Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-05-08 | 113 |
5.00
из
|
Заказать работу |
МАСЛА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ, ТРЕБОВАНИЯ К МАСЛАМ, ПРИСАДКИ, АССОРТИМЕНТ МАСЕЛ, СВОЙСТВА МОТОРНЫХ МАСЕЛ, СТАРЕНИЕ МАСЕЛ
Основные требования к моторным маслам. Применяемые присадки и условия работы масла в двигателях
Качество моторного масла — один из решающих факторов, определяющих работоспособность двигателя. Высокие эксплуатационные требования, которые предъявляют к маслам для двигателей, обусловили выделение их в особую группу моторных масел.
Основные функции моторного масла — снижение износа трущихся поверхностей, уменьшение затрат энергии на преодоление трения, отвод теплоты от нагретых деталей, обеспечение герметизации сопряжения цилиндр—кольцо—поршень и предохранение от коррозионного разрушения, удаление с трущихся поверхностей накапливающихся продуктов загрязнения.
Масло для двигателей должно:
- иметь вязкость, обеспечивающую надежную смазку деталей при всех рабочих температурах с наименьшими потерями на трение;
- обладать соответствующими низкотемпературными свойствами для облегчения зимнего пуска двигателя;
- иметь хорошие моющие и диспергирующие свойства. Этим достигается необходимая чистота деталей цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма;
- обладать высокими противоокислительными свойствами для торможения процессов окисления и уменьшения накопления в работающем масле продуктов окисления, составляющих основу нагара, лаков и отложений;
- защищать от коррозии подшипники из цветных металлов и от ржавления детали двигателя;
- обладать стабильностью и сохранять эксплуатационные свойства в процессе транспортирования и длительного хранения;
- удовлетворять требованиям экологической безопасности.
Нефтяные и синтетические базовые масла независимо от качества исходного сырья и способов их производства часто не могут обеспечить нормальную эксплуатацию современных двигателей.
Для получения масел, отвечающих предъявляемым требованиям, в них добавляют присадки.
Присадки — это вещества, улучшающие одно или несколько свойств масел.
Присадки должны полностью растворяться в маслах, не выпадать в осадок при длительном хранении, не задерживаться маслоочистительными устройствами двигателя, не растворяться в воде, не ухудшать физико-химические показатели качества масел.
В зависимости от назначения и условий работы масел концентрация присадок колеблется от тысячных долей до 10…15%.
В современные моторные масла вводят присадки следующих типов:
- вязкостные (полимерные) — для увеличения вязкости масла, улучшения вязкостно-температурной характеристики (повышения индекса вязкости масла) — в количестве 0,5…8,0 мас.%;
- депрессорные — для понижения температуры застывания масла (до 1 мас.%);
- моющие и диспергирующие — для уменьшения отложений лака, нагара и осадков на деталях двигателя и устранения пригорания поршневых колец (3…10 мас.%);
- антиокислительные — для торможения процессов окисления масла (0,5…2,0 мас.%);
- противоизносные — для снижения износа трущихся деталей (0,5…2,0 мас.%);
- противопиттинговые — для снижения задира трущихся пар, работающих при очень высоких удельных давлениях (2 500…3000 МПа), например, кулачок—толкатель V-образных бензиновых двигателей (до 2 мас.%);
- противокоррозионные — для предотвращения коррозии цветных и черных металлов (до 1 мас.%);
- противоржавейные — для борьбы с коррозией в условиях кратковременного и длительного хранения техники (1…5 мас.%);
- противопенные — для уменьшения склонности масла к пенообразованию (до 0,005 мас.%);
- многофункциональные — для обеспечения нескольких функциональных свойств: моющих, антиокислительных, противоизносных и др. (до 8 мас.%).
Присадки часто улучшают не одно, а одновременно несколько свойств масла, например присадки ДФ-11, ДБФ, А-22, ВНИИНП-354 улучшают противоизносные и одновременно антиокислительные свойства.
В масла (моторные, трансмиссионные, гидравлические) могут добавлять композицию многофункциональных присадок, состоящую из 4—6 присадок, или пакет присадок до 12 компонентов. Дозированием сбалансированного пакета присадок (до 12 мас.%) к базовому маслу получают марки товарных масел с разным уровнем эксплуатационных свойств.
