И назначения их на должность — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

И назначения их на должность

2022-07-06 22
И назначения их на должность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Независимость судей - первичный параметр статуса судьи и важнейшая гарантия прав и свобод человека. Было бы заблуждением считать, что вышеуказанный параметр актуален только при осуществлении судьей своих полномочий. Первичным условием обеспечения независимости судей является сама система отбора кандидатов на должности судей. От того, каким образом организована система такого отбора, в соответствии с какими принципами, какие требования предъявляются к кандидатам на должности судей, кто проверяет кандидатов на соответствие установленным критериям и т.д., зависит, обеспечена в полной мере независимость судьи или нет.

Анализ мирового опыта отбора кандидатов на должности судей свидетельствует об отсутствии единого подхода к построению моделей такого отбора (см. далее). Вместе с тем в подходах различных государств, пусть даже и принадлежащих к различным правовым семьям и имеющим различные политические и культурные традиции (все это прежде всего, на наш взгляд, влияет на подходы к построению системы назначения судей), прослеживаются некоторые общие черты, что позволяет их сгруппировать в определенные модели. Однако преимущественное значение имеют даже не модели построения, а те принципы, которые должны находиться в основе построения систем отбора судей. Полагаем, что такими базовыми принципами должны являться верховенство закона, правовая определенность, независимость, плюрализм, публичность.

Система отбора кандидатов в судьи должна быть четко и полно регламентирована нормами закона. Даже нюансы не могут устанавливаться подзаконными актами или формироваться на основе обычаев или традиций. Только такой подход обеспечит реализацию принципа верховенства закона.

При этом нормы закона должны быть сформулированы доступно, четко и недвусмысленно. При прочтении закона должно формироваться представление о той системе отбора, которая реализуется в конкретном государстве. Это условие обеспечения принципа правовой определенности.

Принцип независимости является, как уже отмечалось, базовым принципом статуса судьи, а система отбора - условием обеспечения такой независимости (или, напротив, нарушения). Однако сам принцип независимости должен соблюдаться уже на этапе отбора кандидатов и их непосредственного назначения на должность. В чем должна выражаться такая независимость? Во-первых, важно обеспечить независимость будущих представителей судебной власти от чрезмерного влияния иных властей и политических институтов на процедуру назначения. При этом не исключается участие законодательной, исполнительной властей, представителей общественности, СМИ в процедуре отбора кандидатов на должности судей. Практически все зарубежные системы демонстрируют примеры такого участия. Однако при подобном отборе должен обеспечиваться баланс властей и реализовываться механизм сдержек и противовесов через участие представителей судебной системы, которые должны играть в этом процессе определяющую роль. Во-вторых, важнейшим условием реализации принципа независимости при отборе кандидатов является независимость от какой-либо идеологии (политической, религиозной, иной социальной и т.п.). Например, не должны создаваться препятствия для реализации права на доступ к занятию должности судьи, основанные на принадлежности к той или иной политической партии, исповедовании той или иной религии. В-третьих, следует исключать влияние вышестоящих судебных властей на процедуру отбора кандидатов на судейские должности. Особенно важно предусматривать в законе гарантии такой независимости при повторном назначении на вышестоящие должности, должности в иных округах, регионах и т.д.

Не менее важно соблюдение принципа плюрализма при организации процедуры отбора на должности судей. Всем потенциальным кандидатам (лицам, соответствующим объективным критериям, установленным законом) должны обеспечиваться равные условия доступа к процедуре назначения на должность судьи.

Принцип публичности является важнейшим принципом отбора кандидатов на должности судей, поскольку, с одной стороны, позволяет самим кандидатам отслеживать процесс назначения, с другой - обеспечивает контроль общества за данной процедурой.

Принято выделять следующие модели отбора кандидатов на должности судей:

- назначение судебной властью непосредственно;

- назначение юридическим сообществом (которое может включать представителей судебной системы);

- назначение судей политическими институтами;

- отбор судей на основе выборов.

