Служение Преемника Святого Петра в христианской общине — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Служение Преемника Святого Петра в христианской общине

2022-05-09 24
Служение Преемника Святого Петра в христианской общине 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

45. Отношение служения св. Петра к епископату

46. Миссия св. Петра - утверждать братьев

47. Пастырская миссия св. Петра

48. Власть св. Петра в первый период жизни Церкви

49. Решение св. Петра в деле принятия язычников в Церковь

50. Епископ Рима - Преемник св. Петра

51. «Munus Petrinum» Епископа Рима как вселенского пастыря

52. Учительская миссия Преемника св. Петра

53. покровительство Божье Учительскому служению Преемника св. Петра (часть I)

54. покровительство Божье Учительскому служению Преемника св. Петра (часть II)

45. Отношение служения св. Петра к епископату

1. Мы сказали согласно учениею Собора, излагающего традиционное учение Церкви, что существует «Чин (...) Епископов, преемствующий Собору Апостолов в учительстве и в пастырском управлении - и в котором, более того, сонм Апостолов непрерывно пребывает - со своим Главой, Римским Понтификом, и никогда без этого Главы, также является субъектом верховной и полной власти во всей Церкви, однако эта власть не может осуществлять ся без согласия Римского Понтифика» (Lumen gentium, 22).

Приведенный выше текст II Ватиканского Собора содержит учение о служении Петровом, которое Епископ Рима исполняет в Церкви как глава Коллегии Епископов. Этой важной и выразительной истине католической доктрины мы посвящаем цикл катехетических поучений, который начинаем сегодня. Мы будем стараться изложить эту доктрину ясным и понятным способом, соединяя чувство личной малости с ответственностью, вытекающей из поручения, данного Петру Иисусом, а особенно из ответа Божественного Учителя Петру на его исповедание веры, произнесенное в окрестностях Кесарии Филипповой (ср. Мф 16, 13-19).

2. Напомним текст, а также контекст этого важного диалога, переданного нам евангелистом Матфеем. После вопроса «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф 16, 13) Иисус задает Апостолам более прямой вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф 16, 15). Значительным уже является тот факт, что от имени Двенадцати отвечает Симон: «Ты Христос, Сын Бога живаго» (Мф 16, 16). Можно было бы подумать, что Симон играет роль представителя Двенадцати, поскольку является сильной и более импульсивной личностью. Возможно, этот вариант также следует учесть, однако Иисус приписывает ответ особому откровению Отца Небесного: «блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф 16, 17). Не рассматривая всего, что обусловлено темпераментом, характером, этнической принадлежностью и общественным происхождением («плоть и кровь»), следует подчеркнуть, что Симон получает свыше озарение и вдохновение, которые Иисус определяет как «откровение». В силе этого откровения Симон исповедует веру от имени Двенадцати.

3. А вот утверждение Иисуса, торжественная форма которого указывает на обязывающий и фундаментальный смысл, который Учитель хочет ему придать: «И Я говорю тебе: ты - Петр» (Мф 16, 18). Утверждение облечено в торжественную форму: «Я говорю тебе». Оно подкреплено суверенным авторитетом Иисуса. Это слово откровения и откровения действенного: то, что говорится, совершается.

Симон получает новое имя - знак нового призвания. Переименование подтверждают Марк (3, 16) и Лука (6, 14), когда рассказывают об избрании Двенадцати. Об этом говорит также Иоанн, добавляя, что Иисус употребил арамейское слово kefa, которое переводится на греческий petra (ср. Ин 1, 42).

Мы знаем, что арамейское слово kefa, которым воспользовался Иисус, и соответствующее ему греческое слово petra означают «скала». В Нагорной проповеди Иисус воспользовался примером «мужа благоразумного, построившего дом свой на камне» (ср. Мф 7, 24). Обращаясь затем к Симону, Иисус говорит ему, что благодаря вере, являющейся Божиим даром, он стал, как скала, на которой можно возвести прочное здание. Затем Иисус заявляет, что решил возвести на этой скале здание - свою Церковь.

В других текстах Нового Завета мы находим аналогичные, хотя и не идентичные образы. В некоторых текстах Иисус называется не «скалой», на которой воздвигается здание, а «камнем», предназначенным для строительства, «краеугольным камнем», обеспечивающим прочность сооружения. Строителем, следовательно, является не Иисус, а Бог Отец (ср. Мк 12, 10-11; 1 Петр 2, 4-7). Здесь мы имеем дело с различными точками зрения.

