Рыбинский драматический театр на рубеже веков. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Рыбинский драматический театр на рубеже веков.

2022-05-11 31
Рыбинский драматический театр на рубеже веков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Рыбинская Дума ещё в конце 60-х годов решила построить свой городской театр, но, не имея для этого достаточно средств, вменила в обязанность антрепренера, претендующего на аренду театра с 1870г., воздвигнуть своё здание на свои средства. В.А.Смирнов, арендовавший тогда театр, отказался выполнять это требование, ссылаясь на непосильные расходы, в связи с этим строительством, и дал согласие лишь на постройку «деревянного здания на каменном фундаменте под железной крышей».

Городская Дума решила «ввиду ветхости его театрального здания и опасности пребывания в нём публики немедленно его сломать и очистить место для постройки утеплённого каменного здания театра».

Это решение было продиктовано тем, что количество населения в Рыбинске к этому времени значительно возросло, возникли потребности в круглогодичных театральных представлениях, т.е., встал вопрос о постройке здания для постоянно действующего театра.

Но Смирнов не сдавался. Он дошел до самого императора, обратившись к нему с просьбой разрешить ему доиграть сезон 1870 года в прежнем здании, обязуясь сломать его «по требованию городской управы тотчас, как появится арендатор, желающий построить каменное здание».

Наконец по указанию Ярославских губернских властей, городская Дума удовлетворила просьбу Смирнова – старое здание было укреплено и принято губернским архитектором.

Желание жителей города иметь постоянный театр было велико. Однако дело с постройкой театра затянулась на несколько лет. Прежде всего, оказалось, что сделанное ранее исчисление не точно и строительство это будет стоить не 40, а 83 тыс. руб.

В конце концов, Дума одобрила проект Шретера, по которому для устройства театра потребовалось 75 тыс. руб. деньги были изысканы путём выпуска займа. И вот 18 апреля 1875 г. городская Управа совместно с комиссией непосредственно приступила к строительству театра.

К концу 70-х годов Смирновский театр был явно обречен на снос из-за своей ветхости, а сам владелец его, наживший на театре изрядный капиталей, решил уйти от суетной театральной жизни на покой.

В Рыбинске же после ухода Смирнова, воцаряется некий Мурюков, который содержит две труппы – драматическую и балетную. Дела у него шли не блестяще, и он вскоре покидает город.

Сменивший его в конце 70-х годов антрепренер Лаухин сумел поднять дело и при нём в течение нескольких лет театр процветал.

В антрепризе Лаухина, на подмостках Рыбинского театра, с успехом дебютировал Мариус Мариусович Петипа. Прослужив в Рыбинске три сезона, он перешёл на «императорскую сцену», сразу заняв на ней ведущее положение.

Служив в Рыбинске в то время известный актер Свободин. Интересная фигура и самого антрепренера Лаухина. В прошлом богатый барин он страстно влюбился в театр, разорился на нем, но до последних лет своей жизни ютился при театре, занимая различные мелкие должности.

А строительство городского театра тем временим, продолжалось и в ходе него не обошлось без курьёзов и трагикомических обстоятельств.

Городской театр мало, чем отличался в содержании и назначении от частного. Он по – прежнему оставался коммерческим предприятием, а городские власти заботились лишь о своевременном взимании арендной платы да получении дохода с театрального буфета и вешалки.

На постройку театра ушло значительно больше средств, чем предполагалось (103147 руб. ремонт здания стоил ещё 4311 руб.). Необходимо было окупить эти затраты, и городская управа решила сдать в аренду оба театра (каменный Городской и летний на Даче). В сентябре 1878г. был заключён контракт с титулярным советником Г.А.Варламовым на предмет отдачи ему в аренду каменного театра с «находящимися в нём декорациями, пьесами и прочими принадлежностями театральных представлений».

По окончании этого срока, с 1880 года вновь поступила масса предложений от различных антрепренеров.

С 1881-1883г. городской театр арендует содержатель летнего театра Пигин. В конце 1883г. арендатор театра умер, его наследники просили, было городскую Управу продлить с ними контракт на аренду Рыбинских театров на тех же условиях, но в дальнейшем, ввиду трудных материальных условий от своего намерения отказались.

17 марта 1883г. городская Управа в присутствии явившихся на заседание 8-ми антрепренеров, решила вопрос о сдаче в аренду театров. Была создана комиссия в составе всех гласных, которая решила пригласить на следующее 3-х летье (т.е. 1883-1886гг.), антрепренера Алексеева-Киленина увеличив арендную плату до 2800 руб., (прежняя арендная плата составляла 2500 руб.).

Не соразмерив, однако, свои средства, Алексеев, уже в середине летнего сезона, оказался на грани катастрофы. Неоднократно обращался он в Думу с просьбой об уменьшении и рассрочке арендной платы, но неизменно встречал отказ. Разорившись окончательно, он бросил труппу и скрылся.

