Липецкая область село Мазейка — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Липецкая область село Мазейка

2021-12-12 54
Липецкая область село Мазейка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Липецкая область село Мазейка

Региональный этап Всероссийского конкурса экологических проектов «Волонтеры могут всё»

Номинация: «Пойдем экологическими тропами»

Коллективное участие

 

Тема проекта: Экологическая тропа «Наедине с природой»

 Организация-заявитель:

МБОУ СОШ с.Мазейка

Автор-руководитель проекта:

Зацепина Галина Викторовна

 

2021 год

Паспорт проекта.

Проект на тему: Экологическая тропа «Наедине с природой»

Организация-заявитель: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Мазейка Добринского муниципального района Липецкой области

399434 Липецкая область Добринский район село Мазейка ул. Центральная,79.

Тел. 8(47462) 30312

Сайт: super-mazeyka.ucoz.ru

Автор-руководитель проекта: Зацепина Галина Викторовна

Команда проекта: Соловьева Анастасия Вячеславовна

                           Наумова Дарья Александровна

                           Ряских Татьяна Олеговна

 

Очаровательна природа на Руси –

Леса, озера, реки, водопады.

За грубость к ней прощенья попроси,

Нам не сыскать другой такой отрады.

Она нас лечит, душу согревает

И красоту земную учит нас любить.

С ней человек надежду обретает,

Её должны мы для потомков сохранить.

К. Строков

Актуальность проблемы. Экологическая ситуация в мире, настойчиво требует перестройки мышления каждого отдельного человека. Формирование отношения к окружающей среде и природе не может происходить стихийно, это приводит к безответственности по отношению к природе.

     В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую входили бы не только средства массовой информации и экологические курсы в школах и других учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. 

Причиной создания данного проекта послужила обеспокоенность и понимание нами, школьниками, современных экологических проблем и желание защищать окружающую среду. Из опасного противника, которым природа была на заре цивилизации, она превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства.

Живя в селе, мы видим, как потребительское, а порой и равнодушное отношение к природе усугубляется с каждым днём: мусор, сломанные деревья, разорённые гнезда, разрушенные муравейники. Вправе ли мы не взвешивать свое поведение в природе на весах совести? Живая красота вокруг нас, естественная среда воздействует на духовную сущность человека, требует, чтобы мы руководствовались этическими нормами, не нарушали нравственного равновесия между человеком и жизнью природы.

Мы считаем, что нельзя ограничиваться простым созерцанием экологических проблем. Наш экологический проект будет способствовать тому, чтобы дети увидели и почувствовали красоту природы, задумались о роли человека, о разумном использовании природных богатств и их охране.

Наша школа расположена в центре села. Обследовав ближайшее окружение, мы пришли к выводу, что экологическая культура жителей нашего микрорайона не высока. Мы считаем эту проблему актуальной на сегодняшний день.

Одной из форм позволившей понять красоту и хрупкость мира является создание экологических троп, поэтому мы решили создать учебно-экологическую тропу нашего микрорайона.

 Цель проекта: организация непрерывного экологического образования и воспитания экологической культуры школьников и взрослого населения.

Задачи проекта:

1. Разработать карта- схему экологической тропы.

2. Составить паспорт на экологическую тропу.

3. Сделать краткое описание станций экологической тропы.

4. Рассчитать затраты на оформление и оборудование экологической тропы.

5. Составить календарно-тематический план работы на экологической тропе.

Целевая аудитория проекта: учащиеся и учителя МБОУ СОШ с.Мазейка, жители села Мазейка и близлежащих сёл и деревень.

Сроки и период реализации проекта: Закладка – осень 2021 года, открытие тропы - сентябрь 2022 года.

География проекта: Маршрут тропы проходит по улицам Центральная, Молодежная, а также по лесному массиву, речной долине реки Маза.

Подготовительный этап

Создание инициативной группы, состоящей из представителей участников – проекта, в задачу которой входит координация всей работы для достижения общей цели.

Проектировочный этап

Познакомиться с учебными пособиями, справочной и специальной литературой, информационными ресурсами (познакомиться с историей с. Мазейка, изучить виды (типы) экологических троп).

Изучить законодательные и нормативно- правовые документы, необходимые для разработки и реализации проекта.

Разработать маршрут учебно-познавательной тропы.

Подобрать познавательные объекты.

Разработать план-схему учебно-познавательной тропы.

Рассчитать затраты на оформление и оборудование тропы.

