Психосоциальная характеристика компьютерной зависимости подростков: технологии преодоления — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Психосоциальная характеристика компьютерной зависимости подростков: технологии преодоления

2022-07-03 92
Психосоциальная характеристика компьютерной зависимости подростков: технологии преодоления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психосоциальная характеристика компьютерной зависимости подростков: технологии преодоления

 

Уровень высшего образования: бакалавриат

 

Направление подготовки: 39.03.02 Социальная работа

 

Направленность (профиль): Психосоциальная работа с населением

 

 

Выполнил обучающийся: гр.4708 _______

 

Научный руководитель:   ______________ доктор психологических наук,
профессор Сухов Анатолий Николаевич

                                                         

 

Рязань, 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

                    

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ.. 9

1.1. Понятие, структура и история исследования компьютерной зависимости. 9

1.2. Организация и методики исследования компьютерной зависимости подростков 21

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ.. 33

2.1. Эмпирическая характеристика компьютерной зависимости подростков. 33

2.2. Факторы, влияющие на возникновение компьютерной зависимости подростков 37

2.3. Анализ психосоциальной технологии по преодолению компьютерной зависимости подростков и пути их совершенствования. 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 65

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 71

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема компьютерной зависимости подростков в России приобретает особую значимость в развитие компьютерных технологий. В настоящее время увеличивается количество подростков, умеющих работать с компьютерными программами.

Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Поэтому с положительным значением компьютеризации следует отметить и негативные стороны этого процесса, влияющего на социально - психологическое здоровье детей и подростков.

Негативной стороной этого процесса является компьютерная зависимость, которая ведёт к следующим последствиям, во-первых, постоянным увеличением числа подростков – пользующихся компьютером (примерно 70% в настоящее время в России); во-вторых, тем, что чрезмерное нахождение в киберпространстве разрушающе действует на подростка, оказывает негативное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена компьютерной зависимости, который до настоящего времени в России практически не изучался. На сегодняшний день мало работ, посвящено именно проблеме компьютерной зависимости в подростковой среде.

Психосоциальная характеристика семейных кризисов: технологии преодоления

 

Уровень высшего образования: бакалавриат

 

Направление подготовки: 39.03.02 Социальная работа

 

Направленность (профиль): Психосоциальная работа с населением

 

 

Выполнил обучающийся: гр.4708 ________

 

Научный руководитель:   ______________ доктор психологических наук,
профессор Сухов Анатолий Николаевич

                                                         

 

Рязань, 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ.. 9

1.1. Понятие, структура и история исследования семейных кризисов. 9

1.2. Организация и методики исследования семейных кризисов. 24

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ.. 32

2.1. Эмпирическая характеристика семейных кризисов. 32

2.2. Факторы, влияющие на возникновение семейных кризисов. 41

2.3 Анализ психосоциальных технологии по преодолению семейных кризисов и пути их совершенствования в молодых семьях. 49

Заключение. 68

Список использованной литературы.. 73

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 78

 


 

Введение

     Актуальность исследования. Проблемы семьи всегда были в центре внимания специалистов различных направлений. Для психологии традиционны исследования, посвященные изучению как супружеских, так и семейных отношений. На современном этапе изучение семейной динамики приобретает особую актуальность.

     Сегодня в институте семьи наблюдается ряд негативных явлений – неуклонно увеличивается число разводов и неполных семей, возрастает численность молодых людей, осознанно отказывающихся от заключения брака, снижается престижность семейной жизни, утрачиваются ценности семейных отношений.

     Половина всех браков оказывается нежизнеспособной, особенно это касается молодых семей. Все это требует более глубокого понимания процессов, происходящих в современной семье, с целью использования этих знаний как для оптимизации межличностных отношений в семьях при оказании консультативной помощи, так и при подготовке молодежи к браку.  Эффективное преодоление негативных тенденций, имеющих место в современной социальной реальности, невозможно без четкой картины изменений, происходящих во взаимоотношениях супругов в ходе их совместной жизни, без понимания процессов, которые происходят в семье, как на индивидуальном, так и на межличностном уровне.

