Святой Дух - источник святости Церкви — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Святой Дух - источник святости Церкви

2022-05-09 15
Святой Дух - источник святости Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. II Ватиканский Собор заострил внимание на тесной связи, существующей в Церкви между даром Святого Духа и призванием, стремлением верующих к святости: «Ибо Христос, Сын Божий, прославляемый с Отцом и Духом: как "Единый Святой", возлюбил Церковь как Невесту Свою, предав Себя за нее, чтобы освятить ее (ср.: Еф 5, 25-26), и присоединил ее к Себе как Тело Свое и преисполнил ее дарованием Святого Духа во славу Божию. Поэтому в Церкви все (...) призваны к святости (...). Эта святость Церкви непрестанно проявляется и должна проявляться через плоды благодати, приносимые Духом в верных, она многообразно выражается в каждом, кто в своей обыденной жизни достигает совершенства любви, назидая других» (СН 39).

Вот еще один основополагающий аспект действия Святого Духа в Церкви: Он — источник святости.

2. Святость Церкви, как это отражено в процитированных выше словах соборного документа, берет начало в Иисусе Христе, Сыне Божием, Который с помощью Святого Духа стал человеком и родился от Пресвятой Девы Марии. Святость Иисуса в момент зачатия от Святого Духа и в момент Его Рождества глубоко связана со святостью Той, Кого Бог избрал его Матерью. Как говорится далее в том же соборном документе, «у Святых Отцов превозобладал обычай называть Богородицу Всесвятой и от всякой скверны греха предохраненной, как бы образованной Святым Духом и созданной как новая тварь» (РН 56). Мария — это первый и самый совершенный пример святости, достигнутой в Церкви с помощью Святого Духа, Духа Освящающего. Ее святость полностью подчинена наивысшей святости Христа-человека, Которого Святой Дух освящает и наполняет благодатью с начала Его земного существования и вплоть до славного конца, когда Иисус открылся по Духу Святости, через Воскресение из мертвых, как Сын Божий, исполненный силы (ср.: Рим 1, 4).

3. В День Пятидесятницы церковная святость воссияла не только в Марии, но и в апостолах, учениках, «и исполнились все Духа Святаго» (Деян 2, 4). С этого момента и во все времена эта святость, вся полнота которой во Христе, от Которого мы получаем всякую благодать (ср.: Ин 1, 16), даруется всем, кто с помощью апостольского учительства открывается для воздействия Святого Духа, как просил об этом Петр в день Пятидесятницы: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» (Деян 2, 38).

Этот день стал началом христианской святости, к которой призваны как израильтяне, так и язычники, ибо — пишет апостол Павел — «через Него [Христа] и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф 2, 18). Все призваны, — сказано в тексте Послания, уже цитированном в предыдущей беседе, — стать как «сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф 2, 19-22). Апостол охотно использует образ храма, говоря в другом тексте: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор 3, 16). И далее: «тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» (1 Кор 6, 19). Очевидно, что храм в Послании к Коринфянам и в Послании к Ефесянам — это не только архитектурное строение. Это символ святости, которая с помощью Святого Духа обитает в людях, живущих во Христе и соединенных в Церкви. Церковь же — это как бы «пространство» этой святости.

4. Апостол Петр в своем Первом Послании использует тот же язык и излагает нам то же учение. Обращаясь к верующим, «пришельцам, рассеянным» среди язычников, он напоминает им, что они избраны «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1 Петр 1, 1-2). Силою этого освящения в Святом Духе все, «как живые камни (...) [должны строить] из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр 2, 5).

Здесь заслуживает внимания та особая связь, какую апостол устанавливает между освящением и «духовной жертвой»; последняя в действительности означает сопричастность к жертве Самого Христа и к Его священству. Это составляет одну из главных тем Послания к Евреям. Но и в Послании к Римлянам апостол Павел также говорит о жертве, благоприятной Богу, освященной Святым Духом, которой становятся люди (язычники) благодаря Евангелию (ср.: Рим 15, 16). Затем во Втором Послании к Фессалоникийцам он призывает возблагодарить Бога за то, что Он избрал нас ко спасению, как первые плоды, через освящение Духом и веру в истину (ср.: 2 Фес 2, 13). Все это свидетельствует о всеобщем, свойственном всем первым христианам осознании, что Святой Дух действует в них и в Церкви как первопричина святости, тем самым созидая из них храм Бога и Духа.

