Гуманистический характер социального воспитания в эпоху Возрождения. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Гуманистический характер социального воспитания в эпоху Возрождения.

2022-05-09 16
Гуманистический характер социального воспитания в эпоху Возрождения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С развитием производительных сил в Европе с начала XIV в. формируется новое мировоззрение, получившее название гуманистического. В Италии, колыбели европейского Возрождения, где оно проявилось особенно ярко, главнымв формировании личности становится воспитание гражданина.

Первые шаги в практическом осуществлении программы гуманистического воспитания нового типа были предприняты в 20-е годы ХV в. талантливыми итальянскими педагогами Витторино да

Фельтре и Гуарино Гуарини. Витторино была создана придворная школа, вошедшая в историю как «Дом (школа) радости». Но и до этого он имел опыт учительствования. В Венеции и Падуе он

занимался с богатыми, а на полученные деньги обучал бедных, но талантливых детей. Когда его пригласили к себе домашним учителем маркиза Гонзага, В. Да Фельтре согласился. Гуманисты

верили в идею, что благом для общества будет воспитание достойного государя. В Мантуе была организована школа интернатного типа. В ней кроме детей мантуанского герцога, на чьи средства она содержалась, и других детей знати, учились еще свыше сорока неимущих учеников. Учитель кормил их за свой счет, руководствуясь принципом равных (соответствующих способностям) возможностей в получении образования. Воспитанники находились под постоянным контролем, беспрекословно подчиняясь внутреннему порядку. Наказание применялось только за непослушание, лесть, дерзость или лень. В школе обучались как мальчики, так и девочки, что само по себе было новшеством для того времени. В школе формировался дух дружбы, любви, заботы и взаимопомощи.

Витторино да Фельтре был уверен, что лучше предупредить, чем исправлять проступки. Он считал, что важнее нравственно правильно жить, чем хорошо учиться. Дурной человек никогда не станет настоящим ученым. Это была школа воспитания, она не имела профессиональных целей. Помимо образовательных дисциплин было много физических упражнений и игр. Витторино да Фельтре сам сделал себя сильным и здоровым с помощью спортивных занятий. Большое значение уделялось религиозному воспитанию. Но это было не схоластическое изучение Закона Божьего, это было практическое благочестие. В детях воспитывали трудолюбие, умение выносить трудности, презрение к пустым удовольствиям и бездействию, уважение к старикам и почитание родителей, учили строить человеческие отношения со сверстниками.

Основную цель школы Витторино видел в том, чтобы заложить такой фундамент общей культуры, который в дальнейшем позволил бы воспитанникам самостоятельно овладеть специальными предметами. Умение самостоятельно овладевать знаниями гуманисты ставили во главу угла. Главную воспитательную задачу педагог, разделяя взгляды «гражданского» гуманизма, видел в

подготовке достойных граждан страны. По воспоминаниям его знаменитых учеников, он заявлял, что даже обладающий феноменальными способностями человек не вправе назвать себя просто юристом, врачом, филологом, если он не сознает своих общественных обязанностей. Для нужд школы Витторино да Фельтре просил деньги у богатых горожан. Он помогал бедным, бесплатно содержал их в учреждении, кормил, одевал. Символом школы стал пеликан, который, согласно легенде, раздирает себе клювом грудь, чтобы накормить птенцов.

Близкой по гуманистическому духу, но принципиально отличающейся по подходу к содержанию образования, явилась частная школа в Ферраре, куда был приглашен для преподавания педагог

высочайшей культуры Гуарино. Он, как и Витторино, потребовал от маркиза, владельца школы, права обучения в ней не только наследника, но других мальчиков. Девочки в его школе не обучались.

Педагогическая цель Гуарино состояла в том, чтобы подготовить своих питомцев к их будущей профессии, что отличало его от Витторино. Поэтому при обучении каждого ученика он делал акцент

именно на тех предметах, которые будут необходимы в избранной данным учеником профессиональной деятельности.

