Цикл второй. Великая Отечественная война и тюрьма — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Цикл второй. Великая Отечественная война и тюрьма

2022-01-17 32
Цикл второй. Великая Отечественная война и тюрьма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Серия

Действие картины начинается 30 мая 1779 года в Ганновере и его окрестностях. Барон Карл Мюнхгаузен воспринимается окружающими как выдумщик, живущий в мире своих фантазий. Однако они имеют странное свойство оказываться реальностью. Так, на привале охотники, смеясь над рассказом охоты Мюнхгаузена на оленя, когда тот стрелял вишнёвой косточкой, вдруг сами видят, как из леса выходит благородное животное с вишнёвым деревом на месте, где должны быть рога. Барон с гордостью говорит, что прославился не своими подвигами, а тем, что никогда не врёт. Он действительно не умеет лгать, даже тогда, когда это было бы полезно для него самого или близких. Ему претит сама идея солгать для выгоды или «из приличия».

Мюнхгаузен живёт в своём замке с очаровательной девушкой Мартой. Они уже давно думают о свадьбе, но есть одна проблема: барон женат. В юности он был по воле родителей из сугубо практических соображений обвенчан с Якобиной фон Дуттен, с которой его никогда не связывали нежные чувства. Она живёт отдельно с их взрослым сыном Феофилом. Мюнхгаузен добивается развода. Разрешение может дать только герцог, но Якобина и её любовник Генрих Рамкопф всячески препятствуют этому.

В один счастливый день герцог, будучи раздражён размолвкой с герцогиней, подписывает прошение Мюнхгаузена о разводе со словами: «На волю всех, на волю». Марта счастлива, но она очень опасается, что её возлюбленный выкинет очередную шутку во время заседания суда, который должен утвердить развод.

Так оно и происходит — подписывая документы о разводе, Мюнхгаузен пишет в графе «число» 32 мая — по его расчётам в календарь вкралась ошибка и в этом году должен быть ещё один дополнительный день. Но идеи и астрономические наблюдения барона никого не интересуют, все воспринимают его поступок как очередной вызов общественному порядку. Происходит скандал. Суд, сочтя себя оскорблённым, отказывается утверждать развод. От барона требуют отречения: он должен признать все свои истории пустыми фантазиями, письменно, по пунктам отказаться от всего, что он писал и говорил. Друзья, слуги, Марта — все уговаривают барона подчиниться.

Последней каплей становится заявление Марты. Она ставит барону ультиматум: его рассказы о встречах с Уильямом Шекспиром и Исааком Ньютоном или она. Барон сдаётся: он подписывает отречение от самого себя, тем же вечером сжигает все свои рукописи и удаляется в комнату с пистолетом. Раздаётся выстрел.

Серия

Прошло 3 года после официально установленной смерти барона Мюнхгаузена. Из живого возмутителя спокойствия барон стал мёртвой знаменитостью: Якобина издаёт «приключения барона». При этом воспоминания барона не просто отредактированы — они приукрашены и дополнены откровенными выдумками. О Мюнхгаузене поют песни в ресторанах и рисуют картины. Его называют «великим человеком, не понятым современниками», а 32 мая (в день 3-летней годовщины его смерти) на главной площади города открывают памятник барону.

Рамкопф водит по замку барона экскурсии туристов и выводит научное обоснование возможности поднятия себя за волосы. Феофил безуспешно пытается повторять его подвиги: поднимать себя в воздух за волосы и бить уток через дымоход. Бывший слуга Мюнхгаузена Томас (один из немногих, кто поддерживал барона во всём), зайдя за цветами в магазинчик Мюллера, узнаёт в цветочнике своего бывшего хозяина. Оказывается, самоубийство и последующие похороны были инсценировкой; после неё барон, оставив всё официальным наследникам, превратился в цветочника Мюллера, благодаря чему смог жениться на Марте и жить с ней.

Но обычная жизнь сильно переменила барона: из весельчака и фантазёра он превратился в угрюмого и расчётливого циника («Одни мои похороны принесли мне денег больше, чем вся предыдущая жизнь»). В конце концов дошло до того, что Марта ушла от него, не вытерпев жизни с изменившимся возлюбленным. Мюнхгаузен решает вернуть Марту и понимает: «чтобы вернуть её, нужно вернуть себя» и опять стать самим собой. Но для города умерший Мюнхгаузен уже превратился в символ и легенду, а живой он никому, кроме Марты и Томаса, не нужен.

