Сказание о сожжении леса Кхандавы — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Сказание о сожжении леса Кхандавы

2021-03-18 94
Сказание о сожжении леса Кхандавы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1 Мудрый партха — здесь эпитет Юдхиштхиры.

2 Джатаведас — букв. «знаток существ», эпитет

Агни, бога огня.

3 Шатакрату — «совершитель ста жертвоприно­шений», эпитет Индры.

4 Адити — имя божества, почитающегося дочерью Дакгаи и матерью богов Адитьев, среди которых Варуна первоначально представлялся главным.

5 Дхумакету — «тот, у кого вместо знамени дым», «дымно-знаменный», эпитет Агни, бога огня.

6 Хари — здесь эпитет Кришны (Вишну).

7 Губитель Намучи— эпитет Индры, который убил демона Намучи, срезав ему голову ваджрой — громовой стрелой.

8 Уноситель жертв — эпитет Агни, бога огня, которым, согласно религиозным представлениям хинду, уносит жертву и доставляет ее богам.

9 Джая — сокращенное имя Джаянты, сына Индры.

10 Тваштри— букв. «плотник, строитель», одно из имен Вишвакармана, зодчего богов.

11 Анша — имя одного из Адитьев, олицетворяющего собою солнце.

12 Мритью — божество, олицетворяющее собою смерть, почитающееся хинду сыном Адхармы и Ниррити (Беззакония и Бедствия).

13 Арьяман — один из Адитьев, по представлениям хинду — властелин душ усопших предков.

14 Пушан — ведическое божество, один из 12 Адитьев, первоначально связанный с солнцем. Пушан почитается наблюдателем над всеми путешествиями и над путем в потусторонний мир, кормильцем стад и подателем благополучия.

15 Вишвадевы — то же, что и Вишведевы.

16 Сокрушитель Паки — эпитет Индры, убив­шего демона Паку.

17 Намучи — демон-асура, которого убил Индра.

18 Шарнгака — то же, что и Кханджарита— название породы птиц, трясогузка.

19 Царь закона — эпитет бога Ямы, бога правосyдия и смерти.

20 Пут — название особого отделения в аду, куда, согласно религиозным представлениям хинду, попадают те смертные, которые не имеют детей.

21 Карма — букв. «действие, деяние, возмездие», название безличной силы, которая, согласно представлениям хинду, автоматически подводит итог добрым и дурным деяниям человека и других живых существ. Понятие кармы связывается обычно с представлением хинду о перерождении, так как карма определяет последующую форму существования всякой твари в зависимости от результатов ее добрых и дурных поступков, совершенных в предшествующем рождении.

22 Анила — одно из имен Ваю, бога ветра.

23 Павана — букв. «очищающий», «очистительный» (то же, что и Павака), эпитет огня и Агни, бога огня.

24 Шукра — букв. «яркий, сверкающий», эпитет огня и Агни, бога огня.

25 Брахма — здесь понимается как истина, откровение.

26 Пламенный — эпитет огня и Агни, бога огня.


[1] Нараяна и Нара — два легендарных мудреца, или риши, первоначально выступающие в виде единого образа и почитающиеся воплощением Вишну. Нараяна изображается покоящимся на водах молочного океана. Согласно Махабхарате, Арджуна отожествляется с Нарой, а Кришна с Нараяной.

[2] Сарасвати — богиня красноречия, покровительница наук и искусств, которая почитается то дочерью, то супругою Брахмы. Ей противопоставляется богиня красоты — Шри или Лакшми.

[3] Ломахаршана или Ромахаршана — имя   возницы-суты, ученика мудреца Вьясы, который рассказывает различные сказания.

[4] Пурана — букв. «сказание о древности», предание.

[5] Сута — возница, представитель воинской касты. Сопровождая своих повелителей на битву, возницы, или суты, бывали свидетелями их боевых подвигов и воспевали их.

[6] Лес Наймиша — название места, где якобы впервые была рассказана Махабхарата. Наймиша отожествляется с нынешним Нимкхаром в Аудхе, в районе Ситапура.

[7] Шаунака — имя легендарного мудреца, который почитается автором различных книг, комментирующих веды.

[8] Кулапати — букв. «глава», прозвище святого, который обучает большое число учеников.

[9] Кришна-Двайпаяна — легендарный мудрец Вьяса, который почитается редактором вед, составителем Махабхараты и пуран и основоположником философской системы Веданты. Предание считает его внебрачным сыном мудреца Парашары и Сатьявати, дочери царя рыбаков. Так как Вьяса был тайно рожден своею матерью на острове, то он получил прозвище «Двайпаяна», т. е. «островной, островитянин». А так как он родился черным и безобразным, то он стал прозываться «Кришна», т. е. «черный».

[10] Вайшампаяна — легендарный мудрец. Вайшампаяна признается учеником Вьясы; от него он усвоил Махабхарату, которую рассказывает царю Джанамеджайе во время многолетнего змеиного жертвоприношения.

