Главное здесь то, что в этом нет никакого “чуда”, но есть трагедия. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Главное здесь то, что в этом нет никакого “чуда”, но есть трагедия.

2022-05-12 25
Главное здесь то, что в этом нет никакого “чуда”, но есть трагедия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В чем состоит эта трагедия?

Во-первых, становится ясно, что во всех случаях наблюдения собственно реинкарнации явственно проявляется некоторое информационное повторение другого человека, обнаруживается вселение в тело человека того, что и следует называть душой.

Во-вторых, совершенно очевидно, что в жизни человеческого общества процессу реинкарнации подвергаются далеко не все люди. Это мы наблюдаем в повседневной жизни.

В-третьих, то, что некоторые люди при использовании специальных психических техник медитации могут получать какую-то информацию о жизни другого человека или других людей, ранее умерших, не может означать наличие при этом процесса реинкарнации. Эти явления должны быть объяснены действием других информационных механизмов.

В-четвертых, очевидно, что душа, которая реинкарнирует (повторно или в очередной раз) в новое тело по каким-то причинам осталась “здесь”, рядом с людьми. То, что это именно так, подтверждает такое обстоятельство, что каждый день умирают знаменитые и заслуженные деятели науки, культуры и проч. Однако при естественной смерти этих людей неизвестны вообще какие-либо случаи их повторного “воплощения”. Следовательно, души людей, умерших естественной смертью, не остаются среди людей, а покидают нашу бренную Землю.

В-пятых, приведенные примеры в своей основе наводят на мысль, что реинкарнируют души только убиенных людей. Это позволяет понять, что душа убиенного человека существенно отличается от души умершего естественной смертью человека. Такое отличие в своей основе не связано с тем, как прожил погибший человек – в праведности или в грехе, а с тем, какой смертью умер человек - естественная или насильственная была смерть. Но это все-таки не абсолютная истина. В определенных случаях на Земле остаются и души людей, которые при жизни много нагрешили. И это тоже предмет для размышлений.

В-шестых, следует задаться вопросом – только ли душа убиенного человека может реинкарнировать? Реинкарнировать может и душа убитого животного. Но что происходит с человеком, в которого вселилась душа убитого животного?

Таким образом, существует проблема необходимости официального признания факта реинкарнации. На эту тему не желают рассуждать только сторонники ортодоксального естествознания, сторонники традиционных наук. Реально существует огромная проблема осмысления всей глубины трагедии, происходящей при реинкарнации. Именно это должно занимать умы не только теологов, но и ученых, действительно желающих добиться прогресса в развитии науки о человеке и окружающем мире. Однако для того, чтобы добиться успехов в исследовании этого явления, следует, по-видимому, отказаться от многих устоявшихся понятий и многих сведений из накопленной суммы знаний, которые, как оказывается, могут быть совершенно бесполезны для практики.

 

Глава 2. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О КАРМЕ

В предыдущей главе было показано, что реинкарнация – это явление, обусловленное процессом “вселения” души убиенного организма в какое-либо соматическое основание. В древней индусской и/или в буддийской философии реинкарнация рассматривается только как повторное воплощение. Однако это неверное толкование данного явления, что и будет объектом нашего дальнейшего исследования. Кроме того, необходимо ясно представлять себе, что реинкарнация не просто философское учение, но и конкретные последствия определенных действий. Видимо, по этой причине в индусской философии понятие кармы взаимосвязано с идеей реинкарнации. И теперь нам предстоит отделить зерна от плевел в понимании сути и содержания кармы.

Рассмотрим с краткими комментариями существующую концепцию понимания кармы. Сразу же следует оговориться, что если реинкарнация – явление, процесс, то карма – всего лишь определение условий, при которых происходит процесс реинкарнации. Именно так и следует объяснять суть кармы. В своей основе это верно. Если бы этим все ограничивалось, то и говорить было бы, по большому счету, не о чем. Однако существующее понимание кармы далеко не безупречно.

Карма (санскрит - деяние), одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии. Это понятие дополняет понятие сансары (круга бесконечных воплощений). В широком смысле - общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле - влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования”.

