Общая характеристика группы детей с ОВЗ — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общая характеристика группы детей с ОВЗ

2021-10-05 35
Общая характеристика группы детей с ОВЗ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Дети с задержкой психического развития относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). ЗПР это «пограничная» форма дизонтогенеза, для которой характерно замедление темпа созревания психических структур. Дети характеризуются различной степенью выраженности отставания в развитии, а также различным прогнозом преодоления ЗПР. Задержка психического развития проявляется в общей психической незрелости, низкой познавательной активности детей, которая присутствует, хотя и не равномерно, во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. Парциальная дефицитарность ВПФ часто сопровождается инфантильными чертами личности и нарушением поведения. У детей с ЗПР страдает мотивация деятельности, произвольность в её организации, снижена общая работоспособность.
    Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
    Дети с ЗПР испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Старших дошкольников с ЗПР характеризует:

- отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики, что влечет за собой снижение самообслуживания, изо-деятельности, конструирования;

- им характерно рассеянность внимания, слабость удержания и переключения, повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель;

- деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются.

- сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием: несколько затруднен процесс восприятия (снижен темп, сужен объем, недостаточна точность зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия), эталонные представления своевременно не формируются, затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность,

- отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации, эта недостаточность проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок;

- недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов - представлений;

- у детей ограничен объем памяти и снижена прочностьзапоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память (при правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания);

- отставание отмечается на уровне всех форм мышления, однако, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком уровне;

    - нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.

 

 

    Характеристика контингента детей старшей группы

Группу для детей с ЗПР посещают 17 детей:

             5 -расстройства аутистического спектра

             2- умственная отсталость

             1- тяжелые речевые нарушения

             1- синдром Дауна

              8-задержка психического развития

 

           

 

            1.1.2 Цели, задачи и принципы, используемые

 при формировании и реализации рабочей программы

 

    Основная цель рабочей программы – повышение социального статуса воспитанника, формирование у детей целостной картины мира в соответствие с программным содержанием, формирование, всестороннее развитие и коррекция психических процессов и речи, развитие положительных личностных качеств с учетом способностей и возможностей детей с ЗПР.

                Задачи:

1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.

3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

4. Обеспечение условия для социализации детей.

5. Обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления ЗПР у детей, оптимального включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.

Основные принципы построения программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Кроме того, в основу программы положены и основные общедидактические принципы:

1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

3. рабочая программа учителя-дефектолога в старшей группу для детей с зпрПринцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

 

 


            

          1.2 Целевые ориентиры освоения воспитанниками                

                                  образовательной программы

 

Главной  идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития.

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.

Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.

 Целевые ориентиры базируются на ФГОС ДО и задачах Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования

Дети с ОВЗ осваивают программу дошкольного образования, адаптированную с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающую коррекцию нарушений развития, и социальную адаптацию.

                             

                           2. Содержательный раздел

              2.1 Основное содержание коррекционной работы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Учитель-дефектолог реализует социально-коммуникативное развитие через задачи развития социальных и коммуникативных компетенций (самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий, развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам деятельности; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и др.).

Познавательно е развитие реализуется через задачи развития познавательной мотивации и любознательности; формирования познавательных действий; развития воображения и творческой активности; формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие реализуется через задачи обогащения пассивного и активного словаря; развития связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Художественно-эстетическое развитие реализуется посредством развития у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру.

Физическое развитие реализуется посредством развития у детей мелкой моторики обеих рук, а также становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Основным содержанием коррекционно-развивающего блока является:

- развитие/коррекция познавательной мотивации деятельности, формирование способности к саморегуляции и эффективной самооценки собственной деятельности;

- преодоление недостатков компонентов познавательной и коммуникативной деятельности, развитие (коррекция) простых модально-специфических функций и высших психических процессов.

Задачи коррекционно-развивающего блока планируются с учетом специфики психического развития детей с ЗПР как особой группы дизонтогенеза, возраста детей и результатов диагностического изучения психологического развития воспитанников.

