Кокманского завода, в даче Федора и Ивана Ивановичей Бушковых — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кокманского завода, в даче Федора и Ивана Ивановичей Бушковых

2021-03-18 124
Кокманского завода, в даче Федора и Ивана Ивановичей Бушковых 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кокманского завода, в даче Федора и Ивана Ивановичей Бушковых

В пределах Васильевской волости, Глазовского уезда.

Произведено 10 сентября 1916г.

1.Общий характер имения и его особенность применительно к фабрично-заводской промышленности.

Завод расположен по речкам Кокман и Кварса имеет два пруда с благоустроенными плотинами и прорезями для пропуска воды. Пруды глубокие, воды обильно, главный пруд имеет длины больше версты и ширины более 50 сажень. Местность ровная, сухая. Общая площадь пригодна для заводских и жилых построек, более 150 десятин, расположена по берегам прудов и речек. В одной версте от завода протекает речка «Пестерь» сплавная, удобная для устройства третьего пруда. При заводе каменный храм и причт в церковных домах По речкам громадные пойменные луга. Завод кольцом окружают лесные дачи Бушковых и казны в поперечнике от 8 до 30 верст. Расположенные вокруг завода селения не имеют ни какой посторонней заработки.

От станции Пермской железной дороги, Глазов 80 верст, по удобной грунтовой дороге. Расположенные вокруг завода лесные дачи обильны строевым и дровяным материалами. Прежде здесь были: винокуренный завод, затем стекольный, паровая мукомольная мельница и в последнее время водяная лесопилка, которая сейчас тоже не работает.

По отзыву доверенного Бушковых они намерены продать не только заводскую площадь, но и окружающую Лесную дачу.

1. Название имения и кому оно принадлежит

Кокманский завод. Крестьянам села Русский Турек, Русско-Турекской волости, Уржумского уезда, Федору и Ивану Ивановичам Бушковым.

3.Описания зданий. Размеры (длина, высота, ширина) в аршинах. Аршин-71,12 см.(Прим.автора)

1.Паровая мукомольница. Каменное с деревянным надстроем. Половина каменная 48х10х24.

2.К этому зданию каменная дымовая труба высотой 45 аршин.

3.Склад спирта. Каменное 30х5х12.

4.Оранжерея. Каменное 42х5х12.

Жилые дома. Деревянные на каменных фундаментах.

1.Для квартиры и конторы. Новый одноэтажный с мезонином, 31х7х25.

Требующие ремонта:

2.Квартиры служащих. Одноэтажный, 18х7х15.

3.Одноэтажный, 27х6х12.

4.Двухэтажный 27х9х15.

Флигель, 18х5х12.

5.Одноэтажный построен глаголем, 75х6х12.

6.Двухэтажный, совершенно ветхий.

7.Квартиры для рабочих. Одноэтажный, 36х6х12.

8.Одноэтажный, 24х6х12.

9.Двухэтажный 36х16х12.

10.Одноэтажный 120х6х12.

11.Одноэтажный 36х6х12.

3.1.Лесопилка с отдельным приводом воды из пруда.

Амбар одноэтажный новый, 13х8х12.

Для ссыпки хлеба.

2.То же старый, требует ремонта, 60х6х12.

3.то же, 36х6х12.

4.Заводская торговая лавка. То же 21х4х10.

5.Для разного рода заводских материалов. Лабаз на столбах новый, 42х4х15.

6.То же, лабаз в станах и в нем амбары требуют ремонта, 45х5х15.

7.Кузница.12х4х4.

Кроме того, имеются при домах службы и отдельные постройки, требующие капитального ремонта по ветхости.

Волостной старшина: Баранов.

По следам Книппер-Чеховых

Вековые сосны рядами уперлись в небо. Спрятались в сугробах засыпанные снегом дома, образуя классический пейзаж затерянного в глуши села…

Именно так выглядит сейчас поселок Кокман. От многих других, сотнями разбросанных в российской глубинке, он отличается названием, заимствованным из немецкого языка, и мемориальной доской на здании сельсовета. «Здесь в 1866 году было освоено первое российско-германское предприятие на территории Глазовского уезда Вятской губернии». И даже не верится, что в этом захолустье лет сто назад ключом била жизнь, действовали три завода и жили интереснейшие люди, оставившие заметный след в российской культуре.