В этом определении почти все верно. Если было бы понятно, к какому объекту относится понятие “последующее существование”, то, может быть, и проблем не было бы никаких. Однако понятие сансары разрушает структуру верного восприятия, поскольку воплощения (чего и как) по этой идеологии бесконечны. Суть проблемы в понимании кармы заключается в том, что по индусской идеологии каждый человек проживает много-много жизней за счет повторных воплощений, что, казалось бы, хорошо для постепенного совершенствования общечеловеческих качеств. Но это лишь заблуждение, что и будет показано в дальнейшем.

“Ка́рма (санскр. कर्म, от санскр. कर्मन् карман — “дело, действие, труд”; яп. 因果 (因果応報) — “причина-следствие, воздаяние”) — согласно учению брахманистов, буддистов и джайнистов — сумма добрых и злых деяний жизни, которая на основе присущей ей автоматически действующей и закономерной причинности создает предпосылки для нового, последующего существования определённого рода сущности и определённой судьбы. “Плоды кармы” — следствия действий. Закон кармы в различных аспектах можно рассматривать как закон сохранения моральных ценностей, закон о достоинствах и недостатках поведения”.

В отдельной главе будет дан семантический анализ “Тибетской книги мертвых”, что позволит понять главную суть идеологии индусской (буддийской) философии, заключающуюся в необходимости для человека освобождения от повторных воплощений, т.е. от жизни в той форме, которая существует в мире живой природы Земли, иначе – прерывание сансары. Но такое понимание сути и смысла кармы (и реинкарнации) не оставляет места для обязательности процесса реинкарнации. Следовательно, необходимо иначе взглянуть и на смысл кармы.

“Согласно индусской философии, в своей простейшей форме закон кармы означает, что все поступки индивида, хорошие или плохие, вызывают и соответствующие им последствия в его жизни, если эти поступки совершаются с желанием получить от них плоды” (коротко прокомментирую. Здесь вообще все верно, как это было показано в книге “Душа. Свойства и организация”. Но дальше все страшно искажается). “Этот закон объясняет различия в судьбах отдельных людей, живущих в одинаковых условиях. Нередко мы встречаем людей, родившихся и воспитывавшихся в одинаковых условиях, но достигших разного положения в жизни и получающих неодинаковое количество удовольствий. Одни люди счастливы, а другие несчастны, одни – образованны, другие – невежественны. Некоторые добродетельные люди страдают, а многие порочные – благоденствуют. Как следует объяснить эти перетасовки и аномалии в нашей жизни на земле? Согласно закону кармы делается вывод, что некоторые из них, очевидно, порождены различными действиями, совершенными индивидами при жизни. Но многие из них нельзя объяснить ссылкой на поведение в этой жизни. Поэтому делается заключение, что некоторые хорошие или плохие поступки должны вызывать определенные, хорошие или плохие, последствия в этой жизни, а также утверждается, что все деяния – прошлые, настоящие и будущие – дадут надлежащие результаты в этой или другой жизни действующих индивидов”.

Здесь уже появляются определенные натяжки. Это обусловлено тем, что каждый человек в индусской философии (независимо от цикла воплощения) рассматривается изолированно от человеческого сообщества, как нечто сугубо индивидуальное. Поэтому и карма в такой трактовке становится странным законом, который действует только на одного индивида. Правда, слабость такой позиции пытаются прикрыть условием всеобщности действия кармы, которую называют законом (карма человека, карма речи, карма Вселенной и так далее). Действительно, далее мы находим.

“Закон кармы является общим моральным законом, который управляет не только жизнью и судьбой всех отдельных существ, но даже порядком и устройством физического мира. Слово “ карма” означает как сам закон, так и силу, которая порождается действием и обладает потенцией, способностью приносить плоды. “Карма” во втором смысле классифицируется различно. Согласно одному принципу, разновидности кармы чаще всего подразделяются на следующие виды:

а) те виды кармы, которые еще не начали приносить плоды (анарабдха карма);

б) те виды кармы, которые уже начали приносить плоды, как, например, тело и его свойства (арабдха или прарабдха карма).

С другой стороны, анарабдха карма подразделяется на два класса, соответственно тому, накоплена ли она в прошлой жизни (практана или саньчита карма) или приобретается в этой жизни (криямана или саньчиямана карма)”.

