Уничтожение гитлеровцами памятников культуры народов Советского Союза — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Уничтожение гитлеровцами памятников культуры народов Советского Союза

2022-07-06 31
Уничтожение гитлеровцами памятников культуры народов Советского Союза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Среди многочисленных преступлений, совершенных гитлеровцами на территории Советского Союза, преступления против культуры занимают особое место. В этом с исключительной полнотой проявились вся мерзость и варварство германского фашизма. «Мы, — говорил Гитлер, — варвары, и мы хотим быть варварами. Это почетное звание». «Когда я слышу слово „культура“, — вторил ему Геринг, — я хватаюсь за пистолет».

И они оскверняли и громили исторические и культурные памятники, разрушали культурные учреждения, уничтожали культурные ценности, создававшиеся на протяжении многих веков, жгли книги, сокрушали огнем и мечом национальную культуру народов Советского Союза.

Тщательным расследованием, проведенным специальной комиссией и членами Чрезвычайной государственной комиссии академиком А. Н. Толстым, митрополитом Николаем, было установлено, что разрушение памятников искусства в Петродворце, Пушкине и Павловске произведено по прямому указанию германского правительства и верховного военного командования.

В приказе командующего 6-й германской армии о поведении войск на Востоке от 10 октября 1941 года генерал-фельдмаршала фон Рейхенау содержался прямой призыв к актам вандализма со стороны фашистской армии, которой внушалось, что «никакие исторические или художественные ценности на Востоке не имеют значения» (Преступные цели — преступные средства, с. 66–67.).

И вот уникальные творения зодчих, талантом которых были созданы величественные памятники искусства и архитектуры городов Петродворец (бывший Петергоф), Пушкин (бывшее Царское Село), Павловск, они с лютой ненавистью разрушали. Советские люди бережно хранили города-музеи. В них находились бесценные сокровища русского и мирового искусства, уникальные образцы мебели, фарфора, живописи, гобеленов и скульптуры русских и иностранных мастеров.

Фашистские захватчики подвергли дворцы в этих городах разграблению и разрушению. Гитлеровцы вывезли в Германию гарнитуры старинной художественной русской и французской мебели, книги дворцовых библиотек, предметы изобразительного искусства, художественный фарфор и другие драгоценные экспонаты.

Петродворец (Петергоф) был основан в 1705 году Петром I.

Французский архитектор Леблон построил здесь замечательные дворцы, в том числе Марли и павильон Эрмитаж, разбил Верхний и Нижний парки; итальянец Растрелли создал Большой дворец; благодаря таланту Джакомо Кваренги сооружен Английский дворец; знаменитый русский зодчий Воронихин, вышедший из крепостных, дополнил Нижний парк изящными павильонами. Во всем мире были известны фонтаны Петродворца. Большой каскад вместе с Большим дворцом, фонтаном «Самсон» и каналом, выходящим в море, представлял собой исторический памятник, посвященный победе русского оружия над шведами под Полтавой. Бронзовая фигура «Самсон, разрывающий пасть льва» символически изображала историческую победу России над Швецией, которая открыла для России широкий выход в Балтийское море.

23 сентября 1941 года гитлеровские фашисты, захватив Петродворец, приступили к грабежу ценностей и в течение нескольких месяцев отправляли имущество в Германию.

Нацисты разграбили и вывезли около 34 тысяч музейных экспонатов и среди них 4950 предметов уникальной мебели — английской, итальянской, французской и русской работы; много редких фарфоровых сервизов русских и иностранных заводов XVIII и XIX веков. Гитлеровские варвары содрали шелк, гобелены, украшавшие степы дворцовых залов. Был сожжен Большой дворец, в нем полностью разрушены Танцевальный зал, Аудиенц-зал, парадная лестница и церковь, украшенные деревянной золоченой резьбой, выполненной но рисункам Растрелли; Тронный, Чесменский и Столовый залы, созданные Фельтеном; дубовая лестница и дубовый кабинет, отделанные тончайшей резьбой, другие уникальные помещения.

