Виды занятий и методы обучения — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Виды занятий и методы обучения

2021-03-18 90
Виды занятий и методы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

Деловые коммуникации

 

Учебно-методический комплекс

Ростов-на-Дону

2014

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ РАНХиГС

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Под научной редакцией д.э.н.,проф. В.Н. Некрасова

 

Некрасова В.В.

 

Деловые коммуникации: Учебно-метод. комплекс. Изд-во Ростов н/Д: ЮРИ РАНХиГС, 2014.

 

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Предназначен для студентов ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ РАНХиГС, обучающихся по профилю подготовки финансовый менеджмент 080200.62 «Менеджмент». Квалификация: бакалавр (всех форм обучения).

 

 

Печатается по решению кафедры.

Протокол №1              2013 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения о курсе ………………………………………………………………… 4
Учебно-тематический план……………………………………………………………… 6
Программа курса…………………………………………………………………………. 8
Планы семинарских занятий……………………………………………………………. 11
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……………….. 13
Деловые игры …………………………………………………………………………….. 14
Тестовые задания………….……………………………………………………………… 19
Вопросы к экзамену……………………….…………………………………………….. 22
Глоссарий…………………………………………………………………………………. 23

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины:

- дать основы знаний этических норм, форм и сфер делового общения с деловыми партнерами в рамках делового протокола;

- сформировать представления о значении навыков эффективного делового общения для успешной деятельности менеджера, для организации коммуникаций в организации, для реализации потенциала личности в своей профессиональной деятельности;

- дать практические навыки эффективного делового общения, которые помогут им осуществлять конструктивное взаимодействие в социальной сфере, а именно: успешно устанавливать контакт с коллегами, эффективно организовывать коммуникацию; в дальнейшем использовать свой потенциал в профессиональной деятельности в качестве сотрудника, подчиненного или руководителя.

Задачи дисциплины:

- сформировать навыками воздействия на партнера и клиентуру методами и тактическими приемами рационального обеспечения своих интересов и достижения эффективного сотрудничества;

- сформировать прочных теоретических знаний о сущности и структуре межличностного общения, о факторах и условиях его эффективности;

- сформировать основные навыки ведения деловых переговоров, бесед, дискуссий и других форм делового общения.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач; ПК-4
- владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций; ПК-6
- способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций ПК-7
- готов участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций ПК-21
- умеет проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры ПК-37
- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь ОК-6

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- понятия «общение», «коммуникация», «деловая коммуникация», «коммуникационный процесс»;

- виды и функции общения;

- формы и виды деловой коммуникации;

- вербальные и невербальные средства коммуникации;

- язык жестов в деловом общении;

- правила и полезные способы взаимодействия для успешной коммуникации;

- приемы и виды активного слушания;

- особенности деловой коммуникации в различных национальных культурах.

Уметь:

- давать характеристику деловому общению, официально – деловому стилю речи;

- различать вербальные и невербальные средства коммуникации;

- преодолевать речевые барьеры при общении;

- задавать вопросы, правильно отвечать на некорректные вопросы;

- использовать приемы активного слушания;

- эффективно взаимодействовать в коллективе по принятию коллегиальных решений;

Демонстрировать способность и готовность к:

- владению основными методами таких форм деловой коммуникации, как деловая беседа, переговоры, презентации, дискуссии и т.д.;

- владению знаниями об имидже делового человека;

- навыкам грамотно и профессионально вести телефонный разговор, деловую переписку, деловые переговоры.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Оперативный контроль проводится для определения степени овладения лекционным материалом и итогов самостоятельного освоения учебного материала. Формы контроля  - опрос по контрольным вопросам лекций, а также тестирование на знание дефиниций и понимание профессиональных терминов.

Рубежный контроль — контрольная работа по одной из рекомендованных тем.

Итоговый контроль — зачет.

