Сошествие Святого Духа на Иисуса — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Сошествие Святого Духа на Иисуса

2022-05-09 17
Сошествие Святого Духа на Иисуса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 ПРИ КРЕЩЕНИИ В ИОРДАНЕ

1. В жизни Иисуса-Мессии, Который был освящен помазанием Святого Духа (ср.: Лк 4, 18), можно выделить особо важные моменты, когда Святой Дух являет Себя как Лицо, наиболее тесно связанное с человеческой природой и миссией Христа. Мы уже говорили, что первым таким моментом является Воплощение, совершившееся через зачатие и рождение Иисуса от Девы Марии благодаря Святому Духу: Conceptus de Spiritu Sancto, natus ex Maria Virgine, как мы это исповедуем в Символе Веры.

Другим моментом, в котором присутствие и действие Святого Духа проявляются особенно ярко, было крещение Иисуса в Иордане. Об этом мы поговорим в сегодняшней катехизической беседе.

2. О крещении в Иордане сообщают все евангелисты (Мф 3, 13-17; Мк 1, 9-11; Лк 3, 21-22; Ин 1, 29-34). Прочтем текст св. Марка: «пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него» (Мк 1, 9-10). Иисус пришел к Иордану из Назарета, где провел годы «потаенной жизни» (к этой теме мы вернемся в следующей беседе). Его приход был предсказан Иоанном, призывавшим на берегу Иордана креститься «для прощения грехов». И он говорил: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк 1, 7-8).

Это происходило уже на пороге мессианской эры. Проповедь Иоанна завершала долгий подготовительный период, занявший целую эпоху Ветхого Завета и, можно сказать, всю человеческую историю, описанную в Священном Писании. Иоанн чувствовал величие этого решающего момента, определяя его как начало нового творения, в котором он увидел присутствие Духа, Того, Который носился над первым творением (ср.: Ин 1, 32; Быт 1, 2). Он знал и прямо говорил, что он лишь провозвестник, предтеча и слуга Того, Кто должен прийти «крестить Духом Святым».

3. Иисус же, со Своей стороны, молитвенно подготовился к этому событию, имеющему столь важное значение для истории спасения; событию, в котором должен был явить Себя — хотя только знамениями, выявляющими Его присутствие, — Святой Дух в тринитарной тайне, от Отца и Сына исходящий и являющийся в человеческой природе Иисуса началом Божественной жизни. У Луки мы читаем: «Когда (...) Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него» (Лк 3, 21-22). Этот же евангелист в дальнейшем говорит, что однажды Иисус, уча молитве учеников, шедших с Ним по дорогам Палестины, сказал, что «Отец небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк 11, 13). Сам же первый просил об этом наивысшем даре как о помощи для исполнения мессианского служения. И при крещении в Иордане этот дар был явлен Ему в виде особого знамения. Для Иоанна и его слушателей это было торжественным вступительным обрядом (инвеститурой), которым началось мессианское служение Иисуса из Назарета. Иоанн Креститель засвидетельствовал, что Иисус — это Тот, Кто «был вознесен в глазах Израиля как Мессия или "Помазанный" Святым Духом» (Dominum et Vivificantem, 19).

Молитва Иисуса, Который в Своем Божественном «Я» был предвечным Сыном Божиим, но действовал и молился сообразно своей человеческой природе, была услышана Отцом Небесным. Иисус однажды скажет Отцу: «Я (...) знал, что Ты всегда услышишь Меня» (Ин 11, 42). Он особенно сознавал это в момент крещения, происходившего при большом стечении народа и ставшего началом искупительного служения Христа. Иоанн Креститель предчувствовал предстоящее событие и возвестил о нем. Это он указал на Того, Кто пришел «крестить (...) Духом Святым» (Мф 3, 11), как на «Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира» (ср.: Ин 1, 29).

4. Лука сообщает нам, что при крещении Иисуса в Иордане «отверзлось небо» (Лк 3, 21). Когда-то пророк Исайя взывал к Богу: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» (Ис 64, 1). Именно теперь, в момент крещения, Бог, как бы отвечая на этот призыв, исполняет молитву пророка. «Открытие неба» сопровождается сошествием на Христа Святого Духа под видом голубя. Это видимый знак того, что молитва пророка была услышана и что его пророчество исполнилось. Видимый знак дополняется голосом с неба: «глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк 1, 11; Лк 3, 22). Таким образом, знамение воздействует на зрение (голубь) и на слух (голос) избранных свидетелей этого необычного и сверхъестественного события. Особенно в человеческой душе Христа, но также и в сознании других людей, собравшихся на берегу Иордана, предвечное «благоволение» Отца к Сыну становится реальностью. Таким образом, в момент крещения в Иордане происходит теофания, тринитарный характер которой здесь проявляется еще более выразительно, чем в описании Благовещения. «Открытие неба» здесь означает особую инициативу, предпринятую Отцом и Святым Духом для соединения с земным миром в момент религиозного и почти «ритуального» начала мессианского служения Воплощенного Слова.

5. В тексте Евангелия от Иоанна эпизод крещения передан словами самого Иоанна Крестителя: «И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: "на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым". И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин 1, 32-34). Следовательно, по мнению евангелиста, Иоанн Креститель участвовал в событии тринитарной теофании и осознал или, по крайней мере, почувствовал силой своей веры в Мессию, значение слов, сказанных Отцом: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Знаменательно, что и у других евангелистов определение «Сын» применяется вместо определения «отрок», которое мы встречаем в первой песни Исайи об Отроке Господнем: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него» (Ис 42, 1).

В богодухновенной вере евангелистов, а также в вере первоначальной христианской общины «отрок» был отождествлен с Сыном Божиим (ср.: Мф 12, 18; 16, 16), а в «духе», который должен был снизойти на Него, они распознали Божественную Личность Святого Духа. Накануне Своих страданий Иисус скажет апостолам, что Дух, сошедший на Него во время крещения, будет вместе с Ним участвовать в деле искупления: «Он [Дух Истины] прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16, 14).

6. Интересное высказывание на эту тему мы находим у св. Иринея Лионского (ум. 203), который, комментируя события, связанные с крещением в Иордане, говорит: «Его [Святого Духа] Бог чрез пророков обещал излить в последние времена на рабов и рабынь, чтобы они пророчествовали; поэтому Он сошел и на Сына Божия, сделавшегося Сыном Человеческим, чтобы вместе с Ним обитать в роде человеческом и почивать на людях и жить в создании Божием, творя в них волю Отца и обновляя их от ветхости в обновление Христово» (Adv. haer., Ill, 17, 1).11

Вышеприведенный текст свидетельствует о том, что с первых веков Церковь осознавала взаимосвязь, возникающую между Христом и Святым Духом в момент осуществления «нового творения».

7. В заключение несколько слов о голубе, явившемся при крещении в Иордане как символ Святого Духа. В символике крещения голубь связывается с водой и, по мнению некоторых Отцов Церкви, напоминает о случившемся по окончании потопа, понимаемого также как символ христианского крещения. В Книге Бытия написано, что Ной «выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился (...) и вот, свежий масличный лист во рту у него: и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт 8, 10-11). Голубь символизирует отпущение грехов, единение с Богом и обновление Завета, а следовательно, то, что во всей полноте совершается в мессианскую эпоху с помощью Христа Искупителя и Святого Духа.

(11. 07. 1990)


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.