Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов: — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:

2021-10-05 30
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................... 4

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ».. 8

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ»........................................................................................ 11

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ...... 15

V. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.... 16

 


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая основа программы

Примерная программа по учебному предмету "Родной язык" составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП.

Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования.

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели литературного чтения на родном русском языке, даётся общая характеристика курса, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные разделы, определяется место учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в учебном плане.

Программа содержит планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по «Литературному чтению на родном языке», основные направления обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета, содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке», примерный перечень произведений, реализующих содержание программы по годам обучения (1 – 4 классы), примерное тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, включает систему условий реализации учебной программы.

Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке»

Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования. Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в предметную область  «Русский язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном русском языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в Донецкой Народной Республике.

В соответствии с требованиями ГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.

В основу курса «Литературное чтение на родном языке» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников.

Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» являются: развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры.

В программе курса «Литературное чтение на родном языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России и Донецкой Народной Республики с материальной и духовной культурой русского народа. Эти концептуальные положения определяют особенности курса «Литературное чтение на родном языке», отличающие его от курса «Литературное чтение», входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».

Специфика курса «Литературное чтение на родном языке» реализована благодаря: а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры; б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребенка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребенком окружающего мира; в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы.

Русская литература обладает высочайшей степенью эмоционального воздействия на внутренний мир младшего школьника, возможностями приобщения к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту своего народа. Обладая гуманистическим потенциалом, русская литература помогает воспитанию школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации, Донецкой Народной Республики и мира, овладению культурой межнационального общения.

Курс «Литературное чтение на родном языке», основанный на тех же принципах, что и основной курс «Литературное чтение», предусматривает знакомство младших школьников с произведениями русской литературы, в которых наиболее ярко отражены духовные основы русской культуры, русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа.

Курс «Литературное чтение на родном языке» направлен на решение следующих задач:

· формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России и Донецкой Народной Республики, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального общества;

· воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

· формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;

· обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

· формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;

· совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;

· развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.

Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» тесно связан с предметом «Родной язык». Изучение предмета «Литературное чтение на родном языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативной компетенции. Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Еще одной общей чертой двух курсов является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребенка младшего школьного возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений. Данная программа соотносится с «Примерной программой по учебному предмету «Родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования» на уровне: целевые установок, концептуальных основ построения курсов; принципов отбора содержания; координации осваиваемых младшими школьниками ключевых понятий. 

Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».

Содержание курса «Литературное чтение на родном языке» не предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном курсе литературного чтения. Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные для чтения и изучения младшим школьникам произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).

 

Место учебного предмета
«Литературное чтение на родном  языке» в учебном плане

Программа по «Литературному чтению на родном языке» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 67 часов (16 часов в 1 классе и 17 часов во 2 классе).

Основные содержательные линии программы учебного предмета «Литературное чтение на родном  языке»

Курс «Литературное чтение на родном языке» опирается на содержание основного курса «Литературное чтение», сопровождает и поддерживает его, соотносится с включенным в него содержанием, но при этом не дублирует это содержание.

В содержании программы выделены следующие разделы: «Виды речевой и читательской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность обучающихся».

При определении содержания курса «Литературное чтение на родном языке» в центре внимания находятся:

1. Важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть и т. д.). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия учащихся начальной школы произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает младшим школьникам понять ценности национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры.

2. Интересы ребенка младшего школьного возраста: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники младшего школьника, через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе культурно-исторические понятия. В программу включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет ученику глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в своем творчестве национальные традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны современному школьнику.

3. Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отраженные средствами других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре.

В соответствии с целями изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» и принципами построения курса содержание каждого класса включает два основных раздела: «Мир детства» и «Россия – Родина моя». В каждом разделе выделены тематические подразделы, например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и т. д., во втором: «Люди земли русской», «О родной земле». Произведения каждого раздела находятся друг с другом в отношениях диалога, что позволяет обнаружить существование традиции во времени (традиционность формы произведения, темы или проблемы).

