему, священная глава, не оплакивай только его (град Пелусейский), но и молись о нем, чтобы пришел он в прежнюю доблесть и в прежнее благоденствие» (т. II, по изд. 1860 г., стр. 272).

 

VI. Бл. Симеон Солунский: а) «Открывается Евангелие, которое есть как бы Сам Христос и чрез Него церковь Его, и открытое полагается на главе и на выи рукополагаемого; это действие означает, что он, (епископ) соделавшийся главою церкви, имеет своею главою Христа» (в рус. перев. т. II, стр. 262–266).

 

б) «Патриарх есть отец и глава всех... Митрополит, в свою очередь, есть отец в глазах своих епископов и клириков... А епископ есть отец и глава клириков и мирян, находящихся под его надзором» (т. III, стр. 161).

 

VII. Пр. Феодор Студит: а) В послании к папе Льву Римскому: «Так, божественнейшая глава всех глав, состоялось, по выражению пророка Иеремии, соборище преступников и собрание любодействующих» (т. I, стр. 219).

 

б) К Пасхалию, папе Римскому: «Посему мы нижайшие, хотя и составляющие последний член тела Христова, но, когда глава наша в заключении и высшее из братства рассеяны там и там, можем, находясь близко и чрез взаимное сообщение согласуясь в духе и слове, написать, хотя это и дерзновенно, следующее. Внемли, апостольская глава, Богом вознесенный пастырь овец Христовых» (т. II, стр. 41).

 

в) «По благоволению преблагого Бога, мне даровано это (т. е. право писать к папе александрийскому) по двум причинам; во-первых, дабы исполнить давнишнее желание меня грешного – умственно прикоснуться к священным стопам твоим; ибо иначе не возможно было исполнить это желание; и во-вторых, что еще настоятельнее нужно, дабы сделать известными случившиеся здесь бедствия божественнейшей главе твоей, как состраждущей членам целого тела церкви, которые, как я думаю, разгласились и в крайних пределах вселенной по важности этого зла» (т. II, стр. 46–47). Тоже см. 48 стр.

 

г) «Ты (Византия) отреклась от Христа, отвергнув икону Христа, Богородицы, всех святых; отверзи внимательный слух; внемли словам евангельским, апостольским, пророческим, отеческим. Но она не послушалась, не приняла этого, а, отторгнув себя от пятиглавого тела церкви..., восстает против Вседержителя Бога». (т. II, стр. 176–177).

 

д) «Что они (еретики иконоборцы) могут сказать противники? Востока они не имеют на своей стороне; запада лишились; от пятиглавого церковного тела отторглись; ибо еще жив и священный Никифор» (т. II, стр. 179).

 

е) «Сказал Сам Бог Слово: еже свяжете на земли... (Мф.16:19). Кто-же те, которым это вверено? Апостолы и их преемники. Кто эти преемники? Нынешний первопрестольный (патриарх) Римский, второй – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Это пятиглавая власть церкви» (т. II, стр. 322).

 

VIII. Св. И. Златоуст: «Подобно тому, как тело согласуется с головою, так и церковь согласуется с священнослужителем и народ с государем. Как куст не может отделиться от своего корня и река от своих истоков, так и дети неразлучны с отцами своими, а ученики с своими учителями... О, сыновья мои, увенчайте меня вашими добродетелями, возложите на голову мою венец вашего послушания, сделайте так, чтобы все считали счастливым меня, имеющего такое послушное стадо – и прославьте мое пастырское учение вашей покорностью, по словам апостола: «Покоряйтесь главам вашим, потому что они бодрствуют за вас и некогда отдадут ответ в душах ваших» (Тьери «Иоанн Зл. и Евдоксия» – стр. 84–85).

 

IX. Правила св. Апостол: а) «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его, яко главу»...

 

Зонара: «Как тела движутся неправильно, или даже совсем делаются бесполезными, если голова не сохраняет своей деятельности в здоровом состоянии, так и тело церкви будет двигаться беспорядочно и неправильно, если первенствующий в нем член, занимающей место головы, не будет пользоваться подобающею ему честью»...