Как только барон рассказывает посвящённым в его тайну о решении «воскреснуть», бургомистр, когда-то близкий друг барона, «ради сохранения общественного спокойствия» объявляет его самозванцем и отправляет в тюрьму «до выяснения личности». Суд, призванный установить личность барона, проходит в режиме организованного спектакля: один за другим бывшие знакомые, родственники и друзья барона отказываются признавать его. Но в последний момент появляется Марта как свидетель, готовый подтвердить личность Мюнхгаузена, из-за чего заседание суда приходится прервать. Баронесса и Рамкопф угрозами заставляют Марту выступить лжесвидетелем. Марта соглашается, чтобы спасти барона от тюрьмы или даже смерти.

Предстоит последнее, решающее испытание: барону предлагают признать себя Мюллером или в доказательство своей личности повторить полёт на пушечном ядре на Луну. «Следственный эксперимент» происходит 32 мая 1783 года, в торжественной обстановке, по сценарию. Колеблющаяся Марта сначала зачитывает герцогу прошение о помиловании её «ненормального мужа Мюллера», но затем не выдерживает и признаётся любимому: в пушку положили сырой порох, чтобы ядро, пролетев несколько метров, под всеобщий хохот упало на траву, после чего самозванство барона было бы сочтено доказанным.

Памятник Олегу Янковскому в образе Мюнхгаузена (Саратов)

Когда пушку перезаряжают принесённым Томасом мешком сухого пороха, происходит всеобщий переполох: участники испытания хотели всего лишь посмеяться над бароном, а не убивать его. Герцога тут же уговаривают своим решением признать личность барона установленной, а его новое путешествие на Луну — состоявшимся. Барону предлагают «вернуться из путешествия» в блеске славы. Ранее запланированное «всеобщее веселье» начинается практически без изменений, просто по другому поводу — как празднование этого возвращения.

Якобина уже как ни в чём не бывало рассказывает, что она путешествовала на Луну вместе с бароном, и готовится издать мемуары об этом. Барону тихо подсказывают: «Незаметно присоединяйтесь». Мюнхгаузен некоторое время мечется от одной компании к другой, видя поднятые за его путешествие бокалы, слыша призывы: «Присоединяйтесь, барон!» — после чего возвращается на крепостную стену к пушке и произносит заключительный монолог:

Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны! Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!

Барон отдаёт распоряжения ко дню своего возвращения, после чего начинает подниматься по верёвочной лестнице к жерлу пушки. Ракурс меняется, и оказывается, что лестница стала очень длинной, и никакой пушки уже нет — барон просто поднимается по лестнице в небо. Звучит заключительная музыкальная тема.

 

Тема — Саша Николаева

Популярный драматург Ким Есенин (Михаил Ульянов) приезжает с любовницей (Наталья Селезнёва) и другом (Евгений Весник) на собственной «Волге» в Суздаль, в поисках исторической темы для новой пьесы, внутренне мучаясь от собственной ангажированности и переживая духовный кризис. В Суздале он попадает в семью старой учительницы Марии Александровны (Евгения Нечаева), в которой приняты прежние, традиционные понятия о нравственности и чести. Ким пытается добиться расположения искусствоведа и экскурсовода местного музея Саши (Инна Чурикова), ученицы Марии Александровны, которая пишет книгу о местном поэте Чижикове, прообразом которого был палехский поэт Балдёнков, но та прямо говорит ему о бесталанности и безнравственности его пьес.

Позже Ким Есенин оказывается тайным свидетелем прощального разговора Саши с её возлюбленным — «Бородатым» (Станислав Любшин). «Бородатый», разочаровавшийся учёный и писатель, подрабатывающий могильщиком, собирается эмигрировать в США (в сцене расставания с Бородатым героиня Чуриковой кричит ему: «Что тебе делать в этой Америке?!»).

Ночью Есенин пытается уехать в Москву, но на полпути передумывает, разворачивается и — не справившись с управлением на скользкой дороге — разбивает машину. В финальной сцене, сильно раненый, он добирается до телефонной будки и звонит Саше. Так и не успевая ей сказать ничего конкретного, Есенин теряет сознание. Проезжающий мимо младший лейтенант Синицын (Сергей Никоненко) переносит его в мотоцикл с коляской — этим кадром картина заканчивается. Дальнейшая судьба Есенина неизвестна.

Валентина — Анна Васильевна Хороших

 Время действия — 1970 год. В небольшом таёжном посёлке работает официанткой восемнадцатилетняя Валентина. Она любит следователя Шаманова, а он, поглощённый своими делами, ничего не замечает. Её признание становится для него озарением. Но на пути любви Валентины появляются препятствия, приводящие к драматической развязке…

Васса — Васса Железнова

Сага о гибели купеческой семьи. Васса Железнова в течение многих лет возглавляет семейное дело и, несмотря на непутёвых детей, распутного мужа, брата-алкоголика и невестку-революционерку, пытается сохранить хотя бы видимость нормальной семьи… Наступает 1913 год, и всё, чему была посвящена её жизнь, терпит крушение.

