II . Вывоз капитала в колонии и зависимые страны — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

II . Вывоз капитала в колонии и зависимые страны

2021-12-12 25
II . Вывоз капитала в колонии и зависимые страны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Завершение территориального раздела мира в конце XIX в. означало окончательное складывание колониальной системы. Главной ее особенностью явилось то, что колониальная система охватила весь мир, всю территорию земного шара, стала неотъемлемой частью мирового рынка. В это время усилилась роль колоний и зависимых стран как источников сырья и как рынков сбыта для промышленных изделий развитых капиталистических держав. Афро-азиатские страны становятся также сферой приложения капитала. Вывоз капитала – одна из важнейших черт развитого рыночного капитализма. Он осуществлялся в различных формах.

 Одной из форм было предоставление западными банками займов правительствам зависимых стран. Оплачивались займы за счет налогов с населения. Займы не только приносили высокие прибыли заимодателям, но и приводили к установлению финансового контроля над странами – должниками. Примером может служить английский Шахиншахский банк в Иране.

Метрополии скупали за бесценок и захватывали в колониях и зависимых странах земли. На этих землях создавались плантации капиталистического типа с полуфеодальными или даже рабскими способами эксплуатации. На плантациях выращивались сырьевые и продовольственные культуры. Например, чайные и кофейные плантации в Британской Индии.

Важней сферой приложения иностранного капитала стало строительство железных дорог, морских портов, телеграфных линий. Оно служило одним из методов колониальной экспансии. Примером могут служить железные дороги в Индии, телеграфные линии в Иране и т.д.

Значительные денежные средства вкладывались в строительство предприятий добывающей промышленности. Метрополии интенсивно разрабатывали природные богатства стран Азии и Африки: строили золотодобывающие шахты в Южной Африке, нефтедобывающие предприятия в Иране и на Аравийском полуострове.

В странах формально независимых иностранные предприниматели, при поддержке своего государства, получали концессии на эксплуатацию той или иной территории. Нередко территория концессии становилась своеобразным государством в государстве: здесь действовали западные законы, имелись свои органы власти, суды, полицейские структуры и т.д. Например, в английском Шанхае в середине XIX в., о чем писал русский писатель И.А. Гончаров.

Особенностью колониальной экспансии было то, что непосредственно в промышленность колоний и зависимых стран шла незначительная часть денежных средств. Монополистические фирмы предпочитали вкладывать деньги в сферу обращения, в строительство дорог, в средства связи – это было выгодно и создавало благоприятные условия для укрепления собственных позиций в регионе. Интересно, что даже в Британской Индии из общей суммы английских капиталовложений только 3% шло непосредственно в промышленность.

Таким образом, в начале XX столетия изменились формы и методы колониальной экспансии. Теперь главной силой становится монополистический капитал. Однако наряду с новыми методами колониальной эксплуатации использовались и старые методы, сложившиеся в начальный период колонизации. Например, метрополии не только осваивали открытые источники сырья, но и стремились захватить те районы, где оно пока не обнаружено. На африканском континенте шла жесткая борьба за любые территории. Опорой колониальных режимов была армия и бюрократия, с их помощью метрополии целенаправленно подчиняли себе экономику азиатских и африканских стран. Это привело к специализации стран Востока на производстве определенных видов сырья или готовой продукции, чаще всего сельскохозяйственной. Диктуя крайне низкие цены, используя дешевый наемный труд, монополии получали в зависимых странах сверхприбыли. Все это приводило к разорению коренного населения колоний и зависимых стран.

Колонизация стран Азии и Африки, с цивилизационной точки зрения, имела две тенденции. С одной стороны, народы Востока приобщались к более передовой технологической культуре Запада, с другой же, получать сверхприбыли метрополии могли лишь в том случае, если они сохраняли в колониях традиционные «полуфеодальные» методы эксплуатации. Например, работники индийских чайных плантаций находились на положении полурабов, полукрепостных.

Страны Востока и в начале новейшего времени оставались аграрно-сырьевыми придатками западных государств, что усиливало отставание Востока от Запада, углубляло разрыв в уровне образования, потребления, доходов на душу населения колоний и зависимых стран.

 

Литература

1. Англо-бурская война. 1899-1902 гг.: по архивным материалам и воспоминаниям очевидцев [Текст] / сост. Н.Г. Воропаева. – М.: Вост. лит., 2001. – 521 с.

2. История Африки в документах, 1870-2000: в 3 т. [Текст] / под ред. А.Б. Давидсона. Т. 1. 1870-1918. – М.: Наука, 2005. – 499 с.

3. Ливингстон Д. Последнее путешествие в Центральную Африку [Текст] / Д. Ливингстон; [Пер. с анг. М.Б. Горнунга]. – М.: Мысль, 1968. – 495 с.

4. Ливингстон Д. Путешествие и исследование в Южной Африке с 1840 по 1855 год [Текст] / Д. Ливигстон; [Пер. с англ.]. – М.: Географиз, 1955. – 392 с.