Присадки и пакеты присадок к маслам могут быть как отечественных марок, например СамОйл-7311, СамОйл-7321, ВДС-941Н, К-47, К-48; перспективные — К-471, К-483, К-484, так и зарубежных.
Составление композиций присадок является сложным процессом. Эффективность присадок в композиции может взаимно усиливаться (синергизм) или ослабевать (антагонизм). Эксплуатационные качества масел могут ухудшиться при «несовместимости» присадок.
Относительно новым направлением в применении присадок к маслам являются антифрикционные присадки, или модификаторы трения (вводимые до 2 мас.%), снижающие коэффициент трения. Они образуют группу энергосберегающих моторных масел, выделенных в зарубежной классификации в отдельный класс EC (Energy Conserving). В качестве модификаторов трения применяют тонкодиспергированные маслорастворимые ПАВ соединений различных металлов: меди, никеля, кобальта и чаще всего молибдена. Энергосберегающие масла обеспечивают в условиях эксплуатации некоторую экономию топлива и уменьшение износа двигателя за счет снижения потерь энергии на трение.
Моторные масла работают в наиболее тяжелых и неблагоприятных условиях по сравнению с другими смазочными материалами.
Требования к качеству моторных масел в значительной степени определяются теплонапряженностью двигателей. В двигателе по температурным условиям работы выделяют высоко-, средне- и низкотемпературную зоны.
В высокотемпературной зоне (камера сгорания, головка цилиндров и верхняя часть поршня) температура раскаленных газов доходит до 2200°С. При попадании масла в камеру сгорания происходит его испарение, термическое разложение и сгорание.
В среднетемпературной зоне (поршень, поршневые кольца и палец, стенки цилиндров) масло подвергается действию температуры 280…350°С с образованием лаковых отложений, наблюдается пригорание и заклинивание (закоксовывание) поршневых колец.
Температура в этих зонах достигает значений, при которых происходят окисление и термическое разложение тонкой масляной пленки, интенсивное испарение и выгорание масла. Масло, поступающее для смазки деталей ЦПГ, дополнительно подвергается воздействию газов, прорывающихся в картер.
В низкотемпературной зоне (газораспределительный механизм, коленчатый вал, шатунные и коренные подшипники, картер двигателя, маслоочистительные устройства, масляные радиатор и магистрали) температура масла в картере двигателя достигает 110…130°С, в подшипниковых узлах до 200°С.
Температура в шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала существенно ниже по сравнению с цилиндропоршневой группой, но на поверхности трения действуют значительные (до 35 МПа) удельные нагрузки, которые создают тяжелые условия работы масла. Под действием температуры и кислорода воздуха происходит окисление масла. Процесс ускоряется ввиду каталитического действия металлов вкладышей подшипников. В картере двигателя наблюдаются процессы осадкообразования, а также коррозии, обусловленной накоплением кислых продуктов. Окисление работающего масла происходит в объеме при интенсивном перемешивании с воздухом.
Теплонапряженность дизелей по сравнению с бензиновыми двигателями выше и обусловлена различием рабочих процессов.
Для обеспечения надежной работы современных высокофорсированных двигателей моторные масла должны обладать высокими эксплуатационными свойствами.
МАСЛА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ, ТРЕБОВАНИЯ К МАСЛАМ, ПРИСАДКИ, АССОРТИМЕНТ МАСЕЛ, СВОЙСТВА МОТОРНЫХ МАСЕЛ, СТАРЕНИЕ МАСЕЛ
Основные требования к моторным маслам. Применяемые присадки и условия работы масла в двигателях
Качество моторного масла — один из решающих факторов, определяющих работоспособность двигателя. Высокие эксплуатационные требования, которые предъявляют к маслам для двигателей, обусловили выделение их в особую группу моторных масел.
Основные функции моторного масла — снижение износа трущихся поверхностей, уменьшение затрат энергии на преодоление трения, отвод теплоты от нагретых деталей, обеспечение герметизации сопряжения цилиндр—кольцо—поршень и предохранение от коррозионного разрушения, удаление с трущихся поверхностей накапливающихся продуктов загрязнения.