 

Вальсамон: «Порядок поддерживает все и небесное, и земное. Посему и настоящее правило определяет, чтобы рукоположенные воздавали честь рукоположившись. Ибо сии суть первенствующии главы их» (34 пр. св. Ап. и толков, см. Полн. Кормч. 62–64 стр.).

 

б) Зонара в толковании на 55-е правило св. Апостол: «Архиереи, будучи образом Господа нашего Иисуса Христа и почитаемые главою тела церкви, большей достойны чести».

 

Глава VII. Без иерархии (священства) Церковь существовать не может

 

I. Бл. Иероним: а) «Осмелюсь ли я сказать что-нибудь против них (клириковъ)? Сохрани Бог, чтобы я сказал против них, потому что, будучи преемниками апостольскими, они священными устами совершат тело Христово: благодаря им мы – христиане. Имея ключи царства небесного, они некоторым образом судят прежде дня судного. Они сохраняют, невесту Христову в трезвенной непорочности» (ч. I, стр. 37).

 

б) «Благосостояние церкви зависит от сана верховного священника: если ему не будет дано некоторой чрезвычайной и превосходнейшей пред всеми власти, то в церквах появится столько же расколов, сколько священников» (ч. IV, стр. 70).

 

в) «Церковь не существует» без священников» (ч. IV, стр. 85).

 

г) В толк. на 9 гл. 11 ст. пр. Иеремии: «И сделаю Иерусалим грудами мусора и в логовища драконов, и города Иуды сделаю пустынею, потому что нет обитателя. Когда не будет церковных мужей и учителей, тогда Иерусалим дается в переселение или обращается в груды мусора, так что в нем преобладает слово еретическое, и делается он логовищем драконов, города его обращаются в пустыню, не обитает в нем слово Божие и Тот, Кто говорит: «и буду жить и буду ходить у них и буду Богом их» (Лев.26:12). (Ч. VI, стр. 275–276).

 

д) В толковании на 9–11 ст. 40 гл. пр. Исаии: «Овцами беременными мы можем называть апостолов и мужей апостольских и всех учителей церковных, которые рождают спасение очень многих и говорит с апостолом: чадца моя, ими же паки болезную, Дóндеже вообразится Христос в вас (Гал.4:19)» (ч. VIII, стр. 145).

 

е) В толков. на 11–12 ст. 4 гл. к Ефесянам: «В церкви поставлены одни, как апостолы, другие, как пророки, иные, как благовестники, иные, как пастыри и учители, которые необходимы для усовершенствования святых, для дел служения, для созидания тела Христова, потому что церковь – тело Господа, и так как церковь устрояется из живых камней, то те, которые выше указаны, как поставленные в церкви, имеют такое дело, чтобы соответственно домостроительству и вверенному им служению устроять церковь Христову, т. е. тело Его» (ч. ХVII, 306 стр.).

 

