Социальный и политический  кризис империи. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Социальный и политический  кризис империи.

2022-05-08 26
Социальный и политический  кризис империи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 После десяти лишним действия закона о «запрете клики»ситуация в стране продолжала накаляться. Император Лиин-ди продолжал развлекаться во дворце, опустошая казну, государственный аппарат погряз в бюрократии и интригах. Накалялась обстановка и в низах общества росла роль оппозиционных религиозных сект. Наиболее популярной стала секта «Тайпиндао» с лидером Чжан Цзюэ, который за десять лет приобрел несколько сотен тысяч последователей во всех восточных и центральных районах империи. Основной частью его сторонников составляли беглые крестьяне.[23]

Из-за дезорганизации центрального аппарата прекращаются регулярный ремонт плотин и уход за ирригационными сооружениями. Хуанхэ, давно уже превратившаяся в надземную реку, выходит из берегов, ее разливы несут неисчислимые бедствия сотням тысяч семей. Бюрократический аппарат империи, разъедаемый коррупцией и выросший до колоссальных размеров, превратился в самодовлеющую силу, поглощающую основной прибавочный продукт. Малолетние императоры оказывались пешками в руках придворных группировок “евнухов” и “ученых”. “Ученые” с позиций так называемых чистых суждений разоблачали злоупотребления “грязных” стяжателей в центральной администрации.

Политическая борьба между “евнухами”, связанными с “сильными домами”, и “учеными”, выражавшими интересы профессиональной бюрократии, выливалась в ожесточенные распри, доходившие до кровопролития. Попытки государственного переворота в 166 и 169 гг., имевшие целью смену и оздоровление управленческого аппарата, провалились. Расправа “евнухов” была беспощадной. “Ученых” казнили, пытали, ссылали, тысячу “чистых” бросили в тюрьму. Их книги публично сжигались на кострах. “Сильные дома” на местах контролировали каналы рекомендации чиновников, домогались в своих поместьях политической самостоятельности и формального признания личной зависимости земледельцев.[24]

Усиление влияния в общественно-политической жизни “сильных домов” с середины II в. знаменовало собой дезинтеграцию имперской бюрократической системы и окончательный упадок императорской власти.

Чжан Цзю Создал из своих приверженцев мощную военизированную армию и назначил свержение ханьской династии на 184 год-первый год шестидесятилетнего цикла. Незадолгг до намеченного срока бывший сподвижник выдал двору одного из руководителя секты- Ма Юани, готовившего мятеж в столице. Власти выявили и казнили тысячи людей из простонородья и дворцовой охраны. Чжан Цзюэ спешно начал сзывать своих сторонников к оружию. Так, весной 184 года началось одно из самых крупных в истории Китая народных восстании- восстание «желтых повязок».[25]

Сил для подавления восстания правительство не имело, поэтому созданием армий занялись наиболее могущественные аристократы. После подавления восстания реальная власть оказалась в руках командиров этих армий, между которыми развернулась борьба за престол.

 

Вывод. Законом жизни империи являлось придельное напряжение ее ресурсов. Начинается так называемый кризис ситуации, связанный со слабостью режима, ростом общественного не довольства и главным образом внутренней противоречивостью правительственной политики. То есть с одной стороны реальной значимостью этого курса и официальным курсом государства. Подобное противоречие наблюдается во всех сферах жизни империи.

Политические аспекты кризиса, обусловленные внутренними слабостями бюрократического управления. Государственный аппарат империи, воздвигнутый по отвлеченным законам логики, был поражен коррупцией, чиновническим произволом, волокитой, произвольным поборам и равнодушием. А окружение императора во 2 веке показывает полное отсутствие инциативы, продуманного политического курса и самого понимания действительности.

 


 

Глава четвертая.

Восстание «желтых повязок».

Подготовка и предпосылки крестьянского движения.

