Анатомо-физиологические аспекты потребности в безопасности?. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Анатомо-физиологические аспекты потребности в безопасности?.

2022-05-12 37
Анатомо-физиологические аспекты потребности в безопасности?. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 11.

Анатомо-физиологические аспекты потребности в безопасности?.

 

1. Тема 12.1 Общие вопросы анатомии и физиологии самоудовлетворения организмом человека потребности в безопасности?.

2. Тема 12.2.?Иммунитет. Основы иммунной системы?.

3. Цель:

После изучения данной темы

 

Студент должен представлять:

· Что такое потребность в безопасности

· Как действуют врожденные механизмы защиты

· Механизм работы гипоталамо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы

· Что такое стернальная пункция

 

Студент должен знать:

 

· Физические основы самоудовлетворения потребности в безопасности

· Врожденные механизмы самоудовлетворения потребности в безопасности

· Приобретенные механизмы

· Роль гипоталамо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы в регуляции

·                   механизмов защиты (адаптационный синдром Г.Селье)

· Иммунитет

· Анатомию и физиологию органов иммунной системы

 

 

Выход: клинические дисциплины

 


Методическая разработка

Общие вопросы самоудовлетворения организмом потребности в безопасности.

 

Цель:

Студент должен иметь представление:

 

· О физических основах самоудовлетворения потребности в безопасности

· О врожденных механизмах защиты

· О приобретенных механизмах защиты

· Об адаптационном синдроме Г.Селье

 

Лекция подготовлена в монологическом варианте.

 

План лекции.

 

? Название Описание Время
1 Введение Обосновать актуальность темы. Обратить внимание студентов на важность удовлетворения потребности в безопасности для сохранения жизни человека. 3-5 мин
2 Физические основы самоудовлетворения потребности в безопасности Напомнить студентам о том, что организм человека – это единая, целостная, саморегулирующаяся система, способная к активному отражению внешних и внутренних воздействий за счет врожденных и приобретенных человеком в процессе жизни механизмов самоудовлетворения. 3-5 мин
3 Врожденные механизмы защиты Кратко осветить врожденные защитные рефлексы организма человека, направленные на удаление вредных и инородных веществ (частиц), попавших в верхние дыхательные пути, полость рта, желудок, слизистую оболочку глаз… Напомнить о защитных дыхательных рефлексах (кашле, чихании, апноэ), пищеварительных рефлексах (тошнота, рвота), слезотечении, дрожи при охлаждении организма и др. Обратить внимание студентов на такой врожденный механизм защиты, как адаптация сенсорных систем. Указав на то, что при длительном действии раздражителя рецепторы сенсорных систем сначала реагируют повышенной частотой импульсации, а затем их частота уменьшается. Это явление называется адаптация, приспособление органов чувств к длительно действующим раздражителям (кроме проприо- и вестибулорецепторов). Далее надо раскрыть механизм висцеральной защиты организма, который проявляется в изменении работы внутренних органов с целью удовлетворения сиюминутных потребностей организма. Целесообразно привести разнообразные примеры такой защиты: повышение концентрации сахара в крови – выброс инсулина в кровь, бег – усиление деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхательной, яркий свет – сужение зрачка, охлаждение – дрожь мышечная, вдыхание вредных газов (аммиак) – апноэ и т.д. Затем следует осветить защитную функцию микробов-сапрофитов, живущих в организме. Так, например, существенная роль в процессе пищеварения принадлежит кишечной палочке и бактериям молочнокислого брожения. Последние образуют молочную кислоту, обладающую антисептическим свойством. Микроорганизмы подавляют размножение патогенных микробов, в том числе гнилостных. В толстом кишечнике присутствует более 400 видов бактерий, составляющих 30-50% сухого вещества каловых масс. Более подробно следует остановиться на барьерных механизмах защиты.  Начать объяснение следует с классификации защитных механизмов,   которые представлены в организме тремя системами. Кратко охарактеризовать каждую из них (неспецифическую, клеточную и гуморальную). А затем раскрыть сущность третьей системы – специфического иммунитета, обратив внимание студентов на роль, которая принадлежит в специфическом иммунитете Т и В лимфоцитам. Подробно объяснить механизм клеточного и гуморального иммунитета, раскрыть их сущность. Рассказать студентам об иммунологической памяти, ее видах (кратковременная и долговременная) и значении. Сообщить о такой реакции организма в ответ на действие аллергенов, как аллергия. 40-45 мин
4. Приобретенные механизмы защиты. В этой части лекции раскрыть приобретенные механизмы защиты – сознательное поведение и психологическая защита, от развития и качеств которых зависит безопасность человека. 15 мин
5. Адаптационный синдром Г. Селье. В данной части лекции раскрыть роль гипоталамо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы в регуляции врожденных и приобретенных механизмов защиты. Следует дать определение адаптационного синдрома, охарактеризовать три его фазы – фазу тревоги, стадию сопротивляемости и стабилизации (или стадию истощения). 10-15 мин
6. Заключение Подвести итог лекции, обратив внимание студентов на то, что одной из потребностей человека является потребность в безопасности. Отметить, что организм человека снабжен многочисленными врожденными механизмами, делающими его способными к активному отражению внешних и внутренних воздействий. Подчеркнуть роль и значение приобретенных механизмов, а также адаптационного синдрома Г. Селье.    5 мин

