Глава 10. « Чудь белоглазая » — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава 10. « Чудь белоглазая »

2022-07-07 16
Глава 10. « Чудь белоглазая » 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

https://history.wikireading.ru/348875

первые упоминания о чуди имеются уже в Лаврентьевской летописи. Там сообщается, что в 859 г. варяги покорили чудь и славян. Но уже через два года славяне и чудь освободились от них и в последующие годы совместно участвовали в военных походах. Так, в 882 и 907 гг. они вместе с Олегом (да, Вещим, да, Посвящённым!) ходили на Киев и к грекам. С Владимиром — на половцев и, печенегов. Но начиная с 10–30 гг. происходит жутковатый перелом — русские князья совершают регулярные нападения уже на чудь. Вначале с чудью воевал Ярослав, побил их и поставил город Юрьев. Затем Мстислав с новгородцами и псковичами ходил в 1116 г. на чудь и взял город Медвежья Глава. Но о военных крестовых походах на чудь я постараюсь рассказать чуть позже. Сейчас нас занимает иное — летописи. В Начальной летописи под годом 1096 (6604) Нестор воспроизводит свою беседу с приезжим новгородцем. Не поленюсь привести её текст:

«Теперь же хочу поведать, о чём слышал 4 года назад и что рассказал мне Гюрята Рогович, новгородец, говоря так: „… Югра же сказала отроку моему: Дивное мы нашли чудо, о котором не слыхали раньше, а началось это ещё три года назад; есть горы, заходят они к заливу морскому, высота у них как до неба, и в горах тех стоит клик великий и говор, и секут гору, стремясь высечься из неё; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, но не понять языка их, но показывают на железо и машут руками, прося железа; и если кто даёт им нож ли или секиру, они взамен дают меха. Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходим до них; идёт он и дальше на север“».

Кроме русских летописей, сведения о чуди содержатся ещё и в Сибирских летописях. Так, в Есиповской сказано: «Прежде бо живяще Чюдь по всей Сибирской земле». Указывается и конкретное место её проживания: «Царь же Чингий, собрав воинство много и вооружённо, и отпусти его (Тайбура) на реце Иртышу, идеже живяху Чудь». Но с XIV века летописные сведения о чуди пропадают. Возможно, они и были, да в результате романовской «чистки» истории их могли убрать. Остались лишь косвенные упоминания. П. С. Паллас, посетив Кукушевский медный рудник у реки Уя (Южный Урал), пишет, что в горах сохранились чудские копани, в которых просматривалась медная жила с серебросодержащей рудой. Монах Долматовского монастыря Лот во времена Петра I писал о престарелой женщине из улуса царевича Рючюка, которая рассказывала, что «в древних летах иные люди, которые в тех местах жили, означенную руду копали и плавили, и действительно из оный золото и серебро получали и всякие из того вещи делали; а также вещи около Исету и прочих местах, где оный народ, называемый Чуды, жили, в их могилах или кладбищах и ноныпе находится». А сподвижнику Петра I, директору горных заводов В. Геннину, даже удалось увидеть, что в одной из могил «… лежало мёртвое тело на золотой выбитой тонкой доске, а поверху ево платья накладено было золотыми тонкими листами, выбитыми толстою бумаги, всею золота с пуд».

И остались народные легенды.

По саамской версии, древний народ, обитавший на Севере, погрузился на дно Океана (о Господи опять!) и там продолжает жизнь. Под водою те же горы, те же леса, там бродят звери и вовсю летают птицы. «Чудь подземная» («китежане подводные по-уральски») пасёт под водой не только оленей, но и моржей, тюленей, вместо коров разводит дельфинов. Как видим, перед нами версия о невидимом граде Китеже по-саамски.

В древнем русском сказании «О человецех незнаемых в восточной стране» говорится: «Вверх то-яж рекы великия Оби есть люди, ходят попод землёю иною рекою день за нощь с огни». Люди те выходят из-под земли на озеро, и «на том озере свет пречуден и град белый, посаду в котором нет».

У манси подземный и, соответственно, невидимый град чуди располагается в районе Ледовитого океана. Его властитель — бог Куль-отыр — живёт здесь в золотом дворце (помните русские сказки о трёх подземных царствах — Медном, Серебряном и Золотом, попасть в которые можно, отворив заветный камень и пройдя через «дыру в землю»).

О ненецких сиртя, таинственных подземных жите лях, сообщали начиная с XVI века иностранные мореплаватели, искавшие северный проход в Индию и Китай. Это англичанин Бэрроу (1556), голландец ван Линсхоттен (1594), француз де Ламартиньер (1671). Близкий товарищ М. В. Ломоносова русский академик И. И. Лепёхин (1740–1802) делает в своих дневниках запись о подземных убежищах «наподобие пещер, с отверстиями, подобными дверям».

Особенно популярна легенда о самозахоронении чуди. В ней говорится о том, что при появлении русских (Ермака со товарищи) на Урале, чудь входила в свои жилища, сооружённые в виде ям с навесом, и подрубала столбы, на которых держался земляной навес. Таким способом она хоронила себя заживо в ямах. Это ещё не самосожжения старообрядцев, хранителей «древлего благочестия», но что-то очень близкое.

В некоторых легендах указывается на реальные контакты ранних переселенцев на Урал с посланцами чуди — «Чудо-девицами». В них говорится, что перед уходом под землю чудь оставила для наблюдения «девку», чтобы она охраняла клады и драгоценности. Эта легенда удивительно перекликается с легендой, приводимой Н. К. Рерихом в книге «Сердце Азии»: «Вышла из подземелья женщина. Ростом высокая, лицом строгая и темнее наших. Ходила по народу — помощь творила, а затем ушла назад в подземелье. Тоже приходила из святой страны».

Но взаимодействие посланцев чуди с переселенцами не ограничивалось контактами наяву, легенда зафиксировала абсолютно невероятные контакты и влияние чуди через сны. В 1979 г. в «Уральском следопыте» была опубликована красивая «сказка» о чудской женщине-правительнице:

«Однажды Татищеву, основателю Екатеринбурга, приснился странный сон. Явилась к нему женщина необычного вида и дивной красоты. Одета была в звериные шкуры, на груди её сверкали золотые украшения. „ Слушай, — сказала женщина Татищеву, — ты отдал приказ копать курганы в своём новом городе. Не тронь их, там лежат мои храбрые воины. Не будет тебе покоя ни на том, ни на этом свете, если потревожишь их прах или возьмёшь дорогие доспехи. Я княгиня чудская Анна, клянусь тебе, что разорю и город, и всё, что ты строишь, если тронешь эти могилы“».

И Татищев оказался мудр настолько, что приказал не раскрывать захоронения. Отрытыми остались только вершины курганов… Эх, совершенно напрасно «позорили» советские историки (не удержался и В. Пикуль в романе «Слово и дело») Татищева за то, что гору с богатыми рудными месторождениями повелел он назвать Благодатной (Анна в переводе означает «благодать»), дескать, в честь звероподобной императрицы Анны Иоанновны, вдосталь поизгалявшейся над русским дворянством! Называя так гору, не вспоминался ли умнице-историку, светлой головушке XVIII века, тот сон-вещун с княгиней чудской Анной? И не она ли ему гору, природными ископаемыми богатую, в одном из таких вещих снов указала?


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.