В 184 году в стране началось восстание жёлтых повязок. Сил для подавления восстания правительство не имело, поэтому созданием армий занялись наиболее могущественные аристократы. После подавления восстания реальная власть оказалась в руках командиров этих армий, между которыми развернулась борьба за престол. В 196 году полководец Цао Цао уговорил императора Сянь-ди перебраться из разрушенной столицы Лояна с свою столицу Сюй в Инчуани. После этого Цао Цао фактически стал правителем Китая, сохраняя видимость правления династии Хань. Однако после смерти Цао Цао в 220 году его сын Цао Пи приказал убить императора Сянь-ди. Казнив последнего ханьского императора, Цао Пи основал династию Вэй, с которой начался период Троецарствия в истории Китая.[26]

Из-за дезорганизации центрального аппарата прекращаются регулярный ремонт плотин и уход за ирригационными сооружениями. Хуанхэ, давно уже превратившаяся в надземную реку, выходит из берегов, ее разливы несут неисчислимые бедствия сотням тысяч семей. Бюрократический аппарат империи, разъедаемый коррупцией и выросший до колоссальных размеров, превратился в самодовлеющую силу, поглощающую основной прибавочный продукт. Малолетние императоры оказывались пешками в руках придворных группировок “евнухов” и “ученых”. “Ученые” с позиций так называемых чистых суждений разоблачали злоупотребления “грязных” стяжателей в центральной администрации.[27]

Политическая борьба между “евнухами”, связанными с “сильными домами”, и “учеными”, выражавшими интересы профессиональной бюрократии, выливалась в ожесточенные распри, доходившие до кровопролития. Попытки государственного переворота в 166 и 169 гг., имевшие целью смену и оздоровление управленческого аппарата, провалились. Расправа “евнухов” была беспощадной. “Ученых” казнили, пытали, ссылали, тысячу “чистых” бросили в тюрьму. Их книги публично сжигались на кострах. “Сильные дома” на местах контролировали каналы рекомендации чиновников, домогались в своих поместьях политической самостоятельности и формального признания личной зависимости земледельцев.

Усиление влияния в общественно-политической жизни “сильных домов” с середины II в. знаменовало собой дезинтеграцию имперской бюрократической системы и окончательный упадок императорской власти. В обстановке затяжного политического и глубокого социально-экономического кризиса в стране разразилось самое мощное в истории древнего Китая широкое общественное движение, известное под названием восстания “Желтых повязок”.[28]

Движение “Желтых повязок” подготавливалось планомерно в течение десяти лет религиозной сектой продаосского толка Тайпиндао (”Путь Великого благоденствия”). Вероучение под таким названием, имеющее сотериологическую направленность, было создано харизматическим главой этой секты и руководителем восстания, магом и врачевателем Чжан Цзюэ, назвавшим себя Учителем высшей добродетели. В своих проповедях Чжан Цзюэ точно называл день (он падал на 4 апреля 184 г.), когда на земле наступит эра Великого благоденствия. В этот день, как предрекал он, “Синее Небо (т. е. династия Хань) погибнет и воцарится Желтое Небо (т. е. царство справедливости)”. Желтым Небом Чжан Цзюэ именовал и самого себя, выступая в роли мессии — спасителя человечества от зла порочного мира Синего Неба. Желтые повязки носили на голове все адепты секты. Проповедники Чжан Цзюэ действовали по всей территории империи, призывая к всеобщему восстанию.[29] В восьми самых многонаселенных провинциях (где было сосредоточено 3/4 населения страны) руководителями секты было создано 36 религиозных центров. Чжан Цзюэ обещал своим адептам покровительство Желтого Неба, спасение и долголетие. Проповедь-воззвание Чжан Цзюэ, обращенная ко всем, без различия пола, возраста, звания и чина, и обещавшая людям избавление от страданий и счастье на земле в самом ближайшем будущем, привлекала к нему толпы угнетенного люда.[30]

Члены секты проходили под руководством проповедников Чжан Цзюэ военную подготовку, ее отряды насчитывали 360 000 бойцов. Движение приобрело массовый характер уже на этой стадии деятельности секты и потому не могло остаться тайным, а возможно, этого и не предусматривал ее устав.

Восстание «желтых повязок».

 

Задолго до начала вооруженного выступления отрядов Чжан Цзюэ императору докладывали о том, что “вся империя приняла веру Чжан Цзюэ”, однако власти боялись арестовать Чжан Цзюэ, хотя и знали о его деятельности, опасаясь, видимо, массовых выступлений. По некоторым данным, чуть ли не две трети населения оказалось под влиянием учения секты. Несомненны эсхатологические настроения сектантов, верящих в свое предназначение свыше вершить великую карательную миссию во имя Благого Дао (Шэньдао). Насколько это движение было подготовленным и
организованным, можно судить по тому, что Чжан Цзюэ удалось в поразительно короткий срок изменить день восстания, когда внезапно выяснилось, что предатель выдал властям план его действий. Через десять дней после приказа Чжан Цзюэ о немедленном выступлении пламя восстания “Желтых повязок” полыхало по всей стране. Повстанцы громили и сжигали правительственные учреждения, уничтожали представителей власти на местах как носителей вселенского зла.

