Институт востоковедения РАН: история, научные отделы и центры, научные школы и направления их исследований — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Институт востоковедения РАН: история, научные отделы и центры, научные школы и направления их исследований

2021-03-17 131
Институт востоковедения РАН: история, научные отделы и центры, научные школы и направления их исследований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Институт востоковедения РАН

(ФГБУН ИВ РАН)

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ФГБУН ИВ РАН

      /Андросов В.П./ _________

                                                                                                «___» _______ 201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ»

 

основной образовательной программы подготовки аспиранта

по направлению: 46.06.01 «Исторические науки и археология»,

45.06.01 «Языкознание и литературоведение», 41.06.01 «Политические науки и регионоведение», 38.06.01 «Экономика»

 

по профилю:07.00.03 «Всеобщая история» (новое и новейшее время, средние века, древний мир), 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.15 «История международных отношений и внешней политики», 10.01.03 «Литература народов стран зарубежья (Древнего Востока, Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, Южной Азии, Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, Центральной Азии)», 10.02.22 «Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (австронезийские, австротайские, синотибетские, алтайские, дравидийские, индоевропейские, северокавказские, семитские, чадские, нигеро-конголезские языки)», 23.00.04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития», 08.00.14 «Мировая экономика»

 

 

Присваиваемая квалификация:

«Исследователь. Преподаватель-исследователь»

 

 

Форма обучения: очная / заочная

Всего часов/зачетных единиц – ___

Всего аудиторных занятий – ___

Всего часов на самостоятельную работу –___

 

 

Москва 2015 г.

 Рабочая программа специальной дисциплины отрасли науки и научной специ- альности - методический документ, определяющий содержание и структуру дисцип- лины, еѐ место и значение в системе подготовки специалиста данного профиля.

Рабочая программа составлена на основании:

- Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональ- ной образовательной программы послевузовского профессионального образования

(аспирантура), утвержденных приказом Министерства образования и науки Россий- ской Федерации от 16 марта 2011 г. N 1365;

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- паспортов специальностей научных работников по отраслям 46.06.01 «Исторические науки и археология», 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», 41.06.01 «Политические науки и регионоведение», 38.06.01 «Экономика».

- учебного плана ИВ РАН (очная форма обучения) по основной образовательной программе аспирантской подготовки по специальностям: 07.00.03 «Всеобщая история», 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.15 «История международных отношений и внешней политики», 08.00.14 «Мировая экономика», 10.01.03 «Литература народов стран зарубежья (Древнего Востока, Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, Южной Азии, Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, Центральной Азии)», 10.02.22 «Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (австронезийские, австротайские, австроазиатские, синотибетские, алтайские, дравидийские, индоевропейские, северокавказские, семитские, чадские, нигеро-конголезские языки)», 23.00.04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития», утвержденного Ученым советом ФГБУН ИВ РАН от 17 июня 2015 г., протокол № 6.

- учебного плана ИВ РАН (заочная форма обучения) по основной образовательной программе аспирантской подготовки по специальностям: 07.00.03 «Всеобщая история», 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.15 «История международных отношений и внешней политики», 08.00.14 «Мировая экономика», 10.01.03 «Литература народов стран зарубежья (Древнего Востока, Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, Южной Азии, Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, Центральной Азии)», 10.02.22 «Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (австронезийские, австротайские, австроазиатские, синотибетские, алтайские, дравидийские, индоевропейские, северокавказские, семитские, чадские, нигеро-конголезские языки)», 23.00.04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития», утвержденного Ученым советом ФГБУН ИВ РАН от 17 июня 2015 г., протокол № 6.

- программы-минимум кандидатского экзамена по специальностям: 07.00.03 «Всеобщая история», 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.15 «История международных отношений и внешней политики», 08.00.14 «Мировая экономика», 10.01.03 «Литература народов стран зарубежья (Древнего Востока, Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, Южной Азии, Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, Центральной Азии)», 10.02.22 «Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (австронезийские, австротайские, австроазиатские, синотибетские, алтайские, дравидийские, индоевропейские, северокавказские, семитские, чадские, нигеро-конголезские языки)», 23.00.04 Политические проблемы международных отношений, утвержденного Ученым советом ФГБУН ИВ РАН от 17 июня 2015 г., протокол № 6.

Авторы:


 

д.и.н., проф. Тюрин В.А, к.и.н. Пахомова М. А.