 1983 — Военно-полевой роман — Вера Нетужилина

Во время войны молодой солдат Саша Нетужилин без памяти влюбляется в санитарку Любу, которая живёт с его командиром. Их пути быстро расходятся, чтобы вновь пересечься через несколько лет после войны[1].

Теперь он женат, работает киномехаником и учится на истфаке, тогда как она продаёт пирожки на площади Свердлова. Саша узнаёт, что у Любы есть дочь от комбата, который погиб на войне. Отношения главного героя с грубоватой уличной продавщицей и утончённой женой-педагогом постепенно складываются в классический любовный треугольник.

 

 1984 — Мёртвые души — дама, приятная во всех отношениях

Авантюрист Павел Иванович Чичиков скупает «мёртвые души», то есть уже умерших крепостных, но всё ещё учтённых в качестве живых при последней ревизии в так называемых «ревизских сказках», чтобы потом совершить ряд махинаций и сказочно обогатиться. Помещики хоть и удивлены такому предложению, но рады избавиться от уплаты налогов за крестьян как за живых.

 

 1986 — Курьер — Лидия Алексеевна

Москва, 1986 год. Открывает фильм сцена развода супругов Мирошниковых. Их сын, Иван Мирошников, остаётся с мамой. Только что окончивший школу и проваливший экзамен в институт, куда он не очень-то и стремился, Иван начинает свою трудовую биографию. Мама устроила его на должность курьера в журнале «Вопросы познания». В первый рабочий день его отправляют доставить рукопись профессору Кузнецову, но Иван встречает в метро своего друга Базина, и в итоге сильно опаздывает с доставкой рукописи. Дома у профессора он знакомится с его дочерью Катей, и они быстро находят общий язык. Во время следующего визита за рукописью, курьера приглашают пообедать с семьей Кузнецовых и своим вызывающим поведением он устраивает скандал. Кузнецов грубо выгоняет парня, но Катя задерживает Ивана и обещает перезвонить ему.

Молодые люди начали встречаться. Они знакомятся с друзьями друг друга, однако им обоим не удаётся вписаться в эти компании. Иван и его близкие — небогаты и проводят время в «бюджетных» развлечениях, а Катя — представитель «золотой молодёжи» с соответствующими интересами и ценностями. В один из дней Иван гостит у Кати, они развлекаются у пианино. Ребят застает отец Кати. Профессор сообщает, что он настаивает на прекращении всех отношений со своей дочерью, поскольку Иван плохо на неё влияет, на что Иван сообщает, что Катя от него беременна, и просит у профессора её руки. Это неправда, но профессор верит словам Ивана. На следующий день Иван находит Катю возле МГУ и пытается извиниться за свою выходку, но выясняется, что Катя подтвердила родителям слова Ивана.

Вечером Иван приходит с цветами на День рождения к Кате, чтобы извиниться перед её семьёй. Он, неожиданно для себя, присоединяется к гостям и близкому окружению Кузнецовых. Разговор у гостей заходит о современности и молодёжи. Беседа переходит в выяснение отношений и неловкое признание Кати в том, что ей интересно в жизни. Сорвавшись, девушка бросается на улицу, прочь от гостей. Иван выбегает вслед и находит её недалеко от дома. И здесь Катя просит Ивана, чтобы он к ней больше не приходил и не звонил. По дороге к дому Иван встречает своего друга Базина. Наступает зима, и у парня нет теплой одежды. Немного подумав, Иван дарит ему своё пальто и говорит мечтать о чём-нибудь великом, а не об одежде. Иван идет по двору, останавливается и видит возвращающегося со службы «афганского» дембеля с обожжённым лицом и боевыми наградами — впереди самого Ивана ждёт служба в армии.

 Мать — Ниловна

Мать изо всех сил пытается отговорить сына от опасных занятий, но постепенно понимает: отговорить не удастся. Теперь она решает просто быть всё время с сыном, защищать его, делить с ним тяготы жизни.

