Раздел II Финансы. Финансовая система. Бюджет государства. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Раздел II Финансы. Финансовая система. Бюджет государства.

2021-03-18 54
Раздел II Финансы. Финансовая система. Бюджет государства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел II Финансы. Финансовая система. Бюджет государства.

 

Тема 2 Финансы и финансовая система

1. Сущность и функции финансов.

2. Финансовые ресурсы.

3. Финансовая система, ее звенья и форма организации.

 

Распределительная функция финансов.

Распределительная функция финансов связана с распределением ВВП и НД. Без участия финансов НД не может быть распределен.

Эта функция осуществляется во всех сферах общественной жизни. Сферами распределения являются:

1 – материальное производство;

2 – сфера услуг (не материальное производство);

3 - обращение;

4 – потребление.

 

Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне – государство.

 

Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме.

С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости – на микроуровне; и перераспределение этой стоимости - на макроуровне.

Распределительная функция охватывает три последовательные ступени:

1) формирование фондов денежных средств. На микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, на макроуровне – централизованные средства государства;

2) распределение средств через финансовые инструменты. На микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизаций) и домашнего хозяйства для конкретного потребления. На макроуровне – возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

3) использование денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство, на макроуровне – улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны.

 

Взаимосвязь элементов финансово-кредитных отношений со стадиями воспроизводственного процесса характеризуется встречным движением натурально-вещественных и стоимостных параметров, которые могут быть представлены в следующей форме: (схема)

 

Производство

 

Распределение

  Оборотные и внеоборотные фонды, фонды оплаты труда и т.д.   Бюджеты развития, амортизационные фонды, инвестиционные фонды и др.  

 

  Финансы и кредит           Фонды потребления, фонды расходуемых финансовых ресурсов и др.   Фонды обращения, выручка, прибыль, доходы населения, цены и др.  

Потребление

 

Обмен (обращение)

 

 

Таким образом, финансово-кредитные отношения пронизывают все стадии воспроизводственного процесса. На каждой стадии имеют свои специфические формы и сущностные границы проявления.

Распределительные финансовые отношения имеют ряд особенностей:

1. Финансово-кредитные отношения создают свою особую системураспределения. В целом система распределения, обеспечиваемая финансовыми отношениями, включает три взаимосвязанных уровня. Эти уровня соответствуют уровням вертикальной системе управления экономикой.

 

Уровни финансового распределения:

- федеральный уровень;

- территориальный (на уровне субъектов федерации);

- местный.

2. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения

 

Виды финансового распределения:

- внутрихозяйственное;

- внутриотраслевое;

- межотраслевое;

- межтерриториальное;

- межгосударственное.

 

Каждый названный вид финансового распределения обслуживается разными звеньями финансовой системы:

Внутрихозяйственное – финансами предприятия, компаний, ассоциаций.

Межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Межгосударственное – государственными финансами и бюджетами союзов государств.

 

 

Регулирующая функция финансов

Регулирующая функция финансов тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

На микроуровне (предприятие) эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих.

На макроуровне (государство) – эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигают таких же результатов.

 

Финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы – это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, субъектов федерации, муниципалитетов, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств.

Финансовые ресурсы - это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.

Субъектами финансовых ресурсов выступают:

1 – домохозяйства;

2 – предприятия, объединения, компании и т.д., т.е. юридические лица, владеющие децентрализованными финансовыми ресурсами;

3 – государство в форме различных бюджетов и внебюджетных фондов.

Соотношение между ними определяются рыночными отношениями. Чем больше самостоятельности у физических и юридических лиц. Тем больше возможности у них формирования финансовых ресурсов.

Объектами финансовых ресурсов являются финансовые отношения, в результате действия которых образуются целевые денежные фонды.