При работе с детьми с тарш его дошкольн ого возраст а учитель-дефектолог реализует следующие задачи:

Образовательные задачи:

u Продолжать развивать интерес к окружающему миру, расширять кругозор детей, уточнять у них представления о мире людей и их отношениях, о живой и неживой природе, о явлениях окружающей действительности (профессии людей, город, страна, планета, события и традиции);

u Формировать представления детей о безопасном и здоровом образе жизни (ОБЖ);

u Продолжать стимулировать потребность в общении детей, развивать коммуникативную перцепцию, расширять и уточнять лексикон;

u Продолжать формировать представления: о форме объектов, свойствах объектов и отношениях; о величинах; об ориентировке в пространстве и времени; о количестве и счете, соотнесении числа и цифры;

 

u Формирование элементарных счетных действий (решение примеров и арифметических задач).

Коррекционно-развивающие задачи:

u Формирование предпосылок для полноценного функционирования высших психических функций и речи, профилактика вторичных нарушений психологического развития, развитие базовых компонентов познавательной деятельности и личностных характеристик, обеспечивающих возможность перехода на новый образовательный уровень (школьный), а также социализация детей;  

u Формировать общедеятельностные компоненты познавательной деятельности (мотивационный, регуляторный, ориентировочно-операционный), а также коммуникационный и регуляторный компоненты речи;

u Создать предпосылки для развития самосознания и самооценки;

u Развивать:

- произвольную регуляцию сенсомоторной активности;

- память, внимание, восприятие, сенсорные представления, пространственно-временные представления;

- интегративные умения;

- перцептивно-действенный/ образный компонент познавательной деятельности, конкретно-понятийное мышление.

Воспитательные задачи:

u Формировать умение продуктивно взаимодействовать со взрослым и друг с другом. Воспитывать чувство доброжелательности. Воспитывать бережное отношение к предметам и объектам;

u Формировать чувство взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, активности, ответственности и навыков сотрудничества.

  Раздел «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (2 раза в неделю, 64 часа)

Содержание программы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Основной целью занятий этого раздела является уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности, формирование навыков анализа, сравнения и обобщения, активизация их словарного запаса, формирование связной речи.

  1. Свойства предметов.

Основные цвета, оранжевый, фиолетовый, голубой, коричневый. Цвета радуги. Дифференциация близких цветов. Форма реальных предметов. Размер предметов. Сравнение предметов по величине, высоте, ширине, длине. Приемы сопоставления предметов, классификация предметов по цвету, размеру, форме.

  1. Времена года.

Осень, зима, весна, лето. Приметы времен года. Узнавание на иллюстрациях и фотографиях времен года и называние их. Ранняя, золотая, поздняя осень. Ранняя весна, поздняя весна. Сезонные изменения в природе и труде людей, наблюдение за погодой. Составление рассказа о погоде. Сезонные забавы.

  1. Наш детский сад.

Название и назначение помещений детского сада. Экскурсия по саду. Профессии людей, работающих в детском саду: учитель, логопед, воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный и физкультурный руководители, повар, медсестра, руководитель. Игры и игрушки. Назначение игрушек, материалы, из которых их делают. Правила обращение и ухода за игрушками.

  1. Овощи. Фрукты. Ягоды.

Цвет, форма, величина овощей, фруктов и ягод. Вкусовые качества и полезные свойства. Применение овощей, фруктов, ягод. Сад и огород. Понятие «урожай». Составление рассказа по картине «Сбор урожая». Образование прилагательных от существительного: морковный, яблочный, клубничный и т. п. Дифференциация овощей, фруктов, ягод.

  1. Человек. Семья. Профессии.  

Части тела и лица. Ориентировка на себе. Правила личной гигиены. Семья, члены семьи. Отношения старшинства в семье. Имена родителей, бабушек и дедушек. Труд в семье. Профессия родителей. Домашний адрес. Квартира, количество комнат. Название и назначение помещений в квартире. Профессии людей. Разнообразие профессий. Составление рассказа о профессии по плану-схеме.

  1. Бытовое окружение.

