ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич

2022-01-17 38
ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Родился в семье юриста. Первые навыки в рисовании получил дома под руководством матери — художницы С. О. Шервуд. В 1903–1905 занимался в школе-студии К. Ф. Юона, посещал вечерние занятия по скульптуре в Строгановском художественно-промышленном училище.

В 1906–1907 продолжил образование в частной академии Ш. Холлоши в Мюнхене. Одновременно слушал лекции К. Фолля по философии в Мюнхенском университете. Путешествовал по Италии, Австрии, Швейцарии. В 1909 возвратился в Москву.

В 1909–1913 учился на искусствоведческом отделении историко-филологического факультета Московского университета.

В 1915–1917 и 1919–1921 служил в армии. В 1918–1919 сотрудничал с кукольным Театром марионеток, петрушек и теней. В 1922 вступил в объединение «Четыре искусства». Работал преимущественно в технике ксилографии. Много занимался книжной графикой, оформил «Суждения господина Жерома Куньяра» А. Франса (1918), «Кремль. Свердловский зал» (1921), «Эгерия» П. П. Муратова (1921), «Домик в Коломне» А. С. Пушкина (1922), «Фрамарь» А. П. Глобы (1923), «Книга Руфь» (1925), «Рассказы о животных» Л. Н. Толстого (1929), «Рассказы» Б. А. Пильняка (1932), «Новая жизнь» Данте (1934), «Гамлет, принц Датский» У. Шекспира (1941). В 1925 за свои гравюры на дереве он получил Гран-при на Международной выставке в Париже.

Создал эскизы костюмов и декораций к спектаклям «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (1933) во Втором МХАТе и «Мольба о жизни» Ж. Деваля (1934) во МХАТ. Занимался также станковой графикой и монументальной живописью. В 1928 создал серию гравюр «Годы революции». В 1933 выполнил фрески в Музее охраны материнства и младенчества, в 1937 — композиции-сграффито в Доме моделей в Москве (не сохранились). В 1937 художник принял участие в оформлении павильона СССР на Всемирной выставке в Париже и был удостоен Гран-при за эту работу.

В 1921–1929 преподавал во ВХУТЕМАСе (ВХУТЕИНе), заведовал кафедрой ксилографии графического факультета. В 1923–1925 занимал также пост ректора Мастерских. В 1920-х написал ряд работ по теории композиции и оформлению шрифтов. В 1930–1934 был профессором Полиграфического института, в 1934–1938 — профессором Московского института изобразительных искусств. В 1936–1941 — консультантом мастерской монументальной живописи при Всероссийской Академии архитектуры. Среди его учеников А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. Д. Гончаров, М. И. Пиков и многие другие.

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Среднюю Азию. Среди наиболее значительных работ послевоенного периода иллюстрации к «Сонетам» У. Шекспира (1948), сборнику «Роберт Бернс в переводах С. Я. Маршака» (1950), «Слову о полку Игореве» (1953), «Борису Годунову» А. С. Пушкина (1956).

Фаворский вошел в историю искусства как выдающийся художник книги, виртуозный мастер гравюры на дереве. В своем творчестве он развивал синтетическую концепцию оформления книги, предполагающую объединение сюжетных иллюстраций, шрифта и заставок в целостный ансамбль. Его индивидуальный стиль сложился под большим влиянием стилистики символизма и модерна, но вместе с тем он вобрал в себя новации мастеров авангарда, в частности кубизма. Для работ 1910-х — 1930-х характерна лаконически-экспрессивная символика, любовь к черному, почти осязаемому штриху. С середины 1930-х художник все чаще использовал белый штрих, позволяющий добиться более живой передачи света и движения.

УЛЬЯНОВ Николай Павлович

Родился в семье уездного фельдшера. В 1888 переехал в Москву, некоторое время обучался в иконописной мастерской на Первой Мещанской улице, одновременно готовился к поступлению в МУЖВиЗ. В 1889–1900 учился в МУЖВиЗ у Н. В. Неврева, И. М. Прянишникова, К. А. Савицкого, В. А. Серова. Познакомился с Н. Н. Ге и Л. Н. Толстым. С 1897 по 1900 за ученические задания (рисунок, живописный этюд и так далее) был удостоен четырех малых серебряных медалей. В 1900 за картину «Чистые пруды» награжден большой серебряной медалью, получил звание неклассного художника.

В 1901–1903 исполнял обязанности помощника в мастерской Серова и К. Коровина.

С 1902 (по 1912 с перерывами) участвовал в выставках Московского товарищества художников. В 1903 посетил Меррекюле и Силламяги в Эстонии, в 1904 совершил поездку на Новый Афон для получения заказа на росписи монастыря (не состоялся). Примерно в то же время познакомился с К. С. Станиславским.

В 1905 принял участие в портретной выставке в Таврическом дворце в Петербурге. Во время революции 1905 выполнил серию натурных зарисовок на улицах Москвы, запечатлев многие революционные события. В 1906 совершил поездку по Волге и Каме. В том же году оформил спектакль «Горе от ума» по пьесе А. С. Грибоедова в МХТ.

В 1907 экспонировал свои работы на выставке «Венок» (Стефанос), вступил в общество «Свободная эстетика», вошел в состав художественного совета журнала «Золотое руно». В 1907 совершил путешествие в Италию, в 1909 — во Францию, в 1912 на стипендию фонда Е. Д. Поленовой побывал в Германии и Италии (совместно с П. П. Муратовым).

С 1910 исполнял обязанности директора и декоратора в школе танца Е. И. Рабенек. Летние месяцы 1910–1912 проводил на даче семейства Рабенек в Щелково. В 1911 участвовал во Всемирной выставке в Риме, получил приглашение Ф. Т. Маринетти присоединиться к движению футуристов, однако отказался от него. В 1913 вступил в объединение «Мир искусства».

