Названия нот. Расположение нот на клавишах фортепиано. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Названия нот. Расположение нот на клавишах фортепиано.

2022-05-13 34
Названия нот. Расположение нот на клавишах фортепиано. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Памятка по сольфеджио

 

 

Названия нот. Расположение нот на клавишах фортепиано.

Полутон. Тон. Знаки альтерации.

Нота  - знак, обозначающий музыкальный звук.

Полутон  - наименьшее расстояние между звуками или клавишами фортепиано (не забывать про чёрные клавиши!)

Тон  - расстояние, равное двум полутонам.

Альтерация – изменение звука на полтона или тон при сохранении его названия.

Основные знаки альтерации:

Диез - знак повышения звука на полтона (ближайшая клавиша справа)

Бемоль  - знак понижения звука на полтона (ближайшая клавиша слева)

Бекар  - отказ от любого знака, изменившего звук.

Штили у нот в скрипичном ключе - ниже «си» пишутся вверх, от «си» и выше пишутся вниз.

В двухголосии, записанном на одном нотоносце, штили верхнего голоса пишутся вверх, штили нижнего голоса пишутся вниз.

Нотная запись

Нота  - знак, обозначающий музыкальный звук. Ноты пишут в виде овалов – белых или чёрных, в зависимости от длительности звука. К овалу добравляются  штили (вертикальные палочки) и хвосты.

 

Нотный стан (нотоносец) – это пять линеек, на которых пишутся ноты.

 

Добавочные линейки  - короткие линии для нот, не умещающихся на нотном стане. Например, нота «до» 1 октавы пишется на добавочной линейке.

 

Штили и хвосты пишутся справа вверх у нот, расположенных ниже 3-й линейки, и слева вниз у нот, расположенных выше линейки:

 

В вокальном двухголосном произведении, записанном на одном нотоносце, у верхнего голоса штили пишут вверх, а у нижнего – вниз.

 

Ключи

Ключ – это знак, указывающий расположение на нотоносце какой-либо определенной ноты.

 

Ритм. Метр. Размер. Такт. Затакт.

Длительности звуков:

Ритмослоги:

Обрати внимание!

На занятиях для половинной ноты мы применяем ритмослог «То»

Ритм  - последовательность одинаковых или различных длительностей.

Метр  - пульс музыки, равномерное чередование сильных и слабых долей. На рисунке сильная доля выделена акцентом (галочкой под нотой).

Размер  - цифровая запись метра в виде дроби. Числитель – количество долей от одной сильной доли до другой, знаменатель обозначает длительность доли. Первая доля всегда сильная, остальные – слабые.

Такт – отрезок музыки от одной сильной доли до другой. Такты разделяются тактовой чертой.

 

Затакт  - неполный такт, начало со слабой доли. Если музыка начинается с затакта, то обычно последний такт – тоже неполный. Затакт + последний такт = полный такт.

 

 

Увеличение длительности ноты. Четверть с точкой.

Лига – дугообразная линия, связывающая две одинаковые по высоте ноты.

Лига так же может означать легато (плавное соединение нот), если она связывает ноты, разные по высоте.

Точка – удлиняет ноту на половину её длительности.

Нота с точкой + последующая нота, наполовину её меньше по длительности, образуют особый ритм, называющийся пунктирным.

 

 

 

      

 

Пауза.

Пауза – знак молчания в музыке. Паузы, как и ноты, бывают разной длительности.

 

Схемы дирижирования.


Главные ступени лада.

Главные ступени лада: тоника (T) – I ступень, субдоминанта (S) – IV ступень, доминанта (D) ­– V ступень. Название «главные» они получили потому, что построенные на них трезвучия приобрели главное значение в классической гармонии, активно участвуют в аккомпанементе и дают окраску ладу.

                                                   Мажор.

Мажор – это лад, в котором на I ступени (тонике) образуется мажорное трезвучие. В основании трезвучия лежит большая терция, придающая ладу светлое, радостное звучание. (см. далее интервалы и трезвучия)

Тетрахорд – звукоряд из 4 ступеней.