 

Литература, использованная при подготовке лекции:

 

1. Физиология и анатомия. Э.В. Семенов, Москва, 1997 г.

2. Анатомия. Под ред. Л.Ф. Гаврилова М., Медицина, 1985 г.

3. Физиология. Под ред. С.А. Георгиевой, М., Медицина, 1986 г

4. Анатомия человека. Под ред. Н.Р. Сапина, М., Медицина, 1996 г.

 

 

Задание на дом: Ответить на вопросы к данной теме (см. в приложении).

 

Конспект лекции?1 по теме:

?Общие вопросы анатомии и физиологии самоудовлетворения организмом потребности в безопасности?.

 

Иммунитет.

 

Основоположником учения об иммунитете является Эдуард Дженнер, который в конце XVIII века опытным путем нашел способ предупреждения заболевания натуральной оспой. И.И. Мечников сформулировал клеточную теорию иммунитета и открыл защитную роль фагоцитоза. В дальнейшем была создана теория образования антител. С середины 20-х гг. началось самостоятельное развитие иммунологии – науки, изучающей защитные реакции организма. Были открыты генетические механизмы тканевой несовместимости у мышей, расшифровано строение антител и молекулярные основы иммунного ответа и т.д.

Под иммунитетом понимается способность организма распознавать поение в организме чужеродных веществ или клеток и мобилизовать клетки и образуемые ими вещества на эффективное их удаление с целью сохранения своей жизнеспособности.

 

Виды иммунитета.

 

Врожденный                                         Приобретенный

 

 

                                   Естественный           Искусственный

 

 

                                                                Активный       Пассивный

 

В основе врожденного иммунитета лежат неспецифические защитные механизмы. Это – барьерная функция крови и слизистых оболочек, бактерицидное действие молочной кислоты, слюны, желудочного и кишечного содержимого, желчи. К факторам естественного иммунитета относится пропердин – белок сыворотки крови. Фагоцитоз – центральный механизм клеточного иммунитета.

К естественно приобретенному иммунитету относится невосприимчивость к болезням после перенесенного заболевания (корь, краснуха). Приобретенный активный иммунитет можно образовать путем введения вакцин – ослабленных или убитых возбудителей инфекционных заболеваний или их токсинов. В ответ на это введение организм приобретает иммунитет. Пассивный приобретенный иммунитет получается в результате введения сывороток с уже готовыми антителами.


 

Органы иммунной системы.