Бытовая техника. Название и назначение предметов. Правила обращения с техникой. Правила безопасности. Посуда. Виды и назначение посуды. Материалы, из которых делают посуду. Правила сервировки стола. Сервиз. Составление описательного рассказа о посуде. Мебель. Назначение отдельных предметов мебели. Детали мебели: спинка, сиденье, ножки, дверцы, полки, ручки. Материалы, из которых делают мебель. Моделирование комнаты. Использование в речи предлогов на, под, над, около. Одежда. Назначение одежды и её виды. Сезонная одежда. Материалы, из которой делают одежду. Мужская и женская одежда. Элементы одежды: воротник, рукава, карманы, застежка. Нарядная одежда. Обувь, её виды и назначение. Головные уборы. Сезонная обувь и головные уборы.

  1. Животный мир.

Дикие животные: заяц, медведь, волк, лиса, белка, еж. Питание диких животных. Жилище. Поведение животных зимой. Детеныши диких животных (ед. и мн. число). Домашние животные: кошка, собака, корова, овца, коза, свинья, лошадь. Особенности внешнего вида. Польза домашних животных. Питание и уход за животными. Детеныши домашних животных. Глаголы, обозначающие звукоподражания. Дифференциация диких и домашних животных. Птицы, обитающие в городе. Особенности строения птицы, отличие от животного. Узнавание и называние городских птиц: воробей, ворона, голубь. Помощь птицам зимой. Составление рассказа «На кормушке». Домашние птицы. Узнавание и называние домашних птиц, их птенцов. Польза домашних птиц. Уход за ними. Насекомые. Особенности строения. Отличие насекомых от животных и птиц. Узнавание и называние насекомых.

  1. Мир растений.

Деревья. Строение дерева. Узнавание некоторых деревьев на картинках и в природе. Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна. Кустарники. Дифференциация деревьев и кустарников. Комнатные растения. Узнавание и называние некоторых растений. Польза комнатных растений и уход за ними. Цветы. Строение цветка. Первоцветы. Цветы садовые и полевые. Узнавание и называние некоторых цветов. Букет.

  1. Праздники.

Государственные и семейные праздники. День матери. Новый год. Украшение группы к празднику. Елочные украшения. Рождество. Масленица. День Защитника Отечества. 8 Марта. День космонавтики. День Победы. День защиты детей.

  1. Транспорт.

Виды и назначение транспорта. Транспорт грузовой и пассажирский. Наземный транспорт: автомобильный и железнодорожный. Метро. Воздушный и водный транспорт. Правила поведения в транспорте. Правила поведения на улице.

  1. Наш город.

Москва — наш родной город. Знакомство с достопримечательностями города (по фотографиям). Ближайшая станция метро «Бабушкинская». Улица, на которой расположен детский сад. Магазины и общественные учреждения. Правила поведения в общественном месте.

 

Раздел «Развитие элементарных математических представлений» (2 раза в неделю, 64 часа)

Работа по данному разделу программы предусматривает развитие у детей элементарных представлений о количестве, числе, форме и размере предметов, знакомство их с образованием и составом числа, с цифрами от 0 до 5, математическими знаками и простейшими приемами вычислений в пределах 5. В процессе развития ЭМП в значительной степени осуществляется познавательное развитие, а также социально-коммуникативное и речевое развитие детей, ведется коррекция недостатков мыслительной деятельности.

  1. Признаки предметов. Геометрические фигуры.

Форма, величина предметов. Понятия, обозначающие размеры: большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий. Сравнение предметов по величинным параметрам. Способы сравнения.

Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

  1. Сравнение и уравнивание групп предметов.

Сравнение групп предметов методом взаимно-однозначного соотнесения (приложение). Понятия больше-меньше-поровну, столько же, одинаково. Способы уравнивания: увеличение количества предметов в меньшей группе, уменьшение количества в большей группе. Больше-меньше на 1-2 предмета.

  1. Пространственные и временные понятия.

Определение положения предметов в пространстве. Наречия и предлоги, используемые для обозначения пространственного расположения предметов: вверху-внизу, близко-далеко, справа-слева, спереди-сзади, около, рядом, между, за, перед. Умение ориентироваться на листе. Усвоение временных понятий: сегодня, завтра, вчера. Части суток: утро, день, вечер, ночь. Дни недели.