В другой перспективе Павел напоминает коринфянам, что он, «как мудрый строитель, положил основание» их Церкви, а затем добавляет, что это основание - Иисус Христос (ср. 1 Кор 3, 10-11).

Во множестве перспектив можно однако заметить общий элемент, позволяющий сделать вывод, что, давая Симону-Петру новое имя, Иисус позволил ему участвовать в своей миссии в качестве фундамента. Между Христом и Петром возникают правовые отношения, глубоко укорененные в действительности, в которой Божье призвание принимает форму особой миссии, порученной Мессией.

4. Далее Иисус говорит: «на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16, 18). Эти слова свидетельствуют о том, что Иисус собирается строить свою Церковь с мыслью о специфической миссии и власти, которыми Он в свое время наделит Симона. Иисус говорит, что Симон-Петр является фундаментом, на котором будет воздвигнута Церковь. Следовательно, отношение Христос - Петр отражается в отношении Петр - Церковь. Он придает ему ценность, а также раскрывает его богословский и духовный смысл, который объективно и экклезиально составляет основу правового измерения.

Матфей - единственный евангелист, который приводит эти слова. В связи с этим следует напомнить, что только он - Матфей собрал имеющие особое значение воспоминания о Петре (ср. Мф 14, 28-31), возможно, имея в виду общины, для которых писал свое Евангелие и которым хотел привить новое понятие «собрания», созванного от имени Христа, присутствующего в Петре.

С другой стороны, новое имя Петр, данное Иисусом Симону, подтверждают другие Евангелисты, не отрицая толкования этого имени у Матфея. Наконец, неизвестно, какой другой смысл оно могло бы иметь.

5. Текст евангелиста Матфея (Мф 16, 15-18), говорящий о Петре как о фундаменте Церкви, породил как многочисленные дискуссии, изложение которых заняло бы у нас много места, так и протест, источником которого являются не столько доказательства, почерпнутые из библейских кодексов и христианского Предания, сколько трудности, которые содержит понимание миссии и власти Петра и его преемников. Не вдаваясь в подробности, ограничимся здесь лишь утверждением, что слова Иисуса, переданные Матфеем, несомненно носят семитский характер, заметный как в греческом, так и в латинском переводе. Кроме того, они представляют собой нечто новое, трудно объяснимое в контексте иудейской религии и культуры, в котором их дает Евангелист. В иудаизме ни одному религиозному вождю того времени не приписывалась роль краеугольного камня. Иисус же приписывает ее Петру. В этом заключается большая новизна, принесенная Иисусом. Это не могло быть плодом человеческого ума - ни Матфея, ни позднейших авторов.

6. Мы должны также заметить, что «Скала», о которой говорит Иисус, - это личность Симона. Иисус говорит ему: «Ты - Кифа». Контекст этого утверждения позволяет нам лучше осмыслить понятие «Ты - личность». Когда Симон сказал, кем является Иисус, Иисус говорит, кем является Симон в Его плане созидания Церкви. По правде говоря, Симон называется скалой после исповедания веры, и это полагает соотношение между верой и функцией скалы, полученной Симоном. Но качествами скалы наделяется личность Симона, а не одно из его действий, хотя они были благородны и приятны Иисусу. Слово «скала» обозначает постоянное, существующее бытие, следовательно оно скорее относится к личности, чем к ее действию, преходящему по своей природе. Это подтверждают слова Иисуса, заявляющего, что врата ада, то есть силы смерти, «не одолеют ее». Это выражение можно отнести как к Церкви, так и к скале. Во всяком случае, в соответствии с логикой рассуждения, Церковь, построенная на скале, не может подвергнуться уничтожению. Прочность Церкви связана со скалой. Отношение Петр - Церковь отражает союз Церкви с Христом. Ибо Иисус говорит: «Церковь моя». Это означает, что Церковь всегда будет Церковью Христовой, Церковью, принадлежащей Христу. Она не становится Церковью Петра. Но, будучи Церковью Христа, она построена на Петре, который является Кифой - Скалой во имя и силою Христа.

7. Евангелист Матфей приводит и еще одну метафору, с помощью которой Иисус объясняет Симону-Петру и остальным Апостолам свой замысел по отношению к нему: «И дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф 16, 19). Сразу отметим, что, в соответствии с библейским преданием, ключами Царства владеет Мессия. Существен но, что, пользуясь выражением пророка Исаии, Апокалипсис так характеризует Христа: «Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит» (Откр 3, 7). Текст Исаии (ср. Ис 22, 22), посвященный Елиакиму, является пророческим возвещением мессианской эры, в которой «ключ» служит для отпирания и запирания не дома Давидова (как строения или династии), а «Царства Небесного» - новой, трансцендентной действительности, предсказанной и принесенной Иисусом.