Программа предусматривает выбор произведений из предложенного списка в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент содержания курса, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие программы по своему выбору и с учётом национально-культурной специфики региона.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ»

Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в Государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текст ов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационны х текст ов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг детского чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Я и книги.

Не красна книга письмом, красна умом

С. А. Баруздин. «Самое простое дело».

Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).

Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).

Я взрослею.

Без друга в жизни туго

Пословицы о дружбе.

Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».

И. А. Мазнин. « Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).

С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный

Пословицы о правде и честности.

В. А. Осеева. «Почему?»

Л. Н. Толстой. «Лгун».

Я фантазирую и мечтаю

Необычное в обычном

С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).

В. В. Лунин. «Я видела чудо».

М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».

А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».

Что мы Родиной зовём

С чего начинается Родина?

Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).

П. А. Синявский. «Рисунок».

К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».

О родной природе

Сколько же в небе всего происходит

Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.

И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»

С. В. Востоков. «Два яблока».

В. М. Катанов. «Жар-птица».

А. Н. Толстой. «Петушки».

Второй год обучения (17 ч.)

2 КЛАСС [2]

Я и книги

Я взрослею

Я и моя семья

Семья крепка ладом

С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».

В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).

М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».

Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».

Я фантазирую и мечтаю

Мечты, зовущие ввысь

Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».

Е. В. Григорьева. «Мечта».

Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).

О родной природе

К зелёным далям с детства взор приучен

Русские народные загадки о поле, цветах.

Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».

И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».

М. С. Пляцковский. «Колокольчик».

Ф. И. Тютчев. « Тихой ночью, поздним летом…»


IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ [3]

Тематическое планирование первого года обучения (1 класс)

Блок Тема Количество часов

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА

11 Я и книги Не красна книга письмом, красна умом 3

Я взрослею

Без друга в жизни туго 3 Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный 2 Я фантазирую и мечтаю Необычное в обычном 3

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА

11 Я и книги Не торопись отвечать, торопись слушать 1

Я взрослею

Как аукнется, так и откликнется 2 Кто идёт вперёд, того страх не берёт 2 Воля и труд дивные всходы дают 2 Я и моя семья Семья крепка ладом 2 Я фантазирую и мечтаю Мечты, зовущие ввысь 1

Проверочная работа по итогам изучения раздела

1

КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА

С. А. Баруздин. «Самое простое дело».

 https://azbyka.ru/fiction/rasskazy-baruzdin/

Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9A/kuklin-lev-valerianovich/operaciya-sneg/1

 Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).

https://kidslitera.ru/nosov-n-n/tajna-na-dne-kolodtsa/1258-volshebnye-skazki

Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».

 https://skazki.rustih.ru/natalya-abramceva-cvety-i-zerkalo/

И. А. Мазнин. « Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). https://poemata.ru/poets/maznin-igor/davayte-budem-druzhit-drug-s-drugom

В. А. Осеева. «Почему?»

 https://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-dlja-detei/raskazy-osevoi-dlja-detei/oseva-pochemu.html

 С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». https://www.libcat.ru/knigi/detskaya-literatura/skazka/49133-sofya-prokofeva-samyj-bolshoj-drug.html

Л. Н. Толстой. «Лгун». http://www.skazayka.ru/lgun-basnya/

 С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).

https://peskarlib.ru/s-ivanov/snezhnyy-zapovednik/

 В. В. Лунин. «Я видела чудо». http://1dd.ru/stihi/lunin-yavidela.html

 М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». https://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-dlja-detei/mihail-prishvin-raskazy/prishvin-osinkam-holodno.html

А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры». https://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1828/0464.htm

КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА

О. С. Бундур. «Папа рассказывает сказку».

https://rustih.ru/oleg-bundur-papa-rasskazyvaet-skazku/

Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент «Няня, печка и сказка»). https://www.litmir.me/br/?b=192527&p=3

В. В. Бианки. «Сова». https://skazki.rustih.ru/vitalij-bianki-sova/

Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». https://libcat.ru/knigi/detskaya-literatura/detskie-stihi/100370-3-lev-kuzmin-dom-s-kolokolchikom-sbornik.html#text

