Модель инвестиционного поведения предприятия — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Модель инвестиционного поведения предприятия

2021-03-17 62
Модель инвестиционного поведения предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Модель инвестиционного поведения характеризует теоретическую концепцию системы мотивации экономических субъектов, побуждающую их к инвестиционной деятельности. Теория инвестиционного поведения предприятия основана на предположении, что каждый субъект хозяйствования ведет себя рационально, стараясь максимизировать результат инвестиционной деятельности. Изучение инвестиционного поведения экономических субъектов является относительно новым направлением инвестиционной теории. Первые попытки его исследования на уровне предприятия были предприняты в XIX в. английским экономистом Н.У. Сениором, выдвинувшим теорию воздержания, которая позволила сформулировать основы системы мотивации осуществления реальных инвестиций [19, C.59].

Системное исследование основ инвестиционного поведения предприятия и его моделирование связываются с именем американского экономиста И. Фишера. Согласно этому исследованию каждый хозяйствующий субъект в своем инвестиционном поведении руководствуется субъективными мотивами (максимизация предстоящих доходов), однако критерии такого выбора имеют объективный характер.

Наиболее полное экономическое обоснование модели инвестиционного поведения предприятия было разработано английским экономистом Дж. М. Кейнсом. Он расширил систему экономических критериев мотивации инвестиционных решений и сформулировал закон предельной эффективности инвестирования. Современная теория инвестиционного поведения предприятия разделяет мотивы инвестиционной деятельности на две группы: экономические и внеэкономические (институциональные).

Экономические мотивы инвестирования связаны с действием экономических законов и вследствие этого носят унифицированный характер для предприятий различных сфер деятельности, форм собственности, организационно-правовых форм и т.п. Основу экономической мотивации инвестиционного поведения предприятия, согласно традиционной теории, составляют ожидаемый уровень инвестиционной прибыли, сопоставленный с нормой процента на кредитном рынке. Современная инвестиционная теория уточнила оба эти критерия [14, C.73].

Так, современные экономисты в качестве критериального показателя определяют чистую инвестиционную прибыль, т.е. прибыль за исключением налогов и других обязательных платежей. При этом ожидаемая к получению в будущем периоде сумма чистой инвестиционной прибыли должна быть приведена к настоящей стоимости. Кроме того, уровень чистой инвестиционной прибыли зависит от уровня инвестиционных рисков, поэтому во внимание должен приниматься индивидуальный риск по каждому проекту.

Норма процента на кредитном рынке характеризует стоимость заемного капитала. Однако для осуществления инвестиционной деятельности используется не только заемный, но и собственный капитал. В этом случае базой сравнения выступает не норма ссудного процента, а средневзвешенная стоимость капитала, привлекаемого как инвестиционный ресурс.

Внеэкономические мотивы инвестирования носят, как правило, индивидуальный характер и определяются миссией предприятия, его общей стратегией, составом персонала, характером окружающей среды и т.п. По отношению к экономическим мотивам инвестирования они носят обычно подчиненный характер. В системе внеэкономической мотивации принятия инвестиционных решений приоритетную роль играют социальные мотивы, связанные с различными аспектами социального развития коллектива предприятия [19, C.60].

В составе этой группы также следует выделить экологические, инновационные, этические и политические мотивы, связанные с осуществлением производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Системы экономической и внеэкономической мотивации инвестиционной деятельности позволяют сформировать модель инвестиционного поведения предприятия, основные элементы которой приведены на рис. 1.