Не менее значимой фигурой общеевропейского гуманистического движения в формировании научного педагогического знания был испанский философ, психолог и педагог Хуан Луис Вивес. В попытке создать опытную науку Вивес обосновал философскую концепцию, предвосхитившую учение Фрэнсиса Бэкона. Природа, по его мнению, может быть познана только экспериментальным путем, посредством наблюдений и опыта. Точно так же познается и природа человека. Многолетняя деятельность Вивеса в качестве школьного учителя и преподавателя университетов во Франции и Англии позволила выдвинуть ряд важных для педагогической прогностики положений, изложенных в его сочинении «О науках». Вивес первый из гуманистов обратил внимание на появление в тот период так называемых «школ для бедных», функционировавших при работных домах, где детям давали азы грамоты. Готовя учебную программу для этих школ и проект их финансирования, Вивес понимал тщетность такой попытки избавить народ от обнищания, но его представления о школах для бедных были значительно прогрессивнее. Вслед за Италией гуманистическое движение распространяется во Франции, Германии, Нидерландах.

 

 

         

 

Утопия томаса мора

Утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет»)[1] — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели. Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное (с точки зрения рабовладельцев) государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (а взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.

Жанр появляется вновь в Эпоху Возрождения, что связано с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После этого начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка. Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий.

Платон. Дальнейшее развитие античной политической мысли связано с именем знаменитого философа Платона. Впервые политические идеи были изложены в отдельных политических трактатах, написанных в форме диалогов: "Государство", "Политик", "Законы". Древнегреческий философ продолжил уже наметившуюся традицию обоснования идеальной формы государства. Отметим, что античная политическая мысль отождествляла общество и государство. Подобный подход сохранится вплоть до эпохи Нового времени. Другая проблема, которую затронул Платон, - смена государственных форм.
По мнению Платона, идеальное государство можно обосновать, уподобив его телу или душе человека (Аним. 1).

Трем частям души человека - разумной, яростной и вожделеющей - должны соответствовать три сословия:

правители, достоинством которых является мудрость;

воины, которых от других отличает храбрость;

производители (ремесленники, торговцы, земледельцы, актеры), для которых характерно желание насытить свой желудок и эмоции.

Подобное выделение сословий определяется необходимостью разделения труда, ибо каждый вид деятельности требует определенных знаний и навыков. Идеальное государство Платона иерархично. Высшим сословием являются правители, так как они, обладая мудростью, способны обеспечить общее благо. Низшее положение занимают производители. Для закрепления социальной иерархии философ использует миф о примешивании богом к каждому сословию определенного металла: правителям - золота, воинам - серебра, производителям - меди и железа. Справедливость как принцип совершенного государства заключается в том, что каждое сословие занимается свои делом и имеет свое особое положение в общественной иерархии.
Другая черта идеального государства (рис.) - аристократическое правление, при котором правят только разумные люди. Способность постичь мудрость, которая передается потомкам путем подбора родителей и длительного обучения "искусству политики", присуща философам. Единство государства может подорвать эгоизм отдельных людей. Платон видел решение этой проблемы в ограничении потребления только самым необходимым и в упразднении какой-либо собственности и семьи для сословий правителей и воинов. Государство остается идеальным до тех пор, пока каждое сословие занимается своим делом, в чем и выражается, по мысли Платона, справедливость. Однако порча характера правителей и подвластных, необоснованные претензии других сословий (тех, кто не обладает мудростью) на власть приводят к разложению идеального государства и к его последовательной замене более низкими государственными формами. Идеальное государство (Аним. 2), реализованное в форме монархии (царской власти) либо в форме аристократии (правления философов), вырождается в тимократию (власть воинов), затем в олигархию (власть немногих, которую Платон понимает как плутократию - господство богатых). Чрезмерное имущественное неравенство вызывает возмущение народа, что приводит к утверждению демократии, которая затем заменяется наихудшим государством - тиранией. Круговорот государственных форм завершается возвращением в идеальное состояние. Но сам Платон не раскрывает механизма облагораживания тирании. Демократию он также рассматривает как несовершенную форму государства, что, видимо, было продиктовано неприятием греческим мыслителем ее практического воплощения в афинском полисе: решения народа не всегда были мудры, демократическими процедурами часто пользовались авантюристы для прихода к власти. Наконец, Платон не простил афинским гражданам смертный приговор его учителю Сократу. Аргументируя свое отношение к демократии, философ высказывает проницательную мысль об опасности чрезмерной свободы, ибо из крайней свободы может родиться жесточайшее рабство. История знает примеры, подтверждающие этот прогноз. Многие диктаторские режимы возникали из кризисов, спровоцированных состоянием анархии и распадом сложившихся форм взаимоотношений между людьми, доминированием в настроениях людей идеи ничем не ограниченнойсвободы.
Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Гуманизм эпохи Возрождения нашел выражение в формировании нового течения общественной мысли, ставящего вопрос о несправедливости сложившегося социального неравенства и защищающего интересы самых бесправных слоев населения, - утопического социализма. Идеи нового учения в художественно-романтической форме выразили (рис.)Томас Мор в произведении "Утопия" и Томмазо Кампанелла в "Городе солнца". В переводе "утопия" означает "место, которое не существует". После Мора утопическими будут называть все неосуществимые проекты преобразования общества в соответствии с представлением об идеальном общественном строе. Утверждение отношений социального равенства Мор и(рис.) Кампанелла связывали с уничтожением частной собственности, всеобщей обязательностью труда, с равным распределением общественных благ (рис.) Их проекты идеального общественного устройства, как и проект греческого философа Платона, имели черты грубой уравнительности и аскетизма, непоследовательности (Мор сохранял рабство). Но если целью Платона было сохранение социальной иерархии и неравенства, аристократическое или монархическое правление, то для Мора и Кампанеллы - достижение социального равенства и улучшение жизни простого народа. Платон же, описывая идеальную организацию общественной жизни, оставляет без внимания сословие "производителей". Отличаются и их представления об организация политической жизни. Так, в городе Солнца функционирует народное собрание (Большой совет), который избирает и контролирует должностных лиц. В то же время верховный правитель и три его советника не могут быть смещены по воле народа. Политический строй на острове Утопия более демократичен. Все должностные лица избираются народом. Но все же политический идеал Мора более соответствует "смешанному правлению". Наряду с народным собранием верховную власть разделяет выбираемый ежегодно сенат (аристократическое начало) и князь, который избирается пожизненно (монархическое начало).