 

 1990 — Ребро Адама — Нина Елизаровна, экскурсовод

Действие происходит в Москве в конце 1980-х годов. Нина Елизаровна работает экскурсоводом в музее «Красная Пресня», живёт в небольшой квартире с двумя взрослыми дочерьми («от двух очень разных мужей») и ухаживает за прикованной к постели старой матерью, которая не может говорить и у которой парализовано всё тело, за исключением левой руки и головы. Cемья живёт трудно: мужчины-кормильца в доме нет, денег не хватает, а ещё надо думать об образовании дочерей и их замужестве. В музее Нина Елизаровна знакомится с одним из посетителей, Евгением Анатольевичем, который приходит туда каждый день две недели подряд, чтобы увидеться с ней. Между ними возникает симпатия. И вот уже Нина Елизаровна приглашает Евгения Анатольевича в гости и заранее предупреждает свою мать о его приходе. Когда Евгений Анатольевич приходит, парализованная женщина настойчиво звонит в колокол, висящий над кроватью, и Нине Елизаровне ничего не остаётся, как выставить Евгения Анатольевича за дверь. Дочь выясняет отношения с матерью, понимая, что та специально звонила, чтобы помешать ей уединиться с гостем.

Старшая дочь, Лидия, работает в одном из московских учреждений. У неё роман с начальником, Андреем Павловичем, у которого есть жена и дети. Они собираются вдвоём поехать на отдых в Адлер, но, чтобы не показывать свои отношения на людях и не давать поводов для всяких домыслов и слухов, решают поехать туда поодиночке с разницей в несколько дней. Сначала — он, потом — она. Но за день до отъезда с Лидой встречается жена Андрея Павловича. Она сообщает ей, что Андрей Павлович уехал в Ялту вместе с подругой и сослуживицей Лиды, Мариной. Лида понимает, что её личным отношениям с Андреем Павловичем пришёл конец.

Младшая дочь, пятнадцатилетняя Настя, учится в ПТУ и проходит практику в гастрономе. У неё есть молодой человек, Михаил, с которым она встречается. В какой-то момент Настя понимает, что беременна, и сообщает об этом Михаилу. Тот в шоке. В конце концов Настя даёт Михаилу от ворот поворот.

На день рождения своей парализованной матери Нина Елизаровна приглашает несколько мужчин: двух бывших мужей (отцов её дочерей) и нынешнего ухажёра. Хорошо начавшееся застолье заканчивается ссорой. Настя говорит всем присутствующим, что беременна и хочет родить этого ребёнка. Ко всему прочему появляется её уже бывший молодой человек Михаил, который пытается даже выломать дверь квартиры, но Евгений Анатольевич его «успокаивает». Наконец все мужчины уходят. Глубокая ночь, но никто не спит. Нина Елизаровна с дочерьми сидят на кухне и разговаривают. Парализованная мать пытается позвонить в колокол, чтобы позвать кого-то из них, но дергает за верёвку слишком сильно, и язык колокола попадает ей в лоб. Придя в себя, она обнаруживает, что паралич прошёл. При этом остальные женщины продолжают на кухне обсуждать дальнейшие планы, так как колокол не прозвонил, и они ничего не услышали. Незаметно для них старая женщина встаёт с постели и идёт в другую комнату, в которой проходило застолье. Там, стоя у стола, она начинает петь старинный романс, который слышат её домочадцы. Они замолкают, по очереди заходят в комнату и обнаруживают выздоровевшую бабушку.

 

 1993 — Плащ Казановы — Хлоя

Основная часть действия происходит в зимней Венеции. Там в респектабельном отеле размещаются представительницы российской делегации, которым посчастливилось получить по профсоюзной линии путёвки в Италию.

Пока туристы распаковывают чемоданы, изучают местные телеканалы и обсуждают, какие подарки купить близким, переводчица группы — искусствовед Хлоя (Инна Чурикова) — отправляется бродить по вечернему городу. Античное имя женщина получила в тюремной больнице, где рожала её мать. В тот же день там родился мальчик, которого нарекли Дафнисом.

Потрясение от знакомства с Венецией для Хлои столь велико, что она готова благодарить стены и камни этого города за то, что они дождались встречи с нею. Возвращаясь поздно ночью в отель, женщина сталкивается на лестнице с Лоренцо (Лука Барбарески (итал.)русск.). Симпатичный мужчина первым завязывает разговор, предлагая Хлое продолжить общение утром в кафе. Принимая ухаживания незнакомца, она пытается угадать, кто он — поэт или художник? Хлоя и не подозревает, что Лоренцо — гостиничный альфонс, специализирующийся на обольщении богатых путешественниц. В то же время и он не догадывается, что элегантная дама, поселившаяся в дорогом отеле, — скромный искусствовед, не имеющая ничего, кроме минимальных суточных.

На родину члены туристической группы возвращаются, нагружённые коробками и чемоданами с покупками. Лишь Хлоя идёт к дому с дамской сумочкой и небольшим пакетом. В нём кисточка для художника и венецианская маска — подарки другу Дафнису (Андрей Смирнов).