Структура финансовых ресурсов представлена двумя блоками:

 

 

Централизованные

(макроуровень)

включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов

Децентрализованные

 (микроуровень)

 

Предприятия Домашние хозяйства  налоговые и неналоговые платежи Прибыль

Денежные доходы и сбережения населения

 неналоговые платежи и сборы во внебюджетные фонды Амортизационный фонд  обязательное государственное имущественное и личное страхование Кредитные ресурсы

 

В состав финансовых ресурсов входят:

1. Собственные средства:

А) на уровне предприятий и домохозяйств – прибыль, зарплата, доходы домохозяйств;

Б) на уровне государства – доходы от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеторговой деятельности;

2. Средства, мобилизованные на рынке:

А) на уровне предприятий и домохозяйств – продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит;

Б) на уровне государства – эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;

3. Средства, поступившие в порядке перераспределения:

А) на уровне предприятий и домохозяйств – проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами;

Б) на уровне государства – обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Финансовые ресурсы, их формирование и использование находит отражение в балансах финансовых ресурсов.

Основным документом, в котором находит отражение объем финансовых ресурсов страны (и каждого региона) и направления их использования, является сводный финансовый баланс.

Сводный финансовый баланс РФ включает финансовые ресурсы трех источников:

1 – ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль, амортизация);

2 – средства, аккумулируемые бюджетной системой;

3 – средства внебюджетных фондов, прежде всего социальных.

Однако в сводный финансовый баланс из-за отсутствия точных статистических данных не включены данные доходов и расходов важного субъекта финансовых ресурсов – домашнего хозяйства.

Финансовый баланс может быть представлен не только как соотношение доходов и расходов. Кроме того, баланс может быть представлен как движение денежных потоков между секторами экономики. Где доходы каждого экономического сектора являются расходами других секторов. Построенный таким образом баланс – в разрезе экономических секторов используется для моделирования экономических процессов, прогнозирования вариантов финансовой политики и социально-экономической политики государства в целом.

Однако, разработка такой шахматной формы финансового баланса субъектов федерации весьма трудное дело, т.к. не все потоки денежных средств обобщаются на региональном уровне.

 

Финансовый механизм.

Финансовый механизм – важнейшая составляющая часть финансовой политики. Посредством финансового механизма происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм – система установленных государством норм и методов организации финансовых отношений.

Основными звеньями финансового механизма являются:

- формы финансовых ресурсов;

- методы формирования финансовых ресурсов;

- система законодательных норм и нормативов, которые используются для определения доходов и расходов государства;

- организация бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутки реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. Этот механизм являлся основным при планово-централизованной системе распределения.

В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

Регулирующий финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых превалирует рыночная система хозяйства. Он определяет основные правила игры в конкретном секторе финансов, в котором непосредственно не затрагиваются интересы государства.

Регулирующий финансовый механизм используется для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

 

 

Типы финансовой политики.

Исторический анализ вариантов финансовых политик, используемых различными государствами, позволит выделить три основных типа финансовой политики.

1. Классическая.

2. Регулирующая.

3. Планово-директивная.

Планово-директивная финансовая политика.

Планово-директивная финансовая политика – применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой.

Государство, как собственник средств производства, осуществляет прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Целью такой финансовой политики являлось – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства. Для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Задача финансового механизма – создать инструменты для изъятия всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов власти.

Для государственных предприятий был создан механизм двух канального изъятия чистого дохода.

1. Вначале, чистый доход изымался в бюджет при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая отрасль).

2. Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий.

При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий.

Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи:

- подоходного дохода населения;

- системы фактически принудительных государственных займов;

- системы сберегательных касс, с помощью которых свободные средства населения также направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государственного плана.

Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов.

Планово-директивная финансовая политика проводилась во всех бывших социалистических странах. Данная политика является:

- весьма эффективной в условиях, когда требуется максимальная концентрация финансовых ре6сурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (война, восстановление хозяйства и т.п.);

- не эффективной в условиях нормального функционирования экономики (с отрицательными последствиями - снижение эффективности производства, замедление развитие социальной сферы, резкое ухудшение финансового положения государства).

 

Министерство финансов РФ.

Основные задачи:

- разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

- составление проекта и исполнение федерального бюджета;

- обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка;

- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

- совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

- осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходование бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

 

Основные функции Министерства финансов РФ:

1. Участие в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определение потребности в государственных финансовых ресурсах, подготовка предложений о распределении их между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

2. Организация работы по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разработка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ.

3. Обеспечение исполнения федерального бюджета и контроль за исполнение федеральных внебюджетных фондов.

4. Разработка с участием Госналогслужбы, федеральной службы налоговой полиции РФ предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы.