[11] Джанамеджая — царь Хастинапура, сын Парикшита и внук Арджуны, героя Махабхараты. Мстя за смерть своего отца, умерщвленного змеем Такшакой, Джанамеджая решил истребить всех змей и устроил змеиное жертвоприношение.

[12] Парикшит — царь Хастинапура, сын Абхиманыо, внук Арджуны и отец Джанамеджайи. Во чреве матери Парикшит был убит Ашваттхаманом, но возвращен к жизни Кришной; после отречения Юдхиштхиры от царства и от мира он наследовал престол Хастинапура.

[13] Самантапанчака — букв. «место, окруженное пятью (озерами)», название равнины Курукшетра — «Поля кауравов». Согласно Древним легендам, упоминающимся в Махабхарате, Парашурама (Джамадагнья), истребив весь род кшатриев, образовал пять кровавых озер и кровью напоил своих предков.

[14] Дваждырождеиный — название, даваемое брахманам, членам высшей жреческой касты, а также членам трех первых каст (брахманам, кшатриям и вайшьям). Согласно законам индуизма, человек, не приобщившийся к знанию, ничем не отличается от животного. Поэтому человек, который приобщился к знанию, достигает второго рождения и носит название «дваждырожденный».

[15] Куру — царь лунной династии, сын Самвараны и Тапати, дочери Солнца. Куру правил царством, располагавшимся около нынешнего Доли; предок Дхритараштры и Панду. Куру во множ. числе обозначает также страну и ее население, считающееся потомками Куру; последние обычно называются кауравами.

[16] Панду — букв. «бледный», сын Вьясы и брат Дхритараштры, был царем Хастинапура и отцом пятерых пандавов (букв. «сыновья Нанду»), главных героев Махабхараты.

[17] Слово «брахма», согласно индийской философии, имеет два значения: 1) значение бога-создателя, который является одной из форм проявления майи, божественной иллюзии, и 2) значение божественной субстанции, которая лишена атрибутов и является первоисточником всех миров. Брахма в первом значении почитается верховным божеством, первым членом божественной триады хинду (индусов), созданной брахманизмом в поздний ведический период, в которую входят Брахма (бог-создатель), Вишну (бог-хранитель) и Шива (бог-разрушитель). Ввиду того, что в русском языке нет различия в обозначении долгих и кратких гласных, в переводе эти термины пере даются: первый с большой буквы, второй - с маленькой.

[18] Шастры— древние священные книги, в которых изложены обязанности хинду. В позднейшую эпоху под шастрами понимаются дисциплины по различным отраслям знаний, основанных на ведах. Под шастрами часто понимаются вообще руководства по различным научным дисциплинам.

[19] Веды — древнейшие памятники индийской литературы, которые, согласно представлениям хинду, считались не созданными, а существовавшими до сотворения мира. Они были услышаны несколькими древними мудрецами, поведавшими их миру. Веды представляют собою четыре сборника стихотворных поэтических гимнов, а именно: Ригведа, Самаведа, Яджурведа. Хинду с давних пор считали Махабхарату пятой ведой.

[20] Вьяса — имя древнего мудреца Кришны-Двайпаяны. Согласно легендам, Кришна-Двайпаяна разделил веды на четыре части в виде четырех собраний или самхит. По этой причине он получил прозвище «Вьяса», т. с. брасчлонитель, составитель, редактор».

[21] Ишана — букв. «властитель, владыка», здесь эпитет Шивы.

[22] Движущееся и неподвижное, все, что движется и недвижно, т. е. все живые существа и растения.

[23] Хари — букв. «уносящий (грехи у поклоняющихся)», одно из имен Вишну-Нараяны. Под именем Хари понимается также божественная субстанция.

 

[24] Юга — мировой период. Под югой здесь имеется в виду созидание мира.

[25] Сурагуру — букв. «наставник богов», эпитет бога Брахаспати.

[26] Стхану — букв. «стойкий, незыблемый, могучий», эпитет Рудры-Шивы.

[27] Maнy — сын «самосущего» (Брахмы), почитается родоначальником человеческого рода.

[28] Ка — букв. «кто», имя Праджапати.

[29] Парамештхин— букв. «стоящий над», имя верховного божества, эпитет Вишну-Нараяны.

[30] Прачетасы — букв. «премудрые», прозвище десяти мифических мудрецов, сыновей Прачетаса, или Праджапати из рода Атри.

[31] Дакша — букв. «способный», имя божества, олицетворяющего творческую силу. В первой Махаюге (Великом периоде) Дакша представлялся как Праджапати и почитался одним из десяти сыновей Брахмы, родившимся из большого пальца его правой ноги. Во второй Махаюге (как имеется в виду в контексте) Дакша почитается сыном десяти Прачетасов и Мариши, и сам он имеет семь сыновей (Кродха, Тамас, Дама, Викрита, Ангирас, Кардама и Ашва).