Масло для двигателей должно:
- иметь вязкость, обеспечивающую надежную смазку деталей при всех рабочих температурах с наименьшими потерями на трение;
- обладать соответствующими низкотемпературными свойствами для облегчения зимнего пуска двигателя;
- иметь хорошие моющие и диспергирующие свойства. Этим достигается необходимая чистота деталей цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма;
- обладать высокими противоокислительными свойствами для торможения процессов окисления и уменьшения накопления в работающем масле продуктов окисления, составляющих основу нагара, лаков и отложений;
- защищать от коррозии подшипники из цветных металлов и от ржавления детали двигателя;
- обладать стабильностью и сохранять эксплуатационные свойства в процессе транспортирования и длительного хранения;
- удовлетворять требованиям экологической безопасности.
Нефтяные и синтетические базовые масла независимо от качества исходного сырья и способов их производства часто не могут обеспечить нормальную эксплуатацию современных двигателей.
Для получения масел, отвечающих предъявляемым требованиям, в них добавляют присадки.
Присадки — это вещества, улучшающие одно или несколько свойств масел.
Присадки должны полностью растворяться в маслах, не выпадать в осадок при длительном хранении, не задерживаться маслоочистительными устройствами двигателя, не растворяться в воде, не ухудшать физико-химические показатели качества масел.
В зависимости от назначения и условий работы масел концентрация присадок колеблется от тысячных долей до 10…15%.
В современные моторные масла вводят присадки следующих типов:
- вязкостные (полимерные) — для увеличения вязкости масла, улучшения вязкостно-температурной характеристики (повышения индекса вязкости масла) — в количестве 0,5…8,0 мас.%;
- депрессорные — для понижения температуры застывания масла (до 1 мас.%);
- моющие и диспергирующие — для уменьшения отложений лака, нагара и осадков на деталях двигателя и устранения пригорания поршневых колец (3…10 мас.%);
- антиокислительные — для торможения процессов окисления масла (0,5…2,0 мас.%);
- противоизносные — для снижения износа трущихся деталей (0,5…2,0 мас.%);
- противопиттинговые — для снижения задира трущихся пар, работающих при очень высоких удельных давлениях (2 500…3000 МПа), например, кулачок—толкатель V-образных бензиновых двигателей (до 2 мас.%);
- противокоррозионные — для предотвращения коррозии цветных и черных металлов (до 1 мас.%);
- противоржавейные — для борьбы с коррозией в условиях кратковременного и длительного хранения техники (1…5 мас.%);
- противопенные — для уменьшения склонности масла к пенообразованию (до 0,005 мас.%);
- многофункциональные — для обеспечения нескольких функциональных свойств: моющих, антиокислительных, противоизносных и др. (до 8 мас.%).
Присадки часто улучшают не одно, а одновременно несколько свойств масла, например присадки ДФ-11, ДБФ, А-22, ВНИИНП-354 улучшают противоизносные и одновременно антиокислительные свойства.
В масла (моторные, трансмиссионные, гидравлические) могут добавлять композицию многофункциональных присадок, состоящую из 4—6 присадок, или пакет присадок до 12 компонентов. Дозированием сбалансированного пакета присадок (до 12 мас.%) к базовому маслу получают марки товарных масел с разным уровнем эксплуатационных свойств.
Присадки и пакеты присадок к маслам могут быть как отечественных марок, например СамОйл-7311, СамОйл-7321, ВДС-941Н, К-47, К-48; перспективные — К-471, К-483, К-484, так и зарубежных.
Составление композиций присадок является сложным процессом. Эффективность присадок в композиции может взаимно усиливаться (синергизм) или ослабевать (антагонизм). Эксплуатационные качества масел могут ухудшиться при «несовместимости» присадок.
Относительно новым направлением в применении присадок к маслам являются антифрикционные присадки, или модификаторы трения (вводимые до 2 мас.%), снижающие коэффициент трения. Они образуют группу энергосберегающих моторных масел, выделенных в зарубежной классификации в отдельный класс EC (Energy Conserving). В качестве модификаторов трения применяют тонкодиспергированные маслорастворимые ПАВ соединений различных металлов: меди, никеля, кобальта и чаще всего молибдена. Энергосберегающие масла обеспечивают в условиях эксплуатации некоторую экономию топлива и уменьшение износа двигателя за счет снижения потерь энергии на трение.