При отступлении из Петродворца с помощью мин замедленного действия фашисты взорвали дворец Марли с его тончайшей лепной отделкой и резьбой. Они обезобразили петровский Монплезир; разрушили знаменитую фонтанную систему петродворцовых парков. Гитлеровцы подорвали питающую фонтаны линию на всем протяжении от плотины у Розового павильона до Верхнего парка. Главная аллея Нижнего парка, идущая параллельно берегу Финского залива, была полностью вырублена.

Захваченный нашими войсками в плен в феврале 1944 года немецкий офицер 61-й пехотной дивизии показал: «Мне известно, что в 1941 году в Германии была создана специальная комиссия „Кунсткомиссион“. В функции этой комиссии входило изымать дворцовое имущество в оккупированных районах России и все изъятое перевозить в Германию. Эта комиссия в 1941 и 1942 годах все ценное имущество пушкинских дворцов грузила в эшелоны и вывозила в Германию… Мне известно, что в Екатерининском дворце в городе Пушкин имелась комната, стены которой были выложены янтарем. Янтарь был содран и вывезен в Германию».

Судьба Екатерининского дворца в Пушкине была также трагична. Значительную часть дворца гитлеровцы сожгли. В огне погибла знаменитая трехсотметровая анфилада парадных залов. Сгорели Антикамеры («Залы ожидания»), отделанные Растрелли. Они были покрыты золоченой резьбой, огромные потолки затянуты великолепными холстами работы художников середины XVIII века. Не имея возможности снять эти огромные полотна, фашисты изрезали замечательные произведения искусства на куски.

Страшную картину разрушения представляет собой Большой зал — гениальное творение Растрелли. Уничтожены уникальные плафоны работы Торелли, Джордано, Брюллова и других крупнейших итальянских и русских мастеров; содран и похищен старинный расписной китайский шелк XVIII века со стен китайской гостиной и спальни Александра I и желтый шелк с тканым рисунком лебедей и фазанов русской ручной работы XVIII века, которым были обтянуты стены Малой столовой.

Разграбленной оказалась изумительная по своей внутренней отделке дворцовая церковь — одно из лучших произведений Растрелли, на антресоли которой приходили лицеисты Пушкин и его друзья. Иконостас церкви разбит, иконы вывезены, часть плафонов срезана, часть уничтожена, полы выломаны, лепные золоченые украшения содраны. Фашисты надругались и над святыней советских людей — Пушкинским лицеем.

Гитлеровцы разгромили в г. Пушкине и знаменитый Александровский дворец, творение Кваренги. В пушкинских парках они вырубили тысячи вековых деревьев, многие из которых еще помнили юного Пушкина.

В г. Павловске из дворца батальоном особого назначения Риббентропа и командами штаба Розенберга была вывезена в Германию ценнейшая дворцовая мебель. Во дворце сняли паркет из дорогого дерева огромной художественной ценности. Со стен сорвали барельефы, гобелены, степные и потолочные плафоны. Варварски изуродовали фрески Гонзаго, представляющие громадную художественную ценность. Фашистские захватчики подожгли Павловский дворец. Большая часть здания выгорела. Деревянная художественная отделка дворца сгорела дотла на всех этажах.

В Михайловском и в других местах Пушкинского заповедника оккупанты разрушили и уничтожили культурно-исторические памятники, связанные с жизнью и творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Советское правительство 17 марта 1922 года объявило усадьбу поэта в Михайловском, его могилу в Святогорском монастыре и близлежащие селения государственным заповедником.

В июле 1941 года сюда ворвались фашисты. За три года оккупации они разрушили и уничтожили эти памятные места. Как установлено, расхищение музейных ценностей было начато уже в августе 1941 года. В конце февраля 1944 года усадьба А. С. Пушкина в Михайловском была превращена в военный объект — один из опорных пунктов немецкой обороны. Территорию парка изрыли траншеями, ходами сообщений. «Домик няни» был уничтожен, а рядом с ним и частично на его месте построен большой пятинакатный блиндаж. Другой такой же блиндаж был сооружен фашистами около здания музея.