 

43.борьба с соц проблемами в обществе.

Новее время (17 – 1 пол. 19 века)

Главная проблема того времени – бедность, которая распространялась в Англии, Франции,… благоларя развитию бедности росла и преступность.

С 16 - сер. 17 века в Англии, Франции, Германии появились приюты, работные дома, госпитали, где нищие дети жили вместе с ворами, бродягами.

1697г - появление первого работного дома в Брестоне (Англия). Там занимались дети бедных слоев населения на текстильном производстве, тяжелым трудом.

Но уже к середине 18 века их насчитывалось около 200. Перемещается акцент увеличения роли образования как основного способа социализации.

Средняя продолжительность жизни уменьшается до 30 – 40 лет. Воспитательная роль отводилась среде. К концу 19 века начинается урбанизация, промышленный переворот. Происходит снижение уровня заработных плат и увеличение смертности. Население росло медленно несмотря на увеличение рождаемости, так как не было детской гигиены, она не соблюдалась, многие умирали от оспы.

Грамотность уменьшилась, обучение было только в семье. В 17 века возникла идея образования бедных. В городах Англии и Франции поставили цель воспитать набожного серьезного работника. Возникает необходимость создания школы для бедных, в которой обучали письму и счету вместе с духовным воспитанием. В Англии во 2 пол 17 века открылось – «Общество распространения христианского знания» организатором, которого явился Уотсон. В этом обществе дети бедноты должны были получать знания. Во Франции открылись школы в Мулене, Леоне…большое значение придавалось военному обучению. Луиза Беландж создает монашеское объединение, в которой воспитывалось 40 девочек бедноты. А так же орден Урсулинок – школы для девочек. В Англии открываются маленькие школы, в которых воспитывались дети 5 – 10 лет. Их обучали письму, счету. В Великобритании к сер. 19 века создаются школы рабочих для уличных детей. Гл идея – лень – основа для порока, а труд лучшее лекарство от лени. Выделяют 3 типа школ: для детей бедноты, для бродяг школы, школы для малолетних преступников.

В 19 веке зарождалась карцерная система благотворительности, которая представляла собой сеть заведений, оказывающих помощь нуждающимся. Она включала в себя учреждения: сиротские приюты, благотворительные школы, школы для взрослых, больницы, богадельни. Объектом социальной помощи были – дети сироты, дети, обладающие физическими или умственными недостатками, неизлечимо больные, одинокие старики.

