Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2022-05-09 | 17 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В XIX в. получает дальнейшее развитие общественное воспитание. Воспитательные дома, п оявившиеся в XVIII в., находились в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны. Для их содержания были установлены специальные источники доходов, в частности монопольное производство карт, ссудная и сохранная казна.
Помимо внебрачных детей в воспитательные дома начинают принимать сирот, а также (за некоторую плату) детей, имеющих родителей. Девочки и мальчики находились в воспитательных домах до 19 — 21 года. Причем их учили не только чтению, письму, счету, но и ремеслу.
В воспитательных домах были открыты латинские классы, где преподавались иностранные языки (немецкий и латинский); выпускников готовили к поступлению в Медико-хирургическую академию и в университет на медицинское отделение. Для наиболее способных воспитанниц были открыты французские классы, где обучали будущих воспитательниц частных домов. Кроме латинских и французских классов создавались немецкие с целью подготовки нянь и акушерок, а также музыкальные — для подготовки учительниц музыки.
В первой половине XIX в. возникают сиротские институты — Александровский (в Москве) и Гатчинский (в Петербурге). При воспитательных домах создавались сиротские отделения.
В конце столетия в деятельности воспитательных домов начали принимать активное участие земства. В некоторых таких учреждениях открывались школы, где обучали ремеслам с целью дальнейшего трудоустройства воспитанников. Предпринимались попытки создавать воспитательные дома в провинции, но из-за большой смертности детей они были закрыты.
Часть внебрачных детей и сирот распределялись по крестьянским семьям. По достижении 17-летнего возраста мальчиков приписывали в «сельское сословие» и наделяли землей, а девочкам в 19 лет выдавали «вечноувольнительное свидетельство». В некоторых губерниях из числа совершеннолетних воспитанников были созданы земледельческие колонии, снабжавшиеся орудиями труда и освобождавшиеся от податей.
|
В XIX в. были созданы и такие воспитательные учреждения, как детские приюты. Считается, что первый немонастырский приют был открыт фабрикантом-горнозаводчиком А.Демидовым при доме призрения трудящихся. Он предназначался для дневного присмотра за детьми работниц его промышленных предприятий. Для руководства такими учреждениями был создан Комитет главного попечительства детских приютов. Вскоре было разработано и «Положение о детских приютах» (1839), которое определяло содержание воспитания и порядок их деятельности. В частности, учреждались губернские, уездные и сельские попечительства для беспризорных детей на средства частной благотворительности. Общий надзор и управление за детским приютом осуществляли попечитель (попечительница), а также их помощники — директор, почетный старшина, смотрительница приюта и ее помощница (она же педагог-воспитатель).
Основная задача приютов состояла в том, чтобы предоставить детям временное убежище и элементарное образование. Впоследствии в них разрешался ночлег, а затем и постоянное проживание для наиболее обездоленных.
По своей подчиненности большинство детских приютов относились к Ведомству учреждений императрицы Марии. Однако существовали приюты, которые находились в ведении различных благотворительных обществ, частных лиц, ведомств.
В конце XIX в. в детские приюты Ведомства учреждений императрицы Марии кроме грудных принимались также дети 3 лет, которые оставались там до 12-летнего возраста.
Создавались также приюты для безнадзорных детей в возрасте от 6 до 16—17 лет. Здесь они готовились к самостоятельной жизни, получая начальное образование и обучаясь ремеслам или сельскохозяйственному труду.
|
В период с 1839 по 1899 г. открывалось более двух приютов в год и к концу этого 60-летнего периода их насчитывалось в стране около 160. На полном содержании в приютах находилось примерно 6,5 тыс. человек, а с приходящими — более 13 тыс. Можно говорить об активном участии общественности в создании воспитательных учреждений для детей беднейших слоев населения.
Активную воспитательную и благотворительную деятельность осуществляло Петербургское общество попечения о бесприютных детях, содержащее приют более чем на 350 детей. Воспитательная работа здесь проводилась по возрастным группам: дети 1—4 лет находились на попечении нянечек; 4 — 7 лет — под руководством воспитателей учились шить и вязать, разучивали молитвы, стихи, буквы, игры. С 7 лет детей переводили в подготовительный класс, где учили грамоте, затем — по программе городского начального училища. И уже потом их переводили в приюты для старших.
Следует отметить довольно гуманные методы воспитания в детских приютах. Здесь запрещались телесные наказания и использовались такие методы, как порицание, разъяснение неправильности действий. В качестве крайней меры объявляли выговор. Содержание и формы воспитательной работы были разнообразными: использовались игры, посиделки, рыбалка, участие в хоре и т.д. Дети дежурили на кухне, убирали комнаты, стирали белье, занимались рукоделием, работали в приютских огородах и садах, обучались ремеслам. Таким образом, широко использовалось самообслуживание и профессиональное обучение, с помощью которых детей готовили к будущей самостоятельной жизни.