II. Св. И. Златоуст: а) «Кто размыслит, как важно то, что человек, еще облеченный плоти и крови, может присутствовать близ блаженного и бессмертного Естества, тот ясно увидит, какой чести удостоила священников благодать Духа. Ими совершаются эти священнодействия и другие, не менее важные для совершенства и спасения нашего. Люди, живущие на земле и еще обращающееся на ней, поставлены распоряжаться небесным и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам; ибо не им сказано: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф.18:18). Земные властители имеют власть связывать, но только тело; а эти увы связывают самую душу и проникают в небеса; что священники совершают на земле, то Бог довершает на небе, и мнение рабов утверждает Владыка. Не значить ли это что Он дал им всю небесную власть? Имже, говорит Господь, отпустите грехи, отпустятся: и имже держите, держатся (Ин.20:23). Какая власть может быть больше этой? Отец суд весь даде Сынови (Ин.5:22); а я вижу, что Сын весь этот суд вручил священникам. Они возведены на такую степень власти, как бы уже переселились на небеса, превзошли человеческую природу и освободились от наших страстей. Если бы царь предоставял кому-нибудь из своих подданных власть заключать в темницу и опять освобождать, кого он захочет, такой подданный у всех был бы славен и знаменит; а о том, кто получает от Бога власть настолько превосходнейшую этой, сколько небо превосходнее земли и души тел, некоторые думают, что он получает маловажную честь и будто бы возможно представить, что кто-нибудь из получивших этот дар будет не уважать его. Отвергнем такое безумие! Действительно, безумно не уважать такую власть, без которой нам невозможно получить спасения и обетованных благ. Если никто не может войти в царствие небесное, аще не родится водою и духом (Ин.3:5), и не ядущий плоти Господа и не пиющий крове Его лишается вечной жизни (6:58), а все это совершается никем иным, как только этими священными руками, т. е. руками священника, то как без посредства их можно будет кому-нибудь. избежать геенского огня, или получить уготованные венцы? Священники для нас суть те мужи, которым вручено рождение духовное и возрождение крещением; чрез них мы облекаемся во Христа, и погребаемся вместе с Сыном Божиим, и соделываемся членами этой блаженной главы. Посему справедливо мы должны не только страшиться их более властителей и царей, но и почитать более отцов своих; эти родили нас от крови и от похоти плотской (Ин.1:13), и те суть виновники нашего рождения от Бога, блаженного пакибытия, истинной свободы и благодатного усыновления. Священники иудейские имели власть очищать тёло от проказы, или лучше, не очищать, а только свидетельствовать очищенных (Лев.14:1–56); и ты знаешь, как завидно было тогда достоинство священническое. А наши священники получили власть не свидетельствовать только очищение, но совершенно очищать, не проказу телесную, но нечистоту душевную. Посему не уважающие их гораздо преступнее Дафана и его сообщников, и достойны большего наказания; потому что эти домогались не принадлежащей им власти (Числ.16:1–50). однако имели высокое мнение о ней и доказывали это тем самым, что домогались ее с великим усилием; а теперь, когда священство украсилось гораздо более и возвысилось до такой степени, – не уважать его – значит отваживаться на гораздо большую дерзость; ибо не одно и тоже: домогаться не принадлежащей себе чести и презирать такие блага; последнее настолько тяжелее первого, насколько различны между собою презрение и уважение. Есть ли такая несчастная душа, которая презирала бы столь великие блага? Я не могу представить ни одного такого человека, разве кто пришел в демонское неистовство. Впрочем, возвращусь опять к тому, о чем шла речь. Бог дал священникам больше силы, нежели плотским родителям, не только для наказания, но и для благодеяний; те и другие столько различаются между собою, сколько жизнь настоящая от будущей. Одни рождают для настоящей жизни, другие для будущей; те не могут избавить детей своих от телесной смерти, и даже защитить от вторгшейся болезни, а эти часто спасали страждущую и готовую погибнуть душу, то употребляя кроткое наказание, то удерживая от падения при самом начале, не только учением и внушением, но и помощью молитв. Они не только возрождают нас крещением, но имеют власть разрешать и от последующих грехов: болеет ли кто из вас, говорится в Писании, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему (Иак.5:14–15). Кроме того, плотские родители не могут оказать никакой помощи детям, когда они оскорбят кого-нибудь из знатных и сильных людей, а священники часто примиряли верующих не с вельможами и не с царями, но с Самим Богом, разгневанным ими» (т. I, стр. 417–419).

 

б) «Как главе необходимо быть в связи с телом, так церкви со священником и народу – с правителем; и как ветвям необходимо соединяться с корнем и рекам с источниками, так сыновьям с отцом и ученикам с учителем» (т. III, стр. 440 –Тоже см. у Тьери «Иоанн Зл. и Евдоксия», стр. 84).