Здесь мы обнаруживаем совершенно нелепые обоснования всеобщности действия закона кармы. Все, что касается законов управления эволюцией Вселенной, было рассмотрено в цикле статей “Законы эволюции Вселенной” (www.biomagic.by.ru) и в книге “Триединство Природы”. Были показаны истинные механизмы, вызывающие действие механизма эволюции Вселенной, как необозримой и бесконечной совокупности галактик и звездных систем. Но все, что касается живого мира Земли, не может быть сведено даже приблизительно к действию закона кармы.

Например, ежедневно рождается и умирает несколько миллиардов и миллиардов одноклеточных живых организмов, срок жизни которых составляет всего лишь единицы или максимум десяток-другой часов. Сколько-то миллионов этих одноклеточных организмов погибает в пасти более крупных живых организмов. Эти погибающие одноклеточные организмы не могут не погибнуть, поскольку являются элементом продуктовой лестницы живого мира Земли. Более того, у одноклеточных организмов, что остаются жить на несколько часов дольше своих собратьев, гибнущих в пасти более крупного хищника, нет, и не может быть понимания сути смысла жизни. Ни у тех, ни у других нет, и не может быть такого воплощения, которое позволило бы им как-то подняться по ступеням интеллектуальной и социальной лестницы.

Этот пример может и должен быть распространен на весь живой мир планеты Земля. Он не может быть распространен лишь на человека. И дело здесь в том, что животный мир Земли по определению не грешит в ходе своей жизни, а человек – грешен во многих своих делах и мыслях. Следовательно, закон кармы применительно к миру живой Природы уже не может быть всеобщим.

“Представители некоторых систем индийской философии (например, системы ньяя-вайшешики) считают, что закон кармы находится под руководством и контролируется богом – верховным существом, сотворившим мир в соответствии с этим законом. Таким образом, утверждается, что адришта, то есть имеющиеся налицо достоинства и недостатки кармы отдельных душ, не может сама по себе вести к надлежащим следствиям, потому что она (адришта) является неразумным, лишенным сознания началом. Тот, кто контролирует нашу адришту и распределяет все радости и печали нашей жизни в соответствии с нашей кармой – это бог”.

Рассмотрим смысловое содержание понятия адришта.

“Человек, грешивший в лучшие годы своей юности, может превратиться в страдальца в глубокой старости. Таким образом, установлено, что хорошие поступки порождают определенное следствие, называемое достоинством, а плохие поступки - некоторую недостаточность, называемую дефектом наших душ. Как достоинство, так и дефекты долго еще пребывают в душах после того, как эти действия прекратились и исчезли. Эта совокупность достоинств и недостатков, проистекающих из хороших или дурных поступков, называется адриштой.

В концепции адришты содержится нисколько не больше мистических элементов, чем в западной концепции добродетели и порока. Если хорошие поступки оказывают на нас очищающее влияние, то плохие имеют разлагающее влияние. Точно так же добродетель способствует чувству уверенности, безмятежности и спокойствия (короче - счастья), а порок ввергает наш ум в мутную волну подозрения, отчаяния и тревоги (короче - несчастья). Тем же самым путем адришта –общая сумма достоинств и недостатков, проистекаемых из наших прошлых поступков, - вызывает наши нынешние радости и печали”.

В данном утверждении мы находим выражение заданности жизни (зарождение, жизнь и смерть) для каждого из представителей живого мира. Но только что на примере рассмотрения жизни одноклеточных организмов мы видели совершенно иное. У инфузории нет, и не может быть врагов. Инфузория не может согрешить, как и любой иной представитель живого мира (кроме человека). Значит и в этом компоненте закон кармы и, соответственно, адришты не может быть всеобщим.

“В некоторых других системах – например, в системах джайнизма, буддизма, санкхьи и мимансы – закон кармы является автономным и действует независимо от воли бога. Согласно этим системам, происхождение и устройство вселенной можно объяснить с помощью закона кармы без предположения о бытии бога”.

Без проведения специального критического анализа следует заметить, что при подобной трактовке закона кармы сама карма выступает в роли Бога (выполняет функции Бога). Это уже удивительно, поскольку либо карма выше, чем Бог, либо Бога вообще нет. Получается, что мы имеем какую-то двойственную трактовку.