А началось все с австрийского инженера Леонарда Августовича Книппера, приехавшего в 1864 году из Риги на далекий Урал, в качестве управляющего винокуренным заводом…

…Начав свою карьеру с небольшого заводика в Кокмане, затем поднявшийся по ступенькам служебной лестницы до инженера крупного завода. А его сын Константин, родившийся в Кокмане, стал министром путей сообщения России...

Внучке Ольги Леонардовны - Вере Чеховой, в Кокмане официально выделен земельный участок площадью один гектар…

А.Николаев.

Газета «Победа» 1995 год.

                     Что мы знаем об актрисе?

На днях в нашей 15 школе прошел день знаний. На этот раз он бвд необычным: урок литературы провела сотрудник краеведческого музея Татьяна Максимова. Она рассказала нам о жизненном пути Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой – в сентябре исполнится 140 лет со дня рождения этой актрисы. Особенно удивило нас то, что Ольга Леонардовна оказалась нашей землячкой. Она родилась в поселке Кокман Красногорского района, а потом семья Книпперов жила в Глазове.

Р.Набокова.

Газета «Калина Красная» 2008г.

        Глазов

 

 

                             

 

 

 

 

     

 

 

                             

 

            

 

                         

                                   

                          Немного из истории Глазова.


  В 1780 году по указу Екатерины II старинное село Глазово получило статус и герб города. Численность населения – 500 человек.

  В 1786 году на центральной площади города построен каменный собор, названный Преображенским.
С 1804 года строительство города ведется по плану петербургского архитектора Ивана Лемма.
  В Удмуртии много родников. По-удмуртски родник — «ошмес син», в переводе на русский — «глаз источника». Это одна из версий происхождения названия. Вторая версия - центральная площадь Свободы сверху напоминает глаз, а ответвляющиеся от нее улицы — ресницы. Якобы главный архитектор в 1678 году, забравшись на холм и посмотрев на постройки сверху, сказал: «Глазовом назовем». Так или иначе, но окончательной достоверной версии нет. Есть и другие. Редкий тип веерной радиально-дуговой планировки центра города сохранен до наших дней. Благодаря интенсивной послевоенной каменной застройке, в городе практически нет деревянных зданий, только на окраинах. Поэтому город компактный, многоэтажный, но исторические здания и места сохранены в целости. Перепланировка города не проводилась. Почти все исторические здания находятся в районе площади Свободы,.

Не менее колоритна версия названия реки Чепцы, протекающей через город. Некогда она была судоходной и по ней на расписном судне плыла сама Екатерина Вторая Великая. Проплывая через разрастающийся купеческий городок, императрица так залюбовалась местными красотами, что выронила из рук свой любимый чепчик. Екатерина, барским жестом махнув на утонувшее в воде убранство, велела именовать эту реку Чепцой.

Этот город на реке Чепце возник в XVI веке, сначала как деревня, а затем в 1747 село Глазово. Версий, по которой этот город так называется, много. Одна из них связана с языком, ведь по удмуртски родник - «ошмес син» переводе на русский звучит как «глаз источника». В 1780 году по указу императрицы Екатерины II село Глазово получило статус города и уездного центра, а также свой герб. В 1793 году на центральной площади был построен каменный Преображенский собор. С 1796 года городничим города стал Пётр Федорович Чайковский, дед знаменитого на весь мир русского композитора Петра Ильича Чайковского. При новом городничим до 1818 года были построены ратуша и первая больница.

В 1804 в город приезжает петербургский архитектор Иван Лем с целью застроить город. Редкий тип веерной радиально — дуговой планировки является для города символом, т. к. если посмотреть на центральную площадь сверху, то формой она похожа на глаз, от которого идут семь улиц-ресниц.

  В 1837 году в Глазове проездом был будущий император Российского государства Александр. Его спутником в этой поездке был знаменитый русский поэт В.А.Жуковский.

В честь такого события в городе построили часовню и назвали в честь Александра Невского.

В 1825 году через Глазов в Сибирь провозили декабристов, которые пытались свергнуть монархию и искоренить крепостничество. Среди них были и близкие друзья А.C Пушкина — И.И. Пущин и Кюхельбекер.

  В 1856 году Глазов получает статус главного торгового центра уезда. Хлеб, сало, лён и другое вывозились через порт Архангельска за границу.

С января по июнь 1921 года Глазов становится первой столицей Удмуртской Республики. В послевоенные годы в конце 1946 года вышло постановление совета министров СССР о строительстве на базе патронного завода №544 предприятие по добыче урана. Это определило судьбу города.

