Цели и задачи учебного предмета — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Цели и задачи учебного предмета

2021-10-05 24
Цели и задачи учебного предмета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................................

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ...........................................................................................

III. ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ..............................................................

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная учебная программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Программа) создана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки ДНР от 07.08.2020 г. № 119-НП "Об утверждении Государственного образовательного стандарта начального общего образования"), Примерным основным образовательным программам начального общего образования (Приказ МОН ДНР от 26.08.2020 №1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»), на основе учебно-методического комплекса и Программы Основы религиозных культур и светской этики. (Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 153 с.) — и отвечает задачам реализации программы социализации и духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики.

Базовыми пособиями курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

1) Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2010. — 63 с.

2) Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: АО «Издательство «Просвещение», 2019. – 159 с.

3) Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.И. Шемшурина. – М.: АО «Издательство «Просвещение», 2015. – 78 с.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Концепция предмета «Основы религиозных культур и светской этики», вводимого в 4 классе общеобразовательной школы, основывается на следующих концептуальных положениях:

- культурологический подход, просветительский и развивающий характер учебного предмета;

- научный подход, подразумевающий опору на достижения современной науки (истории, философии, культурологии, религиоведения);

- обязательная направленность предмета на объединение обучающихся;

- возрастосообразность (учет возрастных особенностей обучающихся в процессе обучения, воспитания и социализации; учет ситуации перехода детей из начальной в основную школу).

Основной методологический принцип реализации курса — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. Реализуется аксиологический, коммуникативный и деятельностный подходы. В контексте данного курса культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.

Урок введения называется «Россия – наша Родина». Первый урок очень важен для объяснения целей и задач нового предмета, он задает общее направление в изучении всего курса и показывает, что связывает между собой все модули. Ключевыми словами первого урока, которые потом последовательно раскрываются в разделах курса и темах последующих уроков, выступают: Родина, Отечество, род, семья; планета, красота, гармония; жизнь, мир, человек; история, цивилизация, культура, традиции, духовность, религия, этика. На уроке даются первоначальные представления о значении духовности, нравственности, морали для жизни и деятельности человека, семьи, общества; говорится о необходимости сплочения всех людей мира и граждан нашей страны независимо от их различных мировоззренческих позиций и убеждений на основе взаимного уважения и диалога; раскрывается смысл диалога между представителями различных конфессий и мировоззрений в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения учебным предметом.

В соответствии с ПООП предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе по 0,5 часа в неделю. Общий объём учебного времени, отводимого на предмет, составляет 17 (17,5) часов в год.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы.

С другой стороны, этот предмет предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История. Древний мир». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

При планировании учебного процесса учитель может сам определять оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем, дополнительный объем содержательного компонента, место и объем включения специфического регионального материала, содержательную наполненность сопоставлений.

Для каждой темы Программы определены ориентировочные временные рамки. Распределение содержания модуля по отдельным урокам носит рамочный характер, поэтому учитель имеет право определять название темы урока, количество, объем и перечень вопросов для каждого урока в зависимости от особенностей класса и индивидуального подхода к преподаванию. Содержательный контент является ориентировочным минимумом, который учащиеся должны усвоить на разных уровнях знаний и индивидуального развития их познавательных возможностей.

В качестве основной единицы планирования выступает тема (группа уроков). Это помогает системно представить главные вопросы содержания учебного предмета. Требования к деятельности школьников изложены в виде перечня необходимых действий. 

 


II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основы светской этики

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


IV. ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

4 класс

Представленный вариант примерного тематического планирования носит рекомендательный характер. Выбор форм занятий и распределение учебных часов в рамках темы осуществляет непосредственно учитель. Выбор модуля осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Апресян Р.Г. Этика. Общий курс: учебное пособие / Р.Г. Апресян. - М.: ИФ РАН, 2001. — 77 с.

2. Бакланова, Т. И. Русская культура. 1-4 классы [Электронный ресурс]: программа и методические материалы / Бакланова Т. И. - Саратов: Вузовское образование, 2015. - 79 с. - Б. ц. Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks

3. Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета / А.Г. Балакай – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 672 с.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: «Книжный дом «Университет», 2000. – 492 с.

