I. Организационно-методический раздел. . 4 — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

I. Организационно-методический раздел. . 4

2022-05-09 14
I. Организационно-методический раздел. . 4 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 4

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 8

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. …………………………………………………………………… 13

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 13

V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 20

VI. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ.. 21

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 31

VIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ     ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ  ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ.. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 1...…. 35

 

 

 

 


ОК- 1 - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.

В результате освоения компетенции ОК -1 обучающийся должен:

1. Знать: основные методы экономических исследований и условиях их применения;

2. Уметь: использовать основные методы экономических исследований; ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; определять собственную коммуникативную роль в жизни коллектива.

3. Владеть: методами абстрактного мышления, анализа, синтеза; владеть технологиями получения, систематизации, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний из различных источников.

ОК - 2- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения.

В результате освоения компетенции ОК- 2 обучающийся должен:

1. Знать: закономерности экономического поведения в стандартных и нестандартных ситуациях, формы социальной и этической ответственности за принятые решения;

2. Уметь: формировать представление об эффективных действиях в стандартных и нестандартных ситуациях;

3. Владеть: навыками разработки исследовательских программ, их всестороннего обоснования и эффективной реализации, оперативного и стратегического планирования комплексного подхода к решению производственных задач в нестандартных ситуациях.

ОК-3 - готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потен-
циала.

В результате освоения компетенции ОК -3 обучающийся должен:

1. Знать: факторы, влияющие на саморазвитие, самореализацию, использование творческого потенциала в области профес­сиональной деятельности; основные закономерности взаимодействия человека и общества;

2. Уметь: выделять и оценивать факторы, влияющие на саморазвитие, самореализа­цию, использование творческого потенциала;успешно проводить самоанализ, самообучение;

3. Владеть: способностью к саморазвитию, самообразованию, использованию творческого потенциала в профессиональной деятельности; приемами повышения своего мастерства в выполнении профессиональной деятельности и квалификации в соответствии с актуальными тенденциями в области профессиональных знаний.

ОПК - l - готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и ино-
странном языках для решения задач профессиональной деятельности
.

В результате освоения компетенции ОПК -1 обучающийся должен:

1. Знать: правила, требования к деловой переписке;правила, требования к осуществлению коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности; правила делового этикета, интонационного оформления высказываний разного типа в средствах массовой информации;

2. Уметь: вести деловую коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности переписку по установленным требованиям и правилам;осуществлять электронные коммуникации;составлять аннотации и рефераты на иностранном языке;

3. Владеть: навыками деловой переписки, размещения реквизитов делового письма;навыками осуществления электронных коммуникаций, коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности; приемами эффективной речевой коммуникации;навыками ведения беседы на иностранном языке на общекультурные и общенаучные темы.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Формы контроля

Текущий и рубежный контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в соответствии с тематическим планом.

Промежуточная аттестация в 1 семестрезачет


II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования в процессе освоения образовательной программы

 

Таблица 2

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины (темы) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

Образовательные технологии

Семестр 1

1. Тема 1. Предмет дисциплины «Деловые и научные коммуникации». Предмет дисциплины «Деловые и научные коммуникации». Понятие «коммуникация». Функции деловых коммуникаций. Концептуальные подходы к коммуникациям. Классические (Л.Уорд, Г.Тард, Ф.Теннис, М.Вебер) инеклассические концепции коммуникаций (Ю.Хабермас. НЛуман, П.Бурдье, Э.Гидденс). Деловые и научные коммуникации как проблема междисциплинарных исследований. Знание основных правил коммуникации и практический успех. Понятие «научная коммуникация». Классические и инновационные формы научной коммуникации. Понятие «научное сообщество». Научно-техническая информация. Коммуникология как наука и практика. ОК-1, ОК-2, ОПК-1  

Знать: основные методы экономических исследований и условиях их применения;закономерности экономического поведения в стандартных и нестандартных ситуациях, формы социальной и этической ответственности за принятые решения;правила, требования к деловой переписке; сущность понятия «коммуникация»; основные задачи деловых и научных коммуникаций.