В 1950-е шла застройка на территории на западе центральной части города. Все силы строителей были брошенны на строительство нового производства. Активно развивалось и строительство жилых кварталов. Проектировались службы медицинской помощи и рабочего снабжения, вводились в строй новые энергетические службы, срочно производилась электрификация и теплофикация города.

С 1960 по 1962 года происходит уничтожение Преображенского собора. И хоть в 1945 году собор был признан памятником архитектуры УАССР, основанием для сноса стал проект моста через р. Чепцу. В 1962г. был снесён последний храм города— Георгиевская церковь.

В 1987 году в Глазове проводились торжества в честь 100 — тысячного жителя, однако в 2007 году он потерял этот статус.

        

 

 

Ольга Книппер-Чехова


На портрете кисти Сергея Малютина (1925)

Имя при рождении Ольга Леонардовна Книппер Дата рождения 9 (21) сентября 1868[1] Место рождения · Глазов, Вятская губерния, Российская империя[2] Дата смерти 22 марта 1959[2][3][4] (90 лет) Место смерти · Москва, СССР[2] Гражданство · Российская империя · СССР Профессия актриса Театр МХАТ Награды

 

 

 

Народный артист Республики Заслуженный артист Республики
IMDb ID 0461179

Медиафайлы на Викискладе

О́льга Леонардовна Кни́ппер, с 1901 года Че́хова (9 (21) сентября 1868, Глазов — 22 марта 1959, Москва) — русская актриса, работавшая в МХАТе. Жена писателя Антона Павловича Чехова. Народная артистка СССР (1937), лауреат Сталинской премии I степени (1943).

 

Биография

Родилась в семье инженера-технолога Леонарда Августовича (немца по национальности) и его жены Анны Ивановны, урождённой Зальца (профессор по классу вокала). Согласно большинству советских источников, она появилась на свет в Глазове Глазовского уезда Вятской губернии Российской империи (ныне республика Удмуртия России), однако сама актриса писала, что родилась «недалеко от Глазова», и современные исследователи полагают, что местом рождения было село Кокман (ныне Красногорский район), где её отец в то время работал управляющим Кокманского винокуренного завода. В 1871 году семья переехала в Москву[5][6].

Ольга окончила частную женскую гимназию, и, по её словам, «жила барышней» довольно длительное время. Отец запрещал ей заниматься театром, мечтая, чтобы дочь стала художницей или переводчицей. После его внезапной смерти ей пришлось давать уроки музыки, чтобы заработать. «Это было время большой внутренней переработки, из „барышни“ я превращалась в свободного, зарабатывающего на свою жизнь человека, впервые увидавшего эту жизнь во всей её пестроте»[7].

В 1885 году восемнадцатилетняя Ольга познакомилась с братом своей подруги, молодым, но уже достаточно известным инженером Владимиром Шуховым. Их роман продолжался более двух лет, однако из-за того, что Ольга не нравилась матери Шухова, брак, в котором были уверены все родственники, так и не состоялся[8].

Участвовала в любительских спектаклях. Поначалу пыталась поступить в студию к Александру Ленскому, известному актёру Малого театра, но тот не разглядел таланта молодой ученицы и не принял в свой класс. В 1895 году была принята в Московское императорское театральное училище, однако была отчислена, когда понадобилось освободить место для родственницы одной из актрис Малого театра.

В том же году поступила в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества на трёхгодичные драматические классы под руководством Владимира Немировича-Данченко[9], который стал её любовником[10]. В 1898 году по окончании училища сразу же была принята в только что созданную труппу Московского художественного театра и вскоре стала партнёршей Константина Станиславского. Её дебютным спектаклем был «Царь Фёдор Иоаннович», в котором она исполнила роль царицы Ирины.

Отношения с Чеховым

Чехов с Ольгой Книппер (1901)

Первые встречи Ольги Книппер с Антоном Чеховым проходили на репетициях спектаклей «Чайка» и «Царь Фёдор Иоаннович» (9, 11 и 14 сентября 1898 года). После этих встреч Чехов писал: «Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется… лучше всех Ирина. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину»[11].

Ольга Книппер вспоминала об этих встречах: «…с той встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни»[7]. Чехов не смог увидеть триумф постановки «Чайки» в Художественном театре, но все, кто писал ему в Ялту об этом, отмечали роль Аркадиной, которую исполнила Книппер.