  Год собаки — Вера Морозова

Бывший уголовник Сергей знакомится с Верой — немолодой несчастной женщиной, которая живёт в общежитии. После того, как Сергей совершает очередное преступление, они бегут вместе и по дороге случайно попадают в зону, заражённую радиацией. Сергей решает там остаться, но Вера не покидает его. В этот момент в зону наведываются трое мародёров…

 1994 — Курочка Ряба — Ася Клячина

Со времени событий картины «История Аси Клячиной…» прошло 30 лет. Действие происходит примерно в 1990-е годы в российской глубинке.

В картине в лубочной и фантасмагорической манере показаны противоречивая жизнь деревни. Ася — чудаковатая деревенская женщина, воспитанная на идеалах развитого социализма. Выпив самогона, Ася начинает беседовать со своей курицей. Именно курица Аси Клячиной становится главной героиней фильма. Она сносит золотое яичко, и вокруг него закипают страсти.

Рядом с разваливающимся хозяйством Аси процветает хозяйство соседа-фермера. Его дом и лесопилка — преуспевающий островок капитализма среди полусонного и нищего существования деревни. Там кипит работа — люди трудятся как проклятые и круглые сутки зарабатывают деньги. Фермеру давно нравится Ася, но людям с такими разными взглядами не начать совместную семейную жизнь.

 

 1995 — Ширли-мырли — Прасковья Алексеевна Кроликова

В Якутии при разработке кимберлитовой трубки «Бесперспективная» был найден алмаз необычайных размеров, получивший название «Спаситель России». Величина его такова, что доход от его продажи может не только полностью снять проблему внешнего долга страны, но и обеспечить «всем жителям страны трёхлетний отдых на Канарских островах». Алмаз самолётом Ан-124 транспортируют в Москву, однако в результате он оказывается в руках переодетого главой ФСБ мафиозо и «крёстного отца» Козюльского. У того, в свою очередь, его буквально из-под носа похищает аферист Василий Кроликов.

Кроликова с алмазом параллельно ищут как государство (в лице следователя по особо важным делам капитана милиции Жан-Поля Николаевича Пискунова), так и русская мафия во главе с Козюльским и его помощниками. И те, и другие устраивают засаду на квартире мошенника, где живёт его мать Прасковья Алексеевна и часто появляется сосед.

Вскоре Пискунову и Козюльскому почти удаётся схватить Кроликова, но при задержании тот «проглатывает» огромный алмаз. Пискунов везет авантюриста в больницу, откуда Кроликов снова сбегает, угнав машину «Скорой помощи» и походя сняв часы с руки врача-хирурга. В ходе погони милиция по ошибке хватает знаменитого дирижёра Иннокентия Ивановича Шниперсона, который оказывается братом-близнецом Кроликова, разлучённым с ним в детстве и отданным в детский дом в Херсоне под фамилией отца — Шниперсон. Об этом Кроликову рассказывает приёмная мать Прасковья Алексеевна Кроликова, оказавшаяся его родной тётей и назвавшая его Васей. Кроликов, давний антисемит, в шоке от новости, что он частично еврей и отец мечтал назвать его в честь деда, Израиля Лейбовича.

Патетично:
Тётя мама, скажите мне как на духу, как русский человек русскому человеку: фактически я что, Изя Шниперсон?!

Иннокентия Шниперсона вскоре вынуждены отпустить после звонка президента России, который в ходе телефонного разговора понизил «генерала» Пискунова в звании до полковника, чему тот очень обрадовался:

Президент только что присвоил мне звание полковника! Прямо так и сказал: «Генерал Пискунов, с этой минуты можете считать себя полковником»

Дирижёр едет на свадьбу с американкой Кэрол Абзац, но прямо на венчании его похищают люди Козюльского. Они пытают Шниперсона, пока Кроликов за него дирижирует оркестром (в нём он исполняет «Цыганочку» и «Очи чёрные» вместо Генделя и «Реквиема») и празднует свадьбу. Освободившийся Шниперсон с Прасковьей Алексеевной едет на свадебный банкет, где застаёт жену в объятьях близнеца. Но радость встречи братьев заставляет их забыть обиды.

В это время в милицию за конфискованными Пискуновым правами является кандидат в депутаты и борец за права цыганского народа Роман Алмазов — по словам нетрезвой Прасковьи Алексеевны, третий близнец, отданный после рождения цыганам, и милиция хватает очередного «Кроликова». Когда это показывают по телевидению, в шок приходит ненавидящий цыган Шниперсон. Чтобы спасти брата, Шниперсон разыгрывает явку с повинной Кроликова, а сам Кроликов в это время обзванивает журналистов, которые поднимают скандал и освобождают Шниперсона, уже переодевшегося в свою одежду прямо в тюремной камере. Его отпускают, а Пискунова снова разжалуют, теперь уже в майоры.