Уметь: использовать основные методы экономических исследований; ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; формировать представление об эффективных действиях в стандартных и нестандартных ситуациях; вести деловую коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности переписку по установленным требованиям и правилам;на основе знания основных правил коммуникации добиваться карьерного роста; формировать на основе правильно организованных трудовых отношений здоровый, сплоченный трудовой коллектив.

Владеть: методами абстрактного мышления, анализа, синтеза;навыками разработки исследовательских программ, их всестороннего обоснования и эффективной реализации, оперативного и стратегического планирования комплексного подхода к решению производственных задач в нестандартных ситуациях; навыками деловой переписки, размещения реквизитов делового письма; навыками самостоятельного анализа основных понятий и концепций данной учебной дисциплины.

интерактивная лекция; практические занятия; письменные и устные домашние задания; самостоятельная работа обучающихся. 2. Тема 2. Структура деловых коммуникаций. Виды деловых коммуникаций. Вербальная и невербальная коммуникация. Прямая, опосредованная и косвенная коммуникация. Письменная и устная коммуникации. Формальные и межличностные коммуникации. Формы деловых коммуникаций. Классические формы деловых коммуникаций: деловой разговор, деловые беседы, деловые дискуссии, совещания, собрания, конференции, деловые встречи. Инновационные формы деловых коммуникаций: презентации, «круглые столы», пресс-конференции, собрания акционеров, брифинги, выставки и ярмарки новых товаров. ОК-3, ОПК-1, ПК-4  

Знать: факторы, влияющие на саморазвитие, самореализацию, использование творческого потенциала в области профес­сиональной деятельности; правила, требования к осуществлению коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности; приемы и правила написания текста статьи или доклада, приемы проведения научной дискуссии; виды и формы деловых коммуникаций; целесообразность применения конкретных форм деловых коммуникаций в процессе делового общения; способы организации деловых совещаний, собраний, дискуссий, конференций, переговоров.

Уметь: успешно проводить самоанализ, самообучение; вести деловую коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности переписку по установленным требованиям и правилам;выступать с докладом как формой апробации научных результатов, аргументировать свою точку зрения по дискуссионным вопросам; подготавливать презентации, повестки дня и проводить деловые переговоры, оценивать достигнутые в результате переговоров соглашения.

Владеть: приемами повышения своего мастерства в выполнении профессиональной деятельности и квалификации в соответствии с актуальными тенденциями в области профессиональных знаний; навыками осуществления электронных коммуникаций, коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности; приемами эффективной речевой коммуникации;навыками ведения беседы на иностранном языке на общекультурные и общенаучные темы; современными приемами и правилами написания текста статьи или доклада и их презентации, представления результатов проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада в области управления экономической безопасностью; навыками ведения различных видов деловых коммуникаций.

лекции;практические занятия; письменные и устные домашние задания; самостоятельная работа обучающихся; консультации преподавателя.   3. Тема 3. Личность в деловых и научных коммуникациях. Личностные аспекты деловых и научных коммуникаций. Мотивы, ценности, установки в процессе коммуникаций. Коммуникативная личность. Типология личности и ее проявления в коммуникациях. Интерактивные и перцептивные стороны коммуникации. Рефлексия. Идентификация. Самопрезентация личности. Психологические механизмы защиты. Личность и научное сообщество. Психологические особенности личностных коммуникаций в профессиональной и учебно-научной среде. ОК-3, ПК-4  

Знать: факторы, влияющие на саморазвитие, самореализацию, использование творческого потенциала в области профес­сиональной деятельности; основные закономерности взаимодействия человека и общества; приемы и правила написания текста статьи или доклада, приемы проведения научной дискуссии; основы личностных аспектов коммуникаций.