С. П. Алексеев. «Медаль». http://www.skazsbb.ru/srs/srs32_2.htm

В. В. Голявкин. «Этот мальчик». https://libking.ru/books/child-/children/19365-viktor-golyavkin-etot-malchik.html

В. Ю. Драгунский. «Рабочие дробят камень». https://peskarlib.ru/v-dragunskiy/rabochie-drobyat-kamen/

Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети». https://peskarlib.ru/e-permyak/markel-samodel-i-ego-deti/

Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах». https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A8/shergin-boris/povesti-i-rasskazi/4

С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». https://peskarlib.ru/s-georgiev/strekot-kuznechika/

В. В. Голявкин. «Мой добрый папа»  https://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-dlja-detei/viktor-goljavkin-raskazy/goljavkin-moi-dobryi-papa.html

М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок». https://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-dlja-detei/marina-druzhina-raskazy-i-stihi/marina-druzhinina-ochen-poleznyi-podarok.html

Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья». http://www.skazayka.ru/otets-i-syinovya/

Н. К. Абрамцева. «Заветное желание». http://www.skazayka.ru/zavetnoe-zhelanie/

Е. В. Григорьева. «Мечта».http://trumpumpum.ru/autors/grigoreva-elena/mechta.html

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................... 4

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ».. 8

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ»........................................................................................ 11

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ...... 15

V. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.... 16

 


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая основа программы

Примерная программа по учебному предмету "Родной язык" составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП.

Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования.

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели литературного чтения на родном русском языке, даётся общая характеристика курса, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные разделы, определяется место учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в учебном плане.

Программа содержит планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по «Литературному чтению на родном языке», основные направления обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета, содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке», примерный перечень произведений, реализующих содержание программы по годам обучения (1 – 4 классы), примерное тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, включает систему условий реализации учебной программы.

Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке»

Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования. Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в предметную область  «Русский язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном русском языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в Донецкой Народной Республике.

В соответствии с требованиями ГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.

В основу курса «Литературное чтение на родном языке» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников.

Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» являются: развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры.

В программе курса «Литературное чтение на родном языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России и Донецкой Народной Республики с материальной и духовной культурой русского народа. Эти концептуальные положения определяют особенности курса «Литературное чтение на родном языке», отличающие его от курса «Литературное чтение», входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».

Специфика курса «Литературное чтение на родном языке» реализована благодаря: а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры; б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребенка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребенком окружающего мира; в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы.

Русская литература обладает высочайшей степенью эмоционального воздействия на внутренний мир младшего школьника, возможностями приобщения к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту своего народа. Обладая гуманистическим потенциалом, русская литература помогает воспитанию школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации, Донецкой Народной Республики и мира, овладению культурой межнационального общения.

Курс «Литературное чтение на родном языке», основанный на тех же принципах, что и основной курс «Литературное чтение», предусматривает знакомство младших школьников с произведениями русской литературы, в которых наиболее ярко отражены духовные основы русской культуры, русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа.

Курс «Литературное чтение на родном языке» направлен на решение следующих задач:

· формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России и Донецкой Народной Республики, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального общества;

· воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

· формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;

· обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

· формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;

· совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;

· развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.

Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» тесно связан с предметом «Родной язык». Изучение предмета «Литературное чтение на родном языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативной компетенции. Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Еще одной общей чертой двух курсов является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребенка младшего школьного возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений. Данная программа соотносится с «Примерной программой по учебному предмету «Родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования» на уровне: целевые установок, концептуальных основ построения курсов; принципов отбора содержания; координации осваиваемых младшими школьниками ключевых понятий. 

Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».

Содержание курса «Литературное чтение на родном языке» не предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном курсе литературного чтения. Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные для чтения и изучения младшим школьникам произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).

 

Место учебного предмета
«Литературное чтение на родном  языке» в учебном плане

Программа по «Литературному чтению на родном языке» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Государственном образовательном стандарте начального о


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.