В 1915–1918 преподавал рисунок в Строгановском художественно-промышленном училище, в 1919–1920 — в Первых Государственных свободных художественных мастерских, в 1920–1921 — во ВХУТЕМАСе, Пречистенском практическом институте на отделении изобразительного искуства, школе одаренных детей в Больших Вяземах.

В 1917 стал одним из основателей Профессионального союза художников-живописцев Москвы. В 1924 выполнил серию зарисовок в Колонном зале Дома союзов во время похорон В. И. Ленина. В 1923 и 1925 участвовал в выставках АХРР. В 1925 стал одним из членов-учредителей объединения «4 искусства».

Продолжал активно работать как художник-декоратор. В 1919 оформил постановку «У Дидро» И. Стюпюи в Московском показательном театре, в 1922 — «Скупой рыцарь» по трагедии А. С. Пушкина в Театре на Тверской.

В 1932 Ульянову было присуждено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

Написал мемуары о Толстом, Ге, Серове, Коровине, А. С. Голубкиной, В. Э. Мейерхольде, Станиславском, А. Н. Скрябине (объединены в книгу «Мои встречи».

Ульянов стоит особняком среди мастеров «серебряного века». Блестящий рисовальщик и живописец, в начале творчества он испытал влияние своего учителя Серова. Однако его нельзя причислить к последователям Серова, как и вообще к каким-либо направлениям этого времени. В 1900-х прошел через увлечение импрессионизмом и ретроспективизмом в духе художников «Мира искусства». В дальнейшем использовал опыт мастеров символизма, кубизма, футуризма и даже абстракционизма, вместе с тем восхищался классическим искусством. Все это привело к созданию собственной системы в живописи и рисунке, отмеченной необычайным разнообразием художественных приемов и нашедшей отражение в произведениях конца 1900-х — 1910-х (это время считается периодом расцвета). Большинство работ позднего периода создано в традициях реализма, они в значительной степени утратили яркую индивидуальность более ранних художественных произведений, сохранив при этом чрезвычайно высокий уровень технического мастерства.

САРЬЯН Мартирос Сергеевич

Происходил из крестьянской семьи. В 1888–1895 учился в Нахичеванском городском училище, где получил первые уроки рисования под руководством А. И. Бахмутцкого. В 1896 брал частные уроки у А. А. Арцатпаняна в Нахичевани. В 1897 переехал в Москву, поступил в МУЖВЗ, занимался в мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина.

Во время учебы в МУЖВЗ сблизился с художественным кружком, возглавляемым П. В. Кузнецовым. В летние месяцы регулярно выезжал на Северный Кавказ и в Закавказье. Много работал в технике акварели.

В 1904 принял участие в выставке символистов «Алая роза» в Саратове, в 1907 показал цикл работ «Сказки и сны» на выставке «Голубая роза» в Москве. Экспонировал также свои картины на выставках Московского товарищества художников (1905, 1911), «Венок» (1908), «Золотое руно» (1908–1910), Союза русских художников (1910–1912), «Мира искусства» (с 1910). В 1912 участвовал во 2-й выставке постимпрессионистов в Лондоне.

В 1910 побывал в Константинополе, в 1911 совершил путешествие по Египту и Турции, в 1913 предпринял поездку в Персию. В 1918 вернулся в Новый Нахичевань, в 1921 переехал в Эривань (Ереван), где прожил до конца жизни.

В 1921 стал одним из организаторов и первым директором Государственного музея археологии, этнографии и изобразительного искусства. В те же годы принял участие в создании Ереванского художественного училища и Союза художников-армян, входил в Комитет по охране памятников старины, был назначен на должность советника по культуре при Наркомпросе Армянской ССР.

В 1924 посетил Венецию, Флоренцию, Рим. В 1926–1928 жил в Париже, где прошла его первая персональная выставка.

В 1922 картины Сарьяна экспонировались на Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине, в 1924–1925 — на выставке русского искусства в Нью-Йорке. В 1925 Сарьян стал членом объединения «4 искусства». В 1926 был удостоен звания народного художника Армении.

В конце 1920-х — 1930-х много работал как театральный декоратор. В 1927 создал оформление сказочного балета «Зулейка» в Париже. Сотрудничал с Одесским театром оперы и балета («Алмаст» А. А. Спендиарова, 1930; постановка не осуществлена), Театром оперы и балета им. А. А. Спендиарова в Эриване («Храбрый Назар» А. Л. Степаняна, 1934; не осуществлена), московским Музыкальным театром им. В. И. Немировича-Данченко.

В 1934 совершил творческую поездку в Туркмению. В 1936 в Москве (ГМИИ) и Ленинграде (Всероссийская Академия художеств) прошли персональные выставки художника. В 1937 за фрески в Отделе СССР на Всемирной выставке в Париже был удостоен Гран-при.

Сарьян — выдающийся художник первой половины ХХ столетия. В раннем творчестве он был близок символизму, позднее его художественные воззрения изменились, тем не менее он всегда оставался в стороне от основного направления русского (советского) искусства. Живописи и графике Сарьяна, его творчеству, бережно и неизменно наполненному восточным духом, были одинаково чужды новейшие течения — кубизм, футуризм, супрематизм, неопримитивизм, соцреализм. Отличительными чертами произведений Сарьяна являются свободная манера письма, чрезвычайно яркие, выразительные сочетания цветов, подчеркивающие формы живой действительности, будь то бесплодные склоны гор, знойные улочки армянских городов и деревень или блестящая синева южного неба, кажущаяся «избыточность» колорита, что роднит искусство Сарьяна с творчеством А. Матисса и П. Гогена.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.