5. Участите в определении государственной ценовой политики.

6. Участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране.

7. Разработка предложений по выпуску и размещению, а также осуществление выпуска государственных внутренних займов РФ.

8. Разработка предложений по формированию и развитию финансового рынка.

9. Осуществление по поручению Правительства РФ сотрудничества с международными финансовыми организациями.

10. Разработка проектов и реализация программ внешних заимствований РФ.

 

Важнейшими департаментами Минфина РФ являются следующие:

Бюджетный департамент – составляет проект бюджета.

Отраслевые департаменты финансирования:

- промышленности;

- строительства и строительной индустрии;

- транспортных систем и связи;

- сельского хозяйства;

- пищевой промышленности и охраны природы;

- оборонного комплекса и др.;

Уровни управления

Федеральный Субъект федерации Местное самоуправление Минфин РФ,   В том числе: - департамент государственного финансового контроля и аудита; - главное управление федерального казначейства (ГУФК) Минфина РФ; - департамент по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ Министерство, управление, департамент финансов субъекта РФ - региональный аппарат департамента контроля РФ;   - орган федерального казначейства МФ РФ субъекта РФ;   - территориальный орган федеральной службы РФ по надзору за страховой деятельностью; Управление, департамент, отдел финансов - аппарат департамента контроля Минфина РФ;     - городской, районный орган (отделение) федерального казначейства;   - Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ Таможенное управление субъекта РФ или региона (ов) Городская, районная таможня ЦБ РФ Главное управление ЦБ РФ субъекта федерации Городское, районное отделение главного управления ЦБ субъекта РФ Министерство налогов и сборов (МНС) Государственная налоговая служба (инспекция) субъекта РФ Городские, районные налоговые службы Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) РФ Федеральная служба налоговой полиции РФ субъекта Федерации   - Счетная палата РФ Контрольно-счетная палата (комиссия) субъекта Федерации Счетная комиссия представительного органа местного самоуправления Федеральная служба России по валютному контролю Территориальный орган федеральной службы РФ по валютному и экспертному контролю   - Федеральная комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ФКЦБ) Территориальный орган федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку   - Федеральные внебюджетные фонды Региональные дирекции федеральных внебюджетных фондов   -

 

Все рассмотренные структуры кроме Минфина РФ имеют жесткое административное федеральное подчинение (прежде всего: назначение руководителей региональных служб, бюджетное финансирование затрат на содержание нижестоящего звена вышестоящей службой).

На местах, в субъектах федерации отсутствует единый координирующий орган деятельности всех финансовых структур, что затрудняет осуществление единого регионального финансового управления и регулирования.

Управление финансами в экономически развитых странах, как правило, осуществляется несколькими государственными органами.

В США – это Министерство финансов (казначейство), административно-бюджетное управление при Президенте. Сбором доходов заняты – таможенная служба и бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию.

В Великобритании – Казначейство.

В Германии – Министерство финансов, участвует федеральное ведомство по финансам и федеральное управление государственным долгом, подчиненное федеральному Министерству финансов.

Во Франции – Министерство экономики, финансов и бюджета.

В Италии – четыре государственных органа:

- Казначейство – государственными расходами и финансовым контролем;

- Министерство финансов – доходами;

- Министерство бюджета – составляет государственный бюджет и координирует финансовые ресурсы;

- Министерство внутренних дел – местными финансами.

 

Среди пяти основных функций управления финансами важное место занимает финансовый контроль.

Финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов.

Цель финансового контроля – содействие формированию научно-обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма, сокращение теневого денежного оборота.

По форме проведения.

- Обязательный (внешний).

- Инициативный (внутренний).

Некоторые виды финансовой деятельности требуют обязательного законодательного контроля (банковская деятельность, работа страховых и финансовых компаний, инвестиционных фондов, фондовых бирж и др.).

Обязательному контролю и ревизии подвергаются все государственные и муниципальные бюджеты, внебюджетные фонды.

Внутренний контроль в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в компаниях осуществляется как правило на постоянной основе (ревизионными комиссиями, контрольно-ревизионными подразделениями), так и в связи с необходимостью (как правило, аудиторский контроль).

 

По методам проведения.

- Проверки.

- Обследования.

- Наблюдение (мониторинг).

- Анализ финансовой деятельности.

