Пятидесятница - исполнение Нового Завета — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Пятидесятница - исполнение Нового Завета

2022-05-09 58
Пятидесятница - исполнение Нового Завета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Иерусалимской Пятидесятницей завершается Христова Пасха смерти на кресте и Воскресения из мертвых. Сошествие Святого Духа на апостолов, собравшихся в Сионской Горнице вместе с другими учениками Христа, среди которых была Его Мать, явилось исполнением обетовании и предсказаний Учителя. Вместе с тем это торжественное, при стечении народа, исполнение Нового Завета, заключенного между Богом и человеком «в Крови» Христа: Новый Завет «в Моей Крови» (ср.: 1 Кор 11, 25), говорил Иисус во время Тайной Вечери. Этот Новый Завет — Завет окончательный и вечный — подготовлен прежними заветами, о которых говорит нам Священное Писание. Ибо в них содержалось обетование этого последнего Завета, который Бог должен был заключить с человеком во Христе и в Святом Духе. Такое понимание Пятидесятницы мы находим уже в словах Божиих из пророчества Иезекииля: «Вложу внутрь вас дух Мой» (Иез 36, 27).

2. Мы уже говорили о том, что Пятидесятница была праздником жатвы (ср.: Исх 23, 16), который затем отмечался в память и как бы в обновление Завета, заключенного Богом с народом Израиля после освобождения из египетского рабства. В Книге Исхода мы читаем, что Моисей «взял книгу завета, и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны. И взял Моисей крови, и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх 24, 7-8).

3. Синайский Завет был заключен Богом-Господом с народом Израиля. Этому Завету, согласно библейским текстам, предшествовали заветы с патриархом Ноем и с Авраамом.

Завет, заключенный с Ноем после всемирного потопа, содержал в себе обетование и замысел Завета Бога со всем человечеством: «вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая с вами (...) со всеми животными земными» (Быт 9, 9-10). А значит, не только с человечеством, но и со всеми созданиями, окружающими человека в видимом мире.

Завет с Авраамом носил другой характер. Бог избирает одного человека и заключает с ним завет ради его потомства: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Быт 17, 7). Завет с Авраамом — это вступление к завету с народом, с Израилем, ради Мессии, Который должен был выйти из среды народа, избранного Богом ради этой цели.

4. Завет с Авраамом не сопровождался дарованием Закона. Закон Божий был дан только в Синайском Завете. Бог дал обетование Моисею, предварительно призвав его на гору: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов; ибо Моя вся земля (...) Вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым» (Исх 19, 5-6). Когда Моисей передал обетование Бога старейшинам народа, «весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним (и будем послушны). И донес Моисей слова народа Господу» (Исх 19, 8).

Синайский Завет содержит двусторонние обязательства: Бог-Ягве избирает народ Израиля как Свою особую собственность, при условии соблюдения Его Закона, что народ Израиля и обещает со своей стороны.

Это библейское повествование о подготовке завета и о посредничестве Моисея показывает Моисея великим предводителем и законодателем Израиля, отмечая Божественное происхождение свода законов, данного им народу, и в то же время давая понять, что Завет на горе Синай содержал в себе обязательства обеих сторон: Бог-Ягве избрал народ Израиля как Свою особую собственность, как царство священников и святой народ (ср.: Исх 19, 6) при условии, что он будет соблюдать Его Закон, изложенный в Декалоге (ср.: Исх 20, 1 и след.), а также другие предписания и нормы, в чем, со своей стороны, и обязался народ Израиля.

5. История Ветхого Завета говорит, что эти обязательства многократно нарушались. Пророки в дальнейшем упрекают народ Израиля за его неверность и истолковывают трагические события израильской истории как наказание Божие. Пророки предвещают дальнейшие наказания, но в то же время предсказывают и другие заветы. Так, мы читаем у Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили» (Иер 31, 31-32).

По этой причине новый, будущий завет будет заключен более сокровенным образом. Так, мы читаем: «вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер 31, 33).