5. Апостол Павел не раз повторяет, что Святой Дух освящает людей и формирует церковное общение верующих, соучаствующих в Его святости. Ибо люди «омылись, (...) освятились, (...) оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа» и достигли святости «Духом Бога нашего» (1 Кор 6, 11). «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор 6, 17). Эта святость становится истинным восхвалением Бога живого, поклонением в Духе Божием (ср.: Флп 3, 3).

Учение апостола Павла следует понимать в свете слов Христа — переданных в Евангелии от Иоанна — об истинных поклонниках, которые «будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин 4, 23-24). Это поклонение «в Духе и истине» уходит своими корнями ко Христу, из Него вырастает все растение, и Он животворит его Святым Духом. Сам Иисус во время Тайной Вечери скажет об этом: «Он [Дух Святой] прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16, 14). Прославление (opus laudis) в Духе Святом — это «истинное поклонение», каким Сын — Воплощенное Слово окружает Отца и в котором с помощью Святого Духа соучаствуют все верующие. Следовательно, это также прославление и Самого Сына в Отце.

6. Святой Дух даруется верующим и Церкви также и во всех других формах освящения, таких как очищение от греха (ср.: 1 Петр 4, 8), просвещение разума (ср.: Ин 14, 26; 1 Ин 2, 27), соблюдение заповедей (ср.: Еф 1, 13-14; Рим 8, 14-16), умение слышать то, что Сам Дух говорит Церквам (ср.: Откр 2, 7). Св. Фома Аквинский, рассуждая на тему освящения в своем катехизическом наставлении об Апостольском Символе Веры, отмечает логическую связь формулы о Святом Духе и формулы о «святой католической Церкви». «Подобно тому, как в человеке, — пишет он, — есть одна душа и одно тело, состоящее из множества членов, так и католическая [то есть вселенская] Церковь — это одно тело, состоящее из множества членов. Душой же, животворящей тело, является Святой Дух. Поэтому, высказав свою веру в Святого Духа, мы выражаем затем свою веру в Церковь: "Верую во святую католическую Церковь". Церковь [лат. — ecclesia] означает то же, что "собрание". Поэтому слова "святая Церковь" означают "собрание верующих", и каждый христианин — член этого собрания. Церковь Свята тем, что она омыта Кровью Христа, помазана благодатью Святого Духа, что в ней пребывает Пресвятая Троица, что в ней призывается имя Божие в глубине души, которая есть Храм Божий, и потому ее уже нельзя осквернять (ср.: 1 Кор 3, 17)» (Wykiad Sktadu Apostolskiego, a. 9). Затем, представив главные признаки Церкви, св. Фома рассматривает формулу об общении святых: «Подобно тому, как в физическом теле действие одного члена оказывается благом для целого, так же и в духовном организме, каковым является Церковь. Поскольку все верующие составляют одно тело, то благо одного члена служит на благо другого (ср.: Рим 12, 5). Следовательно, согласно учению апостолов, в Церкви существует единение благодатен во Христе, Который, Сам будучи Главою, теми благодеяниями, которые Он совершил, служит всем христианам как членам Своего Тела» (Wyklad Skladu Apostolskiego, a. 10).

7. Логику этого изложения определяет тот факт, что святость, источником которой является Святой Дух, должна сопутствовать Церкви и ее членам на всем протяжении их земного странствования, вплоть до жизни вечной. Именно поэтому формулы о Святом Духе, о Церкви и о святых в Символе Веры представлены вместе: «Верую в Духа Святого, святую католическую Церковь, святых общение». Самая совершенная форма единства — общение святых — это эсхатологический плод святости, которую Святой Дух дарует на земле Церкви ее детям, каждой личности, каждому поколению, на протяжении всей истории. И хотя во время этого земного странствования дети Церкви неоднократно оскорбляют Святого Духа Божия (ср.: Еф 4, 30), вера говорит нам, что будучи «запечатлены в день искупления» Святым Духом (там же), они могут, несмотря на свои слабости и грехи, пройти путем святости вплоть до конца их земной жизни. В Церкви существует множество этих путей и огромное число святых. «Звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор 15, 41). Но «один есть Дух», Который сообразным со Своей Божественной природой способом освящает каждого. Поэтому мы можем с верой и надеждой внимать призыву апостола Павла: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор 15, 58).

(12. 12. 1990)


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.