(ученое звание, ученая степень, ФИО)


 

Рецензенты:

д.и.н. Захаров А. О.

(ученое звание, ученая степень, ФИО)


 

к.и.н. Миняжетдинов И. Х.

                                      (ученое звание, ученая степень, ФИО)


 

Рабочая программа рассмотрена и обсуждена на заседании Центра исследования общих проблем современного Востока. Протокол № 1 а от «17» июня 2015 г.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена Ученым советом ФГБУН ИВ РАН от 17 июня 2015 г., протокол № 6.

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Заместитель директора,

д.и.н., профессор

 

(ученое звание, ученая степень, ФИО)


«     »                                 2015 г.                        /                                      /

 

Заведующий

Отделом аспирантуры

 

(ученое звание, ученая степень, ФИО)


«     »                                 2015 г.                    /                                      / 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………………..

1.1. Цели и задачи дисциплины……………………………………………………………

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ППО ……………………………………..

2.1. Место дисциплины в структуре ОПОП ППО…………………………......................

2.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы аспирантуры………………………………………………………………………………….

3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

3.1. Объѐм дисциплины (модуля) по видам учебных занятий

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)…………………………………………………………………………………………..

4.2. Содержание разделов дисциплины…………………………………………………..

4.3. Содержание лекционного курса………………………………………………………

4.4. Содержание практических (семинарских) занятий……………………………………

4.5. Содержание самостоятельной работы аспирантов…………………………………..

5. Образовательные технологии………………………………………………………..

5.1. Образовательные технологии………………………………………………………….

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине …………………………………………………………….

6.1.Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине………………………………….

6.2. Типовые контрольные задания или иные материалы………………………………….

6.3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций…………………………………………………………………………………

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……………

7.1. Список основной литературы………………………………………………………….

7.2. Список дополнительной литературы………………………………………………….

7.3. Программное обеспечение………………………………………………………………

7.4. Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы…………………………………………………………………………………….....

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………………

9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины…………..

10. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы аспирантов в процессе изучения дисциплины…………………


 


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Одним из основополагающих критериев качественной подготовки выпускника аспирантуры, несомненно, является умение ориентироваться в истории своей науки, накопленной ей методологической базе и современной ситуации внутри данной отрасли. В нашем случае – востоковедении. Знание истории формирования основных концепций и их создателей, целей и задач научного и практического востоковедения, умение грамотно понимать потребности современного востоковедения помогают молодому учёному или преподавателю определить свой профессиональный путь, что ведёт к формированию более гармоничной науки в нашей стране.

Актуальность преподавания истории отечественного востоковедения (ИОВ) в рамках программы аспирантуры ИВ РАН обусловлена фактическим отсутствием этого предмета в программе многих профильных высших образовательных учреждениях, ведущих подготовку по востоковедным специальностям.

В основном это касается ВУЗов, ведущих подготовку востоковедов для практической работы. Например, по данным 2012-2013 и 2013-2014 гг.[1] среди аспирантов изучавших ИОВ в аспирантуре только 7% не имели профильного востоковедного образования (3,5% из указанных 7% были связаны с избранной специальностью ввиду специфики работы до поступления в аспирантуру). При этом в ходе вузовской подготовки проблематика курса ИОВ кратко была затронута лишь в программе обучения 3, 5 % аспирантов (в рамках курса «введение в регионоведение»). Остальные столкнулись с нею впервые. При этом 38.5 % аудитории ответили, что не интересовались ранее данной проблематикой, а остальные, что интересовались частично. Очевидно, что обладание компетенциями, приобретаемыми в ходе освоения предложенного курса по ИОВ, незаменимо при подготовке диссертационного исследования.

Таким образом, до поступления, знания по историографии, методологии изучаемого вопроса, а также многим важным для проводимого исследования вопросам аспиранты часто получали не в виде комплексного и логически обоснованного лекционного курса, а в отрывочном виде при написании дипломных работ (непосредственно перед поступлением) или в силу своей профессиональной деятельности. Преемственность тем дипломных работ по отношению к утверждённым темам диссертационного исследования в указанной нами группе составила 86%[2].

Всё это наглядно демонстрирует потребность молодых востоковедов в овладении комплексом знаний по данному предмету в рамках программ послевузовского образования по соответствующим специальностям.