Ибо Иисус, по свидетельству Послания к Евреям, является Тем, кто благодаря Своей жертве «вошел в небесное святилище» (ср. Евр 9, 24): у Него есть ключи, и Он открывает врата. Эти ключи Иисус вручает Петру, таким образом получающему власть над царством, которую он будет осуществлять от имени Христа как Его управляющий и глава Церкви - дома, собирающего верующих во Христа детей Божиих.

8. Ибо Иисус говорит Петру: «и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16, 19). Это следующее сравнение, которым пользуется Иисус, чтобы объявить свою волю наделения Петра вселенской и полной властью, гарантированной и удостоверенной согласием небес. Речь идет не только о власти провозглашения истин учения или общих директив к действию: по словам Иисуса, это власть «вязать и решить», иначе говоря, исполнять все действия, которых требует жизнь и развитие Церкви. Оппозиция «вязать и решить» служит указанием на полноту власти.

Следует, однако, сразу добавить, что целью этой власти является открытие доступа к царству, а не закрытие его: «отпирание», то есть предоставление возможности войти в царство небесное, а не создание препятствий, что означало бы «запирание». Такова истинная цель служения Петрова, укорененная в искупительной жертве Христа, который пришел, чтобы спасать и стать Вратами, а также Пастырем всех в общине единой овчарни (ср. Ин 10, 7. 11. 16). Своей жертвой Христос стал «дверью овцам», предзнаменованием которой были ворота, построенные первосвященником Елияшивом и его братьями священниками, восстановившими стены Иерусалима в середине V века до Рождества Христова (ср. Неем 3, 1). Мессия является истинными вратами Нового Иерусалима, построенного благодаря Его Крови, пролитой на Кресте. Ключи от этих врат Христос доверил Петру, чтобы он был служителем Его спасительной власти в Церкви.

(25.11.1992)

46. Миссия св. Петра - утверждать братьев

1. Во время Тайной Вечери Иисус обращается к св. Петру со словами, заслуживающими пристального внимания. Хотя они несомненно относятся к драматической ситуации тех часов, они представляют ценность для Церкви всех времен, ибо принадлежат к наследию последних советов и поучений, данных Иисусом ученикам во время Его земной жизни.

Предсказывая троекратное отречение Петра, вызванное страхом перед страданиями, Иисус предсказывает ему также преодоление кризиса этой ночи: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк 22, 31-32).

Эти слова содержат гарантию особой молитвы Иисуса о том, чтобы Петр пребывал в вере. В них также содержится извещение о доверенной ему миссии утверждения братьев в вере.

О подлинности слов Иисуса свидетельствует не только стремление Луки собрать достоверные сведения и представить их в форме рассказа, который выдержит испытание критикой, о чем он пишет в предисловии к своему Евангелию, но также содержащийся в них некий парадокс: Иисус жалуется на слабость Петра и одновременно вверяет ему миссию укрепления других. Парадокс указывает на величие благодати, действующей в людях, в данном случае в Петре, и значительно превосходящей их способности, добродетели и заслуги. Он показывает также, что Иисус выбрал Петра сознательно и непреклонно. Евангелист Лука, внимательный и чувствительный к смыслу слов, не сомневается показать этот мессианский парадокс.

2. Значителен также контекст, в котором Иисус обращает эти слова к Петру во время Тайной Вечери. Он только что обратился к Апостолам: «вы пребыли со Мною в напастях Моих; и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» (Лк 22, 28-29). Греческое слово diatithemai (приготовить, распорядиться, передать) - это сильное выражение, которое означает решительное и действенное распоряжение и определяет реальность мессианского царства, установленного Отцом Небесным и переданного Апостолам. Несомненно, слова Иисуса относятся к эсхатологическому измерению царства, когда Апостолы будут призваны «судить двенадцать колен Израилевых» (ср. Лк 22, 30). Но они относятся также и к его современному этапу, ко времени Церкви здесь, на земле. И это время испытаний. Поэтому Иисус заверил Симона-Петра, что Он будет молиться о том, чтобы в этом испытании князь мира сего не победил: «сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк 22, 31). Петр особенно нуждается в молитве Христа перед лицом ожидающего его испытания и в связи с заданием, которое Иисус ему поручит. К этому заданию относятся слова: «Утверди братьев твоих».