 

К органам иммунитета относится комплекс взаимосвязанных органов: вилочковая железа (тимус), костный мозг, лимфатические узлы, лимфоидная ткань селезенки, кишечника, соединительная ткань, а также система кровеносных и лимфатических сосудов. Функциональное значение этого лимфо-миелоидного комплекса – обеспечение кроветворения, т.е. размножение, развитие, созревание клеток крови. В миелоидной ткани костного мозга образуются эритроциты, гранулоциты, тромбоциты. Формирование клеток иммунной системы происходит в лимфоидной ткани. Т-лимфоциты образуются в тимусе, В-лимфоциты – в красном костном мозге. Лимфоциты также образуются в селезенке, лимфатических узлах, лимфоидных фолликулах, по ходу пищеварительного и дыхательного трактов.

Вилочковая железа – центральный орган иммунной системы. Расположен в верхней части грудной полости за грудиной. Состоит из 2 долей, каждая из которых включает в себя более мелкие дольки. Каждая долька состоит из коркового и мозгового вещества. В корковом веществе происходит образование из родоначальной клетки Т-лимфоцитов, которые мигрируют в мозговое вещество, а потом переносятся в периферические лимфоидные органы – лимфатические узлы, селезенку. Человека до начала полового созревания тимус увеличивается до 30 гр., а затем уменьшается.

 

Костный мозг – заполняет полости костей. Различают красный костный мозг, в котором преобладает миелоидная ткань. Она является основным органом кроветворения и сохраняется в течение жизни в ребрах, грудине, костях черепа, позвонках, эпифизах трубчатых костей. С возрастом красный костный мозг замещается на желтый. В состав красного костного мозга входят стволовые кроветворные клетки, а основу его составляет ретикулярная ткань.

 

Лимфатический узел – это образование, расположенное обычно в месте скопления крупных лимфатических сосудов. У человека их число более 300, а диаметр – 2-30 мм. Каждый узел покрыт соединительной капсулой. От капсулы вглубь узла отходят перегородки – трабекулы. Под капсулой находится краевой синус, куда лимфа поступает из приносящих лимфатических сосудов. Далее лимфа идет в толщу органа. Туда же впадают и кровеносные сосуды. Лимфатическая ткань делится на корковый и мозговой слои. В корковом слое находятся фолликулы, в которых образуются зародышевые центры, образующиеся в ответ на проникновение в орган антигена.

 

Селезенка – орган, расположенный в брюшной полости. Выполняет функцию кроветворения, участвует в защитных реакциях организма. Селезенка – депо крови. Она относится к периферическим органам иммунной системы как и лимфатические узлы, кровь. Снаружи селезенка покрыта соединительной тканью, а внутри делится перегородками. В теле селезенки различают белую и красную пульпу. Белая пульпа – место локализации лимфоцитов, которые собраны в отдельные элементарные гистологические структуры (мальпигиевы тельца). Красная состоит из ретикуло-капилярных петель, пространство между которыми заполнено кровью, где преобладают эритроциты, что и объясняет красный цвет пульпы. Белая пульпа заполнена Т- и В- лимфоцитами, проникающими сюда из центральных органов иммунной системы (красный костный мозг, тимус). Лимфоидная ткань селезенки участвует в лимфоидных реакциях гуморального типа.


 

Лимфатическая система включает лимфатические сосуды, лимфатические узлы и лимфоидные органы – миндалины и лимфатические фолликулы (узелки) слизистых оболочек. Она дополняет венозную систему, в которую по лимфатическим сосудам оттекает лимфа их разных органов. Лимфа участвует в обмене веществ: в составе лимфы из тканей органов транспортируются в кровь продукты обмена, гормоны, жиры и крупные частицы, которые не могут всасываться через стенки капилляров в кровь. При патологии с лимфой по лимфатическим сосудам могут перемещаться бактерии и клетки злокачественных опухолей. Лимфатические узлы выполняют кроветворную и защитную (барьерную) функции: в них происходит размножение лимфоцитов и фагоцитоз болезнетворных микробов, а также вырабатываются иммунные тела.

К лимфоидным органам относят селезенку, вилочковую железу, одной из функций которых является продуцирование лимфоцитов.