“В философии кармы отмечается, что какой бы ни был статус закона кармы, он имеет ограниченную сферу применения в области действий, совершаемых под влиянием обычных страстей и повседневных желаний. Все действия, ведущиеся ради получения некоторых выгод в настоящем или в будущем, управляются этим законом. Подобно тому, как жареное семя не прорастает, так и бескорыстные, бесстрастные действия, если они вообще возможны, не приводят ни к каким – хорошим или плохим – результатам в чьей-либо жизни”.

Здесь ограниченность действия закона кармы проявляется в том, что у мира живой природы (кроме человека) нет понятия – “выгода”. Несмотря на то, что принципы организации психических функций у всего живого мира одинаковы, а также, несмотря на то, что у инфузории, как и у человека, основой выживания является формирование интеллектуальных решений, что было показано в книге “Психология живого мира”, в мире живого окружения человека нельзя обнаружить хоть какое-то проявление страстей (но не эмоций!). Следовательно, само понятие кармы, по-видимому, должно быть пересмотрено. Однако продолжим рассмотрение.

“Таким образом, закону кармы подвержены те индивиды, которые, так или иначе, зависят от окружающей среды, подчинены влиянию обычных страстей и импульсов жизни и стремятся к выгоде в потустороннем мире. Бескорыстные и лишенные страсти поступки не вызывают ни хороших, ни дурных последствий. Но они способствуют искоренению, разрушению уже накопленных последствий нашего поведения в прошлом, когда мы находились под влиянием привязанности, ненависти или пристрастия, корыстных надежд или опасений. Только это ведет нас к освобождению (от жизни). С достижением освобождения от зависимости от итогов наших усилий, наше Я выходит из подчинения закону кармы, живет и действует в атмосфере свободы. Только такой путь даст нам освобождение от повторных воплощений, т.е. от жизни, от сансары. Отсюда вытекает один из главных принципов – мы не должны зависеть от результатов нашей деятельности, т.е. не должны желать ни хорошего, ни плохого исхода от наших усилий. Это считается освобождением. Освобожденный может действовать на благо человечества, но он не связан своей кармой, поскольку она свободна от всякой привязанности и личного интереса”.

Если мы начнем приписывать живому миру понимание им наличия потустороннего мира, то мы совершим моральный грех перед истиной. Более того, призывая к бескорыстным и лишенных страстей поступкам, которые не вызывают ни хороших, ни дурных последствий, мы призываем человека жить по законам окружающего живого мира. Но творчество, которое составляет одну из опор существования человека, когда создаются продукты деятельности, не обусловленные предшествующим опытом, не может быть без страстей и переживаний. Это есть основа человеческой сущности. Значит, в такой трактовке закон кармы призывает человека отказаться от всего человеческого. Это, по меньшей мере, непонятно.

Можно понять, что человек должен спокойно принимать как улыбки, так и удары судьбы. Но как понять, что человек при этом вообще не должен испытывать никаких страстей? Человеку необходимы либо признание общества (честолюбие), либо собственное понимание значения того, что ему удалось сотворить в любом смысле: нельзя быть совершенно незаинтересованным в итогах своих физических или умственных усилий. Значит, в любом смысле избежать хоть какого-то проявления страстей не удастся. Все-таки это разные вещи – переживать вовне страсти, делать их видимыми для других и переживать страсти внутри себя, тщательно управляя ими.

Как показывает анализ на основе информационной теории психических функций (см. книгу “Психология живого мира”) все действия любого организма, а не только человека, не могут быть исполнены, если не действует вполне определенная потребность, вызывающая конкретные психические реакции, связанные с поиском необходимых усилий, которые могут погасить в итоге действующую потребность. В момент погашения действовавшей потребности любой организм переживает вполне определенные эмоции. Таким образом, не может быть такой ситуации, когда человек не будет отрешенно воспринимать окружающий мир или свои собственные мысли.