 

в) «Апостол есть самый удобный сосуд тела, т. е. церкви Христовой, принимающий от него всё. Как бы посредством жил и артерий, он посредством слова способствует к сообщению всем жизни вечной... Что говоришь ты? У них та же самая вера, и они также православны. Если так, отчего же они не с нами? Един Господь, едина вера, едино крещение. Если у них хорошо, то у нас худо; а если у нас хорошо, то у них худо. Младенцы, говорит, влающеся и скитающеся всяким ветром. Скажи мне: ужели вы считаете достаточным то, что их называют православными, тогда как у них оскудела и погибла благодать рукоположения. Что же пользы во всем прочем, если у них не соблюдена эта последняя? Надобно одинаково стоять как за веру, так и за все – благодать священства» (т. XI, стр. 102–108).

 

г) Разве ты не знаешь, что такое священник? Он – ангел Господа. Разве свое говорит он? Если ты его презираешь, то презираешь не его, а рукоположившего его Бога. И откуда, скажешь, известно, что Бог рукоположил его? Но, если ты не имеешь убеждения в этом, то суетна твоя надежда; если Бог ничего не совершает чрез него, то ты ни крещения не имеешь, ни тайн не причащаешься, ни благословения не получаешь, и следовательно, ты – не христианин» (т. XI. стр. 768).

 

д) «Подойдите, дочери мои, и слушайте меня внимательно... Кто-нибудь, возведенный на этот престол с общего согласия, без происков и властолюбия, будет моим преемником; покоритесь ему, как бы мне самому, ибо церковь не может оставаться без епископа» (См. у Тьери «Иоанн Злат. и Евдоксия» стр. 247).

 

е) См. выше т. III, 78–80 стр.

 

III. Св. Кирилл Александрийский: а) «Се Сион град, спасение наше... место вам будет, реки и ровенницы широки и пространны (Ис.33:20–21). Толкование. Итак. Сия (св. церковь), говорит, всегда пребывающая скиния место вам будет, ибо принимаем церковь Христову, как бы за город, образ нынешнего града. Будут в нем реки и ровенницы широки и пространны. Этими словами знаменует св. евангелистов, апостолов, блюстителей в свое время церквей, которые, на подобие речного потока, орошают души уверовавших, исполняют их Божественными словесами и вливают в них изобильное утешение, очевидно, Святым Духом. Но все эти реки и ровенницы (каналы) приемлют Единого Верховного, то есть Христа, о Котором написано: речная устремления веселят град Божий (Пс.45:6) (т. VII, 244 стр.).

 

б) Толков. на 54 гл. пр. Исаии 11–13 ст.: «И положу, говорит, забрала твоя яспис, и врата твоя камения кристала, и ограждение, твое камения избранные, именуя забралами, вратами и ограждением боголюбивый и мудрейший чин святых тайноводителей, которые представляют окопы и врата, ограду и стену святого города. Они сражаются с идущими на войну против него или живущих в нем, т. е. множества спасенных верою: с осмотрительностью выступают против изобретателей нечестивых ересей, сопротивляются ухищрениям дьявольским, старательно не допускают никого из спасенных впадать в опасность и как бы по чину приводить от прелести эллинской к Боговедению, ограждая и окружая их наставлениями и тайно водительством, так что они делаются неприступными для лукавых сил и для плутовства лжеучителей, которые вливают в душу простецов яд лжеименного знания... Итак, святых тайноводителей, блистающих разнообразными достоинствами и красотою духовною, уподобляет самым дорогим камням и говорит, что один положен основанием святого града, другие – забралами, иные исполняют назначение ворот и ограждения. Это – о предстоятелях города, которых живописует нам слово» (т. VIII, стр. 258–260).

