Ценности буддийской культуры — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Ценности буддийской культуры

2021-10-05 149
Ценности буддийской культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для верного понимания содержания основных ценностей буддизма важно знать фундаментальные положения этого мировоззрения. Главное в учении Будды — четыре благородные истины:

1. В жизни существуют страдания. 2. Причина страданий — желания.

3.    Страданий можно избежать.

4.    Существует благородный восьмеричный путь,состоящий из:

1)    «правильных воззрений» — верном понимании четырех истин;

2)    «правильных устремлений» — решимости действовать в соответствии с этими истинами;

3)    «правильной речи» — отказе от грубой, праздной, лживой речи;

4)    «правильного действия» — сохранении любой формы жизни;

5)    «правильного образа жизни» — честном добывании средств к существованию;

6)    «правильного усилия» — уверенности в преодолении дурных помыслов и действий;

7)    «правильного внимания» — постоянном осознании основных положений буддизма об иллюзорности мира;

8)    «правильного сосредоточения» — достижении спокойствия и невозмутимости.

Это — срединный путь, позволяющий избегать крайностей поведения. «Тот, кому ведомо понятие о благе... должен поступать следующим образом: обрести, в высшей степени, в самой высшей степени, способность к благородному изъяснению мыслей, быть честным, приветливым и смиренным. Всем он доволен, уравновешен, скромен в желаниях и удовлетворяется малым, спокоен, неприхотлив, нет в нем дерзости» (Сутта-нипата).

Например, следует не только говорить по существу, но также исполнять сказанное: «Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как и прекрасный цветок с приятной окраской, но лишенный аромата» (Дхаммапада, 51).

Прежде всего следует ценить ум и сознание человека, поскольку в этом заключается принципиальное отличие людей от иных представителей живого мира. Ум и сознание даны не случайно: благодаря им человек может переживать, сопереживать, страдать, сострадать, изучать мир и познавать его истинную суть. Однако размышления должны иметь результаты: «Нет размышления у того, кто не знает; нет знания у того, кто не размышляет. У кого же и размышление и знание, тот действительно близок к нирване» (Дхаммапада, 372).

Главная ценность в буддизме — это жизнь во всех проявлениях.

Необходимо помнить о редкости жизни, прежде всего человеческой. Она так же редка, как редко попадание черепахи головою в плавающий в океане спасательный круг, притом что черепаха всплывает на поверхность вод раз в сто лет.

Существующий мир и пристрастия являются результатом мыслей и деяний в предыдущих жизнях, поскольку каждое живое существо появляется по закону причинно-следственной связи (закон кармы). Это положение воспитало в буддистах развитое чувство нравственной ответственности как за свою жизнь, так и за жизни других существ. Положительная деятельность помогает улучшить карму, добиться лучшего перерождения и в конечном итоге спасения. Под спасением подразумевается достижение нирваны (высшего состояния реального бытия), что означает выход за пределы сансары (бытийного мира).

Буддизм обладает подвижной по содержанию картиной бытия, где утверждается приоритет морально-нравственных установок перед любыми социальными преобразованиями. Милосердие и сострадание оказывает определенное позитивное воздействие на окружающую среду, на социальные и культурные процессы. Как отмечал далай-лама: «Сострадание — это моя подлинная религия, моя простая вера».

Остальные ценности:

1.    Щедрость (дана).

2.    Моральная дисциплина (шила).

3.    Терпение и толерантность (кшанти).

4.    Энергия (вирйа).

5.    Медитация (дхьяна).

6.    Мудрость (праджня).

7.    Искусные методы (упая).

8.    Обет или решимость (пранидхана).

9.    Особые способности (дашабала).

10.  Знания (джняна).

Следует избегать таких состояний и эмоций, как невежество, жадность, гнев, гордыня, сомнения.

Буддизм призывает к активности в повседневной жизни: «Кто не встает, когда время вставать; кто исполнен лени, несмотря на молодость и силу; у кого решимость и мысль подавлены, — тот, беспечный и ленивый, не найдет пути к мудрости» (Дхаммапада, 280). Как писал М. Вебер, в буддизме «размышлять над этическими и религиозными проблемами заставляет не материальная нужда, а внутренняя потребность постичь мир как осмысленное целое и занять по отношению к нему определенную позицию».

Для буддизма характерна гармоничность и устойчивость сочетания национального и наднационального, общества и окружающей среды. Стабилизирующее влияние на культуру, принявшую буддизм, можно проследить на примере буддийских народов России — бурят, калмыков и тувинцев. Этими народами были органично восприняты культурные достижения индийцев, тибетцев, монголов и др.