5. Введение в историю Донецкого края: Учебник для общеобразоват.организаций / П.Л.Морозов, О.Л. Кожемяки и др. – Донецк: Истоки, 2020. – 275 с.

6. Гликман И. З. Основы воспитания: Учебное пособие / И.З. Гликман. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.: ЭБ Знаниум

7. Донбасс – это талантливые люди. Сборник материалов к урока «Истории Отечетства» и курса «Уроки гражданственности и духовности Донасса» / сост. О.В.Хаталах. – Донецк: Истоки, 2019. – 129 с.

8. Есикова М.М. Основы этики: учебное пособие / М.М. Есикова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 80 с.

9. Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М., Викторов В.Ю. Религиоведение: Учебник для бакалавров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 629 с.

10. Молитвы русских поэтов. XX—XXI. Антология / Авт. проект, сост. и биогр. статьи В.И. Калугина. — М.: Вече, 2011. — 960 с.

11. Мунчаев Ш.М. Религия. История и современность. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 264 с.

12. Писманик М.П., Вертинский А.В., Демьяненко С.П. и др. Религии в истории и культуре. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 430 с.

13. Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 153 с.

14. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. - М.: Политиздат, 1981.- 430 с.

15. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово», 2020. – 160 с.

16. Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н., Савченко К.В., Шапошникова Т.Д. Учебник. — Под ред. Шапошниковой Т.Д. Основы светской этики. — М.: Дрофа, 2012. — 174

17. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: АО «Издательство «Просвещение», 2019. – 159 с.

18. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.И. Шемшурина. – М.: АО «Издательство «Просвещение», 2015. – 78 с.

 

Интернет-ресурсы

1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – URL:http://window.edu.ru/window

2. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL:http://www.otrok.ru/teach/enc/index.php

3. ГНПБ – каталог Интернет-ресурсов, каталог библиотека имени К.Д. Ушинского htpp://www.gupbu.ru/catalog/kat-0.htm

4. Министерство образования и науки [Электронный ресурс]. – URL:htpp://www.mon.gov.ru

5. Библия [Электронный ресурс]. – URL: htpp: (http://ccel.wheaton.edu/wwsb/)

6. Буддизм [Электронный ресурс]. – URL: htpp: (http://www.dharmanet.org/)

7. Исламская цивилизация [Электронный ресурс]. – URL: htpp:(http://www/islamcivil.ru)

8. Православие в России [Электронный ресурс]. – URL: htpp: (http://ww.or.ru/)

9. Мир религий [Электронный ресурс]. – URL: htpp: (http://www.religio.ru/)

10. Основы религиозных культур и светской этики [Электронный ресурс]. – URL: htpp:http://orkce.apkpro.ru

11. Электронная гуманитарная библиотека [Электронный ресурс]. – URL: htpp:www.gumfak.ru

12. Государственный музей истории религии [Электронный ресурс]. – URL: htpp: www.gmir.ru

13. Материалы сайта Сообщества педагогов по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» [Электронный ресурс]. – URL: htpp:

14. http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php/Сообщество_педагогов_по_курсу_%22Основы_религиозных_культур_и_светской_этики%22

15. Открытый класс. Основы православной культуры. Модуль курса «Основы религиозных культур и светской этики» [Электронный ресурс]. – URL: htpp:http://www.openclass.ru/node/143275

 

 


ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

Ценности исламской культуры

По разным оценкам, в Российской Федерации проживает от 15 до 25 миллионов мусульман. В России существуют регионы компактного расселения мусульман: Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Западная Сибирь.

Ислам — последняя по времени возникновения мировая религия — складывался во многом под влиянием иудаизма и христианства. Это определяет и значительную степень общности нравственных и этических ориентиров, наиболее значимых для понимания ценностных оснований всех трех авраамических религий.

Исламская религия предписывает верующим исполнение религиозных предписаний, оказание благодеяний и искренность при исполнении религиозных обязанностей. Шариат — совокупность закрепленных Кораном и Сунной предписаний, которыми верующие должны руководствоваться во всех жизненных ситуациях, чтобы достичь нравственного совершенства, мирского благополучия и обрести рай. Речь идет не только о соблюдении обрядов, но и о личных качествах, убеждениях, правилах поведения мусульманина.