“К этому же относится и та вера в “вечный моральный порядок”, которая вызывает у человека оптимистические взгляды и делает его господином своей судьбы. Эта вера побуждает индийского мыслителя рассматривать существующее зло как следствие его собственных поступков и надеяться на лучшее будущее, которое должно прийти в результате его самоусовершенствования в настоящем. Поэтому есть простор для свободной воли и личных усилий. Вот почему фатализм, или абсолютный детерминизм, является искажением теории кармы. Предопределение, судьба (дайва) — это не что иное, как общая сила чьих-либо прошлых поступков. Она может быть преодолена усилиями настоящей жизни, если эти усилия достаточно велики, подобно тому, как сила старых привычек может быть уничтожена путем воспитания новых, противоположных привычек”.

В приведенном отрывке мы видим довлеющую идею реинкарнации и непрерывности сансары, провозглашаемую как всеобщность и неизбежность повторных воплощений. Но мы уже знаем, что все это надуманная концепция. Кроме того, фатализм кроется в самой связке “реинкарнация - карма”, как бы ни старались авторы отмежеваться от этого.

“С этими взглядами тесно связана общая тенденция рассматривать вселенную как арену (stage) для нравственных деяний, где все живые существа получают костюм и подходящую роль, которую, чтобы заслужить наилучшее будущее, им следует сыграть хорошо. Тело, чувства и органы движения индивида, окружающая его среда – все это дары природы или бога в соответствии с нерушимым законом кармы”.

Здесь уже очевидны логические, семантические и философские ошибки и заблуждения. Мы видели, что в мире живого моралью и страстями обладает только человек. Поэтому говорить о какой-то роли какого-либо представителя живого мира, кроме той, какую он выполняет, находясь в структуре пищевой лестницы (в структуре пищевой пирамиды), совершенно бессмысленно. Все это не так, и не может быть таковым.

“Карма подразделяется на три вида: зарождающаяся (крийамана, или вартамана); зрелая и реализующаяся, то есть прошлая карма, зрелые плоды которой ныне пожинаются (прарабдха); и скрытая, остающаяся в запасе для реализации в будущем (санчита)”.

Здесь тоже есть предмет для анализа. Зарождающейся кармы, по определению, не должно быть, поскольку это противоречит идеологии сансары. Кроме того, если карма определяется Богом (см. выше: закон кармы находится под руководством и контролируется богом – верховным существом, сотворившим мир в соответствии с этим законом), то смысл кармы, как руководства к действию, совершенно теряет смысл. Снова мы видим некртитичность в анализе имеющейся информации, произвольность и противоречивость трактовки собственных идей, когда одно и то же может выступать в разных ипостасях.

“Карму обычного человека разделяют также на белую, черную и смешанную, то есть подразделяют на карму приятную, болезненную и смешанную. Белая карма является результатом разумности, доброты и самодисциплины. Другие виды кармы, очевидно, являются итогом наших плохих и/или праведных деяний. Однако о йогах, достигших уровня одинакового отношения ко всем проявлениям зрелой кармы (путем практического осознания ее пользы как средства накопления необходимого опыта, очищения и совершенствования), говорят, что они не имеют ни белой, ни черной кармы, ибо их жизнь не управляется соображениями удовольствий и страданий. Более того, рассматривая текущую карму с позиции вайрагья, они не обладают желаниями, которые способны изменить их будущую карму”.

В этом положении о карме очевидны следующие противоречия и несуразности. Если кто-то обладает плохой или хорошей кармой, то (см. выше) он живет по законам, предписанным Богом, а также и под влиянием итогов собственных деяний – плохих или хороших. Но йоги могут жить вне законов кармы. Следовательно, они могут быть выше Бога. Таким образом, йоги могут нести и выполнять функции Бога. Разве такое не может показаться, по меньшей мере, удивительным.

Приведенные материалы о содержании идеологии кармы заимствованы из различных источников (цитаты выделены курсивом). Как видим, все они, так или иначе взаимно дополняют друг друга. И очевидна также их собственная внутренняя несогласованность, противоречивость.

Теперь мне хотелось бы обсудить идеи, изложенные браманом Чаттерджи, который пропагандировал в Европе философские идеи древней Индии в конце XIX века (Браман Чаттерджи “Сокровенная религиозная философия Индии”, Лекции, читанные в Брюсселе в 1898 году, предисловие и перевод с 3-го французского издания Е. П., С.-Петербург, 17 августа 1905 г., Калуга, Типография губернской земской Управы, 1905 г.).

