Глава V. Важность и необходимость епископского чина — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава V. Важность и необходимость епископского чина

2022-07-07 18
Глава V. Важность и необходимость епископского чина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Св. Игнатий Богоносец: а) «На епископа должно смотреть, как на Самого Господа» (Пос. муж. Апост. стр. 272).

 

б) «Итак, чада света и истины, бегайте разделения и злых учений, но где пастырь, туда и вы, как овцы, идите... Ибо, которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом» (там же стр. 297).

 

в) «Без епископа никто не делай ничего, относящегося до церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно. Прекрасное дело – знать Бога и епископа. Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа служит дьяволу» (там же стр. 305).

 

II. Пр. Феодор Студит: а) «Следуя божественным заповедям и каноническим постановлениям о том, что не должно без согласия своего епископа делать и говорить что-либо, касающееся церковного благочиния, а тем более относящееся к догматическим вопросам» (т. 1, стр. 56).

 

б) «Епископ есть блюститель, ответствующий за все действия подчиненных, – неумолкающий вестник, проповедующий заповеди Божии, – неусыпный глаз, надзирающий над путями каждого из руководимых им, – образ Христа, на который взирая, следующее за ним устрояют по евангельски жизнь свою, – всегда сияющий светильник, видимый подвизающимися во мраке неведения и греха, – слово учения, напояющее жаждущих спасительным питием, высший распорядитель, имеющий отдать отчет за жизнь каждого во время воздаяния» (т. I, стр. 143).

 

в) «Сказал Сам Бог Слово: еже аще свяжете на земли, будет связано на небесах, и еже аще разрешите на земли, будет разрешено на небесах (Мф.16:19). Кто же те, которым это вверено? Апостолы и их преемники. Кто эти преемники? Нынешний первопрестольный патрарх Римский, второй Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Эта пятиглавая власть церкви. Им принадлежит суд о божественных догматах» (т. II, стр. 322).

 

Ш. Бл. Иероним Стридонский: а) «У нас епископы занимают место апостолов» (ч. I, стр. 215).

 

б) «Благосостояние церкви зависит от сана верховного священника: если ему не будет дано некоторой чрезвычайной и превосходнейшей пред всеми власти, то в церквах появится столько же расколов, сколько священников. Отсюда вышло, что без помазания и повеленья епископского, ни пресвитер, ни диакон не имеют права крестить» (ч. IV, стр. 70).

 

IV. Св. И. Златоуст: а) «Апостольство есть не только начало прочих властей, но и основание и корень. Как голова, находясь выше всего, не только есть начало и власть тела, но и корень, потому что нервы, управляющие телом, исходя из нее, и произрастая из самого мозга, и оживляясь духом, таким образом, управляют всем животным составом, – так и апостольство не только стоит выше, как начало и власть прочих дарований, но и сосредоточивая, содержит в себе корни всех их... Таким образом, когда ты слышишь: первее апостолов», второе пророков, третье пастырей и учителей, дарования исцелений, заступления, правления, роди языков, то знай, что вся совокупность прочих дарований сосредоточивается в апостольстве, как в главе... Так что если бы оно прекратилось, то все расстроилось бы и разрушилось» (т. III, стр. 79–80).

 

б) «Что говоришь ты? У них та же самая вера, и они также православны. Если так, отчего же они не с нами? Един Господь, едина вера, едино крещенье. Если у них хорошо, то у нас худо; а если у нас хорошо, то у них худо. Младенцы, говорит, влающеся и скитающеся всяким ветром. Скажи мне: ужели вы считаете достаточным то, что их называют православными, тогда как у них оскудела и погибла благодать рукоположения? Что же пользы во всем прочем, если у них не соблюдена эта последняя? Надобно одинаково стоять как за веру, так и за нее (благодать священства)» (т. XI, стр. 103).

 

V. Пр. Нил Синайский: «Будем усердно молиться, чтобы прогнана была душевная проказа от прядены, кудели и кожи (Лев.13:48), от духовной прядены – того, что составляет как бы жилы церкви Христовой, разумею епископов и всех, пользующихся почестями левитскаго сана» (т. 2, пис. 242, стр. 867).