Провести соцопрос среди участников проекта и жителей с. Мазейка по теме «Значимость экологической тропы»

3.   Практический этап

Этапы создания и оформления тропы:

1. Детальное обследование территории с.Мазейка  и выделение наиболее

интересных объектов (реализован);

2. Составление картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех её объектов

(реализован);

3.Фотографирование и облагораживание точек маршрута (в реализации).

 

Ожидаемые результаты проекта:

Учащиеся:

- расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном

отношении к природе;

- формирование у детей гуманистической направленности поведения в

окружающих природных условиях;

Взрослое население:

- активное включение в совместные с детьми мероприятия

экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного

характера.

 Педагоги:

- обогащение методической базы школы дидактическими материалами

экологического направления;

- презентация проекта на методическом объединении;

- повышение педагогической компетентности по расширению экологических знаний у детей.

 

 Местонахождение: село Мазейка Добринского района Липецкой области.

Землепользователь: Администрация сельского поселения Мазейского сельского совета

Назначение тропы: Просвещения, обучение, воспитание по вопросам охраны окружающей среды всех категорий населения.

Краткое описание маршрута:

Линейный маршрут протяженностью более 2-х километров.  Начало тропы – школьный двор МБОУ СОШ с.Мазейка, окончание тропы – река Маза.

Режим использования: Учебные исследования, экскурсии, отдых.

 

 Маршрут экологической тропы.

На маршруте предполагается 7 остановок.

Необходимые мероприятия по оборудованию тропы: оформление указателей троп, установление информационных стендов на остановках, оборудование видовых площадок и площадки для отдыха.

Наличие экскурсоводов на тропе: Учителя МБОУ СОШ с.Мазейка (2 чел.), школьники (3 чел.).

Возможность использования тропы по сезонам года: экскурсионное (весна – осень). Работа на экологической тропе проводится в разные сезоны, учащиеся имеют возможность наблюдать за одним и тем же объектом в течение длительного времени, что очень важно в экологическом образовании школьников.

                      Характеристики экологической тропы.

СТАНЦИЯ № 1 «Школа»

Цель: познакомить ребят с основными породами деревьев и кустарников,  произрастающими на пришкольной территории.

 

 

 Пункт № 1 «Вкусное деревце»

На станции ребятам предлагают определить одиночно стоящее деревце (боярышник). Боярышник - куст или небольшое деревце. Рас­тет медленно, но хорошо кустится, легко переносит стрижку и после нее стано­вится совершенно непроходимым ни для людей, ни для животных. Благодаря этому боярышник используют для укрепления откосов, для живых изгородей. Плоды имеют приятный кисловато-сладкий вкус и съедобны в свежем виде. Из них делают повидло, морс, желе, варенье. Из крепкой, как кость древесины делают рукоятки для ножей, топорища, шах­маты. Из коры получают дубильные вещества и буро-коричневую краску для окраски тканей. Лекарственное растение.

Пункт № 2. «Берёза»

Самое распространённое на территории нашего школьного двора, как и во всей России, дерево – береза. Это истинно русское дерево. Издавна дружат люди с березой, с незапамятных времен хранят любовь к этому замечательному дереву.

 

На данной станции мы планируем разместить таблички:

1. «Не губите берёзы!»

2.Помните! Если вы увидели на стволе дерева рану – залейте её садовым варом или замажьте масляной краской!

3. Не собирайте сок в непосредственной близости от автомобильных трасс, где берёза длительное время в большом количестве поглощает вредные вещества. Такой сок содержит соли тяжелых металлов, а это опасно для здоровья человека».

СТАНЦИЯ № 6 «Сосновый лес»

Цель: выяснить строение, внешние признаки сосны

Задачи: - систематизировать представления о хвойных деревьях;

- рассматривание столов и веточек деревьев на наличие повреждений;

- воспитывать бережное отношение к деревьям;

- учить детей различать деревья по внешним признакам.

Этот сосновый лес был заложен в 1998 году. Н. И. Тимирёв был одним из самых первых руководителей в районе, кто отважился в степной зоне высадить хвойные деревья. На территории 26 га, бывшем орошаемом участке, высадили 3 тысячи сосенок, потом туда добавили берёзки и тополя.[2]

Конечно, глава хорошо помнит, как над ним подшучивали коллеги. Мол, в результате получишь не лес, а заросшее бурьяном поле. Только он всё же победил. Да, деревья некоторые не принялись, другим, самым пушистым, «помогали исчезнуть» жители в канун Нового года, третьим, не менее красивым, обрубали макушку, и сейчас они двумя головами тянутся к солнцу. Теперь сосны стали многометровыми. Какой же там чистейший воздух!

 В лесу можно послушать голоса птиц, увидеть различных насекомых – главным образом жуков и перепончатокрылых.

