Приготовление к пришествию Святого Духа — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Приготовление к пришествию Святого Духа

2022-05-09 25
Приготовление к пришествию Святого Духа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1. Мы все знаем самое великое обетование и последнее повеление, с которыми Христос обратился к апостолам перед Вознесением: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк 24, 49; ст. также: Деян 1, 4). Мы уже говорили об этом в предыдущей катехизической беседе, отмечая взаимосвязь и преемственность истины о Святом Духе от Ветхого к Новому Завету. Ныне мы читаем в Деяниях Апостолов, что апостолы выполнили повеление Иисуса: «И, придя [в Иерусалим], взошли в Горницу, где и пребывали (...) Все они единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян 1, 13-14). Они не только остались в городе, но и собрались в Сионской Горнице вместе с Марией — Матерью Иисуса как община, пребывающая в молитве. Эта молитва была непосредственным приуготовлением к Сошествию Святого Духа, к тому, чтобы явилась перед всем «внешним миром», под воздействием Святого Духа, Церковь, рожденная крестом и Воскресением из мертвых Иисуса Христа. Апостолы готовятся к сошествию Святого Духа всей общиной, а внутри этой общины — каждый лично.

2. Апостолы готовятся с помощью молитвы: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян 1, 14). Эта их молитва — как бы повторение и продолжение молитвы Иисуса из Назарета, творя которую, Он готовился к сошествию Святого Духа в момент крещения в Иордане: «Когда [Иисус]... молился: отверзлось небо и Дух Святый нисшел на Него» (Лк 3, 21-22).

Кто-то может спросить: зачем еще молитвенно просить о том, что было обещано? Молитва Иисуса у Иордана подчеркивает настоятельную необходимость молиться, дабы надлежащим образом принять дар свыше (ср.: Иак 1, 17). Именно община, состоящая из апостолов и первых учеников, должна была подготовить к принятию этого Дара свыше; к принятию Духа Святого, Который ознаменует начало служения Церкви Христовой на земле.

В особо важные моменты Церковь поступает подобным образом. Она обращается к этому примеру молитвенного единения апостолов вместе с Матерью Христа, как бы возвращается в Сионскую Горницу. Так было, например, в начале II Ватиканского Собора. Впрочем, ежегодно празднованию Пятидесятницы предшествует новенна, обращенная к Святому Духу, которая как бы продолжает молитвы первой церковной общины, ожидающей сошествия Святого Духа.

3. В Деяниях Апостолов подчеркнуто, что эта молитва была «единодушной». Это единодушие указывает на знаменательную перемену в сердцах апостолов, которые ранее старались выделиться друг перед другом и даже соперничали между собой (ср.: Мк 9, 34; Лк 9, 46; 22, 24). Это свидетельствует о том, что принесла свои плоды Первосвященническая молитва Христа о единстве: «да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17, 21). «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин 17, 23). Во все времена и в каждом христианском поколении слова этой Христовой молитвы о единстве Церкви остаются актуальными. Мы знаем, насколько они актуальны в наше время — время, исполненное усилий сторонников экуменизма, ратующих за воссоединение христиан! Вероятно, еще никогда так близко, как сегодня, не приближалось значение этих слов к тому изначальному смыслу, какой они имели в устах Иисуса Христа в момент появления Церкви в мире! Сегодня повсюду ощущается также стремление к новому миру, более слитному и солидарному.

4. Молитва апостольской общины накануне Пятидесятницы была продолжительной: «они пребывали в молитве и молении» (греч. - ,). Это отнюдь не минутный душевный порыв. Греческое выражение, использованное автором Деяний Апостолов, указывает на терпеливое, в известной мере даже «упорное» молитвенное ожидание, требующее самоотдачи и преодоления трудностей. Следовательно, этой молитвой было охвачено не только сердце, но и воля. Апостолы осознавали стоявшие перед ними задачи.

5. Уже сама эта молитва была результатом внутреннего воздействия Святого Духа. Это Он побуждает к молитве и помогает пребывать в ней. Вновь возникает аналогия с Самим Иисусом, Который, прежде чем начать Свое мессианское служение, удалился в пустыню. В Евангелии подчеркнуто, что «Дух ведет Его» (Мк 1, 12; ср.: Мф 4, 1), что «поведен был Духом Святым в пустыню» (Лк 4, 1).

Многообразны дары Святого Духа. Во время пребывания апостолов в Сионской Горнице Дух Святой действовал в них тайно как молитвенное приуготовление, дабы в день Пятидесятницы они были готовы воспринять этот великий, имеющий «переломное» значение дар, в силу которого жизнь Церкви Христовой на земле получила необратимое начало.

6. В общине, объединенной молитвой, кроме апостолов, находились и другие лица, мужчины и женщины.

Повеление Христа, данное Им при уходе к Отцу, относилось непосредственно к апостолам. Им Он велел: «не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца» (Деян 1, 4). Именно им Иисус доверил особое посланническое служение в Своей Церкви.

И если в приуготовлении к Пятидесятнице участвуют и другие лица, и особенно женщины, то этот факт является прямым продолжением линии поведения Самого Христа. Об этом мы читаем во многих фрагментах Евангелия. Евангелист Лука называет по имени некоторых из этих женщин, слушавших проповеди Христа, помогавших Ему и поддерживавших Его материально: Мария, называемая Магдалиной; Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова; Сусанна, и многие другие (ср.: Лк 8, 1-3). Евангельская проповедь о Царствии Божием совершалась не только в присутствии «Двенадцати», а также учеников, но и при этих именно женщинах, о которых евангелист говорит, что они «служили Ему [Христу] имением своим» (Лк 8, 3).

Таким образом, Христос давал ясно понять, что женщины наравне с мужчинами призваны участвовать в Царствии Божием, о котором Он проповедовал. Со своей стороны, они должны принадлежать к Царствию Божию и способствовать его возрастанию среди людей. В апостольском послании Mulieris dignitatem  этот вопрос раскрывается более полно.

7. При таком рассмотрении факт присутствия женщин в Сионской Горнице в часы приуготовления к Пятидесятнице и к зарождению Церкви имеет особое значение. Мужчины и женщины — простые верующие — участвовали во всех этих событиях наряду с апостолами и вместе с ними. Апостольская Церковь с самого начала выступает как сообщество апостолов и учеников — как мужчин, так и женщин. Особое значение в этом приуготовлении первоначальной общины к Пятидесятнице имеет факт присутствия и участия Марии, Матери Христа. Но этому следует посвятить отдельную катехизическую беседу.

(21. 06. 1989)


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.