- Надзор.

- Ревизия.

Проверка, экономический анализ и ревизия – это методы последующего контроля. Результатами финансового контроля являются различные факты экономической жизни (как правило, отрицательные) и количественные показатели (требующие устранения или утверждения).

В ходе реализации финансового контроля используется большое количество методик, методов, способов контроля, которые в настоящее время сведены в целую систему.

 

 

Тема 4. Бюджет государства.

1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета.

2. Бюджетное устройство и бюджетная система. Консолидированный и чрезвычайный бюджеты РФ.

3. Федеральный бюджет. Доходы и расходы федерального бюджета РФ.

4. Бюджетный дефицит: сущность, причины, последствия, методы погашения.

 

Бюджетное устройство и бюджетная система.

 

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетное устройство определяет правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Бюджетная система – совокупность бюджетов государства и административно-территориальных образований. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы страны.

Бюджетное устройство и бюджетная система во многом определяется формой государственного устройства.

Унитарное (единое) государство – форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве.

Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев:

- государственного бюджета;

- местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Федеративное (объединенное, союзное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций.

Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из:

- федеративного бюджета;

- бюджетов членов федерации;

- местных бюджетов.

Под бюджетным федерализмом понимают форму автономного функционирования бюджетов различного уровня государственной власти, основанную на четко сформулированных законодательных нормах и положениях.

Однако, в федеральных государствах бюджетные системы устроены по-разному. Выделяют следующие основные типы организации бюджетных систем: - централизованные, децентрализованные и комбинированные.

 

Структура бюджета.

Бюджет состоит из двух частей - доходной и расходной. Доходы непосредственно поступают в распоряжение государства.

Существуют внешние и внутренние доходы.

Внешние доходы – заемные средства иностранных государств и международных организаций, выплаты репараций и контрибуций.

Внутренние доходы – имеют приоритетное значение, они связаны с национальным материальным производством, доходы от использования государственной и муниципальной собственности, в том числе от продажи ее и сдачи в аренду.

В соответствии с порядком и условием зачисления доходы бюджетов подразделяются на несколько видов.

1. Закрепленные доходы. Такие доходы полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет. Правовой основой включения в бюджеты этих доходов является налоговое и бюджетное законодательство.

2. Регулирующие доходы. Поступают в соответствующий нижестоящий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей на основании правового акта о бюджете вышестоящего уровня. Регулирующие доходы распределяются ежегодно.

3. Дотации. Представляют собой денежные отчисления из вышестоящего бюджета в нижестоящий в качестве помощи. Выделяются в тех случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе. Не имеют целевого назначения.

4. Субвенции. Выделяются на определенный срок из бюджетов вышестоящих уровней на конкретные цели. Подлежат возврату в случае не целевого использования или использования не в установленные сроки.

5. Субсидии. Денежные суммы, выделяемые из вышестоящих бюджетов на финансирование определенных мероприятий и предполагающее долевое участие нижестоящих бюджетов в этом финансировании.

6. Бюджетная ссуда. Денежная помощь вышестоящих бюджетов нижестоящим. Имеет возвратный характер и может быть возмездна, т.е. ее пользование может быть сопряжено с уплатой процентов. В отличии от дотации, субвенции и субсидии бюджетные ссуды могут выделяться в порядке бюджетного регулирования в течении финансового года.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года

К собственным источникам доходов относится п.п. - 1,2. Кроме того в бюджетах каждого уровня могут фигурировать и заемные средства, которые привлекаются на условиях возвратности и, в случаях предусмотренных законом, возмездности (платности).

 

Расходы бюджетов подразделяются на две категории:

- текущие расходы;

-  и бюджет развития.

Бюджет текущих расходов – это расходы на содержание, т.е. обеспечение деятельности органов государственной власти и управления бюджетных организаций, учреждений, предприятий и расходы на капитальный ремонт заданий и сооружений.

Бюджет развития – расходы на расширение производства, на ассигнование инвестиций, которые должны способствовать развитию каких-либо экономических структур в будущем.

В случае бюджетного дефицита приоритетному первоочередному финансированию подлежат текущие расходы.

 

Организация бюджетов в РФ имеет ряд особенностей:

- составление консолидированных бюджетов;

- возможность введения чрезвычайного бюджета.

