Редактор – Александр Васильевич Щербаков, — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Редактор – Александр Васильевич Щербаков,

2021-12-12 50
Редактор – Александр Васильевич Щербаков, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У ИСТОКОВ КОСМОНАВТИКИ.

Редактор – Александр Васильевич Щербаков,

Секция космонавтики и ракетной техники

Северо-Западной межрегиональной

Общественной организации

Федерации космонавтики России.

АКАДЕМИК,

ДВАЖДЫ ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА

ЛАУРЕАТ ЛЕНИНСКОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПРЕМИЙ

В. П. ГЛУШКО

У ИСТОКОВ КОСМОНАВТИКИ

ЛЕКЦИЯ

ЧИТАЕТ АВТОР

В лекции академика Глушко излагается краткая история зарождения и развития идеи полётов к звёздам, освещаются работы основоположника научных идей космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского, пионеров ракетной техники Юрия Васильевича Кондратюка, Фридриха Артуровича Цандера и других русских и зарубежных учёных; освещается (до 1946 года) история становления и развития ракетостроения в СССР и практическая деятельность первых советских организаций, заложивших основы современного отечественного ракетостроения: Газодинамической лаборатории (ГДЛ), Групп изучения реактивного движения (ГИРД), Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) и Опытно-конструкторского бюро, выросшего из ГДЛ (ГДЛ-ОКБ).

Мечта о проникновении в космос, стремление человека к звёздам родились тысячелетия назад, и нашли широкое отражение в сюжетах фольклора и литературы многих народов.

Рассказы об этом встречаются в ассиро-вавилонском эпосе, в древнекитайских, иранских и древнегреческих легендах, в древнеиндийских поэмах и других творениях давнего прошлого.

Уровень развития науки и техники тех времен отражался на способах полета в космос героев этого эпоса.

Вначале воображаемый полёт совершался на птицах, например, вавилонского царя Этана на орле за 3500 лет до нашей эры, Александра Македонского на грифонах.

Полёт вавилонского царя Этана на орле

За 3500 лет до нашей эры.

Полёт Александра Македонского на грифонах.

Бессмертен греческий миф о полёте к Солнцу Икара на крыльях из птичьих перьев, скреплённых воском.

Полёт к Луне на корабле, унесённом бурей, а также на крыльях описал Лукиан Самосатский во 2 веке нашей эры.

На дрессированных лебедях совершил полёт герой романа Фрэнсиса Годвина «Человек на Луне», изданного в 1638 году.

Среди многочисленных фантастических средств полёта, описанных французским писателем Сирано де Бержераком в сочинении 1649 года «Путешествие на Луну» впервые упоминается полёт с помощью последовательно срабатывающих пороховых ракет.

Английский поэт Джордж Гордон Байрон в 1819-23 годах в «Дон-Жуане» считал возможным достижение Луны при помощи паровой машины.

Американский писатель Эдгар По в 1835 году в произведении «Необыкновенное приключение Ганса Пфаля» описывает полёт на Луну на воздушном шаре.

Французский писатель Александр Дюма в 1857 году в сочинении «Путешествие на Луну» использует вещество, отталкиваемое Землей.

  

Его соотечественник Ашиль Эро в 1865 году в романе «Путешествие на Венеру» использует ракетный аппарат, а Жюль Верн в известной серии романов «С Земли на Луну» 1865 года и «Вокруг Луны» 1870 года отправляет своих героев на Луну в пушечном ядре, снабжённом ракетными двигателями для коррекции траектории.

         

Отталкиваемый лучами света.

Немецкий писатель Курт Лассвиц в 1897 году в романе «На двух планетах» пишет о веществе, придающем невесомость космическому кораблю.

 Английский писатель Уэллс в 1901 году в романе «Первые люди на Луне» использовал идею гравитационного экрана.

Русский писатель Александр Александрович Богданов в 1908 году в сочинении «Красная звезда» для полёта на Марс выбрал минус-материю в сочетании с реактивным двигателем, а другой наш соотечественник Борис Красногорский в 1913 году в романе «По волнам эфира» описывает полёт к Луне и обратно на космическом корабле, снабжённом большим экраном для использования давления солнечного света в качестве движущей силы.