В Коране и Сунне содержатся четкие указания относительно того, что дозволено (халяль) и запретно (харам), дается свод правил поведения на все случаи жизни, актуальность которых очевидна во все времена и которые применимы в каждой семье, в любом коллективе, социуме: «Не оказывай милости в надежде получить большее» (74:6); «Каждый человек в ответе за свои деяния» (74:38); «Спеши творить добро» (78:39); «Если вы вершите добро, то вершите для себя; если же вы вершите зло, то опять же для себя» (17:7); «Тот, кто идет прямым путем, идет себе на пользу. Тот же, кто отклоняется с дороги, отклоняется во вред себе» (17:15); «...выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно. Осеняй их крылом смирения по милосердию и говори: «Господи! Помилуй их, подобно тому как они миловали и растили меня ребенком» (17:23—24); «Не скупись, словно твоя рука прикована к шее, и не будь непомерно щедрым, а не то тебя будут порицать и будешь ты печалиться» (17:29); «Не возлагается на душу ничего, кроме возможного для нее» (7:233); «Кто скупится, тот скупится в отношении себя самого» (47:40); «И пусть не престают обладающие щедростью из вас и достатком давать родственникам и бедным и выселившимся по пути Аллаха, и пусть они прощают и извиняют. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вам?» (24:22).

Ислам — это религия, которая идеалом признает жизнь, исполненную гуманности, мира и благоденствия. Коран призывает верующих развивать в своих сердцах самые светлые качества души человека, что были дарованы Богом каждому от рождения: милосердие, уважение к ближнему, сострадание, смирение; наставляет людей жить в мире и согласии. Коран учит, что люди могут обрести благополучие в жизни только тогда, когда всей душой осознают и примут в сердце заповеди ислама и будут жить по законам, предписанным их Творцом.

Коран призывает людей избегать злых деяний и предотвращать их, если другие вынашивают такие мысли; запрещает верующим держать в сердце чувства подозрения и недоверия к ближнему, порицает безнравственность, жестокость, агрессию и кровопролитие. В Коране Аллах неоднократно увещевает людей не противиться Его воле и не совершать зла. «Добро твори к другим в такой же мере, В какой Аллах добро творил к тебе, И не стремись на сей земле нечестие посеять, — Аллах, поистине, не любит тех, Кто сеет на земле нечестие и смуту» (сура «Повествование», аят 77).

В исламе считается недозволенным все, что может нанести вред людям. Террор и насилие — величайшие преступления против Всевышнего. Истинный мусульманин может нести людям лишь Божественную гармонию заповедей ислама и призван совершенствовать мир, в котором Аллах сотворил его.

Ислам — это религия, которая защищает свободу жизни, слова и волеизъявления человека, порицает любые конфликты и противоречия, не допускает ни малейшего проявления бесчестия, малодушия или клеветы людей по отношению друг к друг. Ислам не только категорически запрещает террор и насилие, но негативно относится даже к малейшим проявлениям давления или навязывания мнения одного человека другому.

Принуждение к вере противоречит принципам ислама, ибо истинная вера, по глубокому убеждению мусульман, возможна лишь по доброй воле и велению совести. Конечно, мусульмане могут побуждать друг друга следовать законам нравственности, предписанным им Кораном, но они никогда не станут навязывать свою веру другим. А вот «побуждение друг друга к состраданию» является одним из важнейших предписаний для мусульманина. Подача милостыни (закят) — один из пяти столпов ислама, обязанность мусульманина. Собственно закят — обязательная милостыня, благотворительность в пользу общины, но существует и другая форма милостыни — саадака — милостыня по собственному побуждению, добровольный дар нуждающемуся. Исламский этикет требует, чтобы подача милостыни не унижала чувств нуждающегося, поэтому приветствуется скрытая помощь.

В Коране так описываются нравственные ценности и образ жизни истинного мусульманина: «...И вот тогда вы станете одним из тех, Кто верит в Бога и смиренно сострадает, И с милосердием творит добро. Таков лик праведных, — стоящих По праву сторону в День Судный» (сура «Город», аят 17—18). Почти все основные требования к мусульманину помещаются во второй суре Корана: «То, что вы поворачиваетесь лицом на восток или запад, это еще не означает, что вы совершаете благодеяние. Благодетелен тот, кто верит в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Коран, в пророков, благодаря своей любви к Аллаху раздает часть своего имущества своим близким, сиротам, оказавшимся в беде, путешественникам, бедным, пленным, тот, кто соблюдает намаз, раздает закят, тот, кто соблюдает договоренности, терпеливо сносит невзгоды во время беды или на поле брани» (2:177).

