Согласно Евангелию от Иоанна Богослова — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Согласно Евангелию от Иоанна Богослова

2022-05-09 18
Согласно Евангелию от Иоанна Богослова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Апостол Иоанн в своем Евангелии более определенно, чем синоптики, подчеркивает сокровенную связь Сына с Отцом, что видно уже из Пролога, где внимание сосредоточено на сущносных отношениях Отца и Слова-Сына. Иоанн начинает так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин 1, 1-2). И заканчивает следующими словами: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он [Его] явил» (Ин 1, 18). Это утверждение было совершенно новым в истории человеческой мысли о Боге и в истории самого Откровения. Богословие никогда не сумеет до конца исчерпать и постичь все богатство содержания, заключенного в этих словах. В катехизических размышлениях мы всегда должны обращаться к нему в плане не только христологии, но и пневматологии.

Поскольку именно единство Отца с Сыном, подчеркиваемое также и в других местах Евангелия от Иоанна, как нам кажется, открывает перед апостолами путь к приятию Откровения Святого Духа как Лица.

2. Характерно, что слова, непосредственно касающиеся этого вопроса, были высказаны Христом на Тайной Вечере, в так называемой прощальной проповеди, а следовательно, в перспективе близкого ухода Сына, Который возвращается к Отцу через смерть на кресте и Вознесение. Именно тогда Иисус сказал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает его» (Ин 14, 16-17). Имя «утешитель Параклет», которым Иисус называет Святого Духа, указывает на Духа как на Лицо, отличное от Отца и Сына. Греческое слово Parakletos всегда относится к лицу, ибо означает «адвокат», «защитник» или же «утешитель». Такую функцию может исполнять только личность. В то же время, говоря о «другом защитнике», Иисус дает понять, что во время Своей земной жизни Он Сам был первым защитником учеников. Он прямо подтверждает это в Своей первосвященнической молитве, в которой говорит Отцу: «Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, я сохранил» (Ин 17, 12). С уходом Иисуса Святой Дух занимает Его место рядом с учениками, оставшимися в мире. Он будет защищать их в предстоящих боях и придавать им отвагу в трудные минуты.

3. В прощальной проповеди Parakletos был многократно назван Духом истины (ср.: Ин 14, 17). Определение это связано с той миссией, Которую Он должен исполнять на благо апостолам и Церкви: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин 14, 26). Научит, напомнит — эти действия ясно указывают, что Святой Дух — это Лицо, ибо только личность может их совершать. Миссия возглашать истину, доверенная Христом апостолам и Церкви, была и всегда будет служением, связанным с особым действием Духа Истины.

Это касается «свидетельства», которое необходимо давать о Христе перед всем миром. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца (...) Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15, 26). Только личность может свидетельствовать о ком-то. Апостолы должны свидетельствовать о Христе. Их свидетельство, свидетельство людей-личностей, находит свое обоснование и подтверждение в свидетельствовании Божественной Личности — Святого Духа.

4. По этой же причине Святой Дух является также невидимым Учителем, неустанно, из поколения в поколение, распространяющим учение о Христе — его Евангелие. «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин 16, 13). Отсюда следует, что Святой Дух не только будет заботиться о том, чтобы в лоне Церкви истина о Христе была неизменной и тождественной, но и указывать пути и способы передачи этой истины новым поколениям в последующие эпохи, а также народам и обществам различных стран в соответствии с их потребностями и их возможностями восприятия, одаряя каждого способностью приобщаться к этой истине всей душой и использовать ее в своей жизни.

5. Особый аспект этого действия уже подчеркивался в энциклике Dominum et Vivificantem (ср.: пп. 27-28), о нем говорил Сам Иисус: «Он, Дух Истины, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин 16, 8). Эта особая способность обличить в грехе мир, то есть живущих на земле, — важнейшая миссия служения Духа Истины. «Обличить о суде» означает, согласно словам Самого Иисуса, поведать о том, что «князь мира сего осужден» (Ин 16, 11). А Святой Дух — Тот, Кто придет как Утешитель и Защитник, — поведет человечество к победе над злом и над виновником этого зла в мире.

Существует тесная взаимосвязь между искупительной смертью Христа на кресте и словами, сказанными Им апостолам сразу же после Воскресения из мертвых: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся» (Ин 20, 22-23). Именно этот путь ведет к победе над злом, в приверженности к которому Дух Истины постоянно обличает мир.

Все вышеприведенные цитаты содержатся в проповеди Иисуса, произнесенной во время Тайной Вечери. В этих словах нам явлен Святой Дух как Лицо, пребывающее в единстве Пресвятой Троицы, вместе с Отцом и Сыном. В них раскрывается также суть Его служения, тесно связанного с Искуплением, совершенным Христом: «ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам» (Ин 16, 7). Но об этом говорится также и в других важнейших текстах.

7. Иисус обещает, что Дух придет, чтобы остаться с нами: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин 14, 16). Следовательно, Святой Дух Сам должен остаться с нами, не только Его сила, Его премудрость, Его действие — Он Сам как Лицо.

Более того — Он Сам будет не только с нами, но среди нас и в нас. «Вы знаете Его, — говорит Иисус, — ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14, 17). Из этих слов следует, что Святой Дух будет пребывать как гость в сердце каждого человека — каждого, кто готов Его принять; в каждой душе, готовой прильнуть ко Христу. Также Отец и Сын приходят, чтобы «сотворить обитель» в этих душах (ср.: Ин 14, 23), а следовательно, в них присутствует вся Пресвятая Троица, но поскольку речь идет о духовном присутствии, то оно более непосредственно относится к Личности Святого Духа.

8. Благодаря Святому Духу, действенно присутствующему в человеческой душе, человек может стать «истинным поклонником» Бога, Который есть Дух (ср.: Ин 4, 24). Время тех, кто будет «поклоняться Отцу в духе и в истине», пришло вместе со Христом и осуществляется в каждой душе, принимающей Святого Духа и живущей под непосредственным воздействием Его вдохновляющей и направляющей силы. И в этом состоит самая важная и самая святая суть религиозной духовности христианства. (26. 09. 1990)

ДЕЙСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.