В лимфатической системе различают следующие сосуды: лимфатические капилляры, внутриорганные и внеорганные лимфатические сосуды, лимфатические стволы и протоки.

Лимфатическая система начинается лимфатическими капиллярами. Они имеются во всех органах и тканях человека, где образуют капиллярные сети (кроме мозга, роговицы, хрусталика, эпителия кожи, хрящевой ткани).

Лимфатические капилляры начинаются слепо, имеют однослойные стенки, большой диаметр – до 200 мкм (больше чем диаметр кровеносных капилляров). Стенки лимфатических капилляров обладают высокой проницаемостью. Из лимофкапиллярных сетей образуются более крупные лимфатические сосуды.

Лимфатические сосуды образуют в организме густую сеть и тесно связаны с кровеносными сосудами (капиллярами). Это внутриорганные лимфатические сплетения. Из органов лимфа оттекает по отводящим внеорганным лимфатическим сосудам, которые прерываются в лимфатических узлах (их более 400). По приносящим лимфатическим сосудам лимфа поступает в лимфатические узлы, а по выносящим – оттекает.

Для каждой части тела имеется магистральный лимфатический сосуд, который называется лимфатический ствол, а лимфатические стволы впадают в лимфатические протоки (их 2: грудной, правый). Средние и крупные лимфатические сосуды по строению напоминают вены: их стенки состоят из 3 слоев (оболочек). Все лимфатические сосуды имеют клапаны, способствующие движению лимфы в одном направлении: в лимфатические протоки, а из них – в вены. 

Лимфатические протоки – самые крупные лимфатические сосуды, впадающие в вены. Их два: грудной проток и правый проток.

Грудной проток начинается в брюшной полости на уровне II поясничного позвонка из слияния правого и левого поясничных стволов и кишечного ствола. Расширенная начальная часть грудного протока называется цистерной грудного протока. По поясничным стволам в грудной проток оттекает лимфа от нижних конечностей, таза и стенок живота, по кишечному стволу – от органов живота. Из брюшной полости грудной проток через аортальное отверстие в диафрагме переходит в грудную полость (где проходит в заднем средостении справа от грудной аорты), выходит на шею и впадает в левый венозный угол, образованный подключичной и внутренней яремной венами. В конечную часть грудного протока впадают 3 лимфатических ствола: левые бронхосредостенный, яремный и подключичный. По левому бронхостедостеннному стволу оттекает лимфа от органов и стенок левой половины грудной клетки, по левому яремному стволу – от органов левой половины головы и шеи, а по левому подключичному – от левой верхней конечности.

Таким образом, через грудной проток поступает лимфа от всех частей тела, кроме правой половины головы и шеи.

Правый лимфатический проток находится в области шеи справа, представляет собой сосуд длиной 1,5 см. Он образуется путем слияния правых бронхосредостенного, яремного и подключичного стволов и впадает в правый венозный угол. По правому лимфатическому протоку лимфа оттекает в венозную кровь от правой половины головы и шеи, правой половины грудной клетки и правой верхней конечности.

Лимфа – жидкость, близкая по химическому составу солей плазме крови. Основное отличие заключается в том, что в лимфе значительно меньше белка. Ph – щелочная. Лимфа может свертываться (в ней есть протромбин и фибриноген). В лимфе больше лимфоцитов: в 1 мм3 лимфы содержится от 2 до 20 000 лимфоцитов. У взрослого человека за сутки из грудного протока в венозную систему поступает более 35 млрд. лимфоцитарных клеток. Удельный вес лимфы – 1.017 – 1.026. Количество лимфы = 1 –2 литра.

Образование лимфы. Источником лимфы является тканевая жидкость, которая образуется из крови в капиллярах. Она заполняет межклеточные пространства всех тканей и является промежуточной средой между кровью и тканями организма.

 

Основные функции лимфатической системы:

1) поддержание нормального обмена в тканях

2) возвращение белка в кровь и межтканевую жидкость

3) участие в перераспределении жидкости в теле

4) защитные свойства (образование лимфоцитов и антител)

5) участие в транспорте питательных веществ (жиров особенно – 80% их всасывается в лимфу)


 

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)

вызывается внедрением вируса в иммунную систему организма.