Исходя из вышеуказанной ситуации, цель освоения дисциплины ИОВ - создание у аспирантов комплексного представления об истории востоковедения в России, начиная с первых контактов (зарождение практического востоковедения) до начала XXI в. и осознание аспирантом его научно-исследовательской (диссертационной) работы, как части развития востоковедения со всей следующей из этого вывода ответственностью. Начиная с особого отношения к историографической и методологической части исследования и заканчивая более высоким уровнем научной этики. В связи с этим вниманию аспирантов предлагается углублённое изучение дисциплины в ряде её разделов, связанных с темой диссертационного исследования. 

Курс «История отечественного востоковедения», в связи особой структурой этой науки в отношении объектов и направлений исследования: 1) страноведческое, 2) источниковедческое (на основании языка источников исследования), 3) науковедческое (на основании характера предмета исследования и метода исследования)[3], предлагается вниманию аспирантов обучающихся по следующим направлениям: 46.06.01 «Исторические науки и археология», 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», 41.06.01 «Политические науки и регионоведение», 38.06.01 «Экономика».

Для достижения поставленной выше цели предполагается решить ряд задач:

¾ Сформировать широкий кругозор в области истории востоковедной науки.

¾ Создать у аспирантов комплексное представление о целях и задачах востоковедной науки, изучаемом ею предмете.

¾ Исходя из предыдущего пункта дать аспирантам представление о периодизации развития востоковедения в России и основных персоналиях для каждого периода.

¾ Продемонстрировать аспирантам неразрывность течения истории нашей страны, всемирной истории и развития востоковедной науки.

¾ Рассказать аспирантам о выдающихся российских учёных востоковедах.

¾ Создать у аспирантов представление об основных направлениях развития современного востоковедения в России и потребностях современной востоковедной науки.

¾ Рассмотреть историю становления Института востоковедения РАН и формирования его научных школ.

¾ Рассмотреть проблематику, разрабатываемую ведущими научными востоковедными учреждениями нашей страны и историю их формирования.

¾ Рассмотреть специфику и историю формирования ведущих востоковедных изданий нашей страны.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ППО

2.1. Место дисциплины в структуре ОПОП ППО

    2.1.1. Дисциплина «История отечественного востоковедения» относится к циклу ОД.А.03 – специальная дисциплина отрасли науки и научной специальности и входит в состав образовательной составляющей учебного плана. Дисциплина изучается на первом курсе.

    2.1.2. Для освоения данной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

    - Всеобщая история

Знания: базовые представления о мировом историческом процессе.

Умения: анализировать общий ход исторического процесса и его этапов.

Навыки: усвоения материала, обобщения и систематизация полученной информации, работы на лекциях и семинарах, определять цели своей деятельности и анализировать  её результаты, выбирать и использовать нужные средства для учебной и научной деятельности.

    - История России

Знания: иметь базовые представления об основных этапах истории России.

Умения: анализировать общий ход исторического процесса и его конкретные этапы. Уметь давать характеристику определённому периоду в истории России.    

Навыки: усвоения материала, обобщения и систематизация полученной информации, работы на лекциях и семинарах, определять цели своей деятельности и анализировать её результаты, выбирать и использовать нужные средства для учебной и научной деятельности

    2.1.3 Перечень последующих учебных дисциплин, для изучения которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

- «История зарубежного востоковедения».

- «Институциональное оформление исследований в области гуманитарного знания на Западе и Востоке в начале XXI в.».

    2.1.4. Связь дисциплины с итоговой государственной аттестацией

История востоковедения является важной составной частью общего процесса подготовки к аттестации. Так как рассматривает основные персоналии учёных востоковедов и выдвинутые ими концепции в рамках соответствующей отрасли науки.

Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данной дисциплины, необходимы при подготовке и написании разделов диссертации, связанных методологией и историей изучения исследуемого диссертантом вопроса.      Теоретические и практические знания и умения, полученные в процессе освоения «Истории отечественного востоковедения» являются важной составной частью работы над диссертацией (раздел: история и методология изучаемого вопроса, степень изученности вопроса) и над авторефератом. Овладение комплексом информации по данному предмету помогает диссертанту ориентироваться в накопленной наукой методологической базе.