 

3.1. Страны Западной Европы

 

Нидерланды

 

Отбор кандидатов на должности судей происходит по следующей процедуре в пять этапов, которые лицо, желающее стать судьей, должно пройти после окончания правовой школы.

Первый этап: заполнение формуляра и отправление его в соответствующий комитет. К кандидатам предъявляются следующие требования. Они должны:

- быть выпускниками правового факультета с обязательными экзаменами по гражданскому, уголовному и административному праву;

- иметь голландское гражданство;

- обладать следующими личностными характеристиками: аналитические способности, судебная компетентность, умение принимать решения, умение работать в стрессовых условиях, хорошие коммуникативные навыки, правильность суждений.

Второй этап: прохождение теста на компетентность и собеседование с выборным комитетом.

Третий этап: прохождение отобранными кандидатами психологической оценки, состоящей из теста и разбора различных жизненных ситуаций, и еще одного собеседования с выборным комитетом. Допуск дается по результатам теста и количеству вакантных мест.

Четвертый этап: шестилетняя стажировка. После принятия на подготовку кандидаты приписываются к конкретному суду. Стажировка состоит из курсов и практики под надзором ментора, как правило, опытного судьи или прокурора. Предусматривается шесть курсов: 6 месяцев - уголовное право, 10 месяцев - гражданское право, 10 месяцев - административное право, 12 месяцев - государственное обвинение. Практика предполагает, что кандидаты работают в суде в качестве стажеров. После 38 месяцев базовой подготовки кандидаты должны выбрать работу либо в прокуратуре, либо в суде. После этого их отправляют на углубленные курсы подготовки, которые проходят в течение 10 месяцев. В соответствии с выбранной специальностью подготовка ведется по следующим направлениям: уголовное право, гражданское право, административное право. По завершении этого периода следует двухлетняя практика вне судебного органа - в юридической фирме, на государственной службе (министерства, агентства) или в коммерческой организации.

Пятый этап: собеседование с судьями конкретного суда, где есть вакантное место, т.е. сохраняется элемент кооптации.

Опытные юристы тоже могут стать судьями при удовлетворении следующих требований: наличие диплома о высшем юридическом образовании, возраст не менее 31 года и не менее шести лет опыта работы по юридической специальности. Подается заявление. Если оно принято, кандидат проходит психологический тест и три собеседования с разными членами выборного комитета. Затем необходимо получить допуск к суду. Заручившись поддержкой председателя суда, лицо назначается заместителем судьи с графиком работы один день в неделю. Далее кандидат обучается вести судебное заседание и писать судебные решения, проходит различные курсы подготовки. Длится этот период, как правило, два-три года. Судья-куратор должен вынести свое суждение о профессиональной пригодности обучаемого судьи, после чего кандидат назначается судьей на полную ставку.

Такая процедура набора опытных юристов довольно требовательна, поскольку приходится оставаться на работе во время подготовки. Приходится тратить личное время для того, чтобы соответствовать квалификации. Кооптация и социализация - основные отличительные черты этой системы.

Но что делать со служащими суда, желающими стать судьями? Необходимо создать третий путь для тех, чей профессиональный опыт работы менее шести лет. В настоящее время идет разработка такого третьего пути.

Назначение судей осуществляет Корона по предложению Министерства юстиции. В рамках Министерства действует Комитет по назначению судей.

Руководство суда, где существует вакансия, готовит список из трех кандидатов. Для этого может потребоваться предложение судебного собрания, состоящего из всех судей суда. Отсылаются рекомендации Совету судей, который представляет их правительству, а именно Министерству юстиции. Судьи Верховного суда назначаются Короной по представлению нижней палаты парламента.

 

Италия

 

Набор судей осуществляется по результатам проведения национального конкурса на основе экзаменов (письменного и устного), посредством которых проверяется знание права. Как правило, кандидатами являются выпускники университетов без опыта работы. В любом случае предыдущий профессиональный опыт сам по себе не является определяющим критерием при отборе, что является отличительной особенностью Италии. Исключением является назначение судьями Кассационного суда "по исключительным основаниям" профессоров университетов и юристов с опытом работы 15 лет. В Италии установлен предельный возраст для пребывания в должности судьи - 75 лет.