 

                  

Пока мечты человечества о полётах в космос опережали в фантазиях романистов действительность, развитие науки и техники отвергло живую тяговую силу для полёта ввысь, установило ограниченную протяжённость атмосферы, а потому непригодность воздухоплавательных и авиационных средств для полёта в космическое пространство, определило недостаточную эффективность пара как движущего средства для космических кораблей и неприемлемость для этой цели пушек.

Гравитационные экраны, «минус-материя», тела прозрачные для поля тяготения и потому ему не подверженные, широко использованные фантастами как средство полёта в космос, нам пока недоступны и просто непонятны, так как мы до сих пор не знаем природу силы, приковывающей нас к Земле, которую мы должны преодолеть, чтобы выйти в космические просторы.

Что касается идеи полёта человека в межпланетное пространство с помощью ракет, впервые освещенной во французской литературе середины 17-го века талантливым сатириком Сирано де Бержераком и повторенной в середине 19-го века Ашилем Эро, а в какой-то мере и Жюль Верном, то она оказалась не только правильной, но единственно реальной и доступной нам на данном этапе развития науки и техники.

То ли с использованием в ракетах химической энергии как у Сирано де Бержерака и Жюль Верна с их пороховыми ракетами, то ли с использованием урана в качестве источника ядерной энергии для ракетного двигателя, как у Артура Трена и Роберта Вуда.

Опубликованная им в 1903 году работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и последующие её дополнения, изданные в 1911, 1912, 1914 и 1926 годах являются фундаментальным вкладом в сокровищницу мировой науки.

До этого пороховая ракета была известна много сотен лет, сначала в Китае, затем в Индии и Европе, как боевое средство, применялась для решения вспомогательных задач и для увеселения при устройстве фейерверков.

В 16-17-м веках было опубликовано несколько трудов, освещавших вопросы ракетной техники, например, Бирингуччио «Пиротехния» в 1540 году, Казимира Симиновича в 1650 году, с описанием простых и составных, многоступенчатых ракет.

Примерно в 1680 году в Москве было открыто «Ракетное заведение», изготавливавшее ракеты в большом количестве.

Большой вклад в разработку теории, конструкции и технологии пороховых ракет внесли выдающиеся русские артиллеристы-учёные Александр Дмитриевич Засядко и Константин Иванович Константинов в начале и середине прошлого века.

    

Руководитель Петербургского ракетного завода Константин Иванович Константинов в труде «Артиллерия», опубликованном в 1857 году, указывает, что в каждый момент горения ракетного состава, количество движения, сообщаемого ракете, равно количеству движения истекающих газов.

В 18-ом и 19-ом веках пороховые ракеты применялись в русской армии и на флоте.

Среди этих работ выделяется опубликованный в 1896 году труд Александра Петровича Фёдорова, в котором описано устройство ракетного аппарата для передвижения в пространстве, исключающее атмосферу как опорную среду.

В архиве Российской Академии наук среди тысяч писем, полученных Циолковским, хранится его письмо.


«Уважаемый Константин Эдуардович!

Книжку вашу «Стратоплан полуреактивный» получил.

Более полувека прошло со дня опубликования классической работы Циолковского до знаменательного в истории человечества события, когда усилиями и талантом советского народа впервые были сброшены оковы земного тяготения, и перед человеком открылся новый необъятный, полный тайн и звёзд, мир невесомости.

Полёты первых искусственных спутников Земли, Солнца и Луны, первых автоматических станций к Луне, Венере и Марсу, достижение автоматическими станциями поверхности Луны, Венеры и Марса, фотографирование обратной стороны Луны, первая мягкая посадка станции на Луну и передача на Землю изображения лунной панорамы, полёты первых космонавтов мужчин и женщины, одиночные и групповые, в одноместных и многоместных кораблях-спутниках, первый выход космонавта из корабля в космическую бездну, первый облёт Луны автоматического корабля с возвращением на Землю, первая пилотируемая орбитальная станция и многие другие достижения нашей Родины вызывают у всех советских людей законное чувство гордости.

В своих теоретических работах он рассмотрел использование давления света для полёта в космическом пространстве, определение траектории космических кораблей и ряд других проблем, связанных с космическими полётами. Его теоретические исследования различных вопросов устройства ракет, поиск оптимальных термодинамических циклов реактивных и воздушно-реактивных двигателей, а также предложения по сжиганию некоторых металлов и их сплавов суммированы в книге «Проблема полёта при помощи реактивных аппаратов», вышедшей в 1932 году.