     Именно изложенным выше обусловлена актуальность темы исследования.

     Состояние и степень разработанности темы. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме брака.  Проблемой удовлетворенности браком занимались, отечественные исследователи: Ю.Е.Алешина, С.И.Голод, А.И.Захаров, Н.М.Римашевская, Н.Ф.Федотова, В.В.Бойко, Т.А.Гурко, А.В.Шалов, В.М.Кишинец, А.Н. Сухов, В.А.Сысенко, Т.В.Андреева, Н.Н.Обозова, Э.К.Васильева, М.Е.Добрускин, Т.Л.Романова, В.В.Столин, Г.П.Бутенко, а также зарубежные: Г.Навайтис, Ю.Б.Гиппенрейтер, В.К.Мягер, Э.Дюваль, Р.Хил, Дж.Спаниер, А.Ю.Тавит, Р.Левис, Э.Филсингер и другие. Признавая значение работ вышеизложенных авторов, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию брака, проблема удовлетворенности браком требует дальнейшего изучения.

При всей значимости имеющихся работ проблема семейных кризисов в молодых семьях изучена недостаточно, что обусловливает существующие противоречия между:

– возрастающим вниманием к преодолению семейных кризисов и недостаточной разработанностью направлений, содержания, целей, задач, форм их преодоления;

– теоретической и практической разработанностью проблем преодоления семейных кризисов и не разработанностью соответствующей психосоциальной модели помощи им.

Данные противоречия определили проблему исследования, заключающуюся в том, что достижения социальной психологии недостаточно внедрены в проведение мер, способствующих преодолению семейных кризисов. В связи с этим их изучение приобретает актуальность. Выявление психосоциальных особенностей преодоления семейных кризисов составляет проблему исследования.

Объект исследования – семейные кризисы.

Предмет исследования – психосоциальная характеристика семейных кризисов в молодых семьях.

Цель исследования – исследование сущности семейных кризисов и разработка психосоциальных технологий по их преодолению.

В качестве гипотез исследования в данной работе выдвигаются следующие суждения:

1. Для большинства супругов в современных молодых семьях на этапе первого кризиса характерно проявление среднего уровня личностного кризиса и высокого уровня фрустрации.

2. На проявления личностного кризиса и фрустрации в современных молодых семьях на этапе первого кризиса оказывают влияние уровень конфликтности, уровень удовлетворённости браком и качество жизни.

3. Одним из способов оптимизации первого семейного кризиса в молодой семье является разработанный нами социальный проект «Сохраним семью».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать характеристику понятия «семейные кризисы»; изучить историю и современное состояние проблемы семейных кризисов; описать их структуру и процесс.

2. Изучить и выбрать методы и методики исследования семейных кризисов;

3. Провести эмпирический анализ семейных кризисов в молодых семьях;

4. Определить факторы, которые влияют на семейные кризисы в молодых семьях;

5. Проанализировать психосоциальную деятельность по преодолению проблем в молодых семьях и разработать пути ее совершенствования.

Теоретико-методологические основы исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, таких как Алешина Ю.Е., Антонюк Е.В., Зуськов О.В., Лидере А.Г., Сысенко В.А., Э. Линдерманна, Дж. Каплана, Дж. Якобсона, Н.И. Олифировича, Т.А.Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента, В.М.Целуйко, В.В.Юстицкиса, Н.В. Самоукиной, И.М.Никольской, И.В.Добрякова, Г.Г. Филиппова, Р.Тайсон, Ф. Тайсон, Х.Ремшмидт, М. Боуэна, А.В.Черников и др.

Отзыв научного руководителя

Юдакова Андрея Сергеевича

Заявление.