Благодаря такому набору судьями становятся довольно рано - в 25 - 30 лет и, как правило, остаются в судебной системе до конца жизни. Так как судьями становятся обычно кандидаты без опыта работы (так называемая бюрократическая система набора), особое значение приобретает периодическая оценка их деятельности, необходимая для того, чтобы удостовериться, что молодые судьи действительно приобрели требуемый уровень компетентности, выбрать среди них наиболее квалифицированных для заполнения должностей в вышестоящих судах, чтобы проверить, повышают ли судьи уровень своей квалификации.

В связи с необходимостью обеспечения независимости судебной власти Конституция Италии 1948 г. предусматривает, что все решения относительно судей, начиная от отбора и заканчивая отставкой, принимаются исключительно Высшим советом магистратуры, состоящим преимущественно из судей и прокуроров, избранных их коллегами. Треть членов Совета избирается из профессоров и юристов с 15-летним стажем работы. Председательствует в Совете Президент Республики. Ex officio входят также Председатель Высшего кассационного суда и Генеральный прокурор Высшего кассационного суда. Все решения Совета могут быть оспорены в административном суде за исключением случаев привлечения к дисциплинарной ответственности. Последнее может быть обжаловано в Объединенную палату по гражданским делам при Высшем кассационном суде.

Как упомянуто выше, чтобы стать судьей, кандидаты участвуют в публичном конкурсе. Для участия в нем кандидат должен удовлетворять следующим требованиям: быть гражданином Италии; иметь все гражданские и политические права; демонстрировать достойное поведение; иметь соответствующий возраст - не младше 21 года и не старше 40 лет; обладать хорошим здоровьем; не нарушать законодательства о воинской обязанности; иметь степень по праву (т.е. необходимо наличие минимум двух лет обучения праву). Использование предварительного отбора существенно уменьшает количество кандидатов на должности судей.

Далее кандидаты сдают три письменных экзамена и один устный по вопросам гражданского, уголовного и административного права. Кандидаты имеют в своем распоряжении восемь часов на каждый письменный экзамен. Устные экзамены проводятся по восьми дисциплинам: гражданское право и основы римского права; гражданский процесс; уголовный процесс; административное, конституционное и налоговое право; трудовое право и социальное обеспечение; право Европейских сообществ; международное право и основы юридической информационной технологии; иностранный язык. Экзаменационная комиссия состоит из 24 судей и восьми профессоров. По результатам экзамена утверждается список победивших в конкурсе и они назначаются uditori giudiziari (только что назначенные судьи).

Как следствие использования "бюрократической системы отбора", кандидаты проходят длительный период обучения, прежде чем быть назначенными судьями, - не менее 18 месяцев. Действительный период обучения определяется Высшим советом магистратуры.

Совет разделяет все обучение на базовое (13 месяцев, предназначено для углубления знаний uditori giudiziari и ознакомления со спецификой судебной работы) и специальное. По окончании этих двух периодов Совет оценивает действительную способность кандидата работать судьей на основании докладов и консультационных заключений судей. В случае негативного заключения кандидат должен пройти дополнительную подготовку.

 

Испания

 

В ходе проведения судебных реформ 1994, 2000 и 2003 гг. требования к кандидатам судей так и не были изменены: возраст не младше 18 лет, гражданство Испании и наличие юридического образования. При этом не требуется наличие опыта работы и не проводится никаких психологических тестов или проверок.

После реформы 2003 г. стала применяться конкурсная система, так называемая opposicion libre как стандарт, применяемый для набора судей.

Начиная с 1985 г. судебные секретари и профессиональные юристы со стажем работы не менее шести лет могут стать судьями (эта система отбора известна как segundo и tercer turno). Система tercer turno стала инновационной и была направлена на расширение социологического профиля судей посредством привлечения в профессию адвокатов и ученых. Однако система tercer turno не пользуется популярностью среди сторонников opposicion libre.