Перед отступлением из Михайловского гитлеровцы завершили разорение и осквернение пушкинской усадьбы. Дом-музей они сожгли. Мебель, предметы домашнего обихода и библиотеку поэта вывезли в Германию. Мраморную плиту памятника Пушкину разбили и бросили возле пепелища. Были уничтожены и два других дома Пушкинского заповедника — у въезда в Михайловскую усадьбу.

Кощунственное отношение гитлеровцев к национальным святыням русского народа отчетливее всего проявилось в осквернении могилы Пушкина. Стремясь сохранить Пушкинский заповедник от разрушения, части Советской Армии оставили этот район без боев и отошли к Новоржеву. Несмотря на это, 2 июля 1941 года гитлеровцы подвергли бомбардировке Святогорский монастырь, где находится могила Пушкина.

В марте 1943 года гитлеровцы приступили к систематическому разрушению Святогорского монастыря. Они дважды подрывали главную церковь монастыря — Успенский собор, построенный в XVI веке по повелению Ивана Грозного.

Фашистские варвары подготовляли взрыв могилы Пушкина, Святогорского монастыря и самого холма, на котором находится могила поэта. На территории монастыря и в близлежащей местности советские саперы обнаружили и извлекли до 3 тысяч мин. Под дорогу, проходящую вдоль северной стены монастыря, был заложен фугас, взрывом которого разрушена монастырская стена на протяжении 20 метров. Второй фугас огромной силы находился под дорогой с восточной стороны, у подножия могилы Пушкинa; фашисты прорыли специальный тоннель протяженностью 20 метров, тщательно замаскировали его и заложили в нем специальные мины и 10 авиабомб по 120 килограммов каждая. Взорвать фугас гитлеровцам помешало стремительное наступление частей Советской Армии, выбивших фашистов из этих мест.

Огромным разрушениям подвергся старинный русский город Новгород. Здесь из 2346 жилых домов сохранилось только 40, а остальные были превращены в груду развалин. До Великой Отечественной войны Новгород являлся крупным научным и культурным центром. Фашистские вандалы уничтожили в Новгороде величайшие памятники древнего русского искусства. В Георгиевском соборе Юрьева монастыря, построенном в начале XII века, фашисты разрушили своды и стены башни собора с фресками XII века.

Софийский собор, построенный в XI веке, являлся одним из древнейших памятников русского зодчества, выдающимся памятником мирового искусства. Фрески XII века, иконы XII–XVII веков, древние иконостасы и другое внутреннее убранство представляли собой бесценные сокровища древнерусского искусства. Здание собора фашисты разрушили. Они полностью разграбили его внутреннее убранство, увезли все иконы с иконостасов, древние паникадила, в том числе паникадило, принадлежавшее Борису Годунову.

Церковь Благовещения XII века с фресками была обращена фашистами в дот и казарменное помещение, в окнах алтаря устроены амбразуры.

Церковь Успенья на Болотовом поле, памятник новгородской архитектуры XIV–XV веков, гитлеровцы превратили в груду камней и кирпича; роспись этого храма, относящаяся к XIV веку, являлась одним из лучших произведений монументальной живописи и пользовалась широкой известностью. Она погибла.

Церковь Спаса Преображения на Ильиной улице, один из лучших образцов новгородской архитектуры XIV века, особенно известна своей росписью, выполненной великим мастером Феофаном Греком. В барабане главы церкви и к верхней части восточной стены оккупанты сделали широкие амбразуры для пулеметов, западную часть здания разрушили, уничтожили средний западный свод, пробили верхние угловые своды, значительная часть уникальных фресок погибла.

Фашисты варварски разрушили знаменитый памятник древнерусского и мирового искусства XII века — церковь Спаса-на-Нередице, расписанную внутри всемирно известными фресками. Они представляли собой уникальный памятник живописи XII века. Здание церкви гитлеровцами превращено в развалины.