3. Итак, задание Петра, как и вся миссия Церкви, указаны в исторической и одновременно эсхатологической перспективе. Это - задание, выполняемое в Церкви и для Церкви на протяжении ее истории, когда надо преодолевать трудности, оказывать сопротивление совершающимся переменам, действовать в различных культурных, общественных и религиозных контекстах; но все это служит Царству Небесному, уже приготовленному и завещанному Отцом как конечная цель всего исторического пути, а также всех личных и общественных испытаний. Царство является трансцендентным по отношению к Церкви и ее земному странствованию, а также по отношению к ее задачам и правам. Оно трансцендентно по отношению к Петру и Апостольской Коллегии, а следовательно - к их преемникам в епископате. Однако, оно уже присутствует в Церкви, действует и развивается в исторической и земной фазе ее существования, а следовательно, охватывает уже не один институт и обществен ную структуру. В Церкви присутствует Святой Дух, составляющий сущность Нового Права, по мнению св. Августина (ср. De spiritu et littera, 21), а также св. Фомы Аквинского (ср. Summa Theol., I-II, q. 106, a. 1). С точки зрения служения, это присутствие не только не исключает необходимости видимого институционального и иерархического элемента, но прямо его требует.

Весь Новый Завет, охраняемый и проповедуемый Церковью, состоит в служении благодати и Царству Небесному. В этой перспективе следует смотреть на служение Петрово. Иисус говорит об этом служебном задании Симону-Петру после исповедания тем от имени Двенадцати веры в Христа, Сына Бога живаго (ср. Мф 16, 16), и говорит словами, предвещающими Евхаристию (ср. Ин 6, 68). По дороге в Филиппову Кесарию Иисус публично одобряет исповедание веры Симона, называя его краеугольным камнем Церкви и обещая ему ключи Царства Небесного вместе с властью вязать и решить. В этом контексте становится ясно, что евангелист обращает особое внимание на аспект миссии и власти, касающийся веры, хотя здесь имеются и другие аспекты, о которых мы будем говорить в следующем катехетическом поучении.

4. Важно заметить, что, говоря о человеческой слабости Петра, испытывавшего трудности и искушения, как и все Апостолы, Евангелист подчеркивает, что он был поддержан особой молитвой о стойкости в вере: «Я молился о тебе». Петр отрекся от Иисуса, он не был избавлен от этого переживания, но после опыта своей слабости был утвержден в вере молитвой Иисуса, чтобы быть в состоянии выполнить миссию утверждения братьев. Эту миссию нельзя объяснить в чисто человеческих категориях. Петр, выделяющийся как единственный Апостол, который три раза отрекся от своего Учителя, остается избранником Иисуса, на которого возлагается задание укрепления товарищей. В жизни Петра человеческое желание верности подводит, но торжествует благодать.

Благодаря опыту падения Петр учится не доверять своим силам и каким-либо человеческим факторам, но только Христу. Этот опыт помогает и нам увидеть в свете благодати выбор, миссию, а также власть Петра. Все, что Иисус ему обещает и поручает, нисходит с небес и принадлежит - должно принадлежать - Царству Небесному.

5. По свидетельству Евангелиста, служение Петра Царству заключается прежде всего в укреплении братьев, в помощи им сохранить и развить веру. Стоит подчеркнуть, что речь идет о выполнении миссии среди испытаний и трудностей. Иисус осознает трудности, существовавшие на том этапе истории Церкви, призванной следовать крестным путем, который Он прошел первым. Задачей Петра как главы Апостолов является укрепление «братьев» и всей Церкви в вере. А поскольку веру невозможно сохранить без борьбы, Петр должен помогать верным в борьбе со всем тем, что могло бы лишить их веры или уменьшить ее. Таков был опыт первых христианских общин, отразившийся в тексте Луки, вполне сознававшего, что эта действительность гонений, искушений и борьбы находит объяснение в словах Христа к Апостолам, особенно к Петру.

6. В этих словах мы находим основные элементы миссии Петра. Особенно миссии утверждения братьев с помощью изложения веры, призыва к вере и всяческих действий, направленных к ее умножению. Адресатами этих действий являются те, кого Иисус, обращаясь к Петру, называет его братьями: в данном контексте это выражение относится прежде всего к Апостолам, но не противоречит и более широкому пониманию, включающему всех членов христианской общины (ср. Деян 1, 15). Иисус также указывает цель, к которой должен стремиться Петр в своей миссии укрепления и поддержки веры, - это основанное на вере братское единство.

