Структура земельного фонда по категориям земель — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Структура земельного фонда по категориям земель

2022-05-08 57
Структура земельного фонда по категориям земель 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

По данным государственного учета земель, земельный фонд области на 1 января 2009 года составил 2713,4 тыс. га.

Большая часть территории области занята землями сельскохозяйственного назначения, которые составляют 2016,4 тыс. га (74,3%) от общей площади (рис.1.1, табл.1.2). В данную категорию входят в основном земли товаропроизводителей - предприятий с различными формами хозяйствования. В их состав входит 68 сельскохозяйственных производственных кооператива, включая колхозы, 430 акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, товариществ, агрофирм, холдингов, 33 государственных и муниципальных унитарных сельскохозяйственных предприятий, 12 подсобных хозяйств промышленных предприятий, 27 научно-исследовательских и учебных учреждений, 442 прочих сельскохозяйственных предприятий, 1650 крестьянских (фермерских) хозяйств.

В ходе земельной реформы из общего числа собственников земельными паями (долями) выделилась отдельная группа землепользователей, владеющих 15.7 тыс. га. Это собственники земельных долей, использующие свои земли, не передав их предприятиям или фермерским хозяйствам в аренду, и не оформив документы на участок, предоставленный в счет земельной доли. Земельные участки, предоставленные в собственность гражданам в счет земельных долей для сельскохозяйственного использования без определения в документах формы хозяйствования, составило на начало 2009 года 25,2 тыс. га (Доклад…, 2009).

К этой категории относятся также земли, используемые гражданами за пределами черты населенных пунктов для производства сельхозпродукции. Это земли коллективного садоводства и огородничества, земли, используемые гражданами для сенокошения и выпаса скота, а также земельные участки, предоставленные для расширения личных подсобных хозяйств до 1,2 га.

 

 

Таблица 1.2 Земельный фонд области по категориям и угодьям на 1 января 2009 года, тыс. га

 

 

К сельскохозяйственным угодьям относятся земли, систематически используемые для производства сельскохозяйственной продукции, которые составляют - 2141,4 тыс. га. Основная доля сельскохозяйственных угодий сосредоточена в категории земель сельскохозяйственного назначения - 1831,3 тыс. га, или 85,5 % от общей площади сельхозугодий области.

В структуре сельскохозяйственных угодий пашня занимает 1651,9 тыс. га или 77,1 %. Природные кормовые угодья - сенокосы занимают 55,7 тыс. га (2,6%), пастбища 399,6 тыс. га (24,1 %). Основная часть этих угодий находится на землях категории сельскохозяйственного назначения. Многолетние насаждения составляют 34,1 тыс. га, из которых 68,9 % располагается на землях сельскохозяйственного назначения.

Общая площадь орошаемых земель в области составляет 29,8 тыс. га, осушенных 12,4 тыс. га. Большая часть этих земель характеризуется низкой мелиоративной обустроенностью. 15,3 тыс. га орошаемых и 5,1 тыс. га осушаемых земель требуют проведения работ по улучшению технического уровня мелиоративных систем.

 

Земельная реформа в области

 

Земельной реформе в стране начала 90-х годов прошлого века предшествовал ряд законодательных актов, декларирующих многообразие форм собственности на землю, в том числе и частную.

В феврале 2005 г. в Белгородской области создано Управление Федерального агентства кадастра объектов (Управление Роснедвижимости). Оно осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастра объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительства, кадастровой оценки, мониторинга и контролю земель.

Одной из основных целей создания и ведения государственного земельного кадастра является информационное и организационное обеспечение справедливого налогообложения земли и поступления налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Особую роль в обеспечении гарантий зарегистрированных прав на земельные участки, и, как следствие, привлечении инвестиций в Белгородскую область играет учетная роль земельного кадастра.

Специальные функции Управления Роснедвижимости по Белгородской области заключаются также в проведении мероприятий, направленных на выполнение земельного законодательства, решений государственных органов по вопросам использования и охраны земель, содействие созданию благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.

Землеустроительные действия включают в себя установление на местности границ административно-территориальных образований, межевание земель юридических и физических лиц, разработку проектов перераспределения земель при реформировании сельскохозяйственных предприятий, инвентаризацию и упорядочение (определение) границ земельных участков, обследование земель сельскохозяйственного назначения с выявлением и оценкой негативных явлений и разработкой предложений по их использованию.