Моторные масла работают в наиболее тяжелых и неблагоприятных условиях по сравнению с другими смазочными материалами.
Требования к качеству моторных масел в значительной степени определяются теплонапряженностью двигателей. В двигателе по температурным условиям работы выделяют высоко-, средне- и низкотемпературную зоны.
В высокотемпературной зоне (камера сгорания, головка цилиндров и верхняя часть поршня) температура раскаленных газов доходит до 2200°С. При попадании масла в камеру сгорания происходит его испарение, термическое разложение и сгорание.
В среднетемпературной зоне (поршень, поршневые кольца и палец, стенки цилиндров) масло подвергается действию температуры 280…350°С с образованием лаковых отложений, наблюдается пригорание и заклинивание (закоксовывание) поршневых колец.
Температура в этих зонах достигает значений, при которых происходят окисление и термическое разложение тонкой масляной пленки, интенсивное испарение и выгорание масла. Масло, поступающее для смазки деталей ЦПГ, дополнительно подвергается воздействию газов, прорывающихся в картер.
В низкотемпературной зоне (газораспределительный механизм, коленчатый вал, шатунные и коренные подшипники, картер двигателя, маслоочистительные устройства, масляные радиатор и магистрали) температура масла в картере двигателя достигает 110…130°С, в подшипниковых узлах до 200°С.
Температура в шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала существенно ниже по сравнению с цилиндропоршневой группой, но на поверхности трения действуют значительные (до 35 МПа) удельные нагрузки, которые создают тяжелые условия работы масла. Под действием температуры и кислорода воздуха происходит окисление масла. Процесс ускоряется ввиду каталитического действия металлов вкладышей подшипников. В картере двигателя наблюдаются процессы осадкообразования, а также коррозии, обусловленной накоплением кислых продуктов. Окисление работающего масла происходит в объеме при интенсивном перемешивании с воздухом.
Теплонапряженность дизелей по сравнению с бензиновыми двигателями выше и обусловлена различием рабочих процессов.
Для обеспечения надежной работы современных высокофорсированных двигателей моторные масла должны обладать высокими эксплуатационными свойствами.
Эксплуатационные свойства масел
Вязкость и вязкостно-температурные характеристики являются одними из главных эксплуатационных свойств масла для двигателей.
Вязкость (внутреннее трение) — свойство жидкости оказывать сопротивление относительному перемещению слоев.
От вязкости масла зависят обеспечение жидкостного трения, уплотнение узлов трения, легкость пуска двигателя. Значение вязкости указывают в марке масла.
Вязкость моторных и трансмиссионных масел нормируют при 100°С, индустриальных и гидравлических — при 40°С.
Величина вязкости чаще всего выражается в единицах вязкости кинематической в системе СИ — мм2/с при 100°С (в системе измерений СГС стоксы — Ст, сотая часть Ст называется сантистокс — сСт, 1 сСт = 1 мм2/с) или динамической вязкости в системе СИ — паскаль в секунду (Па·с). Кинематическую вязкость измеряют в приборах — капиллярных вискозиметрах, а динамическую — в ротационных вискозиметрах при различных градиентах скорости сдвига.
Вязкость масла зависит от внешних условий — температуры и давления.
При небольшом увеличении давления вязкость масел практически не изменяется. При увеличении давления, начиная с 5 МПа, вязкость масла повышается, что необходимо учитывать при эксплуатации пар трения. Давление в подшипниках коленчатого вала достигает 20…35 МПа, в подшипниках поршневого пальца — 50…90 МПа, в зубчатых передачах трансмиссии — 2000…4000 МПа. При высоком давлении вязкость масла возрастает в десятки раз. При увеличении давления возрастает также и температура масла.
С повышением температуры вязкость масла снижается, что может привести к вытеканию его из узлов трения. При низких температурах вязкость масла резко возрастает до полной потери текучести. Увеличение вязкости масла создает трудности при зимнем пуске двигателей. В стандартах вязкостно-температурные свойства масла обычно оценивают индексом вязкости.