С лета 1899 года между ними началась длительная переписка, продолжавшаяся с перерывами до весны 1904 года. Известно о 443 письмах от Чехова к Книппер и более чем о 400 письмах от Книппер к Чехову. Переписка отражает последние годы жизни писателя. Даже после его смерти Ольга Леонардовна на протяжении нескольких лет продолжала писать письма, обращённые к мужу, и в общей сложности сохранилось более тысячи писем[9][12].

Весной 1900 года МХТ приехал со своими первыми гастролями в Крым, где тогда жил Чехов. Ольга поселилась в его доме, и с тех пор пара больше не скрывала своей близости. Они провели вместе шесть недель в Ялте, а затем в Москве, после чего в обществе поползли слухи о предстоящей свадьбе[9].

25 мая (7 июня) 1901 года Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались. Медовый месяц молодожёны провели в Башкирии, где лечился Чехов, в Андреевском туберкулёзном санатории в селе Аксёново. В том же году Книппер забеременела, но у неё случился выкидыш. В марте 1902 года она, вновь беременная, упала в открытый люк с высоты нескольких метров во время выступления в Петербурге, и после операции (которую провёл Д. О. Отт) и долгой болезни больше не могла иметь детей[12]. Как доказал Д. Рейфилд, речь шла о внематочной беременности и, значит, Книппер забеременела в конце января, когда её отделяло от мужа расстояние в 1000 км.[10] По мнению Рейфилда, отцом ребёнка был Александр Вишневский[10].

В январе 1904 года состоялась премьера «Вишнёвого сада», где Книппер исполнила роль Раневской — самую любимую свою роль, которую она играла почти до конца своей сценической жизни[12]. Брак продолжался до смерти Чехова 2 (15) июля того же года. По завещанию она получила «дачу в Гурзуфе и пять тысяч рублей»[11]. По мнению хранительницы Ялтинского дома Чехова:

Мария Павловна написала, что брак был счастлив. И она права. Чехов говорил, что ему нужна такая жена, которая бы, как луна, на его небосклоне являлась не каждый день. Такой женой и была актриса Московского художественного театра Ольга Леонардовна Книппер. Она любила Чехова и в отличие от его родных готова была бросить все и переехать из столицы к больному мужу в провинциальную Ялту. Но тот сам её остановил, написав, что они — идеальные супруги, ибо не мешают друг другу заниматься любимым делом. И умер он у неё на руках на немецком курорте Баденвейлер, куда приехал после Ялты в 1904 году [13].

Дальнейшая карьера

В 1919—1922 годах была в составе качаловской группы, с которой гастролировала по югу России. Во время выступлений в Болгарии дела шли неважно, и кто-то посоветовал Василию Качалову добавить к фамилии Книппер на афишах приставку «Чехова», что привлекло публику; с тех пор фамилия Книппер-Чехова закрепилась за актрисой[12]. Она принимала участие и в двухгодичной общей поездке МХАТ по Европе и США.

По возвращении на Родину продолжила служить во МХАТе. Помимо своих прежних ролей, она играла Василису в «На дне», Живоедову в «Смерти Пазухина», Турусину в «На всякого мудреца довольно простоты», Дарью Ивановну в «Провинциалке», Гортензию в «Хозяйке гостиницы».

Будучи уже немолодой, Книппер-Чехова сошлась с драматургом Николаем Волковым, который был моложе её на 30 лет, однако замужем больше не была[12].

Последнюю роль сыграла 15 марта 1950 года в пьесе «Воскресение» по роману Льва Толстого. Свои поздние годы она прожила в одиночестве, постепенно слепла. На сцену последний раз вышла 22 октября 1958 года, когда отмечали её 90-летний юбилей[12].

               

                Могила на Новодевичьем кладбище Москвы

Ольга Книппер-Чехова скончалась 22 марта 1959 года в Москве. Похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Семья

Отец — Леонард Августович Книппер (1838—1894), уроженец Вены, «по происхождению эльзасский немец», по матери имел венгерские корни[5]. Был инженером-технологом. В 1864 году отправился работать на винокуренный завод в село Кокман Глазовского уезда Российской империи.

· Мать — Анна Ивановна Книппер (урождённая Зальца) (1850—1919). Камерная певица и музыкальный педагог, профессор Московского филармонического училища.

· Старший брат — Константин Леонардович Книппер (1866—1924), инженер-путеец.