Эта новая «инициатива» Бога должна прежде всего охватить «внутреннего» человека: Закон Божий, «вложенный» в глубины человеческого «естества» (человеческого «я»). Это также означает: «напишу на сердцах». То есть это Закон, с которым человек внутренне отождествляется. Только тогда Бог будет воистину «его» Богом.

6. Согласно пророку Исайи, Закон Нового Завета воцарится в человеческой душе благодаря Духу Божию. Дух Господень «почиет» на ветви от корня Иессеева (ср.: Ис 11, 1-2), то есть на Мессии. В Нем воплотятся слова Пророка: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня» (Ис 61, 1). Мессия, ведомый Духом Божиим, исполнит Завет, «обновит» его и сделает «вечным». Об этом говорят пророческие слова Исайи, обращенные к будущему, скрытому во тьме веков: «И вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих, и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века» (Ис 59, 21).

7. Независимо от исторического и провидческого контекста видения Исайи, мы можем со всей уверенностью утверждать, что его слова воплотились во Христе: в Слове, являющемся Его «собственным» словом и одновременно словом Отца, пославшего Его (ср.: Ин 5, 37); в Его Евангелии, которое обновляет, дополняет и оживотворяет Закон; и в Святом Духе, Который будет послан в силу Искупительной Жертвы Христовой, в силу Его смерти и Воскресения из мертвых, как полное подтверждение обетований, данных Богом устами пророков еще в Ветхом Завете. Со Христом и в Святом Духе был заключен Новый Завет, о котором Сам Бог говорит в пророчестве Иезекииля: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (...) и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иез 36, 26-28).

8. В событии Иерусалимской Пятидесятницы сошествие Святого Духа дополняет «новый и вечный» Завет Бога с человечеством, заключенный «в крови» Единородного Сына; это дар, который «нисходит свыше» (ср.: Иак 1, 17), являясь кульминационным моментом. В этом Даре Триединый Бог «дарует» Самого Себя уже не одному избранному народу, но всему человечеству. Обетование — «будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (пророчество Иезекииля — 36, 28) здесь обретает новое и окончательное измерение — всеобщее и всеохватное. Воплощается до конца внутренний смысл обетования (одухотворение человека), ибо полнота дара — Святой Дух — должна охватить все сердца, неся с собой силы, необходимые для преодоления всякого рода человеческих слабостей и греха. Обетование подтверждается и в измерениях вечности, ибо Завет этот — новый и вечный (ср.: Евр 13, 20). В этой полноте Дара берет свое начало Церковь — Божий Народ Нового и вечного Завета. По обетованию Христа Святой Дух был послан как другой Утешитель (Parakletos) — «да пребудет с вами вовек» (Ин 14, 16).

(2. 08. 1989)

ПЯТИДЕСЯТНИЦА - ЗАКОН ДУХА

1. Иерусалимская Пятидесятница — сошествие Духа Святого — является завершением пасхальной тайны Иисуса Христа. Это также окончательное исполнение предсказаний Ветхого Завета, особенно пророков Иеремии и Иезекииля. Эти предсказания относились к новому, будущему Завету, который Бог заключит с человеком во Христе, и к излиянию Духа Божия «на всякую плоть» (Иоил 2, 28). Это излияние Святого Духа должно сопровождаться, согласно предсказаниям пророков, дарованием Закона Божия, «вложенного» в глубины человеческого «естества», «написанного» на человеческих сердцах (ср.: Иер 31, 33). Мы должны поразмышлять над этим «новым законом», или «законом Духа», так как эта проблема имеет важное значение для познания тайны Параклета.

2. Ранее уже было показано, что Ветхий Завет между Богом-Ягве и народом-Израилем, установленный во время Синайской теофании, был основан на Законе. В центре этого Закона находится Декалог. Ягве призывает Свой народ к соблюдению заповедей: «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19, 5-6).

Так как завет этот не исполнялся должным образом, то Бог возвестил через пророков о новом его установлении: «вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, — читаем мы у Иеремии. — Вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его». Слова, уже упомянутые выше, связанные с темой нашей предыдущей катехизической беседы, дополняются обетованием: «и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер 31, 33).

