Понятие правового государства. Проблемы формирования правового государства в РФ. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Понятие правового государства. Проблемы формирования правового государства в РФ.

2021-03-17 68
Понятие правового государства. Проблемы формирования правового государства в РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кан т систематизировал идею правового гос-ва:.

1) Народ должен обладать верховной властью;

2) Воля народа закрепляется в конституции;

3) В ней закрепляется свобода, равенство всех граждан;

4) Государство ответственно перед гражданином;

5) Все это обеспечивается посредством разделения властей в государстве

Сам термин «правовое государство» ввел в оборот в первой половины 19 века немецкий ученый Роберт фон Моль.

Правовое государство – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права гос. власти в целях недопущения злоупотреблений. (Малько, Матузов)

В этой связи выделяют 3 основных подхода:

1) Штэйн считал, что правовое государство должно быть в форме конституционной монархии при цензовом порядке формирования органов самоуправления. Призывал ограничить государства рамками законов. Компромисс политических элит и крупных собственников.

2) Буржуазно-либеральные идеи. Эти идеи выражают в основном интересы крупной буржуазии; провозглашают частную собственность и свободный рынок.

Здесь государство носит формально-демократический характер, то есть обеспечивает право крупной буржуазии выступать от имени неимущего и полуграмотного народа. Такое государство можно назвать формально правовым.

3) Социал-демократическая модель правового государства. Эта модель выражает интересы широкого круга средних слоев общества. Она требует закрепления посредством права реальной демократизации государства, суверенитета народа, компромисса всех слоев общества – реально правовое государство. Господства позитивного права, совпадающего по своему содержанию с естественным, при наличии разделения властей.

Правовое государство может рассматриваться как идеальная модель государства, к реализации которой стремится человечество, но цель построить правовое государство может быть никогда не будет достигнута (изменяются понятия правового государства со временем).

Правовое государство – является государство ограниченное гражданским обществом с помощью права.

Правовое государство помимо своих специфических признаков и черт обладает общеродовыми признаками:

1. правовое государство обладает публичной властью. Выступает как официальный представитель всех слоев общества.

2. располагает специальным аппаратом управления и принуждения

3. располагает разветвленной системой юридических средств.

4. правовое государство обладает суверенитетом.

Признаки правового государства:

1) Принцип незыблемости свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность:

приоритет прав граждан перед интересами государства. Личности должна быть предоставлена свобода от вмешательства в её дела общества и государства. Государство может ограничивать свободу личности только в тех рамках, в которых они противоречат интересам других личностей.
По Конституции РФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание неотчуждаемости этих прав и свобод. Эти права возникают у человека с момента рождения. Должно быть реальное обеспечение прав и свобод, т.е. должны существовать гарантии: политические, экономические, социальные, идеологические, духовные и др. Экономическая гарантия - частная собственность. Современное состояние экономики в России очень плохое - большинство населения находится за чертой бедности.

2) Верховенство закона (господства права) - господства права во всех сферах общественной жизни. Право и закон - не одно и то же. Право отождествляется с мерилом нашей свободы, равенства, справедливостью. Право - нормативно закрепленная справедливость. Закон может быть несправедливым. Все законы должны соответствовать этим условиям, быть справедливыми. Право должно соответствовать господствующим в обществе нормам морали и нравственности.

ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная или общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Необходимо реальное господство закона во всех сферах жизни общества, расширение его прямого воздействия на общественные отношения.

Верховенство закона выступает как способ ограничения политической власти. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо самим народом, либо депутатами, которые являются представителями народа и выражают общественные интересы.

3) Все нормативно-правовые акты нижестоящие должны соответствовать нормативно-правовым актам более высокого уровня. Господство правового закона в системе правовых актов.

4) Законосодержательность - законы должны быть написаны ясно, понятно, юридическим языком. Законы должны устанавливать права, обязанности, ответственность, санкции за их неисполнение. В самом нормативно-правовом акте складывается механизм его реализации.