 

                                                        


Минор

Минор – это лад, в котором на I ступени (тонике) образуется минорное трезвучие. В основании трезвучия лежит малая терция, придающая ладу грустное, печальное звучание. (см. далее интервалы и трезвучия) Минор, в котором нет случайных знаков (хроматического изменения ступеней), называется натуральным.

В гармоническом миноре повышается VII ступень. Яркий признак лада – увеличенная секунда на VI ступени.

В мелодическом миноре при движении вверх повышаются VI и VII ступени, а при движении вниз гамма звучит как натуральная.

В последнее время принято считать, что при движении вниз в мелодическом миноре также повышаются VI и VII ступени.

 

Знаки при ключе.

Знаки при ключе всегда появляются (а значит, и пишутся) в определённом порядке: диезы – по квинтам вверх, бемоли - по квартам вверх (или по квинтам вниз)

Параллельные тональности

Параллельные тональности – это мажор и минор с одинаковыми ключевыми знаками, но с разными тониками.

Параллельный минор строится от VI ступени мажора (его тоника отстаёт от тоники параллельного мажора на малую терцию)

 

Переменный лад

Переменный лад – это лад, в котором две тоники. Чаще всего это тоники параллельных тональностей.

Одноимённые тональности.

Одноимённые тональности – те тональности, которые имеют одинаковую тонику, но разные лады (мажор и минор с одной тоникой, I ступенью). В мажорном ладу на I ступени строится мажорное трезвучие, в миноре – минорное. Разница в ключевых знаках равна 3.

Родственные тональности

Тональности первой степени родства – это те тональности, которые имеют наибольшее число общих звуков. Тонические трезвучия родственных тональностей находятся на ступенях данной.

Необходимо также учитывать мажорную доминанту (для минора), минорную субдоминанту (для мажора).

 

Проще всего определить родственные тональности так:

1) параллельная тональность

2) субдоминанта + её паралелль

3) доминанта + её паралелль

4) мажорная доминанта (для минора) и минорная субдоминанта (для мажора)

 

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма – это гамма, идущая по полутонам. Это не самостоятельный лад, а усложнение мажорного или минорного лада изменёнными ступенями.

В мажоре при движении вверх не изменяются III и VI ступени, при движении вниз не изменяются I и V:

В миноре при движении вверх и вниз не изменяются I и V ступени:

Лады народной музыки.

Диатонические лады.

Диатоника – натуральные (без хроматизмов) семиступенные лады.

 

Более точно будет называть эти лады средневековыми, или церковными, так как применялись они в церковной средневековой музыке.

Кроме натурального мажора (ионийский) и минора (эолийский) есть и другие диатонические лады: лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский.

Они состоят из звуков мажорной гаммы, взятой от разных ступеней:

 

Лидийский отличается от натурального мажора высокой IV ступенью.

Миксолидийский отличается от натурального мажора низкой VII ступенью.

Дорийский лад отличается от натурального минора высокой VI ступенью.

Фригийский лад отличается от натурального минора низкой II ступенью.

 

Пентатоника

Пентатоника – лад из пяти ступеней.

 

Транспозиция

Транспозиция – это перенесение музыкального произведения или его части в другую тональность без каких-либо изменений.

 


Интервалы

Интервал – это расстояние между двумя звуками (созвучие из двух звуков). Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина.

Каждый интервал имеет две характеристики, две величины: ступеневую и тоновую.

Ступеневая величина даёт название интервалу, определяет количество входящих в него ступеней звукоряда, отвечает на вопрос: «Что это?» - прима (1), секунда (2), терция (3), кварта (4), квинта (5), секста (6), септима (7), октава (8).

Тоновая величина  - это количество тонов и полутонов в интервале, отвечает на вопрос – «Какой?», - «Чистый, малый, большой, увеличенный и т.д.»

Мелодический интервал – это интервал, звуки которого берутся последовательно, как мелодия. По направлению движения он бывает восходящий или нисходящий.

Гармонический интервал – это интервал, звуки которого берутся одновременно. Записывается вертикально, читается снизу вверх.

Названия интервалы получили от латинских числительных, указывающих на число ступеней в интервале. Интервалы принято обозначать арабскими цифрами.

Обращение интервалов

Обращение – это перенос нижнего звука на октаву вверх, или верхнего – на октаву вниз.