[32] Пуруша — букв. «муж», имя первого божества, рожденного Брахмой от своей же женской половины, после того как он сам раздвоился на две половины (мужскую и женскую). Пуруша почитается божеством, олицетворяющим собою мужское начало. В философском значении термин «пуруша» впервые встречается в Ригведе, в знаменитом гимне— Purusasukta (Ригведа, X, 90), где вся вселенная представлена как проявление пуруши. Наиболее важное значение приобретает пуруша в философии Санкхья, которая лежит в основе философских положений Махабхараты. Под термином «пуруша» здесь понимается божественная субстанция, ибо пуруша не является уже творцом, а отличен от природы и «может быть познан только внутренним опытом.

[33] Вишведевы - букв. «всебоги», прозвище десяти божеств индийской мифологии.

[34] Адитьи - прозвище двенадцати, сыновей Адиты дочери Дакши, почитающихся в индийской владыками вселенной и олицетворяющих двенадцать месяцев в году.

[35] Васу - прозвище восьми божеств, подвластных Индре. В ведический период Васу олицетворяла собой явления природы а именно Апа-воду (а согласно Махабхарате вместо Aпа выступает Ахар, олицетворяющий собою день), Дхрува - полярную звезду. Сома - луну, Дхара - землю, Анила - ветер, Анала - огонь, Прабхаса - зарюи Пратьюша - свет.  Вследствие проклятья Васиштхи, они якобы родились на земле сыновьями царя Шантану от богини Ганги (Вхагирахти), которая утопила их, за исклю­чением последнего, получившего имя Бхишмы.

[36] Ашвины — букв. «всадники», близнецы, божества утренней и вечерней зари.

[37] Якши, гухьяки — разновидности добрых полубогов. Согласно индийской мифологии, они составляют свиту бога богатства Куберы и почитаются хранителями его сокровищ.

[38] Садхьи — название низших божеств-полубогов, которые представляются олицетворениями религиозных обрядов и ведических молитв.

[39] Пишачи — разновидности демонов, злые духи.

[40] Питри или питары — духи, души усопших предков.

[41] Дьяус — бог небес.

[42] Вивасван — букв. «лучезарный», эпитет бога Солнца.

[43] Под тройственностью откровения истины, согласно комментатору Девабодхе, надо понимать: 1) воздая ние за добрые и дурные дела, 2) возникновение миров и 3) их разрушение.

[44] Сатьявати — мать отшельника Вьясы, дочь царя рыбаков.

[45] Парашара — легендарный риши, отец Кришны - Двайпаяны Вьясы. Согласно Махабхарате Парашара считается сыном мудреца Шакти от Адришьянти и внуком Васиштхи.

[46] Сын Ганги — Бхишма, сын царя Шантану, предка пандавов, от богини Ганги.

[47] Садасья — верховный жрец, наблюдающий за правильностью жертвоприношения.

[48] Гандхари — супруга Дхритараштры и мать ста сыновей, кауравов, среди которых старшим был Дурьйодхана. Гандхари была дочерью Субалы, царя Гандхары.

[49] Кшаттри — эпитет Видуры, третьего сына отшельника Вьясы, который родился от рабыни.

[50] Васудева — букв. «сын Васудевы», Кришна, который выступает в Махабхарате не только в виде героя, но и в виде высочайшего божества, представляющегося воплощением Вишну.

[51] Шлока — название метрического размера, получившего наиболее широкое употребление в санскритской эпической литературе. Шлока представляет собою двустишие, состоящее из двух частей по шестнадцати слогов; каждая же из этих частей слагается из двух половин по восьми слогов. Схематически шлока может быть представлена в следующем виде: ---- |^__- |---- |^_^- Долгий слог обозначается знаком _, краткий слог знаком ^. Когда соответствующий слог может быть долгим или кратким, то он обозначается знаком -. Посредине слога имеется цезура. Поскольку шлока являлась наиболее простым и популярным метрическим размером в древней и средневековой Индии, все законодательные трактаты и даже словари составлялись этим размером для наиболее легкого удержания их в памяти.

[52] Парада — имя одного из мифических божественных мудрецов, который почитается сыном Брахмы.

[53] Девала или Асита — имя мифического, ведического мудреца, который почитается олицетворением тьмы.

[54] Дурьйодхана — один из кауравов, главных героев Махабхараты, старший из ста сыновей Дхритараштры.

[55] Карпа — внебрачный сын Кунти, старшей супруги Панду, родившийся якобы от бога Солнца и посвященный в цари в стране Анга.

[56] Шакуни — сын Субалы, царь Гандхары, брат Гандхари и дядя Дурьйодханыло матери. Шакуни строил коварные планы, чтобы погубить пандавов.

 

[57] Духшасана — один из ста сыновей Дхритараштры, который оскорбил публично общую супругу пандавов — Драупади.

[58] Юдхиштхира — старший из пяти сыновей Панду от Кунти, один из главных героев Махабхараты. Его братья — Бхимасена (Бхима), Арджуна, Накула и Сахадева.