Уметь: выделять и оценивать факторы, влияющие на саморазвитие,  самореализа­цию, использование творческого потенциала;выступать с докладом как формой апробации научных результатов, аргументировать свою точку зрения по дискуссионным вопросам; организовывать собственное поведение с учетом особенностей психологических качеств других людей; анализировать психологические аспекты переговоров; конфликтных и иных ситуаций; организовывать поведение подчиненных с учетом их психологических особенностей.

Владеть: приемами повышения своего мастерства в выполнении профессиональной деятельности и квалификации в соответствии с актуальными тенденциями в области профессиональных знаний; современными приемами и правилами написания текста статьи или доклада и их презентации, представления результатов проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада в области управления экономической безопасностью; основами психологических механизмов защиты.

практические занятия; письменные и устные домашние задания; самостоятельная работа обучающихся.   4. Тема 4. Этика де- ловых и научных коммуникаций. Правила делового этикета. Этика как учение о морали. Структура и функции морали. Этические проблемы деловой жизни. Деловая этика как научная дисциплина. Соотношение универсальной и деловой этики. Социальные функции и принципы деловой этики. Соотношение этики и этикета. Понятие делового этикета Речевой этикет в деловом общении. Правила этикета для говорящего. Слушание как элемент речевой культуры. ОК-3  

Знать: факторы, влияющие на саморазвитие, самореализацию, использование творческого потенциала в области профес­сиональной деятельности; основные закономерности взаимодействия человека и общества; сущность понятия «этика», структуру и функции морали; социальные функции и принципы деловой этики;

Уметь: выделять и оценивать факторы, влияющие на саморазвитие, самореализа­цию, использование творческого потенциала;успешно проводить самоанализ, самообучение;соблюдать деловой этикет, в том числе речевой этикет делового общения.

Владеть: способностью к саморазвитию, самообразованию, использованию творческого потенциала в профессиональной деятельности; приемами повышения своего мастерства в выполнении профессиональной деятельности и квалификации в соответствии с актуальными тенденциями в области профессиональных знаний; правилами этикета для говорящего, слушающего, руководителя и подчиненного.

практические занятия; самостоятельная работа обучающихся; консультации преподавателя. 5. Тема 5. Деловые и научные коммуникации в организациях. Особенности коммуникаций в организациях и коллективах. Зависимость коммуникаций от вида организации. Научно-исследовательские группы. Научные школы, научные кружки, междисциплинарные научные объединения. Основные направления коммуникаций в производственных и научных организациях. Внешние и внутренние коммуникации. Коммуникации с властными структурами, с бизнес-структурами, с общественностью. Влияние межличностных отношений на характер коммуникаций в группе. Групповая сплоченность и ее реализация в коммуникациях. Формальная и неформальная структура коллектива. Коммуникации в корпоративной культуре. Конфликты, их причины и способы разрешения в процессе коммуникаций. Особенности групповых коммуникаций в системе науки и образования. ОК-2 ОПК-2, ОПК-3

Знать: закономерности экономического поведения в стандартных и нестандартных ситуациях, формы социальной и этической ответственности за принятые решения; современные подходы и методы руководства коллективом в сфере профессиональной деятельности; современные подходы и методы принятия организационно-управленческих решений, позволяющих обосновать сделанный выбор, основы теории и практики организации управления в экономическом субъекте; сущностные отличия рабочей группы от других социальных групп; этапы формирования рабочей группы; показатели зрелости рабочей группы; возможные направленности рабочей группы.
Уметь: формировать представление об эффективных действиях в стандартных и нестандартных ситуациях; принимать руководящие решения и оценивать их последствия с учетом толерантного восприятия социальных, управленческих, конфессиональных и культурных различий;принимать и реализовывать организационно-управленческие решения с учетом факторов внешней и внутренней среды организации; анализировать состояния, настроения рабочей группы; определять оптимальный социально-демографический состав рабочей группы; определять собственную роль в жизни коллектива.