Если сложить ступеневые величины интервалов, обращающихся друг в друга – то получится цифра 9

Варианты разрешения интервалов в ладу

  1. В интервале один звук устойчивый, другой неустойчивых. В этом случае устойчивый остаётся на месте, а неустойчивый разрешается.

  1. Оба звука неустойчивые. В этом случае оба звука должны разрешаться. Параллельные квинты и октавы не допускаются!

Увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются.

  1. Разрешение секунд и септим – особое.

В секунде диссонирует нижний звук (даже если он устойчивый). При разрешении секунды следует нижний звук опустить на ступень и образовавшуюся терцию разрешить по правилу ладового тяготения.

В септиме диссонирует верхний звук (даже если он устойчивый). При разрешении следует верхний звук опустить на ступень и образовавшуюся сексту разрешить по правилу ладового тяготения.

 

 

Тритоны

Тритоны – это интервалы, которые содержат три тона: увеличенная кварта (ув.4) и уменьшённая квинта (ум.5). Это взаимообращаемые интервалы. Ув.4 разрешается расширением в сексту, ум.5 – сужением в терцию.

 

Одна пара тритонов (ув.4 и ум.5) образуется в натуральных мажоре и миноре, другая – добавляется в гармонических.

Тритоны от звука.

Каждый тритон можно разрешить в 4 тональности – 2 мажорные и 2 минорные:

 

Характерные интервалы

Характерные интервалы – это интервалы гармонических видов гамм.

 

Аккорды

Аккорд – созвучие из 3 и более звуков.

Трезвучие – аккорд из 3 звуков, расположенных по терциям, обозначается 53, так как от нижнего звука до среднего – терция, а от нижнего до верхнего – квинта. Интервальный состав – 3 (терция) + 3 (терция).

Септаккорд – аккорд из 4 звуков, расположенных по терциям, обозначается «7», так как между крайними звуками септима (7). Интервальный состав: 3+3+3

Нижний звук аккорда называется основной тон или прима, остальные – по названию интервала от основного тона до данного звука.

 

Трезвучия. Типы трезвучий

Существует 4 типа трезвучий, они отличаются строением (интервальным составом) и звучанием.

 

1. Трезвучие может быть мажорным, тогда нижняя терция будет большой, а верхняя – малой (б3 +м3). Его обозначение Б53

Обращения трезвучий

Обращение – перенос нижнего звука на октаву вверх. Трезвучие имеет два обращения:

1-е обращение – секстаккорд, обозначается – 6, так как между его крайними звуками – секста. Секстаккорд состоит из терции и кварты (3+4). Это положение трезвучия, в котором нижним звуком является терцовый тон.

2-е обращение – квартсекстаккорд, обозначается 6 4, так как от нижнего звука до среднего – кварта, от нижнего до верхнего – секста. Квартсекстаккорд состоит из кварты и терции (4+3). Это положение трезвучия, в котором нижним звуком является квинтовый тон.

 

Главные трезвучия лада

Главные трезвучия лада -  это трезвучия, построенные на главных ступенях лада: тоническое (на I ступени), субдоминантовое (на IV ступени), доминантовое (на V ступени).

    

Эти трезвучия называются главными, потому что они:

1) строятся на главных ступенях гаммы (I – T, IV – S, V – D)

2) отражают ладовый характер звучания: в натуральном мажоре они мажорные, а в натуральном миноре – минорные.

3) Выражают ладовые функции (взаимоотношения устоя или неустоя в ладу)

4) Играют ведущую роль в гармонизации мелодии (подборе аккомпанемента).

Остальные трезвучия называются побочными, имеют в ладу второстепенное значение.

В тональности

Септаккорд. Его обращения.

Септаккорд – это аккорд из 4 звуков, расположенных по терциям. Обозначается – 7, так как его крайние звуки образуют септиму. Нижний звук септаккорда называется прима (основной тон), а остальные – по названию интервала от основного тона.

Каждый септаккорд имеет три обращения:

1. квинтсекстаккорд - 6 5; интервальный состав: 3+3+2 (трезвучие и секунда)

2. терцквартаккорд - 4 3; интервальный состав: 3+2+3 (терция, секунда, терция)

3. секундаккорд - 2; интервальный состав: 2+3+3 (терция, трезвучие).

