Организация коррекционной работы воспитателя во второй половине дня — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация коррекционной работы воспитателя во второй половине дня

2022-01-17 25
Организация коррекционной работы воспитателя во второй половине дня 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

   Особенно важно, насколько тесно сотрудничает учитель-логопед и воспитатели. Одним из средств осуществления такого взаимодействия являются коррекционные часы, которые проводятся воспитателями по рекомендациям учителей-логопедов.

Очень важно проводить коррекционный час систематически, не заменяя его другими видами деятельности. Коррекционный час проводится ежедневно во второй половине дня. Его продолжительность регулируется программными требованиями, определёнными для каждой возрастной группы ДОУ.

Коррекционный час представляет собой фронтальную работу с детьми - обязательный, ежедневно повторяющийся комплекс упражнений, предлагаемый учителем-логопедом согласно календарного и перспективного планирования.

Фронтальная работа включает в себя игры и упражнения, способствующие развитию артикуляционной и мелкой моторики, дыхательной функции, развитию всех компонентов импрессивной и экспрессивной речи (грамматического строя речи, фонетических и фонематических представлений, диалогической речи, речевого общения в целом), а также неречевых психических функций (слухового, речеслухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти и т.д.)

Ежедневный комплекс - артикуляционная и дыхательная гимнастика, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и совершенствование всех компонентов речевой системы, подвижные игры и упражнения.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно в начале коррекционного часа. Выполнение упражнений возможно строго при наличии у ребёнка индивидуального зеркала, которое должно быть устойчивым и соответствовать гигиеническим требованиям. Необходимость зеркала при выполнении артикуляционных упражнений объясняется возрастными несовершенствами детского развития – они пока ещё не ощущают положения своего тела и его частей в пространстве. Ввиду этого детям необходим зрительный контроль над выполнением упражнений

Для проведения артикуляционной гимнастики воспитателю необходимо владеть методикой проведения артикуляционных упражнений..

Дыхательная гимнастика включается в структуру коррекционного часа учителем-логопедом по необходимости, исходя из особенностей детей группы, и представляет собой комплекс последовательных упражнений по развитию физиологического и речевого дыхания. При проведении дыхательных упражнений воспитатель должен строго следовать методическим рекомендациям и инструкциям к ним (не поднимать плечи, не надувать щёки, придать определённое положение ребёнку и т.п.)

Пальчиковая гимнастика является следующим немаловажным компонентом ежедневного комплекса упражнений. Игры и упражнения для гимнастики подбираются с учётом возрастных особенностей детей и тематического плана (лексических тем). Несмотря на кажущуюся простоту этого вида работы, он играет значительную роль в речевом развитии дошкольников. От качества выполнения упражнений для развития тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук зависит эффективность коррекционной работы в целом (овладение графомоторными навыками и речевое развитие в общем).

Специфика выполнения игр и упражнений для развития мелкой моторики определяется возрастом детей. В младшей группе движения выполняются каждой рукой в отдельности. В средней группе допускается объединение движений обеих рук, т.е. выполнение движений обеими руками одновременно. Для детей старшей и подготовительной к школе групп обязательно выполнение упражнения обеими руками одновременно.

Для повышения качества выполнения упражнений детьми воспитателю необходимо знать текст упражнений и соответствующие ему движения. При этом темп речи и выполняемых движений должны совпадать. Для этого обязательно заранее ознакомиться с текстом упражнения и знать его наизусть, что позволит осуществлять адекватный контроль за выполнением детьми упражнения и оказывать необходимую помощь при затруднениях.

Игры и упражнения на развитие и совершенствование всех компонентов речевой системы – это задания, которые подбираются учителем-логопедом для закрепления материала, пройденного на подгрупповых занятиях. Они соответствуют возрасту детей и этапу коррекционной работы специалиста.

Подвижные игры и упражнения подбирают с учётом возрастных особенностей детей, специфики речевых недостатков, этапа коррекционной работы и тематического планирования.

В процессе проведения подвижных игр закрепляется и автоматизируется пройденный материал. Кроме того, посредством подвижных игр решаются важные воспитательные задачи.

Следует отметить, что для организации и проведения коррекционного часа воспитателю необходимо иметь картотеку соответствующего игрового (игрушки, настольные игры и т.п.), иллюстративного и речевого материала:

- комплект предметных картин (демонстрационных и индивидуальных) по лексическим темам;

- комплект развивающих и дидактических игр в соответствии с возрастом детей и программными требованиями;

- комплект сюжетных картин для составления предложений, рассказов;

- картотеку речевого материала (стихов, загадок, рассказов, сказок, пословиц и поговорок) согласно тематическому плану;

- картотеку пальчиковых игр и упражнений согласно перспективному плану на год;

- картотеку подвижных игр и упражнений в соответствии с лексическими темами.