 

 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для очной формы

Наименование раздела дисциплины Лекции Практи- ческие Лабора- торные Семи- нары СРС
1 Предмет, цели и задачи курса «Деловые коммуникации» 2     - 8
2 Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации 2     4 8
3 Искусство межличностного общения. 2     2 8
4 Вербальные и невербальные средства делового общения 2     2 8
5 Этика делового общения 2     2 8
6 Деловые переговоры: подготовка и проведение 2     2 8
7 Коммуникативные барьеры и причины их возникновения 2     2 8
8 Корпоративный имидж. Определение имиджа компании 2     2 8
9 Менеджмент деловой репутации — «белые» и «черные» технологии 2     2 8
  Всего 18     18 72

 

Для заочной формы

Наименование раздела дисциплины Лекции Практи- ческие Лабора- торные Семи- нары СРС
1 Предмет, цели и задачи курса «Деловые коммуникации» 1     - 8
2 Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации 1     2 6
3 Искусство межличностного общения. -     - 10
4 Вербальные и невербальные средства делового общения -     - 10
5 Этика делового общения 1     - 10
6 Деловые переговоры: подготовка и проведение 1     2 10
7 Коммуникативные барьеры и причины их возникновения 1     2 10
8 Корпоративный имидж. Определение имиджа компании -     2 10
9 Менеджмент деловой репутации — «белые» и «черные» технологии 1     - 10
  Всего 6     8 94

 

Заочной сокращенной формы

Наименование раздела дисциплины Лекции Практи- ческие Лабора- торные Семи- нары СРС
1 Предмет, цели и задачи курса «Деловые коммуникации» 1     1 10
2 Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации 1     - 10
3 Искусство межличностного общения. -     - 12
4 Вербальные и невербальные средства делового общения -     - 10
5 Этика делового общения -     - 10
6 Деловые переговоры: подготовка и проведение -     1 12
7 Коммуникативные барьеры и причины их возникновения 1     1 12
8 Корпоративный имидж. Определение имиджа компании -     1 12
9 Менеджмент деловой репутации — «белые» и «черные» технологии 1     - 12
  Всего 4     4 100

 

 


ПРОГРАММА курса

Имиджа компании

Коммуникация корпоративной культуры. Определение корпоративной культуры. Каналы и способы трансляции корпоративной культуры. Коммуникационный менеджмент в работе с клиентами, конкурентами, инвесторами, общественностью в мезо-среде фирмы: репутация, корпоративный стиль, имиджмейкинг, брендинг.

Основные термины и понятия: корпоративная культура, структурирование информации по бизнес-целям, имидж в бизнесе, торговая марка, бренд, логотип, слоган, корпоративный web-сайт, конкуренция.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие «корпоративная культура».

2. Как осуществляется коммуникативный менеджмент?

3. В чем суть имиджмейкинга?

4. В чем суть брендинга?

 

Технологии

Формирование, управление и защита деловой репутации. Коммуникация в ситуации конфликта и организационных изменений. Анализ и прогноз информационных угроз.

Приемы противодействия недобросовестной информационной конкуренции в рекламе, отражение информационных атак.

Основные термины и понятия: недобросовестная конкуренция, информационное управление конфликтом, антикризисный менеджмент в СО, «информационные войны».

Контрольные вопросы

1. В чем суть менеджмента деловой репутации?

2. Назовите методы антикризисного менеджмента в СО

3. Каковы условия конструктивного разрешения конфликта?

4. Какие виды конфликтов вам известны?

5. Какие стили поведения в конфликтной ситуации выделяют специалисты-конфликтологи?


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

План семинарского занятия по теме 2

«Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации»

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте процесс общения как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности.

2. Дайте определения понятиям «коммуникация», «деловая коммуникация», «коммуникационный процесс».

3.  Почему теория коммуникации является междисциплинарной отраслью знаний.

4. Каковы базовые составляющие социальной коммуникации.

5. Какие теории коммуникации и информации, разработанные отечественными и зарубежными учёными, сыграли наибольшую роль в формировании современной теории коммуникации.  

Темы докладов к теме 2.

1. Место теории коммуникации в системе научного знания.

2. Категории «коммуникация» и «общение» как ключевые категории теории коммуникации.

3. Коммуникация в информационном обществе.

4. Коммуникативный процесс и его структура.

5. Модель Лассуэла и ее роль для развития теории коммуникации.

6. Линейные и нелинейные модели коммуникации.

7. Социологические и психологические модели коммуникации.

План семинарского занятия по теме 3

«Искусство межличностного общения»

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте основные правила поведения: вежливость, личная культура, культура устной речи.

2. Понятие «речевой этикет»: характер разговора, тон разговора. Правила речевого этикета: «ты» и «вы»; обращение к незнакомому человеку; обращение к сослуживцам.