Более чем двухгодичное хозяйничанье оккупантов в Новгороде привело к разрушению целого ряда и других замечательных образцов древнерусского зодчества. Из 88 историко-художественных сооружений Новгорода осталось без значительных повреждений только два. По приказу командующего 18-й германской армии генерал-полковника Линдемана был подготовлен для отправки в Германию памятник 1000-летия России. Воздвигнутый в 1862 году по проекту известного русского скульптора академика М. О. Микешина, монумент запечатлел в художественных образах основные этапы развития нашей Родины до 60-х годов XIX столетия. Фашистские варвары разобрали памятник на части, разбили скульптурные изображения. Но отправить его на переплавку им не удалось. Советские воины освободили Новгород.

Величественные памятники искусства и архитектуры этих городов-музеев, известные всему цивилизованному миру, сейчас возрождены творчеством и кропотливым трудом советских людей. Но и по сей день еще далеко не полностью возмещен тот урон, который причинили оккупанты разграбленным музеям. Продолжается восстановление все новых и новых залов Екатерининского дворца в Пушкине, Большого дворца в Петродворце, соборов, в Новгороде. До сих пор не найдено драгоценное убранство знаменитого янтарного кабинета. Сделаны лишь первые шаги по возрождению былого великолепия Александровского дворца в Петродворце и Гатчинского дворца. А со времени окончания войны прошло уже 40 лет.

В Ясной Поляне, где жил и творил Лев Толстой, фашисты осквернили могилу писателя и уничтожили неповторимые реликвии, связанные с его жизнью и творчеством; редчайшие рукописи, книги, картины сожгли. Германский офицер Шварц в ответ па просьбу сотрудников музея отапливать дом не личной мебелью и книгами великого писателя, а имеющимися дровами ответил: «Дрова нам не нужны, мы сожжем все, что связано с именем вашего Толстого».

В городе Клину Дом-музей П. И. Чайковского был разгромлен нацистскими офицерами и солдатами. В самом доме-музее оккупанты устроили гараж для мотоциклов и отапливали этот сарай рукописями, книгами, мебелью и другими личными вещами композитора.

В городе Истре нацисты устроили в старинном русском монастыре, знаменитом Новом Иерусалиме, основанном в 1654 году и реставрированном в XVIII веке великими архитекторами — Растрелли и Казаковым, склад боеприпасов.

Ново-Иерусалимский монастырь является выдающимся историческим памятником русского народа и известен как одно из крупнейших и красивейших сооружений. Это не помешало при отступлении фашистским погромщикам взорвать его. Всего на территории временно захваченной ими части Московской области оккупанты разрушили и разграбили 4 музея, 112 библиотек и 54 театра и кинотеатра. Они сожгли знаменитый музей Бородино, надругались над историческими реликвиями сражения.

В Калуге гитлеровцы уничтожили экспонаты дома-музея, в котором жил и творил знаменитый русский ученый К. Э. Циолковский. По портретам Циолковского фашистские дикари стреляли из револьверов. Они искромсали ценнейшие модели дирижаблей, чертежи. В одной из комнат музея был устроен курятник, мебель сожжена.

В Белоруссии гитлеровцы с таким же остервенением громили культурные учреждения и исторические памятники.

Чрезвычайная государственная комиссия установила, что в течение трех лет немецко-фашистские захватчики планомерно разрушали в Минске научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и клубы.

Фашисты вывезли из библиотеки имени В. И. Ленина в Берлин и Кенигсберг 1,5 миллиона ценнейших книг, из библиотеки Академии наук 300 тысяч томов.

Они разгромили Белорусский государственный университет вместе с зоологическим, геолого-минералогическим и историко-археологическим музеями, медицинский институт со всеми его клиниками, Академию наук с девятью институтами, зоологическим и геологическим музеями, ботаническим садом; уничтожили Минский политехнический институт, разрушили Государственную филармонию и консерваторию.

Фашисты уничтожили Государственную картинную галерею, а картины и скульптуры русских и белорусских мастеров, в том числе Репина, Айвазовского, Перова, Боголюбова, вывезли в Германию; разгромили Государственный белорусский театр оперы и балета: вывезли в Германию театральные декорации, мебель, люстры, зеркала, картины, ковры, ткани.