 

Я, ФИО, обучающийся группы №, прошу провести проверку моей выпускной квалификационной работы на тему: «….», представленного для публичной защиты, в системе проверки на заимствования.

 

Настоящим подтверждаю, что в моей научной работе не содержится элементов плагиата, то есть использования в ней чужого текста, опубликованного ранее на бумажном или электронном носителе, без ссылки на автора и источник.

 

Все прямые заимствования из печатных и электронных источников, а также из защищенных ранее письменных работ, кандидатских и докторских диссертаций имеют соответствующие ссылки.

 

Я ознакомлен(а) с действующим в РГУ имени С.А. Есенина «Положение о порядке проведения проверки письменных работ обучающихся, научных и педагогических работников на наличие заимствований в РГУ имени С.А. Есенина».

 

 

ФИО                                                                              

 

 

Заявление разрешение

ЗАЯВЛЕНИЕ-РАЗРЕШЕНИЕ

на размещение выпускной квалификационной работы

в электронной информационно-образовательной среде
РГУ имени С.А. Есенина

 

 

Я, ФИО

Паспорт (серия,номер), выдан,

зарегистрирована по адресу:

являющаяся обучающейся Института психологии, педагогики и социальной работы, направление подготовки “Социальная работа”, группа 4708, разрешаю безвозмездно воспроизводить и размещать (доводить до всеобщего сведения) в полном объеме и по частям текст выпускной квалификационной работы бакалаврская работы на тему: Психосоциальная характеристика семейных кризисов: технологии преодоления, (далее – ВКР) в электронной инфрмационно-образовательной среде РГУ имени С.А, Есенина (далее – ЭИОС), таким образом, чтобы любой пользователь ЭИОС мог получить доступ к ВКР из любого места и в любое время по собственному выбору, в течение всего срока действия исключительного права на ВКР.

Я подтверждаю, что ВКР написана лично мною, в работе отсутствуют неправомерные заимствования, и она не нарушает авторских прав иных лиц.

Все прямые заимствования из печатных и электронных источников имеют соответствующие ссылки и оформлены как цитаты.

Я сохраняю за собой исключительное право на ВКР.

 

 

«06» мая 2021 года                                        ФИО

 

На основе ходатайства научного руководителя ВКР Сухова Анатолия Николаевича решением кафедры социальной психологии
и социальной работы (протокол от_____________№__) изъяты сведения на страницах __________________________________________________________________

(номера страниц)

 

Заведующий кафедрой                ________________________

                                               (подпись)

 

Дата

 

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«САСОВСКИИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Ул. Малышева, д. 96, г. Сасово, Рязанская обл., 391430, Телефон: (49133) 5-13-00 Факс: (49133) 5-13-00; e-mail: Sasovo _ gouso (g), mail. ru

 №                                                                                                                                                   _

[Федеральное государственное бюджетное

 0T                                                   образовательное учреждение высшего

профессионального образования
 —,       «Рязанский государственный университет

 I      имени С.А. Есенина»

Институт психологии, педагогики и социальной работы Кафедра социальной психологии и социальной работы

/■                                              ■ ■'

СПРАВКА

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1.1. Понятие, компоненты, этапы, структура и история исследования стрессоустойчивости специалистов по социальной работе............................

1.2. Организация и методики исследования стрессоустойчивости специалистов по социальной работе............................................................................................

Глава 2.ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

2.1. Эмпирическая характеристика стрессоустойчивости специалистов по социальной работе.............................................................................................................

2.2. Факторы, влияющие на развитие стрессоустойчивости специалистов по социальной работе................................................................................................................

2.3. Анализ эффективности психосоциальных технологий развития стрессоустойчивости специалистов по социальной работе и пути её совершенствования...............

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...…..