3. Формы речевого этикета: приветствие, прощание, благодарность, просьба, представление.

4. Язык эмоций. Искусство ведения беседы: зрительный и слуховой контакт; содержание и форма беседы; тембр и тон голоса; умение слушать.

5. Культура понимания. Сущность, причины и структура конфликта. Стадии протекания конфликта. Поведение в конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликтов. Позитивное значение организационного конфликта.

Тема доклада к теме 3.

1. Особенности межличностной коммуникации.

2. Критерии коммуникационной компетентности.

3. Стили межличностной коммуникации.

4. Межличностные конфликты и способы их предотвращения.

 

План семинарского занятия по теме 4

«Вербальные и невербальные средства делового общения»

Вопросы для обсуждения

1. Отражение и восприятие в деловой коммуникации.

2. Анализ поведения, интонаций, выражения лица, жестов, положения тела, походки и т. д.

Тема доклада к теме 4.

1.Просодические и экстралингвистические средства в невербальной коммуникации.

2. Совершенствование навыков вербального общения.

3. Говорящие жесты (невербальное общение с аудиторией).

 

План семинарского занятия по теме 5

«Этика делового общения. Этика публичных выступлений»

Вопросы для обсуждения

1. Значение делового общения и его особенности. Формы и организация общения. Эффективность деловой коммуникации.  

2. Сущность и виды бесед: деловая, кадровая, дисциплинарная, организационные беседы, беседы с посетителями. Модель организации деловой беседы.

3. Виды выступлений. Приемы, используемые для придания речи характера публичного выступления. Аргументация и структура выступления.

План семинарского занятия по теме 6

«Деловые переговоры: подготовка и проведение»

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «Деловые переговоры». Классификация деловых переговоров по цели, которую ставят перед собой их участники; по сфере деятельности; по характеру взаимоотношений между сторонами.

2. Типы совместных решений: компромиссное или «серединное решение»; асимметричное решение (относительный компромисс); принципиально новое решение («снятие» основных противоречий).

3. Методы и тактические приемы ведения деловых переговоров.

4. Технологии ведения переговоров по телефону.

Темы докладов к теме 6

1. Этикет деловой беседы: методы ведения переговоров, базовые элементы, объективные критерии оценки проведения переговоров и возможные взаимовыгодные варианты.

2.  Условия и оценка эффективности деловых переговоров.

3. Правила проведения делового разговора по телефону.

План семинарского занятия по теме 7

«Коммуникативные барьеры и причины их возникновения»

Вопросы для обсуждения

1.Коммуникационные барьеры различных социальных групп.

2. Способы преодоления коммуникативных барьеров.

3. Методы коммуникативно-управ­ленче­ского влияния (угрозы; уговоры; характеристики успешного влияния; Техника убеждения.

 

План семинарского занятия по теме 8

«Корпоративный имидж. Определение имиджа компании»

Вопросы для обсуждения

1.Имидж и репутация их соотнесение, стили и жанры формирования деловой репутации.

2. Корпоративная культура, структурирование информации по бизнес-целям.

План семинарского занятия по теме 9

«Менеджмент деловой репутации — «белые» и «черные» технологии»

Вопросы для обсуждения

1 Коммуникация в ситуации конфликта и организационных изменений.

2. Антикризисный менеджмент в СО и «информационные войны».

3. Имидж в бизнесе, торговая марка, логотип, слоган, корпоративный web-сайт. коллектива.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учебник. -М.: ИНФРА-М, 2007. -295 с.

2. Борисова Е. А. Эффективные коммуникации в бизнесе / Е. А. Борисова. -СПб.: Питер,2005. - 208 с.

3. Ведение переговоров и разрешение конфликтов / Пер. с англ. -М.: Альпина БизнесБукс, 2006. - 226 с.

4. Горфинкель В. Я. Коммуникации и корпоративное управление / В. Я. Горфинкель,В. С. Торопцов, В. А.Швандар. - М.: ЮНИТИ, 2005. с.127

5. Дзялошинский И.М. Деловые коммуникации. Теория и практика. Учебник для бакалавров / И.М. Дзялошинский, М.А. Пильгун. – М.: Юрайт, 2014. – 438 с.

6. Зверицев А. Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера PR /А. Б. Зверицев. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 286 с.

7. Коноваленко М.Ю. Деловые коммуникации / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. –М.: Юрайт, 2014. - 480 с.

8. Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса / Э. А. Уткин; Ассоциация авт. и изд. «ТАНДЕМ». -М.: Экмос, 2001. -351 c.

9. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. П. Панфилова. -СПб.: Знание, 2005. - 495 с.

10. Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер / Г. Г. Почепцов. - 2-е изд., испр. и доп. - [Б. м.: Б. и.], б/г. - 256 c.

Дополнительная литература

1. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие / О. А. Баева. 4-е изд. - М.: Новое знание, 2003. -368 с.

2. Блэк, С. Паблик рилейшнз / С. Блэк; Пер. с англ. - М.: Сирин, 2003. - 201 c.

3. Гликман, Р. Главный навык высокоэффективных людей. Оптимальное мышление / Р. Гликман. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 256 с.

4. Гришина, Н. В. Психология конфликта: хрестоматия / Н. В. Гришина. - 2-е изд., доп. -М.; СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 477 с.

5. Дик, У. Эффективная коммуникация. Приемы и навыки / У. Дик. — Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. - 188 с.

6. Лепехин Н.Н. Переговорная деятельность. Менеджмент, аналитика, коммуникация / Н.Н. Лепехин. – М.: Синергия, 2013. – 272 с.

7. Стацевич Е. Манипуляции в деловых переговорах. Практика противодействия / Е. Стацевич, К. Гуленков, И. Сорокина. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 150 с.

Деловые игры

Цель деловых игр: Развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

- обучить эффективным способам общения.

- развить умение находить подход к людям

- отработать навыки убеждения

- отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции

- подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации

- развитие умения невербального средства общения.

Требование к участникам:

Занятия рассчитаны на студентов.

Количество 15-20 человек.

Время проведения не менее 4 часов.

 

Вводная деловая игра «Развития общения и коммуникативных навыков в группе»

Вступительная часть:

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность. Оно всегда было значимым в жизни человека и в его личностном развитии.

Общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Общая цель: развить коммуникативные навыки в группе.

Время проведения 4 часа.

Этапы работы:

I. Разогрев

Цель: снятие эмоционального напряжения между участниками.

Материалы: карточки с названиями различных эмоций, ручки, бумага.

Упражнение «Передать одним словом» (15 мин.)

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Ход упражнения.

Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.

Вопросы для обсуждения:

Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

Упражнение «Завтрак с героем» (30 мин.)

Цель: отработать навыки убеждения и умение найти аргументы в пользу своей позиции.

Материалы: ручки, листы бумаги.

Ход упражнения.

Группе предлагается представить, что у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любимым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему. Нужно записать имя своего героя на листе бумаги и поделиться на пары, затем надо решить с кем из героев вы будете встречаться. Потом пары объединяются в четвёрки и проделывают тоже самое, затем объединяется вся группа и выбирает одного героя.

Вопросы для обсуждения:

Почему остался именно этот герой?

Легко было уступать и почему вы уступали?

Какие чувства вы испытывали, когда с вами не соглашались?

Что вы испытывали, когда с вами соглашались?

Часто ли вы в жизни сталкиваетесь с ситуацией выбора?

 

II. Основная деятельность

Цель: развить навыки общения.

Материалы: карточки с названиями героев.

Игра «Мафия» (50-60 мин.)

Цель: развить навыки убеждения, защиты своей позиции.

Материалы: карточки с надписями CITIZEN, DOCTOR, MAFIA, MANIAC.

Суть игры.

Игра «Мафия» основывается на общении постоянном общении и на обсуждениях между участниками. В игре есть место обману и коварству, заключению и подлому нарушению договоров и альянсов.

Обсуждение игрового положения проходит путём столкновения мнений в беспрестанных спорах, при этом одни игроки предпочитают отмалчиваться, другие – наоборот, чересчур активно и шумно участвуют в обсуждении. Таким образом, игра максимально приближена к реальной жизни.

Задача мирных жителей понять, кто мафия, задача мафии играть так, чтобы никто из мирных жителей не догадался, что они мафия.

Главные правила игры в мафию.

Ведущий раздает участникам игры карты.

Игра продолжается до полной победы одной из команд.

Вопросы для обсуждения:

Удобно ли вам было находиться в той или иной роли?

Какие чувства вы испытывали, когда приходилось обманывать других участников?