· Младший брат — Владимир Леонардович Нардов (1876—1942), оперный певец и режиссёр оперного театра, Заслуженный артист РСФСР (1933).

· Племянники:

o Ада Константиновна Книппер, учитель русского языка.

o Лев Константинович Книппер (1898—1974), композитор, Народный артист РСФСР (1974).

o Ольга Константиновна Чехова (урождённая Книппер) (1897—1980), русская и немецкая актриса театра и кино.

o Владимир Владимирович Книппер (1924—1996), журналист, мемуарист, руководитель молодёжных театров.

· Муж (с 1901 по 1904 год) — Антон Павлович Чехов (1860—1904), русский писатель и драматург.

Работы в театре

Роли «чеховских» женщин

Ольга Книппер-Чехова — первая из всех актрис, сумевшая чётко и ярко передать образ чеховских женщин. Обладая своей неповторимой индивидуальностью и особой, аристократической манерой исполнения, актриса исполняла ведущие роли во всех основных пьесах Чехова:

· «Чайка» (1898, Аркадина)

· «Дядя Ваня» (1899, Елена Андреевна)

· «Три сестры» (1901, Маша)

· «Иванов» (1901, Сарра)

· «Вишнёвый сад» (1904, Раневская).

Другие роли

Нерисса («Венецианский купец», У. Шекспира, 1898)

· Мирандолина («Трактирщица», К. Гольдони, 1898)

· Виола («Двенадцатая ночь», У. Шекспира, 1899)

· Анна Маар («Одинокие» Г. Гауптмана, 1899)

· Майа («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» Г. Ибсена, 1900)

· Лель («Снегурочка» А. Н. Островского, 1900)

· Широкова («В мечтах» Вл. И. Немировича-Данченко, 1901)

· Елена Кривцова («Мещане» М. Горького, 1902)

· Настя («На дне» М. Горького, 1902)

· Лона («Столпы общества» Г. Ибсена, 1903)

· Мелания («Дети солнца» М. Горького, 1905)

· Регина («Привидения» Г. Ибсена, 1905)

· Графиня-внучка Хрюмина («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1906)

· Терезита («Драма жизни» К. Гамсуна, 1907)

· Ребекка («Росмерсхольм» Г. Ибсена, 1908)

· Анна Андреевна («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1908)

· Ночь («Синяя птица» М. Метерлинка, 1908)

· Наталья Петровна («Месяц в деревне»И. С. Тургенева, 1909)

· фру Юлиана Гиле («У жизни в лапах» К. Гамсуна, 1911)

· Гертруда («Гамлет», У. Шекспира, 1911)

· Либанова («Где тонко, там и рвётся» И. С. Тургенева, 1912)

· Белина («Мнимый больной» Мольера, 1913).

· Варвара («Осенние скрипки» И. Д. Сургучёва, 1915)

В советское время сыграла такие роли, как:

· Живоедова («Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1924)

· Мамаева и Турусина («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, 1924)

· Хлёстова («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1925 и 1938)

· графиня де Линьер («Сёстры Жерар» В. З. Масса, 1927)

· Надежда Львовна («Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова, 1927)

· Мария Александровна Москалёва («Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому, 1929)

· графиня Чарская («Воскресение» по Л. Н. Толстому, 1930)

· Полина Бардина («Враги» М. Горького, 1935)

· графиня Вронская («Анна Каренина» по Л. Н. Толстому, 1937)

· госпожа Пернель («Тартюф» Мольера, 1940)

· Забелина («Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина, 1943)

· миссис Маркби («Идеальный муж» О. Уайльда, 1945).

Фильмография

Роли1927 — Солистка его величества — мать Зубова

· 1928 — Пленники моря — жена Ивана Лера

· 1930 — Завтра ночью — мать Сергея

Участие в фильмах

Архивные кадры

Память

Экспозиция музея в Гурзуфе, на стене портрет хозяйки дачи.

В архивах ЦТ сохранилась запись съёмки с 50-летнего юбилея МХАТ, где Иван Козловский и Сергей Лемешев дуэтом исполняют арию «Я люблю вас, Ольга» из оперы «Евгений Онегин», дополненной и перефразированной в честь Ольги Книппер-Чеховой — единственной из основателей театра, дожившей до юбилея[7][14].

