Искусство как эстетическая категория. Искусство как подражание. Изобразительность и выразительность. Искусство как игра. Искусство как катарсис. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Искусство как эстетическая категория. Искусство как подражание. Изобразительность и выразительность. Искусство как игра. Искусство как катарсис.

2021-04-18 102
Искусство как эстетическая категория. Искусство как подражание. Изобразительность и выразительность. Искусство как игра. Искусство как катарсис. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ми́месис, или мимезис, (др.-греч. μίμησις — подобие, воспроизведение, подражание) — один из основных принциповэстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности.

Важнейшим из средств отображения художественной жизни в литературных произведениях является язык. В чем же заключены его богатство, сила, красота и выразительность? Как известно, художником великолепие духовного и материального мира передается на холст посредством цвета, красок и линий. Музыкант отображает гармонию окружающего мира звуками. Скульптор для создания своих шедевров пользуется гипсом, глиной или камнем. Возможности языка, используемого писателями и поэтами, безграничны. Его применение позволяет передать и звук, и цвета, и объемы. Доступны для него и психологические глубины. Отличительной чертой художественной литературы является ее способность рисовать словами. При этом поэтами и писателями используются специальные выражения, обороты речи, эпитеты, метафоры и другие приемы. Все это - изобразительно-выразительные средства языка. Они чрезвычайно важны. В богатом языке встречаются различные изобразительно-выразительные средства. Таблица, в которую внесены названия и значения таких специальных приемов, может дать наглядное представление о красоте и силе русской речи.

 Теория игры “игры” базировалась на эстетике Канта и Шиллера, согласно которой человеческим признаком эстетического, художественного переживания является именно стремление к “свободной игре видимостью” - свободной от какой-либо практической цели, от логической и моральной оценки. Однако жизнь первобытного человека была очень трудоёмкой, не малого труда стоило высекать на камне крупные рельефные изображения, подобные скульптурному фризу в убежище под скалой Лё Рок де Сер (близ Ангулема Франция). «служить своим высшим намерениям». Так же высоко ценил искус­ство и Шиллер, который напрямую связывал его с красотой и игрой, считал его сущностным компонентом «эстетического государства», основной закон которого «свободою давать свободу». Фихте был убежден, что искусство в отличие от науки, которая формирует ум человека, и нравственности, формирующей «сердце», «формирует целостного человека», оно обращено не к уму или сердцу в отдель­ности, но ко всей душе в единстве ее способностей, «вводит чело­века внутрь себя самого и располагает его там как дома»; точнее: «оно делает трансцендентальную точку зрения обычной».

(от греч. katharsis — очищение) — категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментовэстетического, именно — высший духовно-эмоциональный результат эстетического опыта, эстетическоговосприятия, эстетического воздействия искусства на человека. Возникла еще в антич. культуре. Пифагорейцыразработали теорию очищения души от вредных страстей (гнева, вожделения, страха, ревности и т.п.) путемвоздействия на нее специально подобранной музыкой (т.н. этическая функция музыки — воздействие на«этос» — характер, эмоциональный настрой, образ поведения и т.п. — человека). Существовала легенда,что Пифагору удавалось с помощью музыки «очищать» людей не только от душевных, но и от телесныхнедугов. Авторы антич. «Риторик» полагали, что катарсическим воздействием обладает и искусство слова.Платон не связывал К. с искусствами, понимая его как очищение души от чувственных устремлений, от всеготелесного, затеняющего и искажающего красоту идей. Платоновское понимание К. получило дальнейшееразвитие у Плотина, а затем в патристике и в средневековой мистике и эстетике, особенно в интериорнойэстетике аскетизма византийских монахов.

Еще в античной Греции древние мыслители обращали внимание на то, что искусство обладает особой способностью гармонизировать внутренний мир человека, формировать определенные нравственные качества личности. Аристотелем было разработано учение о катарсисе, которое включало в себя представление о способности искусства к очищению человеческой души посредством «подобных аффектов». Особое внимание Аристотель уделял роли трагедии, ее способности вызывать катарсис. Именно благодаря трагедии, показывающей тяжелые испытания, выпавшие на долю героев по воле рока, в душе зрителя рождалось чувство сопереживания по отношению к герою, «влекомому силой судьбы». Благодаря этому сопереживанию происходило как бы очищение его души, гармонизация нравственных качеств. Именно эта способность искусства оценивается как одна из наиболее важных социальных функций искусства – воспитательная функция. Специфика воздействия искусства на реципиента такова, что любые идеи (идейное содержание произведение искусства), представленные в том или ином произведении искусства, никогда не имеют характера прямого поучения, скучной фразы или банальной истины. Любое талантливое произведение, вызывая в душе человека эстетические чувства и эстетические переживания, опосредованным образом, обращаясь к некоторому идеалу (положительному или отрицательному), формирует и нравственные качества личности, причем делает это гораздо более убедительно и настойчиво, чем это происходит при прямом нравоучении.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.