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время в любой профессии присутствуют эмоциональные перегрузки, что влияет на эффективность работы специалистов в целом. Психоэмоциональную истощённость испытывают работники, находящиеся в процессе общения с другими людьми. Прежде всего, такую перегрузку ощущают специалисты социальной сферы. Именно эти люди, в силу специфики выполняемой деятельности, больше всего подвержены риску заболевания различными психосоматическими расстройствами и переживанию стрессовых реакций. В современном мире уделяется огромное внимание изучению стресса. Актуальность темы исследования связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Состояние и степень разработанности проблемы. Изучением влияния стресса на личность занимались многие зарубежные и отечественные учёные. Впервые понятие «стресс» было описано канадским ученым Г. Селье. Зарубежные учёные, такие как Р. Лазарус, С. Фолькман, Ч.Д. Спилберг, К.Е. Изард и другие изучали различные аспекты психологической тревожности, в том числе и стрессоустойчивости специалистов различных профессий. Отечественные ученые Л.М. Аболин, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, Ф.Е. Василюк, В.А. Ганзен, Б.А. Додонов, Е. П. Ильин, Л. А. Китаев-Смык, В.Н. Мясищев, Н.И. Наенко, Т.А. Немчин, А.О. Прохоров и многие другие в своих исследованиях выявили специфику данного феномена, а также изучили способность психики человека противостоять негативным факторам. Вопросы тревожности и проблема стресса интересовали таких учёных, как Б.Г. Ананьева, В. А. Пинчук, Н. А. Аминова, Н. Д. Левитова, Сухова А.Н., Ю. Л. Ханина и других. Данной проблемой занимались и такие авторы, как А.В. Булгагов, Е.С. Кузьмина, Н.В. Голубева, Н.Н.Обозов, А.А. Русалинова, Э.С. Чугунова, Г.М. Андреева, Л.Ф. Железняк, Ю.Н. Гурьянов, П.И. Сергеюк, Н.Ф. Феденко и др. Учёные рассматривали специфичные аспекты структуры, особенности и факторы.

Проблема исследования заключается в том, что достижения социальной психологии недостаточно внедрены в проведение мер, способствующих развитию стрессоустойчивости. В связи с этим актуальность приобретает их изучение. Выявление социально-психологических особенностей развития стрессоустойчивости составляет проблему исследования.

Объект исследования: стрессоустойчивость специалистов по социальной работе.

Предмет исследования: психосоциальная характеристика стрессоустойчивости специалистов по социальной работе.

Цель исследования: провести теоретико-методологический и эмпирический анализ стрессоустойчивости специалистов по социальной работе.

Гипотезы исследования:

1.Для большинства специалистов по социальной работе характерен низкий уровень стрессоустойчивости.

2. Факторами, влияющими на развитие стрессоустойчивости специалистов по социальной работе, являются копинг-стратегии, качество жизни, а также социально-психологические характеристики.

3. Одним из способов развития стрессоустойчивости специалистов по социальной работе является разработанный нами социальный проект «Жизнь без стресса», а также социально-психологический тренинг в рамках социального проекта.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятия стресс, стрессоустойчивость; описать стадии стресса, признаки, последствия, механизм формирования; изучить историю исследования стресса.

2. Изучить и выбрать методы и методики исследования стрессоустойчивости специалистов по социальной работе.

3. Дать эмпирическую характеристику стрессоустойчивости специалистов по социальной работе.

4. Выявить факторы, влияющие на развитие стрессоустойчивости специалистов по социальной работе.

5. Проанализировать эффективность психосоциальных технологий развития стрессоустойчивости и разработать пути их совершенствования.

Теоретико-методологической основой исследования являются концепции зарубежных и российских учёных о формировании стрессоустойчивости сотрудников различных социальных организаций (Р. Лазаруса, Г. Селье, Н.И. Наенко, Е.А. Климова, А.В. Карпов, Н.С. Пряжникова, М.Буриш и др.); теоретические и практические исследования стрессоустойчивости (В.В. Бойко, К. Маслач, Х. Фрейденбергер, Т.В. Форманюк, А.Б. Леонова, Г.М. Андреева, Л.Ф. Железняк, Ю.Н. Гурьянов, П.И. Сергеюк и др.); выводы Л.А. Китаева-Смыка, Г.Н. Кассиля, касающиеся исследования стресса.

