Святой Дух и Воскресение из мертвых Иисуса Христа — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Святой Дух и Воскресение из мертвых Иисуса Христа

2022-05-09 20
Святой Дух и Воскресение из мертвых Иисуса Христа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Св. апостол Петр в своем Первом Послании говорит: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожил духом» (1 Петр 3, 18). Св. апостол Павел то же самое говорит в начале Послания к Римлянам, представляя себя предназначенным для проповеди Евангелия Божия «о Сыне (...) Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» (Рим 1, 3-4). В энциклике Dominion et Vivificantem об этом говорилось: «Следовательно, можно сказать, что мессианское "вознесение" Христа в Святом Духе в Воскресении из мертвых достигает своей вершины. Одновременно Христос "открылся Сыном Божиим в силе"» (п. 24).

По мнению исследователей, в процитированном фрагменте Послания к Римлянам, как и в отрывке из Первого Послания св. апостола Петра (3, 18 - 4, 6), содержится самое раннее исповедание веры, воспринятое обоими апостолами из живого источника первой христианской общины. Среди слагаемых этого исповедания веры мы находим утверждение, что действующий в Воскресении Святой Дух — «Дух Святости». Следовательно, можно сказать, что Христос, будучи Сыном Божиим с момента зачатия в лоне Марии от Святого Духа, в Воскресении из мертвых, также благодаря Святому Духу, становится источником жизни и святости, «исполненным освящающей силы».

И тогда становится понятным все значение жеста Христа, когда Он вечером, в день Воскресения: «в первый день недели», стал среди апостолов, «показал им руки, ноги и ребра Свои», дунул на них и сказал: «примите Духа Святаго» (Ин 20, 22).

2. В этом контексте особого внимания заслуживает Первое Послание св. апостола Павла к Коринфянам. Однажды в христологических беседах мною уже было сказано, что в нем содержится первое историческое упоминание о свидетельствах Воскресения из мертвых Иисуса Христа, рассматриваемых апостолом как одна из составных частей Церковного Предания: «я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати» (1 Кор 15, 3-5). Затем Павел перечисляет многие другие христофании после Воскресения из мертвых, а также явление Спасителя, пережитое им самим (ср.: 1 Кор 15, 4-11).

Речь идет об очень важном тексте, свидетельствующем не только об убежденности первых христиан в том, что Христос воскрес из мертвых, но также о пророчествах апостолов, о том, как складывалось Предание. Текст этот отражает также пневматологический и эсхатологический аспекты вероучения первоначальной Церкви.

В своем Послании, соединяя Воскресение Христа с верой во всеобщее «воскресение мертвых», апостол указывает на связь между Христом и Адамом, говоря: «"первый человек Адам стал душею живущею"; а последний Адам есть дух животворящий» (1 Кор 15, 45). Говоря об Адаме как о «душе живущей», Павел цитирует Книгу Бытие, в которой сказано, что Адам, «стал (...) Душею живою» благодаря дыханию жизни, которое «вдунул в лице его» Бог (Быт 2, 7). Затем апостол говорит, что Христос как воскресший человек превосходит Адама, ибо Он обладает полнотой Святого Духа, дающего человеку новую жизнь, так что тот становится духовным существом. Если новый Адам стал «духом животворящим», то это не означает, что он отождествился с Личностью Святого Духа, «дающего жизнь» (Божию); это значит, что Он, обладая как человек полнотой этого Духа, передает Его апостолам, Церкви и человечеству. Христос — «дух животворящий» благодаря Своей смерти и Воскресению из мертвых, то есть жертве, принесенной Им на кресте.

3. Приведенный выше текст Послания — это часть учения Павла о предназначении человеческого тела, животворящим основанием которого является душа (др. греч. — psyche; др. евр. — nefesz; ср.: Быт 2, 7). Эта естественная опора покидает тело в момент смерти, то есть события, в связи с которым встает вопрос о бессмертии — сначала в экзистенциальном плане, а затем и в плане философских размышлений.

Согласно апостолу, Воскресение Христа отвечает на этот вопрос с непоколебимой убежденностью веры. Тело Христа, исполненное в момент воскресения Святого Духа, становится источником новой жизни для воскресших тел: «сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор 15, 44). «Душевное» тело (то есть оживляемое душою — psyche) должно исчезнуть, чтобы уступить место «духовному» телу, оживотворяемому Духом (рпеита), дающим начало новой жизни еще в этом земном существовании (ср.: Рим 1, 9; 5, 5), но достигающему всей полноты совершенства только после смерти. Тогда благодаря Духу воскреснет «душевное тело», обретая целостность «тела духовного» через единение с воскресшим Христом (ср.: Рим 1, 4; 8, 11), с небесным человеком и Духом животворящим (ср.: 1 Кор 15, 44-89).

Следовательно, грядущее воскресение тел связано с их одухотворением по образу тела Христова, оживленного силою Святого Духа. Именно так отвечает апостол на им же самим поставленные вопросы: «как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?» (1 Кор 15, 35). «Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое. Но Бог дает ему тело, как хочет (...). Так и при воскресении мертвых: (...) сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор 15, 36-38. 42. 44).

4. Согласно апостолу Павлу, жизнь во Христе — это одновременно жизнь в Святом Духе: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его [Христа]» (Рим 8, 9). Подлинная свобода заключена во Христе и в Его Духе, «потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим 8, 2). Освящение во Христе — это одновременно освящение в Святом Духе (ср.: 1 Кор 1, 2; Рим 15, 16). Если Христос «ходатайствует за нас» (Рим 8, 34), то и Святой Дух «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. (...) Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим 8, 26-27).

Как следует из этих текстов апостола Павла, Святой Дух, действовавший в воскресшем Христе, уже сейчас наполняет христианина новой жизнью в эсхатологической перспективе будущего воскресения из мертвых. Существует преемственность между Воскресением Христовым, новой жизнью христианина, освобожденного от греха и причастного к пасхальной тайне, и будущим восстановлением единства тела и души в воскресении из мертвых, а всему этому развитию новой жизни во Христе будет способствовать Святой Дух.

5. Можно сказать, что миссия Христа действительно достигает кульминации в пасхальной тайне, в которой тесная взаимосвязь христологии и пневматологии открывает взору верующих и размышлениям богословов эсхатологическую перспективу. Но эта перспектива включает в себя и экклезиологическую плоскость, ибо «Церковь возвещает (...) Того, Кто дает жизнь, Кто животворит. Возвещает и, кроме того, соучаствует с Ним в передаче этой жизни. Ибо если "тело мертво для греха, (...)дух жив для праведности" (Рим 8, 10), воплощенной распятым и воскресшим Христом. Во имя Воскресения Христова Церковь, в тесном единстве и смиренном служении Святому Духу, служит жизни, исходящей от Самого Бога» (Dominum et Vivificantem, 58).

6. В центре этого служения — Евхаристия. Это таинство, в котором пребывает и постоянно обновляется искупительный дар Христа, обладающий в то же время животворящей силой Святого Духа. Следовательно, Евхаристия — это таинство, в котором постоянно действует и «являет» Себя Дух как основа существования человека во времени и вечности. Он есть источник света для разума и силы для действий в соответствии со сказанным Христом в Капернаума: «Дух животворит (...). Слова, которые говорю Я вам [про «хлеб, сходящий с небес» (Ин 6, 58)], суть дух и жизнь» (Ин 6, 63).

(8. 08. 1990)

ЧАСТЬ VI


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.