[59] Мадри — вторая супруга Панду,  сестра царя мадров.

[60] Партха — букв. «сын Притхи», т. е. Кунти, старшей супруги Панду; эпитет, относящийся к каждому из трех ее сыновей, главным же образом к Арджуне, третьему сыну, — он также относится и ко всем пятерым братьям-пандавам.

[61] Дхарма — бог закона и правосудия; отожествляется с богом смерти Ямой.

[62] Ваю — бог ветра.

[63] Шакра — букв. «могучий», эпитет бога Индры.

[64] Кришна — букв. «темная», эпитет Драупади, дочери царя Друпады и общей супруги пятерых братьев-пандавов.

[65] Сваямвара — одна из форм брака у хинду, при которой невеста сама выбирает себе жениха из многих претендентов, приглашенных ее отцом. Несомненно, сваямвара является пережитком матриархата. Очевидно, поэтому она не упоминается среди восьми видов брака, которые обычно приводятся в Махабхарате, Законах Ману, Артхашастре Каутильи и др. См. прим. 24—31 к «Сказанию о пpoисхождении» (стр. 650—651).

[66] Для того чтобы получить руку прекрасной Драупади на ее сваямваре, надо было совершить подвиг: натянуть тугой лук и пронзить цель. Этот подвиг совершил Арджуна, переодетый брахманом.

[67] Раджасуя — букв. «царственное жертвоприношение», название торжественного жертвоприношения, которое свершалось при посвящении на царство великими царями-самодержцами с участием подвластных им князей.

[68] Джарасандха — сын Брихадратхи, воин и царь Магадхи.

[69] Чайдья — букв. «повелитель чедов или чедиев», Шишупала, царь страны Чеди (совр. Бунделькханд и часть Централь­ных провинций).

[70] Майя — демон, зодчий асуров и богов.

[71] Дрона — учитель военного дела кауравов, сын мудреца Бхарадваджи и апсары Гхритачи.

[72] Крипа — сын Шарадвана Гаутамы от апсары Джанапади. Крипа приходился дядей по матери Ашваттхаману, сыну Дроны.

[73] Санджая — возница царя Дхритараштры, которому перед великим сражением Вьяса дал дар видеть все и быть неуязвимым, чтобы он мог обо всем осведомлять своего слепого царя.

[74] На сваямваре Драупади Арджуна, переодетый брахманом, пронзает стрелою цель и по условию получает невесту, которая становится общей супругою пятерых братьев-пандавов.

[75] Субхадра — дочь Васудевы исестра Кришны, которую похитил и взял себе в жены Арджуна.

[76] Индрапрастха — название столицы, основанной пандавами на берегу Ямуны (Джумны), где ныне расположен город Дели.

[77] Агни — имя бога огня. В ведическую эпоху Агни был одним из важнейших божеств и входил в древнюю триаду: Агпи. Индра и Сурья. В эпическую эпоху, когда на развалинах первобытнообщинного строя окончательно установился рабовладельческий строй, Агни вместе с Индрой и Сурьей, которые олицетворяли собою явления природы, отошел на второй план, уступив место новым божествам: Брахме, Вишну и Шиве.

[78] Кхандава — название леса, посвященного Индре и сожженного богом Агни с помощью Кришны и Арджуны. Лес Кхандава был расположен у реки Ямуны (Джумны) близ Курукшетры и отождествляется с нынешним Музаффарнагаром, расположенным севернее Мирута.

[79] Снатака — букв. «искупавшийся», брахман, который после окончания своего учения совершил омовение.

 

[80] Трьямбака — букв. «трехглазый», эпитет бога Шивы.

[81] Пашупата — букв «принадлежащий Пашунати (Шиве)», название мифического оружия.

[82] Дхананджая — букв. «завоеватель богатств», Арджуна.

[83] Третье небо — третье или высшее небо, где согласно индийской мифологии, пребывают боги.

[84] Каурапы по главе с Дурьйодханой совершают поездку в стоянки пастухов, расположенные в лесу Двайтавана, с целью показать свою власть и поглумиться над униженными пандавами.

[85] Гандхарвы — разновидности добрых полубогов, считающихся небесными музыкантами.

[86] Акшаухини — большая армия, состоящая из четырех родов войск: слонов, колесниц, коней и пехотинцев. Согласно Махабхарате, в акшаухини входят: 21 807 слонов и столько же колес ниц, 65 610 коней и 109 350 пехотинцев.

[87] Мадху — отец Вришни и потомок старшего сынаЯду — родоначальника рода ядавов, в котором родился и Кришна. Мадху, таким образом, является предком Кришны, который носит прозвище Мадхава, т. е. «потомок Мадху» или «происходящий из рода Мадху».