Коран повелевает верующим проявлять терпимость и прощать. Эти качества считаются для верующих очень важными. «Добро и зло не могут быть равны, Так оттолкни же зло добром, И тот, кто ненависть к тебе питает, В родного друга обратится» (сура «Разъяснены», аят 34).

Исламская этика не требует от человека прилагать какие-то особые усилия для соблюдения норм, а рекомендует соблюдать простые человеческие правила, неукоснительное следование которым возвышает мусульманина в глазах окружающих. Например: необходимо уважать и почитать старших; необходимо быть добрым и милостивым с теми, кто младше и слабее; нельзя давать ложную клятву; нельзя обижать соседа; нельзя злословить и клеветать; нельзя поносить свою родословную.

К наиболее ценимым в исламской этике качествам и достоинствам личности можно отнести:

 умение сдерживать свои низменные страсти и преодолевать излишества в чувствах, не действовать сгоряча. «Самый сильный человек тот, кто умеет сдерживать свои эмоции», — гласит 58-й хадис [211, 93]; «Высокомерие, бахвальство из-за красивой одежды умный человек не проявит, ибо в человеке важнее всего добрые намерения, чистые помыслы, чистота души», — говорится в 192-м хадисе;

 умеренность в желаниях и материальных потребностях. В 33-м хадисе говорится: «Богатство не в больших деньгах, а богатство в душе»;

 способность к миротворческой деятельности, к сохранению дружеских отношений;

 совершение религиозных обрядов;

 остережение от неблаговидных поступков;

 поддержание добропорядочных отношений с людьми;

 осознанное, продуманное отношение к своим поступкам («Что посеешь на этом свете, то пожнешь в другом»). Согласно исламским представлениям о самосовершенствовании, человек каждый день минимум полтора часа своего времени должен посвятить анализу своих действий, поступков и составлению дальнейших планов;

 милосердие, доброжелательность — «доброта не стареет, не стирается» (11-й хадис), «не упускай ни малейшую возможность делать добро» (6-й хадис);

 личная ответственность за свое влияние на окружающих людей;

 бескорыстие, отсутствие честолюбия;

 высокоразвитое чувство справедливости, правдивости, честности. В 76-м хадисе говорится: «Правдивость — свято. Правдивый в словах и действиях — богоугодный человек...»

В первоисточниках ислама называются и самые неприглядные черты человека по меркам мусульманской морали: эгоизм, жестокость, алчность, агрессивность, тщеславие, распущенность, воровство, зависть.

В системе духовно-нравственных ценностей ислама очень большое место занимает понятие «джихад». Часто значение джихада сводят к ведению военных действий против «неверных», однако истинное значение этого слова совершенно другое. «Джихад» означает «усердие», истинный джихад — это битва против того, что мусульмане называют словом «дунья» (буквально «мир»). Мир, будучи творением Бога, сам по себе не зол, но в нем присутствуют некоторые аспекты материального существования, прямо противоположные воле Бога и вводящие человека в заблуждение. Самым опасным заблуждением является себялюбие. Конечно, человеку следует и любить себя, и заботиться о себе, и уважать себя, так как он — творение Аллаха, но когда люди становятся себялюбивыми, то собственные низменные желания увлекают их с путей праведной жизни; себялюбивые люди поклоняются прежде всего сами себе, а не Богу; они всегда озабочены только собственной персоной, пренебрегая своими обязанностями по отношению к Богу, которые выражаются любовью и милосердием по отношению к другим — будь то люди или животные. Таким образом, дунья соблазняет слабых людей мирскими страстями и роскошью, отвращая их от праведной жизни и делая жадными, жестокими, трусливыми, заносчивыми и т. д. Джихад и является борьбой против этого соблазна. И в этом понимании джихад — обязанность каждого мусульманина.

