Участие Марии в ожидании сошествия Святого Духа — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Участие Марии в ожидании сошествия Святого Духа

2022-05-09 18
Участие Марии в ожидании сошествия Святого Духа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян 1, 14). Этими немногими словами автор Деяний Апостолов отмечает факт присутствия Матери Христа в Сионской Горнице в дни приуготовления к Пятидесятнице.

В предыдущей катехизической беседе уже рассматривался смысл этого приуготовления: в соответствии с повелением, полученным от Христа перед Его уходом к Отцу, апостолы «единодушно пребывали» в молитве в Сионской Горнице, причем не одни, но при участии и других учеников, мужчин и женщин. Среди этих лиц, принадлежащих к первоначальной иерусалимской общине учеников Христа, св. Лука называет также Марию — Мать Иисуса. Он называет ее в числе присутствующих, ничего особенного не добавляя. В то же время известно, что тот же евангелист Лука наиболее полно показал Божественное и девственное материнство Марии на основании собранных им в христианских общинах сведений, «по тщательном исследовании всего» (ср.: Лк 1, 1 и след.; Деян 1, 1 и след.). Все эти сведения восходят, по меньшей мере косвенно, к первому источнику всех мариологических данных — к Самой Матери Иисуса. Таким образом, в обоих текстах св. Луки как пришествие в мир Сына Божия связано с Нею, так и зарождение Церкви происходит в Ее присутствии. Достаточно простого подтверждения Ее присутствия в Сионской Горнице накануне Пятидесятницы, чтобы эта деталь, благодаря весомости, какую ей придал св. Лука, обрела всю полноту своего значения.

2. В Деяниях Апостолов Мария — одна из деятельных участников: Она член первой общины родившейся Церкви, пребывающей в молитвенном ожидании Пятидесятницы. На основании Евангелия от св. Луки и других текстов Нового Завета сформировалось христианское предание о присутствии Марии в Церкви Христовой, кратко изложенное на II Ватиканском Соборе, подтвердившем, что Она, будучи Матерью Христа, Бого-Человека, а значит, Богородицей, является самым прекрасным и самым незаурядным членом Церкви (ср.: СН 53). Отцы Собора во вступительном послании напомнили слова из Деяний Апостолов, уже цитированные нами, как бы желая подчеркнуть: они хотят, чтобы Мария, подобно тому, как Она присутствовала в самый момент зарождения Церкви, была сопричастницей и этой великой общины апостольских преемников, которая насчитывает уже двадцать веков; этого молитвенного собрания, являющегося продолжением той общины, собравшейся в Сионской Горнице; они хотят, собираясь на соборные заседания, так же «единодушно пребывать в молитве и молении с Марией, Матерью Иисуса» (ср.: Деян 1, 14).

3. Уже во время Благовещения Мария приняла Святого Духа. Ангел Господень сказал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1, 35). Благодаря этому сошествию Святого Духа Мария единственным и неповторимым образом соединилась с тайной Христа. В энциклике Redemptoris Mater говорится: «Она сопричастна тайне Христовой еще "до основания мира" как Та, Которую Отец "избрал" как Родительницу Своего Сына в акте Воплощения. А вместе с Отцом Ее избрал и Сын и предвечно препоручил Ее Святому Духу» (Redemptoris Mater, 8).

4. Здесь же, в Сионской Горнице, когда в силу пасхальных событий тайна Христова до конца воплотилась на земле, Мария находится в сообществе учеников, дабы приуготовить новое пришествие Святого Духа и новое рождение: начало Церкви. Та, Которая сама, благодаря полноте благодати и Божественному материнству, является «святилищем Духа Святого» (СН 53), участвует в молитвенных просьбах о ниспослании Параклета: дабы в силу Духа Святого в апостольской общине началось это посланническое служение, которое Иисус Христос, придя в мир, принял от Отца (ср.: Ин 5, 36), а возвращаясь к Отцу, поручил Церкви (ср.: Ин 17, 18). Мария с самого начала соединена с Церковью, присутствует в ней как одна из «учениц» Своего Сына. Но одновременно Она во все времена прославляется «как ее [Церкви] образ и прекраснейший пример в вере и любви» (СН 53).