3. Таким образом, возвещенный пророками Новый (будущий) Завет должен привести к решительным переменам в отношении человека к Закону Божию, который будет уже не внешней нормой, закрепленной на каменных скрижалях, но благодаря Святому Духу окажется «написанным» на человеческих сердцах, как бы установленным в глубинах человеческого «естества».

Этим новым законом в Евангелии является заповедь любви к Богу и к ближнему. Когда Христос говорит: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22, 40), то этим Он дает понять, что обе эти заповеди уже содержатся в Ветхом Завете (ср.: Втор 6, 5; Лев 19, 18). Любовь к Богу — «первая и наибольшая заповедь»; любовь к ближнему — «вторая (...) подобная ей» (ср.: Мф 22, 37-39). Эта вторая заповедь является также условием соблюдения первой: «ибо любящий другого исполнил закон» (Рим 13, 8).

4. Заповедь любви к Богу и к ближнему как новый Закон, установленный Христом на основе Своего учения и личного примера (Он отдал жизнь «за друзей своих» — ср.: Ин 15, 13), теперь «записывается» в сердцах Святым Духом, тем самым становясь «законом Духа».

Апостол Павел пишет к Коринфянам: «Вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор 3, 3). Закон Духа — это вместе с тем внутренний императив человека, через который действует в нем Святой Дух. Более того, это Сам Святой Дух — учитель и водитель человека, живущий в глубинах его сердца.

5. Закон, понимаемый таким образом, не может быть только внешней принудительной силой, подчиняющей себе действия человека. Евангельский Закон, провозглашенный словами, подтвержденный жизнью и смертью Христа, — это Божественное Откровение, в котором заключена вся полнота истины о благе человеческих дел, в то же время Евангельский Закон оздоровляет и совершенствует внутреннюю свободу человека, ибо, как пишет св. апостол Павел: «закон Духа во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим 8, 2). Святой Дух, «дающий жизнь», благодаря Которому человеческий дух сопричастен жизни Божией, становится новым принципом и новым обоснованием поведения человека: «чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим 8, 4).

Проповедуя таким образом, Апостол народов мог ссылаться на Самого Христа, провозгласившего в Нагорной проповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5, 17). Именно такое исполнение Закона Божия Иисусом Христом, осуществляемое Им и словами и делами — это образец «живущего по Духу». В этом смысле в тех людях, которые веруют во Христа и являются сопричастниками Его Духа, пребывает и действует «Закон Духа», как бы «написанный на плотяных скрижалях сердца».

6. Вся жизнь первоначальной Церкви, как это следует из Деяний Апостолов, представляет собой подтверждение истины, провозглашаемой апостолом Павлом: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5, 5). Несмотря на ограниченность и недостатки своих членов, иерусалимская община участвует в новой жизни, даруемой Святым Духом, живет любовью Божией. Мы также получаем ее в дарах Святого Духа. Но в то же время любовь к Богу и к ближнему — это основная суть «наибольшей заповеди». Закон, во всей своей совокупности запечатленный в человеческих сердцах Любовью, будучи даром Святого Духа, становится Законом Духа. Это закон, несущий свободу: «закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим 8, 2).

7. Пятидесятница означает излияние в наши сердца любви Божией (ср.: Рим 5, 5). Вместе с тем в ней — начало новой нравственности человека, основанной на «Законе Духа». Эта нравственность нечто большее, чем просто соблюдение закона разума или «буквы» Откровения. Это нечто большее, ибо простирается глубже. Новая нравственность исходит от Святого Духа и восходит к той любви, которая от Бога и которая выпадает на долю человека благодаря Святому Духу: «излилась в сердца наши Духом Святым».

Особо отметил высокое значение этой нравственности, основанной на «Законе Духа», апостол Павел. Этот бывший фарисей, знаток ветхозаветного Закона, строго и мелочно охранявший «букву» Закона, позднее, став апостолом Христа, писал о себе: «Он [Бог] дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3, 6).

(9. 08. 1989)


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.