В каждом из филиалов Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника — Доме-музее А. П. Чехова (Ялта) (Белая дача), Музее «Чехов и Крым» на даче Омюр есть тематические экспозиции посвящённые О. Л. Книппер-Чеховой, но наибольшее внимание ей уделено в музее Дача А. П. Чехова и О. Л. Книппер в Гурзуфе (Гурзуф, ул. Чехова, 22). Будучи по смерти Чехова владелицей дачи она сохранила права на дом и после революции, последний раз бывала в нем в 1953 году[15].

Примечания

↑ Большая российская энциклопедия — Большая российская энциклопедия, 2004. — ISBN 978-5-85270-320-0

1. ↑ Перейти обратно: 123 Книппер-Чехова Ольга Леонардовна // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

2. ↑ Encyclopædia Britannica (англ.)

3. ↑ FemBio: Банк данных о выдающихся женщинах

4. ↑ Перейти обратно: 12 Елена Анатольевна Иванова. О месте рождения актрисы О. Л. Книппер-Чеховой. Край удмуртский. Библиотечный краеведческий блог (21 марта 2011).

5. ↑ Кокман или Глазов родина великой актрисы? | Ижевск и Удмуртия

6. ↑ Перейти обратно: 123 Книппер-Чехова О. Л. Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. — М.: Искусство, 1972. — С. 42—47, 222. — 448 с.

7. ↑ Елена Шухова. Новая эпоха варварства..

8. ↑ Перейти обратно: 123 Сергей Николаев. Больше, чем любовь. Антон Чехов и Ольга Книппер. Культура (2008).

9. ↑ Перейти обратно: 123 Уильям Бойд. Тайна, ложь и ребенок

10. ↑ Перейти обратно: 12 Малюгин Л. А., Гитович И. Е. Чехов: Повесть-хроника. — М.: Советский писатель, 1983. — С. 432, 502. — 576 с.

11. ↑ Перейти обратно: 123456 Вульф В. Я. Серебряный шар. Драма за сценой. — М.: Эксмо, 2016. — С. 153—157. — 512 с. — ISBN 978-5-699-85291-8.

12. ↑ Андрей Коновалов. Алла Ханило: доктор Остроумов ошибся, отправив Чехова в Ялту. Новости Крыма. Газета «Новая Ялта» (10 сентября 2009).

13. ↑ Н. Соловьева. Московский Художественный Академический театр (МХАТ) (1897 - 1975). РИА Новости.

14. ↑ Дача А. П. ЧЕХОВА И О. Л. Книппер в Гурзуфе. «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник» Официальный сайт (2020).

Литература

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова: В 2 ч. М.: Искусство, 1972. Ч. 1. Воспоминания и статьи. Переписка с А. П. Чеховым (1902—1904) / Сост., ред., вступит. ст. В. Я. Виленкин, коммент. В. Я. Виленкин («Воспоминания и статьи»), Н. И. Гитович («Переписка О. Л. Книппер-Чеховой и А. П. Чехова»). 448 с.

· Ольга Леонардовна Книппер-Чехова: В 2 ч. М.: Искусство, 1972. Ч. 2. Переписка (1896—1959). Воспоминания об О. Л. Книппер-Чеховой / Сост., ред., В. Я. Виленкин, коммент. Л. М. Фрейдкина. 432 с.

· Книппер-Чехова О. Л. Из моих воспоминаний о Художественном театре и об А. П. Чехове // Артисты Московского художественного театра за рубежом. Прага: Наша речь, 1922. C. 23-32.

· Волков Н. Д. Театральные вечера. М.: Искусство, 1966. C. 151—153.

· Марков П. А. Выступление на вечере, посвященном 90-летию О. Л. Книппер-Чеховой // Марков П. А. В Художественном театре: Книга завлита / Предисл. М. Л. Рогачевского. М.: ВТО, 1976. С. 495—497.

· Марков П. А. Книппер-Чехова // Марков П. А. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 1974. Т. 2. Театральные портреты. С. 373—380.

· «Три года недобровольного изгнания». «Качаловская группа» Художественного театра. Май 1919 — май 1922. Письма. Приложения: Н. А. Подгорный. Воспоминания (1919), Дневник поездки за «Качаловской группой» (1921) / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Львовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.с-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 363—494.