В целом такие учебно-воспитательные заведения, как приюты для детей бедных родителей и сирот, обеспечивали в XIX в. бесплатное первоначальное образование и воспитание, готовили детей к получению ремесленного и специального образования.
Кершенштейнер
Идею «трудовой школы» разрабатывал немецкий педагог Г. Кер-шенштейнер. Он утверждал, что подготовка ребенка к служению общим интересам будет гораздо успешней именно в «трудовой
|
В историю социальной педагогики Г. Кершенштёйнер вошел и как автор теории гражданского воспитания, изложенной им в книге «Понятия гражданского воспитания» (1910).
Суть этой теории заключалась в формировании у молодежи представления о их гражданском назначении, формирование потребности служить своему отечеству. Другими словами, по Кершен-штейнеру, цель воспитания состояла в подготовке полезных обществу граждан. Именно этим объясняется выдвижение им требования государственного образования для всех подростков от 13 до 18 лет, причем образования всестороннего, в интересах общества и общественной культуры. Такое образование и воспитание он связывал с занятием определенной профессией, в овладении которой существенную роль отводил школе как важнейшему социальному институту. Кроме того, Г. Кершенштёйнер высоко оценивал в процессе социализации деятельность различных внешкольных молодежных организаций.
Новая народная школа, считает К., должна стать естественным продолжением светлого и продуктивного детства. Такой может быть только трудовая школа. В ней, разумеется, сохраняется учеба, овладение знаниями. Умение хорошо писать, считать - также работа, труд, который влияет на развитие характера и воли ребенка. Но для новой школы нужно нечто большее - разносторонний ручной труд, который стал бы для детей источником умственного и иного развития. Важно, чтобы он был связан с профессией и домашней работой родителей, тогда семья станет естественным продолжением школы и наоборот. Наконец, школе труда стоит позаботиться о понимании ребенком общественного значения труда. Важности служения товарищам, сотрудничества с ними. О своем видении трудовой школы К. рассказал в статье «Школа будущего - школа работы».
Теперь о социальной стороне педагогических взглядов К. Он выступал идеологом так называемого гражданского воспитания, за что и подвергался жесткой критике педагогов-марксистов. Новая трудовая школа должна отвечать не только природным и интеллектуальным стремлениям ребенка, но и его социальным инстинктам. Здесь К. имел в виду «служение товарищам» и государству. Трудовая школа с ее кухнями, мастерскими и садами нужна для того, чтобы дети овладевали полезными профессиями, знаниями, навыками и любили свою работу. Но она необходима и для воспитания людей, понимающих и поддерживающих цели государства, с благодарностью служащих ему, уважающих законы. Тогда их не прельстят безумные призывы революционеров, «нездоровым идеям» они противопоставят свою гражданскую убежденность. Ради этого, считал К., нужно даже создавать «дополнительные 2-3 летние школы» для уже работающих подростков, где обучение было бы сопряжено с гражданским воспитанием. Педагогическая система К. ориентирована уже не на сословную, а на классовую систему воспитания. Отсюда его идеи о различных подходах к воспитанию и образованию детей разных по имущественному положению слоев населения, его предложения о системе школ, в которой оказывались и «тупики» и льготные условия для продолжения образования. При этом он исходил и из интеллектуальных возможностей тех или иных детей к овладению знаний.
|
Педагогика К. интересна тем, что различные по своей идеологии педагоги видели в ней то, что хотели видеть. Объективно же она в значительной степени ориентирована на природосообразность, имеет гуманистическую направленность, вносит существенный вклад в теорию и практику трудового обучения и воспитания, формирование гражданственности.
Сказалось и следование К. как традициям немецкого воспитания, так и вдохновляющим особенностям его времени, когда после первого объединения Германии происходило быстрое развитие экономики. Поэтому в немецкой педагогике в прошлом и настоящем идеи К. рассматриваются как проявление прагматизма, Любопытно, что термин трудовая школа был принят и советской школой.
34проблема несовершеннолетних пранарушителей. В рассматриваемый период довольно острой считалась проблема несовершеннолетних правонарушителей. До середины 60-х гг. XIX в. к данной социальной категории детей относились как к взрослым преступникам. И хотя несовершеннолетие считалось смягчающим вину обстоятельством, подростки содержались вместе со взрослыми и в условиях предварительного заключения, и в арестных домах, и в тюрьмах, и в этом смысле были не защищены.
После отмены крепостного права Судебный устав 1864 г. отмечал, что применительно к детям наказание должно быть не столько возмездием, сколько преимущественно средством воспитания добрых качеств и исправления дурных зачатков. К концу века, в соответствии с законом от 2 июня 1897 г., предусматривалась передача осужденных детей под надзор родителей или лиц, их заменяющих. Одновременно сокращались для них сроки заключения, а отбывать наказания они отправлялись в приюты и колонии. Кроме того, гуманный подход к этой социальной группе населения проявился в том, что судебное разбирательство становилось закрытым и проходило с обязательным участием родителей или опекунов.
|
В XIX в. получает дальнейшее развитие общественное воспитание. Воспитательные дома, появившиеся в XVIII в., находились в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны. Для их содержания были установлены специальные источники доходов, в частности монопольное производство карт, ссудная и сохранная казна.