Процесс отбора главным образом основан на оценке способности запоминать информацию. Темы в основном совпадают с институтской программой. Процесс отбора происходит по следующим стадиям:

- письменный экзамен по гражданскому, уголовному, конституционному праву и теории права (general law);

- письменный экзамен по гражданскому и уголовному процессу, административному, торговому и трудовому праву;

- устный экзамен, в ходе которого кандидату необходимо изложить за короткое время пять различных тем, выбранных в случайном порядке из 300 вариантов.

По данным Школы правосудия (Judicial School) кандидаты порой проводят до четырех лет, подготавливаясь к экзамену после получения высшего образования. При этом они, как правило, нанимают "тренера" или преподавателя (обычно судью или прокурора).

Процесс набора судейского корпуса проходит каждые два года. Однажды избранные судьями могут подготавливать кандидатов в Школе правосудия в Центре обучения судей (Centro de Estudios Judiciales) при Министерстве юстиции. Отборочные комиссии состоят из представителей как Главного судебного совета, так и Министерства юстиции.

Отборочные комиссии назначают коллегии по отбору кандидатов в судьи, состоящие из следующих лиц: Председатель Верховного суда и восемь представителей (двое - от судов, двое - от прокуратуры, один профессор, один юрист, один юрист с 10-летним стажем и один секретарь). Отборочные комиссии имеют право определять содержание экзаменов и проводить их. Удовлетворительная оценка на письменном экзамене дает право участвовать в устном.

Реформа 2003 г. предусмотрела следующий путь отбора магистратов (мировых судей). По крайней мере одна из четырех вакансий (гражданское право, уголовное право, административное право, трудовое право) отдается кандидату с опытом работы (10 лет юридической практики по одной из четырех специальностей). Также одна треть должностей зарезервирована для судебных секретарей.

Кандидаты оцениваются по следующим параметрам:

- степень по праву (необходимое количество лет обучения на юридическом факультете);

- наличие степени PhD <1>;

--------------------------------

<1> Сокращение от Doctor of Philosophy - доктор философии (высшая ученая степень, которая присваивается магистру как гуманитарных, так и естественных наук после нескольких лет научной работы и защиты диссертации перед комиссией, состоящей из профессоров).

 

- количество лет стажа по конкретной специализации;

- обучение на специальных курсах;

- научные публикации по правовой тематике;

- опыт работы в судах, юридических консультациях и т.д.

Далее кандидатам предлагается пройти устное собеседование с отборочным комитетом. После этого комитет публикует результаты собеседования и оценки. С 2004 г. стало необходимым еще и прохождение специальных курсов для кандидатов, успешно сдавших экзамены. Отборочный комитет для магистратов формируется по тому же принципу, что и для судей.

Можно заключить, что требования к кандидатам на должность не очень строги, однако сложность заключается именно в процессе экзаменования и подготовки к окончательному отбору.

 

Австрия

 

В Австрии действует двухстадийная система, с помощью которой производится отбор судей. Первая стадия - получение диплома по праву (примерно пять лет обучения в одном из пяти университетов), вторая - практика в суде, помощником юриста в частной фирме или в нотариате.

Требование к кандидатам на должность судьи:

- иметь юридическое образование;

- знать немецкий язык;

- уметь проводить судебные слушания.

Практика в суде проходит девять месяцев и имеет целью ознакомить кандидатов с повседневной деятельностью суда под контролем более опытных судей. Каждые три месяца судьи-кураторы меняются, они дают характеристику личности кандидатов. На основании характеристики происходит отбор достойных претендентов. Достаточно распространены дополнительные экзаменационные испытания. Кандидаты также проходят психологические тесты.