Часто ли вам в жизни приходиться «играть»?

Легко ли вам было принимать решения в пользу других участников?

Какие чувства вы испытывали, когда не убедительно сыграли свою роль?

III. Завершение

Цель: получение обратной связи, создание благоприятного эмоционального климата в группе.

Материалы: карточки с названиями героев.

Упражнение «Леопольд» (25 мин.)

Цель: развить умение находить подход к людям.

Материалы: карточки с кличками котов.

Ход упражнения

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышей. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверил.

Вопросы для обсуждения:

Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

Легко ли вам было находится в роли кота или мыши?

Доверяете ли вы людям в жизни?

Доверяют ли вам люди?

Считаете ли вы, что общение играет важную роль во взаимоотношениях между людьми?

Комплекс упражнений для проведения деловых игр:

 

Упражнение «Семь богатырей» (20 минут)

Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.

 

Упражнение «Завтрак с героем» (30 минут)

Цель: потренировать умение убеждать собеседника.

 

Упражнение «А я счастлив» (10 минут).

Цель: узнать о способах поднятия настроения.

 

Упражнение «Леопольд» (25 минут)

Цель: отработать навыки убеждения, умение находить подход к людям.

 

Упражнение «Передать одним словом» (20 минут)

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

Оборудования: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.

 

Упражнение «Всеобщее внимание» (10 минут)

Цель: – развитие умения невербального средства общения.

 

Упражнение «Три закона общения» (20 минут)

Цель: развить навыки невербального общения, групповой дискуссии, логического мышления.

 

Упражнение «Моя проблема в общении» (20 минут)

Цель: узнать, какие проблемы существуют в общении.

Оборудование: бумага, ручки.

 

Упражнение «Умение слушать» (25 минут)

Цель: осознание участниками того, что в их поведении помогает партнеру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии и что может ухудшать его состояние. Ознакомление с приемами слушания.

 

Краткое описание деловых игр

Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90% из участников спора убеждается в своей правоте еще тверже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Так как если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре.

За место спора собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.

 

Упражнение «Семь богатырей» (30 минут)

 

Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные поделитесь на команды по 3-4 участника.

Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

Рефлексия (10 минут)

После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.

 

Упражнение «А я счастлив» (10 минут).

 

Мы сидим с вами в круге, нам нужно поставить еще один стул.

Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я счастлив». Следующий, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь у... (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется сначала. Повторять имена нельзя.

Рефлексия: (5 минут)

Какой из предложенных способов поднятия настроения показался вам наиболее интересным?

 

Упражнение «Всеобщее внимание» (10 минут)

 

Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Рефлексия: (5 минут)

Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?

 

Упражнение «Три закона общения» (15 минут)

 

Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории. Даю оставшимся инопланетянам инструкцию: “На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты.

Эти правила таковы:

Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да»

Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет»

Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).

Заходят Земляни.

Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».

Рефлексия: (10 минут)

Как вы себя чувствуете?

Что сейчас происходило?

Вопросы к «землянам»:

Что помогло группе прийти к решению?

Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?

Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?

 

Упражнение «Моя проблема в общении» (20 минут)

 

Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Рефлексия: (5 минут)

Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

 

Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы – настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми – друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.

 

Упражнение «умение слушать» (25 минут)

 

Участники группы сидят в кругу.

Инструкция: Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней до макушки. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг: какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это...

А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 3-4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе.

(После того как группы сформировались.)

Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты.

После завершения этой работы предлагается вернуться в круг и поделиться впечатлениями – на этот раз о работе в малых группах.

Рефлексия: (5 минут)

В какие моменты вы переставали слушать?


Вопросы к зачету по дисциплине

1. Понятие коммуникации: виды, функции.

2. Целевая аудитория деловой коммуникации, информационное поле деловой среды.

3. Основные модели и стили делового общения.

4. Стратегия и тактика информационного воздействия, коммуникативные каналы и средства деловой коммуникации.

5. Смысловое и эмоционально-чувственное наполнение деловой коммуникации.

6. Символы и значения в коммуникации, денотация и коннотация, интерпретация.

7. Вербальные и невербальные средства общения.

8. Анализ поведения коммуникатора, интонаций, выражения лица, жестов, положения тела, походки и т. д.

9. Отражение и восприятие в деловой коммуникации.

10. Различие этики устн


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.243 с.