· О. Л. Книппер — М. П. Чехова. Переписка: В 2 т / Подготовка текста, составление, комментарии З. П. Удальцовой. М.: Новое литературное обозрение, 2016

Ссылки

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова:

· Медиафайлы на Викискладе

· О. Л. Книппер-Чехова на сайте об А. П. Чехове

· О. Л. Книппер-Чехова на сайте «Кругосвет»

· Некролог

https://ru.wikipedia.org/wiki/Книппер-Чехова,_Ольга_Леонардовна

   

  Ольга Книппер-Чехова

Годы жизни: 21 сентября 1868 — 22 марта 1959Страна рождения: РоссияСфера деятельности: Актер театра

Содержание

У истоков Московского Художественного театра

Чеховские женщины Ольги Книппер

Актриса в Стране Советов

Имя Ольги Книппер-Чеховой связано с Московским Художественным театром, его историей и мировой славой. Она участвовала в его создании и отдала театру всю жизнь. Настоящую известность актрисе принесли роли чеховских женщин: она играла Елену Андреевну в «Дяде Ване», Машу в «Трех сестрах», Раневскую в «Вишневом саде».

 

У истоков Московского Художественного театра

 

Ольга Книппер родилась 21 сентября 1868 года в семье обрусевшего немца. Отец работал инженером и получал солидное жалованье. В дочери он видел либо художницу, либо переводчицу, а потому нанял для нее учителя живописи и преподавателей иностранных языков. Уже в юности Ольга Книппер свободно владела английским, немецким, итальянским, французским языками и переводила небольшие сказки и повести. Также она занималась музыкой и играла на фортепиано, но мечтала быть актрисой.

 

В 1894 году умер отец, не оставив родным средств к существованию. Быт семьи кардинально изменился: зарабатывать на жизнь пришлось и матери, и детям. Ольга Книппер занялась репетиторством: она преподавала игру на фортепиано. Параллельно пыталась поступить в театральную студию. В 1895 году ее зачислилили в драматическую школу-студию Императорского Малого театра. Однако Ольга Книпер проучилась там лишь месяц: она провалила проверочный экзамен и была отчислена.

 

Ольге Книппер было уже 27 лет, когда ее приняли в театральный класс при Московской филармонии. Ей повезло вдвойне: курс набирал Владимир Немирович-Данченко, который позже с Константином Станиславским основал Московский Художественный театр. Книппер посчастливилось стоять у самых его истоков — в 1898 году она закончила обучение и стала частью нового театра.

 

В первом спектакле Московского Художественного театра по пьесе Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович» Ольга Книппер исполнила роль царицы Ирины. Уже во время репетиций стало понятно, что театральные подмостки сулят ей большое будущее. На одном из последних прогонов в зале присутствовал Антон Чехов. Позже он писал своему издателю Алексею Суворину об актрисе: «Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется… Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину». Чехов к тому времени уже был серьезно болен и жил в «скучной Ялте», приезжая в Петербург или Москву лишь по срочным делам.

 

В этом же году состоялось еще одно значимое для Ольги Книппер событие: в театре начали репетировать «Чайку» Антона Чехова. Главная роль, Аркадиной, досталась ей. Несмотря на популярность рассказов писателя, его пьесы не имели успеха. Особенно громким был провал спектакля в столичном Александринском театре. Потерпев неудачу в Петербурге, Чехов побывал только на одной репетиции в Москве и вскоре уехал в Ялту.

 

Московской премьере «Чайки» зрители аплодировали стоя. С тех пор спектакль ждали аншлаги. Он стал визитной карточкой театра. Однако Чехов успеху не верил и не спешил возвращаться в Москву. Посмотреть пьесу его уговорили. Прибыв на спектакль, драматург был восхищен не только спектаклем, но и игрой Книппер: актриса жила своей героиней.

 

Я всегда ролями мучилась, ходила «беременная» образом, не зная ни минуты покоя. Я не умею идти к роли от каких-то внешних черт, от внешней харaктерности, создавать роль с помощью одной техники… Пока в душе у меня что-то не родится, теплота какая-то человеческая не появится — играть не могу. Это я называю «тайным браком» с образом.

Ольга Книппер

Чеховские женщины Ольги Книппер

 

После триумфа «Чайки» отношения между писателем и актрисой стали более доверительными. Весной 1899 года Чехов посетил дом Книппер, затем с ответным визитом она приехала в небольшое подмосковное имение литератора в Мелихове. С лета того же года они начали вести переписку. Между ними завязался роман. Весной 1901 года Антон Чехов сделал предложение Ольге Книппер, но с одним условием: «Никакой пышной свадьбы я не хочу — а то придется стоять с бокалами в руках и постными лицами». Летом того же года они обвенчались.