“До сих пор мы были заняты обозрением мировой эволюции. Мы видели, что по существу принцип Бытия — Един, мы видели его тождество в человеке и в космосе. Мы узнали мировой закон чередования, по которому все идет вперед, проходя через ряд периодически возобновляемых проявлений, мы убедились, что тот же закон, под видом "перевоплощения", действует и в существе, достигшем индивидуальности, т.е. в человеке. Нам остается рассмотреть, почему эти периодические проявления позволяют нам идти вперед и совершенствоваться.

Перед нами два разряда фактов из области потусторонних наблюдений: перевоплощение — с одной стороны, эволюция — с другой. Мы постараемся сегодня найти ту связь, которая существует между этими фактами, иначе — постараемся выяснить их общую причину.

Причина эта — действие, карма. Санскритское слово "карма", вернее "карман" означает в буквальном смысле: деятельность, действие. Отсюда — значение кармы, как "закона причинности"; ибо каждая причина есть действие и каждое действие есть — в свою очередь — причина. Действие — необходимый результат какой-либо деятельности. Действие само по себе активно, и рассматриваемое в свою очередь как причина, оно зарождает новые действия. Весь процесс носит название кармы потому, что ряд причин и действий представляет собою в осуществлении последовательные деятельности, зарождающие одна другую.

Все думающие, что знают восточную философию, понимают под кармой закон, управляющий исключительно судьбой человеческой. В действительности, значение кармы много шире: она применима ко всей космической деятельности во всей ее полноте; она управляет творчеством во всей целости. Из этого вы усмотрите, что проследить закон кармы во всех его разветвлениях, которые обнимают собой вселенную, недоступно для нашего ограниченного понимания. Вот почему великие учителя Индии, в том числе и Будда, запрещали своим ученикам всякие споры, имевшие целью разъяснить этот вопрос во всей полноте. По их мнению, карма, в своей сути — непостижима для нашего ума”.

Если говорить по существу, то в такой трактовке карма выступает всего лишь как закон причин и следствий. Только в этом смысле можно рассматривать определенную всеобщность кармы. Но мы все-таки опровергнем это утверждение на примере рассмотрения (всего) живого мира Земли, существующего как некоторая пищевая пирамида. Пищевая пирамида – это такое биологическое сообщество, существующее только неразрывно и только совокупно, когда низшие существа (по уровню соматического развития) являются пищей для более сложных по уровню соматической организации организмов. Такая пищевая пирамида может существовать только тогда, когда существенная часть низших организмов может выживать, несмотря на их истребление существами более сложной организации. Следовательно, закон кармы в этом случае (в применении к живому миру, например, Земли) вообще не может хоть как-то применяться, т.е. уже не является всеобщим. По этой причине снова приходится говорить, что нам просто необходимо понять семантику понятия “карма”.

“В жизни нет скачков и нет случайностей, все имеет свою причину, каждая наша мысль, каждое чувство и каждый поступок идут из прошлого и влияют на будущее. Пока это прошлое и будущее скрыто от нас, пока мы смотрим на жизнь как на загадку, не подозревая, что создали ее сами, до тех пор явления нашей жизни как бы случайно выдвигаются перед нами из бездны неведомого. Ткань человеческой судьбы вырабатывается самим человеком из бесчисленных нитей, сплетающихся в узоры неуловимой для нас сложности: одна нить исчезает из поля нашего сознания, но она вовсе не оборвалась, а только спустилась вниз; другая появляется внезапно, но это – все та же нить, прошедшая по невидимой стороне и снова появится на видимой для нас поверхности; глядя только на отрывок ткани и только с одной ее стороны, наше сознание не в состоянии разглядеть сложных узоров всей ткани, взятой в ее целом.

Не понимая, откуда идут явления нашей жизни, мы даем им название "судьбы", "случайности", "чуда", но эти слова ровно ничего не объясняют. Только когда человек узнает, что совершенно такие же неизменные законы, какие действуют в физической природе, управляют и событиями его жизни, когда он убедится, что законы эти доступны исследованию и действия их могут быть сознательно направляемы по воле человека, - тогда только кончится его бессилие и он сделается действительно господином своей судьбы”.