Система нравственно-этического и интеллектуального воспитания в исламе складывается из двух аспектов: этического, представленного в Коране и Сунне Пророка, и практического, представляющего собой традицию нравственно-этического поведения в повседневной жизни. Данная система основана на том, что человек должен знать и понимать содержание нравственно-этических действий, нести за них ответственность, а ответственность человека в исламе связана с пониманием свободы выбора. Нет ответственности у того, кто вынужден поступать тем или иным образом, не имея права выбора. Отсутствие знания не освобождает человека от ответственности перед обществом, поэтому ислам предписывает верующим получать образование.

В традициях ислама большое внимание уделяется интеллектуально-нравственному аспекту в воспитании человека, источниками которого являются Коран и Сунна, а также пример жизни самого пророка Мухаммада, который служит для верующих безусловным эталоном праведного образа жизни и мыслей, лучшим образцом для подражания.

И обучение, и воспитание, согласно исламской традиции, основываются на приобретении человеком истинного знания. Знанию в исламе придавалось и сегодня придается исключительно большое значение. При этом выделяется два уровня знания: предвечное и всеобщее — Божье, являющееся одним из символов могущества Аллаха, равное вере, и человеческое, обычное, мирское. То есть вера в исламе традиционно в известной степени отождествлялась со знанием. При этом вера всегда противопоставлялась неверию, а знание — неведению. Стремление к знанию считается безусловным долгом каждого мусульманина. Обладание им в глазах общественного мнения ценилось и до сих пор ценится выше, чем обладание собственностью, «ибо знание охраняет тебя, в то время как ты должен сохранить собственность».

В хадисах неоднократно подчеркивается важность, ценность образования. Так, 47-й хадис гласит: «Если у тебя есть возможности и способности — будь ученым, если не получается — обучающийсяом, стремящимся к знаниям, если и это не удается — то старайся слушать больше речи образованных людей, если и это не получается — имей положительное отношение к просвещению, образованию или хотя бы не отрицай, не будь противником просвещения, образования». «Если мусульмане хотят иметь все блага в этой жизни, быть счастливыми — единственное средство для этого — образованность».

Суть исламской культуры во многом выражена в традиции передачи нравственных и этических норм из поколения в поколение, преемственности поколений в вопросах воспитания. По исламской традиции, обучение детей начинается в семье. Система семейного воспитания была и остается у мусульман основой, определяющей эталоны и нормы поведения человека, его нравственные устои, нарушение которых могло вызвать недовольство прежде всего со стороны семьи, клана, сообщества. Уровень нравственно-этического развития человека как результат воспитания ребенка в семье — это еще и показатель родительской успешности, состоятельности.

Семья, брак в исламе считаются основой благополучия человека, в семье успокаивается сердце, отдыхает совесть и радуется душа. Связь между мужчиной и женщиной должна быть дружеской и строиться на чувстве постоянства. Мужчина несет ответственность за всех членов семьи, не только в материальном, но и в духовном, моральном смысле. Что касается обязанностей женщины по отношению к ее мужу, то они заключаются в обеспечении ему отдыха и других потребностей, воспитании его детей и оберегании его чести и имущества. У детей тоже есть обязанности в отношении родителей: они должны относиться к ним с любовью и почтением, воздавать благодарностью за родительский труд. Непочтительность к родителям и старшим вообще — один из самых тяжких грехов. Мусульмане считают, что, поскольку мать испытывает не только радости, но и страдания, рожая и воспитывая своих детей, Пророк поставил ее на первое место среди тех, кого следует почитать и уважать. Именно поэтому в исламской традиции считается, что сирота не тот, кто остался без отца, но тот, кто остался без матери, ибо нет в мире другого сердца, так наполненного состраданием и сочувствием, как сердце матери.

Большое значение в исламской традиции придается родственным отношениям, а также отношениям добрососедства. По значимости близкие и родственники располагаются следующим образом: родители, супруг или супруга, дети, близкие, соседи, друзья, знакомые, сироты, вдовы и вдовцы, нуждающиеся в помощи. Одним из признаков праведности или неправедности человека является то, как думает о нем его сосед.

Ислам отвергает любые призывы к пересмотру или обновлению системы нравственных ценностей, не стремится к необоснованному изменению тех или иных моральных устоев, которые считаются эталонными. Правила, составляющие основу исламской нравственности, сопровождают человека, где бы он ни был и что бы он ни делал: дома, на работе, за обеденным столом или на поле битвы, одним словом, вся жизнь человека, начиная от колыбели и кончая смертным одром, регулируется принципами, источником которых является исламский религиозный закон.