 

Однако быть вместе они не могли: из-за болезни Чехову пришлось уехать на Юг, в Ялту, Книппер осталась в Москве. Супруги встречались урывками. Их отношения напоминали скорее эпистолярный роман — каждый из них написал другому более четырехсот писем. Недоброжелатели укоряли Книппер, что она не последовала за мужем. Чехов же успокаивал ее: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству».

 

В то время в театре Книппер была занята во всех чеховских пьесах: она играла Елену Андреевну в «Дяде Ване», Машу в «Трех сестрах», Раневскую в «Вишневом саде».

 

Брак продлился всего три года. Весной 1904 года состояние здоровья писателя ухудшилось, и Ольга Книппер отвезла его в немецкий курортный город Баденвайлер. В июле 1904 года Чехов умер. Чтобы близкие и поклонники простились с писателем, Ольга Книппер повезла тело мужа в вагоне-холодильнике, в котором обычно перевозили устрицы. Общество вновь нашло повод упрекнуть вдову. «Антон Павлович, которого коробило все пошлое и вульгарное, был привезен в вагоне «для перевозки свежих устриц». <...> В этом вагоне — именно та пошлость русской жизни, та некультурность ее, которая всегда так возмущала покойного», — писал Максим Горький.

 

Да, эти шесть лет, что я его знала, были мучительны, полны надрыва из-за сложившейся так жизни. И все же эти годы были полны такого интереса, такого значения, такой насыщенности, что казались красотой жизни. Ведь я не девочкой шла за него, это не был для меня мужчина, — я была поражена им как необыкновенным человеком, всей его личностью, его внутренним миром — ох, трудно писать все это… Эти мучительные шесть лет остались для меня светом и правдой и красотой жизни.

Ольга Книппер

После смерти Чехова Ольга Книппер исчезла из театра на несколько месяцев. А по возвращении взялась за работу с еще большим рвением. По словам современников, роли, исполненные Книппер, стали более характерными, а игра актрисы — глубже. Театральный мемуарист Вадим Шверубович писал: «Видеть и слышать это было гораздо больше, чем театральное впечатление, — это было прозрение, озарение, счастье от возможности проникнуть в чужую душу. <...> Это, конечно, не было актерским искусством, это было чем-то неизмеримо большим... Она даже физически менялась — ее сущность входила, вмещалась в плоть другого человека».

 

Помимо спектаклей по пьесам мужа, Ольга Книппер играла в других постановках. Она исполняла роль графини-внучки в «Горе от ума» Александра Грибоедова, Терезиты в спектакле «Драма жизни» Кнута Гамсуна и Анны Андреевны в спектакле «Ревизор» Николая Гоголя. Была задействована в спектаклях «Мнимый больной» Мольера, «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» Генрика Ибсена, «Одинокие» Герхарта Гауптмана.

 

Актриса в Стране Советов

 

Октябрьская революция поставила театр перед угрозой закрытия. В 1919 году труппа была вынуждена отправиться на гастроли. Актеры поехали сначала в Киев, потом — на юг страны, наконец — в Европу. В стране шла Гражданская война, и труппа оказалась отрезана от Москвы. В гастролях-скитаниях артисты провели три года.

 

В большинстве городов Европы спектакли театра пользовались успехом, однако в Загребе приезд русских актеров не вызвал интереса. Чтобы привлечь внимание публики, в афише решили написать «Книппер-Чехова», обозначив фамилию знаменитого мужа актрисы. Рекламный трюк удался — зал был полон. Так благодаря театральному плакату Ольга получила фамилию Книппер-Чехова.

 

Через год после возвращения на родину Ольга Книппер-Чехова вновь отправилась на двухлетние гастроли в Европу и Америку. Консервативный репертуар театра за рубежом принимали с большим радушием, чем на родине. Роли, которые исполняла актриса в Художественном театре, все менее привлекали московскую публику. К тому же она проигрывала конкуренцию молодым актрисам и современной драматургии.

 

В 1924 году Ольга Книппер-Чехова вернулась в Москву. Она поняла, что начинается новая жизнь. В театр пришли начинающие артистки, Алла Тарасова и Ольга Андровская, и вскоре все основные роли перешли к ним. В этот период Ольга Книппер-Чехова бралась за характерные, возрастные и сатирические роли. В 1929 году она сыграла Марию Александровну в «Дядюшкино


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.