В ней автор знакомит с данными о высоте атмосферы Земли, о влиянии состава, плотности, давления и температуры атмосферы на мероприятия, предпринимаемые для обеспечения полётов, даёт обзор методов достижения больших высот и больших скоростей полёта, разбирает возможные системы реактивных и ракетных аппаратов, характер топлива для них.

Первая советская ракетная научно-исследовательская и опытно-конструкторская организация была создана при военном ведомстве в Москве 1 марта 1921 года по предложению инженера-химика Николая Ивановича Тихомирова для разработки ракетных снарядов на бездымном порохе.

В 1919 году Тихомиров внёс предложение в Совет Народных Комиссаров, оно было всесторонне рассмотрено в ряде управлении военного ведомства и нашло общую поддержку - Тихомиров получил средства и двухэтажное здание, в котором организовал носившую его имя лабораторию с мастерскими, оборудованными 15 станками.

Разработка шашечного бездымного пороха на твердом растворителе проводилась в Ленинграде силами учёных Артиллерийской академии Сериковым, Филипповым, Серебряковым по заданию и под руководством Тихомирова.

К 1927 году был создан тротилпироксилиновый порох, лаборатория полностью перебазировалась в Ленинград и, после первых успешных пусков ракет, в 1926 году, была существенно расширена и получила окончательное название - Газодинамическая лаборатория, или, сокращённо, ГДЛ.

Созданные в ГДЛ ракетные снаряды различных калибров на бездымном порохе для вооружения армии и авиации успешно прошли в 1932-33 годах полигонные и войсковые испытания, а впоследствии, после некоторой доработки в Реактивном научно-исследовательском институте, были широко и с огромным эффектом использованы в боях, во время Великой Отечественной Войны 1941-45 годов, в мобильной ракетной установке, прозванной «Катюшей».

На самолёте У-1.

Начало экспериментальных исследований в СССР по реализации идей Циолковского относится к 15 мая 1929 года, когда по моему предложению была создана и приступила к практической деятельности опытно-конструкторская организация в составе ГДЛ в Ленинграде.

Конструкторское бюро ГДЛ

По разработке ЭРД и ЖРД.

Валентин Петрович Глушко,

Евгений Николаевич Кузьмин,

Иван Иванович Кулагин,

ОРМ.

Ракетный двигатель ОРМ-1,

Опорный цилиндр;

Рубашка;

9 - штуцер замера давления в камере сгорания;

 10 - подвод горючего; 11 - подвод окислителя.

В 1930 году в ГДЛ впервые были предложены и в дальнейшем подробно исследованы в качестве окислителей для жидкостных ракетных двигателей азотная кислота, её растворы с азотным тетроксидом, перекись водорода, хлорная кислота, тетранитрометан, а в качестве горючего - бериллий и другие вещества.

ОРМ-1.

ОРМ без номера испытывался на заранее приготовленной смеси жидких окислителя и горючего, сжигавшейся в камере сгорания с соплом, а все последующие двигатели ОРМ имели номер и обладали раздельной подачей жидких окислителя и горючего.

ОРМ.

В 1931-1932 годах были созданы и испытаны поршневые топливные насосы, приводимые в действие газом, отбираемым из камеры сгорания двигателей, а в 1932 году были разработаны конструкции экспериментальных двигателей от ОРМ-4 по ОРМ-22 для изыскания типа зажигания, метода запуска и систем смешения при испытании на различных топливах.

ОРМ-4, ОРМ-8, ОРМ-9.

При стендовых испытаниях этих двигателей в 1932 году в качестве окислителей использовались жидкий кислород, азотный тетроксид, азотная кислота, растворы азотного тетроксида в азотной кислоте, а в качестве горючего - бензин, бензол, толуол, керосин.

ОРМ-52.

Конструкторское бюро ГДЛ по электрическим и жидкостным ракетным двигателям размещалось в 1932-1933 годах в Ленинграде, в здании Главного Адмиралтейства, а испытательные стенды этих двигателей - в Петропавловской крепости, во дворе и в здании бывшего Иоанновского равелина.

Ныне на этих исторических зданиях, украшающих чудесный город Ленина, установлены выполненные в бронзе и мраморе мемориальные доски.