Помимо внебрачных детей в воспитательные дома начинают принимать сирот, а также (за некоторую плату) детей, имеющих родителей. Девочки и мальчики находились в воспитательных домах до 19 — 21 года. Причем их учили не только чтению, письму, счету, но и ремеслу.
35)ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИЕ. Исслед-я соц. направления в пед-ке имеют глубокие соц. корни. Одним из первых отеч-х ислед-й были: Соколов «История пед. сист.», Блонский «Курс пед-ки», Синицкий «Из итогов соц-пед движения». Изуч-е и систематизация материалов, излож-х в указанных работах позволило выделить несколько осн-х под-в в исслед-ии соц. направления в пед-ке. Личностно-соц. под-д (П.А. Соколов) опр-т разв-е идей в пед-ке, исходя из оц. Природы лич-ти. Он обусл-н потреб-ми общ-ва и гос-ва в восп-ии подрост-го поколения. Ч-к должен отвечать тем нрав-м пр-м и нормам, кот. сложились в данном социуме. (Кант, Фихте, Песталоцци, Фребель, Наторп, Дью, Кершенштейнер). Ч-к восп-ся так, чтобы он смог быть принят общ-м и реализ-ся в нем. Ориентир-сь на нрав-е ценности общ-ва, соц. пед-г и восп-ль направляет интенсивность своей восп-й д-ти. И. Кант: мораль долга явл. законом общ-й воли, высшей чел-й салидарности. Волевой ч-к никогда не должен забывать о том, что он не один. Ч-к нрав-е существо. Подготовить ч-ка к нрав-й д-ти- осн. Задача восп-ля. Фихте: необходимо восп-ть любовь к нации; ист-е восп-е должно строиться на любви к восп-ку4 сущ-ть восп-я сост. в разв-ии ума, чувства и воли; необходимы особыевосп-е учрежд-я для детей; ребенок по природе добр; необходимо стремиться к форм-ю у реб-ка навыков самообслуж-я. Песталоцци: истинное обр-е ч-ка должно быть направлено на разв-е высших чел-х чувств; соверш-й ч-к должен быть наделен практ-ми умениями и навыками; лучшая среда восп-я- атмосфера семейной любви. Фребель: восп-е реб.- это уход за растением; д/с созд-ся не вместо семьи, а в под-ку ей; восп-е должно победить в индивидууме чув-во обособленности. Т.о. в личностно-соц. под-де восп-е и обр-е выступают осн-ми факторами соц-ии детей, а осн-е ее субъекты- семья, гос-во, церковь. Социо-личностный п-д (П.П. Блонский) социум форм-т идеологию восп-я, фил-ю и напрвления восп-й д-ти, кот. явл. частью процесса соц-ии общ-ва. (Блонский, Конт, Руссо, Толтой). Средовой п-д (Л.Д. Синицкий) обусл-н разв-и социологии, как научно-практ. знания об общ-ве, что созд. Предпосылки для форм-я СП. Он обул-н потреб-ми изуч-я средовых факторов, сущ-но влияющих на процесс и рез-т соц-ии ч-ка. Сходства: под-ды решают проблему соц-ии в соотнесении ч-к- общ-во. Различие: приоритетными началами выступает лич-ть, какой ей быть в сист. конкр-х общ-х отн-ий.
36народная педагогика.) Еще со времен др. Руси в восп-ии молодого поколения использ-сь идеи и практ-е приемы гуман-го отн-я. Сведения об этом сохранила этнопед-ка, предметом кот, явл. нар-я пед-ка, понимаемая как «Сов-ть взглядов, идей, традиций нар-х масс в обл. восп-я, сохран в обычаях, обрядах и закрепл-е в произ-х устного нар-го творчества». Осознавая восп-е как важнейшую ф-ю семейных традиций, народ по крупицам собирал опыт кажд. Семьи. Этот опыт опробир-ся в теч. многих лет, обобщался народными сказителями в пословицах, поговорках. Ценности рус-й пед-ки в нар-м тв-ве: 1) те ценности, кот. необходимо было сохранять, оберегать и следовать им для выживания рода;2) ориентир-е на общ-е ценности, на жизнь не только для себя, но и для др., учила жить среди людей, управлять соьой; 3) пр-п восп-я в труде был основополаг-м, пронизывал все нар-е восп-е.Осн-е гуманистич-е ценности народной пед-ки: многодет-я, многопоколен-я семья; уважение старших; природосообр-ть восп-я; милосердие к бедным; взаимопомощь; доброта; скромность; великодушие; мужество; щедрость; бережливость.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!