2.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы аспирантуры

    В результате освоения ООП аспирантуры обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

 

Коды компетен-ции Результаты освоения ООП Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
УК-1 Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях. ЗНАТЬ: методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях Шифр: З (УК-1) -1 УМЕТЬ: анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов Шифр: У (УК-1) -1 УМЕТЬ: при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений Шифр: З (УК-1) -2 ВЛАДЕТЬ: навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях Шифр: В (УК-1) -1 ВЛАДЕТЬ: навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях Шифр: В (УК-1) -2
ОПК-1 Способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий ЗНАТЬ: современные способы использования информационно-коммуникационных технологий в выбранной сфере деятельности Шифр З (ОПК-1)-1 УМЕТЬ: выбирать и применять в профессиональной деятельности экспериментальные и расчетно-теоретические методы исследования Шифр: У (ОПК-1)-1 ВЛАДЕТЬ: навыками поиска (в том числе с использованием информационных систем и баз банных) и критического анализа информации по тематике проводимых исследований Шифр: В (ОПК-1) -1 ВЛАДЕТЬ: навыками планирования научного исследования, анализа получаемых результатов и формулировки выводов Шифр: В (ОПК-1) -2 ВЛАДЕТЬ: навыками представления и продвижения результатов интеллектуальной деятельности    Шифр: В (ОПК-1) -3
ПК-1 Способность представлять научную школу Института востоковедения РАН, опираясь на исторически сложившиеся традиции российской востоковедной науки.   ЗНАТЬ Историю и научные школы Института востоковедения РАН, их место в системе востоковедной науки в России и в мире ЗНАТЬ Основные этапы истории востоковедения в России ЗНАТЬ Имена и вклад в науку выдающихся российских учёных востоковедов ЗНАТЬ Основные подходы к определению предмета и структуры востоковедной науки УМЕТЬ Критически анализировать российскую историографию вопроса, поднятого в диссертационном исследовании УМЕТЬ Представлять результаты своей научной деятельности российскому академическому сообществу УМЕТЬ Ориентироваться в российской востоковедной среде ВЛАДЕТЬ Навыками работы со справочной литературой по истории и методологии востоковедения при написании исследования ВЛАДЕТЬ Основными методологическими подходами, необходимыми для составления историографии изучения вопроса
     

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(в часах)

3. 1.  Объём дисциплины и виды учебной работы

 

Очная форма обучения

 

Форма обучения

 

 

Курс

 

 

Семестр

Трудоѐмкость дисциплины в часах

 

Форма итогового контроля

  всего часов   ауд. Часов   Лекции семинар. (практич.) занятия   самост. Работа
Очная 1 1,2 36 (в том числе 2 часа-зачёт) 16 8 8 16 Зачёт

 

Вид учебной работы

Всего часов

Распределение часов по годам обучения

1 год

2 год

 

 

1

семестр

2 семестр 3 семестр

4

семестр

Аудиторные занятия (всего)

16  (в том числе 2 часа на зачёт)

10

6 -

-

В том числе:

 

 

   

 

Лекции (Л)

8

5

3 -

-

Семинары (С)

8

5

3 -

-

Самостоятельная работа (СР) (всего)

20

10

10 -

-

В том числе:

 

 

   

 

Аудиторная самостоятельная работа

8

3

5  

 

Внеаудиторная самостоятельная работа

 12

7

5  

 

Аттестация

Итоговый зачёт.

2

  2

 

 

Общая трудоемкость дисциплины

Часы

36

  36

 

  зачетные еди- ницы

1

  1

 

                   

 

Заочная форма обучения

 

Форма обучения

 

 

Курс

 

 

Семестр

Трудоѐмкость дисциплины в часах

 

Форма итогового контроля

  всего часов   ауд. Часов   Лекции семинар. (практ.) занятия   самост. работа
Заочная 1 1,2 36 2(зачёт) - - 34  Зачёт

 

Вид учебной работы

Всего часов

Распределение часов по годам обучения

1 год

2 год

 

 

1

Семестр

2 семестр 3 семестр 4 Семестр

Аудиторные занятия (всего)

2

 

2    

В том числе:

 

 

     

Лекции (Л)

 

 

     

Семинары (С)

 

 

     

Консультации (К)

 

 

     

Самостоятельная работа (СР) (всего)

34

17

17    

В том числе:

 

 

     

Аудиторная самостоятельная работа

 

 

     

Внеаудиторная самостоятельная работа

34

17

17    

Аттестация

Итоговый зачёт.