После завершения практики претенденты обращаются в Центр подготовки судей (Judge preparation service), продолжают обучение, получают статус "кандидат на должность судьи" при кураторстве судей конкретного суда. После этого Председателем Апелляционного суда в Министерство юстиции подается ходатайство о принятии в кандидаты на должность судьи. Обучение кандидатов на должность судьи длится еще четыре года. Три года из них составляет практика в суде. Кандидаты занимаются разбором дел различной направленности под контролем опытных судей.

По окончании обучения сдается квалификационный экзамен, состоящий из письменной и устной частей. Письменная часть состоит из двух дел по гражданским и уголовным вопросам, по которым необходимо вынести решение на основании предоставленных материалов. Во время устной части рассматриваются вопросы процессуального и материального уголовного и гражданского права, а также конституционного и административного права. Стоит отметить, что на данном этапе экзамен является возможностью для молодых будущих судей освежить свои знания, а не очередным этапом отбора кандидатов, где есть провалившие экзамен.

Оцениваются знания кандидата, его ответственность, способность принимать решения, работоспособность, способность работать в стрессовых условиях, манера изложения мыслей (письменно и устно), личностные и социальные характеристики.

Возрастной ценз для судей отсутствует. Но средний возраст претендентов составляет 29 лет. Прошедший экзамен кандидат может претендовать на любое освободившееся место судьи. Как правило, свободные места высших судебных инстанций замещаются наиболее опытными и квалифицированными судьями низших инстанций.

Согласно Конституции судей назначает Президент. Но для некоторых категорий судей это полномочие делегировано Министерству юстиции. На практике только председатели и заместители председателей судов первой инстанции, а также судьи апелляционных судов и Верховного суда назначаются Президентом, который связан предложением Федерального правительства (которое также может делегировать свои полномочия Министерству юстиции). Судьи назначаются пожизненно.

Статус судьи регулируется нормами публичного права. Так, статус судьи предусмотрен в Конституции Австрии и Законе "О статусе судьи", содержащем положения относительно должности судьи, а также оплаты его работы. Судье предоставлена полная свобода действий, ограниченная только законом. При исполнении своих полномочий судьям гарантируется независимость.

 

Германия

 

Обычно карьера судьи в Германии начинается с суда первой инстанции. Вопросами набора судей ведают администрации земель (как правило, Министерства юстиции). В некоторых землях назначением в суды по социальным или по трудовым делам занимается местное Министерство по труду и социальным вопросам. В половине из 16 земель действуют судебные избирательные комитеты.

Требования к кандидатам на должность судьи:

- гражданство Германии;

- готовность во всякое время поддерживать свободный демократический правопорядок в форме, установленной Конституцией;

- готовность нести бремя судейских обязанностей;

- способность сохранять нравственные качества, необходимые для исполнения обязанностей судьи.

Квалификационные требования к судьям регулируются Германским судебным актом. Для того чтобы стать судьей требуется: окончить университет, сдать первый экзамен, пройти курс обучения для кандидатов в судьи и сдать второй экзамен.

Подготовка к должности судьи начинается с университета, в среднем длится четыре года. При этом изучается теоретический курс. Курс заканчивается прохождением первого экзамена. Экзамен состоит из шести-семи письменных тестов и устной части и проводится государственной экзаменационной службой, которая, как правило, учреждается при высшем региональном суде. После сдачи экзамена следует практическая подготовка, называемая дословно подготовительной службой, за которой следует второй экзамен. Это уникальная концепция немецкого юридического образования. Причина в том, что второй экзамен - это одновременно квалификационный экзамен на занятие адвокатской или иной юридической должности на гражданской службе, в том числе должности судьи.

Подготовительная служба (практика) длится два года, студенты трудоустраиваются государством как гражданские служащие на обучении, им выплачивается скромное денежное содержание. Например, в Вестфалии студенты в течение пяти месяцев находятся на подготовительной гражданской службе в суде, рассматривающем гражданские дела по первой инстанции, три месяца - в прокуратуре или суде, рассматривающем уголовные дела, три месяца - в административном аппарате (обычно в органах местного самоуправления), десять месяцев - с практикующими юристами (адвокатами). Цель такой подготовительной службы - привить навыки правоприменения. Практическое обучение сопровождается курсами, освещающими вопросы применения норм права.