- комплекты специального иллюстративного (предметные и сюжетные картины, схемы) и речевого материала для закрепления знаний и умений, полученных детьми на логопедических занятиях (для работы над слоговой структурой речи, автоматизацией различных групп звуков, для закрепления лексико-грамматических категорий и т.п.)

Продолжительность фронтальных занятий регулируется программными требованиями и возрастом детей (для младшей группы – 10-15 минут, для средней группы – 15-20 минут, для старшей группы – 20-25, для подготовительной к школе группы – 25-30 минут).

Индивидуальная работа воспитателя с детьми направлена на развитие и совершенствование звуковой культуры речи и соответствует этапу коррекционной работы учителя-логопеда с каждым из детей.

Содержание каждого этапа работы регламентируется учителем-логопедом.

Воспитателю необходимо выполнять рекомендации учителя-логопеда, осуществлять постоянный контроль за речью каждого ребенка, т. е замечать в детской речи дефектное произношение автоматизируемого звука и своевременно и тактично его исправлять.

Особенность индивидуальной работы состоит в том, что воспитатель организовывает её не только во второй половине дня, но и в любое свободное время. Для проведения индивидуальной работы воспитателю необходимо знать особенности речи каждого ребенка.

В специальной группе для детей с нарушениями речи должен быть оформлен “речевой уголок”, оборудованный детским рабочим столом, настенным зеркалом, отвечающим гигиеническим требованиям, индивидуальными гигиеническими салфетками, картотекой комплексов артикуляционных упражнений, картотекой комплексов дыхательной гимнастики, картотекой иллюстративного, речевого и игрового материала для отработки звукопроизносительных навыков со всеми группами звуков на различных этапах коррекционной работы, картотекой игр и упражнений для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук, картотекой иллюстративного и речевого материала для отработки всех типов слоговой структуры.

Продолжительность индивидуального занятия с каждым ребенком не должна превышать 10 – 15 минут, в зависимости от его индивидуальных и возрастных особенностей.

При проведении индивидуальной работы воспитателю необходимо находиться рядом с ребёнком перед зеркалом, что обеспечит зрительный контроль за движениями и положением органов речи. Индивидуальная работу нужно проводить в условиях максимальной сосредоточенности ребенка и минимальном постороннем шуме.

 

Примерная структура коррекционного часа:

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.).

Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук     (4 мин).

Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой анализ и синтез) (7 мин.).

Физкультминутка (2 мин.).

Повторение лексико-грамматических упражнений (например: согласование числительного с существительным, изменение окончаний в падежных конструкциях» (3-5 мин.).

Упражнения и игры на развитие общей и мелкой моторики (2 мин.).

Повторение чистоговорок, скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.).

С целью формирования лексико-грамматических навыков, расширения словаря, развития связной речи педагоги группы организуют свою работу в рамках определенной лексической темы.

Работа по лексической теме продолжается в течение недели. Тема определяет содержание дня, является центральной в планировании. Например: тема «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья». Педагоги планируют занятия в соответствии с этой темой. На математике воспитатель может использовать для счета осенние листочки от разных деревьев и упражнять детей в согласовании числительных с существительными, в это время дети рисуют, лепят осенние деревья и т.д. Занятие по развитию речи, которое проводит воспитатель, должно быть обязательно связано с лексической темой.

При правильно спланированной совместной работы учителя-логопеда и воспитателя успех будет гарантирован.

 

«ОТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЮ ГРУППЫ»

 (Слайд 1)

Ни для кого не секрет, что в последнее время наметилась тенденция к увеличению количества детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения. Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя. Исходя из этого, выбор темы изучения этого вопроса особенно актуален.

«От учителя-логопеда воспитателю группы»

 

(Слайд 2)

В специальных группах для детей с нарушениями речи особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели. Воспитатели совместно с учителем-логопедом участвуют в исправлении у детей речевых нарушений, а так же связанных с ними неречевых функций (моторика, внимание, мышление, память). Кроме того учителю-логопеду и воспитателю необходимо учитывать характер этих нарушений и владеть основными приемами коррекционного воздействия и уметь исправлять их.

Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в произношении, но и в лексико-грамматическом интонационном оформлении, ведь любые несовершенства в речи детей это не случайность, а симптомы их речевого несовершенства. Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым закрепляя компенсаторные возможности детей, осуществлять коррекционную работу в зависимости от задач, поставленных учителем-логопедом в определенный период обучения.

Для установления совместной работы ведется журнал взаимосвязи учителя-логопеда с педагогическими работниками, в котором рекомендованы задания воспитателям.

В предлагаемом материале представлен дидактический материал, картотеки игр, рекомендуемые для воспитателей. Задания могут проводиться во второй половине дня или использоваться на занятиях.

 

(Слайд 3)

Совместная коррекционная работа осуществляется следующим образом:

1.Учитель-логопед формирует у детей первичные речевые навыки.

