Педагогическая система и принципы работы профессора А.Я. Вагановой — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Педагогическая система и принципы работы профессора А.Я. Вагановой

2021-04-18 765
Педагогическая система и принципы работы профессора А.Я. Вагановой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А. Я. Ваганова сформировала свои художественные и педагогические принципы, которые легли в основу ее педагогической системы, ее, «вагановского», педагогического метода. Основу его составляет осмысленность хореографических приемов, техники, а не формальное изучение отдельных движений. Ваганова предугадывала стиль и тенденции развития исполнительского искусства, ее педагогический метод оказал влияние и на мужское исполнительство. Не случайно была так сходна между собой манера исполнения у танцовщиков и танцовщиц того времени.
Первые выводы родились из сравнения двух систем преподавания танца, бытовавших на русской сцене в конце XIX века под условным названием французской и итальянской школ. Представителями так называемой французской школы были известные русские педагоги танца Н. Г. Легат и П. А. Гердт, балетном училище или в театре Ваганова брала у них уроки. Через учителя Гердта X. П. Иогансона, у которого также занималась Ваганова, традиции “благородного” классического танца

восходят к датскому педагогу и балетмейстеру Августу Бурнонвилю, а далее — к знаменитым французским балетмейстерам и танцовщикам XVIII века, включая Жана Жоржа Новера. Отсюда и ведет свое начало французская школа танца[12,с.138]
Достижением системы Вагановой, обеспечивающей ей жизненность и непрерывное развитие является научно обоснованная последовательность всего учебного процесса. Строгое соблюдение индуктивного метода переходов от простого к сложному, от частного к обобщенному – таков принцип поступательного развития художественного сознания и танцевальной техники учащегося.
Татьяна Михайловна Вечеслова в своей книге «Я – балерина» писала о методике обучения А.Я. Вагановой: «Ваганова неустанно искала новые, всё более совершенные приёмы танца. Она стремилась постигнуть тайные импульсы движения, до конца познать его закономерности. Такое точное знание механики движения помогало ей определить - приносит оно пользу или вред танцовщику. «Выньте вату из ушей!» - кричала она ученикам, не попадающим в такт. «Ты, кажется, оглохла, девочка? Пойди к врачу, пусть он тебе прочистит уши... И запомни: не чувствуя музыки, не слыша её ритма, ты никогда не будешь балериной». Иногда она заставляла записывать на французском языке комбинации урока. Но этого было мало. Нам приходилось зарисовывать позы, которые она задавала. Принесёшь на следующий день листочек со своими каракулями да ещё нарисуешь что-то непонятное - вот тут-то Агриппина Яковлевна и отведёт душу: «Ой, что это? Посмотрите, какого урода нарисовала Татьяна! Вот так точно ты и стоишь, очень похоже! Теперь постарайся исправиться, запомнив свой рисунок. А это художество я сохраню на память о том, как не нужно делать!..»[15,с.122]
В работе Ваганова была безжалостной. Меткие, порой обидные сравнения раздавались на уроках, но в остроумии ей нельзя было отказать. Мы прощали ей обиды, понимая, что   научить так может только Ваганова, а резкие сравнения, пусть даже преувеличенные, всегда точно скажут о недостатке. «Девочка милая, - ласковым голосом задавала она вопрос кому-нибудь из нас - Это что, рука или кочерга? Я что-то стала близорука». (У нас в зале была дровяная печь, около которой всегда лежала кочерга.) Или: «Если ты снова прыгнешь - во втором этаже рухнет потолок, будешь ремонтировать за свой счёт... ещё раз стукнешь ногой, выгоню из класса...» Это было самое страшное: собираешь всю волю, готовая заплакать, а плакать нельзя. Целишься, готовишься прыгнуть мягко, неслышно - вот прыжок сделан, кажется, всё в порядке. «Стука нет, - говорила Агриппина Яковлевна, - но и прыжка нет. Ещё раз!» И так без конца, пока ученик не зацепится за то, что нужно... или заберёт свою одежду и удалится из зала. Правда, попадали в класс Вагановой немногие. Вряд ли смогла бы Агриппина Яковлевна выучить за один час в день целый класс, состоящий из двадцати человек.  Результат был бы другой.  А какой выдумкой, фантазией сверкали её комбинации движений, в разных ритмах, разных сочетаниях!     Неоднократно показывать задаваемое она не любила.  Если ученица не схватила сразу и начинала «врать», Ваганова говорила тихим, вкрадчивым голосом, которого мы все очень боялись: «Отойди, милая, поучись наглядно, а то ты очень мешаешь...» [23,с.368]
Ваганова говорила о мастерстве жеста, поклона, о значении первого появления в спектакле, об умении бегать по сцене, утверждая, доказывая, что бег есть тот же танец. Огромное значение придавала она умению молниеносно координировать движения корпуса и рук, ибо в этом, - утверждала она, - и заключена танцевальная гармония. Недаром артисты других театров и школ, приходившие на её занятия, часто не могли попасть в темп урока, который давала Ваганова. Пятая позиция, т. е. выворотность стопы, её аккуратность, была одним из важнейших звеньев вагановского урока. Особое внимание она обращала на кисть руки, которая должна была быть узкой, грациозной, «прибранной», без «растопыренных» пальцев... [23,с.370]
  У Агриппины Яковлевны было определение, которое она часто повторяла: - Adagio (дуэтный танец), с партнёром, станцует почти любая танцовщица, на это можно и натаскать, а вот по исполнению вариации, т. е. сольного танца, изобилующего всеми техническими движениями, я буду судить о степени её данных, её возможностях, её профессионализме, и определю, может ли она занимать положение ведущей танцовщицы.
Ваганова учила терпению, трудолюбию, выносливости. За достижение цели она хвалила скупо, редко, но похвала её запоминалась на долгие годы.
Общепризнанным ее достижением, обеспечившим ей «титул» Основоположника современной русской (советской) балетной школы, явилась разработанная методика: выдающийся реформатор, она обобщила сценическую практику русского балетного театра второй половины XIX века (творчество М. Петипа), традиции французской школы классического танца (ее ярчайшим представителем в России был X. Иогансон), нововведения виртуозной итальянской школы (Э. Чеккети) и принципы преподавания старших коллег - Н. Легата и О. Преображенской.
В основе методики Вагановой - осмысленность и выразительность движений танцовщика, гармоничность танца, которые достигаются через развитие координации и органической взаимосвязи движений отдельных частей тела; при этом, особую роль играет постановка корпуса и активное участие в танце рук. Именно на этой методике и было воспитано первое поколение «птенцов из гнезда Вагановой» - М. Семенова, Г. Уланова, О. Иордан, О. Моисеева, Н. Дудинская - лучших в мире балерин, уровень которых был однозначно выше мастерства дореволюционных прим.[12,с.139]
Основополагающий принцип методики Агриппины Яковлевны Вагановой заключался в том, что сначала девочка должна была освоить основные приемы хореографии строго канонически, выполнять их четко, без малейшей неточности. Основные принципы работы А. Я. Вагановой:

- Осмысленность - один из основных принципов методики Вагановой. Она приучала своих девочек не просто копировать показ движения, а понимать его сущность;

- В ыявлением индивидуальной окраски, присущей только этой начинающей танцовщице;

- Понятие апломба, сейчас распространенное и общепринятое, было введено в преподавание хореографии именно Вагановой, понимавшей под этим термином правильную постановку корпуса и спины. Все ее питомицы отличались горделивой осанкой, уверенным прыжком и четкостью хореографических линий;

Особой заслугой Вагановой следует считать разработанные методические правила о роли и значении в танце движений рук, корпуса и головы. Конечно, Ваганова уделяла должное внимание пластике рук, головы и корпуса, но это делалось и до нее. Ваганова придавала огромное значение развитию силы, выносливости и ловкости. И действительно, без этих спортивных качеств любое изящество и артистизм балерины - пустой звук.

Развивая лучшие свойства русской танцевальной школы: кантиленность, гармоничность, выразительность, Ваганова сделала замечательные открытия в области координации движений, раскрепостила корпус, что обусловило неповторимость петербургской школы, ввела "новые руки" - красивые, сильные и энергичные, которые определили волевой характер танца.Именно к формированию собственного стиля, к развитию личности артиста всегда стремилась Ваганова в своей работе.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.