Кроме того, миссией Петра, а также каждого его преемника и главы Церкви, является призыв к верным, чтобы всю свою надежду они возлагали на Христа и на силу Его благодати, испытанной самим Петром. Об этом пишет Иннокентий II в Послании Apostolicae Sedis Primatus (12 ноября 1199 г.), приводя текст Луки (Лк 22, 32) и так комментируя его: «Господь ясно дает понять, что преемники Петра никогда ни в чем не отойдут от веры, но скорее будут призывать других, а также укреплять колеблющихся» (DS 775). Этот средневековый Папа чувствовал, что опыт минувшего тысячелетия подтвердил слова Иисуса, обращенные к Петру.

7. Миссия, вверенная Петру Иисусом, относится к Церкви во все века и в каждом поколении. Задание «утверди братьев твоих» означает: учи вере в каждую эпоху, в различных обстоятельствах и среди множества трудностей и противоречий, с которыми сталкивается проповедь веры на протяжении истории; а уча, придавай верным смелости; ты сам испытал, что сила моей благодати больше человеческой слабости; распространяй веру, проповедуй здоровое учение, собирай братьев, полагая надежду в молитве, которую я тебе обещал; силою моей благодати старайся приобрести для веры тех, кто не верит, и укреплять тех, кто сомневается; вот твоя миссия, вот задание, которое я тебе поручаю.

Слова евангелиста Луки (Лк 22, 31-32) очень важны для всех, исполняющих в Церкви munus Petrinum, так как постоянно напоминают им тот первоначальный парадокс, перед которым их поставил Христос, давая им одновременно уверенность, что в их служении, как и в случае Петра, действует особая благодать, поддержива ющая слабого человека и позволяющая ему «утверждать братьев»: «Я молился» - эти слова Иисуса, обращенные к Петру и действующие на его всегда смиренных и бедных преемников - «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк 22, 32).

(2.12.1992)

47. Пастырская миссия св. Петра

1. Предсказание Иисуса о том, что Он сделает Симона-Петра краеугольным камнем своей Церкви, находит подтверждение в задаче, которую Христос ставит пред ним после воскресения: «Паси агнцев Моих, паси овец Моих» (ср. Ин 21, 15-17). Возникает объективная связь между поручением миссии, описанным Иоанном, и обещанием, о котором мы читаем у Матфея (ср. Мф 16, 18-19). В тексте Матфея было предсказание. У Иоанна мы находим его исполнение. Слова «Паси овец Моих» свидетельствуют о том, что Иисус намеревался обеспечить будущее основанной Им Церкви под руководством вселенского пастыря, то есть Петра, которому Он сказал, что благодаря Его благодати он будет «скалой» и получит «ключи царства небесного» вместе с властью «вязать и решить». После воскресения Иисус придает конкретную форму этому предсказанию и обещанию в Кесарии Филипповой, устанавливая власть Петра в Церкви как пастырское служение с вселенским радиусом действия.

2. Сразу добавим, что в эту пастырскую миссию входит задача утверждения братьев в вере, о чем мы говорили в предыдущем катехетическом поучении. «Утверждение братьев», а также забота об овцах, вместе составляют миссию Петра: можно было бы сказать, что это proprium его вселенского служения. Как провозглашает I Ватиканский Собор, неизменное Предание Церкви истинно признало, что апостольский примат Петра «включает также высшую власть учения» (ср. DS 3065). Как примат, так и власть учительства, непосредственно даются Иисусом одной личности - Петру; хотя оба полномочия и принадлежат Церкви, происходят они не от Церкви, но от Христа. Примат дается Петру (ср. Мф 16, 18) как, по выражению Августина, «totius Ecclesiae figuram gerenti» (Epist. 53, 1. 2), поскольку он один представляет всю Церковь; а задача и власть учительства даются ему как прочная вера, чтобы он утверждал всех братьев (ср. Лк 22, 31 и сл.). Однако, все - в Церкви и для Церкви, основанием, ключником и пастырем которой в ее видимой структуре от имени и по поручению Христа является Петр.

3. Иисус предсказал Петру эту миссию не только в Кесарии Филипповой, но также и во время первой чудесной ловли рыбы. Когда Симон назвал себя грешником, Учитель сказал: «не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк 5, 10). Иисус предсказал тогда это только Петру, выделяя его из группы товарищей, среди которых были сыновья Зеведея Иаков и Иоанн (ср. Лк 5, 10).