Организация и методики исследования. Исследование проводилось в три этапа.

1. Информационно-аналитический этап, в ходе которого был проведён теоретико-методологический анализ научной литературы, касающийся проблемы стрессоустойчивости, проанализированы существующие отечественные и зарубежные подходы к её изучению.

В ходе исследования применялись следующие методы и методики:

1). Теоретико-методологический анализ научных источников.

2). Диагностические методики: методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, опросник «Копинг-стратегии» (Р. Лазарус), методика «Оценка качества жизни» (З.Ф. Дудченко в визуализированной модификации Н.П. Фетискина и Т.И. Мироновой), методика «16 факторный личностный опросник» (Р. Б. Кеттелл).

3). Методы математической обработки результатов исследования: коэффициент корреляции Пирсона.

4). Развивающие: социально-психологический тренинг, социальный проект «Жизнь без стресса».

2. Сбор эмпирического материала, в ходе которого были опрошены специалисты по социальной работе «Комплексного центра социального обслуживания населения» г. Рязань.

3.Обобщающе-внедренческий этап был посвящён обобщению и систематизации полученных эмпирических результатов исследования, их интерпретации. Были разработаны практические рекомендации по развитию стрессоустойчивости специалистов по социальной работе.

Эмпирическая база исследования. ГБУ РО «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Рязань.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении различных теоретических материалов по характеристике стрессоустойчивости специалистов по социальной работе и обосновании методов и методик исследования.

Практическая значимость исследования. На основе полученных результатов можно осуществить эффективную работу по развитию стрессоустойчивости специалистов по социальной работе.

Достоверность и надёжность исследования. Достоверность и надёжность основных положений, выводов обеспечивается избранной логикой исследования в соответствии с целью, задачами и гипотезой, предварительной апробацией применяемых методик и использованием математико-статистических методов обработки эмпирических данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Стрессоустойчивость – комплексное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных и/или кумулятивных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленное уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности.

2. Для большинства специалистов по социальной работе характерен низкий уровень стрессоустойчивости.

3. Факторами, влияющими на развитие стрессоустойчивости специалистов по социальной работе, являются копинг-стратегии, качество жизни, а также социально-психологические характеристики.

4. Предложенный социальный проект «Жизнь без стресса» способствует развитию стрессоустойчивости специалистов по социальной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования (если есть)

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, представленного источниками, и приложений. Текст занимает … страниц, содержит … таблиц и … рисунков.

 

Актуальность исследования.

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в наш век компьютерных технологий и доступности

персональных компьютеров, планшетов и других устройств, всё чаще говорят о возникновении так называемой игромании - зависимости людей от компьютерных игр.

Современные темпы компьютеризации идут далеко впереди всех остальных сфер человеческой активности. Взаимодействие с компьютерами происходит постоянно, как дома, так и на работе. Одновременно с совершенствованием компьютеров совершенствуются и игры, становясь всё более реалистичными в плане графики и звука, что привлекает огромное количество людей. В cвязи с этим в России, как и по всему миру, появился отдельный класс людей разного возраста, так называемых геймеров (от англ. game-игра). Для этих людей основной деятельностью является игра на компьютере, что существенно снижает круг их социальных контактов, негативно отражается на профессиональной деятельности, личной жизни, системе жизненных ценностей, так как они стремятся преимущественно к удовлетворению потребности игры на компьютере.