Наконец, 13-го октября 1883г, Дума решила сдать театр сроком на 3 сезона Лебедевой-Лебедянской с платой 2800 руб. в год. В том же году было заключено с ней новое соглашение сроком на 5 лет (т.е. до 1892г.)

В эти годы начала входить в моду оперетта, естественно, что купеческий город Рыбинск горячо воспринял этот жанр. Драматическое искусство стало отходить на 2-й план.

Лебедева М.Г. – заурядная, провинциальная актриса, но ловкая антрепренерша, умевшая угождать вкусам невзыскательной публики, содержала двойную труппу, способную осуществлять и драматический и опереточный репертуар. В труппе Лебедевой были хорошие драматические актёры – Леонидова, Гарин, Тархов (из театра Корша), Херсонский, Александров и др. Но всё внимание, начиная с постановочной части, уделялось оперетте: великолепно обставлялась сцена, приглашались «звёзды» этого жанра.

Но, несмотря на все эти изощрения, ни особо ярких дарований, ни интересных спектаклей в опереточном репертуаре не отмечалось.

И вообще следует признать, что конец 19-го века не оставил ничего отрадного в памяти Рыбинских зрителей и прошёл как незначительный эпизод в истории театра.

В 1893г. Рыбинский театр принял антрепренер Левицкий, уже открыто, по соображением коммерции, предпочитавший оперетту. В труппе были интересные актеры, такие как Самарова, Чабан, Аблов гастролёр Климентьев и др.

А тем временем здание Рыбинского театра, его оборудование постепенно пришло почти в полную негодность. Антрепренеры, довольно часто сменявшие друг друга, заботились о своих доходах и не помышляли о ремонте театра. С февраля 1896 г. возникла большая переписка между губернатором и городской Управой по поводу безопасности театра в пожарном отношении.

Проведённое освидетельствование театра выявило массу недочётов (отсутствие несгораемого занавеса и громоотвода, отсутствие сеток у керосиновых ламп и водопровода в зрительном зале и т.п.).

К октябрю все эти недостатки, за исключением занавеса, который был заказан фирме «Иохим» были устранены. Но для этого потребовалось много времени.

После этого вынужденного перерыва, на сезон 1897-1898г., театр был сдан Быкову, типичному театральному дельцу, заботящемуся не столько об искусстве, сколько о доходах с искусства. В репертуаре этого сезона было 107 названий. И в этом колоссальном количестве пьес лишь Островский был представлен более или менее полно. Шли его пьесы «Доходное место», «Гроза», «Бедность не порок», «Последняя жертва», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Горячее сердце» и пьеса, написанная в содружестве с Соловьёвым «Василиса Мелентьевна». Однако в целом Быковский сезон (1897-1898г.) был весьма посредственен и не оставил о себе ни малейшего воспоминания.

И в таком положении был не только Рыбинский, но и весь провинциальный театр, вынужденный подчиняться тем невыносимым условиям и жестоким законам, которые так чётко сформулировал А.П.Ленский в своём докладе на Первом Всероссийском съезде сценических деятелей в 1897г. (низкопробность репертуара, примитив режиссуры, обилие премьер, отсутствие настоящей актёрской школы и постоянных трупп).

В начале 20-го века театр становится более доступным для широких народных масс; больше устраиваются спектаклей по сниженным ценам, улучшается репертуар. На сцену Рыбинского театра приходят пьесы великого Горького. Несмотря на запреты Рыбинской полиции, пьесы Горького «На дне», «Мещане» игрались на летних сценах, в загородных садах.

В конце 1898 года. владелец Рыбинского городского театра Быков передал его в аренду бывшему артисту. С - Петербургских Императорских театров Е.М. Максимову.

В феврале 1899г. труппа дала спектакль, часть сбора с которого предназначалась на сооружение в Москве памятника покойному А.Н.Островскому. Давалась комедия Островского «Волки и овцы» (роль Аполлона Мурзавецкого играл Г.Фольк).

Местная критика приняла спектакль довольно одобрительно, отметив как лучшие – образы Беркутова (Васильев), Мурзавецкой (Понятовская), Чугунова (Морев).

 В 1901г. в Рыбинске в течение 3-х дней (12, 13, 14 апреля) с огромным успехом прошли гастроли известного русского актёра п.В. Орленева с «обществом артистов С - Петербургского и Московского театров». Он привёз спектакли «Братья Карамазовы» по Достоевскому «Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого и «Орлёнок» Ростана, где играл центральные роли.

В состав труппы Максимова в сезоне 1902г. входили артисты Муромцев, Лихачёв. Зимовой, Лелин. Александров, Трубницкая, Медведева, Райчева и др.

1898г. (точнее его2-я половина), ознаменовался важным событием в творческой жизни Рыбинска – в городе был создан Музыкально – литературно - драматический кружок.

В ноябре 1903г. труппа Рыбинских артистов под руководством М.А.Нравиной сыграла горьковскую пьесу – «На дне».

Таким образом, Рыбинский театр в числе первых взялся за постановку драматургии Горького.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.