5) принцип "разрешено все, что прямо не запрещено законом ". Данный принцип регулирования общественных отношений действует для всех граждан. Но в отношении государственных органов, государственных учреждений, должностных лиц должен действовать принцип "разрешено то, что прямо разрешено ". Вопросов, оставленных на усмотрение чиновников, должно быть как можно меньше, для того, чтобы не оставалось места чиновничьему произволу.

6) Признак взаимной ответственности государства и права. Законы писаны для всех, включая государство. Поэтому должен быть создан такой механизм правового регулирования, который бы устанавливал конкретные виды и размеры ответственности для должностных лиц, совершивших правонарушения. В условиях правового государства личность и властвующий субъект должны выступать в качестве равноправных партнеров. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий:

а) ответственность правительства перед представительными органами

б) дисциплинарная, Гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением.

в) импичмент

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и др.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение меры государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меры свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

7) связанность государства правом. Государство в своих действиях должно исходить из требований права, из круга полномочий, которые закреплены за каждым должностным лицом.

8) Необходим также определенный уровень правосознания, правовой культуры - человек должен знать свои права, уметь их защищать.

9) Необходимо наличие в обществе эффективных и надежных механизмов, которые обеспечивали бы реализацию всех вышеперечисленных принципов. Это достигается эффективной работой правоохранительных органов, формированием должного общественного мнения, действием механизмов контроля за деятельностью государственных органов, защитой человека и его объединений (гражданское общество). Для правового государства необходима социально-экономическая основа. Только когда существует гражданское общество, может существовать правовое государство.

10) на основе принципа разделения властей. Власть не должна сосредотачиваться в руках одного лица или одного гос. органа. Это разделение необходимо на трех уровнях: функциональном, институциональном и персональном:

1) Функциональный - функцию принятия решений о применении принуждения разграничить от функции осуществления государственного принуждения.

2) Институциональный - институты, которые принимают решения и осуществляют их, должны быть разграничены на уровне государственных органов, отдельные органы власти - законодательные, исполнительные, судебные. Органы исполнительной власти, в руках которых принудительная сила, могут применять эту силу только на основании решений законодательной или судебной власти. Они не могут заниматься первоначальным правотворчеством, т.е. издавать нормы, имеющие силу закона. Статья 90 - Президент может издавать Указы только на основе конституции - так должно быть, а записано - "не противоречащих Конституции". Президент может издавать Указы, если сфера не урегулирована. Это - законотворчество. Возникает конкуренция в законотворчестве, что нарушает принцип разделения властей.

3) Персональный - функционеры-исполнители не могут входить в законодательные органы, а депутаты законодательного органа не могут участвовать в деятельности исполнительных органов.

В последнее время говорят о появлении новых ветвей власти - контрольная, учредительная, информационная. Представляется, что они имеют вспомогательное значение, дополняют.

В классической теории разделения властей Президент относится к исполнительной власти, а у нас по Конституции Президент относится к "4-й" власти, исполнительная власть представлена правительством. Непонятный баланс внутри исполнительной власти: Президент представляет 4-ю президентскую власть, но в то же время обладает всей полнотой исполнительной власти. Это отразилось в противоречии: президентские органы (Администрация Президента, Совет Безопасности) дублируются исполнительными органами (Правительство с Министерствами) - решения сначала принимаются в президентских органах.

У нас в концепции - попытка возвысить Президента над всеми другими органами. Координирует и согласует деятельность, арбитр над всеми властями. Разделение в РФ проведено непоследовательно с дисбалансом в пользу Президента (право законодательной инициативы, право роспуска ГД, первоначальное законотворчество и т.д.).

Судебная власть - судьи независимы, подчиняются только закону. В этом есть своя опасность. Должен быть контролирующий орган.

Очень важна система сдержек и противовесов - контроль.

11) поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращения попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.