Экзаменаторы второго экзамена - по большей части судьи и адвокаты, а не профессора. В связи с этим вопросы более глубокие, чем на первом экзамене, требующие знания практики. Экзамены проходят в письменной и устной формах. Одно из заданий - разобрать конкретное дело за отведенное время. Те, кто сдал такой экзамен, вправе занимать должность юриста. К этому времени средний возраст кандидата составляет 28 - 30 лет. Его шанс быть назначенным судьей зависит уже не столько от того, что он сдал экзамены, сколько от того, насколько хороши результаты экзаменов. Для занятия должности судьи необходимо иметь результат "выше среднего". Такую оценку получают примерно 15% всех студентов.

Кроме профессиональной квалификации, полученной в результате экзаменов, иного профессионального опыта не требуется. Нет политики, направленной на набор судей из других юридических профессий. Возрастной ценз также не предусмотрен. Хотя, как и все государственные служащие, судьи должны представлять сертификат состояния здоровья, налоговую декларацию отвечать нравственным требованиям.

Процедура назначения разная в каждой отдельной земле. Назначение судей высших федеральных судов осуществляет выборный комитет Федерации и федеральный министр. Каждый член выборного комитета имеет право представлять кандидатуры. Строгой процедуры нет. Кандидатуры, как правило, представляются на рассмотрение комитета Федерации специальным советом при Президенте.

Немецкая система ориентирована на то, чтобы судьи выстраивали свою карьеру в суде в течение всей своей трудовой жизни, так как судьи назначаются пожизненно.

Для уже назначенных судей распространен испытательный срок. Сначала судья назначается на должность так называемого младшего судьи (буквально: судья с испытательным сроком - judge on probation, Proberichter). Согласно Германскому судебному акту для того, чтобы быть назначенным на постоянную должность судьи, младший судья должен проработать не менее трех лет. В течение испытательного срока младший судья может быть дисквалифицирован, как правило в упрощенном порядке, по сравнению с судьями, назначенными пожизненно.

 

3.2. Страны Восточной Европы

 

Болгария

 

Несмотря на то что практически все судьи в Болгарии отбираются Советом, указанный процесс является в значительной степени дискреционным, поскольку практически отсутствуют четко установленные законодательные критерии отбора кандидатов на должность судей.

Некоторые критерии установлены Законом о судебной системе: в дополнение к требованиям о гражданстве и юридическом образовании кандидаты должны пройти переподготовку и обладать высокими моральными и профессиональными качествами. Кандидаты также должны иметь определенный стаж работы по юридической профессии: два года для районных судов, пять лет - для региональных судов, восемь лет - для апелляционных судов и 12 лет - для высших судов.

На практике отбор кандидатов в судьи длительное время являлся дискреционным, поскольку кандидаты на должность судьи отбирались председателями судов (причем критерии отбора и сама процедура не были прозрачными) и в последующем назначались Советом.

В настоящее время изменения, внесенные в Закон о судебной системе, ввели обязательное требование конкурсного отбора на должность судьи. Условия и процедуры такого отбора регламентируются Советом.

 

Литва

 

Действующий Закон Литвы "О судах" предусматривает так называемую карьерную систему отбора и продвижения по службе судей, в соответствии с которой лицо может быть впервые назначено на должность судьи лишь в суд самого низкого уровня. В соответствии с этой системой лицо, отвечающее законодательно установленным требованиям и сдавшее экзамен, включается в список кандидатов в судьи районных судов. Процедура включения лиц в указанный список определяется Судебным советом. Составленный Национальной судебной администрацией список далее передается Президенту Литвы, Судебному совету и отборочной комиссии.