Ценности иудейской культуры

Основополагающей ценностью иудейской культуры является строгое исполнение заповедей, дарованных Богом избранному народу через пророка Моисея на горе Синай. Заключенный с Богом Завет является непреходящим для новых поколений. Поэтому верующие евреи безусловно осознают свое особое историческое призвание — быть богоизбранным народом. Это осознание своей ответственности перед Богом и человечеством евреи пронесли через века жесточайших преследований.

Исполняя условия Завета, евреи должны в конечном итоге привести все народы к признанию единого Бога-Творца и следованию универсальной морали. Но для того чтобы усовершенствовать мир, необходимо постоянно совершенствовать себя, следуя многочисленным и не всегда легко исполнимым указаниям религиозного Закона. Таким образом, еврейская «избранность» не дает никаких привилегий, но, напротив, накладывает дополнительную ответственность, повышенные обязанности и сопряженные с ними трудности повседневного бытования.

Главными правилами нравственной жизни в иудаизме выступают заповеди. Еврейский Закон предписывает исполнение 613 заповедей-мицвот. Значительная часть из них связана с храмовым ритуалом, поэтому после разрушения Иерусалимского Храма в 70 г. н. э. они утратили свою актуальность, и обязательными к исполнению остались около 300 мицвот. Для сравнения: не еврею, как считает еврейская традиция, достаточно строго следовать семи заповедям, чтобы считалось, что он живет праведно.

Нравственный закон, данный Моисеем своему народу, является важным стержнем для понимания еврейской религиозной культуры. Мицвот задают стандарты нравственности и предписывают евреям воплощать их в жизнь. Например, в Торе есть мицва о «допустимых» и «недопустимых» разговорах: можно ли еврею говорить все, что он пожелает, о другом человеке, даже если это правда? Иудаизм отвечает — нет, говорить недоброе за спиной человека — весьма серьезный грех. В еврейском Законе существует много этических заповедей: как вести дела в торговле, как заботиться о престарелых людях, как помогать бедным и больным, как утешать скорбящих, — еврейский Закон имеет соответствующие мицвот практически для каждой области деятельности и для каждого аспекта человеческой жизни.

Именно стремление к скрупулезному исполнению Божественной воли сделали иудаизм «религией действия». Главной ценностью и в предстоянии перед Богом, и в глазах окружающих является поступок, а не вера. По большому счету вера — внутреннее, личное дело каждого. Но именно поведение человека, его конкретные поступки раскрывают истинность и глубину этой веры. Еврейский философ-раввин Лео Бек (1873—1956) писал в книге «Сущность иудаизма»: «Через действие мы проповедуем нашу религию. Наша жизнь расскажет о величии нашей веры».

В контексте иудейской религиозной культуры вся жизнь человека — это непрерывное стояние перед Всевышним. Слова и поступки людей имеют главным образом нравственную, а не эстетическую или интеллектуальную ценность, а грех понимается не как частная ошибка или заблуждение, но как отступление от воли Творца, неизменной для всех живущих.

Иудеи верят, что вслед за короткой и полной смятений и бед временной жизнью последует новая, вечная, и эта вера определяет их религиозное мировоззрение и отношение ко всему земному. Как миг соотносится с вечностью, равным образом должны соотноситься в душе человека желания благ настоящей и будущей жизни. Ради большего, вечного блаженства следует быть готовым пожертвовать временным благополучием и удовольствиями. Необходимость быть готовым к наступлению Судного дня — основополагающий принцип, определяющий образ жизни исповедующего иудаизм человека, его поведение, поступки, отношение к другим людям.

Тора, Закон — основа основ еврейской религиозной жизни. Современный еврейский ученый, глава Иерусалимского института изучения иудаизма раввин Адин Штейнзальц так говорит о Торе: «Тора является выражением Божественной воли и указывает на характер и форму взаимоотношений между Творцом и миром... Тора — это еще и Закон, устанавливающий для человека нормы поведения, в значительной мере определяющий его поступки и характер отношений между людьми, направляющий в верное русло человеческие мысли, мечты и желания — к осуществлению замысла всего Творения, заложенного в Торе. В этом смысле Тора — путь жизни; она указывает человеку цель, к которой тот должен стремиться в своем духовном и физическом существовании в мире».