Остановимся для комментария. Чрезвычайно большой натяжкой и, даже - ошибкой является утверждение, что законы физического мира и законы биологического мира – суть одни и те же. Это произвол философский. В книге “Триединство Природы” были показаны отличия мира физического и мира биологического. Эти миры организованы различным образом, но сосуществуют слитно и нераздельно и отличаются принципиально, что говорит о действии разных законов.

“Далее, древняя Мудрость утверждает, что силы человека действуют не на него одного, но и на окружающую среду, постоянно видоизменяя как его самого, так и среду. Исходя из своего центра - человека, силы эти расходятся по всем направлениям, и человек ответствен за все, что возникает в пределах их влияния. Положение, в котором мы находимся в каждую данную минуту, определяется строгим законом справедливости и никогда не зависит от случайности. "Случайность" - понятие, созданное невежеством; в словаре мудреца этого слова нет. Мудрец скажет: "Если я страдаю сегодня, это происходит оттого, что в прошлом я преступил закон. Я сам виноват в своем страдании и должен спокойно переносить его". Таково настроение человека, понявшего закон Кармы”.

Прокомментирую. Силы, действующие на человека и на окружающую среду, обусловлены действием так называемых мыслеформ. Какую роль в нашей жизни имеют мыслеформы, формируемые нами, показано в книге “Душа. Свойства и организация”. Используя мыслеформы целенаправленно или случайно, человек может лечить себя или других людей и животных и/или может быть причиной многих и многих заболеваний для себя или для своего окружения. В этом смысле, безусловно, наши беды и наши радости – плод психических усилий наших собственных или нашего окружения.

“Чтобы уяснить себе хотя бы самые общие понятия о человеческой Карме, необходимо выделить из ее сложного состава три разряда сил, которые строят человеческую судьбу.

1. Мысль человека. Эта сила строит характер человека. Каковы его мысли, таков будет и сам человек.

2. Желание и воля человека. Желание и воля, являющие собой два полюса одной и той же силы, соединяют человека с предметом его желания и устремляют его туда, где может быть удовлетворено это желание.

3. Поступки человека. Если поступки человека приносят другим живым существам довольство и счастье, они отзовутся таким же довольством и счастьем и на нем самом, если же они доставляют другим страдание, они принесут такое же страдание и ему, ни больше и ни меньше. Когда человек вполне поймет эти три составные части, из которых образуется закон Кармы, и научится применять свое знание, тогда он сделается творцом своего будущего, господином над собственной судьбой, способным строить ее по мере своего знания и своей воли”.

При такой трактовке все получается искаженным, мелким, примитивным и, даже, ошибочным. Без учета свойств мыслеформ все повисает в виде лозунгов.

“Но в действительности религиозная философия Древнего Востока учит совершенно иному. Разъяснения закона Кармы, данные в виде беседы между Бишмой, учителем Дхармы, и праведным царем Юдиштирой, в которой первый разъясняет царю, как судьба человека образуется из его же прошлых мыслей, желаний и поступков,- заканчиваются такими словами: деятельность сильнее судьбы.

Как же согласить такое утверждение с идеей Кармы? Приняв, что вся наша судьба складывается из наших же прошлых проявлений, не нужно забывать, что проявления эти бесконечно разнообразны, и что если подвести итоги всему, что мы передумали, перечувствовали и переделали в течение дня, в сумме нашей дневной Кармы будет много и дурного, и хорошего; складывая на чашу весов нашей общей Кармы то и другое, увидим, что часть наших дурных проявлений уравновесится хорошими, и только тот добавочный вес, который перетянет ту или другую чашу весов, за нас или против нас, сохранится в летописи нашей судьбы, все остальное окажется уже погашенным” (коротко прокомментирую. Увы, невозможно хоть один грех как-то скомпенсировать другим деянием положительного свойства. Грех необходимо и можно погасить раскаянием и молитвой. О. Ю.). “Вот почему деятельный человек, который в любую минуту может прибавить на чашу весов нечто в свою пользу, имеет гораздо более шансов изменить свою Карму, чем человек бездеятельный. Бывают случаи, когда в прошлом скопилось так много дурной Кармы, что все усилия человека выбраться из полосы бедствий кажутся с виду безрезультатными. Но это только кажется. Каждое усилие, направленное на то, чтобы побороть свою дурную Карму, ослабляет силу ее сопротивления”.

