Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-12-12 | 54 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Липецкая область село Мазейка
Региональный этап Всероссийского конкурса экологических проектов «Волонтеры могут всё»
Номинация: «Пойдем экологическими тропами»
Коллективное участие
Тема проекта: Экологическая тропа «Наедине с природой»
Организация-заявитель:
МБОУ СОШ с.Мазейка
Автор-руководитель проекта:
Зацепина Галина Викторовна
2021 год
Паспорт проекта.
Проект на тему: Экологическая тропа «Наедине с природой»
Организация-заявитель: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Мазейка Добринского муниципального района Липецкой области
399434 Липецкая область Добринский район село Мазейка ул. Центральная,79.
Тел. 8(47462) 30312
Сайт: super-mazeyka.ucoz.ru
Автор-руководитель проекта: Зацепина Галина Викторовна
Команда проекта: Соловьева Анастасия Вячеславовна
Наумова Дарья Александровна
Ряских Татьяна Олеговна
Очаровательна природа на Руси –
Леса, озера, реки, водопады.
За грубость к ней прощенья попроси,
Нам не сыскать другой такой отрады.
Она нас лечит, душу согревает
И красоту земную учит нас любить.
С ней человек надежду обретает,
Её должны мы для потомков сохранить.
К. Строков
Актуальность проблемы. Экологическая ситуация в мире, настойчиво требует перестройки мышления каждого отдельного человека. Формирование отношения к окружающей среде и природе не может происходить стихийно, это приводит к безответственности по отношению к природе.
В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую входили бы не только средства массовой информации и экологические курсы в школах и других учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой.
|
Причиной создания данного проекта послужила обеспокоенность и понимание нами, школьниками, современных экологических проблем и желание защищать окружающую среду. Из опасного противника, которым природа была на заре цивилизации, она превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства.
Живя в селе, мы видим, как потребительское, а порой и равнодушное отношение к природе усугубляется с каждым днём: мусор, сломанные деревья, разорённые гнезда, разрушенные муравейники. Вправе ли мы не взвешивать свое поведение в природе на весах совести? Живая красота вокруг нас, естественная среда воздействует на духовную сущность человека, требует, чтобы мы руководствовались этическими нормами, не нарушали нравственного равновесия между человеком и жизнью природы.
Мы считаем, что нельзя ограничиваться простым созерцанием экологических проблем. Наш экологический проект будет способствовать тому, чтобы дети увидели и почувствовали красоту природы, задумались о роли человека, о разумном использовании природных богатств и их охране.
Наша школа расположена в центре села. Обследовав ближайшее окружение, мы пришли к выводу, что экологическая культура жителей нашего микрорайона не высока. Мы считаем эту проблему актуальной на сегодняшний день.
Одной из форм позволившей понять красоту и хрупкость мира является создание экологических троп, поэтому мы решили создать учебно-экологическую тропу нашего микрорайона.
Цель проекта: организация непрерывного экологического образования и воспитания экологической культуры школьников и взрослого населения.
Задачи проекта:
1. Разработать карта- схему экологической тропы.
2. Составить паспорт на экологическую тропу.
3. Сделать краткое описание станций экологической тропы.
|
4. Рассчитать затраты на оформление и оборудование экологической тропы.
5. Составить календарно-тематический план работы на экологической тропе.
Целевая аудитория проекта: учащиеся и учителя МБОУ СОШ с.Мазейка, жители села Мазейка и близлежащих сёл и деревень.
Сроки и период реализации проекта: Закладка – осень 2021 года, открытие тропы - сентябрь 2022 года.
География проекта: Маршрут тропы проходит по улицам Центральная, Молодежная, а также по лесному массиву, речной долине реки Маза.
Подготовительный этап
Создание инициативной группы, состоящей из представителей участников – проекта, в задачу которой входит координация всей работы для достижения общей цели.
Проектировочный этап
Познакомиться с учебными пособиями, справочной и специальной литературой, информационными ресурсами (познакомиться с историей с. Мазейка, изучить виды (типы) экологических троп).
Изучить законодательные и нормативно- правовые документы, необходимые для разработки и реализации проекта.
Разработать маршрут учебно-познавательной тропы.
Подобрать познавательные объекты.
Разработать план-схему учебно-познавательной тропы.
Рассчитать затраты на оформление и оборудование тропы.
Провести соцопрос среди участников проекта и жителей с. Мазейка по теме «Значимость экологической тропы»
3. Практический этап
Этапы создания и оформления тропы:
1. Детальное обследование территории с.Мазейка и выделение наиболее
интересных объектов (реализован);
2. Составление картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех её объектов
(реализован);
3.Фотографирование и облагораживание точек маршрута (в реализации).