Осенью тут бывает много грибов, на стволах и ветвях деревьев растут удивительные организмы – лишайники, на их примере удобно знакомить слушателей с понятием симбиоза. Здесь можно увидеть на листьях галлы, образованные личинками насекомых, встретить наездников и даже проследить за откладкой ими яиц в насекомых-хозяев.

 На станции «Лес» можно проводить самые разнообразные экскурсии: «Сезонные явления», «Разнообразие видов растений», «Строение лесного фитоценоза», «Биоценоз леса», «Паразиты на деревьях», «Определение возраста дерева», «Изменение условий среды после вырубки» и т.д.

На данной станции мы разместим табличку:

«Костровище » Знак указывает отдыхающим на специально оборудованное кострище, где можно развести костер, не нанося вреда лесу и избегая угрозы пожара. Планируем поставить урны для мусора, так как в лесу бывает очень много отдыхающих (особенно летом), оставляющих после себя мусор.

СТАНЦИЯ № 7 «Река Маза»

Цель: расширение знаний о реке Маза, а также о видовом разнообразии животного и растительного мира.

Задачи: - знакомство с характеристикой реки Маза;

 - знакомство с видовым разнообразием реки;

 - развитие познавательной активности учащихся;

По берегам реки произрастают осока, подорожник большой, лютик обыкновенный, камыш, полынь горькая, щавель, ольха.  Из животных в реке водятся щуки, караси, окуни, лягушки, пиявки, моллюски, раки.

На берегу реки имеется пляж. Но в последнее время оттуда убрали беседки, скамейки, раздевалки. Мы планируем восстановить это место для отдыха людей: поставить беседки, контейнер для мусора, оборудовать волейбольную площадку для занятия спортом местных жителей. Учащиеся планируют проводить экскурсии на реке. После длительной экскурсии на этой станции хорошо просто отдохнуть, посидеть у воды, прежде чем двинуться в обратный путь. Воду речки используют для: полива огородов, хозяйственных нужд.

2019, 2020 года выдались на редкость засушливыми и, естественно, уровень подземных вод понизился. Поэтому, как и все водные объекты села, Маза обмелела. Уже в некоторых местах нет воды, в результате ее длина, в пределах села, сократилась на 500 метров. Маза превращается в ручей, зарастающей травянистой растительностью и кустарником. Речка существует только за счет ключей, бьющих в ее русле и талого снега в весеннее время.

Затраты на оформление и оборудование экологической тропы.

Вид оборудования количество стоимость Общая стоимость
Информационные стенды 6 2000 12000
Указатели, знаки 5 400 2000
Урны для мусора 4 3000 12000
Беседки 3 15000 45000
Контейнер для мусора 1 8000 8000
Щебень 1000 1000
Итого:     80000

Исходя из расчетов, на оформление и оборудование экологической тропы необходимо затратить 80000 рублей.

К реализации данного проекта мы привлекли местную сельскую администрацию по оказании помощи на закупку оборудования.

Заключение

 В результате проведенной работыразработана карта-схема экологической тропы. Составлен паспорт, сделано краткое описание станций экологической тропы. Рассчитаны затраты на оформление и оборудование экологической тропы. Составлен календарно-тематический план работы на экологической тропе. В дальнейшем будут привлекаться к обустройству, сохранению экологической тропы и жители микрорайона села Мазейка.

Данный проект ещё не завершен. Многие поставленные вначале задачи

уже решены. Создание и благоустройство экологической тропы – дело

занятное, интересное и благородное. К тому же, объединённые одной

идеей, мы сплачиваемся как коллектив. Экологическая тропа формирует

нравственные мотивы, такие, как сознательное желание творить добро,

ответственность перед обществом за свои поступки, внутренней

потребности в бережном отношении к окружающей среде. А так же

расширяет экологический кругозор, позволяет углубить знания по многим

учебным предметам не только у детей, но и у взрослых.

 

Приложения

 

КАРТА-СХЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

 

 

 