Советским обвинением Международному военному трибуналу было представлено письмо генерального комиссара Белоруссии Кубе на имя Розенберга, в котором говорилось: «В Минске находилась большая… коллекция художественных изделий и полотен, которая сейчас почти без остатка вывезена из города: по приказу имперского руководителя СС рейхсминистра Генриха Гиммлера большинство картин частично еще в то время, когда я возглавлял ведомство, было упаковано людьми СС и отослано в Германию. Речь идет о миллионных ценностях, изъятых в генеральном округе Белоруссии…» (Нюрнбергский процесс. В 7-ми т. М., 1958, т. 3, с. 584.).

На Украине гитлеровцы с первых дней оккупации приступили к планомерному уничтожению школ, высших учебных заведений, музеев, библиотек, клубов, театров, больниц и детских садов.

В Киеве было 150 средних и начальных школ. Во время оккупации гитлеровские варвары разрушили 140 школ, они закрыли все детские сады, имущество их разграбили, расхитили из киевских библиотек свыше 4 миллионов книг.

Гитлеровцы сожгли и взорвали один из старейших центров украинской культуры — Киевский государственный университет имени Т. Г. Шевченко. В огне погибли материалы исторического архива древних актов, библиотека с фондом свыше 1300 тысяч книг, зоологический музей, имевший более 2 миллионов уникальных экспонатов. Нацисты разрушили также и все другие высшие учебны о заведения Киева. Они считали, что советские люди не должны иметь не только высшего, но даже среднего или семилетнего образования.

Фашистские варвары сожгли в Киеве драматическийтеатр Красной Армии, Театр юного зрителя, театральный институт, консерваторию; взорвали здание цирка; уничтожили еврейский театр; разграбили все склады и костюмерную театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко.

Музей западноевропейского и восточного искусства гитлеровцы разгромили полностью, оставив лишь несколько полотен, которые не успели снять с высоких стен лестничной клетки. Грабежу подвергли также музеи русскою и украинского искусства, музей Т. Г. Шевченко, исторический музей, Софийский собор, из которого вывезли 14 фресок XII века, Михайловский Златоверхий монастырь (из него была украдена драгоценная утварь и предметы культа) и т. д.

По приказу гитлеровского командования воинские части ограбили и разрушили древнейший памятник культуры — Киево-Печерскую лавру. Из взорванного Успенского собора Киево-Печерской лавры они вывезли находившиеся там ценности и реликвии. Из Исторического музея — скифские бронзовые фигурки зверей, уникальные материалы отдела «Киевская Русь», в том числе такие ценные вещи, как запрестольный крест X столетия Десятинной церкви, изразцы с гербом Рюриковичей п другие. Немецко-фашистские захватчики хотели лишить русский и украинский народы материальных и письменных памятников, свидетельствующих об их славном прошлом.

Член Чрезвычайной государственной комиссии Николай, митрополит Киевский и Галицкий, расследовавший злодеяния гитлеровцев в Киеве, свидетельствовал:

«Точно страшный ураган пронесся по Лавре, все опрокинул вверх дном, рассыпал и разбросал могучие лаврские здания. Два с лишним года Киев был закован в немецкие кандалы. Гитлеровские палачи принесли с собой в Киев смерть, руины, голод и казнь. Все это со временем отойдет от близкого прошлого в отдаленное, но никогда не забудут этого злодеяния не только украинский и русский народы, но и все честное человечество во всем мире».

Международному военному трибуналу было представлено письмо на имя имперского министра Розенберга от \4 сентября 1944 года «О вывезенных из Украины произведениях искусства». В нем говорилось, что из Киева и Харькова было отправлено в Восточную Пруссию 85 ящиков и 57 папок с произведениями искусств.

«Среди картин, — резюмировал автор письма, — имеется большое количество старинных икон, произведений знаменитых мастеров немецкой, голландской и итальянской школ XVI, XVII и XVIII веков и работы лучших русских художников XVIII и XIX веков. В общем все это имущество состоит из ценнейших произведений искусства, вывезенных из общественных украинских хранилищ, которые даже при поверхностной оценке составляют ценность в несколько миллионов. Кроме того, это является единственной коллекцией такого рода международного значения на немецкой территории».