В этике буддизма («высокой» и «народной») индивидуальное богатство (уровень потребления) не есть знак богоизбранности. Отсюда — воздержанность, отраженная в стереотипе поведения, воспитание которого чрезвычайно важно для проблем современной социальной экологии, для подхода к новому, непотребительскому мышлению. С другой стороны, именно благодаря всемерной поддержке нуждающихся членов своего общества, в чем немалое воздействие оказала религиозная идея о помощи ближнему, кочевники легко адаптировались к новым условиям жизни, к новому окружению.

Вопросы воспитания и образования занимают важное место в системе ценностей буддизма. В отличие от западного представления об образовании как методе профессиональной выучки, буддизм ратует не только за развитие интеллекта, но в равной мере за воспитание высоких, «правильных» моральных качеств: правильного понимания добра и зла, симпатии к окружающим, осознания своего долга по отношению к родителям, старшим, вышестоящим, государству, нации, обществу в целом. В результате вероучение обеспечивает религиозное осмысление повседневной жизни людей, определяет нормы, в соответствии с которыми одни действия разрешены, другие запрещены, и тем самым определяет моральные позиции по отношению к миру.

Большую роль в религиозной интерпретации мира играли буддийская мифология и космология, складывавшиеся на протяжении столетий. Миф представляет собой самый первый донаучный пралогичный способ осознания и освоения мира. Мифологическое сознание буддизма основано на понимании единства человека и природы. Важнейшей чертой мифологического сознания является его образность и метафоричность. Согласно буддийской мифологии, человек — часть природы, и, будучи в ее составе, он неизбежно инкарнируется в другие существа. Наиболее характерным примером в данном случае являются такие произведения буддийской мифопоэтики, как джатаки (рассказы о предыдущих воплощениях Будды).

Общебуддийская мифология во многом близка брахманистской и индуистской мифологии. Буддийский пантеон включает в себя множество будд, богов, полубогов, положительных и отрицательных существ, вариативность которых зависит от конкретного места распространения буддизма. Значительное место в нем занимают бодхисаттвы, идамы — существа, стремящиеся к спасению и защите живых существ. В мифологии буддизма имеется целый ряд животных и растений, почитаемых как сакральные, в частности змея, газель, а также лотос, дерево бодхи.

Войдя в соприкосновение с традиционными культами и шаманскими представлениями, буддизм смог мягко инкорпорировать их в свой пантеон: таким образом, наряду с буддами, почитается Цаган Овген (Белый Старец, покровитель животных), значительные службы посвящаются духам местности. В результате образовывались законченные знаковые системы.

Буддизму не присуща трансформация жизненных условий общества для соответствия неким «первичным ценностям» религии. В основе такого подхода лежат два взаимосвязанных положения: 1) буддизм отталкивается не от богодухновенного текста, а от идеи; 2) в буддизме отсутствует структурная жесткость (в отличие от других мировых религий), таким образом, нет контроля за соответствием между «высшим предписанием» и человеческой деятельностью. Следовательно, буддизм не привязан к определенной формации, стилю жизни и т. д.

Согласно П. Кафарову, известному русскому востоковеду, еще на втором буддийском соборе, состоявшемся 110 лет спустя после смерти Будды в Вайшали (первая половина IV в. до н. э.), «председатели в заключение собрания постановили правило, сделавшееся в последующие времена критерием, по которому определяли достоверность и уставную важность вновь появившихся в буддийском мире сочинений и мнений. Это правило было выражено так: “Все, что согласно с существующими нравственными постановлениями и с духом учения Будды, должно быть признано уставным, существовало ли то с давних времен, существует ли в настоящее время или явится после; а все, что не согласно с ними, хотя бы то существовало и прежде, или существует в настоящее время, или явится позже, должно быть навсегда отвергнуто и не считаться с учением Будды”». Поэтому «буддизм не требует веры в священные тексты; все основоположения буддизма подвергались строгой проверке самими же буддийскими философами на основании совершенно объективной критической теории познания»2.

К ценностям буддизма следует отнести утверждение доброжелательных отношений в семье, в общении с близкими, родными, друзьями, с любыми людьми. Особое отношение у буддистов к родителям: «Братья, я утверждаю, что человек в вечном долгу перед двумя людьми. Перед какими двумя? Перед матерью и отцом. Даже если он должен будет носить на одном плече мать, а на другом отца, и будет так делать сто лет; и если он должен будет ухаживать за ними, умащая их мазями и растирая их члены, а они будут испражняться на него — даже и тогда он останется в долгу перед родителями. Более того, если он даст своим родителям высшую власть, полное господство над всей землей, изобилующей семью сокровищами, — даже и тогда он не сможет вернуть долг своим родителям. Почему не сможет? Братья, родители много делают для детей; они рождают их на свет, они питают их, они вводят их в этот мир» (Ангуттара Никайа, 1.61).

Семья — основа человека и общества, ее состояние и будущее зависит прежде всего от взаимоотношений и поведения отца и матери. «Поддерживать отца и мать, ласкать жену и детей и заниматься мирным трудом — вот величайшее благословение» (Сутта-нипата).

.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.