Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-03-17 | 143 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Следует помнить, что буквы кириллицы и глаголицы имели не только звуковое, но и числовое значение. В тех случаях, когда в памятниках письменности нужно было обозначить число, использовались буквы с дополнительными надстрочными знаками. Над буквой ставился знак титло (~ ), а с обеих сторон – точки. Например: • B • - 2+; •ÌÅ • - 45; •JÎÃ • - 773; •# ÄФÏÈ• - 4588.
Особое внимание следует обратить на передачу в древних текстах чисел от одиннадцати до девятнадцати. Самаформа этих слов подсказывает, что сначала следует записывать единицы, а затем – десятки: один -на- дцать (один на десять), две -на- дцать (два на десять) … девят -на- дцать (девять на десять):
•А I• 11 | •B I• 12 | •Ã I• 13 | •Ä I• 14 | •ÅI• 15 | •S I• 16 | •ZI• 17 | •ÈI• 18 | •FI• 19 |
В азбуке имелся особый знак для обозначения тысячи — #, который ставился слева от буквы: # А — 1000; # В — 2000; # Г — 3000 и т.д.
Буквы Б, Ж, h, Ш, m, Ъ, Ы, Ь, h, Ю, ", @, \, #, > не имели числового значения, так как они отсутствовали в византийском унциале.
Задание 3. Установите, какое числовое значение имели следующие буквы и сочетания букв кириллицы: •А•, •В•, •И•, •²•, •КВ•, •МЕ•, •В²•, •È²•, •РЛД•, •#АРЛД•, •#ВФНВ•.
Задание 4. Переведите отрывок из Зографского евангелия (XI в.), обратите внимание на передачу числового значения с помощью счетных слов и букв кириллицы:
Чловhкъ етеръ бh богатъ. иже имhаше приставьникъ i тъ оклеветанъ бысть къ немоу hко растача> имhниtе его. i приглашь и рече емоу. чьто се слыш»@ о тебh даждь отвhтъ о приставлени домовьнhемь. рече же въ себh приставьникъ домоу. чьто сътвор\ hко господинъ мои отъемлетъ строенье домоу отъ мене. копати не мог@. хл@пати стыжд@ с#///. разоумhхъ чьто сътвор@. егда отъставленъ б@д»»@ отъ строеньh lдомоу. прим@nтъ м# въ домы сво#. и призъвавъ единого когождо длъжникъ господина своего. глаголаше пръвоумоу. колицhмь длъжьнъ еси господинq своемоу. онъ же рече •рм• мhръ олhа. онъ же рече пр³ими боукви тво#. i сhдъ скоро напиши •н• по томь же другомоу рече. ты же колицhмь длъженъ еси. онъ же рече сътомь коръ пьшениц#. глагола емоу. прими боукви тво# и напиши •о•. I похвали господинъ домоу iконома неправедьного. hко м$$$$@дрh cътвори hко сынове вhка сего.
|
ФОНЕТИКА
Основные закономерности старославянского языка
Основные особенности строения слога старославянского языка отражают особенности праславянского слога, который, по мнению большинства исследователей, являлся основной фонетической единицей наряду с фонемой.
Закон открытого слога предполагает расположение звуков в слоге по принципу возрастающей звучности (от менее звучного к более звучному):
Сочетание звуков в слоге | Примеры |
а) согласный + гласный; б ) сочетание двух согласных + гласный шумный + сонорный фрикативный + взрывной носовой + плавный в + плавный согласный + слогообразующий плавный в) сочетание трех согласных фрикативный + взрывной + плавный фрикативный + взрывной + в шумный + носовой + плавный | а) пи - ти, пы - ла - ти б) сл а-ва, гр е-ти сп а-ти, ра- ст и-ра-ти мл а-дъ, нр а-въ вл а-ды-ка, вр а-та жль-тъ, чрь-нъ (*č r° -nъ, ž l° - tъ) в) о- стр ъ, въ- згл а-ви-е въ- здв и гн @-òè и- змл h-ти (измолоть) |
Звуковые процессы, связанные с действием закона открытого слога:
1) отпадение конечных согласных в словоформе: cт.-сл. гость, *gostis.
2) развитие протетических согласных: ст.-сл. выдра, др. инд. udráh.
3) упрощение сочетаний согласных (см. таблицу на стр. 17).
5) изменение дифтонгов: ст.-сл. дhт# - доити, ковати - коу\.
6) изменение дифтонгических сочетаний: ст.-сл. им# - имене, клати - кол\.
Закон слогового сингармонизма предполагает, что звуки в слоге должны быть однородны по артикуляции, близки по месту образования:
|
Возможное расположение звуков | Примеры |
Твердый согласный + гласный непереднего ряда | а- ро - м а- ты, но - гы, хы - тръ |
Мягкий (полумягкий) согласный + гласный переднего ряда | на- шь, оу- че - ни - ци, боу- р" |
Звуковые процессы, связанные с действием закона слогового сингармонизма:
1) палатализация заднеязычных согласных: ст.-сл. соушити, отроци, об#зати.
2) изменение групп согласных перед гласными переднего ряда: ст.-сл. реmи (*re kti), мошти (*mo gti), цвhтъ (* kv ě tъ).
3) сочетание согласных с *j: (см. таблицу на стр.15)
Задание 5. Разделите приведенные слова на слоги, докажите их соответствие или несоответствие основным законам праславянского языка:
въскресъ, поскрежьштетъ, пришьлъ, литурги", законьникъ, генварь, господи.
Задание 6. Разделите приведенные ниже слова на слоги, докажите наличие или отсутствие в составе слов слогообразующих плавных. Укажите количество букв и звуков в каждом слове, охарактеризуйте их:
прьстъ, скрьжьтъ, плънъ (полный), зрьно, плъть, длъгъ, жльтъ, блъха, прьвъ, чрьвь, врьба, крьстъ, кръвь, врьтьпъ, сльза, дрьжати, дрьзость, врьгн@ти, облhшти, вражьда.
Образец выполнения задания: тръгъ, блъха. Для того чтобы доказать слогообразующий характер сонорного плавного, необходимо подобрать соответствующую словоформу русского языка. Так, сравнивая написание ст.-сл. т ръ гъ и русск. т ор г, мы наблюдаем несовпадение порядка следования букв: старославянскому сочетанию -ръ- соответствует сочетание - ор - в русском языке (гласный звучит перед плавным), что свидетельствует о слоговом характере плавного [р] в рассматриваемом старославянском слове тръгъ, буква ъ в данном случае звука не обозначает, а служит лишь показателем слоговости плавного и границы слога — тръ-гъ. Таким образом, в этом слове 5 букв и 4 звука. В словоформах б лъ ха и б ло ха старославянского и русского языков наблюдаем одинаковый порядок следования букв (плавный + гласный: — лъ- и - ло -), что свидетельствует о неслоговом характере плавного [л] в старославянском слове, о способности буквы ъ обозначать звук и образовывать слог — блъ-ха. В этом слове 5 букв и 5 звуков.
Задание 7. Сравнивая приведенные ниже слова, укажите, в каких современных славянских языках сохранились слогообразующие плавные:
|
др. русск. гърло, чешск. hrdlo, сербохорв. г``р ло, польск. gardło; русск. смерть, чешск. smrt; русск. торг, чешск. trh, сербохорв. т``р г; русск. волна, чешск. vlna; русск. горб, чешск. hrb, словен. grb; русск. волк, чеш. vlk, сербохорв. вук (из влк), польск. wilk.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!