Состояние и степень разработанности проблемы. Впервые проблема была описана в 1983 году Барлоу Соупером и Марком Миллером, учеными Технического университета штата Луизиана. Более подробное изучение началось в 1995 году нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом(Ivan Kenneth Goldberg). Также большое значение имеют работы Кимберли Янг (Kimberley S. Young), профессора психологии Питсбургского университета в Брэтфорде считающейся ведущим специалистом в изучении интернет-зависимости в США. Отечественные специалисты, занимающиеся проблемой Интернет-зависимости - А.Е. Войскунский, М. В. Шмелёв, М. С. Менделевич, М. Иванов.. Диагностика и изучение компьютерной зависимости проводились учеными Юрьевой Л. Н. и Больбот Т. Ю. В социологической литературе проблемы игрового поведения и игровой деятельности изучались в контексте проблем социализации и усвоения социальных ролей (Ш. Текл, М.Шоттон).

  Проблемы исследования обусловлены относительной новизной данной темы и недостаточной изученностью проблемы зависимости лиц в возрасте 20-40 лет от компьютерных видеоигр.

Объект исследования: зависимость от компьютерных видеоигр.

Предмет исследования: связь между социально-психологическими проблемами и зависимостью лиц в возрасте 20-40 от компьютерных видеоигр.

Цель исследования: исследовать причины и последствия зависимости от компьютерных видеоигр и попытаться определить способы её преодоления.

Гипотезы исследования:

1. Для игроков в компьютерные видеоигры характерен высокий уровень Интернет-зависимости, снижающийся с возрастом.

2. Зависимость от компьютерных видеоигр лиц в возрасте 20-40 лет проявляется в результате нескольких факторов.

3. Преодоление зависимости от компьютерных видеоигр возможно с помощью совокупности социально-психологических диагностических, профилактических, коррекционных и реабилитационных и методов, которые могут быть реализованы в виде целостного социального проекта.

Задачи:

1. Дать характеристику понятиям «зависимость», «Интернет-зависимость» и «зависимость от компьютерных видеоигр», рассмотреть причины возникновения проблемы и её современное состояние;

2. Изучить и выбрать методы и методики диагностики данной проблемы;

3. Провести эмпирический анализ динамики степени зависимости от компьютерных видеоигр с увеличением возраста людей.

4. Выявить факторы, влияющие на возникновение зависимости лиц в возрасте 20-40 лет от компьютерных видеоигр;

5. Изучить и выбрать методы и методики преодоления проблемы зависимости от компьютерных видеоигр у лиц в возрасте 20-40 лет.

Теоретико-методологические основы исследования: в процессе исследования мы исходили из идей, К.Янг (Kimberley S. Young), Айвена Голдберга(Ivan Kenneth Goldberg) и А. Е. Войскунского, рассматривающих Интернет-зависимость в целом и компьютерную зависимость(от компьютерных видеоигр). Работы М. Шоттона, Ш. Текл, О. Б. Симатовой, В.А. Буровой и Т. Больбот также важны для понимания рассматриваемой проблемы.

Организация и методики исследования.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе были выдвинуты предварительные гипотезы, определена цель и задачи исследования, проведен анализ научной литературы и различных исследований и публикаций по теме данной работы. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез использовались следующие методы сбора информации: тест-опросник на выявление Интернет-зависимости К. Янг, методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методика диагностики степени готовности к риску – опросник Шуберта, самоактуализационный тест Шострома – опросник личностных ориентиров, анкета по изучению удовлетворенности качеством жизни Р. С. Элиотав адаптации Н.Е. Водопьяновой, а также метод, используемый для анализа статистической связи между явлений – коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

 (САТ), На втором этапе было проведено эмпирическое исследование по выявлению зависимости от компьютерных видеоигр лиц в возрасте 20-40 лет с применением вышеперечисленных методик. В рамках второго этапа также проводился анализ количественных и качественных результатов, полученных в ходе анкетирования лиц 20-40 лет.

На третьем этапе (обобщающе-внедренческом) проводился количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе изучения темы работы, оформления результатов эмпирической работы с обоснованием полученных опытным путем данных, а также формулировок теоретических выводов и практических рекомендаций в виде социального проекта.