[88] Согласно индийской мифологии, Вишну-Кришна, приняв вид карлика, попросил у Бали, царя дайтьев (титанов), завладевшего тремя мирами, — три шага земли. Получив от Бали просимое, Вишну одним шагом перешагнул всю землю, а другим — небеса. Третьего же шага он не сделал, и поэтому властителем подземного мира остался Бали.

[89] Кешава — букв. «прекрасноволосый», эпитет Кришны.

[90] Сын Бхарадваджи — прозвище Дроны.

[91] Гандива — название лука Арджуны.

[92] Показал в своем теле миры, т. е. потусторонние миры, где, согласно мифологии хинду, пребывают боги, а также смертные, накопившие в земной своей жизни достаточные религиозные заслуги.

[93] Шикхандин — сын царя Друпады. Шикхандин родился девочкой, но потом некий полубог с ним обменялся полом, В поединке с Бхишмой Арджуна, оказавшись не в силах победить его, выставил впереди себя Шикхандипа, но Бхишма отказался применить против него оружие, так как продолжал видеть в нем женщину. Этим воспользовался Арджуна и пронзил Бхишму множеством стрел.

[94] Сомаки — название народа, получившего свое прозвище от имени Сомака, который был дедом Друпады и передал свое имя потомкам.

[95] Шукра — сын Бхригу, наставник демонов-асуров, который при помощи волшебной науки якобы возвращал к жизни асуров, павших в битве с богами. Его также называют Ушанасом.

[96] Сурья — одно из имен бога Солнца.

[97] Саншаптаки — букв. «поклявшиеся», воины-союзники, давшие торжественную клятву сражаться вместе и отвращать других от бегства.

[98] Сын Субхадры — прозвище Абхиманью, сына Арджуны от Субхадры, сестры Кришны.

[99] Сайндхава — царь страны Синдху, которая была расположена в долинах реки Синдху, между нынешним Индом в Джхилаиом.

[100] Ююдхана — букв. «усердно сражающийся», эпитет Сатьяки, воина из рода ядавов, который сражался на стороне пандавов в качестве возницы Кришны.

[101] Критаварман — сын Хридики из рода ядавов, воин-герой, который сражался на стороне кауравов. В числе трех оставшихся в живых он ночью совершил кровавое нападение на спавший лагерь пандавов.

[102] Сын Дроны, т. е. Ашваттхаман.

[103] Мадхава — букв. «потомок Мадху», имя Кришны.

[104] Гхатоткача — сын Вхимасены от ракшаси Хидимбы.

[105] Савьясачин — букв. «ловкий и на левую руку», эпитет Арджуны.

[106] Дхриштадьюмна — сын царя Друпады и брат Драупади.

[107] Нараяна — букв. «принадлежащий Нараяне», название божественного оружия.

[108] Царь мадров, т. е. царь Шалья, брат Мадри, второй супруги Панду. Царь Шалья правил страной мадров, которая была расположена к северо-западу от Хиндустана, на территории между Биасом и Ченабом (совр. Мадрас). Во время великого сраженья Шалья перешел от пандавов к кауравам и был убит Юдхиштхирой.

[109] Субала — герой страны Гандхары, которая про стиралась вдоль реки Кабул, между Кунаром и Индом, включая районы Пешавара и Равальпинди в Северном Панджабе. Субала был отцом Гандхари, ставшей супругой Дхритараштры.

[110] Сын Субалы — Шакуни, строил всяческие коварные планы, чтобы погубить пандавов. Он побудил Дурьйодхану вовлечь в игру в кости Юдхиштхиру, который проиграл все свое царство и вынужден был, по условиям игры, удалиться вместе с братьями и общей супругою в лес в изгнание на двенадцать лет, а тринадцатый провести неузнаваемым.

[111] Гангахрада — букв. «озеро Ганги», название места священных омовений на реке Ганге.

[112] Панчалы — название народа, населявшего страну Панчалу (нынешний Рохилькханд). Панчала первоначально была стра­ной, расположенной на север и запад от Дели, от подножия Хималаев до реки Чамбал. Впоследствии же она была разделена на Северную и Южную Панчалу, которые разделялись Гангою. Столицей первой был юрод Ахиччхатра, а второй — Кампилья.

[113] Ашваттхаман — сын Дроны и Крипи, брахман-воин, сражавшийся на стороне кауравов.

[114] Айшика — название особого вида оружия, сделанного из бамбукового ствола.

[115] Уттара — имя дочери царя Вираты, супруги Абхи-манью и матери Парикшита.

[116] Брахмаширас — букв. «голова Брахмы», название мифического оружия.

[117] Свасти — букв. «хорошо есть», восклицание, выражающее благополучие, счастье и успех.

[118] Вирата — царь страны матсьев, которая была расположена близ    нынешнего Джайпура. У царя Вираты последний год своего изгнания служили пандавы, скрывая свои имена. Его дочь Уттара стала женой Абхиманью, сына Арджуны, и родила Парикшита.

[119] Сын Гавалггапы — Санджая, возница царя Дхритараштры.

