Характеристика теорий происхождения гос-ва и права — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Характеристика теорий происхождения гос-ва и права

2021-03-17 100
Характеристика теорий происхождения гос-ва и права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Теологическая (Фома Аквинский, Жан Мартен)- гос-во продукт божественной воли, гос власть вечна и незыблема. Все должны подчиняться гос-ву во всём. С неравенством люди д мириться так как это воля Божья. Умаляет влияние соц-экономических, материальных, духовных отношений на гос-во. Теория не доказуема, т.к. построена в основном на вере.

2.Патриархальная (Аристотель) – люди-существа коллективные стремящиеся к общению, следовательно к возникновению семьи, а развитие семьи приводит к образованию гос-ва. Гос-во - продукт разросшейся семьи. Власть государя- продолжение власти отца в семье(он не выбирается и не смещается подданными). 3.Договорная (Ж. Ж. Руссо, Радищев)- гос-во возникло как результат договора, в кот вступают люди, находившиеся до этого в первобытном состоянии. Гос-во- рациональное объединение людей на основе согласования между ними, в силу кот они передают часть своей свободы гос-ву. У правителя и общества возникают общие обязанности и взаимные права.

4. Органическая (Спенсер) – гос-во- организм, постоянные отношения между частями которого, аналогично отношению между частями живого существа. Гос-во продукт социальной революции, подобной биологической. Гос-во имеет мозг(правитель) и средства выполнения его решений(подданные). 5.Марксистская (Маркс, Энгельс)- возникновение гос-ва в силу соц-экономических причин. Избыток продуктов привёл к возникновению частной собственности, а в результате к расколу об-ва на имущие и не имущие классы. Власть переходит к богатым людям. Гос-во возникло в целях поддержания господства одного класса над другим.

6.Теория насилия (Дюринг, Гумплович)- причина происхождения гос-ва- военно-политический факт: насилие, порабощение одних племён другими. Гос-во аппарат управления, принуждения, завоевания. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы.             

7. психологическая теория (Петражицкий, Фрейд) - связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

7. Плюрализм в понимании и определении гос-ва. Признаки государства.

 С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия "государство", однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем. Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Греции). Кант воспринимал государство как "общество людей, которое само распоряжается и управляет собой". Дюги, "государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом - политическая власть". Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. Марксистская теория рассматривает государство исходя исключительно из его классовой природы и видит его назначение в осуществлении организованного насилия одного класса над др. государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство – властно-политическая организация общества, обладающая гос. суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

В современной юр литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков:

1) Территориальная организация населения. Территория – пределы действия гос.власти.                                       2) государство – единственный носитель суверенной власти                                                                                                       3) государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права                                                                                                                                                                                               4) государство – аппарат управления, представляющий собой систему гос. органов                                                                     5) Наличие гос.казны и налогообложения                                                                                                                                 6) только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет                                                                                                                                                         7) государство тесно связано с правом, представляющим собой нормативно выражение государственной воли общества.

8. Сущность государства и её эволюция. Классовое и общесоциальное в сущности гос-ва.

Сущность - совокупность наиболее важных, глубинных связей, отношений, внутренних закономерностей, определяющих его главные черты и тенденции развития.

Подходы:                                                                                     

1 Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.                                                                                                     

  2. Более прогрессивным является общечеловеческий (общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства. сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Вывод: в настоящее время большинство учёных отмечают, что в государстве есть и классовое и общесоциальное начало, но их преобладание в конкретном гос-ве зависит от режима гос-ва и от исторического типа.

9. Типология гос-ва. Формационный и цивилизационный подходы.                                                               Тип гос-ва следует отличать от категории форма (характеризует признаки отдельной страны), а тип более широкая категория (описывает определённые группы государств на какой либо стадии развития или историческом этапе). Осн подходы к типологии государств:                                                                                                                     1.Формационный - разработан 150л назад марксистами. Основан на объединении государств в рамках конкретной общественно – эконом. Формации. Формация обозначает определённый уровень развития экономики. Классификатор – способ производства. На стадии формирования гос-в выделяли: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое/буржуазное.

Недостатки: сведение к экономике всех факторов влияющих на право; выяснилось что не все гос-ва проходят одни типы развития.

Достоинства: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства.                                                                                                               2.Цивилизационный - объединяет различные теории, кот помимо экономических факторов учитывает культурный, религиозный, и иные причины развития гос-ва. При характеристике развития конкретных стран следует учитывать не только развитие процессов производства, но и духовно – культурные факторы.

Заслугой А. Тойнби является попытка сделать цивилизационный подход всеобъемлющим методологическим инструментом познания истории развития общества. Он является одним из основоположников социокультурного направления цивилизационного подхода. Цивилизационный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу. В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например: а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.); б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.); в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Для государств в первичных цивилизациях характерно, что они играют ключевую роль в развитии социально-экономической сферы, обеспечивают не только политическое, но и хозяйственное и социальное функционирование общества. Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но здесь устанавливается различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Религия имеет не столько политическое значение, сколько составляет часть культуры общества, хотя правитель не вправе нарушать религиозные догматы, в противном случае его власть не будет признана законной. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др. Классификация по цивилизационному признаку страдает схематизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностью. Очевидно, что типологию государств по цивилизационному критерию науке еще предстоит разработать.

Помимо социокультурного направления цивилизационной типологии выделяют второй ее вид – универсалистский. Суть его в том, что развитие государственности рассматривается как единый для всех стран и всего человечества путь развития политико-правовой жизни общества исключительно по восходящей линии. И в этом близость этого направления формационному подходу. Универсалистский вид цивилизационного подхода различает две основные цивилизации: традиционалистскую (аграрную) и техногенную. Первая из названных цивилизаций характеризуется нерасчлененностью общественной жизни на экономическую, политическую, социальную и духовную, слитностью общества и государства, последнее же отличается определенной стагнацией (медленным развитием, неизменностью форм). К государствам аграрной цивилизации принято относить Древний Египет, Древнюю Индию, Китай, Вавилон, средневековые Запад и Восток. Техногенная цивилизация непосредственно связана с научно-техническим прогрессом, характеризуется активным развитием общественной и государственной жизни, расширением рынка, ростом экономики, науки, образования и в целом высоким уровнем жизни населения. Цивилизации данного вида присущ демократический тип государства, формирование у него черт правового и социального.

Форма правления.

Форма правления - это способ формирования высших органов государственной власти, определяющей их компетенцию, структуру, принципы взаимоотношений и степень участия населения в их образовании.

Форма правления хар-тся признаками

1)способы формирования высших органов государственной власти (престолонаследие, выборы, назначение)

2)структура органов верховной власти (парламент (законодат) президент, премьер министр (испл), судебные органы, глава государства)

3)распределение компетенций между высшими органами государственной власти.

4)взаимоотношения государственных органов с населением.

5)взаимоотношения между органами гос. власти.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.