5. Все вышесказанное во всей полноте было подчеркнуто на II Ватиканском Соборе в Догматическом Постановлении о Церкви. Мы читаем в нем: «Преблагословенная (...) Дева через дар и служение Богоматеринства, которыми Она соединена с Сыном и Искупителем, тесно связана и с Церковью через Свои благодатные дары и служение: Богородица — образ [typus] Церкви, как учил уже св. Амвросий, а именно в отношении веры, любви и совершенного единения со Христом. Ибо в тайне Церкви (...) Преблагословенная Дева Мария, давая возвышеннейший и исключительнейший пример (...) Своей верой и послушанием, (...) родила на земле Самого Сына Отчего (...) не познав мужа, осененная Духом Святым» (СН 63).

Молитва Марии в Сионской Горнице, во время приуготовления к Пятидесятнице, имела особое значение в силу той соединенности с Духом Святым, которая установилась у Нее в тайне Воплощения. Теперь эти узы, будучи обогащенными новым единением, устанавливаются по-новому.

6. Когда в соборном тексте утверждается, что Мария давала «возвышеннейший и исключительнейший пример Своей верой», это, как нам кажется, возвращает нас к тем словам, которые Дева из Назарета услыхала от Своей родственницы Елизаветы в момент ее озарения: «блаженна Уверовавшая» (Лк 1, 45). Евангелист Лука пишет: «Елисавета исполнилась Святаго Духа» (1, 41), когда она отвечала на приветствие Марии и произносила эти слова. В Сионской Горнице, в день Пятидесятницы, по словам того же Луки, «исполнились все Духа Святаго» (Деян 2, 4). И Та, Которая зачала «от Духа Святаго» (ср.: Мф 1, 18), снова была наполнена им. Весь Ее путь веры, любви и совершенного единения со Христом, начиная с Пятидесятницы, соединился с путем Церкви.

Апостольская община нуждалась в Ее соприсутствии и в том, чтобы «пребывать в молитве» вместе с Ней, Матерью Господа. В этой молитве «с Марией» проявилась особая сопричастность, проистекающая от полноты даров Духа Святого. И вот Возлюбленная Духа Святого, Мария, как Заступница испрашивает Его пришествие: Его сошествие на Церковь, родившуюся из ран Христовых, полученных Иисусом на Кресте, и теперь готовящуюся предстать перед всем миром.

7. Таким образом, краткое упоминание в Деяниях Апостолов о присутствии Марии среди апостолов и всех тех, кто «пребывал в молитве и молении» накануне Пятидесятницы и «излияния» Святого Духа, таит в себе поистине богатое содержание.

В Догматическом Постановлении II Ватиканского Собора о Церкви это богатое содержание нашло свое выражение. В этом важном документе мы читаем, что Преблагословенная Дева Мария, пребывавшая в молитве среди учеников в Сионской Горнице, является Матерью Сына, Которого Бог соделал «первородным между многими братиями» (Рим 8, 29). В соборном тексте добавлено также, что «рождению и воспитанию этих братьев Она способствует материнской любовью» (ср.: СН 63). А Церковь — начиная со дня Пятидесятницы — «проповедью и крещением своих сынов, зачатых от Духа Святого и рожденных от Бога, (...) рождает их к новой и бессмертной жизни» (там же, 64). И сама становясь таким образом Матерью, Церковь смотрит на Мать Христа как на свой прообраз. Молитвенное собрание в Сионской Горнице накануне Пятидесятницы — начало такой Церкви.

(28. 06. 1989)

ЧАСТЬ II

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

7. ПЯТИДЕСЯТНИЦА - ПРАЗДНИК ЖАТВЫ

8. ПЯТИДЕСЯТНИЦА — ВЕРШИНА САМООТКРОВЕНИЯ БОГА

9. ПЯТИДЕСЯТНИЦА - «ИЗЛИЯНИЕ» ЖИЗНИ БОЖИЕЙ

10. ПЯТИДЕСЯТНИЦА — ДАРОВАНИЕ БОЖЕСТВЕННОГО УСЫНОВЛЕНИЯ

11. ПЯТИДЕСЯТНИЦА - ИСПОЛНЕНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА

12. ПЯТИДЕСЯТНИЦА - ЗАКОН ДУХА

13. ПЯТИДЕСЯТНИЦА — НАЧАЛО НОВОГО НАРОДА БОЖИЯ

14. ПЯТИДЕСЯТНИЦА — РОЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ

15. КРЕЩЕНИЕ СВЯТЫМ ДУХОМ

16. СВЯТОЙ ДУХ И ЕВХАРИСТИЯ

17. ПЯТИДЕСЯТНИЦА - НАЧАЛО ПОСЛАННИЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ ЦЕРКВИ

18. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И МНОГООБРАЗИЕ


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.