 

в) Толк. на 12 ст. 55 гл. пр. Исаии: «Под горами можешь разуметь тех, которые «в церквах исполняют обязанность учительства, не помышляют ни о чем дольнем, но ищут горнего и возвышаются над земным; а под холмами тех, которые уступают первым в превосходстве и, так сказать, ниже их во славе, ибо в церквах есть степени и чести и служения. Эти, говорит, мысленные горы, а с ними и холмы возскачут, т.е. взыграют, радуясь, конечно, вашему обращению и призванию, и будут ожидать нас с радостью, ибо мы немало торжествуем, когда кто-либо из заблуждавшихся, оставив уже пребывание во мраке и тьме, устремляется к свету истинного Боговедения... Но, говорит, и вся древеса сильная восплещут ветвями. Под древесами сильными разумей состоящих в числе мирян, ибо прекрасен сад Спасителя... Итак, древеса мысленные восплещут ветвями: уверовавшие радуются, без сомнения, так же, как горы и холмы, т. е. получившие жребий управления мирянами, спасению призываемых к жизни и к цели чистого тайноводительства, благодаря которому им посылается Божественный свет» (т. VIII, стр. 287–88).

 

г) Толкование на 1 гл. 9–11 ст. пр. Иоиля: «Чин священства служит посредником между Богом и людьми, и приставленным к служению столь важному, как я полагаю, по всей справедливости, приличествует дерзновение в молитвах: ведь они как бы посвящают за всех Богу собственную жизнь, потребляя жертвы за грех» (т. IX, стр. 339).

 

д) Толкование, на 4 гл. 2 ст. пр. Захарии: «Золотой священник есть опять церковь, как пользующаяся почтением в мире, как весьма славная добродетелями и весьма возвысившаяся догматами истинного богопознания; на верху ее Светильце, то есть Христос, о Котором Бог Отец говорит: Сиона ради не умолчу, и Иерусалима ради не попущу, Дóндеже изыдет яко свет правда Моя и спасение Мое яко светило разжется (Ис.62:1). Семь светилен, имеющих не собственный свет, но заимствованный и внешний и поддерживаемый посредством подливания масла, знаменуют святых апостолов и евангелистов и последующих учителей церковных, получающих от Христа просвещение ума и сердца, как бы некоторые светильники, и питаемых дарованиями Духа и распространяющих свет живущим в доме и освещающих всех верующих... Не человеческою силою совершится в мире необходимое для жизни. И будет поставлен свещник, имеющий светильце, то есть Христа, в будут светить светильники» (т. XI, стр. 45 и 50).

 

е) «Седмь сия очеса Господня суть, призирающая на сю землю». Если мы есмы тело Христово и уди отчасти (1Кор.12:27), то, думаю, не будет никакой несправедливости сказать, что очами могут быть признаны святые тайноводители, как имеющие преимущество и превосходство над другими и потому, как я думаю, названные епископами; чрез них Господь наш Иисус Христос надзирает над верующими в Него (т. XI, стр. 58).

 

IV. Св. Афанасий Великий: а) Письмо к Драконттию: «Что учредил Господь чрез апостолов, то прекрасно и непоколебимо пребывают... Если бы все имели ту же мысль, какую имеют ныне твои советники; то как соделался бы ты христианином без епископов? Если возымеют такую мысль те, которые будут после нас, то возможно ли стоять церкви»? (т. II, стр. 5).

 

б) «Отсутствие пастырей дает случай нашествию волков на стадо» (т. II, стр. 64).

 

в) Толк. на 50 псалом: «И да созиждутся стени Иерусалимские. Стенами Иерусалимскими именует святых священнослужителей, ограждающих церковь Его» (т. IV, стр. 178).

 

V. Евф. Зигабен: В толков. 4 ст. 83 псалма: «Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя: олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой. Птичка есть народ христианский, против которого злоумышляют видимые и невидимые ловчие демоны и нечестивые люди. Горлица есть каждый архиерей и священник и учитель благочестия, по словам божественного Кирилла, которые полагают в церквах духовно возрождаемых чрез святое крещение и питаемых причащением Святых Тайн и учительским словом. Их – христиан, подобно тому, как и горлица кормит птенцов своих в гнезде. Ибо обрела, говорит, птичка жилище и горлица гнездо у жертвенников твоих, т. е. церквей Твоих, в которых ежедневно приносится в жертву духовный Агнец Божий, возносящий грех мира» (Толк. Псал. изд. 2-е, стр. 667–668).