В основе Торы лежит любовь к Богу и безусловное уважение к Его творению, Его образу и подобию — человеку. Сотворение человека «по образу и подобию Бога» не означает в иудаизме, что человек добр в своей основе. Это означает, что человек, в отличие от животных и подобно Богу, имеет понятие о добре и зле и обладает свободой выбора между ними. Иудаизм не считает, что человек непременно и наследственно порочен. Но, учитывая, что человек по природе своей чаще бывает эгоистичным, иудаизм заключает, что творить зло легче, чем творить добро. Значит, человек должен учиться творить добро путем самовоспитания и самодисциплины.

Выдающийся еврейский законоучитель древности Гилель кратко сформулировал самое важное, на его взгляд, положение иудаизма: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Вот суть Торы, все остальное — пояснения». Этот афоризм сохранился в веках под названием «золотое правило нравственности». Другой законоучитель, Акива, видел суть еврейского Закона в словах «Люби ближнего своего, как самого себя».

В языке иврит, священном языке Торы и одновременно современном языке еврейского государства Израиль, нет слова, обозначающего религию. Самым близким по смыслу является слово «даат», что означает «знание» или «познание». И это очень показательно, поскольку одной из важнейших заповедей иудаизма является изучение Торы.

Ученость во все времена пользовалась среди евреев чрезвычайным уважением, и нередко богатые люди почитали за честь отдавать своих дочерей замуж за бедняков, посвятивших жизнь изучению Торы.

Учение начиналось с малых лет, и первые шаги были связаны с рядом красивых обычаев, направленных на то, чтобы вызвать у детей интерес и закрепить желание учиться. Обучающий и воспитательный момент заложен также в традиции проведения ряда праздников еврейского календаря. Так, главными действующими лицами седера — трапезы в праздник Песах — являются младшие члены семьи. Порядок застолья выстроен таким образом, чтобы дети заинтересованно выслушали и сохранили в памяти один из основополагающих моментов еврейской религиозной истории — Исход из египетского рабства, положивший начало существованию евреев как народа.

Обучение детей Торе, воспитание их в духе религиозной традиции для евреев не просто одна из функций семейной жизни, но прямая религиозная обязанность. Поэтому первыми наставниками в передаче традиции от поколения к поколению становились отцы и деды. В библейской книге Псалмов Давида говорится: «Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа... который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтоб знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям — возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божьих, и хранить заповеди Его».

В иудейской традиции учение считалось непреходящей ценностью, поэтому, становясь взрослыми, верующие евреи продолжали изучать Тору. После трудового дня люди разных профессий садились дома за священные книги или собирались в синагогах. Не случайно одно из названий синагоги, молитвенного дома, у евреев Восточной Европы — шул, школа.

Ценность семейных отношений в иудейской традиции, особое отношение иудаизма к семье определяется следованием первой заповеди, данной человеку Богом: «Плодитесь и размножайтесь». Для верующего еврея создание семьи, продолжение своими силами дела Творения — это обязанность, исполнение Божественного повеления. Именно поэтому в традиционных еврейских семьях, как правило, много детей, и это считается великим счастьем.

Признавая за мужчиной первенство в труде и общественной деятельности, многие иудейские источники настаивают на важном духовном предназначении женщины-иудейки. «Нехорошо быть человеку одному», — сказал Всевышний (Быт. 2,18). Ни одна цель не покорится мужчине, если он попытается достичь ее в одиночку. Любая задача будет слишком трудна для него; чтобы ее выполнить, требуются объединенные усилия двух людей, мужчины и женщины. Всевышний создал женщину, чтобы та дополняла своим трудом деятельность мужчины; они сотворены для совместного осуществления Божественного замысла. Мужчина без жены лишен цельности, в жене он ищет недостающую часть собственного существа. Не случайно принадлежность к еврейскому народу передается по наследству через мать, а не по отцовской линии. Органическое единство еврейской женщины с задачами воспитания детей столь тесно, что «рождение» и «воспитание» на иврите выражаются одним и тем же словом, так что оба этих процесса представляются как бы единым целым.

В иудейской традиции за целостность и благополучие семьи не<


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.