44.Древнерусское государство. С крещением Руси князем Владимиром связано появление школ. В них не только обучали чтению, письму, пению, но и уде­ляли большое внимание нравственному воспитанию. Этому спо­собствовала учебная литература и другие памятники древнерус­ской культуры, дошедшие до наших дней. Они свидетельствуют о силе любви к Отечеству, которую несла эта литература, о высо­ких идеалах воспитания.

Тем не менее в Древней Руси отсутствовала какая-либо упоря­доченная система школьного образования. Главными очагами вос­питания и обучения были семья и церковь. В процессе семейного воспитания ребенок с участием домашнего учителя-священника обучался праведному житию. Важно подчеркнуть, что в Киевской Руси родители были обязаны готовить своих детей к трудовой и семейной жизни. Об этом говорится в основном своде документов того времени — «Русской правде».

Важно и то, что после крещения ребенок обретал ангела-хра­нителя, а также крестных отца и мать, которые вместе с родителя­ми помогали его духовному воспитанию. Имелся также и духовный отец, которым, как правило, был священник, крестивший ребен­ка. Ему исповедовались, у него спрашивали совета, к нему обраща­лись за разъяснениями. Именно он считался главным учителем.

В целом христианская педагогика оказывала сильное влияние на формирование духовного мира человека, создавала мощный заряд душевной силы и мудрости, служила опорой в умственной и практической деятельности и в отношениях с людьми.

Однако процесс социализации ребенка определялся не только церковным влиянием. Он дополнялся народной системой воспита­ния, направленной на повседневную жизнь человека. В этом про-цессё~участвовала семья и ближайшее сословное окружение.

Народная педагогика была обращена на воспитание, основой которого являлось умственное развитие детей, формирование нрав­ственных качеств, подготовка к трудовой деятельности. Особое место здесь занимали пословицы, в которых педагогическая мысль отражалась в форме наставлений, пожеланий, советов, предуп­реждений. Конкретность и образность пословиц способствовали быстрому запоминанию их детьми. В Древней Руси использовались и другие средства народной педагогики: сказки, загадки, были­ны, песни, притчи и т.д. Нашествие монголо-татар приостанови­ло развитие экономики и культуры древнерусского государства. Необходимым компонентом социализации подрастающего поколения стало приобщение детей к православию и народной культуре.

 

46законод.база. Приобщение населения к грамоте является одним из основных средств развития личности,введение ее в гражданский статус.Илларион стал автором устава Ярослава Мудрого,кот.явл.на Руси наиболее ранним кодексом семейно-брачного права.Из 43 статей устава почти треть направлены на защиту чести женщины,будущей матери,ее достоинства.В виде крупного денежного штрафа определялось наказание за изнасилование,похищение,оскорбление женщин,за насильное принуждение дочерей к браку,отравление больной жены и.т.д.

В более поздней версии устава был определено наказание за детоубийство.Стремление церкви взять под контроль брачно-семейные отношения и таким образом определить на общество и государство.Запрещалось хоронить жену вместе с умершим мужем.В результате становится значительно меньше дитей-сирот.Резко снижается количество конфликтов между умершими за их имущество.С появлением малой семьи в случае смерти родителей возникает проблема наследования собственности.Возникает опекунство (в ст.99 русской правды)Если в семье останутся сироты или мать после смерти мужа выйдет замуж.то ближайший родственник берет детей вместе с имуществом под опеку до совершеннолетия.Передача имущества происходит в присутствии посторонних.Опекун имел право пользоваться этим имуществом,отдавать его взаймы,в аренду,пользоваться прибылью за что должен был воспитывать сироту.При достижении ими совершеннолетия опекун должен полностью возвратить им наследство а в случае утраты оплатить его стоимость.Опекун назначается из числа близких родственников за исключением отчима при котором была мать детей.Назначение опекуном родича соответствовало традициям родного строя.Определение детей на опеку определялось термином дать на руки.Педагогическая функция опекунства определялось словом печаловаться,в котором назначалась забота о воспитании детей,т.е. покровительствовать,усердно заботиться о ком-либо,относиться к сиротам как к родным.Русская правда защищала интересы детей-сирот и препятствовала произволу со стороны опекунов и отчимов,что в определенной степени гарантировало им опредекленные условия для воспитания и развития,для их жизни после совершеннолетия.Русская правда официально провозгласила ведущие социальные ценности.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.