Календарно-тематический план работы на экологической тропе

Месяц   Задачи     Формы организации педпроцесса Предметно- развивающая среда Методы и приемы
Сентябрь 1.Познакомить с объектами Экологической тропы 2.Формировать умение пользоваться картой -схемой.   1.Ознакомительная экскурсия по экологической тропе. 2.Наблюдения 3.Экспериментально- опытная деятельность 1. Экологическая тропа в окрестностях школы. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Дидактическая игра «Найди дерево по образцу». 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Вопросы поискового характера. 5.Обследование объектов природы.
Октябрь 1.Продолжать знакомство с объектами тропинки: деревьями, кустарниками. 2.Формировать наблюдательность 3.Воспитывать бережное отношение к природе родного края. 1.Целевая прогулка 2.Наблюдения 3.Дидактические игры. 4. Экологический праздник «Осень золотая» 1. Экологическая тропа в окрестностях школы. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Дидактическая игра «Что сначала, что потом». 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Вопросы поискового характера. 3.Исследовательская деятельность 4.Чтение стихов и загадок
Ноябрь 1.Продолжить знакомство с признаками осени. 2.Закрепить названия деревьев. 3.Формировать знания о птицах: синицах, воронах, 4.Воспитывать желание помогать зимующим птицам. 1.Экскурсия по экологической тропе. 2.Наблюдения за птицами. 3.Экспериментально – опытная деятельность «Свойства воды». 4.Дидактические игры. 1. Экологическая тропа в окрестностях школы и центра села 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Кормушки для птиц, корм.   1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы.  
Декабрь 1.Закреплять умение узнавать птиц по внешнему виду. 2.Формировать общее представление о зимних явлениях природы. 3.Рассмотреть внешний вид березы в зимнем уборе, закреплять название, умение распознавать по цвету коры 1. Целевая прогулка «Деревья зимой» 2.Наблюдения за зимними явлениями природы. 3.Дидактические игры. 4.Экспериментально- опытная деятельность «Чья столовая?» 1. Экологическая тропа в окрестностях школы. 2.Карта-схема экологической тропы. 3. Кормушки для птиц, корм.   1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседа «Какой бывает снег». 3.Дидактические игры «Кто это»,  
Январь 1.Упражнять в различении деревьев по окраске ствола. 2.Продолжать формировать наблюдательность 3.Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам 1.Наблюдения и исследовательская деятельность на видовых точках «Уголок леса», «Сосна». 2.Труд в природе: подкормка птиц, 3. Дидактические игры. 1. Экологическая тропа в окрестностях школы и центра села 2.Карта-схема экологической тропы.   1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Кормление птиц.
Февраль 1.Продолжать учить детей видеть красоту заснеженных деревьев. 2.Воспитывать бережное отношение к птицам. 1.Экскурсия по экологической тропе «Здравствуй, солнце!». 2.Наблюдения и исследовательская деятельность на видовой точке «Сосна».   1. Экологическая тропа в окрестностях школы и центра села 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Таблицы из серии «Зима».   1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Дидактические игры «Найди такую же птичку», «Назови дерево».
Март 1.Закреплять умение различать деревья по стволу и называть их. 2.Продолжать формировать умение замечать изменения в природе (длиннее стал день, теплее греет солнце). 3.Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам 1.Целевая прогулка в уголок леса. 2.Наблюдения и исследовательская деятельность со снегом, солнечными лучами. 3.Труд в природе: подкормка птиц, 4. Дидактические игры. 1. Экологическая тропа 2.Карта-схема экологической тропы.   1.Создание проблемных ситуаций. 2.Беседы. 3.Разучивание стихов. 4.Дидактические игры по закреплению названий деревьев.
Апрель 1.Формировать умение проводить длительные наблюдения за снегом, его состояниями.   1. Экологический праздник «День земли». 2.Экскурсия по экологической тропе. 3.Наблюдения   1. Экологическая тропа на территории школы и в центре села 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Зеркальце. 4.Таблицы «Весна», «Деревья». 1.Создание проблемных ситуаций. 2.Игры с солнечным зайчиком. 3.Чтение потешек. 4.Дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Найди и назови»
Май 1.Закреплять знания о признаках весны. 2.Формировать представления о природе, о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. 3.Продолжать воспитывать умение видеть красоту природных явлений родного края 1. Целевая прогулка «Весна пришла». 2.Наблюдения за весенними изменениями в природе. 3.Дидактические игры. 1. Экологическая тропинка на территории школы и центра села. 2.Карта-схема экологической тропы. 3.Картотека потешек. 1.Создание проблемных ситуаций с помощью игрового персонажа. 2.Беседы.  
Июнь Июль Август 1.Закреплять знания, полученные в течении учебного года. 2.Закреплять умение сравнивать, развивать наблюдательность 3.Воспитывать бережное отношение к родной природе 1. Экологический праздник «Волшебница Вода». 2. Экскурсии по экологической тропе. 3. Наблюдения. 4.Экспериментально – опытная деятельность. 5.Дидактические игры. 1. Экологическая тропинка на территории школы и центра села 2.Карта-схема экологической тропы. 4.Таблицы. 5.Материалы для продуктивной деятельности.   1.Создание проблемных ситуаций с помощью игрового персонажа. 2.Беседы. 3.Опыты.

 

Липецкая область село Мазейка


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.