2

  2    

Общая трудоемкость дисциплины

Часы

36

  36     зачетные еди- ницы

1

  1                    

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «История отечественного востоковедения» изучается на первом курсе. Общая трудоёмкость предусмотрена учебным планом в объёме 36 часов, в том числе аудиторная работа – 16 часов, самостоятельная работа аспиранта – 20 часов. Зачёт – 2 часа (входит суммарно в аудиторную работу). В рамках аудиторной работы проводятся лекции (8 часов) и практические (семинарские) занятия (6 часов).

4.1. Структура дисциплины

п/п

№ учебной недели семестра

№ темы (раздела учебной дисциплины)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоёмкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
1 2 3 4 5 6 7
1. 1 1 2 - 2 устный
2. 3 2 3 1 5 устный
3. 5 3 1 1 4 устный
4. 7,9 4 1 2 4 устный
5. 9,11 5 1 1 3 устный
6. 11 6 - 1 2 Устный

Итого:

8 6 16  

4.2. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)      

№ п/п

 Название раздела дисциплины

 

 

Общая трудоѐмкость

(в часах)

Объём часов

Формы текущего контроля успеваемости

Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего ауд. часов

Лекции   Семинары
1. Предмет и предыстория становления востоковедения в России 4

2

2 - 2

устный

1.1 Введение в тематику курса. Восток и востоковедение. 2

1

1 - 1
1.2 Предыстория востоковедения в России. 2

1

1 - 1
2. Академическое востоковедение в России в XIX – нач. XX вв. 9

4

3 1 5

Устный

2.1. Развитие академического востоковедения в России в первой половине XIX в. 2,5

1,5

1,5   1
2.2. Знаковые события и фигуры в истории отечественного востоковедения начиная с зарождения практического востоковедения и в первой половине XIX в. (семинар)

3

1,5 - 0,5 1,5
2.3 Развитие академического востоковедения в России во второй половине XIX – начале XX в.

2

1 1,5 - 1
2.4. Знаковые события и фигуры в истории отечественного востоковедения во второй половине XIX – нач. XX в.: (семинар)

2,5

1 - 0,5 1,5
3. Академическое востоковедение в России в XX в.

6

2 1 1 4

устный

3.1 История развития востоковедения в России 1917 - 1950-гг.

1,5

0,5 0,5 - 1
3.2. История развития востоковедения в России с 1950-х гг. до настоящего времени.

1,5

0,5 0,5 - 1

устный

3.3. Знаковые события и фигуры в истории отечественного востоковедения в XX в.

3

1 - 1 2
4. Институт востоковедения РАН в истории отечественного востоковедения.

7

3 1 2 4

 

4.1. Институт востоковедения РАН в истории отечественного востоковедения.

3

1 1 - 2
4.2. Институт востоковедения РАН: история, научные отделы и центры, научные школы и направления их исследований

2

1 - 1 1
4.3. Мемориальные кабинеты и библиотеки ИВ РАН

2

1 - 1 1
5. Прикладное востоковедение в России

5

2 1 1 3

устный

5.1. Введение в проблематику прикладного востоковедения

1,5

0,5 0,5 - 1
5.2. Дипломатия и востоковедение

1,5

0,5 0,5 - 1
5.3 Духовные миссии и их вклад в становление отечественного востоковедения (семинар).

2

1 - 1 1
6 Современные отечественные востоковедные центры и их история.

3

1 - 1 2

устный

6.1 Современные Отечественные востоковедные центры, история их становления и направления научной работы

3

1 - 1 2

Всего

34

  14 6 20  

Зачёт

2

                 