Вирусы – это внутриклеточные паразиты, неспособные размножаться вне клеток. Все клеточные организмы содержат две нуклеиновых кислоты (ДНК и РНК), а вирусы только одну из них, несущую генетическую информацию.

Взаимодействие вируса с чувствительной клеткой начинается с прикрепления его к оболочке клетки с помощью белков оболочки. Затем вирус проникает в клетку и освобождается от своей оболочки. У вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) матрицей является РНК. Особенностью ВИЧ является уникальная способность передавать информацию с РНК на ДНК хозяина, которая вписывается в систему генома хозяина. И далее геном хозяина используется для биосинтеза вирусных частиц. Вирусные частицы выходят из зараженной клетки либо благодаря ее разрыву и гибели, либо почкованием.

Вирус СПИД поражает Т-лимфоциты, которые становятся носителями ВИЧ. В связи с делением Т-клетки передают вирус по наследству. Период скрытого носительства ВИЧ может быть безсимптомным. Однако заболевший будет заражать своих партнеров половым путем. Далее, при массовом разрушении Т-лимфоцитов, у больного развивается клиническая картина иммунодефицита. Она будет проявляться в виде различных инфекционных заболеваний в связи с тем, что иммунная система теряет возможность сопротивляться любым инфекционным заболеваниям. При СПИДе кроме Т-лимфоцитов поражаются макрофаги, клетки лимфатических узлов, нервной системы. Повреждение одной из важнейших систем иммунитета – Т-лимфоцитов одновременно ведет к понижению активности В- лимфоцитов.

Вирус иммунодефицита накапливается в лимфоцитах. Он содержится также в крови, сперме, слезах, слюне, в женском молоке и влагалищных выделениях. Передача ВИЧ в основном происходит половым путем. Возможна передача болезни при гемотрансфузии, использовании нестерильных шприцев, игл и т.д. Опасность СПИД заключается в громадной смертности от этого заболевания и возможностью его распространения, которая принимает характер настоящей эпидемии.  

 

Раздел 11.

Анатомо-физиологические аспекты потребности в безопасности?.

 

1. Тема 12.1 Общие вопросы анатомии и физиологии самоудовлетворения организмом человека потребности в безопасности?.

2. Тема 12.2.?Иммунитет. Основы иммунной системы?.

3. Цель:

После изучения данной темы

 

Студент должен представлять:

· Что такое потребность в безопасности

· Как действуют врожденные механизмы защиты

· Механизм работы гипоталамо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы

· Что такое стернальная пункция

 

Студент должен знать:

 

· Физические основы самоудовлетворения потребности в безопасности

· Врожденные механизмы самоудовлетворения потребности в безопасности

· Приобретенные механизмы

· Роль гипоталамо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы в регуляции

·                   механизмов защиты (адаптационный синдром Г.Селье)

· Иммунитет

· Анатомию и физиологию органов иммунной системы

 

 

Выход: клинические дисциплины

 


Методическая разработка

Общие вопросы самоудовлетворения организмом потребности в безопасности.

 

Цель:

Студент должен иметь представление:

 

· О физических основах самоудовлетворения потребности в безопасности

· О врожденных механизмах защиты

· О приобретенных механизмах защиты

· Об адаптационном синдроме Г.Селье

 

Лекция подготовлена в монологическом варианте.

 

План лекции.