Во время второй чудесной ловли рыбы, после воскресения, личность Петра также выделяется среди других Апостолов. Иоанн в своем описании (ср. Ин 21, 2 и сл.) стремится показать данное событие как пророческий символ плодотворности миссии, вверенной Христом этим рыбакам.

4. Поручая Петру миссию, Иисус употребляет его официальное имя: «Симон Ионин» (Ин 21, 15), а затем спрашивает более теплым, дружеским тоном: «любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Этот вопрос выражает интерес к личности Симона-Петра, связанный с миссией, для выполнения которой он был избран. Иисус повторяет вопрос трижды, возможно, в связи с троекратным отречением от Него. Ответ Петра показывает, что он не опирается на веру в собственные силы, способности и заслуги. Он уже хорошо знает, что должен полностью доверять Христу: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин 21, 17).

Очевидно, что пастырская деятельность требует особой любви к Христу. Но это Он, это Бог дает все, также и способность ответить на призвание и исполнить свою миссию. Да, следует утверждать, что «все является благодатью», особенно в этой сфере.

5. Получив ответ, Иисус поручает Симону-Петру пастырскую миссию: «Паси агнцев Моих. Паси овец Моих». Это как бы продолжение миссии Иисуса, сказавшего о Себе: «Я пастырь добрый» (Ин 10, 11). Иисус, доверяя Симону свою роль «скалы», передает ему также и свою миссию «пастыря». Это поручение предполагает внутреннее тесное общение, как следует из слов Иисуса: «Паси агнцев Моих, (...) овец Моих» и того, что Он сказал прежде: «на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф 16, 18). Церковь является собственностью Христа, а не Петра. Агнцы и овцы принадлежат только Христу и больше никому. Они принадлежат Ему, потому что Он - пастырь добрый, полагающий жизнь свою за овец (ср. Ин 10, 11). Петр должен как пастырь служить людям, искупленным «драгоценной Кровию Христа» (1 Петр 1, 19).

Служебный характер власти, связанной с порученной Петру миссией, вытекает из отношений между Христом и людьми, которые благодаря искуплению стали Его собственностью. Это служение единственному Пастырю и Блюстителю душ наших (ср. 1 Петр 2, 25), а одновременно - всем тем, кого Христос - Пастырь Добрый искупил ценой Своей крестной жертвы.

Ясна также и сфера этого служения: как пастух ведет овец туда, где они могут найти пищу и быть в безопасности, так и пастырь душ должен дать людям пищу слова Божия и святой воли Божьей (ср. Ин 4, 34), сохраняя единство паствы и защищая ее от нападений врага.

6. Несомненно, миссия соединяется с властью, но для Петра и его преемников эта власть подчинена служению, особому служению - ministerium. Петр получает ее в общине Двенадцати. Он принадлежит к апостольской общине. Однако не подлежит сомнению, что Иисус как с помощью предсказания (ср. Мф 16, 18-19), так и с помощью поручения миссии после своего воскресения, особым образом вверяет Петру то, что дает всем Апостолам как миссию и как власть. Ему одному Иисус говорит: «Паси», повторяя этот приказ троекратно. Очевидно, что в границах общего задания Двенадцати Петр получает особую миссию и власть.

7. Иисус обращается к Петру как к субъекту Двенадцати, а не просто как к представителю Двенадцати: «любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Ин 21, 15). От этого субъекта, от «ты» Петра Он ожидает исповедания любви. Это ему поручена миссия и дана особая власть. Следовательно, Петр выделяется среди Апостолов. Так троекратное повторение вопроса к Петру о любви, связанное, вероятно, с его троекратным отречением от Христа, подчеркивает, что поручение ему особого ministerium было решением самого Христа, принятым независимо от каких бы то ни было качеств или заслуг Апостола. Более того, независимо от его минутной неверности.

8. Совместное участие Иисуса и Петра, являющееся следствием поручения «Паси агнцев Моих!», влечет за собой участие Апостола-пастыря в жертве Христа - Доброго Пастыря, который «полагает жизнь свою за овец» (Ин 10, 11). Это ключ к толкованию многих событий в истории правления преемников Петра. В этой истории звучит предсказание Иисуса: «когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин 21, 18). Это предсказание говорило, что пастырское служение Петра увенчается мученической смертью. Как говорит Иоанн, такой смертью Петр должен был прославить Бога (ср. Ин 21, 19). Пастырское служение, порученное Петру в Церкви, должно было дополниться участием в жертве креста, принесенной Христом для искупления мира. Крест, который искупил Петра, позволил ему до конца выполнить задачу «раба рабов Божиих».