 

[120] Шайбья — потомокдревнего царя Шиби, о котором рассказывают, что он спас Агни в образе голубя от Индры, принявшего вид ястреба, — пожертвовав частью своих мускулов, равной весу голубя.

[121] Упанишада — букв. «сокровенное знание», название философского раздела ведической литературы.

[122] Яти — отшельник, подвижник.

[123] Йога — соединение; различные религиозные упражнения направленные якобы на слияние с чистым духом индийской философии.

 

[124] Амрита — напиток бессмертия, амброзия или нектар, пища богов. См. прим. 89 к «Краткому содержанию» (стр. 627).

[125] Вмифологии хинду различаются четыре мировых периода, или юги: 1)Сатьяюга или Критаюга — Золотой век, 2) Tретаюга — Серебряный век, 3) Двапараюга — Медный век и 4) Калиюга — Железный век. Про должительность первого периода равна 1 728 000 земным годам, второго — 1 296 000, третьего — 864 000 и четвертого — 432 000. Все четыре юги вместе составляют одну «Великую югу» — Махаюгу, или Манвантару («период Ману»), длительность которой равна 4 320 000 лет.

[126] Рама, т. е. Парашурама Джамадагнья, сын брахмана и подвижника Джамадагни.

[127] Шалья — царь мадров и брат Мадри, второй супруги Панду.

[128] Хардикья — букв. «сын Хридики», Крита-варман.

[129] Гаутама — букв. «сын Гаутамы», Крипа, зять Дроны.

[130] Пулома — супруга Бхригу и мать Чьяваны.

[131] Итихаса — букв. «так именно было», сказание о древности или о былом, былина, история.

[132] Мировая душа или высочайший дух — божественная субстанция, брахма.

[133] Паушья — букв. «сын Пушана», имя царя, правившего областью Каравирапура, которая отожествляется с нынешним юродом Колхапур в Бомбейском президентстве.

[134] Астика — легендарный мудрец, сын отшельника Джараткару or сестры великого змея Васуки, который смог остановить жертвоприношение, устроенное царем Джапамеджайей, и спасти змеиное племя вместе с Такшакой от гибели.

[135] Хидимба — ракшас-людоед, который был убит Бхимасеной.

[136] Бака — ракшас-людоед, убитый Бхимасеной.

[137] Читраратха — царь гандхарвов, побежденный Арджуной.

[138] Царевна Панчалы — прозвище Драупади, дочери Друпады, царя панчалов.

[139] Видура — третий сын отшельника Вьясы от рабыни из касты шудр. Видура приходился младшим братом Панду и дядей пандавам.

[140] Шишупала — царь страны Чеди(совр. Бунделькхаид), двоюродный брат Кришны. Шишупала был непримиримым врагом Кришны из-за того, что тот похитил его нареченную Рукмини. Во время жертвоприношения, которое устроил Юдхиштхира, Шишупала оскорбил Кришну за то, что ему первому была оказана почесть, и был убит Кришной.

[141] Кирмира — ракшас, убитый Бхимасеной.

[142] Индра — бог бури и грома, а также бог-воитель, носящий часто эпитет «владыка богов». В послеведическую эпоху Индра отошел на второй план, уступив свое место Шиве, или Вишну.

[143] Джатасура — ракшас, который в облике брахмана похитил Юдхиштхиру, Сахадеву, Накулу и Драупади, но был пойман и убит Бхимасеной.

[144] Маркандея — отшельник, силою аскетических подвигов якобы достигший бессмертия. Во время пребывания пандавов в изгнанпи Маркандея навещал их и рассказывал им древние сказания.

[145] Сатьябхама — дочь Сатраджита и одна из четырех главных жен Кришны.

[146] Дрона — мера зерна, равная приблизительно 16 кг.

[147] Кичаки — название народа, занимавшего территорию, где был расположен город Экачакра (совр. Чакарнагар).

[148] Абхиманью — сын Арджуны от Субхадры.

[149] Санатсуджата — брахман, вечно юный риши. Он изложил Дхритараштре науку о высочайшем духе (брахме), знанием которой вместе с йогой якобы побеждается сама смерть.

[150] Господь — Кришна.

[151] Ратхин — воин, сражающийся на колеснице, колесничный воин.

[152] Атиратха — колесничный воин, не имеющий себе равного.

[153] Улука — имя посланца Дурьйодханы, который передал пандавам надменное и оскорбительное послание и принес назад их решительный ответ.

[154] Амба — сестра матери Панду, дочь царя Кашираджи. Вместе с двумя своими сестрами она была насильно увезена Бхишмой, который отказался жениться на ней, так как дал обет воздержания.

Оскорбленная, она дала обет погубить его и умилостивила Шиву, чтобы он исполнил ее желание. В следующем своем рождении она родилась дочерью Друпады — Шикхандини, а затем обратилась в юношу Шикхандина, который послужил причиной гибели Бхишмы. См. прим. 93 к «Вступлению» (стр. 618).