 

Рис. 1. Основные элементы модели инвестиционного поведения предприятия

 

1. Мотивация накопления собственных инвестиционных ресурсов первоначально связывалась с психологическими особенностями индивидуумов. Такую точку зрения разделяли Н.У. Сениор, Дж. М. Кейнс, поддерживает современный американский экономист П. Самуэльсон. Однако психологическая предрасположенность к сбережениям реализуется при наличии определенных экономических предпосылок, к которым относятся уровень доходов от производственной (операционной) деятельности субъектов хозяйствования и текущая норма процента [2, C.47]. 2. Мотивация использования накопленного капитала в инвестиционном процессе. Определяющим побудительным мотивом преобразования сбережений в инвестиции является способность накопленного капитала, вовлекаемого в инвестиционный процесс, генерировать инвестиционную прибыль. Основным критерием эффективности реализации сбережений в инвестиции выступает ставка процента, формируемая на финансовом рынке. Чтобы сбережения предприятия использовались как инвестиционный, а не кредитный ресурс, норма инвестиционной прибыли при использовании сбережений в инвестиционном процессе должна превышать ставку процента на финансовом рынке.

3. Мотивация альтернативного осуществления реальных или финансовых инвестиций. Основным экономическим критерием, определяющим альтернативность выбора предприятием реальных или финансовых инвестиций, является уровень ожидаемой чистой инвестиционной прибыли. Изменение реальной процентной ставки влияет на размер чистой инвестиционной прибыли по реальным проектам, так как с ростом реальной процентной ставки дисконтированная стоимость капитальных активов, формируемых за счет инвестиций, снижается.

Таким образом, мотивация вложения капитала в реальные активы с ростом ставки процента на финансовом рынке снижается, поэтому в этих обстоятельствах при прочих неизменных условиях предприятие снижает объемы реального инвестирования, и наоборот. В то же время рост реальной ставки процента способствует увеличению чистой инвестиционной прибыли в финансовом инвестировании предприятия.

Важным фактором мотивации реального инвестирования является интенсивность амортизационных потоков предприятия. Это объясняется реализацией основной целевой функции реальных инвестиций — обеспечение воспроизводства изнашиваемых основных средств и нематериальных активов. Чем интенсивней амортизационный поток предприятия, тем больший объем капитала должен реинвестироваться в реальные активы для поддержания и увеличения производственного потенциала предприятия. В этих условиях реальное инвестирование имеет приоритет над финансовым [10, C.129].

Определенную роль в альтернативности выбора предприятием реальных или финансовых инвестиций играют и некоторые институциональные факторы, например, экологические (обязательность природоохранных мероприятий), социальные (социальное развитие коллектива), имиджевые и т.п.

4. Мотивация осуществления внутренних и внешних инвестиций. Под внутренними инвестициями понимается вложение средств в активы собственного предприятия, а под внешними — все виды влжения средств в другие предприятия. Разделение инвестиций на внутренние и внешние характерно только для реального инвестирования, поскольку финансовые инвестиции являются внешними.

Мотивация осуществления внутренних инвестиций определяется миссией и стратегическими целями развития предприятий. Их осуществление носит приоритетный характер по отношению к внешним инвестициям. Главным мотивационным механизмом внешних инвестиций является уровень чистой инвестиционной прибыли, который должен быть не ниже, чем по внутренним инвестициям. Однако мотивационный механизм осуществления внешних инвестиций может учитывать и другие критерии, например, цели диверсификации операционной деятельности, инвестиционного риска или обеспечения формирования замкнутой технологической или коммерческой цепочки.

5. Мотивация альтернативного осуществления инвестиций на отечественном и зарубежном рынках базируется на сравнительный преимуществах, которые могут быть получены предприятием при экспорте прямых зарубежных инвестиций. Главными экономическими стимулами экспорта предприятием прямых зарубежных инвестиций являются стремление к получению более высокой инвестиционной прибыли, диверсификация инвестиционного и коммерческого рисков, минимизация налоговых выплат, получение монопольных преимуществ производства и реализации новой продукции и др. [19, C.62]

Внеэкономическими факторами осуществления прямых зарубежных инвестиций являются политическая стабильность в стране — импортере капитала, высокий уровень государственной поддержки иностранных инвестиций, технологическое лидерство, процессы глобализации и др.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.