Ожидаемые результаты проекта:
Учащиеся:
- расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном
отношении к природе;
- формирование у детей гуманистической направленности поведения в
окружающих природных условиях;
Взрослое население:
- активное включение в совместные с детьми мероприятия
экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного
характера.
Педагоги:
- обогащение методической базы школы дидактическими материалами
экологического направления;
- презентация проекта на методическом объединении;
- повышение педагогической компетентности по расширению экологических знаний у детей.
|
Местонахождение: село Мазейка Добринского района Липецкой области.
Землепользователь: Администрация сельского поселения Мазейского сельского совета
Назначение тропы: Просвещения, обучение, воспитание по вопросам охраны окружающей среды всех категорий населения.
Краткое описание маршрута:
Линейный маршрут протяженностью более 2-х километров. Начало тропы – школьный двор МБОУ СОШ с.Мазейка, окончание тропы – река Маза.
Режим использования: Учебные исследования, экскурсии, отдых.
Маршрут экологической тропы.
На маршруте предполагается 7 остановок.
Необходимые мероприятия по оборудованию тропы: оформление указателей троп, установление информационных стендов на остановках, оборудование видовых площадок и площадки для отдыха.
Наличие экскурсоводов на тропе: Учителя МБОУ СОШ с.Мазейка (2 чел.), школьники (3 чел.).
Возможность использования тропы по сезонам года: экскурсионное (весна – осень). Работа на экологической тропе проводится в разные сезоны, учащиеся имеют возможность наблюдать за одним и тем же объектом в течение длительного времени, что очень важно в экологическом образовании школьников.
Характеристики экологической тропы.
СТАНЦИЯ № 1 «Школа»
Цель: познакомить ребят с основными породами деревьев и кустарников, произрастающими на пришкольной территории.
Пункт № 1 «Вкусное деревце»
На станции ребятам предлагают определить одиночно стоящее деревце (боярышник). Боярышник - куст или небольшое деревце. Растет медленно, но хорошо кустится, легко переносит стрижку и после нее становится совершенно непроходимым ни для людей, ни для животных. Благодаря этому боярышник используют для укрепления откосов, для живых изгородей. Плоды имеют приятный кисловато-сладкий вкус и съедобны в свежем виде. Из них делают повидло, морс, желе, варенье. Из крепкой, как кость древесины делают рукоятки для ножей, топорища, шахматы. Из коры получают дубильные вещества и буро-коричневую краску для окраски тканей. Лекарственное растение.
Пункт № 2. «Берёза»
Самое распространённое на территории нашего школьного двора, как и во всей России, дерево – береза. Это истинно русское дерево. Издавна дружат люди с березой, с незапамятных времен хранят любовь к этому замечательному дереву.
|
На данной станции мы планируем разместить таблички:
1. «Не губите берёзы!»
2.Помните! Если вы увидели на стволе дерева рану – залейте её садовым варом или замажьте масляной краской!
3. Не собирайте сок в непосредственной близости от автомобильных трасс, где берёза длительное время в большом количестве поглощает вредные вещества. Такой сок содержит соли тяжелых металлов, а это опасно для здоровья человека».
СТАНЦИЯ № 6 «Сосновый лес»
Цель: выяснить строение, внешние признаки сосны
Задачи: - систематизировать представления о хвойных деревьях;
- рассматривание столов и веточек деревьев на наличие повреждений;
- воспитывать бережное отношение к деревьям;
- учить детей различать деревья по внешним признакам.
Этот сосновый лес был заложен в 1998 году. Н. И. Тимирёв был одним из самых первых руководителей в районе, кто отважился в степной зоне высадить хвойные деревья. На территории 26 га, бывшем орошаемом участке, высадили 3 тысячи сосенок, потом туда добавили берёзки и тополя.[2]
Конечно, глава хорошо помнит, как над ним подшучивали коллеги. Мол, в результате получишь не лес, а заросшее бурьяном поле. Только он всё же победил. Да, деревья некоторые не принялись, другим, самым пушистым, «помогали исчезнуть» жители в канун Нового года, третьим, не менее красивым, обрубали макушку, и сейчас они двумя головами тянутся к солнцу. Теперь сосны стали многометровыми. Какой же там чистейший воздух!
В лесу можно послушать голоса птиц, увидеть различных насекомых – главным образом жуков и перепончатокрылых.