 

 Консолидированный бюджет РФ.

Консолидированный бюджет – сводный бюджет, включающий в себя бюджет национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней.

Консолидированный бюджет РФ – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

 Его назначение – осуществление анализа финансовой ситуации. Консолидированный бюджет – инструмент осуществления анализа положения государственных финансов и перспективы их развития.

Консолидированный бюджет образуют самостоятельные бюджеты. Консолидированные бюджеты образуются на уровне районов, городов с районным делением, субъектов РФ.

Консолидированный бюджет РФ - федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Консолидированные бюджеты субъекта РФ – бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований.

Консолидированный бюджет муниципального образования – бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящиеся на его территории.

Консолидированные бюджеты РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующие агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории РФ в целом и отдельных субъектов РФ.

Показатели консолидированных бюджетов используются:

- в бюджетном планировании (при определении нормативов отчислений в бюджет и размеров дотаций из бюджета);

- при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны;

- при сводном финансовом планировании (многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов);

- в перспективном планировании при разработке прогнозов экономического и социального развития государства;

- при определении различных видов обеспеченности жителей страны, территорий (бюджетные расходы на медицинское обслуживание, образование приходящиеся на одного жителя страны, территории).

В консолидированный бюджет РФ мобилизуется примерно 40% всех финансовых ресурсов государства.

1/3 всех расходов консолидированного бюджета РФ связанна с развитием отраслей народного хозяйства, в том числе:

- 6% - промышленность, энергетика, строительство;

- 4% - сельское хозяйство и рыболовство;

- 3% транспорт, дорожное хозяйство и связь;

- 13% - жилищно-коммунальное хозяйство.

2/3 расходов консолидированного бюджета РФнепроизводительные расходы, в том числе:

- 10% - управление и правоохранительная деятельность;

- 10% - оборона страны;

- 3% - обслуживание государственного долга;

- 30% - социально-культурные расходы.

 

Чрезвычайный бюджет РФ.

Чрезвычайный бюджет – бюджет, разрабатываемый и вводимый в условиях чрезвычайного положения в стране или на отдельных ее территориях. В основе чрезвычайного бюджета лежит режим чрезвычайного расходования бюджетных средств.

Основанием введения чрезвычайного бюджета является введение чрезвычайного положения, которое вводится Президентом. Решение о принятии чрезвычайного бюджета принимает Федеральное Собрание.

Режим чрезвычайного расходования бюджетных средств должен вводится в тех случаях, когда дефицит бюджета увеличивается до размеров не покрываемых посредством размещения государственных ценных бумаг.

Механизм реализации чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходование бюджетных средств именуется секвестром бюджета.

Секвестр бюджета –пропорциональное (на определенный процент) ежемесячное сокращение государственных расходов по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи бюджета, которые определяются в этом качестве при утверждении бюджета на соответствующий период.

Источники покрытия дефицита федерального бюджета РФ ежегодно определяются федеральным законом «О Федеральном бюджете».

 

Налоговые доходы бюджета РФ

К налоговым доходам относятся:

- федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования – законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

- государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.

Налоги – важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Способ, характер, масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии развития общества, породившего соответствующее государство.

Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента.

 

 

По признаку переложимости налоги бывают прямыми и косвенными.

Прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или со стоимости имущества налогоплательщиков (налог на землю, налог на доходы с физических лиц, налоги с наследства и дарения).

Косвенные налоги – включаются в цену товаров и услуг и взимаются в процессе их потребления (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенные пошлины). Косвенным налог называется потому, что при покупке товара отдельно налог не уплачивается. Покупатель может даже не догадываться о налоге, входящем в цену товара. Однако, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, покупатель тем самым является его плательщиком.

Налоги как экономическая категория имеют существенные признаки:

1. Императивность. Предполагает отношение власти и подчинения. Субъект налога не вправе отказаться от выполнения на него возложенных обязательств. Иначе – санкции.

2. Смена собственника. Посредством налогов доля частной собственности становится государственной., при этом образуется государственный денежный фонд – бюджетный фонд.. Налоги, поступая в бюджетный фонд, обезличиваются, поэтому налоги – отношения не целевые. Этим налоги отличаются


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.