В целях своевременного изъятия и предоставления земель, их перераспределения и управления земельными ресурсами, сохранения плодородия почв, губернатором области, главами местного самоуправления и органами законодательной власти области, районов и городов в 2004 году был принят ряд нормативных правовых актов. Так, для совершенствования работы по обеспечению сохранения плодородия почв принято постановление № 57 от 27 февраля 2004 г. "Об утверждении правил обеспечения воспроизводства плодородия почв на территории Белгородской области".

декабря 2003 года принят закон "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области", а 31 марта 2004 года принято постановление "Об уполномоченном органе и операторе по обороту земель сельскохозяйственного назначения на территории области".

Администрацией области принят закон от 24 января 2000 года за № 43 "О проведении кадастровой оценки земель на территории Белгородской области". В соответствии с ним правительством 24 августа 2004 года приняты постановления: "Об утверждении удельных показателей государственной кадастровой стоимости земельных участков садоводческих и огороднических объединений Белгородской области".

В настоящее время активизировались работы, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения. Увеличилось количество гражданско-правовых сделок с земельными участками и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Данное движение земель напрямую сказывается на взаимоотношениях собственников земли и сельскохозяйственных производителей.

В то же время отмечаются случаи, когда скупку земель сельскохозяйственного назначения осуществляют структуры, не связанные с сельскохозяйственным производством, отстаивающие свои корпоративные интересы в целях получения доходов за счет спекуляции землей. В результате их деятельности ущемляются права граждан - собственников земельных долей, а также сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих длительное время свою деятельность на этих землях.

В целях создания благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства, содействия заключению и оформлению правоотношений при совершении оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки и эффективного управления землями Правительство области приняло постановление от 14 декабря 2004 года "Об образовании областного земельного фонда".

Купля-продажа земельных участков на территории области осуществляется в соответствии с земельным законодательством и специальным постановлением от 8 сентября 2004 года "Об установлении нормативной цены земли на территории Белгородской области".

В последние годы органами исполнительной власти области проводилась активная работа, направленная на повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения за счет передачи земельных ресурсов от убыточных хозяйствующих субъектов в пользование стабильно развивающихся сельхозтоваропроизводителей. Принятые меры позволили значительно повысить рациональное использование земель и улучшить инвестиционную привлекательность сельскохозяйственного производства.

Вместе с тем продолжают иметь место факты, когда земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные некоторым физическим и юридическим лицам, не используются либо используются крайне неэффективно.

В соответствии с земельным и гражданским законодательством, а также в целях усиления контроля за эффективным использованием земель сельскохозяйственного назначения принято постановление № 180 от 13 сентября 2004 г. "О проведении на территории области проверок рационального использования земель сельскохозяйственного назначения".

В целях дальнейшего совершенствования работы в области обеспечения и сохранности плодородия почв на территории области было принято постановление "Об утверждении положения о проекте внутрихозяйственного землеустройства и паспорте агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий на территории Белгородской области". В соответствии с данным Положением землепользователи, использующие земли сельскохозяйственного назначения, независимо от их организационно-правовой формы, должны осуществлять мероприятия по воспроизводству плодородия почв в соответствии с требованиями и правилами, изложенными:

в проекте внутрихозяйственного землеустройства, разработанном и согласованном в соответствующих службах области в установленном порядке с последующей разработкой системы земледелия и землеустройства;

в паспорте агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий, разработанных и утвержденных в соответствии с государственными стандартами.

Кроме того, землепользователи, независимо от их организационно-правовой формы, должны в месячный срок с момента регистрации прав на землю, через специализированные предприятия заключать договоры на выполнение работ по комплексному агрохимическому обследованию почв сельскохозяйственных угодий и на разработку проекта внутрихозяйственного землеустройства.

Данным постановлением также утверждены основные Правила использования земель сельскохозяйственного назначения и установлена ответственность за нарушение Положения.