[155] Материк Джамбу, или Джамбудвипа — название одного из семи материков, в систему которого, согласно индийской космогонии, входит Индия.

[156] Бхагавадгита — «Песнь господа», философская поэма, входящая в состав Шестой книги Махабхараты.

[157] Джаядратха — царь саувиров в области Синдху (совр. Синдх), супруг Духшали, дочери Дхритараштры, и шурин Дурьйодханы, — был убит Арджуной.

[158] Гхатоткача — сын Бхимасены от ракшаси Хидимбы.

[159] Сарасвати — название древней реки, которая протекала недалеко от Курукшатры, где происходило великое сражение между кауравами и пандавами. В Пенджабе имеется давно высохшее русло реки Сарасвати, которая, по индийским легендам, не исчезла, а протекает под землей и у Праяга (совр. Аллахабад) сливается с Гангой и Ямуной (совр. Джумна).

 

[160] Речь идет о ночном нападении на беспечно спавшее войско Юдхиштхиры, окончившемся полным истреблением лагеря пандавов.

[161] Речь идет о сражении на палицах между Бхимасеной и Дурьйодханой, в котором последний был убит только благодаря применению нечестных способов боя по совету Кришны.

[162] Здесь описывается плач и скорбь многострадальных жен воинов, павших на поле сражения.

[163] Здесь говорится о том, как Юдхиштхира распределял дворцы между  своими братьями.

[164] Повторная песнь — песня, в которой Кришна, по просьбе Арджуны, резюмирует то, что было им изложено выше в Бхагаватгите.

[165] Отшельник Вьяса дал Дхритараштре дар. Дхритараштра, Гандхари и Кунти хотят увидеть павших в бою родственников. Вьяса приглашает их пойти к Бхагиратхе (реке Ганге), где он вызывает для них чудесное видение павших воинов, которые поднимаются из вод, встречаются с ними и исчезают вновь. Вдовы их погружаются в поток, чтобы воссоединиться со своими мужьями.

[166] Уттанка — мудрец риши, ученик мудреца Веды. Уттанка достал серьги для царицы, супруги царя Паушьи, и после утраты достал их вновь из змеиного царства.

[167] Бхригу — ведический мудрец, великий риши, почитающийся основателем рода бхригуидов или бхаргавов, в котором роди­лись Джамадагни и Парашурама.

[168] Гаруда — сын Винаты от прародителя Кашьяпы, птица-великан, царь птиц и пожиратель змей.

[169] Уччайхшравас — белый конь Индры, якобы вышедший из воды при пахтании океана.

[170] Двайпаяна — букв. «островной, островитянин», эпитет мудреца Вьясы, тайно рожденного своею матерью на острове.

[171] Частичное воплощение — неполное воплощение божеств, которые по индийской мифологии только некоей частью своего существа якобы воплощаются на земле в образе царей, героев и пр. для искоренения зла.

[172] Дайтьи — демоны, потомки Дити от Кашьяпы.

[173] Данавы — демоны, потомки Дану от Кашьяпы, которые, как и дайтьи, сражались против богов.

[174] Бхагратхи — букв. «дочь Бхагиратха», одно из названий Ганги. Согласно преданиям, Бхагиратха — сын царя Дилипы и потомок царя Сагары — своими суровыми аскетическими подвигами низвел Гангу с небес на землю, чтобы воскресить шестьдесят тысяч сыновей царя Сагары, превращенных в пепел проклятием мудреца Капилы. Воды Ганги устремились к месту гибели сыновей Сагары и, омыв пепел, оживили их. Поэтому Ганга называется «дочерью Бхагиратха».

[175] Шантану — сын Пратипы, царь лунной династии, который был женат на Ганге и Сатьявати. От первой жены у него был сын по имени Бхишма, а от второй — Читрангада и Вичитравирья.

[176] Варапавата — древнее название города Барнава, расположенного в 35 км к северо-западу от Мирута.

[177] Апгарапарна — имя Читраратхи, царя гандхарвов, побежденного Арджуной.

[178] Тапати — дочь Солнца, супруга царя Самваравы и мать Куру.

[179] Васиштха — легендарный мудрец, почитающийся домашним жрецом солнечной династии царей и автором ряда ведических гимнов, в особенности же VII мандалы Ригведы.

[180] Аурва — легендарный мудрец, потомок Бхригу.

[181] Кхандавапрастха — букв. «область леса Кхандава», то же, что Индрапрастха. См. прим. 76 к «Вступлению» (стр. 617).

[182] Нарада — божественный мудрец, который в индийской мифологии признается сыном Брахмы, творца вселенной. Нарада почитается посредником между мирами богов и людей.

[183] Сунда и Упасунда — два брата-асура, сыновья Никумбхи, которые убили друг друга из-за Тилоттамы, прекрасной небесной девы, созданной и подосланной богами.