Отбор судей производится отборочной комиссией, которая состоит из семи человек (по два члена комиссии назначают Президент Литвы, Председатель Судебного совета и Председатель Сейма, один член назначается Министром юстиции; при этом Председатель Судебного совета назначает из числа членов комиссии ее председателя). Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется в соответствии с правилами и критериями отбора, установленными Судебным советом.

Отборочная комиссия представляет свое заключение по каждому кандидату Президенту Литвы, причем указанное заключение не является обязательным.

Полномочиями по назначению судей районных судов на должность обладает Президент Литвы. После получения от отборочной комиссии списка кандидатов в судьи Президент представляет на рассмотрение Судебного совета список лиц, которых планируется назначить на должность. В отношении каждого из них Совет должен представить заключение. При этом мнение Совета не имеет обязательного характера.

Совет представляет Президенту заключения о целесообразности перевода судьи в другой суд, снятии с должности председателя, заместителя председателя и судей районных, региональных судов, региональных административных судов, Высшего административного суда и Апелляционного суда Литвы.

Процедура перевода судьи на более высокую должность практически аналогична процедуре назначения с тем лишь исключением, что кандидатуры судей должны быть включены в специальный реестр лиц, желающих продвинуться по должностной лестнице.

Судьи Верховного суда назначаются Сеймом по представлению Президента Литвы.

Перевод судьи из одного суда в другой без его согласия возможен на период, не превышающий шести месяцев, при наличии потребности в обеспечении функционирования суда. Решение по данному вопросу принимается Президентом Литвы по согласованию с Советом.

 

Польша

 

Полномочия в части назначения судей распределены между исполнительной и судебной властями Польши. После прохождения двухгодичной стажировки в судьи и сдачи соответствующего экзамена, лицо может быть назначено Министерством юстиции на должность судебного консультанта. После истечения испытательного срока кандидатура должна быть утверждена общим собранием суда, после чего эта кандидатура должна быть утверждена Министром юстиции, который в свою очередь направляет список утвержденных кандидатов в Национальный совет судебной системы. Национальный совет голосует по каждой кандидатуре, после чего список утвержденных им кандидатов окончательно утверждается Президентом Польши.

Председатели районных, региональных и апелляционных судов назначаются Министром юстиции после получения мнения общего собрания судей соответствующего суда. Тем не менее Министр не может назначить или прекратить полномочия председателя суда, если общее собрание отклоняет такое решение большинством голосов.

В отношении назначения судей военных судов действует следующая процедура. В соответствии с Законом от 21 августа 1997 г. о военных судах первоначальный отбор кандидатов осуществляется Департаментом военной юстиции Министерства юстиции, который представляет их на рассмотрение общего собрания военных судей. Общее собрание отбирает кандидатов, из которых Министр юстиции по согласованию с Министром обороны представляет кандидатов Национальному совету судебной системы. Более того, Министр юстиции может предложить Национальному совету собственных кандидатов на должность военных судей, согласованных с Министром обороны.

 

Чехия

 

Отбор кандидатов в судьи районных судов является достаточно бюрократизированным процессом, в котором велика роль президентов судов, несмотря на то, что формально полномочия по назначению принадлежат Президенту Чехии.

Процесс отбора кандидатов является четырехуровневым. На первых двух уровнях осуществляется изучение и оценка поступивших заявлений и проведение психологических тестов. Далее результаты тестов и оценки личной характеристики кандидатов рассматриваются комиссией из пяти человек, являющихся представителями Министерства юстиции, судов, прокуратуры, и психолога. Данная комиссия решает вопрос допуска кандидата к третьему уровню отбора.

Третий уровень состоит в оценке способностей кандидата другой комиссией, состоящей из представителей Министерства юстиции, судов, прокуратуры, Союза судей и Ассоциации прокурорских работников.

На четвертом уровне отобранным кандидатам предлагаются вакантные должности в рамках судебной системы, причем преимущественное право выбора получают кандидаты, получившие по итогам отбора наивысшие оценки. После отбора кандидат на определенный период времени направляется на стажировку в избранный районный суд.