В Латвийской, Литовской и Эстонской Советских Социалистических Республиках гитлеровцы пытались уничтожить все, что связано с национальными традициями прибалтийских народов. Государственным языком здесь был объявлен немецкий язык. Фашисты разгромили в Риге восемь зданий государственной библиотеки, а здание по Английской улице — выдающийся памятник архитектуры XIII–XIV веков — превратился в казарму. Они сожгли Рижскую городскую библиотеку, основанную в 1512 году, в которой хранились редчайшие книги и рукописи. В огне погибло около 800 тысяч единиц библиотечного хранения.

Из Рижского городского музея гитлеровцы увезли в Германию картины известных латвийских, русских и иностранных художников. Фашисты разграбили Академию художеств, Государственную консерваторию, музыкальное училище; взорвали здание бывшего Ремесленного общества с крупнейшим концертным залом, разрушили в Риге 65 школ. Экспонаты музеев Государственно-исторического, Рижского Домского и Военно-исторического гитлеровцы вывезли в Германию.

Литву объявили частью немецкой провинции «Остланд». В Вильнюсе была закрыта Академия искусств; в Каунасе — Институт прикладного искусства, филармония и консерватория.

17 марта 1943 года гестаповцы оцепили здание Вильнюсского университета, разбили в нем статуи, изорвали картины, разграбили экспонаты, ценные учебные пособия, научную литературу.

Такая же участь постигла и другие литовские институты. Фашисты разрушили в Вильнюсе и Каунасе 14 гимназий и 46 начальных школ, а также учебные заведения в Шяуляе, Мариямполе, Паневежисе, Укмерге; взорвали и уничтожили Сельскохозяйственную академию, Высшую сельскохозяйственную школу и 7 низших сельскохозяйственных школ.

Оккупанты вывезли из Вильнюсского государственного художественного музея ценные коллекции мебели, старинный фарфор, ковры, картины, гравюры, из библиотеки Академии искусств они похитили коллекции золотых и серебряных изделий. Полному разгрому подверглись многие другие широко известные культурные учреждения. 10 тысяч экземпляров старинных изданий XV–XVII веков были направлены в Берлин, во Франкфурт-на-Майне — картины Репина, Левитана, Марка Шагала, скульптуры Антокольского и другие произведения искусства. При отступлении гитлеровцы сожгли в Литве старейшую библиотеку евангелическо-реформатского синода, основанную в 1611 году и состоявшую из 20 тысяч томов уникальных книг XVI–XVIII веков.

Гитлеровские оккупанты уничтожали культуру и исторические памятники эстонского народа.

В первую очередь фашисты приступили к чистке библиотек. На площадях эстонских городов запылали костры, превращая в пепел сокровища эстонского национального творчества и лучшие произведения литературы народов Европы. В Эстонии почти не осталось произведений известных национальных художников и скульпторов. Гитлеровцы вывезли в Германию более 10 тысяч произведений искусств. Они сожгли национальный музей Эстонии.

Перед отступлением фашисты подожгли театры в городах Тарту, Нарва, Вильянди, Пярну. Они разграбили и частично разрушили Тартуский университет, имеющий более чем 300-летнее славное прошлое и являвшийся старейшим высшим учебным заведением на территории нашей страны.

Много писателей и поэтов, художников и артистов фашисты заключили в концлагеря. Некоторые из них были зверски замучены или расстреляны.

Культуру и разум фашизм рассматривал как препятствие к осуществлению своих чудовищных гегемонистских планов порабощения народов и уничтожал их со свойственной ему звериной жестокостью.

В общей сложности гитлеровские захватчики разрушили и разграбили на оккупированной территории из 992 музеев, имевшихся в Советском Союзе, 427, сотни театров, институтов, многие из которых пользовались всесоюзной и мировой известностью.

Начав осуществление своих безумных планов установления мирового господства, гитлеровцы развернули опустошительный поход против мировой культуры. Освободительная борьба Советского Союза явилась борьбой за спасение мировой цивилизации. Советская Армия защищала от фашизма всю мировую культуру, культуру советского и других, в том числе и немецкого, народов.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.