[184] Улупи — дочь Кауравьи, царя змей. Однажды, купаясь в Ганге, Улупи увидела Арджуву и, пленившись его красотой, увлекла его в Паталу, подземное царство змей., Улупи предложила себя в жены Арджуне, который произвел от нее сына по имени Ирават. Когда Арджуна в сражении был обезглавлен стрелою Бабхруваханы, пасынком Улупи, то при помощи последней он был возвращен к жизни.

[185] Бабхрувахана — царь Манипура (Маналура), сын Арджуны от его супруги Читрангады, который был воспитан Улупи.

[186] Дварака. Дварика или Дваравати - столица Кришны, воздвигнутая на острове, посреди океана, которая, но преданиям, была после смерти Кришны разрушена морем. Ныне — город Дварка в западной части Гуджерата.

[187] Киритин — букв. «украшенный короной или диадемой», эпитет Арджуны.

[188] Колесница желания — мифическая колесница, обладающая свойством двигаться всюду по желанию ее обладателя.

[189] Деваки — супруга Васудевы и мать Кришны.

[190] Мандапала — некий мудрец, который всю жизнь провел в подвижничестве и умер бездетным. Когда в обиталище Ямы он узнал, что его аскетические занятия не достигли успеха из-за того, что у него не было потомства, он принял вид птицы из породы шарнгика и от птицы той же породы, по имени Джарита, произвел четырех сыновей - шарнгов.

[191] В критическом издании Махабхараты содержится 225 глав.

[192] Бхима —сокращенное имя Бхимасены, второго сына Панду и Кунти.

[193] Сын Дхармы, т. е. сын бога Ямы, Юдхиштхира.

[194] Вришни — название общины или рода ядавов, к которой принадлежал Кришна. Такое название идет от имени Вришни, потомка Яду, который принадлежал к лунной династии и был предком Кришны. От него Кришна получил прозвище Варшнея («потомок Вришни»).

[195] Саубха — название мифического воздушного города дайтьев на берегу океана, над которым властвовал царь Шальва. Кришна разрушает чудесный город Саубху при помощи своего диска и убивает Шальву.

[196] Махадева— букв. «великий бог», эпитет Шивы.

[197] Охотник-кирата — представитель лесных и горных племен, живших охотой.

[198] Хранители мира, т. е. хранители стран света; их восемь: Индра, Агни, Яма, Найрита, Варуна, Марут, Кубера и Шива.

[199] Восхождение на небо, т. е. пришествие Арджуны в царство Индры, своего отца.

[200] Брихадашва — мудрец, который для утешения Юдхигатхиры рассказывает ему сказание о Нале и Дамаянти.

[201] Ломаша — мудрец, посланный Индрой к Юдхиштхире.

[202] Гандхамадана — букв. «опьяняющий запахом», древнее название части горной цепи Рудра-Хималаи в Гар-вале, которая находится северо-восточнее Бадринатха.

[203] Маниман — друг бога Куберы, убитый Бхимой.

[204] Агастья — мифический царственный мудрец, упоминающийся еще в Ригведе. По преданию, Агастья родился от семени Митра-Варуны, которое истекло у него при виде прекрасной небесной девы Рамбху. Об Агастье известен следующий миф. Гора Виндхья потребовала от Солнца, чтобы оно обходило ее, как оно обходит священную гору Меру. Когда Солнце отказало, гора Виндхья, дабы преградить ему путь, стала расти ввысь. По просьбе богов, Агастья направился к Виндхье, и она почтила его поклоном. Агастья, приказав ей не подниматься до его возвращения, отправился на юг, откуда уже не вернулся обратно. И Виндхья навсегда осталась распростертой.

[205] Ватапи — демон-дайтья, сожженный мудрецом Агастьей.

[206] Лопамудра — имя девы, созданной мудрецом Агастьей и тайно им отданной царю Видарбхи. Когда Лопамудра выросла как приемная дочь царя, Агастья сам женился на ней.

[207] Шиби — легендарный царь, сын Ушинары, о котором легенды рассказывают, что он спас Агни в образе голубя от Индры, принявшего вид ястреба.

[208] Ришьяшринга — некий мудрец, сын Вибхандаки. По легендам, он родился от антилопы и имел на лбу маленький рог, отчего и получил прозвище Ришьяшринга («антилопорогий»).

[209] Картавирья — сын Критавирьи, царь хайхаев, который правил в Махишмати, наследственной столице царей из рода Хайхая. Он имел тысячу рук и золотую колесницу, которая могла двигаться всюду по желанию владетеля. Картавирья был убит Парашура-мой за то, что тот насильно увел корову Камадхену у его отца Джама-дагни.

[210] Хайхая — название страны и ее народа, обитавшего, как предполагают, в горах Виндхья.

[211] Суканья - дочь царя Шарьяти, которую отец выдал за мудреца Чьявану.

[212] Шарьяти - царь, отец Суканьи, супруги Чьяваны.

[213] Сома - сок растения сома, хмельной напиток, который


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.218 с.