Осенью тут бывает много грибов, на стволах и ветвях деревьев растут удивительные организмы – лишайники, на их примере удобно знакомить слушателей с понятием симбиоза. Здесь можно увидеть на листьях галлы, образованные личинками насекомых, встретить наездников и даже проследить за откладкой ими яиц в насекомых-хозяев.
На станции «Лес» можно проводить самые разнообразные экскурсии: «Сезонные явления», «Разнообразие видов растений», «Строение лесного фитоценоза», «Биоценоз леса», «Паразиты на деревьях», «Определение возраста дерева», «Изменение условий среды после вырубки» и т.д.
На данной станции мы разместим табличку:
«Костровище » Знак указывает отдыхающим на специально оборудованное кострище, где можно развести костер, не нанося вреда лесу и избегая угрозы пожара. Планируем поставить урны для мусора, так как в лесу бывает очень много отдыхающих (особенно летом), оставляющих после себя мусор.
|
СТАНЦИЯ № 7 «Река Маза»
Цель: расширение знаний о реке Маза, а также о видовом разнообразии животного и растительного мира.
Задачи: - знакомство с характеристикой реки Маза;
- знакомство с видовым разнообразием реки;
- развитие познавательной активности учащихся;
По берегам реки произрастают осока, подорожник большой, лютик обыкновенный, камыш, полынь горькая, щавель, ольха. Из животных в реке водятся щуки, караси, окуни, лягушки, пиявки, моллюски, раки.
На берегу реки имеется пляж. Но в последнее время оттуда убрали беседки, скамейки, раздевалки. Мы планируем восстановить это место для отдыха людей: поставить беседки, контейнер для мусора, оборудовать волейбольную площадку для занятия спортом местных жителей. Учащиеся планируют проводить экскурсии на реке. После длительной экскурсии на этой станции хорошо просто отдохнуть, посидеть у воды, прежде чем двинуться в обратный путь. Воду речки используют для: полива огородов, хозяйственных нужд.
2019, 2020 года выдались на редкость засушливыми и, естественно, уровень подземных вод понизился. Поэтому, как и все водные объекты села, Маза обмелела. Уже в некоторых местах нет воды, в результате ее длина, в пределах села, сократилась на 500 метров. Маза превращается в ручей, зарастающей травянистой растительностью и кустарником. Речка существует только за счет ключей, бьющих в ее русле и талого снега в весеннее время.
Затраты на оформление и оборудование экологической тропы.
Вид оборудования | количество | стоимость | Общая стоимость |
Информационные стенды | 6 | 2000 | 12000 |
Указатели, знаки | 5 | 400 | 2000 |
Урны для мусора | 4 | 3000 | 12000 |
Беседки | 3 | 15000 | 45000 |
Контейнер для мусора | 1 | 8000 | 8000 |
Щебень | 1т | 1000 | 1000 |
Итого: | 80000 |
Исходя из расчетов, на оформление и оборудование экологической тропы необходимо затратить 80000 рублей.
К реализации данного проекта мы привлекли местную сельскую администрацию по оказании помощи на закупку оборудования.
Заключение
В результате проведенной работыразработана карта-схема экологической тропы. Составлен паспорт, сделано краткое описание станций экологической тропы. Рассчитаны затраты на оформление и оборудование экологической тропы. Составлен календарно-тематический план работы на экологической тропе. В дальнейшем будут привлекаться к обустройству, сохранению экологической тропы и жители микрорайона села Мазейка.
Данный проект ещё не завершен. Многие поставленные вначале задачи
уже решены. Создание и благоустройство экологической тропы – дело
занятное, интересное и благородное. К тому же, объединённые одной
идеей, мы сплачиваемся как коллектив. Экологическая тропа формирует
нравственные мотивы, такие, как сознательное желание творить добро,
ответственность перед обществом за свои поступки, внутренней
потребности в бережном отношении к окружающей среде. А так же
расширяет экологический кругозор, позволяет углубить знания по многим
учебным предметам не только у детей, но и у взрослых.