(9.12.1992)

48. Власть св. Петра в первый период жизни Церкви

1. Тексты, которые я привел и разобрал в предыдущих катехетических поучениях, непосредственно относятся к миссии Петра утверждать братьев в вере и пасти Христовых овец. Это основные тексты, касающиеся служения Петра. Однако следует рассмотреть их в более широком контексте всех высказываний о Петре, содержащихся в Новом Завете, начиная с того, какое место занимает в нем его миссия. В Посланиях Павла он выступает как первый свидетель воскресения (ср. 1 Кор 15, 3 и сл.), и Павел говорит, что он отправился в Иерусалим, чтобы познакомиться с Кифой (ср. Гал 1, 18). Традиция Иоанна свидетельствует о значимости присутствия Петра, частые упоминания о нем мы встречаем у синоптиков.

Высказывания, содержащиеся в Новом Завете, касаются также положения Петра в группе Двенадцати. В ней выделяются три фигуры: Петр, Иаков и Иоанн. Вспомним, например, преображение, воскрешение дочери Иаира, молитву в Гефсимании. При перечислении Апостолов Петр всегда оказывается на первом месте (Мф 10, 2 - прямо с определением «первый»). Он получает от Иисуса новое имя Кифа, которое переводится на греческий язык (следовательно, его считали значащим) как определение должности и места Симона в Церкви Христовой.

Эти элементы позволяют нам лучше понять исторический и экклезиологический смысл обещания Иисуса, содержащегося в тексте Матфея (Мф 16, 18-19), а также значение описанной Иоанном сцены (Ин 21, 15-19) поручения пастырской миссии - примата власти в Апостольской Коллегии и в Церкви.

2. Это факты, переданные Евангелистами, которые, с одной стороны, описывали жизнь и учение Христа, а с другой - были свидетелями веры и жизни первой христианской общины. Из их текстов следует, что в первый период существования Церкви правил Петр, принимая важнейшие решения. Это правление, принятое и признанное общиной, является историческим подтверждением слов Христа, относящихся к миссии и власти Петра.

Следует признать, что одних личных достоинств Петра было бы недостаточно, если он должен был собственными силами добиться признания своей высшей власти в Церкви. Даже если он отличался темпераментом руководителя, что проявляется в организованной им группе рыбаков, в которой были также его товарищи Иоанн и Андрей (ср. Лк 5, 10), один он не смог бы навязать им своей власти из-за своих всем известных недостатков и слабостей. Мы знаем также, что во время земной жизни Иисуса Апостолы рассуждали о том, кто из них должен был занять первое место в царстве. А потому позднейшим спокойным признанием власти Петра в Церкви мы обязаны исключительно воле Христа; этот эпизод показывает также, что слова, которыми Иисус дал Апостолу особую пастырскую власть, были легко поняты и приняты христианской общиной.

3. Кратко рассмотрим факты. Как повествуют Деяния Апостолов, сразу после вознесения собираются Апостолы: Петр упоминается первым (ср. Деян 1, 13), как в других перечнях Двенадцати в Евангелиях, а также тогда, когда идет речь о троих привилегированных (ср. Мк 5, 37; 9, 2; 13, 3; 14, 33 и парал.).

Это именно он, Петр, авторитетно выступает: «И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал» (Деян 1, 15).

Собрание не давало ему таких полномочий. Он ведет себя как обладающий властью. Во время встречи Петр говорит об измене Иуды, в результате смерти которого число Апостолов уменьшилось до одиннадцати. Желая сохранить верность воле Иисуса, символически выражающей переход от Ветхого к Новому Израилю (двенадцать первоначальных поколений - двенадцать Апостолов), Петр предлагает определить заместителя, который вместе с Одиннадцатью будет «свидетелем воскресения» Христа (ср. Деян 1, 21-22). Собрание принимает и реализует это предложение, бросая жребий, чтобы выбор преемника произошел свыше. «И выпал жребий Матфею, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян 1, 26).

Следует подчеркнуть, что по воле Христа Петр занимал первое место среди свидетелей воскресения. Ангел, принесший женщинам весть о воскресении Иисуса, сказал: «идите, скажите ученикам Его и Петру» (Мк 16, 7). Когда Иоанн и Петр идут ко гробу, Петр входит в него первый (ср. Ин 20, 1-10). Ученики говорят товарищам, вернувшимся из Эммауса: «Господь истинно воскрес и явился Симону» (Лк 24, 34). Согласно первоначальному преданию, принятому Церковью и переданному св. Павлом, воскресший Христос вначале явился Петру: «явился Кифе, потом Двенадцати» (1 Кор 15, 5).

