Шива Натараджа из Южной Индии. XI в. Городской музей, Мадрас. Индия. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Шива Натараджа из Южной Индии. XI в. Городской музей, Мадрас. Индия.

2022-01-17 39
Шива Натараджа из Южной Индии. XI в. Городской музей, Мадрас. Индия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шива Натараджа — Владыка Танца. Иногда Шива именуется Космическим Танцором, так как его разру­шительная энергия реализуется в момент танца: ис­полняя его, Бог уничтожает во Вселенной всё старое и одновременно открывает' новый цикл жизни. Шива Натараджа изображался стоящим на одной, чуть со­гнутой в колене правой ноге. Его левая нога грациоз­но выставлена вперед в танцевальном па. У Шивы че­тыре руки, жест каждой из них имеет определённый смысл. Бог может держать в руке также священный предмет: например, барабанчик — символ космиче­ского ритма. Голову Шивы украшает корона с чере­пом — знак победы над смертью. Фигура Бога обыч­но заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог — разрушитель и созидатель.

598

Скульптуры храмов в Кхаджурахо. X — XI вв. Индия.

599

РАННЕИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД

Впервые мусульманские завоеватели вторглись на территорию Индии ещё в VIII в. н. э. Спустя пять веков мусульманским правителям удалось покорить почти всю страну. Искус­ство Индии Исламской эпохи мож­но разделить на раннеисламский период (XI первая половина XVI в.) и период правления дина­стии Великих Моголов (вторая по­ловина XVI—XVIII вв.).

Период раннеисламского влады­чества в Индии начался с нашествия мусульман в начале XI в. Завоевате­ли безжалостно уничтожали свя­тыни «неверных» — индуистские и буддийские храмы — и целые горо­да, вырезали население, уводили в рабство мастеров-ремесленников. История Индии ХШ—XIV вв. ознаме­нована постоянной сменой мусуль­манских династий. Борьба за власть сильно ослабила единство мусуль­манских правителей, и в XV — нача­ле XVI в. в Индии образовалось не­сколько самостоятельных исламских государств, враждовавших друг с другом, как, например, Кашмир, Де­ли, Бенгалия, Мальва, Гуджарат.

Завоеватели пытались приспосо­бить остатки разрушенной архитек­туры для собственного искусства и строительства. Так, целые фрагмен­ты зданий, прежде всего колонны, столбы, скульптурные украшения, детали декоративной отделки, были перенесены во вновь построенные мусульманские сооружения.

В XII—XIII вв. в Индии появились основные типы культовых сооруже­ний мусульман — в первую очередь мечети, минареты, медресе, мавзо­леи. Крупнейший мусульманский комплекс сохранился в Дели, он относится к началу ХIII в. В комп­лекс вошли большая мечеть, гроб­ница, медресе, а также мавзолей. Однако самой большой достопри­мечательностью ансамбля счал гигантский минарет Кутб-Минар (1231 г.), высота которого превыша­ет семьдесят метров.

В основных типах архитектур­ных сооружений раннеисламского периода прослеживаются исламские традиции, но в деталях культовых

построек ясно видно влияние ин­дийского зодчества. Входные воро­та в исламские сооружения напоми­нают входы в скальные храмы Индии. Как колонны, так и детали архитектурных украшений с оби­лием растительного и цветочного орнамента заимствованы из буд­дийских и индуистских построек. Минареты, столь привычные в куль­товом зодчестве арабских стран, в мечетях на территории Индии час-

Минарет Кутб-Минар. 1231 г.

Дели. Индия.

Мечеть Джами-Масджид,

Первая треть XV в.

Дели. Индия.

600

то отсутствуют. Ещё одна важная особенность архитектуры раинеисламского периода — её органичная вписанность в окружающую приро­ду. Это качество издревле было при­суще индийским архитектурно-скульптурным ансамблям.

Среди городов, в которых сохра­нились образцы раннеисламской архитектуры, выделяется Ахмадабад. Здесь было возведено множество прекрасных мечетей и медресе: на­пример, мечеть Джами-Масджид (первая треть XV в.), мечеть Рани Сепари (начало XVI в.) — жемчужи­на раннеисламской архитектуры, мечеть Ахмад-шаха (начало XV в.). В этих сооружениях гармонично соединялись художественные тра­диции двух разных культур — му­сульманской и индийской.

ИМПЕРИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ

Династия Великих Моголов ведёт своё происхождение от Тимура Са­маркандского. Укрепил власть этого рода в Индии и создал централизо­ванное государство на всей её тер­ритории правитель Акбар (1556— 1605 гг.). Он вошёл в историю не только как талантливый организа­тор и дальновидный политик, но и как тонкий знаток и покровитель искусства. При дворе правителя на­ходили работу многие индийские архитекторы и художники. Акбар стремился объединить Индию, и это усиливало влияние индийского искусства на мусульманское. Посте­пенно исчезли сдержанность и прос­тота форм сооружений, архитек­тура и её убранство стали более сложными.

Образцом этого стиля служит мавзолей Акбара в Сикандре (нача­ло XVII в.), находящийся недалеко от Агры — столицы Великих Моголов. Ансамбль расположен в саду, окру­жённом оградой с большими воро­тами. Главное здание имеет три эта­жа со стрельчатыми арками. Третий этаж представляет собой открытую

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.