Преподаватель: Демченко Татьяна Олеговна — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Преподаватель: Демченко Татьяна Олеговна

2022-07-03 21
Преподаватель: Демченко Татьяна Олеговна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Обособление уточняющих и пояснительных членов предложения.

Цель: дать понятие об обособлении дополнений; совершенствовать знания учащихся об обособленных членах предложения; развивать пунктуационные навыки, творческие способности учащихся; воспитывать культуру языка, письма.

Ход урока.

Орг.момент. Сообщение целей урока.

Лекционный материал.

Обособление уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения

Наряду с обособлением в собственном смысле слова, т.е. выделением второстепенных членов предложения, существует интонационно-смысловое выделение в предложении слов, которые могут быть не только второстепенными, но и главными членами. Это так называемое уточнение и пояснение.

Под уточнением подразумевается сужение объема понятия, его ограничение. Так, в предложении Впереди, у самой дороги, горел костер (Ч.) обстоятельство места впереди ограничивается, уточняется более узким по значению одноименным членом предложения у самой дороги.

Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени, например: а) Прямо против кордона, на том берегу, все было пусто (Л. Т.);

 Уточняющим может быть также обстоятельство образа действия, например: На покривившемся стогу уныло, по-сиротски, примостилась ворона и молчала (Фад.);

 Уточняющие члены предложения могут располагаться «цепочкой» (последующее слово уточняет предыдущее), например: Вокруг по левому берегу, в полуверсте от воды, на расстоянии семи-восьми верст одна от другой, расположены станицы (Л. Т.).

В роли уточняющих членов часто выступают определения, например: Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста, в длинной, до пят, шинели (Кат.).

Близко к уточняющим стоят пояснительные члены предложения. Пояснение - это обозначение в данном контексте одного и того же понятия другим словом или другими словами. Так, в предложении Там был другой цвет, какой-то сиренево-серый... (Фед.) об уточнении можно говорить не в терминологическом значении слова, так как сочетание какой-то сиренево-серый не ограничивает объем понятия, выраженного предшествующим определением другой, а разъясняет его, конкретизирует.

Пояснительными могут быть как второстепенные, так и главные члены предложения, например: Мне угодно только одно - предостеречь вас, Михаил Саввич (Ч.) - поясняется подлежащее; Бабы зашумели все сразу, в один голос, не давая Давыдову и слова молвить (Шол.) - поясняется обстоятельство образа действия.

Перед пояснительным членом можно вставить слова а именно, именно, то есть.

Часто эти слова в роли союзов стоят перед пояснительным членом предложения, например: Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских, и не принимала никого (Л. Т.);

 Термин «обособление» в широком смысле позволяет включить в него, наряду с собственно обособлением, уточнением, пояснением, также присоединение членов предложения, под которым имеются в виду дополнительные замечания и разъяснения, включаемые в состав предложения. Присоединительные члены предложения близки к уточняющим и пояснительным, но отличаются от них: Ср.: Небо здесь безоблачное всегда, даже зимой (уточнение). - Небо здесь безоблачное, даже зимой (присоединение).

Присоединительные члены связываются с остальной частью предложения при помощи различных слов и сочетаний: даже, например, в частности, особенно, в особенности, главным образом, в том числе, и (в значении «и притом»), да и вообще и др. Например: Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику (П.);

Тренировочные упражнения

Лингвистический тренинг

Определите, в каких предложениях дополнения необходимо обособить? (знаки препинания не расставлены) Укажите причину обособления: 1) обозначают предметы, включенные в однородный ряд; 2) обозначают предметы, исключенные из него;

3) обозначают предметы, замещающие другие.

1. Впереди ничего не было видно кроме тусклых огоньков.

2. В саду помимо сторожа никто не бывал.

3.Вместо фруктов он купил овощи.

4.Воды нигде нет за исключением редких ключей.

5.Сверх всякого ожидания лето оказалось дождливым.

6. Лисица водится почти во всех частях света исключая Австралию.

7. В его коллекции наряду с марками животных встретилось несколько интересных экземпляров.

8. Вместо песчаных дюнов на горизонте показался зеленый оазис.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.