Владеть: навыками разработки исследовательских программ, их всестороннего обоснования и эффективной реализации, оперативного и стратегического планирования комплексного подхода к решению производственных задач в нестандартных ситуациях; способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень; навыками принятия организационно-управленческих решений; навыками построения конструктивных отношений в рабочем (научном) коллективе; способностью создания· групповой сплоченности в коллективе и ее реализации в процесс е трудовой деятельности; основными приемами урегулирования конфликтов (в том числе в качестве посредника); способностью контролировать и регулировать неформальные отношения в коллективе.

практические занятия; самостоятельная работа обучающихся.     6. Тема 6. Публичное выступление в деловой и научной коммуникации. Сущность и компоненты публичного выступления. Характеристика публичной речи. Адаптация к аудитории публичного выступления. Подготовка к публичному выступлению. Виды публичных выступлений. Особенности публичных выступлений в научной среде. Доклады, выступления на научных конференциях и конгрессах. ОК-3, ОПК-1

Знать: факторы, влияющие на саморазвитие, самореализацию, использование творческого потенциала в области профес­сиональной деятельности; основные закономерности взаимодействия человека и общества; правила, требования к осуществлению коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности; правила делового этикета, интонационного оформления высказываний разного типа в средствах массовой информации; специфику и принципы публичного выступления.

Уметь: выделять и оценивать факторы, влияющие на саморазвитие, самореализа­цию, использование творческого потенциала;вести деловую коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности переписку по установленным требованиям и правилам;осуществлять электронные коммуникации;составлять аннотации и рефераты на иностранном языке;реализовывать на практике знания подготовки и проведения публичного выступления.

Владеть: способностью к саморазвитию, самообразованию, использованию творческого потенциала в профессиональной деятельности; навыками деловой переписки, размещения реквизитов делового письма;навыками осуществления электронных коммуникаций, коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности; приемами эффективной речевой коммуникации;навыками ведения беседы на иностранном языке на общекультурные и общенаучные темы; навыками реализации на практике знаний о подготовке и проведении публичного выступления.

интерактивные практические занятия; групповые дискуссии; самостоятельная работа обучающихся; консультации преподавателя. 7. Тема 7. Деловые переговоры. Понятие деловых переговоров. Значение переговоров для предпринимательской деятельности. Организация переговоров. Диагностика положения дел. Характер переговоров. Определение целей и возможных результатов. Анализ интересов сторон. Формирование общего подхода. Процедурные вопросы. Организация и проведение переговоров. Методы и навыки ведения деловых переговоров. Этапы переговоров: первоначальный выбор позиции; поиск взаимоприемлемого решения; согласование позиций. Техника ведения переговоров. Выбор метода ведения переговоров. Выбор типа принимаемого решения (взаимные уступки; нахождение нового решения; ассиметричное решение). Тактические приемы, применяемые на переговорах. Психологические особенности переговоров. Установление рабочих отношений с партнером. Способы оценки достигнутых в процесс е переговоров соглашений. ОК-1, ОК-2, ОК-3

Знать: закономерности экономического поведения в стандартных и нестандартных ситуациях, формы социальной и этической ответственности за принятые решения; факторы, влияющие на саморазвитие, самореализацию, использование творческого потенциала в области профес­сиональной деятельности; основные закономерности взаимодействия человека и общества; понятие деловых переговоров, виды деловых переговоров.

Уметь: ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; определять собственную коммуникативную роль в жизни коллектива; формировать представление об эффективных действиях в стандартных и нестандартных ситуациях; выделять и оценивать факторы, влияющие на саморазвитие, самореализа­цию, использование творческого потенциала; организовывать и проводить деловые переговоры;оценивать достигнутые в результате переговоров соглашения.