В результате проведенных преобразований по приватизации земель сельскохозяйственного назначения в собственности граждан находится 930,4 тыс. га (46,1%) от общей площади земель этой категории, у юридических лиц - 273,0 тыс. га, или 13,5%, в государственной и муниципальной собственности - 813,0 тыс. га (40,3%). Из общей площади земель государственной и муниципальной собственности предоставлено в пожизненное наследуемое владение гражданам 5,3 тыс. га, в аренду - 30,8 тыс. га. У юридических лиц в постоянном (бессрочном) пользовании находится 36,8 тыс. га и в аренде 491,1 тыс. га.

В Белгородской области в 2010 году впервые в стране создана структура управления и инспекции по охране почв, что позволит более пристально следить за состоянием, использованием и охраной земель.

В связи с земельной реформой на землях сельскохозяйственных угодий произошли изменения в структуре посевных площадей, уровне применения органических и минеральных удобрений, что отразилось на продуктивности сельскохозяйственных культур.

За последние 25 лет (1984-2009 гг.) заметно уменьшилась посевная площадь.

Земельная реформа больше касается кадастра, основная цель которого совершенствование управления земельными ресурсами, учет, оценка качества, мониторинг, контроль за использованием, создание рынка земли и др. Наряду с этим крайне необходимо знать состояние плодородия почв в реформенный и современный период.

Урожайность основных сельскохозяйственных культу р, выращиваемых в области, в перестроечный период (1995-1999 годы) подверглась резкому снижению (табл.1.3).

Таблица 1.3 Динамика внесения удобрений и урожайность основных сельскохозяйственных культур в Белгородской области, т/га

Показатели

В среднем за годы

  1964-1970 1971-1975 1976-1983

1984-1989

1990-1994

1995-1999

2000-2004 2005-2009

Озимая пшеница

Внесено удобрений:минеральных, кг/га 48,1 69,3 68,4

172,6

127,1

52,2

59,7

88,3
 - органических, т/га 5,7 10,1 7,8

17,4

16,5

8,8

4,1

2,4
Урожайность, т/га 1,67 2,32 2,46

2,82

3,17

2,31

2,71

3,31

Сахарная свекла

Внесено удобрений: минеральных, кг/га 203,1 262,4

366,7

491,1

383,0

206,5

228,5 343,6
 - органических, т/га 5,1 3,7

8,3

10,6

6,9

4,0

2,4 3,1
Урожайность, т/га 17,8 15,5

18,1

26,0

22,1

19,4

23,3 31,8

Кукуруза на силос

Внесено удобрений минеральных, кг/га 30,4 56,7

135,7

208,4

129,6

28,8

40,5 58,7
 - органических, т/га 0,7 2,1

3,8

4,0

3,7

1,5

0,9 1,5
Урожайность, т/га 13,1 16,3

19,8

26,9

18,5

16,0

17,8 17,0
                         

 

Снижение урожайности основных культур связано с недопоставками средств химизации и проведения работ по повышению плодородия почв, резким сокращением внесения органических и минеральных удобрений. Можно с уверенностью считать, что в настоящее время в почвах области установился отрицательный баланс элементов питания. Уровень урожайности за последние 5 лет достиг дореформенного периода (начала 90-х) по озимой пшенице и сахарной свекле. Урожайность кукурузы на силос еще остается довольно низкой, так как данная культура недополучает значительное количество удобрений.

Данные показатели свидетельствуют, что в почвы области вносятся очень низкие дозы органических удобрений. Если считать, что для простого воспроизводства плодородия черноземов необходимо ежегодное внесение 8-10 т/га севооборотной площади органических удобрений, то в реальных условиях производства урожай продукции возделываемых культур обеспечивается в основном за счет естественного плодородия или частично внесением минеральных удобрений.

Снижение доли вносимых органических удобрений, в частности навоза, обусловлено резким снижением поголовья крупного рогатого скота в реформенный период. В то же время в области скопились млн. т навоза в свиноводческих комплексах и птицефабриках, которые могут быть использованы в качестве органических удобрений.

Таким образом, проводимая земельная реформа оказала негативное влияние на плодородие почв. Однако, следует отметить такой момент, когда в результате реформы образовалось большое количество собственников земельных долей, обладателей собственных земельных участков, где мало внимания уделяют сохранению и повышению плодородия почв.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.