Индекс вязкости — относительная величина, показывающая степень изменения вязкости в зависимости от температуры или пологость вязкостно-температурной кривой.
Рассчитывают индекс вязкости по формуле
ИВ = [(ν - ν1)/(ν - ν2)]100,
где ν — вязкость эталонного масла, мм2/с, при температуре 40°С имеющего индекс вязкости 0; ν1 — вязкость испытуемого масла при температуре 40°С, мм2/с; ν2 — вязкость высокосортного эталонного масла, мм2/с, имеющего при температуре 40°С индекс вязкости 100.
Показатели ν и ν2 берут из таблицы ГОСТ 25371—82 с учетом, что эталонные масла при температуре 100°С имеют одинаковую вязкость с испытуемым.
Возможно определение индекса вязкости масла графическим способом по номограмме. Для этого необходимо знать кинематическую вязкость испытуемого масла при 40 и 100°С. По точке пересечения значений этих вязкостей с одной из линий индекса вязкости определяют индекс вязкости испытуемого масла.
Индекс вязкости нефтяных масел без вязкостных присадок составляет 85…100 пунктов. Синтетические базовые масла имеют индекс вязкости, равный 120…150 пунктов, на их основе получают всесезонные масла с широким температурным диапазоном работоспособности.
Чем выше индекс вязкости, тем меньше меняется вязкость с изменением температуры и тем лучше вязкостно-температурные характеристики масла. Для повышения индекса вязкости маловязких масел в них вводят вязкостные загущающие присадки. Такие масла называют загущенными.
Антиокислительные свойства характеризуют окисление масел в процессе их работы в двигателе, что приводит к образованию лаков и нагаров на деталях и накоплению различных продуктов окисления в самом масле.
Масляные фракции являются сложной смесью различных углеводородов, которые неодинаково реагируют с кислородом. При нормальной температуре окисляются только непредельные углеводороды, которых в масле практически нет. Чем выше температура зон, куда попадает масло, тем более глубокие превращения оно претерпевает.
При температуре 60…70°С в соединение с кислородом вступают наименее устойчивые углеводороды; при этом образуются различные кислые соединения, которые растворимы в масле. При дальнейшем повышении температуры образуются продукты более глубокого окисления — асфальтовые вещества, оксикислоты, углеродистые продукты (карбены и карбоиды). Эти соединения не растворимы в масле или ограниченно растворимы. Они выделяются в виде осадков, лаков и нагаров.
При температуре 150°С и выше процессы окисления протекают очень интенсивно. Когда температура превышает 300°С одновременно с реакциями окисления происходит термическое разрушение углеводородов. В результате окисления и термического распада углеводородов, срабатывания и разложения присадок в работающем масле накапливаются органические кислоты, асфальтено-смолистые вещества и продукты изнашивания. Эксплуатационные свойства масла ухудшаются.
Основными видами углеродистых отложений в двигателе являются нагары, лаки и низкотемпературные отложения.
Нагары — твердые, черного цвета углеродистые вещества, откладывающиеся на деталях двигателя.
Нагары откладываются на стенках камеры сгорания, клапанах, свечах зажигания, днище поршня, верхнем пояске боковой поверхности поршня, форсунках, в продувочных окнах и т. п. Нагары содержат также зольные продукты распада присадок.
Лаки — тонкие, как правило, блестящие пленки из продуктов окисления масла от светло-желтого до темно-коричневого и даже черного цвета.
Лаки откладываются в зоне поршневых колец, на юбке и внутренних стенках поршня, на шатунах, стержнях клапанов, стенках масляного поддона и т. п. Лаковые пленки очень прочны и имеют низкий коэффициент теплопроводности. Лаки способствуют пригоранию поршневых колец и перегреву деталей.
Низкотемпературные отложения (шламы) — мазеобразные отложения в картере и на нерабочих внутренних поверхностях двигателя, особенно в зонах с пониженной температурой.
Отложения этого типа характерны для условий зимней эксплуатации, работы двигателей при частых пусках и остановках и на низкотемпературном режиме (переохлаждении).