 

? Название Описание Время
1 Введение Обосновать актуальность темы. Обратить внимание студентов на важность удовлетворения потребности в безопасности для сохранения жизни человека. 3-5 мин
2 Физические основы самоудовлетворения потребности в безопасности Напомнить студентам о том, что организм человека – это единая, целостная, саморегулирующаяся система, способная к активному отражению внешних и внутренних воздействий за счет врожденных и приобретенных человеком в процессе жизни механизмов самоудовлетворения. 3-5 мин
3 Врожденные механизмы защиты Кратко осветить врожденные защитные рефлексы организма человека, направленные на удаление вредных и инородных веществ (частиц), попавших в верхние дыхательные пути, полость рта, желудок, слизистую оболочку глаз… Напомнить о защитных дыхательных рефлексах (кашле, чихании, апноэ), пищеварительных рефлексах (тошнота, рвота), слезотечении, дрожи при охлаждении организма и др. Обратить внимание студентов на такой врожденный механизм защиты, как адаптация сенсорных систем. Указав на то, что при длительном действии раздражителя рецепторы сенсорных систем сначала реагируют повышенной частотой импульсации, а затем их частота уменьшается. Это явление называется адаптация, приспособление органов чувств к длительно действующим раздражителям (кроме проприо- и вестибулорецепторов). Далее надо раскрыть механизм висцеральной защиты организма, который проявляется в изменении работы внутренних органов с целью удовлетворения сиюминутных потребностей организма. Целесообразно привести разнообразные примеры такой защиты: повышение концентрации сахара в крови – выброс инсулина в кровь, бег – усиление деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхательной, яркий свет – сужение зрачка, охлаждение – дрожь мышечная, вдыхание вредных газов (аммиак) – апноэ и т.д. Затем следует осветить защитную функцию микробов-сапрофитов, живущих в организме. Так, например, существенная роль в процессе пищеварения принадлежит кишечной палочке и бактериям молочнокислого брожения. Последние образуют молочную кислоту, обладающую антисептическим свойством. Микроорганизмы подавляют размножение патогенных микробов, в том числе гнилостных. В толстом кишечнике присутствует более 400 видов бактерий, составляющих 30-50% сухого вещества каловых масс. Более подробно следует остановиться на барьерных механизмах защиты.  Начать объяснение следует с классификации защитных механизмов,   которые представлены в организме тремя системами. Кратко охарактеризовать каждую из них (неспецифическую, клеточную и гуморальную). А затем раскрыть сущность третьей системы – специфического иммунитета, обратив внимание студентов на роль, которая принадлежит в специфическом иммунитете Т и В лимфоцитам. Подробно объяснить механизм клеточного и гуморального иммунитета, раскрыть их сущность. Рассказать студентам об иммунологической памяти, ее видах (кратковременная и долговременная) и значении. Сообщить о такой реакции организма в ответ на действие аллергенов, как аллергия. 40-45 мин
4. Приобретенные механизмы защиты. В этой части лекции раскрыть приобретенные механизмы защиты – сознательное поведение и психологическая защита, от развития и качеств которых зависит безопасность человека. 15 мин
5. Адаптационный синдром Г. Селье. В данной части лекции раскрыть роль гипоталамо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы в регуляции врожденных и приобретенных механизмов защиты. Следует дать определение адаптационного синдрома, охарактеризовать три его фазы – фазу тревоги, стадию сопротивляемости и стабилизации (или стадию истощения). 10-15 мин
6. Заключение Подвести итог лекции, обратив внимание студентов на то, что одной из потребностей человека является потребность в безопасности. Отметить, что организм человека снабжен многочисленными врожденными механизмами, делающими его способными к активному отражению внешних и внутренних воздействий. Подчеркнуть роль и значение приобретенных механизмов, а также адаптационного синдрома Г. Селье.    5 мин

 

Литература, использованная при подготовке лекции:

 

1. Физиология и анатомия. Э.В. Семенов, Москва, 1997 г.

2. Анатомия. Под ред. Л.Ф. Гаврилова М., Медицина, 1985 г.

3. Физиология. Под ред. С.А. Георгиевой, М., Медицина, 1986 г

4. Анатомия человека. Под ред. Н.Р. Сапина, М., Медицина, 1996 г.

 

 

Задание на дом: Ответить на вопросы к данной теме (см. в приложении).

 

Конспект лекции?1 по теме:

?Общие вопросы анатомии и физиологии самоудовлетворения организмом потребности в безопасности?.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.