Тем временем Роман подменяет дирижёра на свадьбе, из-за чего у него начинается разлад с женой Земфирой. Козюльский и товарищи пытаются схватить пианиста, но неудачно. В итоге трое братьев встречаются, и после долгого препирательства о национальном вопросе приходят к выводу, что национальности не важны, хотя все трое не любят негров. В это время на свадьбе завязывается бой с участием мафиози, милиции и охраны посла, и всех эвакуируют спецназовцы на вертолётах. В зале остаются только Пискунов и его помощник, которые, обмывая звёздочку майора, находят в ведре с квашеной капустой, которое принесла на свадьбу из дому Прасковья Алексеевна, искомый алмаз, якобы проглоченный Кроликовым. Обмытая майорская звездочка, разбухнув, превращается в маршальскую.

В финале все герои летят на Канарские острова на деньги от проданного алмаза. Кроликов сидит со своей женой Люсьеной. В салон входят чернокожие стюардесса Уитни и стюард Патрик, в котором Прасковья Алексевна с изумлением узнает ещё одного брата-близнеца — Патрика Кроликоу, которого она новорожденным отнесла в американское посольство. Численность братьев и сестёр разных национальностей остаётся загадкой, так как в конце фильма показана гипербола — Кроликовы по всей планете (в Сибири, Японии, США), и есть даже деревня Кроликово.

 

 2002 — Казус Белли — Маша

Несмотря на мрачное провокационное название картины («Казус белли» — «повод к объявлению войны»), это фильм о любви, а по жанру — это по-весеннему лирическая и даже авантюрная комедия. Прожив достаточно много лет в счастливом браке со своей женой, герой — джентльмен и генерал — вдруг обнаружил, что перестал понимать поступки и душевные терзания своей супруги. Чтобы разобраться в ситуации, он нанимает детектива. Следить за своей второй половиной он поручает женщине, по складу характера похожей на его собственную жену. Итак, casus belli — формальный повод для объявления войны на любовном фронте найден. С этого момента жизнь троих персонажей становится непредсказуемой. Как будто выпив эликсира молодости, герои начинают сражение за счастье и любовь.

 2003 — Благословите женщину — Кунина

Действие фильма начинается в небольшом приморском посёлке в начале 1930-х годов. Юная девушка влюбляется в приезжего военного Александра Ларичева и отправляется с ним к месту его службы. Следуя везде и всегда за любимым мужем (Средняя Азия, Север, Советско-финская война, начало Великой Отечественной войны), героиня полностью приносит себя в жертву его категоричной и требовательной натуре, подчиняясь приказам Ларичева без обсуждений. Вера вынуждена избавиться от ребёнка, а привязавшись к сыну Ларичева от первого брака, лишается и его. Не жалует Александр и подругу Веры — бойкую и грубоватую Машу Смолину. Однако именно Вера впоследствии возьмёт на себя заботы о детях Маши, пока та в составе медсанбата воюет на фронте.

Плен, подозрения и крах военной карьеры (увольнение из армии) ломают твёрдый характер Ларичева, доводя его до смерти от сердечной недостаточности. Героине кажется, что её жизнь без любимого человека кончена, но жизнь, как оказалось, только начинается.

 

 2003 — Идиот — Лизавета Прокофьевна Епанчина, генеральша

Князь Лев Николаевич Мышкин (Евгений Миронов) после длительного лечения в психиатрической клинике Швейцарии возвращается в Санкт-Петербург. В поезде он знакомится с Парфёном Рогожиным (Владимир Машков), сыном богатого купца, унаследовавшим после его смерти огромное состояние.

На первых порах князь ищет помощи и приюта в доме своей дальней родственницы генеральши Лизаветы Прокофьевны Епанчиной (Инна Чурикова). Генерал (Олег Басилашвили) встречает Мышкина весьма любезно и отрекомендовывает жене, которая знакомит его со своими дочерьми Александрой (Анастасия Мельникова), Аделаидой (Росина Цидулко) и Аглаей (Ольга Будина).

Интрига закручивается вокруг запланированного брака Настасьи Филипповны (Лидия Вележева) и Гани Иволгина (Александр Лазарев-младший), секретаря генерала Епанчина.

Настасья Филипповна, оказавшаяся на содержании богатого сластолюбца Тоцкого, в душе считает себя «падшей женщиной». Ганя, пытаясь вырваться из своего положения парвеню, намеревается «жениться на деньгах» (отступных Тоцкого).

Судьба Настасьи Филипповны, трагическая и ужасная одновременно, крайне интересует князя. Все вокруг этой женщины как будто сходят с ума и заражаются друг от друга страстью к ней. Не избегает этой участи и Мышкин. Всё осложняется тем, что Аглая Епанчина решает, что любит князя и готова сражаться с соперницей за эту любовь.