Владеть: методами абстрактного мышления, анализа, синтеза; владеть технологиями получения, систематизации, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний из различных источников; способностью к саморазвитию, самообразованию, использованию творческого потенциала в профессиональной деятельности; приемами повышения своего мастерства в выполнении профессиональной деятельности и квалификации в соответствии с актуальными тенденциями в области профессиональных знаний; основами техники ведения переговоров.

интерактивная лекция; интерактивные практические занятия; групповые дискуссии; самостоятельная работа обучающихся. 8. Тема 8. Виртуальные коммуникации. Информационные системы коммуникаций в современном мире. Интернет- конференции, их роль в деловых коммуникациях. Информационные системы в современной науке. Значение веб-сайтов, Интернет-форумов, электронной почты, социальных сетей, блогов для развития деловых и научных коммуникаций. Электронные библиотеки в системе виртуальных коммуникаций. Информационно- поисковые системы. Профессиональное коммуникация и источники деловой информации в Интернете. ОК-3, ОПК-1

Знать: факторы, влияющие на саморазвитие, самореализацию, использование творческого потенциала в области профес­сиональной деятельности; правила, требования к деловой переписке;правила, требования к осуществлению коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности;сущность виртуальных коммуникаций в деловых отношениях и в научной среде; принципы реализации виртуальных коммуникаций.

Уметь: выделять и оценивать факторы, влияющие на саморазвитие, самореализа­цию, использование творческого потенциала;вести деловую коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности переписку по установленным требованиям и правилам;осуществлять электронные коммуникации;определять основные принципы работы с виртуальной информацией в деловой и научной среде; определять принципы построения коммуникативных стратегий в виртуальном пространстве.

Владеть: приемами повышения своего мастерства в выполнении профессиональной деятельности и квалификации в соответствии с актуальными тенденциями в области профессиональных знаний; навыками деловой переписки, размещения реквизитов делового письма;навыками осуществления электронных коммуникаций, коммуникаций в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности; навыками практической реализации знаний по организации виртуальных коммуникаций.

практические занятия; самостоятельная работа обучающихся; консультации преподавателя.              

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе освоения дисциплины «Деловые и научные коммуникации» используются следующие образовательные технологии:

1. Стандартные методы обучения:

· лекции;

· практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, сформулированные в домашних заданиях;

· письменные или устные домашние задания;

· консультации преподавателя;

· самостоятельная работа обучающихся, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение указанных выше письменных/устных заданий, работа с литературой, выполнение рефератов.

2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

· интерактивные лекции;

· интерактивные практические занятия, на которых проводятся:

- групповые дискуссии.

 

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная литература:

1. Папкова, О. В. Деловые коммуникации: Учебник / Папкова О.В. - Москва:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 160 с.:. - ISBN 978-5-16-100641-2. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/566178

2. Пивоваров, А. М. Деловые коммуникации: социально-психологические аспекты: учеб. пособие / А.М. Пивоваров. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 145 с. — (Высшее образование: Магистратура). — https://doi.org/10.12737/22228. - ISBN 978-5-16-102244-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/672802          

3. Научные коммуникации: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Э. Г. Скибицкий, Е. Т. Китова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 204 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08934-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/426757

Дополнительная литература:

1. Стратегия сложных переговоров: учеб. пособие / А.Г. Рыбкин, О.К. Эмих. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 260 с. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5b309d10b97501. 55398051. - ISBN 978-5-16-106416-0. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/952392

2. Речевая коммуникация: учебное пособие для вузов / Н. В. Войтик. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 125 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09922-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/428947

 

4.2 Перечень используемых электронно-справочных систем:

1. Консультант Плюс режим доступа http://www.consultant.ru/;

2. Гарант режим доступа http://www.garant.ru/.