 

VI. Св. Ефрем Сирин: «Необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна – таинство священства!.. Будем проницательно внимательны, братия, к сему таинственному и страшному сказанию; потому что без достоуважаемого священства не дается смертным отпущения грехов... Священство с полным дерзновением воспаряет с земли на небо до созерцания самого Невидимого, и пришедши, молится Владыке о рабах, вознося слезы и воздыхания сослужителей, и с горячностью предлагая их в дар своему Владыке, вместе с молением и покаянием, и испрашивая у благосердого Царя прощения, помилования и милости, чтобы снисшел Дух Утешитель, и освятил Дары, предлагаемые на земле, и как скоро, принесены, сделавшиеся страшными тайнами, исполненными бессмертия; потому что предстоящий иерей совершает молитву о всех. Тогда души приступают и в страшных Тайнах приемлют очищение от скверн» (т. II, М. 1895 г., стр. 397–398).

 

VII. Св. священномуч. Киприан: а) «Пусть и не воображают, что можно наследовать жизнь и спасение, не повинуясь епископам и священникам, потому что во Второзаконии Господь Бог говорит: и человек, иже сотворит в гордости, еже не послушати жреца, предстоящего служити во имя Бога твоего, или судии, иже в тыя дни будет, да умрет человек той, и вси людие, услышивше, убоятся и не будут нечествовати ктому (Втор.17:12–13). Бог повелел умерщвлять тех, которые не повиновались своим священникам и не слушались судей, от Него на то время поставленных. И как тогда было еще время телесного обрезания, то гордые и непокорные умерщвляются мечем духовным, быв отлучаемы от церкви. Ибо вне ее, нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в церкви» (т. I, письмо 3-е, стр. 26–27).

 

б) «Христос сказал апостолам, а чрез них и всем начальствующим, преемственно поставляемым на место апостолов: слушаяй вас – Мене слушает, и отметаяйся вас Мене отметается; отметаяйся же Мене – отметается пославшего Мя (Лук.10:16). Расколы и ереси происходили и происходят в том случае, когда епископу, которому одному предоставлено начальство над церковью, некоторые по гордой самонадеянности оказывают презрение, когда человека, почтенного удостоением Бога, люди почитают недостойным. А это что за чрезмерная гордость, что за высокомерие сердца и надменность ума, звать на свой суд начальствующих и священников! И вот, если бы мы не очистились пред тобою и не были оправданы твоим приговором, братство уже шесть, лет не имело бы епископа, церковь – правителя, Христос – предстоятеля, Бог – священника» (т. I, пис. 54-е, стр. 254).

 

в) «Пчелы имеют матку, скоты вожатого и сохраняют к ним верность; разбойники с совершенною покорностью повинуются атаману. Во сколько же у вас честнее и лучше несмысленные скоты и животные бессловесные, а также кровожадные с мечем и оружием свирепствующие разбойники? И они признают и боятся начальника, который поставлен не по определению Божию, но по соглашению распутной толпы и преступного скопища» (там же стр. 255).

 

г) «Можно ли представить себе, что тот находится со Христом, кто действует против священников Христовых, – отделяет себя от общения с Его клиром и народом? Да ведь он вооружается против церкви, противодействует Божественному домостроительству; он – враг алтаря, возмутитель против жертвы Христовой, изменник в отношении веры, в отношении благочестия святотатец; не покорный раб, сын беззаконный, брат неприязненный: презревши епископов и оставивши священников Божиих, он дерзает устроять другой алтарь, составлять другую молитву из слов непозволительных, ложными жертвоприношениями осквернять истину жертвы Господней, и даже не хочет знать, что действующий вопреки Божьего чиноположения наказывается за безрассудное дерзновение по усмотрению Божественному» (т. II, «О единстве церкви», стр. 185).

 

д) См. еще выше т. 1, 17-е письмо, стр. 64; и 54-е письмо, стр. 257).