 

VI. Пр. Епифаний Кипрский: «Его (еретика Ария) мысль и неверие обнаруживаются и в том безумном учении, которое его злохудожеством внесено между людьми. Приступим же к его опровержению и, сказав немного, оставим его. Что все у него исполнено безрассудства, это ясно для имеющих ум. Он говорит, что епископ и пресвитер одно и тоже. Как же это возможно? Сан епископский рождает отцов для церкви, а сан пресвитерский, будучи не в состоянии рождать отцов, рождает чад для церкви посредством бани пакибытия, а не отцов или учителей... Как можно назвать пресвитера равным епископу? Привела Ария в обольщение его насмешливость и зависть» (т. V, по изд. 1882 г. стр. 39; тоже см. 48 стр.).

 

VII. Св. Кирилл Александрийский: «Если мы есмы тело Христово и уди отчасти (1Кор. 12:27), то, думаю, не будет никакой несправедливости сказать, что очами могут быть признаны святые тайноводители, как имеющее преимущество и превосходство над другими и потому, как я думаю, названные епископами; чрез них Господь наш Иисус Христос надзирает за верующими в Него» (т. XI, стр. 58).

 

VIII. Св. Афанасий Великий: «Что учредил Господь чрез апостолов, то прекрасно и непоколебимо пребывает... Если бы все имели ту же мысль, какую ныне имеют твои советники, то как соделался бы ты христианином без епископов? Если возымеют такую мысль те, которые будут после нас, то возможно ли стоять церкви» (т. 2, 9-е пос., стр. 5).

 

IX. Св. священномуч. Киприан: а) «Господь наш, Коего заповеди и увещания мы должны хранить, определяя достоинство епископа и управление Своей церкви, говорит Петру в евангелии: Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ее; и дам ти ключи царства небесного: и еже аще свяжети на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешити на земли, будет разрешено на небесех» (Мф.16:18–19). Отсюда последовательно и преемственно истекает власть епископов и управление церкви, так, что церковь поставляется на епископах и всяким действием церкви управляют те же начальствующие» (т. I, пис. 17, стр. 64).

 

б) «Ты должен уразуметь, что епископ в церкви, и церковь – в епископе, и кто не с епископом, тот и не в церкви» (т. I, стр. 257).

 

X. Деяния Вселенских Соборов: «Всем верным известно, что когда возбуждается рассуждение о вере, осуждается не только нечестивый, но и тот, кто мог остановить нечестие... Итак и мы, которым вверено управление церковью Господа, страшась проклятия..., спешим сохранить доброе семя веры чистым от плевел нечестия» (это говорили 164 епископа) (т. V, изд. 3-е, стр. 181).

 

XI. Пр. Исидор Пелусиот: «Епископ, как образ Христов, исполняет дело Христово, и облачением своим показывает всем, что он уподобляется благому и великому пастырю, будучи поставлен нести на себе немощи паствы» (т. I, пис. 136, стр. 91).

 

ХII. Бл. Симеон Солунский: а) «Рукоположение (а оно бывает чрез епископа) сообщает людям власть и силу создателя. Без него не могло существовать ничто существующее» (в рус. переводе т. II, стр. 13).

 

б) «Чтобы в нас всегда пребывало преемство благодати от Христа, ни миро не совершается без мира, ни рукоположение без мира... Миро же освящается только епископом, как написано это и в чинопоследовании мира; потому что епископ собственно имел силу просвещения душ и во всей полноте благодать Духа, почему и обладает в обилии благодатью сообщения божественных светов, то есть, даром дарований, по подражанию Богу, Отцу светов».

 

«Поэтому он совмещает семь священнодействий по числу божественных действий Духа. Священнодействия сии суть: крещение, миропомазание, запечатление чтеца, посвящение иподиакона, рукоположение диакона, пресвитера и епископа. Будучи посвящен на все это, он один обладает благодатью сообщения даров благодати другим. Поэтому он, один и совершает и рукоположение, и миро, а чрез сию двоицу достигает всюду и во всем сим действует, подражая Богу и имея в изобилии благодать Его. Ибо собственно архиерей все совершает в таинствах чрез священников и прочих клириков рукоположенных им» (т. II, стр. 90–91).