 

4.3 Перечень электронно-образовательных ресурсов:

1. ЭИОС Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова http://eios.vfreu.ru/

2. ЭБС «Znanium» http://znanium.com/

3. ЭБС «Юрайт»https://biblio-online.ru/

4. ЭБС «Университетская библиотека online»http://biblioclub.ru/

5. ЭБС «Book.ru» https://www.book.ru/

6. ЭБС «Grebennikon»https://grebennikon.ru/

7. НЭБ «eLibrary»https://elibrary.ru/defaultx.asp

 

4.4 Перечень профессиональных баз данных:

1. СЛОВАРИ.РУhttp://www.slovari.ru/

2. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ: http://www.gramota.ru

4.5 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины:

1. Культура письменной речи. Русский язык и литература http://gramma.ru/

2. Русский Биографический Словарьhttp://www.rulex.ru/

3. Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России: научно-практический журнал 2012-2020 https://znanium.com/catalog/magazines/issues?ref=6a969b84-1df0-11e4-b05e-00237dd2fde2

 

4.6 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения

1. Операционная система MicrosoftWindows 7 и старше.

2. Пакет прикладных программ MicrosoftOffice 2010 и старше.

 

4.7 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Тема 1. Предмет дисциплины «Деловые и научные коммуникации».

 

Литература:

а) основная литература: 1, 2

б) дополнительная литература: 3

 

  Вопросы для самопроверки:

1. Что является предметом курса «Деловые и научные коммуникации»?

2. Какие научные дисциплины исследуют проблемы делового общения?

3. Почему знание основ делового общения необходимо для успешной трудовой и
научной деятельности?

4. Каковы основные правила делового общения?

5. Какова специфика деловых коммуникаций?

 

Вопросы для обсуждения:

1. Проанализируйте понятие «деловые и научные коммуникации».

2. Раскройте сущность понятия «коммуникация».

3. Про анализируйте специфику научных коммуникаций.

4. Охарактеризуйте основные проблемы курса «Деловые и научные коммуникации».

5. Объясните сущность научных коммуникаций.
6. Перечислите правила коммуникации

 

Письменные домашние задания:

1.Дайте определения понятиям «общение», «деловое общение», «процесс общения». Каковы базовые составляющие социального общения.

2.Какие теории коммуникации и информации, разработанные отечественными и зарубежными учёными, сыграли наибольшую роль в формировании современной теории коммуникации.

Тематика рефератов:

1. Специфика деловой коммуникации в различных культурах.

2.Классические концепции коммуникации (Л.Уорд, Г. Тард, Ф. Теннис)

3.Неклассические концепции коммуникации (Ю. Хабермас, Н. Луман, П. Бурдье).

4.Взаимосвязь национальной ментальности и корпоративной культуры.

5.Инновационные формы научной коммуникации.
6. Коммуникология как наука.

 

Литература:

а) основная литература: 1,3,4

в) дополнительная литература: 2,3

 

  Вопросы для самопроверки:

1. Какие существуют виды коммуникации?

2. Какие формы деловых коммуникаций Вы знаете?

3. Что такое косвенная коммуникация?

4. В каких случаях целесообразно проведение деловой дискуссии?

5. В чем цель пресс-конференции?

6. В чем сущность и назначение деловой беседы?

 

Вопросы для обсуждения:

1.Подготовка и проведение делового совещания.

2.Назначение пресс-конференций.

3.Особенности деловых дискуссий.

4.Особенности деловой беседы по телефону.

5.Особенности собеседования.

 

Письменные домашние задания:

Проанализируйте приведенные в таблице цели коммуникаций в организации. Определите, какие из них ставят перед собой нисходящие, восходящие, горизонтальные и диагональные коммуникации, и заполните таблицу.