Приложения
КАРТА-СХЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Календарно-тематический план работы на экологической тропе | ||||
Месяц | Задачи | Формы организации педпроцесса | Предметно- развивающая среда | Методы и приемы |
Сентябрь | 1.Познакомить с объектами Экологической тропы 2.Формировать умение пользоваться картой -схемой. | 1.Ознакомительная экскурсия по экологической тропе. 2.Наблюдения 3.Экспериментально- опытная деятельность | 1. Экологическая тропа в окрестностях школы. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Дидактическая игра «Найди дерево по образцу». | 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Вопросы поискового характера. 5.Обследование объектов природы. |
Октябрь | 1.Продолжать знакомство с объектами тропинки: деревьями, кустарниками. 2.Формировать наблюдательность 3.Воспитывать бережное отношение к природе родного края. | 1.Целевая прогулка 2.Наблюдения 3.Дидактические игры. 4. Экологический праздник «Осень золотая» | 1. Экологическая тропа в окрестностях школы. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Дидактическая игра «Что сначала, что потом». | 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Вопросы поискового характера. 3.Исследовательская деятельность 4.Чтение стихов и загадок |
Ноябрь | 1.Продолжить знакомство с признаками осени. 2.Закрепить названия деревьев. 3.Формировать знания о птицах: синицах, воронах, 4.Воспитывать желание помогать зимующим птицам. | 1.Экскурсия по экологической тропе. 2.Наблюдения за птицами. 3.Экспериментально – опытная деятельность «Свойства воды». 4.Дидактические игры. | 1. Экологическая тропа в окрестностях школы и центра села 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Кормушки для птиц, корм. | 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. |
Декабрь | 1.Закреплять умение узнавать птиц по внешнему виду. 2.Формировать общее представление о зимних явлениях природы. 3.Рассмотреть внешний вид березы в зимнем уборе, закреплять название, умение распознавать по цвету коры | 1. Целевая прогулка «Деревья зимой» 2.Наблюдения за зимними явлениями природы. 3.Дидактические игры. 4.Экспериментально- опытная деятельность «Чья столовая?» | 1. Экологическая тропа в окрестностях школы. 2.Карта-схема экологической тропы. 3. Кормушки для птиц, корм. | 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседа «Какой бывает снег». 3.Дидактические игры «Кто это», |
Январь | 1.Упражнять в различении деревьев по окраске ствола. 2.Продолжать формировать наблюдательность 3.Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам | 1.Наблюдения и исследовательская деятельность на видовых точках «Уголок леса», «Сосна». 2.Труд в природе: подкормка птиц, 3. Дидактические игры. | 1. Экологическая тропа в окрестностях школы и центра села 2.Карта-схема экологической тропы. | 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Кормление птиц. |
Февраль | 1.Продолжать учить детей видеть красоту заснеженных деревьев. 2.Воспитывать бережное отношение к птицам. | 1.Экскурсия по экологической тропе «Здравствуй, солнце!». 2.Наблюдения и исследовательская деятельность на видовой точке «Сосна». | 1. Экологическая тропа в окрестностях школы и центра села 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Таблицы из серии «Зима». | 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Дидактические игры «Найди такую же птичку», «Назови дерево». |
Март | 1.Закреплять умение различать деревья по стволу и называть их. 2.Продолжать формировать умение замечать изменения в природе (длиннее стал день, теплее греет солнце). 3.Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам | 1.Целевая прогулка в уголок леса. 2.Наблюдения и исследовательская деятельность со снегом, солнечными лучами. 3.Труд в природе: подкормка птиц, 4. Дидактические игры. | 1. Экологическая тропа 2.Карта-схема экологической тропы. | 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Разучивание стихов. 4.Дидактические игры по закреплению названий деревьев. |
Апрель | 1.Формировать умение проводить длительные наблюдения за снегом, его состояниями. | 1. Экологический праздник «День земли». 2.Экскурсия по экологической тропе. 3.Наблюдения | 1. Экологическая тропа на территории школы и в центре села 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Зеркальце. 4.Таблицы «Весна», «Деревья». | 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Игры с солнечным зайчиком. 3.Чтение потешек. 4.Дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Найди и назови» |
Май | 1.Закреплять знания о признаках весны. 2.Формировать представления о природе, о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. 3.Продолжать воспитывать умение видеть красоту природных явлений родного края | 1. Целевая прогулка «Весна пришла». 2.Наблюдения за весенними изменениями в природе. 3.Дидактические игры. | 1. Экологическая тропинка на территории школы и центра села. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Картотека потешек. | 1.Создание проблемных ситуаций с помощью игрового персонажа. 2.Беседы. |
Июнь Июль Август | 1.Закреплять знания, полученные в течении учебного года. 2.Закреплять умение сравнивать, развивать наблюдательность 3.Воспитывать бережное отношение к родной природе | 1. Экологический праздник «Волшебница Вода». 2. Экскурсии по экологической тропе. 3. Наблюдения. 4.Экспериментально – опытная деятельность. 5.Дидактические игры. | 1. Экологическая тропинка на территории школы и центра села 2.Карта-схема экологической тропы. 4.Таблицы. 5.Материалы для продуктивной деятельности. | 1.Создание проблемных ситуаций с помощью игрового персонажа. 2.Беседы. 3.Опыты. |
Липецкая область село Мазейка
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!