Эмпирическая база исследования: лица 20-40 лет, играющие в онлайн-игру World Of Tanks, 25 человек в возрасте от 20 до 40 лет.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследований обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, адекватными целями и задачами работы, валидностью методик.

Теоретическая значимость работ обусловлена пониманием истоков и факторов проблемы зависимости лиц 20-40 лет от компьютерных видеоигр.

Практическая значимость работы обусловлена изложением результатов проведенного исследования и выявлением методик преодоления зависимости от компьютерных видеоигр.

Апробация и внедрение результатов. Результаты и основные положения исследования отражены в двух публикациях.

Первая статья «Об истории исследования проблемы зависимости от компьютерных видеоигр» и вторая статья «Эмпирический анализ зависимости лиц 20-40 лет от компьютерных видеоигр: возрастной аспект» опубликованы в Международном научном журнале «Вестник магистратуры» ISSN 2223-4047, в номерах 12-3(108), 2019 г. и 9-3(108,) 2020 г.

Выводы и результаты исследования были проверены и корректировались в ходе экспериментальной работы, внедрены вместе с социальным проектом в практику работы ГБУ РО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Семья».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Зависимость от компьютерных видеоигр - серьёзная проблема современного общества, приносящая проблемы как личностного, так и социального характера.

2. У большого числа пользователи компьютерных онлайн видеоигр наблюдается высокий уровень Интернет-зависимости, снижающийся с возрастом.

3. Возникновение Интернет-зависимости связано в том числе с такими факторами, как высокий уровень мотивация достижения успеха, склонность к риску, низкий уровень самоактуализации и неудовлетворенность качеством жизни.

4. Предложенный социальный проект способствует преодоления зависимости лиц 20-40 лет от компьютерных видеоигр.

Структура работы: обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы в количестве 46 источников и приложений. Приложения содержат анкеты, опросники и социальные проект. Общий объём работы составил 96 страниц, диаграмм – 8, графиков – 4.

 

К магистерским диссертациям прилагается рецензия и они прилагают скрины написанных статей

 

  РЕЦЕНЗИЯ

Психосоциальная характеристика компьютерной зависимости подростков: технологии преодоления

 

Уровень высшего образования: бакалавриат

 

Направление подготовки: 39.03.02 Социальная работа

 

Направленность (профиль): Психосоциальная работа с населением

 

 

Выполнил обучающийся: гр.4708 _______

 

Научный руководитель:   ______________ доктор психологических наук,
профессор Сухов Анатолий Николаевич

                                                         

 

Рязань, 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

                    

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ.. 9

1.1. Понятие, структура и история исследования компьютерной зависимости. 9

1.2. Организация и методики исследования компьютерной зависимости подростков 21

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ.. 33

2.1. Эмпирическая характеристика компьютерной зависимости подростков. 33

2.2. Факторы, влияющие на возникновение компьютерной зависимости подростков 37

2.3. Анализ психосоциальной технологии по преодолению компьютерной зависимости подростков и пути их совершенствования. 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 65

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 71

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема компьютерной зависимости подростков в России приобретает особую значимость в развитие компьютерных технологий. В настоящее время увеличивается количество подростков, умеющих работать с компьютерными программами.

Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Поэтому с положительным значением компьютеризации следует отметить и негативные стороны этого процесса, влияющего на социально - психологическое здоровье детей и подростков.

Негативной стороной этого процесса является компьютерная зависимость, которая ведёт к следующим последствиям, во-первых, постоянным увеличением числа подростков – пользующихся компьютером (примерно 70% в настоящее время в России); во-вторых, тем, что чрезмерное нахождение в киберпространстве разрушающе действует на подростка, оказывает негативное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена компьютерной зависимости, который до настоящего времени в России практически не изучался. На сегодняшний день мало работ, посвящено именно проблеме компьютерной зависимости в подростковой среде.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.147 с.