В обращениях септаккорда есть секунда, в 1-м обращении она наверху, во 2-м – в середине, в 3-м внизу. Верхний звук секунды – основной тон; нижний – септима.

 

Типы септаккордов.

Бывает 7 типов септаккордов: три малых, три больших, один уменьшённый. Название септаккорда зависит от того, какая септима между крайними звуками (малая, большая или уменьшённая) и какое трезвучие лежит в основании (мажорное, минорное, уменьшённое или увеличенное).

 

1) Малый мажорный септаккорд состоит из малой септимы и мажорного трезвучия, встречается на V ступени мажора и гармонического минора (как Д7 доминантсептаккорд) и на VII ступени натурального минора.

 

2) Малый минорный состоит из малой септимы и минорного трезвучия, встречается на II, III, VI ступенях натурального мажора и I, IV и V ступенях натурального минора.

 

3) Малый с уменьшённой квинтой  состоит из малой септимы и уменьшённого трезвучия, встречается на VII ступени натурального мажора (как вводный) и на II ступени минора и гармонического мажора.

 

4) Уменьшённый состоит из трёх малых терций, то есть из уменьшённой септимы и уменьшённого трезвучия, встречается на VII ступени гармонического мажора и минора, поэтому называется «вводный».

 

5) Большой мажорный состоит из большой септимы и мажорного трезвучия, встречается на I, IV ступенях натурального мажора и III, VI ступенях натурального минора.

 

6) Большой минорный состоит из большой септимы и мажорного трезвучия, встречается на IV ступени гармонического мажора и I ступени гармонического минора.

7) Увеличенный состоит из большой септимы и увеличенного трезвучия, встречается на VI ступени гармонического мажора и на III ступени гармонического минора.

   

 

Оглавление.

Названия нот. Расположение нот на клавишах фортепиано.                                               2

Полутон. Тон. Знаки альтерации.

Нотная запись                                                                                                                             3

Ключи                                                                                                                                         3

Ритм. Метр. Размер. Такт. Затакт                                                                                            4

Увеличение длительности ноты. Четверть с точкой.                                                            5

Пауза                                                                                                                                          5

Размер. Размеры простые и сложные                                                                                     5

Схемы дирижирования                                                                                                            6

Группировка длительностей в размере 2/4                                                                            7

Группировка длительностей в размере 3/4                                                                            8

Группировка длительностей в размере 3/8                                                                            9

Звукоряд. Лад. Гамма. Тональность                                                                                      10

Ладовое тяготение. Разрешение                                                                                            10

Главные ступени лада                                                                                                            10

Мажор                                                                                                                                      10

Минор                                                                                                                                      11

Квинтовый круг тональностей                                                                                              11

Знаки при ключе                                                                                                                     12

Параллельные тональности                                                                                                   12

Переменный лад                                                                                                                     13

Одноимённые тональности                                                                                                   13

Родственные тональности                                                                                                     13

Хроматизм. Альтерация. Модуляция                                                                                        14

Хроматическая тональность                                                                                                  14

Лады народной музыки. Диатонические лады                                                                    14

Пентатоника                                                                                                                            15

Транспозиция                                                                                                                          15

Интервалы                                                                                                                               16

Построение интервала от звука                                                                                             16

Обращение интервалов                                                                                                          16

Интервалы в тональности. Ладовое разрешение интервалов                                            17

Тритоны                                                                                                                                   17

Характерные интервалы                                                                                                        18

Аккорды                                                                                                                                  18

Трезвучия. Типы трезвучий                                                                                                  19

Обращения трезвучий                                                                                                            19

Трезвучия в тональности. Главные и побочные трезвучия лада                                       20

Обращения главных трезвучий. Разрешение                                                                       21

Уменьшённые и увеличенные трезвучия                                                                             21

Септаккорд. Его обращения                                                                                                  22

Типы септаккордов                                                                                                                 22

Доминантсептаккорд с обращениями в тональности                                                         24

Вводные септаккорды в тональности                                                                                   24

Септаккорд II ступени в тональности                                                                                   24

Построение аккорда от звука                                                                                                 25

Памятка по сольфеджио

 

 

Названия нот. Расположение нот на клавишах фортепиано.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.