После прохождения стажировки кандидат сдает экзамен на занятие должности судьи в Институте повышения квалификации судей и прокурорских работников. Сдача экзамена является условием для назначения, которое осуществляется Президентом Чехии.

Таким образом, сегодня в процессе выдвижения и назначения судей законодательная власть не участвует, за исключением депутатов Парламента, которые могут потребовать у Министра юстиции объяснений относительно конкретных назначений.

В связи с тем что лишь в Чехии осуществляется первоначальное формирование органов судейского сообщества, участие судебной власти в процедуре назначения судей достаточно ограничено.

 

3.3. Страны Северной Америки

 

США

 

Так называемые судьи третьей статьи Конституции - это федеральные судьи высшего уровня: судьи Верховного суда США, судьи апелляционных судов, районных судов (первой инстанции) и судьи Суда по международной торговле.

Судьи третьей статьи Конституции назначаются пожизненно (при условии соблюдения правильного поведения).

Политика играет важную роль при назначении судей третьей статьи.

Кандидаты в судьи номинируются Президентом, а затем должны быть утверждены большинством голосов в Сенате.

Судейство не играет никакой роли в процессе назначения и отбора судей третьей статьи (в отличие от Квалификационной коллегии судей в России).

По традиции Президент советуется с сенаторами конкретных штатов по поводу кандидатов на заполнение вакансий в федеральных судах этих штатов. В процессе рассмотрения кандидатур также участвуют Генеральный прокурор США и сотрудники администрации Президента.

До того как будет объявлено имя кандидата, он подвергается тщательной проверке ФБР. Кроме того, его профессиональный опыт и квалификация изучаются Американской ассоциацией юристов, которая дает свои рекомендации по кандидатуре Президенту и Конгрессу.

Судьи третьей статьи могут быть отстранены от должности только через процедуру импичмента. Такие случаи очень редки.

Заработная плата судей третьей статьи не может быть понижена.

Судьи третьей статьи, назначаемые пожизненно, не обязаны уходить в отставку по достижении определенного возраста (также не существует минимального возраста для их назначения). Они могут добровольно уйти в отставку по достижении 65-летнего возраста, проработав не менее 15 лет на своей должности. При этом они обретают статус старшего судьи и продолжают заниматься рассмотрением дел, помогая суду. Также Президент имеет право назначить кандидата на освободившееся место судьи третьей статьи.

У старших судей сохраняется их заработная плата, и они могут продолжать рассматривать дела и работать в суде до тех пор, пока они в состоянии это делать.

Существуют федеральные судьи, не назначаемые пожизненно.

Судьи по банкротствам назначаются на 14-летний срок большинством голосов судей апелляционных судов своего округа (региона). Количество судей по банкротству определяется Конгрессом, который получает периодическое сообщение от Конференции судей о нужном количестве дополнительных судей. Первоначально Акт о банкротной реформе 1978 г. определял иной порядок назначения судей: судьи назначались Президентом и утверждались Сенатом на срок 14 лет. Однако уже Акт о банкротных поправках и федеральных судьях 1984 г. (98 Stat. 333) назначил апелляционные суды ответственными за назначение судей по банкротству и указал, что судьи по банкротству "служат как судьи районного суда США согласно статье III Конституции". Также Акт 1984 г. уполномочил Конференцию судей определять уровень квалификации судей по банкротству и советы округов учреждать отборочные комиссии для представления кандидатур в судьи по банкротству.

Мировые судьи (магистраты) назначаются на восьмилетний срок большинством голосов судей своих районных судов. Глава 43 секц. 631 U. S. C. гласит, что судьи районных судов США назначают судей-магистратов США в таком количестве в рамках судебного района, которое определит Конференция судей. Если есть более одного судьи районного суда, назначение производится большинством голосов такого районного суда.

Кандидат должен не менее пяти лет состоять в коллегии адвокатов при высшем суде штата. Также назначающий районный суд должен определить, что кандидат компетентен выполнять должностные обязанности; не связан кровными или свойскими узами с судьей назначающего суда.

<

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.