В зависимости от условий эксплуатации, типа масла и конструкции двигателя характер низкотемпературных отложений может быть различен и их состав может изменяться примерно в следующих пределах, мас.%:
- Масло50…85
- Вода5…35
- Топливо1…7
- Зола1…8
- Оксикислоты2…15
- Асфальтены0,1…1,5
- Карбены и карбоиды2…10
Оксикислоты, асфальтены, карбены и карбоиды являются продуктами окисления масла.
Шламы наблюдаются в больших количествах в изношенных двигателях, так как повышенный прорыв газов из камеры сжатия в картер способствует интенсивному загрязнению масла продуктами окисления.
Основным фактором, влияющим на протекание реакций окисления, является температура. С повышением температуры скорость окисления возрастает в десятки раз. В картере, маслопроводах, масляном радиаторе окисление происходит в объеме. В некоторых узлах, например внутренней части поршня, масло находится в туманообразном состоянии.
Отложение нагара на деталях начинается с образования лаковой пленки. На многих горячих деталях — цилиндрах, поршнях и кольцах — масло испаряется, подвергается термическому разрушению и окисляется в тонком слое. Чем тоньше масляная пленка и выше температура деталей, тем интенсивнее образуются лаковые отложения. В зонах высоких температур лаковая пленка обугливается. В ней происходят процессы коксообразования.
На процессы нагарообразования помимо масла оказывают влияние качество топлива и содержание в бензине различных соединений, например антидетонационных присадок.
Для торможения процессов окисления в масле и снижения нагаро- и лакообразования в двигателе используют антиокислительные присадки, такие как диалкилдитиофосфаты цинка (присадка ДФ-11), некоторые фенолы. Присадки этого типа способны прерывать цепные реакции окисления, разрушать гидропероксиды и превращать активные радикалы (инициаторы окисления) в неактивные соединения.
Для уменьшения низкотемпературных отложений в масла вводят полимерные присадки, например некоторые сополимеры, включающие высокополярные группы, или сукцинимиды (полимерные присадки, имеющие в своем составе аминные группы).
Способность масла противостоять реакциям взаимодействия с кислородом воздуха при нормальной температуре называют химической стабильностью. При нормальных условиях хранения минеральные масла длительное время практически не окисляются и не изменяют своих первоначальных свойств.
Термоокислительная стабильность — это способность масел противостоять окислению при повышенной температуре. В маслах стабильность к окислению определяют по индукционному периоду осадкообразования (ИПО). Сущность метода заключается в окислении масла при температуре 200°С в приборе (ДК-НАМИ) с последующим определением количества нерастворимого осадка. В моторных испытаниях оценивают антиокислительные свойства по увеличению вязкости масла за время работы в двигателе (установки ИКМ, Petter W-1).
Моющими свойствами называют способность масла обеспечивать необходимую чистоту деталей работающего двигателя, поддерживая продукты окисления и загрязнения во взвешенном состоянии. Чем выше моющие свойства, тем меньше нагара и лаков накапливается на деталях ЦПГ двигателя.
Минеральное масло без присадок при работе двигателя вызывает закоксовывание колец и обильное загрязнение всех деталей. Высокие моющие свойства товарным маслам придают моюще-диспергирующие присадки, вводимые совместно с присадками других назначений (антиокислительной, противокоррозионной и т. п.).
Существуют два типа моющих присадок — зольные и беззольные. Зольные присадки при сжигании дают золу, которая прилипает к поверхности деталей, а беззольные нет. Зольные присадки представляют собой сульфонаты щелочно-земельных металлов бария и кальция.
Металлсодержащие присадки повышают зольность масла, что может привести к образованию зольных отложений в камере сгорания, замыканию зазора электродов свечей зажигания, преждевременному воспламенению рабочей смеси, прогару выпускных клапанов, абразивному изнашиванию. Наличие в присадках соединений металлов щелочного характера (бария или кальция) придает этим присадкам щелочность. Поэтому о количестве присадок можно судить по значению щелочного числа. У современных масел этот показатель находится в пределах 4…10 мг KOH на 1 г масла.