 

в) «Ни один священник не может священнодействовать литургию силою Духа, или совершать что-нибудь другое, если не имеет рукоположения; рукоположение же от архиерея; следовательно, чрез него – священника действует благодать архиерейская. Далее, священник не совершает таинства без престола, престол же освящается миром, а миро освящается одним архиереем; следовательно, без архиерея не было бы ни жертвы, ни священника, ни престола. Таким образом все это бывает посредством архиерея. Еще: никто не крестит, если не имеет рукоположения, а рукоположение от архиерея. И еще: священник не может крестить без мира, миро же принадлежность архиерейства: следовательно, архиерейство совершает все божественные таинства и действует во всех Священных действиях, и без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни святого мира, ни крещения, ни, следовательно, христиан. Итак, чрез него истинное христианство и чрез него все таинства Христовы» (т. II, стр. 92).

 

г) «Так называемые рукоположения совершаются внутри алтаря и на священной трапезе, и во образе Св. Троицы суть три, о которых говорит св. Дионисий, – диакона, пресвитера и епископа. И первое называет он священнослужительским, как рукоположение служителя (диакона), подчиненное двум прочим: так как служитель или диакон ничего не совершает без епископа, или пресвитера; второе совершительным, т. е. рукоположение пресвитера, которое дает право совершать священнодействия таинств, крещения и других, но не всех, именно – исключая рукоположения: потому что священник не имеет благодати преподания священства и не может совершать другое какое-либо действие совершительное, или просветительное, но может совершать только таинства (миропомазания, покаяния, причащения, брака и елеосвящения) и крещение. Иерарх же имеет благодать просветительную: потому что он уподобляется Отцу светов и исполняется Его силою, и всякий чин, всякое таинство и всякое священнодействие совершаются чрез него. Ибо он может и крестить, и миропомазывать, возводить в служителя и в совершителя, и в просветителя, посредством рукоположения, и читать, и петь, и посвящать в монахи, и освящать дома, и разделять степени, и разрешать браки, и утверждать обеты девственников, и все может совершать благодатью Христовою. Ибо, как бы от источника света, от него зависит совершение всего в церкви; потому епископ и называется просветительным» (т. II, стр. 208–209).

 

д) «Теперь мы начнем говорить о великой благодати просветительного чина архиереев. Рассмотрим и ее только по силам своим: ибо значение и этих вещей превышает наше разумение, так как это есть величайший и совершеннейший дар из всех даров наших, от которого по истине проистекает нам всякое дарование и просвещение, оно есть основание, начало, источник и корень благочестья, и изображает и являет самого Христа» (т. II, стр. 243).

 

е) «Благодать апостольскую имеют епископы, а не пресвитеры; пресвитеры же приемлют благодать семидесяти учеников» (т. II, стр. 313).

 

ХIII. Св. Ириней Лионский: а) «Все желающие видеть истину могут во всякой церкви узнать предание апостолов., открытое во всем мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас»...

 

Перечислив епископов римской церкви, св. Ириней заключает: «В таком порядке и в таком преемстве церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная вера сохранялась в церкви от апостолов до ныне и предана в истинном виде» (Книга 3, гл. 3, стр. 275–277).

 

б) «Надлежит следовать пресвитерам в церкви, тем, которые, как я сказал, имеют преемство от апостолов, и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия» (кн. 4, гл. 26, стр. 498).

 

в) «Истинное познание есть учение апостолов и изначальное устройство церкви во всем мире, и признак Тела Христова, состоящий в преемстве епископов, которым те (апостолы) передали сущую повсюду церковь; и она во всей полноте дошла до нас с неподдельным соблюдением Писаний, не принимая – ни прибавления, ни убавления» (кн. 4, гл. 33, стр. 527–528).

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.