Тонкий и душевный князь Мышкин — своеобразный катализатор лучшего в душах всех встреченных им в Петербурге людей, тем не менее, к лучшему ничего изменить не может.

История завершается трагически — Настасья Филипповна погибает от рук Рогожина, страшно ревнующего её к остальным мужчинам, а князь Мышкин, не выдержав всего этого, снова впадает в безумие и оказывается на лечении в Швейцарии, где его навещает Лизавета Прокофьевна.

 

 2004 — Московская сага — Мэри Градова

В фильме показана судьба семьи профессора медицины Бориса Никитича Градова с середины 1920-х до середины 1950-х годов на фоне событий новой истории Советского государства.

Борис Никитич Градов — профессор медицины, один из выдающихся советских хирургов, представитель династии русских врачей. Сыновья и дочь хирурга не продолжили семейную традицию, избрав другие профессии. Старший сын Никита стал военным, Кирилл — теоретиком марксизма, дочь Нина — литератором.

Цикл первый. Поколение зимы

Действие фильма начинается 25 октября 1925 года. В этот день в доме Градовых намечается семейное празднество, так называемый юбилей дома — дачи в Серебряном Бору. На юбилей ожидают цвет всей Москвы. Веселье проходит более чем интересно. Старший сын Никита Градов — перспективный военачальник — представляет свету свою жену Веронику. Средний сын Кирилл поначалу не принимает участия в торжествах, так как активно готовится к своей лекции в Институте красной профессуры. Однако позже присоединяется к торжествам, представляя семье свою боевую подругу Цецилию Розенблюм. Младшая дочь Нина приводит в дом своего ухажёра Семёна Стройло, который, как оказалось позже, специально был приставлен к Нине сотрудниками ОГПУ. Присутствие и поведение пролетария на интеллигентском вечере несколько изумляет гостей, однако милая атмосфера вечера всё смягчает.

Поздним вечером профессора Градова вызывают в Кремлёвскую больницу — к наркому Михаилу Фрунзе. Руководство партии и лично Сталин настаивает на операции, но Градов настаивает лишь на активной терапии. Однако пришедшие особисты не оставляют профессору выбора, приперев его к стенке неблагополучным для Советской власти происхождением и членством его дяди в царском правительстве. Доктору Градову приходится принять участие в операции, в ходе которой Фрунзе умирает. За это Градов будет корить себя всю жизнь и считать, что дети расплачиваются за его клятвопреступление своей страшной жизнью.

Первые серьёзные испытания выпадают на долю младшей дочери профессора Нины Градовой. Её возлюбленный Семён Стройло использует её в своих целях — он даёт ей задание распечатать листовки для демонстрации троцкистов 7 ноября 1927 года. Нина выполняет задание и вдохновлённо сообщает Семёну, что беременна от него. Стройло же вынуждает её сделать аборт.

Видя, что дочь находится в тяжелейшей депрессии, Градов отправляет её к родственникам жены в Грузию. Там Нина приходит в себя, но становится невольной свидетельницей и участницей интриг, разыгрываемых её кузеном Нугзаром и его непосредственным начальником, к тому времени Первым Секретарём ЦК Компартии Грузии Лаврентием Берией — это слежка за политическими противниками большевиков и убийство легендарного грузинского меньшевика Ладо Кахабидзе, прощённого Сталиным. Спустя несколько лет Нина возвращается в Москву, где обретает счастье с врачом Саввой Китайгородским, учеником своего отца. У них рождается дочь Ёлка.

У старшего сына Никиты в конце 1920-х, начале 1930-х небывалый карьерный взлёт. Он входит в элиту Красной Армии, становится заместителем легендарного красного командарма Василия Блюхера. Его жена Вероника — светская львица, любимица Москвы — хоть и несколько тяготится своей ролью жены военного, очень любит мужа и сына Бориса IV. В 1934 году Никиту переводят на Дальний Восток, где семье предоставляют целую квартиру. Однако Сталин уже готовит расправу над цветом Красной Армии, и участь Никиты предрешена. Накануне ареста, в 1938 году он встречает своего старого друга и соперника, влюблённого в его жену, Вадима Вуйновича. Тот пытается склонить его к военному перевороту, понимая, что Сталин задумал масштабную чистку в Вооружённых Силах. Никита не принимает предложения Вадима, но соглашается с его доводами. Но поздно — в эту же ночь Никиту арестовывают, как и Вадима Вуйновича. Веронике и Борису-младшему приходится вернуться в Москву, в дом профессора, где разворачиваются не менее трагические события.