В Московской группе сотрудничали Ветчинкин, Цандер, Королёв, Тихонравов, Победоносцев, Меркулов, Черановский, Кисенко и другие, а в Ленинградской - Рынин, Перельман, Разумов, Штерн, Чертовской, Шорин и многие другие.

В июне 1932 года Президиум Центрального совета Осоавиахима принял решение о создании в Москве научно-исследовательской и производственной организации по разработке ракет и ракетных двигателей, сохранившей название ГИРД.

Августа 1933 года на полигоне в Нахабино под Москвой сотрудниками ГИРДа была запущена созданная под руководством Михаила Клавдиевича Тихонравова ракета «09» со стартовым весом 19 кг - первая советская ракета с 3,5 кг жидкого кислорода и с 1,5 кг желеобразного бензина, размещенного в камере сгорания.

При старте двигатель развил тягу 25-33 кг в течение примерно 10 сек до разрушения.

На нём в 1933 году были успешно проведены стендовые доводочные и сдаточные ресурсные испытания, затем стендовые огневые ресурсные испытания с ракетой «05», а при попытке пуска в 1934 году, в связи с пониженным давлением подачи топлива из баков ракеты, двигатель развил неполную тягу и проработал в пусковом станке 60 секунд, оставшись целым.

Под руководством Победоносцева в ГИРДе разрабатывались схемы прямоточного воздушно-реактивного двигателя, и была создана аэродинамическая труба со сверхзвуковыми скоростями потока, превышающими скорость звука в 3,2 раза.

В итоге деятельности ГИРДа, просуществовавшей как организация-разработчик немного более года, получены результаты лётных испытаний первых советских жидкостных ракет и сплочён коллектив московских энтузиастов ракетной техники.

В 1942 году лётчик Григорий Яковлевич Бахчиванджи совершил полёт на первом советском ракетном самолёте БИ-1, разработанном под руководством Болховитинова с установленным на БИ-1 жидкостным ракетным двигателем тягой 1100 кг конструкции РНИИ.

ОРМ-65.

Ракетоплан РП-318-1, который в1937-1938 годах

ОКБ разработало семейство вспомогательных авиационных жидкостных ракетных двигателей с насосной подачей азотной кислоты и керосина, с химическим зажиганием, неограниченным числом повторных полностью автоматизированных пусков, с регулируемой тягой и максимальной тягой у земли от 300 до 900 кг (РД-1, РД-1ХЗ - две модификации), РД-2 и РД-3) в 1940-1946 годах.

Эти двигатели, помимо доводочных и официальных стендовых испытаний, прошли с 1943 по 1946 год около 400 пусков на самолётах конструкции Петлякова Пе-2, Лавочкина Ла-7Р и 120Р, Яковлева Як-3 и Сухого Су-6 и Су-7.

Пе-2.

Р.

Основное ядро ОКБ было укомплектовано учёными, конструкторами, экспериментаторами, технологами, металлургами, химиками, производственниками.

Так в ОКБ работали профессора Жирицкий, Страхович, Гаврилов, Пазухин, инженеры Витка, Севрук, Лист, Уманский, Шнякин, Мееров, Назаров, Желтухин и многие другие талантливые специалисты.

Опыт и знания, принесённые ими из разных областей науки и техники, в которых они ранее работали, позволили ОКБ решать сложные проблемы ракетного двигателестроения.


Заместители главного конструктора

Георгий Сергеевич Жирицкий,

Доминик Доминикович Севрук,

Владимир Андреевич Витка

Тогда же в ОКБ пришли талантливый технолог Николай Николаевич Артамонов и недавно получившие дипломы инженеров Мужичков, Иванов, Агафонов, Шабранский, Эдельман, Алехин, Бровкин и многие другие, выросшие в крупных специалистов.

С тех пор более трети века на всех разработанных Королёвым крылатых ракетах, самолётных ракетных двигательных установках, внутриконтинентальных дальнего действия и межконтинентальных ракетах, мощных метеорологических и геофизических, а также на всех летавших в космос ракетах были установлены двигатели конструкции ГДЛ-ОКБ.

Решающую роль при этом сыграли высокий уровень промышленного развития Советского Союза, достижения передовой советской науки и самоотверженный труд всего советского народа, руководимого Коммунистической партией и её Ленинским Центральным Комитетом.

В.Глушко.

 

У ИСТОКОВ КОСМОНАВТИКИ.

Редактор – Александр Васильевич Щербаков,


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.