Цели и виды коммуникаций

Цели коммуникаций Виды коммуникаций
1 Постановка задач исполнителям  
2 Координация работ подразделений аппарата управления  
3 Получение достоверной информации о конечных результатах работы  
Интеграция усилий подразделений аппарата управления для решения комплексных проблем  
5 Обеспечение обратной связи о полученных заданиях  
6 Обеспечение обратной связи для оценки результатов работы  
7 Эффективное использование всех видов ресурсов в организации  
8 Разрешение межгрупповых конфликтов в организации  
9 Изучение мнения коллектива по интересующей проблеме  
Обмен информацией  
Обеспечение социальной поддержки подчиненных  
Инструктирование по выполнению работы  
Разрешение внутригрупповых конфликтов  
Повышение оперативности решения проблем  

 

Тема 3. Личность в деловых и научных коммуникациях.

Литература:

а) основная литература: 1,3,4

в) дополнительная литература: 1,2,4

Вопросы для самопроверки:

1. Какова психическая структура личности?

2. Кто такие экстраверты и интроверты и как они проявляют себя в деловом общении?

3. Что такое самоподача в деловых отношениях? Из каких составляющих она складывается?

4. Что такое социально-психологические стереотипы?

5. Что такое личный план развития?

6. Каковы критерии проверки собственного делового и научного потенциала?

 

Вопросы для обсуждения:

1. Обоснуйте необходимость знания психологических качеств людей в деловом общении.

2. Характеризуйте основные механизмы психологической защиты в рамках трудового коллектива.

3. Назовите эффективные принципы построена работы в коллективе с экстравертами и интровертами.

4. Объясните, каковы психологические механизмы защиты.

5. Назовите существующие критерии проверки собственного делового и научного потенциала, и примените их по отношению к себе.

 

Письменные домашние задания:

Вы получили приглашение на международный симпозиум, и собираетесь принять в нем участие. Какие коммуникационные проблемы могут возникнуть у Вас в этой связи?

Заполните следующую таблицу.

 

Виды коммуникационных проблем

Барьеры Возможные причины Практическое следствие (в чем может проявиться)
1. Смысловые    
2. Организационные    
3. Индивидуальные    
4. Культурные    
5. Экономические    
6. Технологические    

Литература:

а) основная литература: 1,3

б) дополнительная литература: 1,4

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается основное противоречие нравственного сознания в предпринима-
тельской деятельности?

2.В чем заключается позиция делового прагматизма?

3.Как деловая этика может способствовать повышению эффективности производства?

4.В чем состоит сущность делового этикета?

5.Каких норм этикета Вы будете придерживаться при общении с начальником?

6.Каковы правила речевого этикета?

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте сущность и назначение этики деловых отношений.

2. Докажите важность таких моральных норм как честность и обязательность для успешного бизнеса.

3. Объясните сущность правил этикета для говорящего и слушающего.

4. Объясните разницу между светским и деловым этикетом

5. Раскройте, каковы универсальные этические нормы и принципы деловых и научных коммуникаций.

Литература:

а) основная литература: 1,4

в) дополнительная литература: 2, 3

Вопросы для самопроверки:

1.Какие стадии проходит рабочая группа в процессе своего формирования?

2.Каковы показатели профессиональной зрелости рабочей группы?

3.В чем заключается неформальное лидерство в коллективе?

4.Каковы основные стили руководства?

5.Каковы современные теории конфликтов?

Вопросы для обсуждения:

1.Дайте основные характеристики рабочей группы.

2.Объясните сущность неформальных отношений между руководителем и подчиненными.

3.Проанализируйте основные методы решения конфликтов в коллективе.

Тематика рефератов:

1. Референтная группа и ее роль в жизни коллектива?

2. Демократический стиль руководства.

Литература:

а) основная литература: 1,3,4

в) дополнительная литература: 3, 4

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы компоненты публичного выступления в деловой и научной коммуникации?
2. В чем состоит адаптация публичного выступления к аудитории?

3. Каковы виды публичных выступлений в научной коммуникации?

4.Каковы виды публичных выступлений в деловой коммуникации?

5.Этапы подготовки публичного выступления.

6.Виды аргументации.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Как подготов


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.252 с.