 

VIII. Препод. Максим Грек: «Якоже убо похвально есть еже отвращатися еретичествующих, такожде укорно есть и не спасительно, еже отлучатися православна архиерействующих» (ч. 3, 22-я глава, по изд. 1862 г., стр. 156).

 

IX. Бл. Феодорит Киррский: В толковании 19 ст. 2 гл. посл. ап. Павла к Колоссянам: «А не держа главы, из нея же все тело, составы и соузы подаемо и снемлемо, растит возращение Божие. Апостол снова Владыку Христа наименовал главою, а состав церкви – телом. Да и все сказал в смысле переносном. Ибо, как в теле головной мозг есть корень жил, а посредством жил тело получает ощущения; так тело церкви от Владыки Христа приемлет и источники учения и начала спасения. А что в теле сочленения, то в составе церкви апостолы, пророки и учители» (т. VII, стр. 503–504).

 

X. Преп. Исидор Пелусиот: «Священство есть божественное достояние, оно драгоценнее всякого имущества... Ибо при его содействии и возрождаемся и причащаемся Божественных тайн, без которых невозможно стать причастными небесных наград, по неложным изречениям самой истины, изрекающей в одном месте: аще кто не родится водою и духом, не войдет в царство небесное (Ин.3:5); и в другом: кто не ест плоти Моей и не пьет крови Моей, тот не имеет части со Мною (Ин.16:18). Потому, если без сих таинств невозможно сподобиться Божественного жребия, таинства же сии совершаются не иным кем, как священством, то как же тот, кто пренебрегает священство, не оскорбляет божественного, и не пренебрегает душу свою? Посему, чтобы не было этого с нами, будем чествовать священство, оплакивать же недостойно проходящих оное, и грехопадения последних не приписывать священству, требующему нашей защиты» (т. I; по изд. 1859 г., стр. 916–317).

 

XI. Бл. Симеон Салунский: а) «Рукоположение сообщает людям силу и власть Создателя. Без Него не могло существовать ничто существующее; Сам Он приходил, чтобы возвести и нас к блаженной жизни, и сию-то силу Свою, возносясь от нас, даровал нам чрез установленное Им священство. Чрез него-то теперь совершаются у нас все священнодействия и без священника не может быть святыни. С другой стороны, в начале поставив нас владыками всех тварей, Он теперь вновь делает нас распорядителями высших благ чрез священство, о чем и Давид говорит: поставиша я князи по всей земли (Пс.44:17): ибо Он вручил нам ключи неба» (т. I, стр. 13–14).

б) «Священство, без сомнения, по чину выше монашества: потому что дела первого – дела Божии, и без священства никто не может ни соделаться христианином, ни иметь освящения, ни сподобиться общения с Богом» (т. III, 159).

 

ХП. Пр. Феодор Студит: а) «Если изследование простирается далее, то отвергаются увещания святых, как сказано, и становится тщетным столь великий дар священства, помощью которого мы получаем имя христиан, так что мы можем впасть в язычество, что было бы безрассудно» (т, I, пис. 53, стр. 314).

 

б) «Апостол Иаков говорит: много может молитва праведного поспешествуема (Иак.5:16); посему мы имеем нужду в молитвах друг за друга, в особенности же в иерейских; еще нуждаемся в руководстве и советах учителей, т. е. архиереев, которые имеют великую силу». (Огласит. Поучения, изд. 2-е Оптин. Пуст., поуч. 61-е, стр. 221).

 

ХIII. Св. Игнатий Богоносец: а) «Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов; без них нет церкви» (Пис. муж. Апост. стр. 286).

 

б) «Берегитесь от еретиков... А это удастся вам, если не будете надмеваться и отделяться от Бога Иисуса Христа и епископа и апостольских заповедей. Кто внутри алтаря (т. е. церкви), тот чист, а кто вне его, тот не чист, то есть, кто делает что-нибудь без епископа, пресвитера и диакона, тот нечист совестью» (Пис. муж. Ап. 287–288 стр.).

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.