Ранней весной 184-г. восстание вспыхнуло одновременно в разных частях империи. На подавление восстания была брошена сорокатысячная армия, но основную роль в разгроме повстанцев сыграли отряды крупных землевладельцев. В октябре 184 г. в Гуанцзуне (совр. провинция Хэбэй) восставшие потерпели поражение. В результате учиненной после этого расправы погибло не менее 80 тыс. человек.[31]

Несмотря на поражение основных сил повстанцев, в 185 г. восстание вспыхивает с новой силой. Армия «черной горы» создает базу на северном берегу Хуанхэ, в непосредственной близости от столицы. Однако несогласованность действий отдельных групп приводит к тому, что правительственным войскам удается разбить их по частям. В 188—207 гг. в стране не прекращались разрозненные выступления повстанцев, которые подавлялись с невероятной жестокостью

Восстание “Желтых повязок”, несомненно, носило характер широкого народного движения, в нем участвовали все слои эксплуатируемого населения.

.

Вывод: От нанесенного восстанием удара Ханьская империя так и не смогла оправиться. Подавление восстания Желтых повязок оказалось  для Хань смертельным: имперская администрация и двор вскоре после этого потеряли всякое влияние на ход событий, а главную роль в деле окончательного подавления рассеявшихся по стране мятежников и во всей последовавшей за этим политической борьбе стали играть удачливые военачальники, опиравшиеся на сильные дома. Можно считать, что с этого момента — с конца II в.— на передний план в жизни Китая на несколько веков вышли военные, а военная функция стала ведущей в политической жизни распавшейся на части бывшей империи.


[1] «Очерки истории Китая» М.,1969.

.

[2] Малявин В.В. «Гибель Древней империи». Москва,1983г

[3] Малявин. «гибель древней империи» Москва, 1983г. Стр..67.

[4].[4] «История Китая с древнейших времен до наших дней», Л. И. Симоновская, стр.42

[5] Рубин В.А. «идеология и культура Древнего Китая» М.,1970. стр..185-186.

[6] Малявин В.В. «Гибель империи». М., 1983. стр…70

[7] Ван Ман (99-23г. до н. э.). Китайский император, восстановивший древние титулы и должности. Объявил все земли собственностью правителя. Ввел монополии на важнейшие товары. Такая политика привела к восстанию «краснобровых».

[8] «История Китая с древнейших времен до наших дней», Л. И. Симоновская, стр.42.

[9] Великая китайская стена, строившаяся при империи Хань, постоянно нуждалась в реконструировании. Малявин В.В. «Китайская цивилизация».

[10] Л.И Симоновская, «История Китая с древнейших времен до наших дней». Стр. 49.

[11] Малявин В.В. «Гибель империи», стр.188

[12] 100 му = 6.67 га

[13] Л. М. Симановская «История Китая с древнейших времен до наших дней», стр.46

[14] «Очерки истории Китая» М.,1969.

[15] [15] «История Китая с древнейших времен до наших дней», Л. И. Симоновская, стр.39.

[16] Малявин В.В. «гибель древнее империи». М., 1983.

[17] «История востока» М.,1997.

[18] «Очерки истории Китая» М.,1969.

[19] «Вестник древний истории» 3 журнал.стр 21.

[20] [20] «История Китая с древнейших времен до наших дней», Л. И. Симоновская, стр.45.

[21] Малявин В.В. «Гибель Древней империи». Москва,1983г стр… 178.

[22] «Вестник древний истории» 3 журнал

[23] Малявин В.В «Гибель империи» стр…158.

[24] «История востока» стр…125.

[25] См. там же стр…159.

[26] «Большая советская энциклопедия» том 7. стр..159.

[27] «История востока» стр…130.

[28] Малявин В.В. «Гибель Древней империи». Москва,1983г. Стр..159.

[29] «Советская Энциклопедия» 7том стр..159

[30] [30] «История Китая с древнейших времен до наших дней», Л. И. Симоновская, стр.50.

[31] Малявин В.В. «Гибель Древней империи». Москва,1983г стр 161.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.