Содержание лекционного курса

№ Р аздела № Т емы С о держание разделов дисциплины Всего учебных часов
1.   Предмет и предыстория становления востоковедения в России 2
1. 1. Введение в тематику курса. Восток и востоковедение. Предмет изучения и структура востоковедной науки в России. Понятие Восток и востоковедение. Востоковедение в системе научного знания. История развития термина «востоковедение» в России. Общие представления о периодизации востоковедения в России. Введение в круг литературы по ИОВ.   1
1. 2. Предыстория востоковедения в России. Характер связей дохристианской Руси с Востоком. Влияние принятия христианства и укрепление отношений с Византией. Восток в русской культуре. Христианские паломничества на Восток. Торговые связи с Востоком. Период монголо-татарского нашествия и его двоякое значение: 1) прерваны традиционные торговые связи, 2) долговременное влияние на культуру русского народа. Постепенное создание предпосылок для дальнейшего развития востоковедения в России. Начало нового этапа в развитии практического востоковедения в период правления Ивана Грозного. Учреждение Посольского приказа (1549 г.). Отношения Московского государства с Востоком. Петровская эпоха и её предпосылки. Перемены во внешнеполитическом ведомстве, вызванные активизацией внешней политики. «Закон. Определение Коллегии иностранных дел» (13 февраля 1720 г.). Миссии на Восток. Начало систематического изучения Востока (в том числе в стенах Академии наук) и подготовки востоковедных кадров. Персоналии: Г.Я. Кер, Д.Н. Кантемир, Ф. Беневени, Ф. Сенюков, Ф. Эмин, П.А. Толстой, И.И. Неплюев и др. Востоковедение при приемниках Петра Первого. Развитие востоковедения в Академии наук. Регламент Елизаветы. Вопрос подготовки востоковедных кадров к началу XIX в. Предпосылки для создания академического (университетского) востоковедения.   1
2.   Академическое востоковедение в России в XIX – нач. XX вв. 4
2. 1. Развитие академического востоковедения в России в первой половине XIX в. Влияние реформ Александра I (1802 г.). Введение преподавания восточных языков в университетах (устав российских университетов 1804 г.). Три основных центра развития российского востоковедения в первой половине XIX в.: 1. Москва (Московский государственный университет, Лазаревский институт восточных языков). Иоганн Маттиас Шаден (приглашён в 1756 г.), И. Рехт, М.Г. Гаврилов, А.В. Болдырев и др.; 2. Санкт-Петербург (Санкт-Петербургский университет и Азиатский музей). Г.Ю.Клапрот, Жан Франсуа Деманж, О. И. Сенковский, А.О.Мухлинкий, Х.Д. Френ, Б.А.Дорн и др.; 3. Казань (Казанский университет, Казанская духовная академия). Династия Хальфиных, Х.Д.Френ, Ф.И. Эрдман, О.М. Ковалевский, В.И. Попов, В.П. Васильев, А.К. Казем-Бек и др. Востоковедение в университетах гг. Дерпта и Вильно. Востоковедение в учебных заведениях Украины – Киево-Могилянская академия, Киевский университет, Харьковский университет, Ришельевский лицей (г. Одесса). Создание предпосылок для дальнейшего развития востоковедной науки в России. Новый устав академии наук от 1836 г. Реформа середины XIX в. Попытка создания единого востоковедного центра. Дискуссия о научной и практической составляющей востоковедной науки. Перемещения центра востоковедения в Санкт-Петербурге.   1,5
2. 4. Развитие академического востоковедения в России во второй половине XIX – начале XX в. Востоковедение в Санкт-Петербурге. Указ Николая I от 22 октября (3 ноября) 1853. Перевод востоковедов и восточных собраний в Санкт-Петербург. А.К. Казем-Бек, А.О. Мухлинский, В.Р. Розен, И.П. Минаев, С.Ф. Ольденбург, Ф.И. Щербатской, В.В. Бартольд, И.Ю. Крачковский, В.М. Алексеев и др. Дальнейшее развитие Азиатского музея. Восточное отделение императорского русского археологического общества (осн. 1851). Записки Восточного отделения императорского русского археологического общества. Постепенное усиление специализации. Третий Международный конгресс востоковедов 1876 г. Развитие востоковедения в Казанской духовной академии. Г.С. Саблуков, Е.А. Малов, Н.П. Остроумов и др. Востоковедение в Москве. Московский университет и Лазаревский институт восточных языков. П.Я. Петров, Ф.Е.Корш, В.Ф. Миллер, А.Е. Крымский, В.А. Гордлевский, В.Ф. Минорский и др. Восточный институт во Владивостоке (1899-1919). Указ С.Ю. Витте от 1899 г. А.М. Позднеев, А.В.Рудаков, П.П. Шмидт, Е.Г.Спальвин, Г.В. Подставин, Г.Ц. Цыбиков и др.  Создание Российского общества востоковедов. 1,5
3.   Академич

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.186 с.