Средний сын Кирилл и его супруга (с начала 1930-х) Цецилия Розенблюм — теоретики марксизма и партийные деятели. И если Циля верно служит партии, закрывая глаза на все перегибы и преступления, то Кирилл всё чаще начинает сомневаться в правильности «генеральной линии партии». В фильме на этом акцент не ставится, но в романе Аксёнова ясно даётся понять, что Кирилл больше симпатизировал «правым уклонистам» — Бухарину, Рыкову и так далее. Когда летом 1938 года его вызвали в НКВД, он подумал, что это связано с делом его брата Никиты, однако Кирилла тоже арестовали, и он бесследно сгинул в ГУЛаге.

Осенью 1938 года на глазах у сына арестовывают Веронику Градову. Соратник Берии и родственник Градовых Нугзар Ламадзе, пытаясь выбить показания из брата Мэри Градовой Галактиона Гудиашвили, и не добившись результата, в припадке ярости убивает его. Мэри, пытаясь спасти семью, приезжает в Грузию к матери Сталина, Кэкэ. Та ничем не может ей помочь, так как её отношения с сыном очень сложные. Мэри уезжает, Кэкэ умирает.

Градовы почти в отчаянии, однако Бориса Никитича не трогают — ему благоволит сам Сталин, который доверяет Градову своё здоровье.

Цикл третий. Тюрьма и мир

Война окончена. Вероника принимает ухаживания Кевина и вместе с ним эмигрирует из СССР в США. Молодой Борис, чудом выживший на фронте, возвращается в Москву вместе со своими товарищами. Некоторое время он живёт в квартире Вероники на ул. Горького и начинает ухаживать за певицей Верой Гордой. У них начинается достаточно бурный роман, однако МГБ вынуждает Веру порвать с Борисом ничего ему не объяснив. Борис становится известным в СССР спортсменом-мотоциклистом, некоторое время находится под покровительством самого Василия Сталина. Ёлка также подросла, на Речном вокзале она встречает свою любовь, парня Васю из Казани (прототип Василия Аксёнова). Однако их первое свидание срывается, девушку насильно увозит к себе Лаврентий Берия. Только благодаря просьбе Бориса к Василию Сталину Ёлку освободили без особых конфликтов. Случайно Градов встречается с Вадимом Вуйновичем и тот передает ему письмо зэка, сложенное треугольником, которое Никита Градов подобрал в 1938 году в Хабаровске. Градов относит письмо по адресу, где встречает хорошенькую девочку-балерину Майю Стрепетову и начинает за ней ухаживать. Параллельно Борис узнаёт про Таисию и рассказывает мальчику, сыну Никиты, своему сводному брату, что он не Пыжиков, а Градов, и отвозит его в Серебряный бор. За Ниной начинает ухаживать старый знакомый Сандро, художник из Грузии и в итоге они поженились.

Средний сын Градовых, Кирилл не погиб. Отбыв свой срок заключения, он живёт в Магадане «на поселении». Через амнистированного и возвращающегося в Москву академика Львова он передаёт письмо Циле и родным, в котором сообщает, что жив и здоров. Циля приезжает к Кириллу в Магадан. Между ними происходит откровенный разговор, в ходе которого Циля говорит, что сохранила верность мужу, а Кирилл поражает большевичку Цилю своей верой в Бога. Циля рассказывает, что их сын Митя пропал без вести на фронте. Лишь спустя много лет они узнают, что Митя прибыл в Магадан тем же рейсом, что и Циля в трюме для заключённых и был застрелен при попытке бегства из лагеря. Кирилл и Циля обустраивают свой быт и живут вполне сносно по меркам ссыльных.

Сталин при смерти, начинается «дело врачей». Лучшие светила советской медицины попадают в опалу и арестованы. Борис Никитич в гневе на конференции врачей обрушивается на всеобщую точку зрения о виновности врачей, которая является «линией партии». Младший Борис и некоторые врачи восхищаются смелости Бориса Никитича. Но в итоге его тоже арестовывают. Спустя некоторое время Берия через своего доверенного человека Шайтиса (тоже арестованного и освобождённого) пытается узнать у Градова, может ли он помочь Сталину. Когда он сказал, что Сталину ничем не помочь, а ему уже нечем рисковать в его 80 лет, при том, что он пережил сына, Бориса Никитича освобождают. Летом 1953 года Борис Никитич умирает в своём имении в окружении близких ему людей. К тому времени в Москву возвращается сначала Циля, а потом и Кирилл — он полностью реабилитирован и восстановлен в партии.

Вероника так и не смогла полюбить Кевина, поехав в Берлин, она встречает там Вадима Вуйновича,


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.