Это первенство соответствует миссии утверждения братьев в вере, порученной Петру как первому свидетелю воскресения.

4. В день Пятидесятницы Петр выступает как вождь свидетелей воскресения. Он спонтанно берет слово: «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им» (Деян 2, 14). Комментируя это событие, он утверждает: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян 2, 32). Все Апостолы - свидетели этого, Петр говорит от имени всех. Мы можем сказать, что он здесь является официальным представителем первой общины и группы Апостолов. Он укажет слушателям, что они должны делать: «покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа» (Деян 2, 38).

Петр совершает первое чудо, вызывая энтузиазм толпы. По свидетельству Деяний Апостолов, когда Апостол был с Иоанном, он обратил внимание на хромого, просившего милостыню. Петр сказал: «взгляни на нас. И он (хромой) пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив стал, и начал ходить» (Деян 3, 4-8). Слова и жесты Петра делают его орудием чуда, ибо он уверен, что власть, полученная им от Христа, распространяется и на эту сферу.

Именно с такой точки зрения он объясняет народу это чудо, доказывая, что исцеление являет силу воскресшего Христа: «Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели» (Деян 3, 15). Поэтому он призывает слушателей: «Итак покайтесь и обратитесь» (Деян 3, 19).

На допросе в Синедрионе Петр, «исполнившись Духа Святаго», проповедует спасение, которое принес Иисус Христос (ср. Деян 4, 8), распятый и воскресший (ср. Деян 4, 10).

Затем Петр вновь вместе с Апостолами отвечает на запрет учить от имени Иисуса: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян 5, 29).

5. И в грустном эпизоде с Ананией и Сапфирой Петр проявляет власть ответственного за общину. Упрекая эту христианскую пару в сокрытии истинной суммы, полученной ими за проданную землю, он обвиняет обоих в обмане Святого Духа (ср. Деян 5, 1-11). Петр отвечает также Симону Волхву, который хотел дать Апостолам деньги, чтобы получить Святого Духа наложением рук: «серебро твое да будет в погибель с тобою; потому что помыслил дар Божий получить за деньги. (…) Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего» (Деян 8, 20-22).

Кроме того, Деяния Апостолов говорят нам, что народ считает Петра Апостолом, который совершает больше необыкновенных действий, чем остальные. Очевидно, что не только он творит чудеса: «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса» (Деян 5, 12). Однако люди ожидают исцелений прежде всего от него: «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходяще го Петра осенила кого из них» (Деян 5, 15).

Одно кажется несомненным в эти первые моменты жизни Церкви: силой Духа и в согласии с поручением Иисуса Петр действует в единстве с Апостолами, но сам выдвигает инициативы и принимает решения как их глава.

6. В этом свете становится ясно, почему после заключения Петра в темницу в Церкви столь горячо молились за него: «Петра стерегли в темнице; между тем Церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян 12, 5). И эта молитва тоже вытекает из всеобщего убеждения в единственной в своем роде функции Петра. Эта молитва начинает непрерывный ряд молитв, которые возносятся в Церкви за преемников Петра во все времена.

Вмешательство ангела и чудесное освобождение (ср. Деян 12, 6-17) также указывают на особую защиту, которой пользуется Петр, - защиту, позволяющую ему довести до конца свою пастырскую миссию. Об этой защите и помощи будут просить верные для преемников Петра во времена трудностей и гонений, которым те постоянно подвергаются, исполняя свою должность «раба рабов Божиих».

7. Итак, в заключение мы можем признать, что в первый период жизни Церкви именно Петр действует как имеющий высшую власть в Коллегии Апостолов. Он выступает от имени Двенадцати как свидетель воскресения.

Поэтому он также творит чудеса, напоминающие чудеса Христа, и творит их от Его имени. Поэтому он чувствует себя ответственным за нравственность членов первоначальной общины и за ее будущее развитие. Следовательно он остается в центре внимания нового Народа Божия и возносимой к небесам молитвы о его защите и освобождении.

(16.12.1992)

49. Решение св. Петра в деле принятия язычников в Церковь

1. Высшая власть Петра проявилась в среде Апостолов особенно в тот момент, когда первоначальная Церковь оказалась перед необходимостью


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.