  1. Количество и счет.

Механический счет до 10. Обратный счет от 5. Счет с помощью различных анализаторов. Независимость количества от расположения, формы и других параметров предметов. Счет в различном направлении. Присчитывание и отсчитывание по одному с называнием итога. Порядковый счет. Счет от заданного числа.

Название и обозначение чисел от 0 до 9. Образование чисел 1-9. Числовой ряд. Сравнение чисел. Соотнесение цифры, числа и количества. Соседи числа. Математические знаки +, -, =. Составление и решение примеров в пределах 2-4. Решение простых задач на +/- 1. Знакомство с цифрами 0-5.

 

Раздел «Развитие речевого (фонематического) восприятия и развитие речи» (1 раз в неделю, всего 32 часа)

 

Первоначальное обучение грамоте детей обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие. Основными задачами раздела являются совершенствование чувственного опыта в области родного языка, развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, активизация устной речи детей, уточнение и обогащение словарного запаса, знакомство со звуками, словом, предложением, а также буквами, обозначающими звуки.

  1. Звук. Слово. Предложение.

Звуки, окружающие нас. Речевые и неречевые звуки. Звук и слово. Слова-антонимы. Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Предложение. Отличие предложения от слова. Составление простого предложения на основе реальных действий и по картинкам. Схема простого предложения. Определение количества и порядка слов в предложении.

  1. Знакомство со звуками и буквами.

Последовательное выделение звуков в простых слогах и словах. Выделение звука из начала, середины и конца слова. Звуки гласные и согласные. Твердые и мягкие согласные. Составление схем слога и простого слова.

Обозначение звука буквой. Дифференциация звука и буквы. Графическое изображение печатных букв. Печатание букв. Чтение обратных слогов, прямых слогов, слов, состоящих из 2-3 букв.

      Изучаемые буквы: А, О, У, И, Ы, М, П, Н, Х, Т.

 

Раздел «Ознакомление с художественно литературой»» (1 раз в неделю, всего 32 часа)

Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и

творческой активности, дает ребенку образцы правильного литературного языка.

1. Развитие у детей интереса к художественной литературе, способности слушать литературные произведения различных жанров

2. Умение ребенка отвечать на вопросы по содержанию произведения

  3. Обучение рассказыванию знакомых произведений, их частично или полной драматизации

   4. Оценка поступков героев, мотивированное выказывание своего отношение к содержанию сказки, рассказа

5. Стимулирование адекватного понимания и выражение ребенком смысла художественного текста во внешних действиях

6. Умение выразительно рассказывать потешки, стихотворения.

 

    


                                       2.1.2 Образовательные област и

Содержание коррекционно – развивающей работы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

       Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь. Задачи социально-коммуникативного развития:

• формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

   • формирование навыков самообслуживания;

   • формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

  • формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;

• формирование умений использовать вербальные средства общения в

условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.

При реализации задач данной образовательной области у детей с ОВЗ формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности. Освоение детьми с ОВЗ общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка складываются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ОВЗ занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников. Так как тематическое планирование по областям социально-коммуникативное развитие и речевое развитие идентично в разделе развитие речи на основе ознакомления с окружающим объем и содержание так же совпадают.

 

Содержание коррекционно – развивающей работы по образовательной области «Познавательное развитие».

Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие

задачи познавательного развития:

• формирование и совершенствование перцептивных действий;

• ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

• развитие внимания, памяти;

• развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченным возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Это находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций.

При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения,

учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленное на формирование правильного

восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.

При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений следует продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников (дети с ЗПР, интеллектуальными нарушениями), это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.

 

 

Содержание коррекционно – развивающей работы по образовательной области «Речевое развитие».

Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное раз-витие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи развития речи:

• формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;

• формирование навыков владения языком в его коммуникативной

функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;

• формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников:

Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие

и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация).

Формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи

(изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и

синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).

Развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие

диалогической и монологической речи. а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести

себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения — монолога. умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.

Формирование элементарного осознавания явлений языка и речи,

обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму.

Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.

Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе

с детьми с ОВЗ, они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все дост


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.