5. Ливингстон Д. Путешествие по Замбези с 1858 по 1864 гг. [Текст] / Д. Ливингстон; [Пер. с анг.]. – М.: Географиз, 1956. – 383 с.

6. Африка: колониализм и антиколониализм (XIX-XX вв.): сб. ст. [Текст]. – М.: Наука, 1990. – 195 c.

7. Бусыгин Е.П. История географии [Текст] / Е.П. Бусыгин. – Казань: Унипресс, 1998. – 213 с.

8. Бюттнер Т. История Африки с древнейших времен [Текст] / Тео Бюттнер; [Пер. с нем.]. – М.: Наука, 1981. – 251 с.

9. Давидсон А.Б. Сесил Родс и его время [Текст] / А.Б. Давидсон. – М.: Прогресс, 1988. – 442 с.

10.  Сидорова Е.Г. Британское колониальное правление versus британский либерализм [Текст] / Е.Г. Сидорова. – М.: [б.и.], 2006. – 27 с.

11. Ципкин Г.Р., Ягья В.С. История Эфиопии в новое и новейшее время [Текст] / Г.Р. Ципкин. – М.: Наука, 1989. – 404 с.

 

 

                                       

                                                      ПРИЛОЖЕНИЯ

                                               Приложение 1

                               Базовые ценности цивилизаций Востока[211]

                                                                                                         Таблица 1

 

 

Основные параметры Китайско-конфуцианская цивилизация Индо-буддийская цивилизация Арабо-исламская цивилизация
1. Генеральная установка цивилизации. Особенности менталитета. Жизнь – есть долг. Главным принципом является принцип осознанного долга. Высшая ценность для человека – это ценность небытия. Абсолютная покорность человека Аллаху, а далее – Пророку, халифу, вплоть до местного начальника.
2. Отношение к государству. Государство «отец и мать народа» (Конфуций). Подданные должны проявлять сыновью почтительность (сяо). Однако, согласно учению Мэн Цзы «о перемене мандата», народ может заменить неугодного правителя, если он не заботиться о своих подданных. Безразличие социума к государству. Слабая политическая активность. Ее рост связан с колонизацией, с реформацией индуизма (XIX в.), с гандизмом. Государство – благодетель. Предельное слияние светской и духовной власти (султан-халиф) способствовало выработке сознания, что государство милостиво как Аллах и карает также как он. Забота государства о подданных закреплена в Коране – налог в пользу бедных (закят).
3. Отношение к частной собственности. Противоречивое. С одной стороны, культ труда, успеха, ибо для китайцев, японцев, счастье в труде. С другой стороны – система постоянно занята перераспределением земных благ, возвратом к традиционной земельной норме и т.д. Безразличное. Нет культа материального благосостояния. Мирская шкала ценностей не имеет значения. Противоречивое. С одной стороны Коран защищает частную собственность, но только честно заработанную (беспроцентный кредит и т.д.). С другой стороны, потеря собственности не воспринималась как трагедия. Ибо на земле «все принадлежит Аллаху».
4. Классы, сословия, страты. Размытость сословно-классовых образований связана с учением Конфуция о возможном самосовершенствовании человека через самовоспитание, образование. Принцип меритократии (власть достойных). Жесткая дифференциация по кастовому признаку исключала возможность образования, как сословий, так и классов. Равенство людей перед Аллахом предполагало и их равенство перед законом, государством и т.п. Отсюда, классов в их западном понимании не было.
5.Индивидуализм или коллективизм? Во всех традициях Востока примат социума над индивидом. Важность регулирования корпоративных связей. Культ предков, патернализм. Регламентированное поведение человека в рамках традиции. Возможна личная карьера через систему шэньши. Коллективизм в рамках непроницаемой кастовой системы. Индивидуализм тоже в рамках касты – каждый только сам может и должен улучшить свою карму. Установка на высшую ценность Небытия. Коллективизм, замкнутый по отношению к миру извне, но открытый всем, уверовавшим в Аллаха. Поведение каждого регламентируется религией –законами шариата. Обязанность умереть во имя Аллаха.
6. Религия. Во всех традициях Востока слияние духовной и политической власти. Однако, степень слияния различна. Относительное безразличие к религии. Религиозная терпимость Освящение (сакрализация) политической власти, деспотизма.
7. Культура чувств. Восприятие мира. Сфера чувств ограничена принципом осознанного долга. Индивид «должен» обществу, государству, отец – сыну, в меньшей степени – семье. Высочайшая культура чувств, альтруизм, жертвенность, веротерпимость. Чувства индивида направлены, с одной стороны в сферу религии – Аллаху, с другой стороны, именно на арабском Востоке возникло такое понятие как «счастье». «Фальсафе» – наука о счастье.
       

 

 

                                                            

 

                                                       Приложение 2

 

                                      Хронологическая таблица[212]

 

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.