Беззольные моющие присадки представляют собой органические соединения, при сжигании которых зольных отложений не образуется, так как они не содержат в своем составе металла.
Моющие свойства масла оценивают на лабораторной установке ПЗВ — одноцилиндровом двигателе с электроподогревом рабочих узлов (рис.1). При испытаниях в течение 2 ч при определенном температурном режиме масло, попадая на стенки нагретого поршня, окисляется, образуются нагары, лаки и осадки. После испытаний двигатель разбирают и оценивают лакообразование на боковой поверхности поршня с помощью цветной шкалы по семибалльной системе: чистый поршень — 0, если черными лаковыми отложениями покрыта вся боковая поверхность поршня — 6 баллов. Масла, обладающие хорошими моющими свойствами, имеют оценку по методу ПЗВ не более 1 балла.
Рисунок 1-Установка ПЗВ:
1 — электродвигатель; 2 — одноцилиндровый двигатель; 3 — электронагревательные элементы
Противоизносным свойством масла называется его способность препятствовать износу трущихся пар в двигателе. Эти свойства зависят от физико-химических показателей качества масла, в частности вязкостно-температурных характеристик, смазывающей способности, количества и эффективности введенных в масло присадок и условий эксплуатации.
В двигателе наблюдаются практически все режимы смазки: гидродинамический, граничный и в отсутствие смазки — «масляное голодание». Режим трения зависит от условий работы трущихся поверхностей — температуры, скорости, нагрузки, агрессивности окружающей среды, качества применяемого смазочного материала, технологии изготовления узла трения. Если детали хорошо обработаны, работают при высоких скоростях и сравнительно небольших нагрузках, то обеспечивается жидкостное трение. Для обеспечения минимальных износов необходим правильный выбор масла по вязкости и составу.
Наибольший износ приходится на период пуска и прогрева двигателя, характеризуемый малой подачей масла. Масла с высокой вязкостью при низкой температуре загустевают и не поступают к трущимся поверхностям. Трущиеся детали длительное время работают в режиме «масляного голодания». При этом возрастает интенсивность их изнашивания, увеличиваются затраты энергии на преодоление внутреннего трения. Использование менее вязких масел облегчает условия пуска и прогрева, режим жидкостного трения наступает быстрее.
В тех случаях, когда действуют высокие удельные нагрузки, а скорость невелика, используют масло повышенной вязкости.
Для улучшения смазывающей способности в масла вводят противоизносные и противозадирные присадки. В качестве присадок для уменьшения износа используют поверхностно-активные органические соединения, в состав которых входят фосфор, сера, хлор, различные металлы и другие элементы.
Действие противоизносных присадок заключается в следующем: при температуре 120…150°С они образуют на поверхностях трения адсорбционные прочные пленки, защищающие поверхности не только от износа, но и от задира и усталостного разрушения. При возрастании температуры до 200°С более активные вещества присадок вступают в химическое взаимодействие с металлом, образуя хемосорбционную пленку, которая предохраняет металл от износа и уменьшает трение.
Под противозадирными свойствами понимают способность масла при высоких удельных нагрузках и температурах препятствовать задиру деталей в условиях «масляного голодания». При очень жестких условиях трения запаса противозадирных качеств масел бывает недостаточно, и тогда наблюдаются задиры зеркала цилиндра, повышение износа поршневых колец, питтинг толкателей и кулачков распределительного вала. Двигатели современных конструкций с низким расходом масла (менее 1,5…2,0 мас.% расхода топлива) предъявляют повышенные требования к противозадирным свойствам масла.
Оценивают противоизносные и противозадирные свойства масел на четырехшариковой машине трения (ЧШМ). Основной узел ЧШМ — пирамида из трех неподвижных и одного подвижного шаров (рис. 2).
Рисунок 2 - Четырехшариковый узел трения машины:
1 — верхний шар; 2 — нижние шары; 3 — масло
Критическая нагрузка заедания P к является показателем противозадирных свойств.
Оценочными противоизносными показателями являются диаметр пятна износа на нижних шарах, значение коэффициента трения, потеря массы образцов, нагрузка разрушения граничных пленок и др.
Износ деталей двигателей резко возрастает при попадании в мас
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!