2. Воспитатель закрепляет сформированные навыки.

В течении учебного года проводятся лексические занятия, направленные на обогащение словарного запаса детей. Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях учитель-логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и при организации в группе разнообразной деятельности детей вне занятий. В начале учебного года учитель-логопед составляет перспективно-тематический план коррекционно-логопедической работы, который обязательно согласовывается с воспитателем. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других. Например, темы «Фрукты и овощи», «Грибы и ягоды» находят свое отражение и продолжение в теме «Осень», а темы «Зимующие птицы» и «Дикие животные зимой» - в теме «Зима».

В качестве закрепления материала учителем-логопедом предоставляются картотеки, демонстрационный и дидактический материал для воспитателя.

(Слайд 4)

В работе учителя-логопеда используется комплексная методика подготовки ребенка к школе О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно». Книга петербургского логопеда О.И.Крупенчук представляет собой комплексную методику подготовки ребёнка к школе. Издание рассчитано на занятия с детьми 4—6 лет и полностью соответствует тематике занятий в старших и подготовительных группах детского сада.

В данной методике предложены комплексные задания на повторение изученного материала и образцы составления заметок о прочитанном.

(Слайд 5)

Овладение навыками письма и чтения.

(Слайд 6)

В качестве заданий воспитателю по изучению грамоты предлагаются схемы по составлению предложения, задания на определение первого/последнего звука, звуковой анализ слов, определение длинного/короткого слова, деление слов на слоги.

(Слайд 7)

Работа над звукопроизношением детей-дошкольников.

(Слайд 8)

Основной задачей воспитателя по данному разделу является закрепление в речи уже поставленных звуков.

Опираясь на разработанный план индивидуальной работы с учителем-логопедом, воспитатель выстраивает свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка группы. Так, зная, что у ребенка звук [С] находится на этапе автоматизации, воспитатель включает задания с данным звуком (пусть и минимально) во все образовательные занятия. Например, ребенку предлагается на занятии по формированию элементарных математических представлений посчитать только посуду, в названии которой есть звук [С] - кастрюли, сковороды, сотейники. А другой ребенок посчитает чайники, чашки, ложки (если ведется работа с «шипящими» звуками).

Воспитателю следует учитывать период работы над выбранным звуком, когда необходимо подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает учитель-логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым у ребенка не провоцируется боязнь отвечать на занятиях; не происходит закрепление неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.

В качестве заданий предоставляются дидактические игры, настольные игры по закреплению звука.

(Слайд 9)

Работа по развитию связной речи.

(Слайд 10)

На занятиях по формированию элементарных математических представлений и по изобразительной деятельности воспитателю предоставляются большие возможности для обогащения речи детей «сенсорной лексикой» и практическому усвоению грамматических форм согласования и падежного управления, для обучения их умению составлять рассказы от элементарных высказываний и до развития творческого рассказа. Для детей с ОНР и алалией важен прием развернутой речи во время операции счета, как первоначального этапа формирования связного последовательного логического высказывания, т.к. «объяснительная речь» не сформирована достаточно у детей с ОНР еще и в 6-7 летнем возрасте.

Совершенствование связного высказывания осуществляется в формировании полного ответа на фронтальных и индивидуальных занятиях, в процессе составления рассказов и описаний по лексической теме, в играх и упражнениях, играх-драматизациях, играх-инсценировках «Я сказочник», «Ты спроси, а я расскажу», «Я загадаю, а вы угадайте».

Методики, используемые для изучения связной речи: мнемотаблицы, сюжетные карточки, демонстрационный материал, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры.

 

(Слайд 11)

Фонематический слух и фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие — это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Восприятие и воспроизведение звуков – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Чтобы правильно произносить звуки, необходимо уметь четко их различать. Поэтому особое внимание среди заданий от учителя-логопеда воспитателю следует уделить фонематическим процессам.

(Слайд 12)

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» — «тити-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Варианты заданий по данному разделу:

•  повторение сходных слов;

•  игры на узнавание неречевых звуков;

•  упражнения на различение высоты и силы голоса;

•  упражнения на определения места звука в слове;

•  повторение слов близких по звучанию.

(Слайд 13)

Работа над грамматическим строем речи детей.

(Слайд 14)

Учитель-логопед при проведении коррекционно-развивающей работы способствует развитию всех психических процессов.

Книга известного логопеда О. А. Новиковской включает грамматические игры для малышей, которые помогут в этом учителю-логопеду.

Автор дает методические рекомендации и советы для воспитателей, родителей (законных представителей).

Также предоставляются практические упражнения, карточки по сопутствующим темам.

(Слайд 15)

Успех коррекционно-развивающей работы в специальной группе для детей с нарушениями речи определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя.

«Мега-раскраски


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.