Здесь очевидно присутствие неизбежного процесса повторных воплощений, т.е. сансары, что, безусловно, является ошибкой. Но начинает проступать и кое-что новое – процесс погашения кармы, что выглядит довольно мистически, сверхъестественно.

“Нужно не переставая бороться, потому что с каждым новым усилием, направленным против дурной привычки, сила ее подрывается, и в будущем воплощении будет уже нетрудно справиться с ней. Необходимо помнить, что ни одно доброе усилие человека не проходит даром, каждое погашает частицу его кармического долга. Другой нежелательный вывод, к которому приходят люди, плохо усвоившие закон Кармы, выражается в мысли, что "не следует помогать страдающему, раз это его Карма и он сам виноват в ней". Такой вывод может повести к сухости и бессердечности, и он в самом корне неверен. Совершенно верно, что мы окружены злом и страданиями всякого рода, которые являются естественным результатом дурной Кармы людей, но это не причина, чтобы мы не делали усилий для противодействия этому злу. Дурные мысли и поступки создают страдания, но зато хорошие мысли и поступки заменяют страдание счастьем. Нам совершенно не нужно заботится о выполнении высшего Правосудия. Оно совершит свой безошибочный суд и без нас; нам же нужно помнить свой долг, а он предписывает помогать всем, кто вступает в сферу нашего влияния. Раз человек становится на нашем пути и мы можем помочь ему, этой возможностью предъявляется кармический долг, но уже не ему, а нам. Свой он уплатит страданиями, а наш долг мы уплатим тем, что поможем ему. Даже с эгоистической точки зрения необходимо помогать страдающим и находящимся в нужде, потому что, пропуская возможность облегчить страдания, можно создать для себя такую Карму, в состав которой войдет отсутствие помощи в тяжелый час, когда мы сами будем нуждаться в участии. Карма не мешает никакому доброму действию, ее законы допускают улучшение нашей собственной участи, а тем более улучшение судьбы наших ближних”.

По большому счету, это всего лишь философия милосердия. Но вряд ли можно считать возможной и целесообразной помощь страждущим только потому, что этим мы будем помогать сами себе. Идея милосердия гораздо шире и гораздо человечнее. И не нам судить, как будут прощены наши грехи и будут ли они вообще прощены от милосердия, которое мы совершим. Во всяком случае, нельзя творить милосердие только для того, чтобы были прощены наши грехи. Это просто аморально. Не зря Иисус Христос говорил: “Творите ваше милосердие тайно. Когда ваша левая рука творит добро, то пусть правая не знает об этом” (это вольный пересказ одной из притч Иисуса Христа).

“Из всего предыдущего возникает неизбежный вопрос: если душа должна воплощаться до тех пор, пока не выполнит все свои кармические обязательства, а с другой стороны, пока не перестанет зарождаться (благодаря постоянно возникающим мыслям и желаниям) новая Карма, не вытекает ли из этого полная невозможность освободиться из-под власти Кармы? Не теряется ли для человека всякая надежда обрести свободу? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, из каких свойств человека сплетается ткань его Кармы.

Индусские учения различают три вида человеческой Кармы:

1. Зрелая Карма - Prarabdha Karma;

2. Скрытая Карма - Sanchita Karma;

3. Зарождающаяся Карма - Kriyamana Karma;

Зрелая Карма Она уже готова для жатвы, а потому - неизбежна. Свобода выбора в прошлом; выбор был сделан, в настоящем остается только уплатить свой долг. Причины, которые мы зарождаем непрерывно нашими мыслями, желаниями и поступками, бывают часто так противоречивы, что они не могут осуществиться одновременно. Могут быть также кармические обязательства относительно известной нации или определенной общественной группы, а между тем другие обязательства могут потребовать иных условий воплощения. Следовательно, в одном и том же воплощении человек может погасить только часть своей Кармы” (коротко прокомментирую. Идеология зрелой кармы – идеология обреченности, безысходности. Но последующее разъяснение опроверг


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.